Научная статья на тему 'Родительская любовь как вид деятельности'

Родительская любовь как вид деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
533
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARENTS' LOVE / ЛЮБОВЬ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / ЧУВСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOVE / FEELINGS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербаков Евгений Павлович

В отечественной психологии выделяются виды деятельности: основные игра, учеба, труд; и производные общественная, политическая, изобразительное искусство, художественное творчество, спорт и др. В статье предлагается считать родительскую любовь видом деятельности, которая имеет все признаки других видов деятельности и продолжается длительный период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents' love as a kind of activity

Different kinds of activity are described in home psychology: basic game, studies, work, and derivative social, fine arts, amateur arts, sports and others. It is suggested in the article that we should consider parents love a kind of activity which possesses all signs of other kinds of activity and lasts for a long period of time.

Текст научной работы на тему «Родительская любовь как вид деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ омский НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК Ы* 2 (86) 2010

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК Е. П. ЩЕРБАКОВ

Омский государственный педагогический университет

РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отечественной психологии выделяются виды деятельности: основные — игра, учеба, труд; и производные — общественная, политическая, изобразительное искусство, художественное творчество, спорт и др. В статье предлагается считать родительскую любовь видом деятельности, которая имеет все признаки других видов деятельности и продолжается длительный период времени.

Ключевые слова: любовь, родительская любовь, чувства, деятельность.

Мальчик семи лет, обучающийся в первом классе, написал на листе бумаги своим дедушке и бабушке следующее: «Ваша долгая жизнь полна забот. Незаметно пролетела молодость и наступила зрелость. Вы поставили на ноги своих детей (взрослые дочь и сын), построили дом (домик на даче), посадили дерево (яблони на даче)». Ребенок зафиксировал на бумаге услышанные суждения о смысле жизни человека. Из его суждения раскрываются виды деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на решение жизненно важных целей. В теории психологии выделяются основные виды деятельности: игра, учеба, труди их производные. Действия могут быть физические и умственные, необходимое познание действий, подготовка к ним и т.д.

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и потребует продолжительного периода жизни.

«Поставить детей на ноги» составит по времени период от зачатия ребенка до получения им профессионального образования. Для этого потребуется примерно 25 лет.

Каждый человек в своей жизни исполняет несколько видов деятельности: познает мир, учится, трудится в сфере своей профессиональной деятельности; занимается самообслуживанием, занимается общественно-политической деятельностью, помогает своим близким и обездоленным, занимается самовыражением (творчество в изобразительном и художественном искусствах) и др. Выдающиеся психологи А. Н. Леонтьев [1], Б. Ф. Ломов [2] считали, что уровень развития личности зависит от выполняемых

видов деятельности и степени их реализации. Личностью не становятся при приспособительной деятельности. Надо, чтобы субъект имел необходимую мотивацию, сам выбирал вид деятельности, имел собственную программу и реализовывал ее, т. е. чтобы проявлялась его свобода воли как осознанная необходимость. В таком случае будет полная самоотдача этой деятельности, соответствующие результаты и удовлетворенность собой.

Вырастить сына или дочь — это большой и длительный вид деятельности. И если человек будет формально относиться к этому, то эту формальность ребенок легко почувствует. Будут установлены холодные и недоверчивые отношения.

Вид деятельности «вырастить и воспитать ребенка» подразделяется на следующие временные периоды: дородовый, новорожденный (1,5 месяца), младенческий (до 1 года), дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский [3]. Каждый из этих периодов является значимым. Рассмотрим дошкольный период, когда ребенку необходима любовь родителей. От того, как родители любят своего ребенка, зависит эмоциональное, личностное и социальное развитие малыша. Неадекватное проявление родительской любви в будущем может негативно сказаться на общем развитии ребенка, его социализации, на успешности и самостоятельности в жизни, а также может способствовать развитию негативных свойств личности, акцентуаций характера, вплоть до девиантности [3].

В педагогике любовь как фактор воспитания не разрабатывается. Это связано с концепцией 3. Фрейда, что уже в раннем детстве ребенок настолько сильно эротически переживает любовь к себе со стороны своих родителей, что у него появляется желание реализовать себя с помощью либидо. Проблема любви осталась темной потому, что любовь связывается с сексом, хотя секс может быть и без любви.

Концепция 3. Фрейда во многом умозрительная. Он экспериментов не проводил и свои умозаключения не проверял на практике. В науке существует мнение, что то, что невозможно проверить с помощью специально организованного эксперимента, считается не научным.

