Научная статья на тему 'Семейная социализация и воспитание'

Семейная социализация и воспитание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10619
1086
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СЕМЕЙНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / FAMILY DYSFUNCTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цинченко Галина Михайловна

Статья посвящена теоретическим аспектам семейной социализации и воспитания детей. Представлены различные подходы к социализации, проанализированы причины успешной и неуспешной социализации, влияние дисфункций семьи на социализацию детей. По мнению автора, снижение возможности семьи в решении задач социализации ребенка связано со снижением «качества» института семьи. Кризисные явления семьи в российских условиях можно преодолеть, считает автор, с помощью продуманной социальной политики государства и возрождения ценностей фамилизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Socialization and Upbringing

The article is devoted to theoretical aspects of family socialization and education of children. Describes different approaches to socialization, analyzed the reasons for success and failure of socialization, the influence of family dysfunction on the socialization of children. According to the author of the decline of the family in the socialization of the child is associated with a reduction in the “quality” of the family. The crisis of the family in the Russian conditions can be overcome, the author, through judicious social policies of the State and the rebirth of values familizma.

Текст научной работы на тему «Семейная социализация и воспитание»

о ©

Цинченко Г. М.

Семейная социализация и воспитание

х Цинченко Галина Михайловна

О Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

™ Доцент кафедры социологии и социальной работы

о Кандидат социологических наук, доцент

^ galina_ts55@mail.ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена теоретическим аспектам семейной социализации и воспитания детей. Представлены различные подходы к социализации, проанализированы причины успешной и неуспешной социализации, влияние дисфункций семьи на социализацию детей. По мнению автора, снижение возможности семьи в решении задач социализации ребенка связано со снижением «качества» института семьи. Кризисные явления семьи в российских условиях можно преодолеть, считает автор, с помощью продуманной социальной политики государства и возрождения ценностей фамилизма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

семья, семейное воспитание, социализация, семейные дисфункции

Tsinchenko G. M.

Family Socialization аnd Upbringing Tsinchenko Galina Mihailovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate professor of the Chair of Sociology and social work PhD in sociology, Associate Professor galina_ts55@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to theoretical aspects of family socialization and education of children. Describes different approaches to socialization, analyzed the reasons for success and failure of socialization, the influence of family dysfunction on the socialization of children. According to the author of the decline of the family in the socialization of the child is associated with a reduction in the "quality" of the family. The crisis of the family in the Russian conditions can be overcome, the author, through judicious social policies of the State and the rebirth of values familizma.

KEYWORDS

family, family education, socialization, family dysfunction

Человек рождается в условиях социума, и социальные условия создают рамки, в которых происходит формирование социально-компетентной личности, иными словами, его воспитание и социализация. Социализация (от лат. воааПв — общественный) — приобщение человека к общественной жизни. Социализация и воспитание в семье в значительной мере определяются господствующими в данном обществе идеологическими, политическими, морально-нравственными, правовыми и другими воззрениями. Процессы социализации, семейной социализации и воспитания являются «приобретением» каждого исторического периода общества. Общество, развиваясь, дает новое не только содержательное наполнение обозначенных процессов, но и толкование самих понятий.

Взаимосвязь социализации и воспитания

Существование различных подходов при определении социализации как проблемы включения личности в изменяющуюся социальную среду обусловлено вниманием

ученых таких областей, как социология, педагогика, социальная антропология, со- з циальная и педагогическая психология. Известный американский социолог Н. Смел- ^ зер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных § установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [21, с. 652], под- £ черкивая значение субъектной роли индивида в этом процессе. По мнению поль- ^ ского социолога Я. Щепаньского, социализация — это «влияния среды в целом, ° которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его понима- о нию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению раз- ^ личных социальных ролей» [22, с. 51]. Э. Гидденс социализацию определяет как ш «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социаль- О ным нормам и ценностям» [5, с. 93]. По определению П. Бергера и Т. Лукмана, социализация — это «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть», которое имеет первичную и вторичную стадии. «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Очевидно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида и что основная структура любой вторичной социализации будет сходна со структурой первичной социализации. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию» [3, с. 213]. Н. Андреенкова, также выделяя две стадии социализации, считает, что стадия активного становления личности как общественного существа занимает около трети жизненного цикла, в течение которой осуществляется элементарная (первичная) социализация ребенка; нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка и концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости (от 17 до 25 лет). На второй стадии происходит развитие личности в процессе функционирования в обществе сначала в качестве трудоспособного члена, а затем после выхода на пенсию [1, с. 4].

По мнению И. С. Кона, воспитание является частью социализации, единым с ней целым, так как «социализация близка русскому слову „воспитание", значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества. Воспитание стремится включаться в процесс социализации как составной части социальной среды с помощью направленного, стимулируемого и сознательно формируемого воздействия на личность. Личность формируют многие, как внутренние (унаследованные и врожденные), так и внешние (среда и воспитание) факторы. Несмотря на то что каждый из этих факторов имеет свои специфические черты и особенности, они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое» [14, с. 134].

