Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 370.153
Психолого-педагогические проблемы социализации детей в семьях
© 2017 Асильдерова М. М., Алипханова Ф. Н.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель статьи - изучить, проанализировать психолого-педагогические проблемы социализации детей в семье, определить условия, необходимые для нормальной и полноценной социализации детей в семье. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение. Результат. Выявлен ряд проблем, связанных с социализацией детей в семьях. Выделяются семьи, в которых социализация детей затрудняется, а также выявлены факторы, положительно влияющие на социализацию детей в семье. Вывод. В статье выявлены психолого-педагогические проблемы процесса социализации детей в семьях, выделены и проанализированы различные типы семей, выявлены психологические трудности социализации детей в семьях и способы их преодоления.
Ключевые слова: социализация детей, семья, тип семьи, проблемная семья, неблагополучная семья.
Формат цитирования: Асильдерова М. М., Алипханова Ф. Н. Психолого-педагогические проблемы социализации детей в семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 37-42.
Psychological and Pedagogical Problems of Children's Socialization in Families
© 2017 Madina M. Asilderova, Fatima N. Alipkhanova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to study and analyze the psychological and pedagogical problems of children's socialization in family. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, synthesis, generalization. Result. The authors of the article determine a number of problems deal with children's socialization in family. The families where the socialization is difficult are separated. Special emphasis should be placed on the conditions of socialization that are necessary for the children's mental development. Conclusion. The article presents psychological and pedagogical problems of the children's socialization in families, the authors mark and analyze different types of families, find out the psychological difficulties of the children's socialization in families.
Keywords: socialization of the children, family, problem family, disadvantaged family.
For citation: Asilderova M. M., Alipkhanova F. N. Psychological and Pedagogical Problems of Children's Socialization in Families. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 37-42. (In Russian)
Введение
Процесс обучения и воспитания ребенка неосуществим вне социализации. Рассматривая социализацию как педагогическое явление, следует учитывать различные подходы к определению этого понятия.
Социализацию можно трактовать как процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обще-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017
ству, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [9]. Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [12]. По мнению А. В. Мудрика, социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направленном обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целенаправленного и социально-контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального) [10].
С точки зрения психологии процесс социализации осуществим лишь в единстве деятельности, общения и самосознания. Это три основные сферы, в которых осуществляется становление личности.
В процессе социализации ребенка принимают участие: семья, сверстники, педагоги, средства массовой информации. Ключевая роль в процессе социализации детей отводится, как известно, семье. Семья относится к микрофакторам социализации и является первичным институтом социализации ребенка. В обязанности родителей при этом входит: забота о всестороннем развитии ребенка, его здоровье, воспитание и формирование полноценной личности.
Следует отметить, что значительный интерес у психологов, социологов и педагогов вызывают семьи, которые сталкиваются с проблемами и их последствиями. В этой области исследования проходят в двух направлениях. Первое - исследование семьи в трудных условиях, которые возникают в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов, экономических кризисов, войн, стихийных бедствий и т. п. Данное направление в большей степени представлено в предвоенных и послевоенных трудах американских исследователей. Второе - изучение «нормативных стрессоров» - трудностей, которые встречаются в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что-то нарушает жизнь семьи: развод, длительная разлука, тяжелое заболевание, смерть одного из членов семьи и т. д.
Функциональная несостоятельность семей может иметь и другие различные при-
чины. В таких семьях отсутствуют моральные нормы и ограничения. Со стороны подобные семьи выглядят респектабельно, с высоким уровнем жизни. Но необходимо отметить, что духовные ценности в них подменены стяжательскими целями, родители в этих семьях достаточно неразборчивы в средствах их достижений [2]. Такие семьи оказывают десоциализирующее влияние, которое воздействует не прямо через аморальное поведение родителей, а за счет сложных взаимоотношений [1].
Целью данного исследования является анализ психолого-педагогических проблем социализации детей, определение различных условий, необходимых для нормальной и полноценной социализации детей в семье.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Результаты и обсуждение
На современном этапе развития нашего поликультурного, многоконфессионального общества мы наблюдаем разные стили семейного воспитания. В силу серьезных изменений, которые происходят сегодня в нашей стране в социально-экономической, общественно-политической сферах воспитательная роль семьи в последнее время снижается. Традиционные ценности претерпевают изменения, и это не может не сказаться на качестве процесса социализации детей в семье.
