Научная статья на тему 'Психологические особенности родителей — участников судебных споров о воспитании детей'

Психологические особенности родителей — участников судебных споров о воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛИ / СУДЕБНЫЙ СПОР О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ-УЧАСТНИКОВ СУДЕБНЫХ СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ / FAMILY EDUCATION / PARENTS / COURT DISPUTE ON CHILDREN EDUCATION / PERSONAL PECULIARITIES OF PARENTS PARTICIPATING IN COURT DISPUTES ON CHILDREN EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна

В статье рассмотрены психологические особенности родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным с воспитанием детей. Установлено, что для них характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте. Показано, что выявленные проблемы могут варьироваться в зависимости от категории судебного спора, положения в судебном процессе, имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of parents participating in court disputes on children education

The article reviews psychological peculiarities of parents applying to court on questions relating to children education. It is stated that these parents are immature as persons and do not possess developed optimal strategies of behaviour in a conflict. The author stresses that the revealed problems may vary depending on the category of court dispute, position in a trial, they are of prevailing character covering both the parent’s personality and his sphere of relations with the child and a second parent.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности родителей — участников судебных споров о воспитании детей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДСПЕКГЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ,

правовой и профилактической работы/

УДК 152.32 (045)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ СУДЕБНЫХ СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Н. Н. Васягина

В статье рассмотрены психологические особенности родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным с воспитанием детей. Установлено, что для них характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте. Показано, что выявленные проблемы могут варьироваться в зависимости от категории судебного спора, положения в судебном процессе, имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.

Ключевые слова: семейное воспитание, родители, судебный спор о воспитании детей, личностные особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей.

Анализ современных исследований в области семейного воспитания свидетельствует об обширности и разнонаправленности концепций и подходов при его изучении 1 . Такие работы, как правило, носят прикладной характер и касаются преимущественно изучения процессуальных характеристик семейного воспитания (Н. М. Ботырко, В. К. Шабель-ников), целей, задач и содержания семейного воспитания (А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева, И. С. Кон и др.), обоснования ведущей роли семьи в психическом развитии и присвоении ребенком социокультурных ценностей (К К Авдеева, Н. Н. Васягина, Е. И. Захарова, М. И. Лисина, Ю. И. Шмурак и др.), изучения стилей воспитания и типов детско-родительских отношений (М. И. Буянов, А. Я. Варга, Р. В. Овчарова и др.), основных ошибок семейного воспитания и их последствий (С. А. Беличева, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов и др.), исследования личностных особенностей родителей и их представленности в воспитательных воздействиях (Н. Н. Васягина, А. И. Захаров, Е. И. Исенина, А. Г. Ли-дерс, А. С. Спиваковская и др.).

Отдельные исследования посвящены изучению конфликтов, возникающих в семье в связи с реализацией родителями воспитательных функций. При изучении этого аспекта семейного воспитания отечественными психологами описаны типы семейных конфликтов, связанных с воспитанием детей (С. В. Дво-ряк, Р. В. Овчарова, Б. Т. Херсонский, Л. Б. Шнейдер,

В. М. Целуйко); определены факторы, оказывающие влияние на их возникновение и разрешение, среди которых личностные особенности родителей (А. И. Захаров, С. В. Ковалев), стратегии их поведения в конфликте (Н. В. Гришина, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер), особенности взаимоотношений с детьми (В. М. Це-луйко, Э. Г. Эйдемиллер), несовпадение систем жизненных ценностей и нравственных ориентиров родителей (С. В. Дворяк, Б. Т. Херсонский), несовпадение представлений родителей о воспитательных стратегиях и содержании ролей отца и матери (Н. Н. Васяги-на, Л. Б. Шнейдер), нежелание одного из родителей участвовать в воспитании детей (В. А. Сысенко, В. М. Це-луйко); показано, что в своем большинстве такие конфликты разрешаются самостоятельно родителями, однако в ряде случаев, если самостоятельно конфликт родителям разрешить не удается, они прибегают к судебному способу его разрешения 2.

В зарубежной судебной практике в настоящее время общепринятой является точка зрения, согласно которой благополучно разрешить судебный спор о воспитании ребенка исключительно правовыми способами невозможно, поскольку причиной такого спора является наличие психологического конфликта у родителей (К. Аронс, Л. Паркинсон). Процедура психологического сопровождения спора позволяет изучить причины его возникновения и принять наиболее правильное и учитывающее как интересы детей, так и интересы родителей решение, а также способствовать тому, чтобы это решение было психологически принято родителями и ребенком и в дальнейшем исполнялось (Д. Дарнелл, П. Синко, Х. Хейнонен). С этой целью используются различные формы психологического сопровождения судебных споров о воспитании детей: введение системы «семейных судов», где все судьи и сотрудники аппарата обладают психологическими знаниями; сопровождение судебного спора специалистами-психологами, которые оказывают помощь судье в понимании психологических аспектов конфликта либо внедрение процедуры медиации — урегулирования спора, возникшего между родителями о воспитании ребенка, независимым посредником.

