Научная статья на тему 'Мотивационная структура личности женщин - кандидатов в приемные родители'

Мотивационная структура личности женщин - кандидатов в приемные родители Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЙ РОДИТЕЛЬ / РЕБЕНОК-СИРОТА / УСЫНОВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА / ADOPTIVE PARENT / ORPHAN CHILD / ADOPTION / MOTIVATION / SUCCESS OF PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина О.А.

В последнее время в России активно проводится политика укрепления сферы семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы. Несмотря на актуальность вопроса, отсутствует инструментарий эффективной диагностики потенциальных приемных родителей. Исследования принимающих семей малочисленны, а успешных приемных семей, проживающих с усыновленным ребенком более 1,5 лет, фактически отсутствуют.Выявлено, что на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи. Все это отражается в сознании и «социальной психике» человека в соответствии с личностными особенностями каждого и детерминирует его репродуктивную мотивацию и мотивацию принятия ребенка в семью. Таким образом, перед психологический наукой возникает актуальный вопрос о разработке психодиагностического инструментария, направленного на отбор кандидатов в принимающие родители. В результате проведенного исследования описаны особенности мотивационной структуры успешного приемного родителя. Выявлены особенности мотивации двух групп респондентов, которые могут выступать в качестве потенциальных кандидатов в приемные родители ‒ это матери, имеющие родных детей, и студентки гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OTIVATIONAL STRUCTURE OF A WOMAN’S PERSONALITY - PROSPECTIVE PARENTS

Recently in Russia is actively pursuing the policy of strengthening the sphere of family placement of children left without parental care. Despite the relevance of the issue of missing tools for effective diagnosis of potential adoptive parents. Studies of the host families are small, and successful adoptive families with an adopted child over 1.5 years, is actually missing. Revealed that the formation of parenting is influenced by several factors: the orientation and individual personality characteristics; harmonization of the models of parenting of both spouses; the specific living conditions of the conjugal family. All this is reflected in the mind and "social psyche" in accordance with the personal characteristics of each and determines its reproductive motivation and the motivation of the adoption of the child in the family. Thus, before psychological science arises an important question about the development of psychodiagnostic tools, aimed at the selection of candidates and host families. In the study described the features of the motivational structure of a successful foster parent. Have been revealed peculiarities of motivation of two groups of respondents, which can act as potential candidates for foster parents – they are mothers with own children and female students of humanities.

Текст научной работы на тему «Мотивационная структура личности женщин - кандидатов в приемные родители»

УДК 159.923.2

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -98-104

МАРКИНА Ольга Александровна Кубанский государственный университет г.Краснодар, Россия тао1а1а@уа^ех. ги

Olga A. MARKINA

Kuban State University Krasnodar, Russia maolala@yandex.ru

МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

MOTIVATIONAL STRUCTURE OF A WOMAN'S PERSONALITY - PROSPECTIVE

PARENTS

В последнее время в России активно проводится поли- Recently in Russia is actively pursuing the policy of

тика укрепления сферы семейного устройства детей, strengthening the sphere of family placement of

оставшихся без родительской заботы. Несмотря на акту- children left without parental care. Despite the rele-альность вопроса, отсутствует инструментарий эффек- vance of the issue of missing tools for effective di-тивной диагностики потенциальных приемных родите- agnosis of potential adoptive parents. Studies of the

лей. Исследования принимающих семей малочисленны, host families are small, and successful adoptive а успешных приемных семей, проживающих с усынов- families with an adopted child over 1.5 years, is ac-

ленным ребенком более 1,5 лет, фактически отсутствуют. tually missing. Revealed that the formation of par-Выявлено, что на формирование родительства оказы- enting is influenced by several factors: the orienta-

вают влияние несколько факторов: направленность и tion and individual personality characteristics; har-

индивидуальные особенности личности; согласование monization of the models of parenting of both

моделей родительства обоих супругов; конкретные spouses; the specific living conditions of the conju-

условия жизни супружеской семьи. Все это отражается в gal family. All this is reflected in the mind and "so-

сознании и «социальной психике» человека в соответ- cial psyche" in accordance with the personal charac-ствии с личностными особенностями каждого и детерми- teristics of each and determines its reproductive

нирует его репродуктивную мотивацию и мотивацию motivation and the motivation of the adoption of the принятия ребенка в семью. Таким образом, перед психо- child in the family. Thus, before psychological sci-логический наукой возникает актуальный вопрос о раз- ence arises an important question about the devel-