Многообразие имеющихся в научной литературе основных понятий социализации содержит понимание того, что социализация — это процесс, благодаря которому люди усваивают социальные нормы и происходит становление личности. Выработка социальных позиций личности, позволяющих ей эффективно взаимодействовать в обществе, собственно и является содержанием социализации, а ее цель — формирование социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами, а также воспроизводство общества в целом. Таким образом, социализация — это двухсторонний процесс. С од-

з ной стороны, происходит усвоение социального опыта как результат воздействия среды на человека. С другой стороны, в ходе социализации человек также воз-0 действует на среду посредством отношений, своей деятельности и общения при £ избирательном отношении к нормам и ценностям. Такое понимание социализации ^ характерно для современной науки, тогда как первоначально под социализацией

° понимали процесс одностороннего влияния среды, общества на человека.

" Семья как базовый институт социализации и воспитания

0 Уникальный общественный институт, каким является семья, самим Творцом, природой предназначен для рождения и воспитания. В ней одной существует возможность тонких душевных взаимовлияний и длительные индивидуальные взаимодействия, что сочетается с достаточно прочной нормативной основой. В семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Основополагающей матрицей социализации личности в любом типе культуры выступает семья. Именно этому институту социальной системы принадлежит главная и безусловная роль в воспитании и социализации детей, несмотря на то что в этих процессах участвуют и другие социальные институты, такие как образование, наука, искусство, религия.

Как социальный институт семья представляет собой сложное социальное образование, имеющее специфическую устойчивую совокупность супружеских, родительских и родственных отношений, организационно оформленную для выполнения социально значимых функций. Специфические функции семьи, которые отличают семью от других социальных институтов, — репродуктивная (рождение детей), экзистенциальная (содержание детей) и социализационная (воспитание детей) — объективно необходимы для существования и развития как отдельного индивида, так общества в целом, поскольку они обеспечивают удовлетворение разнообразных социальных потребностей, возобновление не только самого населения, но и его духовного, культурного, морального, образовательного потенциала.

В социологии базовым в реализации функции социализации ребенка также признается институт семьи, который А. Г. Харчев определял как «исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [25, с. 16]. Роль семьи в жизни общества важна и многогранна потому, что каждый человек на протяжении всего своего жизненного пути является частью семьи, в ней он рождается, развивается, взрослеет, выходит из нее и создает новую. Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семья является историческим образованием, важнейшим институтом, содействующим как становлению полноценной социально активной личности, так и исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей поколений. Передача образцов поведения и моделей деятельности осуществлялась благодаря совместному труду разных поколений и их коллективному проживанию, в результате чего дети осваивали трудовые навыки и статусно-ролевые позиции [24, с. 92]. Семейная социализация является первичной и базовой, так как она должна обеспечить формирование социальной ответственности и умение подчинить общему индивидуальное. Социализация протекает на протяжении всей жизни, однако наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности. В процессе первичной социализации нередуцируемо значение семьи. Несмотря на то что любой человек испытывает на себе воздействие других людей и это сказывается на поведении индивида на всех

этапах жизненного цикла, семейная социализация является одним из самых первых з и самых важных из всех социальных процессов, в которые «погружается» ребенок ^ с момента своего рождения [5, с. 76]. И от этого «погружения» зависит во многом § дальнейший жизненный путь ребенка. £

Многие ученые считают, что воспитание представляет собой выработку в инди- ^ виде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственных ценностей, ° которые закономерно ориентируют личность на отношение к добру, истине, кра- о соте, и реализуется в процессе творческого овладения всеми доступными дости- ^ жениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста, ш другими словами, обеспечивает культурное воспроизводство общества [26, с. 63].

Помимо передачи генетической наследственности семья является важным инструментом, который обеспечивает не только интеграцию ребенка в общество, но и определяет приоритет интересов и потребностей индивида, его взаимодействия с обществом как полноправного и полноценного члена. Полноту освоения социальных ролей и навыков социального взаимодействия, сопереживания другому дает опыт, приобретенный в родительской семье. Передача жизненного опыта старших поколений, усвоение культуры и образцы поведения, знаний, норм, принятых в социуме и его подсистемах, происходит в процессе семейного общения. В инкультурации, в формировании ценностно-смысловой сферы личности и ее становлении как активного субъекта социальной действительности — социализации первая роль отводится прежде всего родителям, которые, как правило, являются первыми агентами этого процесса. В дошкольном возрасте главными агентами воспитания являются отец и мать, осуществляющие социализирующее влияние на ребенка в ходе повседневной семейной жизни. Решающими факторами семейного воспитания являются личностные качества матери и отца, уровень их культуры и образования, мировоззрение. Огромную роль играют стиль супружеских и детско-родительских отношений. У всех народов нравственные нормы, правила, моральные идеалы прививаются в первую очередь в семье. Первые нравственные кирпичики закладываются в семье в течение первых 5 лет жизни ребенка. Именно в семье закладываются основы личности, и уже к поступлению в школу многие личностные характеристики человека носят сформированный характер. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми. Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе. В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности [9, с. 52]. В семье родители передают детям душевную доброту, чуткость, сердечность, человечность. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей дальнейшей жизни, так как развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи.