В педагогике и психологии [4] поднимается возможность использования по отношению к детям активно-позитивного отношения: фасцинацию, аттракцию, эмпатийный способ педагогического взаимодействия и любовь. Фасцинация означает очарование, обольщение, при которых используются особая компоновка сведений, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога выход. Такой подход может использоваться для бизнеса, но неприемлем для педагогики. Аттракция — аффективная оценка индивидуумом другого человека, как положительная установка на партнёра по общению; позитивное отношение к кому-либо. Эмпатийный способ педагогического взаимодействия — это поведение личности, выражающее сопереживание другому в общении, в моральной, социальной и духовной помощи. Р. В. Овчарова [4] выделила «профессиональную установку педагога на эмпатийный способ взаимодействия». В ней имеется три структурных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. М. Г. Бобкова [5] обозначила пять типов профессиональных установок педагога на эмпатийный способ взаимодействия: с активно-положительной профессиональной установкой; с функциональной профессиональной установкой; с нейтрально-безразличной

профессиональной установкой; с ситуативной профессиональной установкой; скрытно-отрицательной профессиональной установкой. Все перечисленные типы особого отношения к детям используются в профессиональной педагогике и выполняются как работа с приспособлением к условиям, а не с полной самоотдачей. Исследования И. П. Посошковой [6] и Е. Г. Ожоговой [7] показали, что развитие синдрома «психического выгорания» педагогов общеобразовательных школ связано с рассогласованием в системе смысложизненных ориентаций при неудовлетворенности процессом самореализации. Полумерные действия приводят к полумерным результатам. Только полная самоотдача деятельности приносит и большие результаты.

Какую позицию родительства субъект примет при рождении ребенка, так это и будет реализовываться в действиях и поведении. Позиция ограничения самоотдачи постепенно приведет к ограничению в развитии, как ребенка, так и себя как родителя, не будет в должной полноте переживаться каждый миг настоящего. Это приведет к дисгармонии в детско-родительских отношениях. Сотрудничество, сотворчество, соразвитие родителей и ребенка способствуют развитию семьи: развивается не только ребенок, но и родители наиболее полно реализовывают себя как личности.

Любовь родителей к своим детям — это благородное, возвышенное чувство. Новорожденный вначале выглядит беспомощным. Но он плачет и хочет что-то изменить, связанное с ним, и в этом проявляется его субъектность. Родители его опекают, удовлетворяют его потребности, устанавливаются стереотипы действий и поведения. Между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание, проявляется «заражение» и «подражание», которые осуществляются на уровне подсознания. Ребенок воспринимает действия взрослого, его мимику, интонацию, затем таким же образом обращается к взрослому. Любовь к нему со стороны взрослого интериоризируется ребенком и затем экстериоризируется к взрослому. Таким образом, взаимоотношение возрастает и становится мощным фактором и для ребенка, и для взрослого.

В нашей стране в роддоме произошел такой случай: русская мама по ошибке персонала получила чеченского ребенка, а чеченская — русского. Обе воспитывали детей до 1,5 — 2 лет. Дети по внешнему виду не походили на своих родственников. Русская мама стала сомневаться: не перепутали ли в роддоме их детей, и стала искать маму из г. Грозного. Оказалось, что, действительно, их детей перепутали. За прожитый период не только дети привыкли к «своим» матерям, но и матери привыкли к «своим» детям. Мать из г. Грозного сказала: «Я люблю этого ребенка, я всегда его буду помнить, никогда не забуду».

При полной самоотдаче к своему ребенку, т. е. при любви, все мысли и чувства связаны с ребенком, соответственно с этим проявляются установки, внимание, забота. В психологии описано такое явление, что в периоды, когда ребенок болеет, мать не досыпает в заботе о нем. Если ей удается уснуть, то ей не мешают спать ни сильные шумы, ни даже грохот, но стоит ребенку тихо захныкать, как она тут же проснется. Срабатывают свои сторожевые пункты.

Любовь не является односторонней. Любовь мамы в уходе за ребенком воспринимается им и запоминается. Первого человека, которого он узнает, — это

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

его мама. Первые его слова и улыбка относятся к маме. Это закрепляет и усиливает любовь родителей к своему ребенку.

Любовь, забота и внимание оказывает такое влияние, что ребенок всегда нуждается в своей маме. Даже если в силу каких-то обстоятельств мать лишается родительских прав, ребенок все равно любит свою маму и хочет быть с ней.

