Научная статья на тему 'Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях'

Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1187
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ / МАТЕРИНСКИЕ ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мягкова Мария Алексеевна

На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей. Данная статья посвящена исследованию проблемы влияния состава семьи на отношение матери к ребенку, воспитывающей детей с мужем или в одиночку. Автором рассматривается отношение женщины к себе и супругу как к родителю, способных к выполнению основных функций по воспитанию ребен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях»

УДК 37.013.77

МАТЕРИНСКИЕ ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЕ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ МАТЕРИНСКИХ СЕМЬЯХ

М.А.Мягкова*

На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей. Данная статья посвящена исследованию проблемы влияния состава семьи на отношение матери к ребенку, воспитывающей детей с мужем или в одиночку. Автором рассматривается отношение женщины к себе и супругу как к родителю, способных к выполнению основных функций по воспитанию ребенка.

Ключевые слова: материнство; неполные семьи; родительство; материнская любовь; материнские чувства и отношения.

MATERNAL FEELINGS AND RELATIONSHIPS IN COMPLETE AND INCOMPLETE PARENT FAMILIES M.A. Myagkova

To date, the family institution is undergoing major changes, one of which is an increase in the number of single parent families. This article focuses on the research of the influence of family composition on the ratio of mother to child, the child with her husband or alone. The author examines the ratio of women to themselves and a spouse as a parent, capable of fulfilling the basic functions of child-rearing.

Keywords: motherhood, single parent families; parenting; maternal love; maternal feelings and attitudes.

Исходя из того, что семья это явление куль- пределение социально-половых ролей и функций турно-историческое и социально-психологиче- [4, с. 8]. Хотя такие семьи существуют и по ское, на сегодняшний день существует огромное сей день в обществах на допромышленным количество определений, типологий, моделей, этапе развития.

с помощью которых пытаются раскрыть сущ- Многие культурологи, социологи, психологи

ность и многогранность данного феномена. Вряд отмечают определенного рода тенденцию, харак-ли когда-нибудь исследования, посвященные дан- терную для современной семьи - это малодетной проблематике будут прекращены, ведь семья, ность, феминизация, ослабление роли отцов в се-несмотря на свое многовековое существование, мейном воспитании, неполнота семьи, сиротство претерпевает изменения вместе с модернизацией и др. Все эти тенденции, как известно, разрушают общества, его традициями, ценностями. институт семьи и никак не способствуют его даль-

Так, Е.М. Черняк все формы семьи услов- нейшему развитию и процветанию, но разделил на традиционную и современную В.А. Рамих говорит о том, что в настоящее вре-[4, с. 7]. По мнению М.О. Ермихиной современ- мя наиболее распространенным является неполная семья отличается большей независимостью ная семья, прежде всего материнская или семьи, по отношению к обществу, в котором она нахо- где отцу приходится бороться за свои мужские дится и достаточной свободой в отношениях вну- права, как когда - то боролись за свои права феми-три семьи, в отличие от традиционной модели, где нистские движения [8, с. 72]. ярко выражена патриархальность, жесткое рас- В последние годы взгляд на семью как це-

* Мягкова Мария Алексеевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Курганского Государственного университета. E-mail: myagckowa@yandex.ru

лостную систему несколько видоизменился, но, по мнению некоторых ученых, например

В.Н.Дружинина, T.Parsons, R.Bales которые считают, что, несмотря на те изменения, которые претерпевает семья как открытая система, пребывающая в постоянном взаимодействии с окружающим миром, у нее остается единственная неизменная функция, которую она будет выполнять всегда -это социализация ребенка [4, с. 9].

Одной из самостоятельных подсистем системы семьи с точки зрения системного подхода является родительство, которое является одним из определяющих факторов благополучия семьи и обусловлено, прежде всего, целями супругов, ценностями и другими факторами, относящимися к внутрисемейным взаимоотношениям.

По мнению И.С. Кона оно представляет собой «совокупность взаимосвязанных явлений, таких как:

а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям;

б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры;

в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.» [3, с. 118].