Как фактор социализации семья обеспечивает непрерывное и устойчивое воздействие, основанное на эмпатийно-родственных чувствах взаимной ответственности и любви. Семья обеспечивает возможность передачи социального опыта детям на основе наследования и в процессе взаимного обучения. В подлинной семье каждый способен одновременно ощутить себя и частицей, и центром се-

з мейного целого. Семейная социализация, во-первых, подготавливает к будущей семейной жизни, во-вторых, подготавливает к исполнению разнообразных соци-0 альных ролей, в-третьих, семейная социализация стабилизирует поколения по £ вертикали и социальные группы по горизонтали. Семья оказывает социализирую-^ щее воздействие на индивида посредством нормативного и информационного ° влияния. Семью, как «первую школу», которую осуществляют отец, мать, дедушка о и бабушка, братья и сестры, никто и ничто не заменит; ничто не может компенси-д ровать любви и мысли, которые познаются только в семье. Современная наука ш накапливает все больше данных о роли семейного воспитания также и в стимулировании интеллектуального развития ребенка: ребенок тем быстрее приобретает необходимые знания, навыки речи, мышления, чем содержательней и многообразней общение в семье. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия и для детей, перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии [28, с. 66].

Процессы позитивной и негативной социализации

Положительная и отрицательная направленность социализации ребенка зависит также от семьи. Положительное воздействие семьи на личность ребенка заключается и в том, что никто не любит его так и не заботится так, как близкие для него люди в кругу семьи. Процессы успешной позитивной семейной социализации и идентификации личности в семье как задают долговременные межличностные отношения, так и направляют на реализацию высоких социальных и духовно-нравственных ценностей. Одним из важнейших условий нормального развития и благополучного вхождения в мир социальных отношений и культуры общества является эмоциональный комфорт ребенка в семье. Сегодня, как никогда, человек нуждается в поддержке близких людей: в сопереживании, понимании, ласке, уважении и признании уникальности и самоценности его личности. Семейные ценности уникальны по своей природе, так как именно семья является той нишей, где человек может найти внимание, тепло, понимание и защиту. Для родственного общения важно, чтобы члены семьи были взаимно заинтересованы, доброжелательны, деликатны, понимали и поддерживали своих близких. Эти потребности очень сложно, а порой и невозможно удовлетворить вне семьи: нельзя уподобить семейным не только никакие межличностные связи, но и тем более формальные организации. Происходящие в период детства сензитивные возрастные периоды при условии их целенаправленной реализации закладывают фундамент интеллектуальных, физических, волевых и духовно-нравственных качеств личности ребенка, так как семейная социализация, воспитание и развитие охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка.

Однако никакой другой социальный институт не может потенциально навредить формированию личности детей, как семья в случае семейной дисфункции. Данные ученых подтверждают, например, что между плохими отношениями бывших супругов и девиантностью, делинквентностью детей и подростков, проблемами их школьной дезадаптации существует прямая связь [20, с. 415]. Слабая взаимная заинтересованность и информированность родителей и детей нередко формируют негативные отношения, которые лишают семейное общение эмоциональной привлекательности и создают эмоциональный дискомфорт. Наличие эмоционального дискомфорта не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью, так как доверчивое отношение к миру и людям или ожидание неприятностей и угроз со стороны мира и других людей формируется в раннем детстве. Известно, что травмирующие ситуации, пережитые в детстве, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Это происходит потому, что такой опыт может сформиро-

вать специфические семейные отношения и запустить особые жизненные сценарии. з Известный русский педагог и писатель А. Н. Острогорский так писал о соотношении ^ социализации в семье и семейного воспитания: «Родители воспитывают, а дети § воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненаме- £ ренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, — но ^ может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не ° только к посторонним, но и к своим близким» [17]. о

Последствия деятельности социального института, которые способствуют вы- ^ живанию и саморегуляции данной системы, Р. Мертон предложил рассматривать ш как функции, последствия, ведущие к дезорганизации системы, — как дисфункции [18, с. 37]. Нарушения, которые возникают в дисфункциональных семьях, затрагивают в первую очередь ребенка, в ней воспитывающегося, оказывая негативное влияние на все уровни его развития, так как в процессе социализации ребенок усваивает специфические свойства, формы поведения, язык, культуру, ценности. Включение в структуры общественной жизни происходит на их основе. Социологи считают этот процесс амбивалентным, связанным с большим риском и возможностями отрицательного развития, которые могут стать источником девиантного поведения. Низкая степень социальной нормативности, повышенная конфликтность, агрессивность, неадекватная самооценка, низкий уровень саморегуляции и самостоятельности, а также отрицательная волевая направленность и дисгармоничность интеллектуальной сферы часто проявляются у детей, воспитывающихся в неблагополучной семье. Семейное неблагополучие приобрело необычайно широкие масштабы, что усугубляет внутрисемейную конфликтность, напряженность, приводит к дезорганизации функционирования семьи и резко понижает ее воспитательный потенциал.

Если семья находится под воздействием разрушающих, дестабилизирующих факторов и не может противостоять им, обеспечить детям чувство безопасности, то это не только нарушает эмоциональную связь, но и затрудняет процесс социализации детей, разрушает внутрисемейные связи и может сильно деформировать семейное взаимодействие. Семейная среда, неблагоприятная для социализации и развития ребенка, являясь эмоционально неустойчивой, часто с признаками деструкций, может стать небезопасной для здоровья и жизни ребенка. Как правило, это происходит в семьях, которые принадлежат к определенной социальной страте. Дисфункциональность таких семей — конфликтность и асоциальный образ жизни — является наиболее распространенной формой. Такие социально депри-вированные семейные условия и не могут рассматриваться как благоприятные для успешной социализации и воспитания, а также развития ребенка как личности. По мнению А. Антонова, в случае дисфункции семьи возможны крайности в формах социального отчуждения личности. И если в обществе намечаются попытки преодоления тотальной отчужденности, то успех этих намерений не мыслим уже без возрождения Иотс^атиШв [2, с. 96-97].

