Научная статья на тему 'Социальная инициативность и активность в патриотическом воспитании как интегративные социально востребованные нравственные качества личности старшеклассника'

Социальная инициативность и активность в патриотическом воспитании как интегративные социально востребованные нравственные качества личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
409
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Омаров Омархан Нурмагомедович, Раджабова Раиса Валиевна

Целью данного исследования является анализ и понимание теоретической сущности и содержания категорий «социальная инициативность и активность» как интегральных социально востребованных нравственных качеств личности старшеклассника, играющих главную роль в процессе социализации, воспитания патриотизма и гражданственности. Для нашего исследования были использованы эмпирические методы: наблюдение, опрос, срезы, тесты, эксперимент. Результаты педагогических исследований, проводимых за последние три года, демонстрируют высокую степень значимости в среде современных школьников социальной инициативности как личностного качества. Вывод. Социальная инициативность позволяет своим трудом достигать конкретные общественно и личностно значимые результаты. А также вырабатывать умения самостоятельно решать сложные проблемы и готовность к сложным жизненным ситуациям и добровольному служению на благо своего народа и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Омаров Омархан Нурмагомедович, Раджабова Раиса Валиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная инициативность и активность в патриотическом воспитании как интегративные социально востребованные нравственные качества личности старшеклассника»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-34-38

Социальная инициативность и активность в патриотическом воспитании как интегративные социально востребованные нравственные качества личности старшеклассника

© 2018 Алиева С. А., Омаров О. Н., Раджабова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является анализ и понимание теоретической сущности и содержания категорий «социальная инициативность и активность» как интегральных социально востребованных нравственных качеств личности старшеклассника, играющих главную роль в процессе социализации, воспитания патриотизма и гражданственности. Для нашего исследования были использованы эмпирические методы: наблюдение, опрос, срезы, тесты, эксперимент. Результаты педагогических исследований, проводимых за последние три года, демонстрируют высокую степень значимости в среде современных школьников социальной инициативности как личностного качества. Вывод. Социальная инициативность позволяет своим трудом достигать конкретные общественно и личностно значимые результаты. А также вырабатывать умения самостоятельно решать сложные проблемы и готовность к сложным жизненным ситуациям и добровольному служению на благо своего народа и государства.

Ключевые слова: патриотическое воспитание старшеклассников, социальная инициативность и активность, активная гражданская позиция; государство, социализация.

Формат цитирования: Алиева С. А., Омаров О. Н., Раджабова Р. В. Социальная инициативность и активность в патриотическом воспитании как интегративные социально востребованные нравственные качества личности старшеклассника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. № 1. Т. 12. С. 34-38. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-1-34-38

Social Initiative and Activity in Patriotic Education as an Integrative Socially Demand Moral Qualities

of the Senior Pupil's Personality

© 2018 Sariyat A. Alieva, Omarkhan N. Omarov, Raisa V. Radzhabova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]

ABSTRACT. The aim of this study is to analyze and understand the theoretical essence and the content of the categories "social initiative and activity" as an integral socially demanded moral qualities of the senior pupils, playing a major role in the process of socialization, education of patriotism and citizenship. For our research empirical methods were used: observation, survey, sections, tests, experiment. The results of educational research conducted over the past three years show a high degree of significance of the social initiative as a personal quality among present day pupils. Conclusion. Social initiative allows by labour to achieve concrete socially and personally significant results. And also to develop the abilities to solve

independently the difficult problems and readiness for difficult life situations and voluntary service for the benefit of the people and the state.

Keywords: patriotic education of the senior pupils, social initiative and activity, active citizenship, state, socialization.

For citation: Alieva S. A., Omarov O. N., Radzhabova R. V. Social Initiative and Activity in Patriotic Education as an Integrative Socially Demand Moral Qualities of the Senior Pupil's Personality. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 34-38. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-34-38 (In Russian)

Введение

С. Л. Рубинштейном и другими психологами (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Е. В. Шорохова и др.) [1; 8; 9] была предпринята попытка рассмотрения социальной сущности личностного начала в человеке. С. Л. Рубинштейн утверждал, что личность определяется своим отношением к тому что его окружает, к своей деятельности, к другим людям.

