ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДСПЕКГЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ,
правовой и профилактической работы/
УДК 152.32 (045)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ СУДЕБНЫХ СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Н. Н. Васягина
В статье рассмотрены психологические особенности родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным с воспитанием детей. Установлено, что для них характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте. Показано, что выявленные проблемы могут варьироваться в зависимости от категории судебного спора, положения в судебном процессе, имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Ключевые слова: семейное воспитание, родители, судебный спор о воспитании детей, личностные особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей.
Анализ современных исследований в области семейного воспитания свидетельствует об обширности и разнонаправленности концепций и подходов при его изучении 1 . Такие работы, как правило, носят прикладной характер и касаются преимущественно изучения процессуальных характеристик семейного воспитания (Н. М. Ботырко, В. К. Шабель-ников), целей, задач и содержания семейного воспитания (А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева, И. С. Кон и др.), обоснования ведущей роли семьи в психическом развитии и присвоении ребенком социокультурных ценностей (К К Авдеева, Н. Н. Васягина, Е. И. Захарова, М. И. Лисина, Ю. И. Шмурак и др.), изучения стилей воспитания и типов детско-родительских отношений (М. И. Буянов, А. Я. Варга, Р. В. Овчарова и др.), основных ошибок семейного воспитания и их последствий (С. А. Беличева, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов и др.), исследования личностных особенностей родителей и их представленности в воспитательных воздействиях (Н. Н. Васягина, А. И. Захаров, Е. И. Исенина, А. Г. Ли-дерс, А. С. Спиваковская и др.).
Отдельные исследования посвящены изучению конфликтов, возникающих в семье в связи с реализацией родителями воспитательных функций. При изучении этого аспекта семейного воспитания отечественными психологами описаны типы семейных конфликтов, связанных с воспитанием детей (С. В. Дво-ряк, Р. В. Овчарова, Б. Т. Херсонский, Л. Б. Шнейдер,
В. М. Целуйко); определены факторы, оказывающие влияние на их возникновение и разрешение, среди которых личностные особенности родителей (А. И. Захаров, С. В. Ковалев), стратегии их поведения в конфликте (Н. В. Гришина, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер), особенности взаимоотношений с детьми (В. М. Це-луйко, Э. Г. Эйдемиллер), несовпадение систем жизненных ценностей и нравственных ориентиров родителей (С. В. Дворяк, Б. Т. Херсонский), несовпадение представлений родителей о воспитательных стратегиях и содержании ролей отца и матери (Н. Н. Васяги-на, Л. Б. Шнейдер), нежелание одного из родителей участвовать в воспитании детей (В. А. Сысенко, В. М. Це-луйко); показано, что в своем большинстве такие конфликты разрешаются самостоятельно родителями, однако в ряде случаев, если самостоятельно конфликт родителям разрешить не удается, они прибегают к судебному способу его разрешения 2.
В зарубежной судебной практике в настоящее время общепринятой является точка зрения, согласно которой благополучно разрешить судебный спор о воспитании ребенка исключительно правовыми способами невозможно, поскольку причиной такого спора является наличие психологического конфликта у родителей (К. Аронс, Л. Паркинсон). Процедура психологического сопровождения спора позволяет изучить причины его возникновения и принять наиболее правильное и учитывающее как интересы детей, так и интересы родителей решение, а также способствовать тому, чтобы это решение было психологически принято родителями и ребенком и в дальнейшем исполнялось (Д. Дарнелл, П. Синко, Х. Хейнонен). С этой целью используются различные формы психологического сопровождения судебных споров о воспитании детей: введение системы «семейных судов», где все судьи и сотрудники аппарата обладают психологическими знаниями; сопровождение судебного спора специалистами-психологами, которые оказывают помощь судье в понимании психологических аспектов конфликта либо внедрение процедуры медиации — урегулирования спора, возникшего между родителями о воспитании ребенка, независимым посредником.
В России до начала 1990-х гг. судебных споров в сфере воспитания детей практически не было (О. С. Иоффе, А. М. Нечаева и др.). Это объяснялось существовавшим убеждением в том, что воспитани-
ем детей должна в основном заниматься мать 3. Функцию по разрешению такого рода семейных споров, как правило, выполняли специалисты органов опеки и попечительства, которые, если имели педагогическое либо психологическое образование, могли оказать психологическую помощь супругам в разрешении конфликта, если не имели, то участие органов опеки и попечительства в разрешении судебных споров было формальным 4.