Социализация и социальный статус ребенка

Каждый ребенок имеет определенную статусно-ролевую характеристику. Очевидно, что не подлежит сомнению связь социального статуса семьи и процесса социализации ребенка, так как социальный статус ребенка, находящегося в системе взаимодействий и социальных связей, определяется, как правило, семьей, членом которой он является. Положение в обществе и социальный статус личности зависят от пола, возраста, происхождения, рода занятий, профессии, семейного положения и т. д. В обыденной жизни статус ребенка в обществе определяется статусом его семьи, потому что доступ к благам и правам обусловливается не

з собственно положением детей, а общественным положением их родителей. В самом деле невозможно определить условия жизни детей, не учитывая специфику 0 их семей, поскольку общество обычно относится к детям не как к самостоятельным £ индивидам, а скорее как к продолжению своих родителей.

^ Модель поведения, которая объективно задается статусом ребенка, в системе ° межличностных или общественных отношений называется социальной ролью [13, о с. 175]. Статусно-ролевая характеристика каждого человека многогранна, так как он д имеет множество функций в данной общественной системе. Набор возможных со-ш циальных статусов не только у взрослого, но и у ребенка может быть достаточно широким. При богатой сфере контактов ребенка в реальной жизни, его социальных связей и выполняемых им функций, при более полной возможности реализации своих прав, при ответственном отношении ребенка предписанным статусом к тем или иным обязанностям, у него богаче жизнедеятельность и более широкие возможности как для социальной адаптации в обществе, так и для социально-психологического, физического и нравственного развития. Каждый из статусов и ролей ребенка имеет большое значение для его развития и социализации. Утрата или деформация значимой для детского возраста статуса или социальной роли отрицательно сказывается не только на индивидуальном развитии, но и социальном становлении личности ребенка. Социальный статус ребенка может подвергнуться деформации, если в семье возникнет процесс дезорганизации, который вызывает семейное неблагополучие и, как следствие, ее дисфункцию. Последствиями семейной дезорганизации является деформация общественно таких значимых функций семьи, как экзистенциальная и социализационная, которые приводят к уклонению и даже полному устранению родителей от содержания и воспитания своего ребенка. В результате могут возникнуть детская безнадзорность и социальное сиротство вследствие невозможности удовлетворения потребности ребенка в полноценной семейной социализации. Отсутствие заботы родителей о ребенке или ее несоответствие законодательным нормам в области обеспечения права ребенка является отклонением от общепризнанных международных и государственных норм. Нарушение родителями принятых в обществе норм заботы о ребенке, его воспитании соответствует невыполнению семьей институциональных функций, статусных ролей, присущих родителям, т. е. отклоняется от нормы и, следовательно, представляет опасность для общества. Ситуация социального развития подменяется для ребенка «ситуацией невозможности» [16, с. 24], формируя тем самым неуспешность или невозможность реализации его потенциальных возможностей в будущем. Причинами могут быть, например, кризис супружеских отношений; бедность; невротизация родителей, которая передается детям; педагогическая несостоятельность родителей, которая может вызвать у детей такие специфические подростковые поведенческие реакции, как эмансипация и оппозиция [4, с. 13]. В тех семьях, где ведут асоциальный образ жизни, проявляют пренебрежение к нуждам ребенка, не уделяют должного внимания к его воспитанию и содержанию, а то и вовсе уклоняются от них, там, где дети могут подвергаться насилию, может произойти такое, что его статусное положение в семье может расшататься и деформироваться. В таких семьях у ребенка может начать проявляться социальная дезадаптация. Практически это дети — социальные, т. е. сироты при живых родителях. Личные поведенческие девиации, явившиеся следствием дискомфортных и враждебных условий естественной среды жизнедеятельности, и утраты родительского контроля (надзора) за воспитанием ребенка, повышают степень риска при взаимодействии последнего с социальным окружением, могут вести к его безнадзорности, «выпадению» из семьи, уходу на улицу, лишая его, таким образом, социального статуса члена семьи и переводя в категорию детей «группы социального риска».

Неполные семьи, когда ребенок лишен одного из родителей, также могут оказаться дисфукциональными, так как при разводе родителей у ребенка, как прави-

ло, наблюдаются серьезные эмоциональные нарушения, пик которых приходится з на раннюю стадию процесса. Часто и у родителя, с которым проживает ребенок ^ после развода, отсутствие ощущения полноты и жизни может сопровождаться § дезорганизацией активности, что приводит к общему психофизическому износу £ организма, последствия которого могут стать для родителя патологическими или ^ направить его на социально неприемлемый путь (алкоголизм, наркотизация, пси- ° хопатизация, невротизация, преступление, самоубийство и т. п.), а это, в свою о очередь, неизбежно негативно повлияет на дальнейшую судьбу ребенка [15, с. 26]. ^ Нельзя не согласиться с К. Г. Юнгом, который считал, что дети, которые «никогда ш не вкушали счастья быть вскормленными в душевной атмосфере настоящих родителей или вкушали его недостаточно... являют собой жуткое концентрированное выражение эгоцентризма, душевной холодности, бесчеловечности, извращенности, преждевременной сексуальной активности и т. д., то есть прежде всего и больше всего страдает их моральная сфера» [29, с. 77].