В России до начала 1990-х гг. судебных споров в сфере воспитания детей практически не было (О. С. Иоффе, А. М. Нечаева и др.). Это объяснялось существовавшим убеждением в том, что воспитани-

ем детей должна в основном заниматься мать 3. Функцию по разрешению такого рода семейных споров, как правило, выполняли специалисты органов опеки и попечительства, которые, если имели педагогическое либо психологическое образование, могли оказать психологическую помощь супругам в разрешении конфликта, если не имели, то участие органов опеки и попечительства в разрешении судебных споров было формальным 4.

В последние 10-15 лет осознание ведущей роли семьи в формировании личности ребенка, рост правового сознания населения в целом привели к существенному увеличению числа судебных споров в сфере воспитания детей и усилению внимания общества к процессу их рассмотрения. Одновременно с этим выявилась неэффективность существующего механизма разрешения этой категории споров (Н. Н. Васягина, А. М. Нечаева, Т. В. Сахнова, Г. Тюрин и др.), поскольку вынесение психологического конфликта в правовое поле не способствует его разрешению: судья, не имея специальных познаний, не может оказать родителям необходимую им психологическую помощь, поэтому решения, принимаемые судом по этой категории дел, не приводят к устранению конфликта, а еще более усугубляют ситуацию 5. В то же время исследования системного характера, включающие изучение психологических особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей, в настоящий период в России отсутствуют. Это определило проблему нашего исследования, которая заключается в изучении психологических особенностей родителей-участников таких судебных споров как психолого-педагогического основания повышения эффективности рассмотрения судебных споров.

Эмпирическое изучение психологических особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей проводилось на базе судов г. Екатеринбурга с 2010 г. по 2014 г. Общее число респондентов, принявших участие в работе, составило 278 человек.

На первом этапе исследования в целях изучения мотивов обращений и мотивов возражений родителей по спорам о воспитании (споры об определении порядка общения с ребенком, места жительства ребенка) детей применялся метод контент-анализа содержания исковых заявлений и протоколов судебных заседаний. Было установлено, что, независимо от категории спора, родители-инициаторы в качестве мотива обращения в суд декларируют необходимость защиты интересов ребенка (100%). При этом, если в спорах об определении порядка общения с ребенком данный мотив обозначается без конкретизации, то в спорах об определении места жительства ребенка содержит уточняющие сведения, которые по частоте встречаемости распределены следующим образом: закрепление в судебном порядке фактической воспитательной ситуации (74,5% от общего числа заявителей по данной категории); возможность обеспечить ребенку более высокий уровень жизни по сравнению

с родителем-ответчиком (13,7%); наличие у родителя-ответчика вредных привычек, препятствующих реализации воспитательных функций (11,8%).

Выявление реальных мотивов обращений и возражений родителей в спорах о воспитании детей осуществлялось на основе анализа протоколов судебных заседаний. Оказалось, что вариативность реальных мотивов как родителей-инициаторов, так и родителей-ответчиков зависит от категории судебного спора.

Так, в спорах о порядке общения с ребенком основными мотивами родителя-инициатора являются: обида (38,7% от общего числа родителей-инициаторов по данной категории спора); противостояние (22,4%); месть (20,0%); конкурентная борьба за ребенка (19,9%). Реальные мотивы родителей-ответчиков распределились следующим образом: желание отстранить родителя-инициатора спора от воспитания ребенка (91,5% от общего числа родителей-ответчиков по данной категории спора); конкуренция (8,5%).

Изучение мотивов родителей-инициаторов и родителей-ответчиков по спорам об определении места жительства ребенка показало, что у первых явно выражен страх утраты возможности воспитывать ребенка (100% участников данной категории спора), у вторых — обида (29,7% от общего числа родителей-ответчиков по данной категории спора); противостояние, месть (39,9%).

Таким образом, на первом этапе исследования было установлено, что декларируемые и реальные мотивы как обращений родителей-инициаторов, так и возражений родителей-ответчиков по спорам о воспитании детей не совпадают: указывая на желание защитить интересы ребенка, родители в реальности руководствуются личными мотивами, свидетельствующими о переносе супружеского конфликта в сферу воспитания.

