Научная статья на тему 'Особенности родительской любви к дошкольнику'

Особенности родительской любви к дошкольнику Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
967
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНАЯ ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / СООТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ И СИМПАТИИ / ИСТИННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / УСЛОВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / БЕЗУСЛОВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / A FULL SOCIALLY SUCCESSFUL FAMILY / THE CORRELATION OF THE PARENTAL LOVE AND OF THE LIKING / A TRUE PARENTAL LOVE / A CONDITIONAL PARENTAL LOVE / AN UNCONDITIONAL PARENTAL LOVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются особенности родительской любви к дошкольнику посредством выявления соотношения истинной, безусловной любви и симпатии при проявлении последней к ребенку. В исследовании приняли участие 80 полных социально благополучных семей с детьми дошкольного возраста. Данные, полученные в результате исследования, показывают, что в целом у родителей преобладает безусловная любовь к ребенку дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Завьялова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the parental love to a pre schooler

The article deals with the peculiarities of the parental love to a preschooler. These peculiarities are defined through the correlation of the unconditional, absolute love an d of the liking to a child. Eighty full socially successful families with the pre school children have taken part in the research. The results of the experiment have defined, that generally parents have the unconditional love to a child of the pre school age.

Текст научной работы на тему «Особенности родительской любви к дошкольнику»

5. Сафин, В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности / В.Ф. Сафин // Теория и практика формирования коммунистического сознания. — Уфа : Башк. педин-т, 1986. — С. 124—129.

6. Минкина, Н.А. Воспитание ответственностью / Н.А. Минкина. — М. : Высш. шк., 1990. — 144 с.

7. Дементий, Л.И. К проблеме меры ответственности / Л.И. Дементий // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Вып. 3 (23). — С. 264-274.

8. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. — М. : Политиздат, 1991. — 368 с.

РЕМИЗОВА Анна Владимировна, соискатель кафедры психологии личности.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.08.2009 г.

© А. В. Ремизова

уДк 372 219 Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ К ДОШКОЛЬНИКУ_________________________________________

В статье рассматриваются особенности родительской любви к дошкольнику посредством выявления соотношения истинной, безусловной любви и симпатии при проявлении последней к ребенку. В исследовании приняли участие 80 полных социально благополучных семей с детьми дошкольного возраста. Данные, полученные в результате исследования, показывают, что в целом у родителей преобладает безусловная любовь к ребенку дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально благополучная полная семья, соотношение родительской любви и симпатии, истинная родительская любовь, условная родительская любовь, безусловная родительская любовь.

Любовь — полная самоотдача другому человеку, а именно: человек стремится делать так, чтобы любимому было хорошо. Любовь — состояние счастья. Влюбленные испытывают неизмеримое ощущение счастья, в результате чего происходит зачатие нового человека. Возможно, это происходит из-за совпадения: биотоков коры головного мозга, эмоционального состояния, дыхания и функционирования желез внутренней секреции.

Любовь надо боготворить, защищать, бороться за нее. В настоящее время любовью называют удовлетворение своей организменной похоти. Использование термина «любовь» как синонима организменной похоти индивида приводит к тому, что рассеивается смысл понятия «любовь». Любовь становится занятием, которому можно посвятить какое-то время, а потом прекратить его, отложив до следующего раза. Поэтому любовь — это не только состояние, но и образ жизни. Если считать любовь состоянием, то она будет изменчивой, в зависимости от потребностей, факторов окружающей среды. Любовь — это отношение одного человека к другому, но не действие или действия. Выделяют следующие виды любви: супружеская, родительская, сыновья, дочерняя, братская, дружеская, любовь учителя к ученикам (ученику) [1]. Любовь может проявляться и к природе, искусству, к деятельности.

