ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018.1 ББК Ч490.3
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Васягина Наталия Николаевна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов д. 26, ауд. 387; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитательная деятельность родителей; содержательно-целевой компонент воспитательной деятельности родителей; психологические условия эффективности воспитательной деятельности родителей.
АННОТАЦИЯ. Преобразования, осуществляемые в настоящее время в России, акцентируют внимание на особой значимости семьи в воспитании ребенка. В современном российском обществе воспитание ребенка понимается как социально значимая деятельность родителей, функциональная нагрузка которой задана в виде условий и средств воспитания, соответствующих требованиям времени. Эффективность воспитательной деятельности определяется суммарным множеством условий, среди которых особая роль принадлежит собственно психологическим, поскольку они являются наиболее управляемыми и, следовательно, могут быть использованы при оптимизации воспитательной деятельности в семье.
Vasyagina Natalia Nikolaevna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
KEY WORDS: educational activity of parents; meaningful and targeted educational component of parents; psychological condition of the parents' educational performance.
ABSTRACT: Conversion, ongoing in Russia, focuses on the special importance of family in the education of a child. In modern Russian society upbringing of children is understood as socially significant activity of parents, the functional load is given in the form of conditions and means of education meeting the requirements of the time. The effectiveness of educational activities is determined by the total number of conditions, where the main role is given to psychological ones, since they are the most manageable and, therefore, can be used to optimize the educational activities at home.
СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
SPECIFIC TERMS AND EDUCATIONAL PERFORMANCE OF PARENTS
реобразования, осуществляемые в настоящее время в России, акцентируют внимание на особой значимости семьи в воспитании ребенка. Сегодня не вызывает сомнения, что с институциональной точки зрения первым субъектом воспитания человека является семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности. Именно здесь закладываются все базовые качества ребенка, формируются его мировоззрение, убеждения, отношение к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе (А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева,
А. Г. Селевко, Г. К. Селевко, Л. А. Степашко, И. С. Кон, А. Н. Шевелева, Л. Б. Шнейдер и
др.).
закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации», ст. 44; Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., ст.63-65), обозначена прямая ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей (Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., ст.63 с изменениями от 23 декабря 2010 г.), регламентирован характер воспитательных действий, а именно указано, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., ст.65 с изменениями от 23 декабря 2010 г.). Таким образом, в современном российском обществе воспитание ребенка становится социально значимой деятельностью родителей.
Особый статус родителей как аген-
тов воспитания детей нашел отражение в законах и законодательных актах: в современном российском обществе родители воспринимаются как активные и самостоятельные субъекты, имеющие преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (Федеральный
© Васягина Н. Н., 2013
При рассмотрении воспитания ребенка как социально значимой деятельности родителей возникает необходимость выявления ее специфики, которую, с нашей точки зрения, можно понять, обратившись к анализу представлений о семейном воспитании, воспитательной деятельности, особенностях взаимодействия родителей и ребенка, отраженных в трудах отечественных и зарубежных психологов. Исходя из этого нами был проведен анализ психолого-педагогических текстов, который позволяет констатировать, что современные исследования воспитательной деятельности семьи отличаются обширностью и касаются преимущественно изучения целей, задач, содержания семейного воспитания (А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева, А. Г. Селевко, Г. К. Селевко, Л. А. Степашко, И. С. Кон, А. Н. Шевелева и др.), а также исследования факторов, определяющих эффективность воспитательной деятельности (С. А. Беличева, А. А. Бодалев, М. И. Буянов,
A. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. И. Исенина, А. Г. Лидерс, Р. В. Овчарова,
B. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.).
Акцентируя внимание на специфике воспитательной деятельности родителей, следует подчеркнуть ее социальную обусловленность [3. С. 14]. Так, изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как к объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник семейной системы - определило основой концепт современного семейного воспитания: учет позиции самого ребенка как активного его участника с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении воспитательных задач и обеспечения необходимых условий благоприятного развития ребенка (В. В. Абраменкова, Л. И. Вассерман,
О. А. Карабанова, Е. О. Смирнова, и др.).
Обозначенная тенденция находит свое воплощение в содержательно-целевом компоненте воспитательной деятельности родителей. Реализация семейного воспитания предполагает его осуществление по нескольким самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям, содержание которых можно свести к следующим позициям: морально-нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, гендерное воспитание. Рассмотрение целей семейного воспитания через развитие перечисленных воспитательных сфер позволяет выделить в этом виде педагогической деятельности родителей три вида задач: воспитательные задачи -формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций, стремления к общественно полезной
деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества (Е. В. Ко-ротаева, А. Г. Селевко, Г. К. Селевко и др.); образовательные задачи - подготовка ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений, формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям, формирование мужского достоинства и девичьей чести, формирование умений и навыков организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства и т.п. (А. Н. Ганичева, И. С. Кон, Л. Б. Шнейдер и др.); личностно-развивающие задачи - создание условий для полноценного психического и физического развития детей (О. Л. Зверева, Л. А. Сте-пашко, А. Н. Шевелева и др.).
