Научная статья на тему 'Психологические особенности феномена замещающего родительства'

Психологические особенности феномена замещающего родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1695
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА / МОТИВЫ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА-СИРОТЫ В НЕКРОВНОРОДСТВЕННУЮ СЕМЬЮ / A FAMILY / PARENTHOOD / FAMILY VALUES / THE PARENTAL RELATION / PARENTAL FEELINGS / MOTIVES OF ACCEPTANCE OF THE CHILD-ORPHAN IN HOST A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тащёва А. И., Нагоева Рузана Алановна

В данной статье описаны психологические особенности феномена замещающего родительства: факторы, влияющие на формирование родительства; мотивы формирования принимающего родительства; типы семей и замещающих семей, в частности. Статья может заинтересовать психологов, социальных педагогов, педагогов и потенциальных замещающих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of a phenomenon accepting parenthood

Psychological features of a phenomenon replacing parenthood are described: the factors influencing parenthood formation, motives of formation accepting, types of families and replacing families, in particular. Article will interest psychologists, social teachers, teachers, and also potential replacing parents.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности феномена замещающего родительства»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА

Тащёва А.И., Нагоева Р.А.

В данной статье описаны психологические особенности феномена замещающего родительства: факторы, влияющие на формирование родительства; мотивы формирования принимающего родительства; типы семей и замещающих семей, в частности. Статья может заинтересовать психологов, социальных педагогов, педагогов и потенциальных замещающих родителей.

Ключевые слова: семья, родительство, семейные ценности, родительское отношение, родительские чувства, мотивы принятия ребенка-сироты в некровнородственную семью.

В наши дни проблема родительства особенно актуальна в связи со значительным ростом детей-сирот в России и в мире в целом, с неоднозначностью трактовки этого феномена в психолого-педагогической литературе [10]. Как отмечает Р.В. Овчарова, вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обычного сознания выглядит просто и очевидно: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение определяется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств или навыков рассматриваются как нарушение универсальной биологической и социально-нравственной нормы [1]. Однако при всей значимости этого института родительство, и, тем более, замещающее родительство, воспитание детей-сирот, принятых в некровнородственную семью как психологический феномен исследованы недостаточно [8].

Рассматривая особенности родительства, психологи отмечают его тесную связь с семейной системой. По мнению Р.В. Овчаровой, семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми [9]. Семья понимается учеными как малая группа, члены которой связаны между собой кровнородственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [6, 13]. Форм устройства семьи бесконечное множество [14]. Теме данной статьи соответствует классификация по критерию своеобразия родительско-детских отношений, условно разделяющего семьи на традиционные, детоцен-тричные и супружеские [7].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; родительское воздействие

осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в общественную структуру; дети в ней могут вырасти инфантильными, конформными.

В детоцентричной семье главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх, в итоге у детей формируется ощущение собственной значимости. Может сформироваться неадекватно высокая самооценка, эгоцентризм, затрудняющий социализацию.

Главная цель супружеской семьи - взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Родители и дети в ней занимают равные позиции. Дети часто испытывают трудности в подчинении социальным требованиям [7, 11].

С психологической точки зрения, родительство рассматривается как часть личности отца и матери, как подсистема в системе семьи, на формирование которой влияют социум, родительская семья, индивидуальные особенности родителей [1, 4, 9]. Считается, что родительство как феномен развивается в человеке с самого рождения, в момент запечатления образа собственных родителей и идентификации себя с ними [9, 10, 16]. По мнению Р.В. Овчаровой, родительство как интегральное образование личности включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания [9]. Родительство как феномен формируется в результате осознания и переживания семейных ценностей и путем передачи ценностей от поколения к поколению. В свою очередь, семейный ценности, родительские

установки и ожидания являются основополагающими в направленности личности родителя и направленности его поведения.

Родительские чувства - группа чувств, занимающие важное место в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из значимых чувств -это родительская любовь, являющаяся гарантией эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья [14].

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения, может изменяться в определенных пределах [2].