На втором этапе нами были изучены общие психологические особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей: их личностные особенности (тест-опросник Кэттелла), стратегии поведения в конфликте (опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»), уровень осознанности родительства (опросник Р. В. Овчаро-вой «Сознательное родительство»), особенности эмоционального взаимодействия с детьми («Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой), стилевые особенности воспитания (опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса); определены психологические особенности родителей в зависимости от категории спора и статуса в судебном процессе (инициатор или ответчик).

Анализ данных, полученных в ходе изучения личностных особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей, свидетельствует о том, что большинство их личностных характеристик имеют средний уровень выраженности, соответ-

ствующий норме. Однако комбинация личностных особенностей, выходящих за пределы средних значений, раскрывает противоречивость их психологического склада: с одной стороны, такие родители активны в установлении контактов, склонны к риску, имеют высокую нормативность поведения, с другой — доминантны, тревожны, импульсивны.

При изучении особенностей поведения родителей-участников споров о воспитании детей в конфликтных ситуациях установлено преобладание у них неэффективных стратегий поведения в конфликте (92,4% от общего числа родителей), частота применения которых выглядит следующим образом: компромисс (35,0%), соперничество (30,0%), приспособление (16,7%), избегание (10,7%). При этом следует отметить малую вариативность поведения таких родителей, склонность придерживаться выбранной стратегии поведения в конфликте, даже если она не приносит желаемого результата.

Исследование уровня осознанности родительства у отцов и матерей, которые разрешают споры о воспитании детей в судебном порядке, показало преобладание (92% от общего числа участников) предельно низкого уровня осознанности по всем компонентам ро-дительства (родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение), что свидетельствует о родительской незрелости.

Анализ особенностей эмоционального взаимодействия родителей с детьми показал, что в большинстве случаев респонденты достаточно точно подмечают изменение состояния ребенка, однако неумение правильно оценить его причины искажает восприятие этого состояния (60,0% от общего числа родителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что значительная часть родителей (65,0%) не способны понять и разделить чувства своего ребенка, поскольку имеют низкий уровень эмпатии. Более половины (58,0%) участников споров о воспитании детей не принимают себя в качестве родителя, что неизменно отражается на отношении к ребенку: притупляет чувствительность, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия (88,0%), приводит к избеганию телесного контакта с ребенком (54,4%). В качестве интегративной характеристики особенностей эмоционального взаимодействия родителя с ребенком выступает способность воздействовать на его эмоциональное состояние, однако лишь 38,6% респондентов успешно справляются с этой задачей (успокаивают, помогают снять аффективные проявления и т. п.). Выявленные особенности позволяют говорить об искаженности эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия.

В качестве стилевых особенностей воспитания в семьях, где родители прибегают к судебному способу разрешения судебных споров, можно отметить преобладание гиперпротекции — потворствующей или доминирующей (66,5% от общего числа респондентов), перенос супружеских конфликтов в сфе-

ру воспитания детей (59,0%), предпочтение мужских либо женских качеств в ребенке (88,0%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в тех семьях, где родители предпочитают разрешать семейные конфликты, касающиеся воспитания детей, в судебном порядке, обнаруживаются выраженные нарушения в семейном воспитании.

Полученные в исследовании данные, отражающие психологические особенности родителей-участников судебных споров, в целях выявления и объяснения взаимосвязей между ними и упрощения описания путем сокращения числа переменных были подвергнуты факторному анализу. Факторный анализ данных производился отдельно по каждой из категорий обращения с учетом положения родителя в судебном процессе. В каждой группе родителей были выделены факторы, рассмотренные как причины совместной изменчивости входящих в них переменных, что позволило выделить и описать факторную структуру психологических особенностей респондентов.

Так, анализ факторной структуры психологических особенностей родителей, обращающихся в суд по спорам, связанным с определением места жительства ребенка, показал, что ведущей характеристикой их личности является склонность к соперничеству. Они проявляют высокую степень конфликтности в сочетании с низкой эмоциональной культурой, что превращает любой конфликт в скандал. При возникновении проблемных ситуаций уклоняются от принятия самостоятельного решения, склонны делегировать ответственность.

Родители-оппоненты по судебным спорам, связанным с определением места жительства ребенка, отличаются «слабостью характера», эмоциональной нестабильностью, склонностью к самоуничижению. Они уделяют много внимания ребенку, заботятся о его интересах и желают реализовать себя в роли родителя, однако в силу низкой самооценки не воспринимают себя как успешного родителя и не могут выработать устойчивую воспитательную стратегию и следовать ей в отношениях с ребенком.