Помимо общих задач исследователи выделяют задачи, стоящие перед родителями на каждом возрастном этапе ребенка: это формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности к матери (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметноорудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном возрасте (Г. Г. Филиппова,
О. В. Смирнова и др.), сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте (Р. В. Овчарова); создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрастах (Л. Б. Шнейдер, И. С. Кон и др.). Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности с переходом ребенка на новый виток развития будут изменяться, естественно, что содержание и специфика воспитательной деятельности также должны меняться.
Цели и задачи семейного воспитания определяют его общую направленность. В то же время его технологическая составляющая формируется на основе реализации соответствующих принципов воспитания.
Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные общественные требования к содержанию, методам и организации воспитательной деятельности. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в отличие от общих воспитательных принципов рассматриваются как педагогические позиции, которыми руководствуются родители при решении воспитательных задач. Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило
выделить в них следующие основные положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания:
- принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности (Е. В. Коротаева, М. И. Лисина, Е. С. Набойченко, Е. О. Смирнова и др.);
- принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми (А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спива-ковская и др.);
- принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений (С. А. Днепров, О. Ю. Косова, А. В. Мудрик и др.);
- принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных, региональных и муниципальных педагогических систем, устоев и традиций (Б. М. Игошев, В. А. Сластенин, Е. Н. Степанов);
- принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственных норм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия (А. С. Белкин, И. С. Кон, Л. В. Моисеева, Е. Н. Степанов);
- принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей (С. М. Зиньковская,
А. Г. Лидерс, С. А. Новоселов).
Таким образом, в самом общем виде воспитательная деятельность родителей -это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у них способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка (В. И. Генецинский, П. М. Ершов, И. С. Кон, Е. Н. Степанов, П. В. Симонов и др.).
Одним из важнейших критериев любой деятельности является ее эффективность. Следует заметить, что при изучении эффективности воспитательной деятельности родителей позиции отечественных психологов во многом перекликаются с исследованиями зарубежных ученых: эффективными называют действия, которые ведут к результату, задуманному как цель, поэтому
эффективность обязательно связана с реализацией целей и задач деятельности. Однако помимо достижения цели воспитания эффективность воспитательной деятельности зависит от множества других условий, при значительной вариативности которых особая роль, с нашей точки зрения, принадлежит психологическим. К числу таких значимых психологических условий относятся стили воспитания и типы детско-родительских отношений (С. А. Беличева, А. А. Бодалев, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. Земска, А. Е. Личко, Р. В. Овчарова, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Г. Эй-демиллер и др.), личностные особенности родителей и их представленность в воспитательных воздействиях (Е. И. Исенина, А. Г. Лидерс, Е. А. Нестерова, Г. Салливен,
A. С. Спиваковская, Е. Н. Спирева, В. В. Ткачева, К. Хорни и др.). Рассмотрим каждое из условий подробнее.
Изучение практики семейного воспитания позволило выявить стилевые особенности воспитательной деятельности родителей, характеризующиеся разной степенью эффективности воспитания. При этом разные авторы используют такие понятия, как «стили семейного воспитания» (Е. Т. Соколова, Э. Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкий), «родительское отношение» (М. О. Ермихина, С. С. Жигалин, Е. А. Нестерова, Р. В Овчарова и др.), «родительская позиция» (М. Земска, В.Сатир и др.), «типы воспитания» (С. А. Беличева, М. И. Буянов, А. Я. Варга, В. В. Столин и др.), «родительские установки» (К. Роджерс, К. Хорни, Е. Шефер и др.) и т.п., которые при всей терминологической вариативности отражают достаточно близкие по смыслу значения и условно могут быть определены как система приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и детей.
Практически все авторы, изучающие данный аспект, отмечают значимость стилевых особенностей воспитательной деятельности как для психического благополучия ребенка, так и для самих родителей. При этом имеющиеся классификации преимущественно отражают нарушения детско-родительского взаимодействия, либо основные ошибки семейного воспитания (С. А. Беличева, А. А. Бодалев, М. И. Буянов,
B. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
Среди классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее детализированной является классификация Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса [15], которые выделили такие стили семейного воспитания, как гипопротекция
(недостаток опеки и контроля, а при скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер), доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота, чрезмерная опека и контроль поведения), потворствующая гиперпротекция (потакание желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность (от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответствующих его возрасту).