работке психодиагностического инструментария, opment of psychodiagnostic tools, aimed at the se-

направленного на отбор кандидатов в принимающие lection of candidates and host families. In the study

родители. В результате проведенного исследования described the features of the motivational structure

описаны особенности мотивационной структуры успеш- of a successful foster parent. Have been revealed ного приемного родителя. Выявлены особенности моти- peculiarities of motivation of two groups of re-

вации двух групп респондентов, которые могут высту- spondents, which can act as potential candidates for

пать в качестве потенциальных кандидатов в приемные foster parents - they are mothers with own children родители - это матери, имеющие родных детей, и сту- and female students of humanities. дентки гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: приемный родитель, ребенок-сирота, Keywords: adoptive parent, orphan child, adoption,

усыновление, мотивация, успешность родительства. motivation, success of parenthood

В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство - социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей [4, с. 6].

В последнее десятилетие в России активно проводится политика укрепления сферы семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы. Однако, несмотря на актуальность вопроса успешности функционирования приемной семьи [6; 11], исследование данного феномен (замещающего родительства; воспитания детей-сирот, принятых в некровнородственную семью) как психологического феномена изучено недостаточно [9].

Особое внимание требуют стратегии психологического сопровождения ребенка-сироты, что объясняется изначальной спецификой формирования его личности [4, с. 7]. В зависимости от возраста и опыта общения со взрослыми ребенок из детского дома может иметь недостаточно глубокий опыт эмоционального контакта с ними и, как следствие, проявлять отсутствие или же разнообразные формы привязанности, реагируя на попытки взрослого вступить с ним в контакт [2, с. 23-25]. Таким образом, это выявляет источник риска со стороны взрослого - проблемы с установлением границ и собственный незавершенный травматический опыт [3, с. 24].

Но, по факту, по данному вопросу не осуществляется необходимая информационно-разъяснительная работа с гражданами как потенциальными замещающими родителями [5, с. 10], когда их помощь ребенку-сироте должна основываться на знаниях и на профессионализме, а не только на эмоциях [3, с. 5].

Перед психологической наукой и практикой ставится конкретная задача в разработке технологий по психодиагностике кандидатов в принимающие родители, создании программ отбора семей, способных принять ребенка, оставшегося без родителей [10].

Однако исследования принимающих семей малочисленны, проводятся под конкретную задачу учреждениями социальной защиты населения, направлены на принятие социально-юридического решения о возможности быть конкретным гражданам приемными родителями.

Выявлено, что на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи [12]. Отмечается, что наличие потребности в детях может быть обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими условиями жизни семьи. Эти условия отражаются в сознании и «социальной психике» партнеров в соответствии с личностными особенностями каждого человека и детерминируют его репродуктивную мотивацию и мотивацию принятия ребенка в семью [1].

Следовательно, изучение мотивационного комплекса необходимо проводить на этапе отбора кандидатов в замещающие родители, поскольку мотивационные комплексы играют ключевую роль в принятии ребенка в замещающую семью, так как именно вид мотивации оказывает побуждающее действие как у родителя к ребенку, так и у ребенка к вхождению в семью. Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность родительской роли взрослого и взаимной адаптации родителей и детей, в случае необходимости корректировать психологическую готовность супругов к усыновлению и детско-родительское взаимодействие [7; 5].

Психологические аспекты в изучении мотивации приемных родителей интерпретируют мотивацию к принятию ребенка как комплекс ожиданий, смыслов, значений для семьи, связанных с появлением приемных детей. Однако практически отсутствуют исследования, подтверждающие дисфункциональное влияние тех или иных мотивов на внутрисемейные отношения. Хотя «неправильные» мотивы становятся гласным или негласным поводом для отказа семье в возможности быть принимающей.

Таким образом, учитывая анализ литературы по вопросу изучения мотивации усыновления и результаты других исследований, были выделены такие виды мотивации принятия в семью ребенка-сироты, как альтруистическая, прагматическая, нормативная и кризисная. И на этом основании разработана анкета, изучающая особенности мотивации усыновителей.

Недостаточная теоретическая и экспериментальная изученность поведения приемных родителей со стороны его (поведения) мотивационно-смысловых детерминант определяет важность и актуальность предпринятого исследования.

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение доминирующей мотивации женщин - потенциальных приемных матерей.

Методики исследования:

1. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).

2. Опросник «Взаимодействие "родитель - ребенок"» (И. Марковская).

3. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина).

4. Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).

