5. Сафин, В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности / В.Ф. Сафин // Теория и практика формирования коммунистического сознания. — Уфа : Башк. педин-т, 1986. — С. 124—129.
6. Минкина, Н.А. Воспитание ответственностью / Н.А. Минкина. — М. : Высш. шк., 1990. — 144 с.
7. Дементий, Л.И. К проблеме меры ответственности / Л.И. Дементий // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Вып. 3 (23). — С. 264-274.
8. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. — М. : Политиздат, 1991. — 368 с.
РЕМИЗОВА Анна Владимировна, соискатель кафедры психологии личности.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2009 г.
© А. В. Ремизова
уДк 372 219 Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ К ДОШКОЛЬНИКУ_________________________________________
В статье рассматриваются особенности родительской любви к дошкольнику посредством выявления соотношения истинной, безусловной любви и симпатии при проявлении последней к ребенку. В исследовании приняли участие 80 полных социально благополучных семей с детьми дошкольного возраста. Данные, полученные в результате исследования, показывают, что в целом у родителей преобладает безусловная любовь к ребенку дошкольного возраста.
Ключевые слова: социально благополучная полная семья, соотношение родительской любви и симпатии, истинная родительская любовь, условная родительская любовь, безусловная родительская любовь.
Любовь — полная самоотдача другому человеку, а именно: человек стремится делать так, чтобы любимому было хорошо. Любовь — состояние счастья. Влюбленные испытывают неизмеримое ощущение счастья, в результате чего происходит зачатие нового человека. Возможно, это происходит из-за совпадения: биотоков коры головного мозга, эмоционального состояния, дыхания и функционирования желез внутренней секреции.
Любовь надо боготворить, защищать, бороться за нее. В настоящее время любовью называют удовлетворение своей организменной похоти. Использование термина «любовь» как синонима организменной похоти индивида приводит к тому, что рассеивается смысл понятия «любовь». Любовь становится занятием, которому можно посвятить какое-то время, а потом прекратить его, отложив до следующего раза. Поэтому любовь — это не только состояние, но и образ жизни. Если считать любовь состоянием, то она будет изменчивой, в зависимости от потребностей, факторов окружающей среды. Любовь — это отношение одного человека к другому, но не действие или действия. Выделяют следующие виды любви: супружеская, родительская, сыновья, дочерняя, братская, дружеская, любовь учителя к ученикам (ученику) [1]. Любовь может проявляться и к природе, искусству, к деятельности.
В религии утверждается, что нужно любить ближних своих, и, более того, надо любить и самого себя. Было время, когда любовь к себе осуждалась. Подобный вид любви называли эгоизмом, нарциссизмом [1]. Оказывается, если человек не любит себя, то он не способен даже говорить о какой-то любви к окружающим. Трудно представить выражение любви такого человека.
Особенно сильное влияние любовь родителей оказывает на ребенка в возрасте от одного — полутора месяцев до пяти лет. Формирование личности ребенка осуществляется на уровне эмоций, чувств, посредством которых выражается родительская любовь. В дальнейшем к эмоциям начинает подключаться речь, по мере ее развития у ребенка. Вместе с развитием речи идет и становление его сознания. Если в процессе формирования личности ребенок испытывает недостаток внимания и любви со стороны родителей, то это может привести к акцентуациям его характера. Это, в свою очередь, будет негативно сказываться на удовлетворенности жизнедеятельностью и даже на продолжительности его жизни.
Ребенок в дошкольном возрасте нуждается в родительской любви. Для благополучного психического развития ребенка необходимо, чтобы он ощущал любовь мамы и папы, чувствовал ее проявление. В действительности можно наблюдать недостаток любви родителей к ребенку или ее неадекватные формы (подмена на псевдолюбовь). Таким образом, проблема истинной родительской любви является актуальной. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей родительской любви к детям дошкольного возраста в полных социально благополучных семьях.
В исследовании была сделана попытка выявить, насколько истинной является любовь родителя к ребенку и определить, что преобладает в структуре родительской любви: истинная любовь или симпатия. Поясним, что истинной родительской любовью мы будем называть безусловную любовь родителя, когда он принимает ребенка таким, какой он есть от природы, со всеми его достоинствами и недостатками [2]. Симпатией будем обозначать условную родитель-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
скую любовь — такую любовь, когда родителю в ребенке важны какие-либо внешние признаки: похожесть ребенка на родителя, сходство привычек, образа действий и т.д., то есть когда любовь родителя не постоянна, а зависит от определенных условий [3].
В данном исследовании изучалась родительская любовь к ребенку в социально благополучной полной семье, то есть в семье с обоими родителями. В эксперименте участвовали полные семьи. Были опрошены родители восьмидесяти семей; всего 160 человек. Особенности родительской любви исследовались с помощью методики Р. В. Овчаровой «Опросник родительской любви и симпатии» [4]. Целью исследования являлось — определение соотношения родительской любви и симпатии к детям дошкольного возраста.