Эти отношения реализуются в деятельности, благодаря которой люди познают вселенную - природу и общество -и изменяют их в лучшую сторону [6, с. 310].

Можно сказать, что человек в качестве личности находится как «единица» в системе общественных отношений, как их реальный носитель. С. Л. Рубинштейн рассматривал категорию личности как социальную, общественную, а не психологическую категорию. Он дал разные определения понятиям «индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида». К собственно личностным свойствам из всего многообразия свойств человека он относил те, которые обусловливают общественно-значимое поведение или деятельность человека [6, с. 311].

Л. И. Божович становление личности рассматривала как обретение свободы человеком, как превращение его в субъект своей жизнедеятельности. «Становление ребенка личностью означает постепенное освобождение его от прямого влияния окружающей среды и превращение его в активного субъекта-преобразователя этой среды и своей собственной жизни» [2, с. 28]. Активная форма поведения становится характерной для личности, а не реактивная.

Цель исследования - анализ и понимание теоретической сущности и содержания категорий «социальная инициативность и активность» как интегральных социально

востребованных нравственных качеств личности старшеклассника.

Методы - наблюдение, опрос, срезы, тесты, эксперимент.

Результаты и обсуждение

Воспитание социальной инициативности, как ведущий показатель сформированных патриотических качеств старшеклассника, предполагает превращение деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самостоятельную деятельность и самодеятельность. Социальная инициативность, на наш взгляд есть первооснова развития человека и как результат воспитания гражданина. Смыслом направляющей деятельности, направленной на развитие социальной инициативности, является оказание содействия ребенку в построении духовно-нравственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель в этом случае ориентируется на интересы, возможности детей, их способности.

Результаты проведенного исследования показали, что в образовательных учреждениях Республики Дагестан инициативная деятельность детей не рассматривается учителями и

педагогической общественностью как перспективное направление духовно-нравственного и патриотического воспитания. Рассогласованность школ и общественных институтов в деле воспитания социальной инициативности, современные модели взаимодействия «школа-социум» предусматривают в основном заочное участие молодежи в мероприятиях, организуемых социальными институтами. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы

образовательных учреждений,

профессиональных педагогов и даже семьи.

Результаты педагогических

исследований, проводимые за последние 3 года, показывают огромную степень важности в условиях современной школы социальной инициативности как

личностного качества, позволяющего детям своей деятельностью и социальной активностью достигать определенных общественно и личностно значимых результатов, выработать умение решать сложные проблемы, готовность к сложным жизненным ситуациям и добровольному служению на благо своего народа и государства.

Активное стремление старшеклассников к самостоятельной деятельности,

самореализации, предприимчивости и сформированная потребность в социально значимой деятельности на благо своей страны, образуют личностное качество -инициативность. Для нас в данном исследовании инициативность имеет социальную направленность, что

предполагает, с одной стороны, прививание эмпатии, переживания, бескорыстной помощи слабым и нуждающимся; добровольческую и волонтерскую деятельность, понимание и помощь близким; с другой стороны, антиобщественную направленность, выражающуюся в эмоциональной неприязни, равнодушии к делам и состоянию других людей, антигуманных поступках, притеснении слабых, проявлении жестокости, зависти.

Социальная инициативность

подразумевает направленность школьников на духовное, моральное и материальное благосостояние человека, общества и государства. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи предполагает постоянную надстройку и корректировку педагогом социальной инициативы с момента ее зарождения до оценки результатов с педагогическими задачами и принципами воспитания человека на основе социального заказа и духовно-нравственного идеала; получение педагогических, социальных, экономических и гражданских эффектов для инициаторов, общества и государства.