Влияние кризисных явлений института семьи на социализацию и воспитание

Сегодня как никогда актуальна проблема социализации детей в связи с нарастанием кризисных явлений в современной семье, выражающихся в деформации в сфере воспитания детей, супружеских и детско-родительских отношений; падении брачности; росте разводов, количества неполных, материнских и альтернативных семей и т. п. Возникающие дисфункции института семьи, их рост и проявление в массовом порядке, а также системность распространения, при которых функционирование данного института приобретает дисфункциональность и деформирован-ность, свидетельствуют о кризисе этого института общества.

Очевидно, что снижаются возможности семьи в решении задач социализации ребенка как будущего семьянина в связи со снижением «качества» института семьи (изменение ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т. д.). А. Карлсон считает, что «исследовательские факты о семье и детях, собиравшиеся на протяжении двух последних столетий, приводят к единственному достоверному выводу: дети оказываются более здоровыми, счастливыми и ответственными, преуспевающими в учебе и жизни, если живут в семьях с двумя биологическими родители, которые состоят в браке. Все другие вариации — сожительство, раздельное проживание супругов, развод, воспитание ребенка одним родителем, повторный брак и т. п. — скорее всего приведут к негативным последствиям» [12, с. 238-243].

В современном цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается система государственного, общественного воспитания детей. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Даже хорошо развитая социальная инфраструктура современного общества неспособна в должной мере компенсировать функции семьи, так как становление таких сфер, как эмоциональная (умение любить, бережное и внимательное отношение к ближнему, умение понимать других и правильно оценивать свое поведение), социально-психологическая, культура межличностных отношений, призвана обеспечивать семья. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям [Там же, с. 133].

Институт семьи выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами, воздействует на характер отношений в обществе,

з течение общественных процессов. Семья, ее формы и функции напрямую зависят как от общественных отношений в целом, так и от уровня культурного развития 0 общества. Функционирование семьи как социального института обусловлено по-£ требностями социальной системы, заинтересованной в сохранении человечества, ^ общности, нации [2, с. 23].

° Как известно, семья — это «школа нравственности», «пробный камень», на кото-о ром проверяются характеры людей, их человеческие качества. Без высокой куль-д туры чувств невозможно духовное обогащение личности. Семья по праву является ш не только первичной группой социализации, но и также источником человеческой духовности, а поэтому социальной и духовной культуры государства. Важными критериями эффективности семейного воспитания являются показатели самоидентификации детей со своими родителями, т. е. принятие или непринятие детьми духовно-нравственных, идеологических норм и жизненных ценностей своих родителей. Рассуждая о причинах нестабильности семьи, И. А. Ильин писал, что «семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно — чувства взаимной духовной сопринадлежности...», и далее «...человеческая семья, в отличие от „семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад» [10, с. 112].

Сложная и неоднозначная динамика современной семьи как социального института демонстрирует кризис в части выполнения своих традиционных социальных функций. Сегодня все больше семей оказывается на грани перехода здоровых семей, способных противостоять деструктивному социально-психологическому воздействию социальной среды и воспроизводить здоровое поколение, в категорию семей социального риска (не выполняющих в достаточной степени своих функций) и даже социально опасных (это семьи, в которых не исполняются обязанности по воспитанию и обучению детей или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними).

Факторы, способствующие возникновению социальных рисков, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер [11, с. 39]. Их действие может привести к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства. Нельзя не согласиться с И. А. Григорьевой, что государство должно озаботиться не только прямой помощью попавшим в критическую жизненную ситуацию, но прежде всего уменьшением риска попадания в нее; социальной и психологической адаптацией разных групп населения к новым условиям жизни; достижением экономической и политической стабильности [6].

И. С. Кон отмечал, что в настоящее время претерпевает существенные изменения семья как социальный институт, в рамках которого происходит становление и дальнейшее развитие личности. Нуклеаризация семьи — мировой исторический процесс, который связан не только со структурными изменениями в семейной сфере, но и с разрушением внутрисемейных связей, а также отчуждением межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. Если в традиционной расширенной семье главой семьи был отец, а отец и хозяин являлись однозначными понятиями, то в современной семье традиционные мужские роли существенно изменились. Во многих семьях женщина увеличила экономическую самостоятельность и повысила внутрисемейный авторитет, а мужчина, соответственно, утратил свое положение единственного кормильца. Функциональные и структурные изменения привели к ломке традиционного отношения «родители — дети», которое было стержнем расширенной семьи [14, с. 134]. С одной стороны, семья перестала быть приоритетной

сферой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традиции, з а с другой — значительно возросла социализирующая функция общественных инс- ^ титутов, таких как детские дошкольные воспитательные учреждения, школы, вузы, § средства массовой информации. Оптимизировать процесс духовно-нравственного £ становления личности одна семья не в состоянии. Это задача общегосударственной ^ важности, которую призваны решать все социальные институты, включая и средства ° массовой информации, и общественное мнение, и общественные организации. Все о они призваны оказывать помощь семье в повышении ее воспитательного потенциа- ^ ла. Все это, с одной стороны, актуализирует проблемы семейного воспитания как ш самостоятельного явления, а с другой — обусловливает необходимость усиления ориентации в системе общественного воспитания на семейные ценности, так как развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи.