В религии утверждается, что нужно любить ближних своих, и, более того, надо любить и самого себя. Было время, когда любовь к себе осуждалась. Подобный вид любви называли эгоизмом, нарциссизмом [1]. Оказывается, если человек не любит себя, то он не способен даже говорить о какой-то любви к окружающим. Трудно представить выражение любви такого человека.

Особенно сильное влияние любовь родителей оказывает на ребенка в возрасте от одного — полутора месяцев до пяти лет. Формирование личности ребенка осуществляется на уровне эмоций, чувств, посредством которых выражается родительская любовь. В дальнейшем к эмоциям начинает подключаться речь, по мере ее развития у ребенка. Вместе с развитием речи идет и становление его сознания. Если в процессе формирования личности ребенок испытывает недостаток внимания и любви со стороны родителей, то это может привести к акцентуациям его характера. Это, в свою очередь, будет негативно сказываться на удовлетворенности жизнедеятельностью и даже на продолжительности его жизни.

Ребенок в дошкольном возрасте нуждается в родительской любви. Для благополучного психического развития ребенка необходимо, чтобы он ощущал любовь мамы и папы, чувствовал ее проявление. В действительности можно наблюдать недостаток любви родителей к ребенку или ее неадекватные формы (подмена на псевдолюбовь). Таким образом, проблема истинной родительской любви является актуальной. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей родительской любви к детям дошкольного возраста в полных социально благополучных семьях.

В исследовании была сделана попытка выявить, насколько истинной является любовь родителя к ребенку и определить, что преобладает в структуре родительской любви: истинная любовь или симпатия. Поясним, что истинной родительской любовью мы будем называть безусловную любовь родителя, когда он принимает ребенка таким, какой он есть от природы, со всеми его достоинствами и недостатками [2]. Симпатией будем обозначать условную родитель-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

скую любовь — такую любовь, когда родителю в ребенке важны какие-либо внешние признаки: похожесть ребенка на родителя, сходство привычек, образа действий и т.д., то есть когда любовь родителя не постоянна, а зависит от определенных условий [3].

В данном исследовании изучалась родительская любовь к ребенку в социально благополучной полной семье, то есть в семье с обоими родителями. В эксперименте участвовали полные семьи. Были опрошены родители восьмидесяти семей; всего 160 человек. Особенности родительской любви исследовались с помощью методики Р. В. Овчаровой «Опросник родительской любви и симпатии» [4]. Целью исследования являлось — определение соотношения родительской любви и симпатии к детям дошкольного возраста.

Итак, рассмотрим полученные результаты. Исследование любви родителей к ребенку дошкольного возраста в целом показало, что в благополучных полных семьях на протяжении всего дошкольного детства у родителей доминирует истинная любовь к своему чаду: 80,22 %. Анализ эмпирических данных показал, что безусловная любовь преобладает у родителей к детям в возрасте 3 — 4 лет. Такое отношение проявили: 88,9 % отцов и матерей из всех опрошенных. Это объясняется тем, что ребенок еще слишком мал, чтобы требовать от него социального соответствия чему-либо, так как он еще только делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает азы жизни в обществе. Этим обществом, микромиром является семья, в частности, родители: мама и папа, которые служат образцами для подражания ребенку. Возможно, у родителей детей трех-четырехлетнего возраста почти стопроцентное принятие ребенка еще и потому, что они редко сталкиваются с психологическим сопротивлением со стороны ребенка при взаимодействии с ним. Ребенку просто не с чем сравнивать, как можно себя вести по-другому.

Условность родительской любви становится выше с увеличением возраста ребенка. Скорее всего, эта условность родительских чувств, неприятие ребенка таким, какой он есть от природы, имеет социальную подоплеку. Своего пика условная родительская любовь (симпатия) достигает в старшем дошкольном возрасте (6 — 7 лет) и составляет 19,0 %. Возможно, это связано с тем, что родитель обеспокоен социальной незрелостью, неготовностью ребенка перейти на следующий этап развития — стать школьником.