5. «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова).

6. Авторская анкета, изучающая особенности мотивации усыновителей [8].

Выборка состояла из 150 человек, из них: 50 девушек-студенток в возрасте 18-19

лет; 50 матерей в возрасте от 24 до 41 года, у которых по двое родных детей в возрасте от 3 до 14 лет; 50 приемных матерей в возрасте от 29 до 39 лет, которые проживают с усыновленными детьми дольше 1,5 лет (возраст детей - не более 14 лет).

Надежность и достоверность полученных данных подтверждается: соотнесением результатов различных методик и методов, использованием методов описательной

статистики; согласованием результатов количественного и качественного анализа; подтверждением эмпирической частью теоретических положений работы.

Используемые методы в совокупности позволяют исследовать различные аспекты мотивационной структуры личности.

Опишем полученные результаты.

1. С применением методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин) были определены особенности родительского отношения студенток к своим будущим детям.

По шкале «принятие» выявлен высокий уровень у 54% отпрашиваемых, средний - 42%, низкий - 4%; «кооперация»: низкий - 58%, высокий - 36%, средний - 6%; «симбиоз»: средний - 72%, высокий - 26%, низкий - 2%; «контроль»: высокий - 50%, средний - 42%, низкий - 8%; «отношение к неудачам ребенка»: высокий - 50%, средний - 48%, низкий - 2%.

Таким образом, для опрашиваемых студенток характерен средний уровень симбиоза (72%), низкий уровень кооперации (58%), высокий уровень принятия (54%), контроля (50%), отношения к неудачам ребенка (50%).

Результаты родных матерей оказались отличительными.

По шкале «принятие» выявлен средний уровень у 54% опрашиваемых, высокий - 46%, низкий - 0%; «кооперация»: низкий - 64%, средний - 26%, высокий - 10%; «симбиоз»: низкий - 60%, средний - 34%, высокий - 6%; «контроль»: низкий - 74%, высокий - 16%, средний - 10%; «отношение к неудачам ребенка»: высокий - 58%, средний - 42%, низкий - 0%.

Таким образом, для опрашиваемых женщин - родных матерей характерен низкий уровень контроля (74%), кооперации (64%), симбиоза (60%), высокий уровень отношения к неудачам ребенка (58%), средний уровень принятия (54%).

Результаты приемных матерей по данной методике тоже значительно отличаются.

По шкале «принятие» выявлен высокий уровень у 60% опрашиваемых, средний - 30%, низкий - 10%; «кооперация»: средний - 70%, высокий - 30%, низкий - 0%; «симбиоз»: средний - 88%, высокий - 12%, низкий - 0%; «контроль»: высокий - 64%, средний - 36%, низкий - 0%; «отношение к неудачам ребенка»: низкий - 54%, средний - 46%, высокий - 0%.

Таким образом, для опрашиваемых женщин - приемных матерей характерен средний уровень симбиоза (88%), кооперации (70%), высокий уровень контроля (64%), принятия (60%), низкий уровень отношения к неудачам ребенка (54%).

2. В результате анализа результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (И. Марковская) выявлен процент исследуемых с показателями по шкалам выше среднего.

Во взаимоотношениях со своими будущими детьми у студенток выявлены: удовлетворенность отношениями с ребенком (68%), эмоциональная близость (66%), требовательность (64%), строгость (58%), контроль (54%), сотрудничество (48%), тревожность за ребенка (44%), непоследовательность (44%), отвержение (42%), воспитательная конфронтация в семье (42%).

Таким образом, студентки видят себя требовательными и строгими родителями, одновременно с этим они удовлетворены отношениями со своим ребенком благодаря эмоциональной близости. В будущем, несмотря на контроль за своим ребенком, студентки будут тревожиться за него и стремиться с ним сотрудничать. Выявлена возможная воспитательная конфронтация в семье, непоследовательность и отвержение.

Во взаимоотношениях с детьми у родных матерей проявляются: требовательность (80%), тревожность за ребенка (74%), отвержение (68%), сотрудничество (66%), эмоциональная близость (60%), строгость (54%), удовлетворенность отношениями с ребенком (50%), воспитательная конфронтация в семье (47%), непоследовательность (42%), контроль (34%).

Следовательно, родные матери очень требовательны к своим детям, проявляют высокий уровень тревожности за ребенка и строгости, сохраняя при этом эмоциональ-

ную близость, одновременно сотрудничая с ним, не проявляя конфронтации, а соблюдая последовательность с невысоким уровнем контроля.