Если в раннем детстве семья играет главную и единственную роль в процессе социализации ребенка, то в последующие периоды жизни ее роль снижается. Условия той социальной микросреды, в которой ребенок проходит социализацию находят отражение в формировании характера ребенка, его особенностях. Синтез отцовского и материнского воспитания, отсутствие у родителей вредных привычек, зависимостей, здоровье (как эмоциональное, так и духовное), уважение друг к другу, взаимная поддержка, понимание, общение, социальный статус, достаток являются залогом успешной социализации и формирования полноценной личности ребенка в семье. В процессе социализации ребенка в семье воспитательная деятельность со стороны родителей будет эффективна, т. е. приведет к формированию социально-адаптированной личности, только в том случае, если она учитывает потребности ребенка, воспринимает его в роли активного субъекта.
Существуют благоприятные и неблагоприятные условия социализации ребенка в семье, которые предопределяют его дальнейшую судьбу, так как именно в семье ребенок приобретает первый жизненный опыт, усваивает определенные ценности, строит отношения с окружающими.
Но влияние семьи на социализацию ребенка может быть как положительным, так и отрицательным в силу ряда обстоятельств. Так, семья может оказывать и негативное, антисоциальное влияние на формирование личности ребенка в особых случаях:
- неполная семья (разведенная, внебрачная, осиротевшая, распавшаяся);
- неблагополучные семьи (семья, где родители - алкоголики, наркоманы, правонарушители или психически больны; конфликтная; педагогически -несостоятельная; асоциально- аморальная);
- отрицательный психологический климат в семье, негативизм родителей, бездуховность.
Процесс социализации в неполной семье существенно затрудняется. Ребенок с трудом адаптируется в мире общественных отношений. В семье с одним родителем (материнская, отцовская) можно наблюдать такие негативные факторы, как отсутствие, например, мужского влияния, авторитета отца или же, наоборот, отсутствие ласки, тепла матери. Нехватка эмоционального общения с одним из родителей приводит к таким проблемам, как отсутствие наглядного полоролевого примера, то есть процесс половой типизации затрудняется. На фоне этого возможно развитие инфантилизма. Для неполной семьи характерны такие особенности воспитания, как: усиленный контроль (желание одного из родителей компенсировать отсутствие второго); потакание всем капризам ребенка, что ведет к избалованности, изнеженности, неуверенности в себе. В неполных семьях, где несколько детей старшие дети часто помогают родителю в воспитании младших, старшие в таком случае являются образцом поведения для младших, но при этом получают эмоциональную нагрузку, что может привести к психологическому истощению.
Неполная семья несомненно нуждается в социально-педагогической и психологической помощи, создании условий для успешной социализации ребенка. Оказывая помощь таким семьям, в первую очередь необходимо:
- обратить внимание на то, в какой социальной среде происходит развитие личности ребенка;
- выявить проблемы, найти способы их решения в процессе обучения и воспитания ребенка (устранить ошибки в воспитании, определить факторы, негативно влияющие на социализацию ребенка);
- на основе конструктивного диалога обеспечить взаимодействие всех членов семьи;
- оказать помощь родителю и ребенку в вопросе самореализации;
- оказать психологическую помощь и коррекцию родителю и ребенку;
- защитить права ребенка в случае деградации личности родителя.
Результаты исследований как зарубежных, так и отечественных ученых говорят о том, что чаще всего социализация детей затрудняется в неблагополучных семьях. В педагогике существует ряд трактовок понятия семейного неблагополучия: дисфункциональная семья, деструктивная семья, асоциальная семья и др. «Неблагополучная семья - это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод - т. е., неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» [11]. Такие семьи оказывают разрушительное влияние на развитие ребенка, являются фактором девиант-ного поведения. Дети в таких семьях социально и психологически ущербны, замкнутые, у них наблюдается повышенная тревожность, заниженная самооценка.
Одним из важных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является такая проблема как алкоголизм родителей, который в дальнейшем становится причиной многих неврозов и нарушений поведения у членов семьи алкогольно зависимого человека. Если из-за отцов-пьяниц дети становятся невротиками, то от матери-алкоголички дети часто рождаются умственно неполноценными. Семья, в которой родители пьянствуют, ребенок подвержен физической агрессии, оказываю-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017
щей психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще [7]. Постоянное желание иметь заботу о себе со стороны родителей остается неисполненным у детей из подобных семей. У детей из таких семей возникают проблемы в общении со сверстниками, педагогами. Стилем воспитания в алкогольной семье становится отсутствие заботы и внимания к ребенку. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.