В младенческом возрасте движения очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Замечена синхронизация движений ребенка и матери. Под звуки речи или при совместном рассмотрении картины мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциацию с вальсом [3, с. 177].

Новорожденный ощущает окружающий его мир не с помощью ощущений тактильных, зрительных, слуховых, температурных, кинестетических, про-приоцептивных, равновесия. Вначале ребенок ощущает комфорт и дискомфорт. Ответные действия проявляются как безусловные, т.е. как врожденные рефлексы и инстинкты. Постепенно, по мере роста мозга и развития организма, ощущения становятся дифференцированными. И значительно позднее появляются восприятия, которые зависят от практического опыта и степени развития мозга.

Когда мама разговаривает с ребенком, им улавливается интонация ее голоса, ее речь сочетается с какими-то действиями. Повторение этих сочетаний образует в нервной системе ребенка условные связи и в целом динамические стереотипы. И потом уже по одной интонации он начинает понимать маму. Становление речи идет от года до пяти лет. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позднее. Средствами общения в ранние периоды жизни становятся интонация голоса, прикосновения (умывание, купание, массаж, поглаживание, обнимание, поцелуи, почесывание, похлопывание, одевание, раздевание). В это время происходит обратная связь и этим формируется состояние, которое может зависеть от уравновешенности — неуравновешенности, резких или спокойных движений.

Использование условно-рефлекторного уровня для нарастания дистантных рецепторов в формировании физиологических взаимосвязей между родителями и ребенком не дает основания относить условно-рефлекторный уровень к биологической составляющей родительской любви. Все, что относится к обучению и воспитанию, связано с психологопедагогическим уровнем. Мать влияет на ребенка, ребенок влияет на мать. Затем включаются антиципации, опережение ситуаций, предвосхищение, экстраполяции и интуиции. Если иметь в виду инстинкты, то они у человека больше всего связаны с опасностью, неожиданностью. По мере роста мозга начинают включаться мыслительные механизмы.

Р.В. Овчарова пишет [8], что Е.В.Милюкова условно-рефлекторный рефлекс по нарастанию дистантных рецепторов в формировании физиологических взаимосвязей назвала биологической составляющей родительства. В родительской любви были выделены компоненты [8]: биологический, когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий. Под биологическим компонентом прячется нечто мистическое, что обычно бывает при недостаточной проработанности вопроса. Позднее биологический [9] был назван психофизиологическим, как физиологи-

ческая взаимосвязь и психофизиологическое взаимодействие между родителями и ребенком. Этот компонент включает проприоцептивные и перцептивные ощущения матери; синхронизацию физиологического ритма матери и ребенка; совместное изменение поведения; уравновешивание матери и ребенка. Все это зависит от настроенности друг на друга посредством тактильной, слуховой, зрительной стимуляции взрослым ребенка, стремлением как родителей, так и ребенка к телесному контакту. Речь еще не работает, объяснять надо долго и будет непонятно, терпения не хватает, надо ждать. Телесный контакт дает непосредственную обратную связь, все быстро становится понятным. В контактах глаз, телесных контактах и звуках, выражающих чувства.

Таким образом, родительскую любовь к своему ребенку следует рассматривать как вид деятельности. Ей присущи особенности, которые имеют другие виды деятельности: общественно-исторический характер, цель имеет общественную значимость для общества, государства — воспитание человека; имеет длительность — от рождения до 18 — 25 лет; в процессе деятельности проявляются: интеллект, действия, эмоции и чувства. Государство оценивает эту деятельность финансово-экономическими вознаграждениями и соответствующими законодательствами.

Библиографический список

1. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 444 с.

3. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М. : Творческий центр «Сфера», 2006. — 464 с.

4. Овчарова, Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя / Р.В. Овчарова. — СПб., 2008. — 444 с.

5. Бобкова, М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия: Практическое руководство для школьного психолога / М.Г. Бобкова . — Тобольск, 2006.

6. Посошкова, И.П. Психологические особенности самоот-ношения современного учителя и условия его позитивного развития : автореф. дис. ... канд. психол. Наук / И.П. Посошкова. — М., 2004. - 22 с.

7. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Ожогова. — Саратов, 2008. — 23 с.

8. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства : учеб. пособие / Р.В. Овчарова. — М. : Изд. института психотерапии, 2003. — 319 с.

9. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.

ЩЕРБАКОВ Евгений Павлович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 32, каб. 512.

Статья поступила в редакцию 10.09.2009 г.

© Е. П. Щербаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.