УДК 37.018.1-053»465.00/.07» ББК Ч490.261.1
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Зайцева Ольга Вадимовна,
аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26;
e-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейное образование; социализация; дошкольное образование; образовательные стандарты.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается особенности формирования социальных навыков личности ребенка в условиях семейной формы дошкольного образования. Указаны целевые ориентиры развития личности ребенка дошкольного возраста в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов. Обращено внимание на противоречие, обуславливающее проблему исследования. Рассмотрено понятие «семейное дошкольное образование», требования Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к развитию ребенка. Указаны основные задачи воспитательной деятельности родителей, которые в контексте семейного образования приобретают особое значение. Семейное воспитание рассматривается как сложившаяся в условиях семьи система образования и воспитания, подразумевающая целенаправленное воздействие на ребенка. Раскрыта психолого-педагогическая характеристика семьи как института социализации личности ребенка. Указаны факторы влияния семьи на социализацию личности ребенка. Под социализацией понимается как процесс и результат становления личности, в ходе которого ребенком усваиваются социальные ценности, опыт, образцы поведения, и как результат воспроизводства полученного социального опыта в ходе взаимодействия. Показана ключевая роль матери в трансляции социокультурного опыта для ребенка посредством целенаправленного воспитательного воздействия, в котором мать реализуется личностно и деятельностно. В статье рассмотрен аспект реализации родителем себя как субъекта детско-родительских и учебных отношений. Показано, что организация семейной формы образования позволяет двустороннее развиваться ребенку и родителю.
Zaitseva Olga Vadimovna,
Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SOCIALIZATION OF THE CHILD'S PERSONALITY IN FAMILY EDUCATION
KEY WORDS: family education; socialization; preschool education; educational standards.
ABSTRACT. The article discusses the peculiar features of formation of social skills of a child's personality in the form of family pre-school education. It indicates the goal setting landmarks of development of preschool children in the context of the Federal State Educational Standards. The paper highlights the contradiction which substantiates the necessity of research of the problem raised in the given article and regards the concept of family pre-school education and the requirements of Federal State Educational Standards of preschool education to the development of the child. The author points out the main tasks of educational activity of parents, which become particularly important in the context of family education. Family education is considered in the article as a system of education and upbringing, established in the family, which implies purposeful influence on the child. The article deals with psychological and pedagogical characteristics of the family, as an institution of socialization of the child. The factors of influence of family socialization on the child are enumerated. Socialization is understood both as the process of formation of personality in which the child assimilates social values, experience, and behavior patterns, and as a result of his reproduction of social experience, obtained in the course of interaction with other people. The article shows the key role of mother in the translation of social and cultural experience to the child, through purposeful educational influence, in which the mother realizes herself both personally and through her activity. The article describes the aspect of realization of the parent himself as the subject of parent-child and educational relations. It is shown that the organization of family forms of education stimulates bilateral development of both children and parents.
Нн
а современном этапе отечественная образовательная политика ориентирована на признание приоритетной роли семьи в вопросах образования и как ключевого социального института, и как малой социальной группы, определяющей становление личности ребенка и впоследствии в более глобальном смысле - развитие российского общества.
Семья выполняет особую роль субъекта воспитательно-образовательного процесса,
ввиду того что условия семейного воспитания определяют формирование личности ребенка, его познавательной активности и развитие образовательных потребностей [3; 4; 5; 7; 9; 10].
Одной из перспективных форм получения дошкольного образования в настоящее время выступает семейная форма, под которой подразумевается овладение общеобразовательной программой вне дошкольного учреждения, роль педагога в этом слу-
© Зайцева О. В., 2015
чае выполняет родитель [11]. Согласно последней редакции Федерального закона «Об образовании» под категорией «семейное образование» понимается форма организации целенаправленного процесса получения образования в семье, осуществляемая родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения [13].
Под семейным дошкольным образованием мы будем понимать специальную форму организации дошкольного образования, направленную на обеспечение всестороннего развития ребенка, осуществляемую родителями в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). Основу семейного образования составляет семейное воспитание, направленное на развитие у ребенка представлений о необходимости следовать определенным нормам поведения, ответственно и самостоятельно организовывать свою деятельность
Образовательный процесс независимо от формы получения образования ребенком в соответствии с ФГОС ДО должен быть ориентирован на развитие таких личностных характеристик, как уровень овладения культурно-гигиеническими навыками, уровень развитости представлений о себе и об обществе, качества любознательности и эмоциональной отзывчивости, а также уровень развития способностей взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности решать интеллектуальные задачи и регулировать свое поведение [14].
Анализируя требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, можно отметить, что ключевой задачей является создание условий для оптимизации социальной ситуации развития ребенка-дошкольника [13; 14].
Вместе с тем семейная форма образования представляет собой специально организованную среду, в этой связи возникает ряд противоречий, обусловленных большим взаимодействием ребенка с взрослым, а не со сверстниками, что может вести к недостаточному обеспечению условий для социализации личности ребенка.