Результативность уровня воспитанности социальной инициативности напрямую зависит от уровня наличия патриотических чувств к Родине и проявляется в качестве социальных инициатив, реализуемых школьниками, и в совокупности социальных и духовно-нравственных характеристик личности. Инициатива (франц. initiative, от лат. initium - начало) - почин, внутреннее побуждение к новым видам деятельности; главная роль в интересных видах деятельности; предприимчивость,

способность к подаче новых идей. В социальном смысле инициатива

характеризуется тем, что человек берет на себя больше ответственности, чем этого требуют общепринятые нормы. «Социальная инициатива старшеклассников - это один из способов их добровольной деятельности в личных и общественных интересах, направленной на преобразование существующей или создание ранее не существующей социальной реальности» [4, c. 34]. Степень влияния социальных инициатив (как позитивного - социального, так и негативного - асоциального характера) зависит не только от действий инициатора-старшеклассника или педагога, но и от ответной реакции на социальные инициативы других людей, что создает необходимый социально-воспитательный фон реализации инициатив.

Современное понимание инициативы часто оказывается не совсем понятным для общества и простых граждан, кому оказывают социальную помощь, поэтому благонамеренная инициатива (волонтерское движение - помощь пенсионерам, ветеранам ВОВ, уборка территорий) может сопровождаться определенным риском для школьников, которые выступили

инициаторами, так как старшеклассники, впервые оказываясь в таких ситуациях, не всегда в состоянии предвидеть все последствия внедрения социальной инициативы.

Например, возрождающееся тимуровское волонтерское (безвозмездная помощь) движение старшеклассников школ г. Махачкалы в помощь пожилым людям и нуждающимся не все граждане воспринимали благожелательно, относились с недоверием: не желали открывать двери,

отказывались от помощи сходить в магазин, убрать территорию вокруг дома, купить в аптеке лекарство, это объясняется неблагополучной обстановкой в нашем крае, ростом грабежа и обмана пенсионеров, случаев нападения на беззащитных граждан и т. д.

Некоторые авторы, желая

систематизировать компоненты социальной активности и инициативности предлагают разделить их на побудители и регуляторы [4].

К первой группе относятся интересы, склонности, мотивы, идеалы, а к регуляторам

- смысловые, целевые, операционные установки (способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, профессионализм), групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования. Молодежь, как правило, не имеет тех же самых мотивов воспитания социальной инициативности, что и взрослые. Проведенное нами анкетирование подтверждает («Распределение ответов на вопрос: «Что вы понимаете под долгом перед Родиной?»), что современные учащиеся, будучи в большинстве своем индифферентными к участию в общественной и политической жизни страны, отождествляют социальный успех с участием в бизнесе и предпринимательством.

Чтобы выяснить потенциал социальной инициативности и активности

старшеклассников, нами был проведен опрос среди 400 старшеклассников, 260 из которых

- горожане и 140 сельские школьники:

- 22 % сельских и 12 % городских старшеклассников считают добровольческую деятельность престижной; около 30 % сельских и лишь 10 % городских школьников согласились принять в ней участие;

- инициативность городских школьников в 3 раза ниже, чем в сельских районах: обучающиеся государственных средних образовательных учреждений больше готовы пожертвовать своим временем ради безвозмездной социально значимой деятельности во благо общества, нежели школьники престижных гимназических классов или школ с углубленным изучением каких-либо предметов, ориентированных больше на удовлетворение собственных эгоистических потребностей («У меня на это нет времени, я пришла учиться, а не

заниматься общественными делами», «Я хочу поступить в вуз, а не решать чужие проблемы», «Проблемами бедных, обездоленных должно заниматься государство, то не наша забота» и т. д.);

- самыми привлекательными для молодежи направлениями добровольчества и волонтерства оказались - досуг, спорт, культурно-массовая деятельность, организация праздников для обездоленных детей, помощь пенсионерам, социальные проекты и программы;