В последние два десятилетия в России возросло количество семей, испытывающих серьезные затруднения при адаптации к нестабильным условиям социальной среды. В совокупности функциональные нарушения жизнедеятельности российской семьи столь значительны, что это дает возможность ставить вопрос о ее системной трансформации как социального института. С. И. Голод и А. Г. Вишневский полагают, что модернизация брака и семьи, происходящая не только в России, но и в европейских и североамериканских странах, оказывает влияние на многие стороны частной жизни. Нестабильность современного брака некоторые исследователи связывают с действием внутренних и внешних сил «отталкивания» и с менее сильным влиянием внутренних и внешних сил «притяжения». В качестве внешних сил «отталкивания» называют следующие: либерализация общественной морали, меньшее влияние религии, лояльное отношение общественного мнения к разводам и повторным бракам, упрощение процедуры расторжения брака. Внутренние же «силы отталкивания» определяются как возросшие требования мужчин и женщин к супружеству с точки зрения эмоциональности взаимоотношений, баланс «близости — автономии», способность к изменению отношений, качество общения [30]. Прежде всего на формирование нового, современного типа семьи повлияло ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа. Вследствие дефицита живого контакта детей с родителями значительно усилилось на социализацию влияние неформальных групп.

Исследования показывают, что одними из причин отчуждения детей и родителей являются дезорганизация семьи и девальвация ее ценности, культивируемые государством в течение многих десятилетий. Общество в течение лет ориентировалось на внесемейные сферы деятельности, как досуговые, так и профессиональные. В большинстве семей сложился такой образ жизни, в котором практически мало возможностей для общения. Днем родители работают, а дети в детском саду или школе. Если по утрам — нервная спешка всех членов семьи, то по вечерам — поглощенность взрослых семейным бытом, с одной стороны, и общая усталость для всех членов семьи, с другой. Дефицит свободного времени у родителей не дает детям должного родительского внимания: при недополучении необходимой эмоциональной поддержки не формируется у детей культура общения, а постоянная озабоченность родителей насущными проблемами быта часто приводит к формированию излишнего прагматизма. У детей в таких условиях могут сформироваться как внесе-мейные ценностные ориентации, так и стойкие нормы поведения, которые, как правило, накладывают отпечаток на последующую жизнь. Следовательно, снижается не только возможность воспитания будущих поколений с семейной ориентацией, но и происходит дальнейшая дезорганизация семьи. Именно поэтому обществу необходимо предпринять определенные меры как по изменению условий жизни современной семьи, так и по поддержанию ценностей семьи и фамилистической культуры [19, с. 84]. Очевидно, что здоровье нации в целом зависит не только от физического,

з социального, но и нравственного здоровья подрастающего поколения. По мнению Т. А. Гуртко, семья в условиях дестабилизации социально-экономических и духовных 0 отношений в обществе превращается в источник удовлетворения своих эгоистических £ потребностей. Это означает, что «направленность на значимого другого изменяется ^ в направленность на себя». В этом контексте семья превращается в «совместное ° проживание одиночеств», что уменьшает и качественно ухудшает воспитательный о потенциал семьи и способствует воспроизведению негативного образа семьи. Учи-д тывая факт, что в процессе социализации современное общество закладывает уста-ш новку на достижение индивидуальных успехов, связанное исключительно с самореализацией в профессиональном плане, а социальная значимость семьи явно недостаточна, можно правомерно ожидать дальнейшую дестабилизацию семьи как социального института. Многочисленные препятствия для полноценного функционирования института семьи создают как продолжающееся снижение уровня жизни, так и распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, межнациональные конфликты [7, с. 99].

Заключение

Социологи считают, что детство является составной частью социальной жизни и что детские роли имеют самостоятельное значение, так как ребенок сохраняет в течение всей последующей жизни все то, что приобретает в семье в детские годы. Трудно не согласиться с русским философом И. А. Ильиным, который писал: «то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов — разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно, — определяется в раннем детстве. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец... Не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской...»? Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но пути погибели» [10, с. 110]. Выдающийся социолог ХХ в. П. А. Сорокин рассматривал семью в качестве базовой единицы общества, элементарной, качественно уникальной социальной группой. Он отмечал: «...без здоровой семьи невозможно здоровое общество» [23, с. 164].

В условиях культурной трансформации и структурной перестройки экономики с начала 1990-х гг. происходила дезадаптация значительной части населения, включая и родителей. Значительно возросло родительское неблагополучие на фоне растущего социального расслоения, которое статистически отражалось не только в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей, но и значительном увеличении беспризорных и безнадзорных детей. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства к социальной политике проблема родительского неблагополучия остается крайне актуальной и ее причины не до конца ясны [8].