На наш взгляд, в контексте указанного противоречия особого внимания заслуживает рассмотрение характеристики семьи и семейного воспитания как основы первичной социализации личности ребенка, что в свою очередь подтверждает эффективность семейной формы образования в аспекте социализации.
Социализация представляет собой процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [12]. В контексте семейной формы дошкольного образования социализацию следует рассматривать и как процесс, и как результат детско-родительского учебного взаимодействия. Целевыми ориентирами при семейной форме образования выступают формирование навыков социального общения, в социуме в ходе деятельности, развитие представлений о нормах поведения, общественных ценностях [14]. Семья, выступая институтом образования, представляет собой фундаментальную основу для успешной социализации личности ребенка в силу своих исключительных функций, к которым обратимся далее.
Так, в отечественной психологической и педагогической практике семья рассматривается как уникальная подсистема общества, реализующая особые социальные функции и выступающая микрофактором социализации личности [6; 8; 12]. В работах О. А. Ка-рабановой, Р. В. Овчаровой, В. М. Целуйко и др. отмечена особая роль семьи как института воспитания и как основы, предопределяющей естественное психическое развитие ребенка [9; 10; 15]. Вместе с тем семья для ребенка выступает не только как источник и условие формирования и развития его психики, но и как первая модель социальных отношений в обществе.
Семья является носителем социокультурного опыта [4], ведущей деятельностью которой, по мнению А. Н. Елизарова, является «деятельность по сохранению, преобразованию, передаче последующим поколениям определенных ценностей», составляющая фундамент последующей интеграции ребенка в социум [8].
Характеристика семьи, представленная в современных исследованиях, определят условия семьи как естественной среды, где ребенок приобретает опыт взаимодействия, осваивает социальные роли, усваивает ценности и традиции общества [12; 15].
Опыт социального взаимодействия в семье усваивается ребенком в результате целенаправленного процесса воспитания и в соответствии с механизмом социального научения, основу которого составляет наблюдение за спецификой взаимодействия членов семьи между собой.
Содержание семейного воспитания представляет собой решение педагогических задач, ключевой из которых, с позиции деятельностного подхода в отечественной психологии, является передача социального
опыта, важнейшей характеристикой развития личности признается «социальная ситуация развития» в семье [5].
Следует подчеркнуть, что семейное воспитание в настоящее время понимается как сложившаяся в условиях семьи система образования и воспитания, подразумевающая целенаправленное воздействие на ребенка. Так, В. А. Петровский отмечает, что в каждой семье формируется собственная субъективная воспитательная система, апробация которой реализуется ежедневно, путем применения методов и средств воздействия взрослым на ребенка с определенной целью. Реализующаяся в целостной воспитательной системе деятельность родителя ориентирована на целенаправленное содействие становлению и развитию личности ребенка.
В качестве основных задач воспитательной деятельности родителей, приобретающих в контексте семейного образования особое значение, выделены следующие:
1) воспитательные задачи, ориентированные на формирование основ нравственных установок, позиций, характера, дисциплины, соблюдения общественных норм;
2) образовательно-воспитательные задачи, связанные с формированием чувства уважения к членам семьи, представителям противоположного пола, а также умения и навыки организации семейного быта;
3) личностно развивающие задачи, определяющие создание условий для физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка.
В работах В. М. Целуйко показана степень влияния социального окружения, условий жизни на развитие интеллектуального потенциала ребенка, что обуславливает ключевое значение семьи в формировании интеллекта ребенка путем организации социальной ситуации развития для ребенка в домашних условиях [12; 15].
Социализация ребенка в семье происходит естественным путем, факторы влияния семьи на социализацию детей определены Г. М. Андреевой [1]:
1) структура взаимосвязей всех членов семьи;
2) положение ребенка структуре семье;
3) подлинные социализаторы и воспитатели, то есть те лица из числа ближайшего социального окружения, которые в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка в связи с их повышенным авторитетом для ребенка или благодаря основному уходу за ним;
4) особенности стиля воспитания в семье;
5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.
Анализ отечественных психолого-педагогических исследований отражает особенности влияния семьи в целом и матери в частности на становление как конкретных личностных качеств, так и личности ребенка в целом. Особое значение в социализации личности ребенка занимает мать, ролевые позиции которой, как правило, многообразны. Так, мать выступает и первым значимым педагогом, и транслятором социальной культуры.
Р. В. Овчаровой выделен ключевой механизм развития личности ребенка, определяющийся идентификацией отношений между матерью и ребенком [11]. На этапе младенческого возраста вырабатывается способность к подражанию мимических действий матери, таким образом формируются эмоциональная связь, определяющая основу дальнейшего эмоционального восприятия ребенком мира. В. С. Мухина, В. М. Целуйко определяют семью как основу, определяющую идентификацию ребенка и его дальнейшее полоролевое поведение в социуме.
В. С. Мухина, Л. Б. Шнейдер, В. М. Це-луйко выделяют ведущую роль семьи в формировании полоролевого поведения ребенка, через идентификацию и подражание представителям своего пола и сепарацию с противоположным полом на разных возрастных этапах жизни происходит усвоение половой роли, поведенческих стереотипов, ценностей своего пола. Модели полоролево-го поведения усваиваются ребенком посредством подражания матери или отцу [15].