Родительство обычно включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям. Одновременно родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в несогласованности некоторых компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций и в большей подвижности семейной структуры [10]. Центр семьи в наше время сместился с родительско-детских отношений в сторону супружеских. Становление родительства как свойства супружеской пары характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей и родительства в целом [2]. Родительство - высшая фаза индивидуального развития матери и отца, которая неизбежно влечет за собой определенные изменения в идентичности и внутренней жизни, перераспределение ролей и изменения в супружеских отношениях, новые родительские отношения, а также изменения ролей за пределами семьи [8]. Родительская семья является первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения. Большинство исследователей сходятся в том, что супружеская семейная система во многом копирует родительскую семейную систему [9, 10].

На формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи [8]. По мнению многих авторов, существует семейная и индивидуальная потребность в детях [11, 12]. Под индивидуальной потребностью понимается степень любви к детям, свойственная субъекту; а семейной - потребность, определяемая силой мотивации к деторождению или приему ребенка у обоих супругов. Наличие потребности в детях может быть обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими

условиями жизни семьи. Эти условия отражаются в сознании и «социальной психике» партнеров в соответствии с личностными особенностями каждого человека и детерминируют его репродуктивную мотивацию и мотивацию принятия ребенка в семью [1].

Родительство представлено на субъективно-личностном уровне и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства [5].

Как показывают исследования психологов, потребность в принятии детей-сирот, а также эффективность их воспитания в значительной степени может быть вызвана несколькими мотивами [7].

1. Мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода, при котором причины усыновления связаны с бесплодием супругов, на протяжении ряда лет безуспешно пытающихся с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает женщина в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка в этом случае являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка.

2. Мотив «смысла жизни», когда приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи.

3. Мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. У ребенка могут возникнуть трудности в поло-ролевой идентификации, в создании собственной семьи [11]. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т. д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя.

4. Альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот

вид мотивации особенно продуктивен, т. к. в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель [13, 15].

5. Мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть своего ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением [16]. Такая мотивация может стать причиной трудностей родительско-детских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое на осознанном и неосознанном уровнях, часто ведут к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления.

6. Мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает, в первую очередь, как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений [9]. Здесь воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития может стать становится еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Но при определенных условиях возможен и вариант объединения супругов для реализации общей цели воспитания.

7. Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения супругов [11].

Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность родительской роли взрослого и взаимной адаптации родителей и детей, в случае необходимости корректировать психологическую готовность супругов к усыновлению и детско-родительское взаимодействие [7, 9, 13]. О.Г. Япарова выявила различия между успешными и неуспешными приемными родителями, вытекающие из феномена общности приемной семьи как малой группы и формирования родительства в течение всей жизни человека, которые выражаются в том, что люди, имеющие опыт воспитания родных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей.

Прежде как неуспешных рассматривали родителей, отказавшихся от приемных детей в течение двух лет с момента их приема в семью [3, 10, 14].

Успешными же родителями считались те, кто и после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали трудности взаимной адаптации как временные

и считали ребенка полноправным членом семьи, а ребенок стремился остаться в семье [9, 13, 16].

Детерминантами успешного родительства, по мнению В.Н. Ослон, являются собственный опыт воспитания родных детей и прием новых детей в семью, когда собственные дети выросли [16]. При этом успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, которые способствуют эффективным взаимосвязям и взаимоотношениям в приемной семье как малой группе: открытостью, гибкостью установок, терпимостью, откровенностью, потребностью в принадлежности к группе, самоконтролем, спокойным отношением к неудачам, предшествующим опытом воспитания родных детей, лидерскими качествами и отношением к родительству как механизму самореализации. Таким родителям свойственны эмоциональная стабильность и сниженная агрессивность. Успешное родительство предполагает отношение к собственному родительству как механизму самореализации [9, 16].

Однако эти работы были ориентированы, прежде всего, на адаптацию детей.