Подростковая преступность, насилие, наркомания, безнадзорность и т. д. - результат десоциализирующего влияния асоциально-аморальных семей, в которых родители являются образцом противоправного, антисоциального поведения, противоречащего общественным нормам. В такой семье личность ребенка полностью деформирована, ребенок начинает компенсировать свою социальную ущербность посредством девиантного поведения. Оказывая помощь таким семьям, в первую очередь нужно помочь самим родителям. Здесь приемлемыми являются коррекци-онные методы, то есть, когда происходит переосмысление родителями своих взглядов, принципов.
Дефекты воспитания - первый и наиболее главный показатель неблагополучной семьи. Только отношение к ребенку, а не материальные или бытовые показатели, характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия. Часто встречаются и внешне хорошие отношения в семье, но родители, занятые своими заботами и работой, мало уделяют внимания ребенку -это тоже неблагополучная семья [2]. То есть, родители в таких семьях, сталкиваясь с различными психолого-педагогическими проблемами в воспитании, утрачивают способность влиять на детей. Такие проблемы могут возникнуть в семьях, где наблюдается расхождение ценностей у родителей, неуважение друг к другу, отсутствие психологической культуры, культуры общения.
Многие социологи говорят, что «браков», в которых вообще не происходят конфликты, в действительности не существует [7]. Конфликт в психологии понимается как обоюдное отрицательное психическое состояние двух людей, которое характеризуется отчужденностью, негати-
визмом, враждебностью в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Особенностью данного негативизма является возможность состояния быстрого перехода в стресс, аффект, во взрыв чувств, которые искажают психику человека. Также одна из особенностей этого явления -обостренность негативных переживаний в духовном мире человека. При конфликте часто обнаруживаются скрытые стороны личности, которые не всегда заметны за внешне положительными формами поведения. Также особенностью конфликта является то, что он нередко ведет за собой опустошенность, такое состояние, при котором все кажется мелким, пустым, безразличным. Часто слабые люди забываются в алкоголе, развлечениях, легких связях, что приводит к разводам.
В конфликтных семьях детям недостаточно внимания со стороны родителей, родители игнорируют проблемы детей, сводят общение с детьми к контролю над ними, отсутствует совместное решение педагогических проблем. Социализирующие функции такими родителями не выполняются. Ребенок в такой семье чувствует себя ненужным, обделенным вниманием, одиноким.
Часто сами представители таких семей не осознают, что в их жизни что-то не так, а проблемы воспринимают как должное. Социально-психологическая поддержка конфликтным семьям основывается на психотерапевтическом воздействии на всех членов семьи. Необходимо проводить регулярные беседы с родителями, понять позиции каждого из родителей, выявить проблемы и причины, приводящие к возникновению конфликтных ситуаций, привести к пониманию необходимости укрепления взаимоотношений в интересах ребенка, его успешной социализации.
Особенно труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих отрицательное воздействие на детей, являются именно педагогически несостоятельные семьи. Для того, чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания, необходимо длительное знакомство и близкое общение, установление доверительных отношений и с родителями, и с детьми.
Характерными особенностями педагогически несостоятельной семьи являются, с
одной стороны, благоприятные условия (родители, которые ведут правильный образ жизни, здоровая семейная атмосфера), а с другой - серьезные педагогические ошибки, неправильные взаимоотношения с детьми могут привести к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогической коррекции стилей семейного воспитания, а также в формировании детско-родительских отношений. Внутренний мир семьи, семейная атмосфера, внутрисемейные взаимоотношения представляют значительные трудности для изучения, исследования [1].
Помощь педагога-психолога педагогически несостоятельной семье в первую очередь заключается в тщательном анализе проблемной ситуации, возникшей между родителями и детьми и корректирующем влиянии на взаимоотношения в семье с целью их гармонизации.
Вывод
Таким образом, семья - это союз любящих и самых близких людей. Сначала объединяются две совершенно разные, непохожие жизни. У каждого - свой опыт, свои
1. Асильдерова М. М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Монография. Махачкала: Изд- во ДГПУ, 2008. С. 55-64.
2. Асильдерова М. М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2005. С. 98-107.
3. Асильдерова М. М. Социальная педагогика. Учебное пособие. М. : Изд-во МИГУП, 2016. 116 с.
4. Асильдерова М. М. Современные подходы к пониманию сущности социализации: Монография. М. : Спутник+, 2010. С. 76-83.