В последние 10-15 лет осознание ведущей роли семьи в формировании личности ребенка, рост правового сознания населения в целом привели к существенному увеличению числа судебных споров в сфере воспитания детей и усилению внимания общества к процессу их рассмотрения. Одновременно с этим выявилась неэффективность существующего механизма разрешения этой категории споров (Н. Н. Васягина, А. М. Нечаева, Т. В. Сахнова, Г. Тюрин и др.), поскольку вынесение психологического конфликта в правовое поле не способствует его разрешению: судья, не имея специальных познаний, не может оказать родителям необходимую им психологическую помощь, поэтому решения, принимаемые судом по этой категории дел, не приводят к устранению конфликта, а еще более усугубляют ситуацию 5. В то же время исследования системного характера, включающие изучение психологических особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей, в настоящий период в России отсутствуют. Это определило проблему нашего исследования, которая заключается в изучении психологических особенностей родителей-участников таких судебных споров как психолого-педагогического основания повышения эффективности рассмотрения судебных споров.
Эмпирическое изучение психологических особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей проводилось на базе судов г. Екатеринбурга с 2010 г. по 2014 г. Общее число респондентов, принявших участие в работе, составило 278 человек.
На первом этапе исследования в целях изучения мотивов обращений и мотивов возражений родителей по спорам о воспитании (споры об определении порядка общения с ребенком, места жительства ребенка) детей применялся метод контент-анализа содержания исковых заявлений и протоколов судебных заседаний. Было установлено, что, независимо от категории спора, родители-инициаторы в качестве мотива обращения в суд декларируют необходимость защиты интересов ребенка (100%). При этом, если в спорах об определении порядка общения с ребенком данный мотив обозначается без конкретизации, то в спорах об определении места жительства ребенка содержит уточняющие сведения, которые по частоте встречаемости распределены следующим образом: закрепление в судебном порядке фактической воспитательной ситуации (74,5% от общего числа заявителей по данной категории); возможность обеспечить ребенку более высокий уровень жизни по сравнению
с родителем-ответчиком (13,7%); наличие у родителя-ответчика вредных привычек, препятствующих реализации воспитательных функций (11,8%).
Выявление реальных мотивов обращений и возражений родителей в спорах о воспитании детей осуществлялось на основе анализа протоколов судебных заседаний. Оказалось, что вариативность реальных мотивов как родителей-инициаторов, так и родителей-ответчиков зависит от категории судебного спора.
Так, в спорах о порядке общения с ребенком основными мотивами родителя-инициатора являются: обида (38,7% от общего числа родителей-инициаторов по данной категории спора); противостояние (22,4%); месть (20,0%); конкурентная борьба за ребенка (19,9%). Реальные мотивы родителей-ответчиков распределились следующим образом: желание отстранить родителя-инициатора спора от воспитания ребенка (91,5% от общего числа родителей-ответчиков по данной категории спора); конкуренция (8,5%).
Изучение мотивов родителей-инициаторов и родителей-ответчиков по спорам об определении места жительства ребенка показало, что у первых явно выражен страх утраты возможности воспитывать ребенка (100% участников данной категории спора), у вторых — обида (29,7% от общего числа родителей-ответчиков по данной категории спора); противостояние, месть (39,9%).
Таким образом, на первом этапе исследования было установлено, что декларируемые и реальные мотивы как обращений родителей-инициаторов, так и возражений родителей-ответчиков по спорам о воспитании детей не совпадают: указывая на желание защитить интересы ребенка, родители в реальности руководствуются личными мотивами, свидетельствующими о переносе супружеского конфликта в сферу воспитания.
На втором этапе нами были изучены общие психологические особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей: их личностные особенности (тест-опросник Кэттелла), стратегии поведения в конфликте (опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»), уровень осознанности родительства (опросник Р. В. Овчаро-вой «Сознательное родительство»), особенности эмоционального взаимодействия с детьми («Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой), стилевые особенности воспитания (опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса); определены психологические особенности родителей в зависимости от категории спора и статуса в судебном процессе (инициатор или ответчик).