Замещающее родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны обоих родителей. Г. Крайг отмечает, что с появлением ребенка в семье возрастает психологическая нагрузка родителей, связанная с нарушениями сна, изменением семейного уклада [8]. Появление нового члена семьи может ослабить связи, общение между супругами, сконцентрировать все внимание на ребенке [8]. Таким образом, принимающее родительство - социально-психологический феномен, который не может быть проанализирован вне индивидуально-личностного и социального аспектов.

Проблемы принимающих семей объясняются особенностью социума, в котором формируется семья; специфическими особенностями детей, принимаемых в семью после проживания в детском доме, и, наконец, характером самого родительства в данной семье [2, 6, 7].

Авторы в полной мере принимают представление психологов о том, что эффективность успешного родительства обеспечивается зрелым родительством (то есть наличием опыта воспитания собственных детей до взрослого состояния), комплексом личностных черт замещающих родителей, стратегиями совладающего поведения, навыками их социально-психологической адаптации, а также особенностью восприятия себя и других.

Анализ литературы позволил вычленить следующие социально-психологические характеристики, которыми должны обладать потенциальные замещающие родители: активная жизненная позиция, позитивная самооценка, высокий уровень само-

контроля; наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей со всеми вытекающими отсюда обязанностями; ответственность и терпимость в отношениях; ориентация на семейные интересы; установление эмоционального контакта с приемным ребенком; умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе [11, 13, 15].

Родительство как феномен включает процессы становления и развития личности и играет огромную роль в воспитании детей и развитии родительско-детских отношений. Именно поэтому одним из наиболее важных критериев отбора кандидатов в замещающие родители являются личностные качества такие как: открытость, эмоциональность, эмпатийность, коммуникабельность и родительские установки, предполагающие близость и адекватность требований [8, 9]. На формирование родительства влияет общественный строй, который задает для личности, в том числе и определенные образцы родительства.

Мы полагаем необходимым исследовать в большей мере психологические аспекты явления родительства, в частности, изучить закономерности и механизмы психологического содержания сложного феномена социально-психологической взаимной адаптации замещающих родителей и принимаемых в семью детей-сирот, личностные детерминанты этой адаптации. Объектом такого исследования, на наш взгляд, должны стать реальные замещающие родители, кровнородственные и принимаемые дети, воспитываемые данными людьми. Сравнительный анализ взаимной адаптации родителей и детей в этих семьях позволит выявить те личностные особенности взрослых, которые детерминируют успешное и неуспешное выполнение родителями принятых на себя обязанностей по воспитанию сирот.

Данная статья может представлять интерес для психологов, социальных педагогов и педагогов в предупреждении и решении ряда проблем родительско-детских отношений, может быть полезна при разработке программ психологического сопровождения родительства для обеспечения оптимальных социально-психологических условий развития родительских чувств и родительской ответственности, формирования гибких родительских позиций и родительского отношения, становления родителей полноценными субъектами семейного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной

регуляции репродуктивного поведения и плани-

рования семьи // Материалы Всесоюзн. научно-практич. конференции «Планирование семьи и национальные традиции». - М., 1988. - С. 15.

2. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: монография. - М., 1989. - 208 с.

3. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учеб. пособие. -М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.

4. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 26 с.

5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис.... канд. психол. наук. - М.,1986. -206 с.

6. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного

ребенка в замещающей семье: автореф. дис....

канд. психол. наук. - Кострома, 2009. - 18 с.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

8. Крайг Г. Психология развития. - Спб.: Питер, 2000. - 992 с.

9. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

10. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. - М: Генезиз, 2006. - 366 с.

11. Печникова Л.С., Жукова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений. - М.: Изд-во МГУ, 2008.

12. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений: хрестоматия. -М.: Просвещение, 1991. - 171 с.

13. Тащева А.И. Психология семейных отношений: учеб.пособие. - Ростов-на-Дону: УПЛ ЮФУ, 2000. - 50 с.

14. Шпакова В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения // Психология и педагогика. - 2008. - № 6.

15. Хеллингер Б. Порядок любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 400 с.

16. Япарова О.Г., Николаева Е.И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.