Акцентируя внимание на отношениях матери и ребенка, Е. Т. Соколова выделяет благоприятные (сотрудничество, эмоциональное принятие) и неблагоприятные стили воспитания (изоляция, сотрудничество, псевдосотрудничество), уделяя последним значительно больше внимания: при изоляции совместные решения в семье не принимаются, ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями; соперничество - противостояние в общении с ребенком, критика, что является следствием реализации потребности матери в самоутверждении и симбиотической привязанности; псевдосотрудничество характеризуется эгоцентризмом, преобладанием у матери не деловой, а игровой мотивации в воспитании [9].
Утверждая, что воздействие дисгармонии семейных отношений на личность ребенка является одним из этиологических факторов, участвующих в формировании психической патологии (нервозов и психопатий) у детей, М. И. Буянов выделяет типы дефектов воспитания: воспитание «по типу Золушки», явное или скрытое эмоциональное отторжение, гиперопека (явная или скрытая), гипоопека. В. И. Гарбузов по степени выраженности эмпатийного отношения к ребенку обозначил три типа неправильного воспитания: воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение), воспитание по типу В (гиперсоциализирующее), воспитание по типу С (эгоцентрическое) [13].
Рассматривая типичные ошибки семейного воспитания, основанные на стратегии поведения родителей с детьми,
С. А. Беличева [1] выделяет девять типов неправильного семейного воспитания: попустительско-снисходительный тип, позиция круговой обороны, демонстративный стиль (родители часто жалуются на ребенка, его поступки, преувеличивая степень их опасности, это приводит к утрате у ребенка стыдливости, снижает внутренний контроль за поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым), педантично-подозрительный тип (роди-
тели не доверяют своим детям, подвергают их тоталитарному контролю), жесткоавторитарный стиль, увещевательный стиль (родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность), отстраненно-равнодушный стиль (возникающий, как правило, в семьях, где родители, в частности, мать, поглощена устройством своей личной жизни), воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательный стиль.
Известны и другие типологии родительского воспитания. Так, А. Я. Варга описала три неблагоприятных для ребенка, патогенных типа материнского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоцио-нально-отвергающий. Симбиотические отношения - очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью матери и детей друг от друга, при увеличении межличностной дистанции происходит нарастание тревоги, поэтому как мать, так и ребенок с трудом переносят даже кратковременную разлуку. При авторитарном типе отношений мать подавляет ребенка, навязывает собственную позицию, интересы и потребности ребенка игнорируются. Эмоционально-отвергающий тип родительского отношения характеризуется приписыванием ребенку личной несостоятельности, слабости, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику» [2].
Классификацию типов неадекватного отношения к ребенку предлагают А. А. Бодалев и В. В. Столин: ребенок,
«замещающий мужа» (мать требует к себе постоянного внимания, хочет постоянно находиться в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками); гиперопека и симбиоз (мать стремится удержать ребенка при себе, ограничить его самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения); воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви (ребенка игнорируют, обесценивают его «Я»); воспитательный контроль посредством вызова чувства вины (ребенку говорят, что он «неблагодарный», развитие его самостоятельности сковывается страхом) [11].
Таким образом, приведенные выше классификации, отражающие стилевые характеристики воспитательной деятельности, во многом повторяют и дополняют друг друга. При этом в качестве обобщенных параметров неправильного воспитания выступают: непонимание своеобразия лич-
ностного развития детей, непринятие детей, несоответствие требований и ожиданий матерей возможностям и потребностям детей, неравномерность отношения матерей в различные годы жизни детей, непоследовательность в обращении с детьми.
Как было отмечено выше, существенное значение при реализации воспитательной деятельности в целом и ее эффективности в частности играет личность воспитателя. Поэтому значимым для нас является обращение к рассмотрению исследований, акцентирующихся на изучении личностных особенностей родителей. Исследования, выполненные в таком ракурсе, условно можно разделить на две группы: в первой - реализация личностных особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми рассматривается через их представленность в соответствующих стилях семейного воспитания, во втором - изучается непосредственное влияние индивидуальнопсихологических особенностей, структуры личности родителя на развитие ребенка.