Анализ данных, полученных в ходе изучения личностных особенностей родителей-участников судебных споров о воспитании детей, свидетельствует о том, что большинство их личностных характеристик имеют средний уровень выраженности, соответ-
ствующий норме. Однако комбинация личностных особенностей, выходящих за пределы средних значений, раскрывает противоречивость их психологического склада: с одной стороны, такие родители активны в установлении контактов, склонны к риску, имеют высокую нормативность поведения, с другой — доминантны, тревожны, импульсивны.
При изучении особенностей поведения родителей-участников споров о воспитании детей в конфликтных ситуациях установлено преобладание у них неэффективных стратегий поведения в конфликте (92,4% от общего числа родителей), частота применения которых выглядит следующим образом: компромисс (35,0%), соперничество (30,0%), приспособление (16,7%), избегание (10,7%). При этом следует отметить малую вариативность поведения таких родителей, склонность придерживаться выбранной стратегии поведения в конфликте, даже если она не приносит желаемого результата.
Исследование уровня осознанности родительства у отцов и матерей, которые разрешают споры о воспитании детей в судебном порядке, показало преобладание (92% от общего числа участников) предельно низкого уровня осознанности по всем компонентам ро-дительства (родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение), что свидетельствует о родительской незрелости.
Анализ особенностей эмоционального взаимодействия родителей с детьми показал, что в большинстве случаев респонденты достаточно точно подмечают изменение состояния ребенка, однако неумение правильно оценить его причины искажает восприятие этого состояния (60,0% от общего числа родителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что значительная часть родителей (65,0%) не способны понять и разделить чувства своего ребенка, поскольку имеют низкий уровень эмпатии. Более половины (58,0%) участников споров о воспитании детей не принимают себя в качестве родителя, что неизменно отражается на отношении к ребенку: притупляет чувствительность, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия (88,0%), приводит к избеганию телесного контакта с ребенком (54,4%). В качестве интегративной характеристики особенностей эмоционального взаимодействия родителя с ребенком выступает способность воздействовать на его эмоциональное состояние, однако лишь 38,6% респондентов успешно справляются с этой задачей (успокаивают, помогают снять аффективные проявления и т. п.). Выявленные особенности позволяют говорить об искаженности эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия.
В качестве стилевых особенностей воспитания в семьях, где родители прибегают к судебному способу разрешения судебных споров, можно отметить преобладание гиперпротекции — потворствующей или доминирующей (66,5% от общего числа респондентов), перенос супружеских конфликтов в сфе-
ру воспитания детей (59,0%), предпочтение мужских либо женских качеств в ребенке (88,0%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в тех семьях, где родители предпочитают разрешать семейные конфликты, касающиеся воспитания детей, в судебном порядке, обнаруживаются выраженные нарушения в семейном воспитании.
Полученные в исследовании данные, отражающие психологические особенности родителей-участников судебных споров, в целях выявления и объяснения взаимосвязей между ними и упрощения описания путем сокращения числа переменных были подвергнуты факторному анализу. Факторный анализ данных производился отдельно по каждой из категорий обращения с учетом положения родителя в судебном процессе. В каждой группе родителей были выделены факторы, рассмотренные как причины совместной изменчивости входящих в них переменных, что позволило выделить и описать факторную структуру психологических особенностей респондентов.
Так, анализ факторной структуры психологических особенностей родителей, обращающихся в суд по спорам, связанным с определением места жительства ребенка, показал, что ведущей характеристикой их личности является склонность к соперничеству. Они проявляют высокую степень конфликтности в сочетании с низкой эмоциональной культурой, что превращает любой конфликт в скандал. При возникновении проблемных ситуаций уклоняются от принятия самостоятельного решения, склонны делегировать ответственность.
Родители-оппоненты по судебным спорам, связанным с определением места жительства ребенка, отличаются «слабостью характера», эмоциональной нестабильностью, склонностью к самоуничижению. Они уделяют много внимания ребенку, заботятся о его интересах и желают реализовать себя в роли родителя, однако в силу низкой самооценки не воспринимают себя как успешного родителя и не могут выработать устойчивую воспитательную стратегию и следовать ей в отношениях с ребенком.
Родителям, инициирующим споры, связанные с определением порядка общения с ребенком, присущи авторитарность, стремление к доминированию. Воспитательная позиция характеризуется ориентацией на себя, высокой требовательностью, игнорированием интересов ребенка, подкреплением в ребенке повышенной моральной ответственности. Ребенок является средством самоутверждения родителя.