В современных условиях, вместе с трансформацией института семьи происходят изменения в родительстве. Эти изменения проявляются, прежде всего, в том, что помимо традиционно существующих видов родительства, таких как:

1) Биологическое (при суррогатном материнстве, при рождении ребенка с последующим отказом от родительских прав);

2) Социальное (при усыновлении, в приемной семье, при опеке, при патронатном воспитании, в госучреждениях);

3) Сочетание биологического и социального родительства в полных и неполных семьях;

в третьем его виде растет количество неполных семей.

Согласно данным современной статистики число таких семей в России составляет 30 % от общего числа. Статистические данные по другим

странам не сильно отличается от нашей: в США - 39 %, в Швеции - 54 %, в Исландии - 64 % (результаты опроса компании АСМеЬеп).

По прогнозам специалистов данный показатель в будущем будет увеличиваться и возможно скоро неполные семьи, прежде всего материнские не будут рассматриваться как асоциальное явление и распространятся наравне с полными, если даже не вытеснят их, составив 70 % от общего числа семей.

На сегодняшний день достаточное количество психологических исследований посвящено проблеме неполных семей, влиянию их на развитие ребенка.

Неполнота семьи оказывает существенное влияние на интеллектуальную сферу, сферу общения с противоположным полом, связанную с нарушениями в процессе половой идентификации. А вот вопросу о влиянии состава семьи на родительское, а именно, материнское отношение к ситуации воспитания ребенка в одиночку уделяли очень мало внимания.

Чтобы ответить на этот вопрос, нами было проведено исследование. Испытуемыми выступали 200 матерей из полных и неполных семей, воспитывающих детей в возрасте от 6 до 18 лет.

В качестве психодиагностических методик был использован опросник «Позитивные родительские чувства» Е.А. Падуриной, состоящий из 6 шкал:

1. позитивные чувства к себе как к родителю;

2. позитивные чувства к родительству в целом;

3. позитивные чувства к ребенку, обусловленные его достоинствами и достижениям;

4. позитивные чувства к ребенку, основанные на его безусловном принятии;

5. родительская любовь;

6. позитивные чувства к супругу как родителю.

Также в исследовании использовался опросник

Е.В. Милюковой «Опросник родительской любви и симпатии».

Для получения статистически достоверных результатов в различиях средних двух выборок был использован I- критерий Стьюдента (Таблица 1).

Таблица 1

Показатель (- критерий Стьюдента

№ Параметр оценивания N критерий Стьюдента

1 Позитивные чувства к себе как к родителю 0,048

2 Позитивные чувства к родительству в целом 0,031

3 Позитивные чувства к ребенку, обусловленные его достоинствами и достижениям 0,093

4 Позитивные чувства к ребенку, основанные на его безусловном принятии 0,052

5 Родительская любовь 0,082

6 Позитивные чувства к супругу как родителю 0,266

7 Родительская любовь 0,130

8 Родительская симпатия 0,142

9 Биологический компонент 0,045

10 Эмоционально-чувственный компонент 0,051

11 Когнитивный компонент 0,058

12 Поведенческий компонент 0,036

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что материнские чувства как основной источник эмоционального благополучия ребенка, его психологического здоровья никак не зависят от того, воспитывает мать ребенка в одиночку или с мужем. Матери, как в полных, так и в неполных семьях испытывают гордость за своего ребенка, за его достижения, победы и всегда воспринимают его таким, какой он есть.

Также очень важно отметить, что, несмотря на достаточное количество трудностей, с которыми сталкивается женщина, воспитывающая ребенка в одиночку, ее отношение к себе как к родителю нисколько не отличается от женщин, воспитывающих детей в полной семье. Это может свидетельствовать о том, что матери одиночки вполне удовлетворены тем, как они справляются с обязанностями по уходу и воспитанию ребенка.

Отношение к супругу как к родителю (в данном случае к отцу) также ничем не отличается как в полных, так и неполных семьях. Вполне возможно это как раз связано с тем, что матери довольны тем как они выполняют свой родительский долг без помощи мужа (о чем свидетельствует вышеописанное отношение к родительству в целом).

Самое главное чувство, которое испытывает мать по отношению к своему ребенку - это любовь. Материнская любовь, по мнению Э. Фромма существенно отличается от всех остальных видов любви тем, что она несет в себе

две составляющие:

1. Забота о росте и развитии ребенка.