Необходимо учитывать факт, что в современном обществе качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не может, а порой и не хочет выполнять важнейшие функции, такие как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, веры в высшие ценности, т. е. составляющие основу духовности человека. Крайне важно осознание обществом, что проблемы родительства и семейного воспитания не являются сугубо личными, но касаются всего общества. Трансфор-

мация духовных и нравственных идеалов, позитивного правосознания приводит з к обострению социальной напряженности в обществе и способствует зарождению ^ и развитию деструктивных начал во многих сферах общественной жизни, в том § числе и в главном социальном институте — семье. Г. А. Фомченкова отмечает, что £ между личностью, семьей и обществом сложились, безусловно, сложные отноше- ^ ния: они взаимосвязаны и взаимозависимы, и в то же время они самостоятельны ° и суверенны, но тем не менее все же семья является той основой для формиро- о вания духовной безопасности ребенка через его ценностную систему, которая ^ способствует сдерживанию рассогласованности между культурной, социальной ш и идеальной (духовной) сферами общества [27]. Выполняя функции воспитания и социализации ребенка, семья формирует не только правила и нормы поведения, цели, ценности, но и закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала, и только благополучная семья в таких изменяющихся условиях действительности оказывается более сплоченной, позитивной.

В отсутствие эффективной государственной семейной политики в переходный период общества семья пытается выживать сама. Вместе с тем следует признать, что адаптационные возможности большинства российских семей ниже степени нарастания социальных рисков. Вследствие очевидного противоречия между реальными возможностями, обусловленными современным положением и социально-экономической ситуацией в обществе, с одной стороны, и возлагаемыми на семью обязанностями, возникшими из-за отказа государства выполнять ранее взятые в отношении нее обязательства, с другой стороны, семья не может справиться со своими функциями. Однако думается, что кризис семьи в российских условиях можно преодолеть с помощью продуманной социальной политики государства и возрождением ценностей фамилизма. Социальная политика должна, ориентируясь прежде всего на новые положительные тенденции в развитии института семьи, предвидеть отрицательные последствия и вовремя их преодолевать.

Литература

1. Андреенкова Н. Роль семьи на разных этапах социализации индивида // Динамика изменения положения женщин и семьи. М., 1972.

2. Антонов А. И. Возродить семейную жизнь // Социологические исследования. 1992. № 10.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

4. Восстановление социального статуса безнадзорных детей: Методич. пособие для сотрудников спец. учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в соц. реабилитации / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. С. 13.

5. Гидденс Э. Социология 90-х: учебник. Челябинск, 1999.

6. Григорьева И. А. Социальная политика как способ реализации власти // Управленческое консультирование. 1998. № 2: [Электронный ресурс]. Ш_: http://uk-archive.narod.ru/1998/ п02/в98-2-10.Мт (дата обращения: 22.03.2014).

7. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 96-99.

8. Гурко Т. А. Трансформация института родительства в постсоветской России: Автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. М.: Ин-т социологии РАН, 2008.

9. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998. № 1. С. 52-57.

10. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. СПб.: Библиополис. 2005. 235 с.

11. Инновационные технологии социальной работы с неполными семьями: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

12. Карлсон А. Общество — семья — личность: социальный кризис Америки. М.: Инфра-М, 2003.

13. Клюев А. В., Лукьянов В. Г., Урсу И. С. Социология: учеб. пособие / Под общ. ред. А. В. Клюева. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. 576 с.

з 14. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Academa, 1988.

^ 15. Липский И. А. Парадигмы и стратегии воспитания // Научные труды ГосНИИ семьи и вос-о питания / Сост. А. К. Быков. М.: ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания», 2006.

2 Т. II: Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи.

Ql 16. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: ^ Генезис, 2006. 368 с.

m 17. Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение: [Электронный о ресурс]. URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ostrogorskiy_sem.html (дата обращения:

^ 12.02.2014).

ш 18. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994. ° 19. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1. М., 1992.

20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.

21. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

22. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

23. Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1997. № 3.

24. Шишкина Е. В. Семейная социализация: проблема определения // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95.

25. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1979.

26. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

27. Фомченкова Г. А. Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи: [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/-1-2011/ sociologiya/fomchenkova.pdf (дата обращения: 10.03.2014).

28. Цинченко Г. М. Политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей // Управленческое консультирование. 2013. № 9. С. 62-69.

29. Юнг К. Душа и миф: 6 архетипов. М., 1996.

30. Levis R. A., Spanier G. B. Theorizing about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family / W. R. Burr, R. Hill, F. I. Nye, I. L. Reiss (Eds.). Vol. 1. N. Y: Free Press, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreenkova N. Role of a family at different stages of socialization of the individual [Rol' sem'i na raznykh etapakh sotsializatsii individa] // Dynamics of change of position of women and a family [Dinamika izmeneniya polozheniya zhenshchin i sem'i]. M., 1972.

2. Antonov A. I. To revive family life [Vozrodit' semeinuyu zhizn'] // Sociological researches [Sotsiologicheskie issledovaniya]. 1992. N 10.

3. Berger P., Lukman T. Social designing of reality. The treatise on knowledge sociology [Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya]. M.: Medium, 1995. 323 p.

4. Restoration of the social status of neglected children: Methodical grant for the staff of specialized institutions for the minors needing social rehabilitation [Vosstanovlenie sotsial'nogo sta-tusa beznadzornykh detei: Metodicheskoe posobie dlya sotrudnikov spetsializirovannykh uchrezh-denii dlya nesovershennoletnikh, nuzhdayushchikhsya v sotsial'noi reabilitatsii] / Under the editorship of G. M. Ivashchenko. M.: State Research and Development Institute of Family and Education [GosNII sem'i i vospitaniya], 2002. P. 13.