В исследованиях Н. Н. Васягиной рассмотрены аспекты субъектного становления матери как транслятора важнейшего социокультурного опыта для ребенка [4]. Именно в материнстве происходит личностная и дея-тельностная самореализация женщины, проявляющаяся в виде воспитательной деятельности, преобразовательной активности, направленной на ребенка. Таким образом, организация семейной формы образования позволяет родителю реализовать себя и как субъекта детско-родительских отношений, и как субъекта образовательных отношений, что обеспечивает двусторонний процесс развития и социализации ребенка и родителя.
Таким образом, при рассмотрении роли семьи в социализации ребенка можно отметить, что в условиях семейного образования, подразумевающего особым образом организованную образовательную среду, ключевые задачи, стоящие перед родителем-педагогом, обучающим ребенка дошкольного возраста, будут реализованы. Такие аспекты, как индивидуализация образовательной деятельности ребенка, развитие субъектной позиции ребенка по отношению к обучению, формирование об-
щекультурных, нравственных представле- в ходе которого ребенком усваиваются со-ний и ценностей, формирование ценности циальные ценности, опыт, образцы поведе-здоровья, поддержка детской инициативы и ния, а результат - воспроизводство полусамостоятельности, будут реализованы ес- ченного социального опыта в ходе взаимо-тественным путем, посредством воспитания действия. При этом такое ключевое требо-ребенка в семье, родителем, выполняющим вание отечественной системы образования, две социально-деятельностные позиции: как создание условий для продуктивной со-педагога и родителя. циализации ребенка, в семейной образова-
Таким образом, под социализацией по- тельной среде может быть реализовано в
нимается процесс и результат, процесс полной мере. представляет собой становление личности,
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. 1997. № 4. С. 50-52.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Междунар. пед. акад., 1995.
3. Варга А. Я Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.
4. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография. Екатеринбург, 2013.
5. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Союз, 1999.
6. Дядюнова И. А. К вопросу о социализации детей / / Начальная школа. 2007. №10. С. 89-92.
7. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. : Питер, 2008.
8. Елизарова А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //Вестник МГУ. Серия Психология. 1996. № 1. С. 42-49.
9. Карабанова О. А. Цели и задачи коррекции детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи : мат-лы Всерос. науч. конф., 14-16 окт. 2003 г. М., 2003. Ч. 2. С. 144-151.
10. Овчарова Р. В. Психология родительства. М. : Академия, 2005.
11. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства : тр. по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. М. : Ин-т социологии образования РАО, 2013.
12. Толмачева А. А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск : Норматика, 2013.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://минобрнауки.рф./%Do%BD%Do%BE%Do%B2%Do%BE%Dl%8l%Dl%82%Do%B8/3447.
15. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи. Екатеринбург : У-Фактория, 2007.
LITERATURE
1. Andreeva G. M. Uroven' sotsial'noy stabil'nosti i osobennosti sotsializatsii v mladshem shkol'nom vozraste // Vestnik MGU. 1997. № 4. S. 50-52.
2. Bozhovich L. I. Izbrannye psikhologicheskie trudy: Probl. formirovaniya lichnosti / Pod red. D. I. Fel'dshteyna. M. : Mezhdunar. ped. akad., 1995.
3. Varga A. Ya Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya : dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1996.
4. Vasyagina N. N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii : monografiya. Ekaterinburg, 2013.
5. Vygotskiy L. S. Lektsii po psikhologii. SPb. : Soyuz, 1999.
6. Dyadyunova I. A. K voprosu o sotsializatsii detey // Nachal'naya shkola. 2007. №10. S. 89-92.
7. Druzhinin V. N. Psikhologiya sem'i. SPb. : Piter, 2008.
8. Elizarova A. N. K probleme poiska osnovnogo integriruyushchego faktora sem'i //Vestnik MGU. Seriya Psikhologiya. 1996. № 1. S. 42-49.
9. Karabanova O. A. Tseli i zadachi korrektsii detsko-roditel'skikh otnosheniy // Psikhologicheskie problemy sovremennoy rossiyskoy sem'i : mat-ly Vseros. nauch. konf., 14-16 okt. 2003 g. M., 2003. Ch. 2. S. 144-151.
10. Ovcharova R. V. Psikhologiya roditel'stva. M. : Akademiya, 2005.
11. Sobkin V. S., Skobel'tsina K. N., Ivanova A. I., Veryasova E. S. Sotsiologiya doshkol'nogo detstva : tr. po sotsiologii obrazovaniya. T. XVII. Vyp. XXIX. M. : In-t sotsiologii obrazovaniya RAO, 2013.
12. Tolmacheva A. A. Sotsializatsiya detey doshkol'nogo vozrasta v usloviyakh domashnego vospitaniya : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006.
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». Novosibirsk : Normatika, 2013.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http://minobrnauki.rf./%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3447.
15. Tseluyko V. M. Psikhologicheskie problemy sovremennoy sem'i. Ekaterinburg : U-Faktoriya, 2007.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.