Родителям, инициирующим споры, связанные с определением порядка общения с ребенком, присущи авторитарность, стремление к доминированию. Воспитательная позиция характеризуется ориентацией на себя, высокой требовательностью, игнорированием интересов ребенка, подкреплением в ребенке повышенной моральной ответственности. Ребенок является средством самоутверждения родителя.

Родители, к которым заявлен спор об определении порядка общения с ребенком, с одной стороны, тревожны, мнительны, закрыты, склонны к самоизоляции, с другой — эгоцентричны, доминантны, имеют завышенную самооценку. Склонны к инфанти-лизации ребенка, стремятся замедлить процесс его взросления, боясь проявления у него независимости.

Анализ психологических особенностей родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным

Заречнев Д. О., Калинин С.В., Чернов Ю. Н. Особенности самовоспитания социально значимых качеств.

с воспитанием детей, в целом показал, что для них характерны личностная незрелость, несформирован-ность оптимальных стратегий поведения в конфликте, выраженные нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы могут варьироваться, получая содержательную конкретизацию в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном процессе (инициатор спора или ответчик), однако во всех случаях они имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.

Проведенное исследование позволило определить психологические особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей:

— декларируемые и реальные мотивы как обращений родителей-инициаторов, так и возражений родителей-ответчиков по судебным спорам о воспитании детей не совпадают: указывая на желание защитить интересы ребенка, родители в реальности руководствуются личными мотивами, свидетельствующими о переносе супружеского конфликта в сферу воспитания;

— родители, обращающиеся за судебным разрешением споров о воспитании детей, имеют сходные психологические особенности в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном про-

цессе (инициатор спора или ответчик), при этом для всех категорий родителей характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте, нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.

Учет полученных в ходе анализа результатов позволит повысить эффективность рассмотрения судебных споров о воспитании детей.

1 Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 63-69.

2 Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография. Екатеринбург, 2013. 309 с.

3 Нечаева А. М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России // Право и политика. 2004. № 4. С. 124-130.

4 Рясенцев В. А. Советское семейное право. М., 1982. 255 с.

5 Васягина Н. Н., Евладова А. А. Психологические типы родителей, обращающихся в суд по поводу разрешения судебных споров, связанных с воспитанием детей // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 10. С. 165-168.

УДК 378.634:37.04

ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Д. О. Заречнев, С. В. Калинин, Ю. Н. Чернов

В статье раскрыты особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции, даны направления по созданию условий, представлены методики и рекомендации в части эффективной организации, теоретического освоения методов самовоспитания в образовательном процессе.

Ключевые слова: социально значимые качества, методика и методы самовоспитания, программа самовоспитания, профессиональная подготовка, вузы, МВД России.

Реформа МВД России потребовала создания института полиции как новой правоохранительной структуры, что существенно изменяет порядок взаимодействия сотрудников полиции с населением, в определенной степени расширяет их права и обязанности. Предполагается, что взаимодействие с гражданами должно стать более социально направленным и профессиональным, с учетом как потребностей различных категорий граждан, так и особенностей социальной ситуации в стране. Деятельность сотрудников полиции должна стать в большей степени профилактической и воспитательной. В связи с этим новые законодательные документы предъявляют требования к изменению направленности в социальной деятельности сотрудников полиции, суть которых — в переходе от преимущественно административно-

карательных мероприятий к профилактическим, а также к расширению функций по социальному обслуживанию населения.

Проблемы глобализации в различных своих проявлениях обнажили новые существенные угрозы национальной безопасности для Российского государства и вызвали объективную потребность преобразований в нашем обществе. В первую очередь требует изменения отношение к человеку не только как самоцели общественного развития, но и как к историческому и пассионарному субъекту этого развития с учетом его социальной роли в данном процессе '. Повышается ценность социальной деятельности человека, возрастают ее общественно полезная значимость и роль лич-ностно-профессионального фактора в решении современных проблем посредством самовоспитания. Следовательно, актуализируется значение самовоспитания социально значимых качеств субъектов правоохранительной деятельности.

Анализ источников свидетельствует, что проблема самовоспитания достаточно глубоко разрабатывалась в основном для общеобразовательных учреждений (В. И. Андреев,А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев,А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, Л. И. Рувинский, В. А. Сухомлинский и др.). Взаимосвязь самовоспитания и социального развития личности раскрыта обществоведами (Л. М. Архангельский, И. А. Донцов, С. М. Ковалев, В. П. Киселев, В. М. Соколов и др.). Вопросам воспитания курсантов вузов силовых структур также посвящено большое количество работ (В. В. Анциферов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.