5. Асильдерова М. М., Цахаева А. А., Явбатырова Б. Г. Адаптация как поликультурная способность личности. Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2015. 182 с.
6. Бардиер Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости психологической помощи
1. Asilderova M. M. Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii detey v sovremennoy dagestanskoy sem'e. Monografiya [Pedagogical conditions of children's socialization in modern Dagestan family. Monograph]. Makhachkala, DSPU Publ., 2008. Pp. 55-64. (In Russian)
взгляды, привычки, потребности, интересы и увлечения, личный круг знакомых. Поэтому на первых порах создания семьи неизбежны взаимное непонимание супругов и противоречия в их отношениях. В таком случае необходим поиск продуктивных путей решения различных семейных проблем с целью создания благоприятных условий для успешной социализации личности ребенка в семье.
Оказывая помощь детям из неблагополучных семей, необходимо для начала определить ее разновидность, выяснить причины неблагополучия (психологические, асоциальные, экономические или медицинские), трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогическая поддержка таким семьям заключается в создании условий для физического, духовно-нравственного, психологического, интеллектуального развития личности ребенка. Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на преодоление проблем, связанных с самоопределением ребенка, его самореализацией, защитой интересов ребенка, оказание необходимой социальной помощи.
детям. М. : Эксперимент, 1993. 112 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. Гамезо и др. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
8. Дудина М. Н. Социализация подростков и проблема отчуждения // Завуч. 2000. № 8. С. 108-110.
9. Мардакаев Л. В. Социальная педагогика. М. : Гардарики, 2005. 269 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2000. 200 с.
11. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие / Л. Я. Олиференко и др. М. : Академия, 2002. 256 с.
12. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М. : Феникс, 1994. 688 с.
2. Asilderova M. M. Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii detey v sovremennoy dagestanskoy sem'e [Pedagogical conditions of children's socialization in modern Dagestan family]. Diss. of Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, DSPU Publ., 2005. Pp. 98-107. (In Russian)
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
3. Asilderova M. M. Sotsial'naya pedagogika. Uchebnoe posobie [Social pedagogy. Manual]. Moscow, MUSM Publ., 2016. 116 p. (In Russian)
4. Asilderova M. M. Sovremennye podkhody k ponimaniyu sushchnosti sotsializatsii: Monografi-ya [Modern approaches to understanding the essence of socialization. Monograph]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2010. Pp. 76-83. (In Russian)
5. Asilderova M. M., Tsakhaeva A. A., Ya-vbatyrova B. G. Adaptatsiya kak polikul'turnaya sposobnost' lichnosti. Monografiya [Adaptation as a multicultural individual's ability. Monograph]. Makhachkala, ALEF Publ., 2015. 182 p. (In Russian)
6. Bardier G. L. Pochemu psikholog pokhozh na kota? Tonkosti psikhologicheskoy pomoshchi detyam [Why a psychologist like Cat? The subtleties of psychological assistance to children]. Moscow, Eksperiment Publ., 1993. 112 p. (In Russian)
7. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Developmental and educational psychology] / Ed. by M. Gamezo and others. Moscow, Prosvesheniye
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Асильдерова Мадина Магомедовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы (СПиСР), факультет социальной педагогики и психологии (ФСПиП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алипханова Фатима Надырбековна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий профессионального образования (ПиТПО), инженерно-педагогический институт (ИПИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Publ., 1984. 256 p. (In Russian)
8. Dudina M. N. Socialization of adolescents and the problem of alienation. Zavuch [Director of teching]. 2000. No. 8. Pp. 108-110. (In Russian)
9. Mardakaev L. V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 269 p. (In Russian)
10. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika. Uchebnik dlya stud. ped. vuzov [Social pedagogy. Texbook for the students of pedagogical universities]. Ed. by V. A. Slastenina and oth. 3d edition, revised and enlarged. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 200 p. (In Russian)
11. Oliferenko L. Ya. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska. Uchebnoe posobie [Socio-pedagogical support for at-risk children. Textbook]. L. Ya. Oliferenko and oth. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 256 p. (In Russian)
12. Smelzer N. Sotsiologiya: per. s angl. [Sociology, transl. from English]. Moscow, Feniks Publ., 1994. 668 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Madina M. Asilderova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Social Pedagogy and Social Work (SPSW), the faculty of Social Pedagogy and Psychology (FSPP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Fatima N. Alipkhanova, Doctor (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Vocational Education Technologies (PVET), Engineering Pedagogical Institute (IPI), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.07.2017 г.
Received 11.07.2017.