5. Giddens A. Sociology of the 90th [Sotsiologiya 90-kh]: Tutorial. Chelyabinsk, 1999.

6. Grigoryeva I. A. Social policy as way power realization [Sotsial'naya politika kak sposob real-izatsiya vlasti] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. N 2. 1998: [Electronic source]. URL: http://uk-archive.narod.ru/1998/n02/s98-2-10.htm (address date: 22.03.2014).

7. Gurko T. A. Transformation of institute of a modern family [Transformatsiya instituta sovremen-noi sem'i] // Sociological researches [Sotsiologicheskie issledovaniya]. 1995. N 10. P. 96-99.

8. Gurko T. A. Transformation of institute of a parenthood in Post-Soviet Russia [Transformatsiya instituta roditel'stva v postsovetskoi Rossii]. M.: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences [Institut sotsiologii RAN], 2008. Doctoral dissertation abstract.

9. Dubrovina I. V. Family and socialization of the child [Sem'ya i sotsializatsiya rebenka] // Psychology world [Mir psikhologii]. 1998. N 1. P. 52-57.

10. Ilyin I. A. Way of spiritual updating [Put' dukhovnogo obnovleniya] // Works of different years. SPb.: Publishing house "Bibliopolis", 2005. 235 p.

11. Innovative technologies of social work with incomplete families [Innovatsionnye tekhnologii 3 sotsial'noi raboty s nepolnymi sem'yami]: Scientific and methodical tutorial / Under the editor- J ship of L. S. Alekseeva. M.: State Research and Development Institute of Family and education o [GosNII sem'i i vospitaniya], 2004. ®

12. Carlson A. Society — family — personality: social crisis of America [Obshchestvo — sem'ya — CL lichnost': sotsial'nyi krizis Ameriki]. M.: Infra-M, 2003. ^

13. Klyuev A. V., Lukyanov V. G., Ursu I. S. Sociology [Sotsiologiya]: Tutorial / Under a general edi- m tion of A. V. Klyuev. SPb.: SZAGS publishing house [Izd-vo SZAGS], 2007. 576 p. o

14. Kon I. S. Child and society [Rebenok i obshchestvo]. M.: Academa, 1988. ^

15. Lipsky I. A. Paradigms and education strategy [Paradigmy i strategii vospitaniya] // Scientific m works of State Research and Development Institute of Family and Education [Nauchnye trudy ° GosNII sem'i i vospitaniya] / Collection A. K. Bykov. M.: State Scientific Research Institute of

a Family and Education [FGU «Gosudarstvennyi NII sem'i i vospitaniya»], 2006. Vol. II: Actual problems of education of children and youth [Aktual'nye problemy vospitaniya detei i molodezhi].

16. oslon V. N. Life organization of orphan children: professional replacing family [Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya]. M.: Genesis, 2006. 368 p.

17. ostrogorsky A. N. Family relations and their educational value [Semeinye otnosheniya i ikh vospitatel'noe znachenie]: [Electronic source]. URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ostro-gorskiy_sem.html (date of the address: 12.02.2014).

18. Merton R. K. Obvious and latent functions [Yavnye i latentnye funktsii] // American sociological thought [Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl']. M., 1994.

19. Family and childhood problems in modern Russia [Problemy sem'i i detstva v sovremennoi Rossii]. Part 1. M., 1992.

20. Rice F. Psycology of teenage and youthful age [Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta]. SPb.: Piter, 2000.

21. Smelzer N. Sociology [Sotsiologiya]. M., 1994.

22. Shchepansky Ya. Elementary concepts of sociology [Elementarnye ponyatiya sotsiologii]. M., 1969.

23. Sorokin P. A. Crisis of a modern family [Krizis sovremennoi sem'i] // Vestnik of the Moscow University [Vestn. Mosk. un-ta]. Vol. 18: Sociology and political science. 1997. N 3.

24. Shishkina E. V. Family socialization: definition problem [Semeinaya sotsializatsiya: problema opredeleniya] // Modern problems of psychology of a family: phenomena, methods, concepts [Sovremennye problemy psikhologii sem'i: fenomeny, metody, kontseptsii]. Vol. 3. SPb.: Publishing house of Autonomous Non-Commercial Organization IPP [Izd-vo ANO «IPP»], 2009. P. 91-95.

25. Harchev A. G. Marriage and a family in the USSR [Brak i sem'ya v SSSR]. Second edition. M.: Thought [Mysl'], 1979.

26. Horuzhenko K. M. Culturology. Encyclopedic dictionary [Kul'turologiya. Entsiklopedicheskii sl-ovar']. Rostov-on-Don: Publishing house "Phoenix" [«Feniks»], 1997.

27. Fomchenkova G. A. Family socialization as one of factors of formation of spiritual safety of youth [Semeinaya sotsializatsiya kak odin iz faktorov formirovaniya dukhovnoi bezopasnocti molodezhi]: [Electronic source]. URL: http://teoria-practica.ru/-1-2011/sociologiya/fomchen-kova.pdf (date of the address: 10.03.2014).

28. Tsinchenko G. M. Policy concerning children without parental support [Politika v otnoshenii detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei]. // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 9. P. 62-69.

29. Jung C. Spirit and myth: 6 types [Dusha i mif: 6 arkhetipov]. M., 1996.

30. Levis R. A., Spanier G. B. Theorizing about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family / W. R. Burr, R. Hill, F. I. Nye, I. L. Reiss (Eds.). Vol. 1. N. Y: Free Press, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.