Мнение о том, что стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, разделяют А. Бандура,
А. Г. Лидерс, Е. Н. Спирева, В. В. Ткачева К. Хорни и др. Указанные авторы придерживаются мнения о том, что родители с теми или иными личностными особенностями будут реализовывать вполне определенные стили или близкие стили семейного воспитания. Яркой иллюстрацией этого подхода является разработка А. Г. Лидерса и Е. Н. Спиревой, по оценке которых, индивидуально-психологические особенности матери, придают ее воспитательной деятельности следующую специфику [7].
1. Экстравертированная мама -активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях, много внимания, сил и времени уделяет воспитанию ребенка, придает достаточное значение удовлетворению его потребностей. В то же время она требовательна, предъявляет больше запретов в воспитании, в связи с чем, в семье возможна конфронтация с детьми.
2. Спонтанная мама склонна к раскованному самоутверждению, наступатель-ности и лидированию, также уделяет ребенку много времени, предъявляет чрезмерное число требований, запретов и санкций, в связи с чем возможны случаи игнорирования его потребностей, что может привести к воспитательной конфронтации и отсутствию сотрудничества между родителем и ребенком.
3. Агрессивная мама уделяет ребенку меньше внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также
предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций. Такая мама склонна к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, вследствие чего в семье часты воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.
4. Ригидная мама предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени, сил и чрезмерного старания.
5. Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к оставлению ребенка на периферии педагогического внимания. Такая мама предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций. В воспитании часто наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.
6. Сензитивная мама уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.
7. Тревожная мама также уделяет ребенку много внимания, сил и времени, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании часто проявляется тревожность за ребенка, что его инфантилизирует.
8. Лабильная мама, склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени и сил воспитанию, удовлетворению потребностей детей, предъявляет меньше запретов, санкций, но больше требований. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, духовная близость с ним.
В. В. Ткачева [12] выделяет три типа матерей со сходными индивидуальнотипологическими особенностями и особенностями реализации воспитательной деятельности.
1. Матери невротичного типа характеризуются пассивной личностной позицией в отношении перспектив развития ребенка. Во взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Межличностные связи «родитель-ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер
2. Матери авторитарного типа характеризуется активной жизненной позицией и отчетливо выраженным убеждением, что проблемы их детей могут быть разрешены. Часто выдвигают требования не соответствующие возможностям ребенка, пытаясь силой достичь желаемого.
3. Матери психосоматичного типа склонны гиперопекать своих детей. Мучи-
тельные внутренние переживания этих матерей оказываются причиной возникающих нарушений в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории.
В рамках второго направления предпринимаются попытки выявления личностных особенностей родителей, имеющих решающее значение для эффективной воспитательной деятельности матери. При этом мнения авторов часто не совпадают. Например, А. С. Спиваковская считает, что успешность воспитания не определяется наличием каких-то особых, необходимых для родительской роли черт личности. Наиболее успешно справляются с воспитанием родители, у которых отсутствуют внутриличностные конфликты, обладающие открытостью, способные к самоанализу и изменениям [10].
В противовес указанной позиции, отталкиваясь от идей функциональной включенности родительства в культуру, Е. И. Исенина вводит понятие «базовые качества матери», под которыми понимает основополагающие качества, имеющие решающее значение для развития ребенка. На наш взгляд, сами по себе эти качества (принятие, отзывчивость, субъект обучения общению, субъект обучения действиям с предметами) не является новыми для психологии детско-родительских отношений -сходные идеи мы находим в трудах Б. Д. Эльконина, М. И. Лисиной, однако Е. И. Исенина не просто перечисляет материнские качества, а говорит об их онтогенезе, разрабатывает систему социальной ситуации развития базовых качеств матери, включающую как внешние (социальное окружение), так и внутренние (личностные характеристики женщины) факторы [6].
Личностные факторы эффективного родительства, представляющие уровень конкретной личности и являющиеся движущей силой процесса формирования, с одной стороны, эффективности подсистемы детско-родительских отношений, с другой -личностной зрелости родителя, выделяет Е. А. Нестерова [8]. К этим факторам автор относит характеристику самоактулизи-рующейся личности (контроль в сочетании с высоким уровнем развития подсистемы «отношений родителя» связан с внутренней поддержкой, гибкостью поведения, контактностью, принятием агрессии) и направленность на родительство (проявление эмпатии к ребенку связано с целостным восприятием мира, гибкостью поведения, положительным представлением о природе человека, самотрансценденцией). На наш взгляд, описывая личностную зрелость как фактор эффективного родительства, Е. А. Нестерова в большей степени отражает
влияние некоторых позитивных личностных особенностей, а не личностной зрелости в целом, поскольку данное понятие является весьма широким. Автор указывает на то, что личностная зрелость является вершиной развития позитивных личностных качеств, но набор этих качеств большой, а их сочетание, компенсацию одних качеств при нехватке других изучить сложно. Встает вопрос и о критериях личностной зрелости: где та грань между личностно зрелым родителем и личностно незрелым? Несмотря на высокую теоретическую и практическую значимость проведенного Е. А. Нестеровой исследования, предложенные в работе факторы, являющиеся одновременно и критериями личностной зрелости, неполно отражают, на наш взгляд, данное явление.