Родители, к которым заявлен спор об определении порядка общения с ребенком, с одной стороны, тревожны, мнительны, закрыты, склонны к самоизоляции, с другой — эгоцентричны, доминантны, имеют завышенную самооценку. Склонны к инфанти-лизации ребенка, стремятся замедлить процесс его взросления, боясь проявления у него независимости.
Анализ психологических особенностей родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным
Заречнев Д. О., Калинин С.В., Чернов Ю. Н. Особенности самовоспитания социально значимых качеств.
с воспитанием детей, в целом показал, что для них характерны личностная незрелость, несформирован-ность оптимальных стратегий поведения в конфликте, выраженные нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы могут варьироваться, получая содержательную конкретизацию в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном процессе (инициатор спора или ответчик), однако во всех случаях они имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Проведенное исследование позволило определить психологические особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей:
— декларируемые и реальные мотивы как обращений родителей-инициаторов, так и возражений родителей-ответчиков по судебным спорам о воспитании детей не совпадают: указывая на желание защитить интересы ребенка, родители в реальности руководствуются личными мотивами, свидетельствующими о переносе супружеского конфликта в сферу воспитания;
— родители, обращающиеся за судебным разрешением споров о воспитании детей, имеют сходные психологические особенности в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном про-
цессе (инициатор спора или ответчик), при этом для всех категорий родителей характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте, нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Учет полученных в ходе анализа результатов позволит повысить эффективность рассмотрения судебных споров о воспитании детей.
1 Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 63-69.
2 Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография. Екатеринбург, 2013. 309 с.
3 Нечаева А. М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России // Право и политика. 2004. № 4. С. 124-130.
4 Рясенцев В. А. Советское семейное право. М., 1982. 255 с.
5 Васягина Н. Н., Евладова А. А. Психологические типы родителей, обращающихся в суд по поводу разрешения судебных споров, связанных с воспитанием детей // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 10. С. 165-168.
УДК 378.634:37.04
ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Д. О. Заречнев, С. В. Калинин, Ю. Н. Чернов
В статье раскрыты особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции, даны направления по созданию условий, представлены методики и рекомендации в части эффективной организации, теоретического освоения методов самовоспитания в образовательном процессе.
Ключевые слова: социально значимые качества, методика и методы самовоспитания, программа самовоспитания, профессиональная подготовка, вузы, МВД России.
Реформа МВД России потребовала создания института полиции как новой правоохранительной структуры, что существенно изменяет порядок взаимодействия сотрудников полиции с населением, в определенной степени расширяет их права и обязанности. Предполагается, что взаимодействие с гражданами должно стать более социально направленным и профессиональным, с учетом как потребностей различных категорий граждан, так и особенностей социальной ситуации в стране. Деятельность сотрудников полиции должна стать в большей степени профилактической и воспитательной. В связи с этим новые законодательные документы предъявляют требования к изменению направленности в социальной деятельности сотрудников полиции, суть которых — в переходе от преимущественно административно-
карательных мероприятий к профилактическим, а также к расширению функций по социальному обслуживанию населения.
Проблемы глобализации в различных своих проявлениях обнажили новые существенные угрозы национальной безопасности для Российского государства и вызвали объективную потребность преобразований в нашем обществе. В первую очередь требует изменения отношение к человеку не только как самоцели общественного развития, но и как к историческому и пассионарному субъекту этого развития с учетом его социальной роли в данном процессе '. Повышается ценность социальной деятельности человека, возрастают ее общественно полезная значимость и роль лич-ностно-профессионального фактора в решении современных проблем посредством самовоспитания. Следовательно, актуализируется значение самовоспитания социально значимых качеств субъектов правоохранительной деятельности.
Анализ источников свидетельствует, что проблема самовоспитания достаточно глубоко разрабатывалась в основном для общеобразовательных учреждений (В. И. Андреев,А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев,А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, Л. И. Рувинский, В. А. Сухомлинский и др.). Взаимосвязь самовоспитания и социального развития личности раскрыта обществоведами (Л. М. Архангельский, И. А. Донцов, С. М. Ковалев, В. П. Киселев, В. М. Соколов и др.). Вопросам воспитания курсантов вузов силовых структур также посвящено большое количество работ (В. В. Анциферов,