Итак, рассмотрим полученные результаты. Исследование любви родителей к ребенку дошкольного возраста в целом показало, что в благополучных полных семьях на протяжении всего дошкольного детства у родителей доминирует истинная любовь к своему чаду: 80,22 %. Анализ эмпирических данных показал, что безусловная любовь преобладает у родителей к детям в возрасте 3 — 4 лет. Такое отношение проявили: 88,9 % отцов и матерей из всех опрошенных. Это объясняется тем, что ребенок еще слишком мал, чтобы требовать от него социального соответствия чему-либо, так как он еще только делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает азы жизни в обществе. Этим обществом, микромиром является семья, в частности, родители: мама и папа, которые служат образцами для подражания ребенку. Возможно, у родителей детей трех-четырехлетнего возраста почти стопроцентное принятие ребенка еще и потому, что они редко сталкиваются с психологическим сопротивлением со стороны ребенка при взаимодействии с ним. Ребенку просто не с чем сравнивать, как можно себя вести по-другому.
Условность родительской любви становится выше с увеличением возраста ребенка. Скорее всего, эта условность родительских чувств, неприятие ребенка таким, какой он есть от природы, имеет социальную подоплеку. Своего пика условная родительская любовь (симпатия) достигает в старшем дошкольном возрасте (6 — 7 лет) и составляет 19,0 %. Возможно, это связано с тем, что родитель обеспокоен социальной незрелостью, неготовностью ребенка перейти на следующий этап развития — стать школьником.
Истинная родительская любовь к детям в возрасте 5 — 7 лет уравнивается с симпатией и составляет 6,0 % (в 5 — 6 лет) и 7,0 % (в 6 — 7 лет).
Анализ возрастной динамики родительской любви к дошкольнику показал, что условность любви родителя (симпатия) увеличивается пропорционально возрасту ребенка и достигает апогея в старшем дошкольном возрасте. Нестабильность родительской любви характерна для родителей детей старшего дошкольного возраста. Это может объясняться еще и социально-психологическими причинами. В общей массе у родителей дошкольников преобладает истинная любовь к своему ребенку.
Итак, мы рассмотрели особенности родительской любви к дошкольнику в целом. Далее обратимся к ее детальному анализу и рассмотрим особенности родительской любви у матерей и отцов детей дошкольного возраста. Анализ полученных результатов показал, что в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) как у матерей, так и у отцов преобладает истинная, безусловная любовь к ребенку — 100 %.
Нами эмпирически было выяснено, что степень безусловного принятия ребенка уменьшается с воз-
растом, то есть условность родительской любви увеличивается по мере взросления ребенка. Это начинает происходить во втором периоде младшего дошкольного возраста. Причем симпатия начинает доминировать над истинной родительской любовью у отцов, когда ребенку исполняется 4 года: 6,6 %. Неустойчивость родительской любви, то есть когда родительская любовь равна симпатии, выявлено у 15,4 % отцов.
Анализ материнской любви к дошкольнику показал, что у матерей преобладает безусловная любовь к ребенку младшего дошкольного возраста — 100 %. На наш взгляд, это объясняется тем, что у матери более тесная связь с ребенком, чем у отца, так как мать проводит больше времени с малышом. Она обеспечивает его витальные потребности, заботится о его гигиене, здоровье, безопасности, дарит ему положительные эмоции и т.д. Как следствие, мать лучше знает индивидуально-психологические особенности ребенка и, скорее всего, этим объясняется безусловность материнской любви к малышу.
Согласно результатам проведения методики, в любви, как матерей, так и отцов детей старшего дошкольного возраста, появляются элементы условности. Тенденция увеличения условности родительской любви выше у отцов, чем у матерей. Преобладание истинной родительской любви над симпатией у отцов детей пяти-шестилетнего возраста — 76 %; у матерей — 75,8 %. Преобладание истинной родительской любви над симпатией у отцов детей шести-семилетнего возраста: 50 %; у матерей — 73 %.
Симпатия к ребенку выше, чем истинная любовь в старшем дошкольном возрасте: в 5 — 6 лет: у 12,0 % отцов и у 9,0 % матерей.
Симпатия идентична любви у отцов старших дошкольников: в 5 — 6 лет 13,79 %; в 6 — 7 лет 18,2 %. Симпатия равна любви у матерей детей старшего дошкольного возраста: в 5 — 6 лет — 10 %; 6 — 7 лет — 12%.
Таким образом, у родителей преобладает безусловная любовь к детям младшего дошкольного возраста. Любовь отца становится условной начиная с четырехлетнего возраста ребенка. Условность в материнской любви появляется после того, как ребенку исполняется 5 лет. В целом, у родителей преобладает безусловная любовь к ребенку — полная самоотдача малышу. Изменение истинной родительской любви на условную объясняется существующими традициями жизнедеятельности семьи, стратегическими целями родителей по отношению к ребенку: подготовить его к будущей жизни, сделать независимым и самостоятельным в решении вопросов, касающихся самообслуживания.
Библиографический список
1. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А. — М. : Изд-во Центр, 2002. — 256 с.
2. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 464 с.
3. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов. — М. : Деловая книга, 2006. — 768 с.
4. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
ЗАВЬЯЛОВА Наталья Николаевна, преподаватель кафедры психологии.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2009 г.
© Н. Н. Завьялова