В качестве такого фактора, который является основой эффективных отношений внутри системы «родитель-ребенок», ряд авторов (В. И. Брутман, Н.Н. Васягина, Т. В. Леус, М. Д. Марконе, С. Ю. Мещерякова, С. Ю. Мохова В. С. Мухина, Д. Пайнз,
С. Фанти, М. Ю. Чибисова, Ю. И. Шмурак и др.) предлагают более конкретную категорию - самосознание. В качестве общего момента в исследованиях названных авторов выступает положение о том, что развитое самосознание является критерием личностной зрелости родителя, а следовательно, предопределяет эффективность воспитания ребенка [4].
В рамках исследования личностных особенностей родителей изучены и особенности их мотивационно-потребностной сферы (А. А. Бодалев, В. В. Столин, О. А. Ка-рабанова, Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова и др.). Показано, что адекватными для гармоничного отношения к ребенку являются мотивы удовлетворения потребности любить, заботиться, т.е. потребностей, которые появляются во взрослости, и наличие которых является признаком зрелости личности.
Однако большинство исследователей сосредоточены на изучении личностных особенностей, которые не способствуют, а препятствуют оптимальной реализации воспитательной деятельности. Так, А. И. Захаров отмечает, что психопатические черты у родителей оказывают отрицательное влияние на формирование личности детей [5]. Им выделены следующие неблагоприятные черты личности матери, у которых дети болеют неврозами: неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения; неустойчивость, противоречивость личности; импрес-сивный характер переработки чувств и переживаний; недостаточная пластичность, образность мышления, некоторая негиб-
кость, способствующие развитию гиперсо-циализированных черт характера; эгоцентризм. Все эти характеристики позволяют понять, какие проблемы в области межличностных отношений в семье свойственны родителям, дети которых страдают неврозами.
Особое место среди исследований данной группы занимают работы, освещающие аспекты девиантного родительства. Родители проявляют по отношению к ребенку открытое пренебрежение и насилие, что является причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах (В. И. Брутман, М. С. Радионова, С. Ю. Мещерякова). Чаще всего к таким искажениям предрасположены одинокие матери с их повышенным уровнем тревожности, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины, которые проецируют на ребенке свои худшие качества.
Таким образом, личностные качества родителей, и в первую очередь матери, могут как способствовать, так и препят-
ЛИТЕРАТУРА
ствовать эффективной реализации ею воспитательной деятельности. Значимым условием реализации воспитательной деятельности является личностная зрелость родителей, которая определяется как отраженный в самосознании родителя уровень развития его личности, обеспечивающий успешное выполнение воспитательной деятельности, способности к конструктивному решению фрустрирующих событий и успешную адаптации к различным жизненным ситуациям.
Обобщив представленные в настоящей статье материалы, мы приходим к выводу о том, что воспитание ребенка является социально значимой деятельностью родителей, функциональная нагрузка которой задана в виде условий и средств воспитания, соответствующих требованиям времени. Эффективность воспитательной деятельности определяется суммарным множеством условий, среди которых особая роль принадлежит собственно психологическим, поскольку они являются наиболее управляемыми и, следовательно, могут быть использованы при оптимизации воспитательной деятельности в семье.
1. Беличева С. А. Сложный мир подростка. Свердловск : Сред.-Урал. кн.. изд-во, 1984.
2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия : крат. лекцион. Курс. СПб. : Речь, 2001.
3. Васягина Н. Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 1.
4. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Екатеринбург : [б. и.], 2013.
5. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб. : Союз, 1998.
6. Исенина Е. И. Качества родителя и психическое развитие ребенка раннего возраста // Психология сегодня : ежегодник Рос. психол. об-ва. М., 2006. Т. 2, вып. 3.
7. Лидерс А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей. М.: Омега, 2006.
8. Нестерова Е. А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников : дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Курган, 2005.
9. Соколова Е. Т. Общая психотерапия : учеб. пособие. М. : Тривола, 2001.
10. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья : в 2 т. М. : Апрель-Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. -Т. 2.
11. Столин В. В. Семейные трудности: какие и почему // Семья и школа. 2000. № 3.
12. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2007.
13. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д : Феникс, 2004.
14. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Акад. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2005.
15. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1999.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.