2. Установка матери, которая «внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым» [7, с. 485].

В результате анализа полученных данных, можно констатировать, что любовь матери, оказывающая чуть ли не главное влияние на будущую жизнь ребенка, ярко выражена, как в полных, так и неполных семьях.

По мнению Е.В. Милюковой, материнская любовь включает в себя IV компонента [4, с. 276].

I. Биологический компонент подразумевает наличие взаимосвязи между ребенком и родителем на физиологическом уровне.

II. Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к ребенку. Благодаря этому компоненту налаживается эмоциональная связь в детско-родительских отношениях.

III. Когнитивный компонент включает в себя представление родителей о любви и способах ее проявления к ребенку с учетом его потребностей, желаний, особенностей поведения и личности в целом.

IV. Поведенческий компонент представляет собой реальные проявления данного чувства в поведении, поступках.

В целом все эти компоненты присутствуют у

матерей из полных и неполных семей, но все, же с преобладанием эмоционально-чувственного компонента. Если обратить внимание на динамику изменения данных компонентов, с возрастом ребенка начиная с 6 до 18 лет, то можно проследить следующую тенденцию. В полных семьях в младшем школьном и подростковом возрасте преобладает эмоционально-чувственный компонент, в то время как в юношеском — поведенческий. В неполных семьях тенденция с сохранением II компонента проявляется у матерей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, а в подростковом и юношеском возрасте наравне с эмоциональночувственным компонентом - биологический.

Полученные результаты можно лишь объяснить одним предположением: часто встречаемой пози-

Таким образом, можно говорить о том, что состав семьи, в данном случае отсутствие отца, никак не влияет на отношение матери к своему ребенку, причем главным чувством, которое испытывает мать, была и остается любовь. Несмотря на сложности, с которыми сталкивается мать -одиночка, она не перестает отдавать ребенку всю свою заботу и нежность.

А самое главное, матери из неполных семей не только не отличаются от матерей, воспитывающих детей в полной семье своим отношением к детям, но и не отличаются отношением к себе как роди-

Литература

ции матери в неполных семьях, а именно боязнь матери расстаться со своим ребенком, особенно если он единственный в семье, ради которого она «пожертвовала» свою жизнь.

В то же время в полных семьях преобладает поведенческий компонент, проявляющийся в учете интересов, взглядов, выбора жизненного пути уже достаточного взрослого ребенка (Таблица

2). Именно в этом возрасте материнская любовь становится самой тяжелой для матери, поскольку требует от нее бескорыстности, способности отдать все, не желая взамен ничего, кроме счастья ребенка, отпуская от себя. Ведь сама сущность материнской любви по Э. Фромму — забота о росте ребенка - предполагает, чтобы ребенок отделился от матери.

телю и супругу, который не воспитывает ребенка вместе с ней, воспринимая возникшую ситуацию как абсолютно адекватную.

Возможно, если отношение одиноких матерей ничем не отличается от матерей, воспитывающих детей с мужем, то возникает новый вопрос, всегда ли неполная семья оказывает негативное влияние на ребенка, его развитие и становление как личности? Или возможна альтернатива, тогда при каких обстоятельствах? Но это уже вопросы другого исследования.

Таблица 2

Выраженность компонентов родительской любви в полных и неполных семьях (средние значения)_____________

Компоненты родительской любви Полные семьи Неполные семьи

младшие школьники подростки юношеский возраст младшие школьники подростки юношеский возраст

I компонент 5,7 4 3,3 4,7 4,7 3,6

II компонент 6 4,2 4,1 6 4,6 3,2

III компонент 5,4 3 2,3 4,9 3,5 2,5

IV компонент 4,8 3,6 4,8 5,1 4,3 3

1. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. - 1997. - № 1. — С. 72 - 79.

2. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. — 2001. -№ 11.-С. 108- 118.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: Академия, 2003. - 336 с.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

5. Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социс. - 2006. - № 10. —

С. 116-123.

6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 352 с.

7. Фромм Э. Душа человека. - М.: Транзиткнига, 2004. - 572 с.

8. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: дис...канд. психол. наук. - М., 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.