- большинство респондентов больше ориентированы на помощь близким, чем людям социально незащищенным. Пожилые, немощные остаются на периферии внимания молодых людей; детям - сиротам с низкими доходами готовы больше помогать чем с высокими;

- среди основных мотивов, которые побуждают старшеклассников принимать участие в волонтерской деятельности, в социальных проектах на первое место у юношей выходят рациональные стимулы, у девушек - эмоциональные.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что потенциал социальной инициативности и активности старшеклассников в целом высок, но носит больше «лозунговый», декларативный характер и нуждается в существенной корректировке со стороны образовательных и общественных организаций.

Вместе с тем, проведенное нами исследование показало, что, во-первых, социальные возможности старшеклассников и желание помочь людям достаточно высоко; во-вторых, подтверждает вывод о личностно-ориентированном характере инициативной деятельности.

На вопрос «Какова причина вашего участия в общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы"?» мы получили следующие ответы: «уверенность в себе, самореализация, раскрытие таланта - 23 %; общение - 20 %; новые друзья - 18 %; интересные факты - 13 %, нравственное удовлетворение, осознание того, что являешься частью общества - 7 %, развитие лидерских качеств - 9 %, встречи с разными людьми - 7 %; обмен жизненным опытом -3 %.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Т. 2. М. : Педагогика, 1980. 287 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Изд-во ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/71296398/ [дата обращения: 12.09.2017 г.]

4. Костяшкин Э. Г. Формирование социальной активности школьников в процессе обучения и воспитания. М. : Знание, 1982. 200 с.

5. Пташко Д. Р. Социализация личности подростка в условиях детского общественного

1. Ananiev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy. O cheloveke kak ob"ekte i sub"ekte vospitaniya [Selected psychological works. About the person as object and subject of education]. Vol. 2. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 287 p. (In Russian)

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of identity formation]. Ed. by D. I. Feldshtein Moscow, IPP Publ.; Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 1995. 352 p. (In Russian)

3. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020". Decree of the government of the Russian Federation from 30.12.2015 № 1493 [Electronic resource]. Mode of access: http://base.garant.ru/ (In Russian)

4. Kostyashkin E. G. Formirovanie sotsial'noy aktivnosti shkol'nikov v protsesse obucheniya i vospitaniya [Formation of social activity of pupils in process of training and education]. Moscow, Znanie Publ., 1982. 200 p. (In Russian)

5. Ptashko D. R. Sotsializatsiya lichnosti podrostka v usloviyakh detskogo obshchestvennogo ob"edineniya. Monografiya [Socialization of adolescent's personality in terms of children's public associations. Monography]. Chelyabinsk, 2011, 161 p. (In Russian)

6. Rubinshtein S. L. Osnovy ontologii, logiki i psikhologii. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy [Fundamentals of ontology, logic and psychology. The huts. philosophical and psychological works]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 462 p. (In Russian)

7. Tetersky S. V. Vospitanie sotsial'noy initsiativnosti detey i molodezhi [Education of social initiative of children and youth]. Extended abstract of Pedagogy Doctoral diss. Tambov, 2004. 39 p. (In Russian)

8. Ushinsky K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii [About nationality in

объединения. Монография. Челябинск, 2011. 161 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы онтологии, логики и психологии. Избранные философско-психологические труды. М. : Наука, 1977. 462 с.

7. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 39 с.

8. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Т. 2. М., 1948. С. 69120.

9. Шорохова Е. В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М. : Соцэкгиз, 1961. 363 с.

public education]. Vol. 2. Moscow, 1948. Pp. 69120. (In Russian)

9. Shorohova E. V. Problemy soznaniya v filosofii i estestvoznanii [Problems of consciousness in philosophy and natural science]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1961. 363 p. (In Russian)

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Омаров Омархан Нурмагомедович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Раджабова Раиса Валиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Omarkhan N. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Принята в печать 05.02.2018 г.

Received 05.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.