Истинная родительская любовь к детям в возрасте 5 — 7 лет уравнивается с симпатией и составляет 6,0 % (в 5 — 6 лет) и 7,0 % (в 6 — 7 лет).

Анализ возрастной динамики родительской любви к дошкольнику показал, что условность любви родителя (симпатия) увеличивается пропорционально возрасту ребенка и достигает апогея в старшем дошкольном возрасте. Нестабильность родительской любви характерна для родителей детей старшего дошкольного возраста. Это может объясняться еще и социально-психологическими причинами. В общей массе у родителей дошкольников преобладает истинная любовь к своему ребенку.

Итак, мы рассмотрели особенности родительской любви к дошкольнику в целом. Далее обратимся к ее детальному анализу и рассмотрим особенности родительской любви у матерей и отцов детей дошкольного возраста. Анализ полученных результатов показал, что в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) как у матерей, так и у отцов преобладает истинная, безусловная любовь к ребенку — 100 %.

Нами эмпирически было выяснено, что степень безусловного принятия ребенка уменьшается с воз-

растом, то есть условность родительской любви увеличивается по мере взросления ребенка. Это начинает происходить во втором периоде младшего дошкольного возраста. Причем симпатия начинает доминировать над истинной родительской любовью у отцов, когда ребенку исполняется 4 года: 6,6 %. Неустойчивость родительской любви, то есть когда родительская любовь равна симпатии, выявлено у 15,4 % отцов.

Анализ материнской любви к дошкольнику показал, что у матерей преобладает безусловная любовь к ребенку младшего дошкольного возраста — 100 %. На наш взгляд, это объясняется тем, что у матери более тесная связь с ребенком, чем у отца, так как мать проводит больше времени с малышом. Она обеспечивает его витальные потребности, заботится о его гигиене, здоровье, безопасности, дарит ему положительные эмоции и т.д. Как следствие, мать лучше знает индивидуально-психологические особенности ребенка и, скорее всего, этим объясняется безусловность материнской любви к малышу.

Согласно результатам проведения методики, в любви, как матерей, так и отцов детей старшего дошкольного возраста, появляются элементы условности. Тенденция увеличения условности родительской любви выше у отцов, чем у матерей. Преобладание истинной родительской любви над симпатией у отцов детей пяти-шестилетнего возраста — 76 %; у матерей — 75,8 %. Преобладание истинной родительской любви над симпатией у отцов детей шести-семилетнего возраста: 50 %; у матерей — 73 %.

Симпатия к ребенку выше, чем истинная любовь в старшем дошкольном возрасте: в 5 — 6 лет: у 12,0 % отцов и у 9,0 % матерей.

Симпатия идентична любви у отцов старших дошкольников: в 5 — 6 лет 13,79 %; в 6 — 7 лет 18,2 %. Симпатия равна любви у матерей детей старшего дошкольного возраста: в 5 — 6 лет — 10 %; 6 — 7 лет — 12%.

Таким образом, у родителей преобладает безусловная любовь к детям младшего дошкольного возраста. Любовь отца становится условной начиная с четырехлетнего возраста ребенка. Условность в материнской любви появляется после того, как ребенку исполняется 5 лет. В целом, у родителей преобладает безусловная любовь к ребенку — полная самоотдача малышу. Изменение истинной родительской любви на условную объясняется существующими традициями жизнедеятельности семьи, стратегическими целями родителей по отношению к ребенку: подготовить его к будущей жизни, сделать независимым и самостоятельным в решении вопросов, касающихся самообслуживания.

Библиографический список

1. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А. — М. : Изд-во Центр, 2002. — 256 с.

2. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 464 с.

3. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов. — М. : Деловая книга, 2006. — 768 с.

4. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Академия, 2005. — 368 с.

ЗАВЬЯЛОВА Наталья Николаевна, преподаватель кафедры психологии.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2009 г.

© Н. Н. Завьялова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.