У приемных матерей показатели по данным шкалам отличаются: требовательность (70%), эмоциональная близость (62%), отвержение (56%), воспитательная конфронтация в семье (56%), непоследовательность (50%), удовлетворенность отношениями с ребенком (48%), контроль (44%), тревожность за ребенка (32%), строгость (30%), сотрудничество (30%).

Так, приемные матери из числа опрошенных проявляют высокий уровень требовательности к своим детям, сохраняя при этом эмоциональную близость и строгость, принимая усыновленного ребенка, проявляют при этом последовательность в своих воспитательных действиях, что, однако, может провоцировать некоторую конфронтацию в семье.

3. Интерпретация результатов по методике диагностики О.Ф. Потемкиной позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок.

Согласно полученным результатам можно утверждать, что студентки в максимальной степени ориентированы на результат (36%), в меньшей степени - на альтруизм (26%), процесс (14%), эгоизм (10%), в равной степени - на процесс и результат (10%), процесс и альтруизм (4%).

Родные матери в своей деятельности максимально ориентированы на результат (48%), в меньшей степени - на альтруизм (26%), результат и процесс (14%), процесс (12%).

Приемные матери преимущественно ориентированы на альтруизм (42 %) и процесс (32%), в меньшей степени - на результат (18%), процесс и результат (4%), в равной меньшей степени на процесс и альтруизм (2%) и альтруизм и результат (2%).

Таким образом, студентки и родные матери в своей деятельности максимально ориентированы на результат, а приемные - на альтруизм.

4. Общежитейская и рабочая направленность личности респондентов была выявлена с помощью методики диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).

В соответствии с полученными результатами можно утверждать, что у студенток доминирует рабочая направленность личности (42%), затем - общежитейская (28%), и выявлено отсутствие доминирующей направленности личности (30%).

У родных матерей доминирует рабочая направленность личности (38 %), тогда как приемные матери придают ей меньшую значимость (32%). Ведущая направленность личности у приемных - общежитейская (60%), которую в меньшей степени выделили у себя родные матери (28%). Средние показатели по обеим шкалам, что указывает на отсутствие доминирования направленности личности, в разной степени выразили родные (34%) и приемные (8%) матери.

5. С помощью методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) были установлены основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности.

У студенток малодоступными оказались интересная работа (22%), уверенность в себе (12%), любовь (10%), творчество (6%), активная и материально обеспеченная жизнь (2%). «Избыточность присутствия» отмечена по таким пунктам, как свобода (22%), интересная работа (20%), счастливая семейная жизнь (20%), любовь (14%), познание (4%), наличие верных друзей (2%). Следовательно, у студенток выявлена одновременно и значительная нехватка интересной работы, и ее избыток в жизни. Так же отсутствует уверенность в себе и преобладает свобода, счастливая семейная жизнь.

У родных матерей выявлен факт малодоступности интересной работы (54%), уверенности в себе (46%), свободы как независимости в поступках и действиях (8%), активной жизни (4%), любви (2%). «Избыточность присутствия» выявлена по таким пунктам, как счастливая семейная жизнь (36%), любовь (28%), материально обеспеченная жизнь (4%), интересная работа (2%). Таким образом, у родных матерей наблю-

дается значительная нехватка интересной работы и уверенности в себе, когда счастливая семейная жизнь присутствует в избытке.

В свою очередь, у приемных матерей выявлен факт малодоступности любви (40%), творчества (6%), познания (6%), верных друзей (6%), уверенности в себе (4%). «Избыточность присутствия» отмечена по таким пунктам, как интересная работа (50%), свобода как независимость в поступках и действиях (44%), творчество (4%). Следовательно, у приемных матерей обнаружена значительная нехватка любви одновременно с наличием избытка интересной работы и свободы в действиях.

6. Результаты исследования мотивации усыновления по авторской анкете свидетельствуют о явном доминировании конкретной мотивации в вопросе усыновления у представителей каждой из исследуемых групп.

Так, у студенток доминирует альтруистическая мотивация усыновления (38%), нормативная (28%), прагматическая (16%). В равной степени - альтруистическая и нормативная (12%). В меньшей степени доминирующей выявлена кризисная мотивация (6%).

У родных матерей преобладает прагматическая мотивация усыновления (46%), кризисная (26%), альтруистическая (12%) и нормативная (6%) оказались менее значимыми. Одновременное присутствие двух мотивационных направлений - прагматического и кризисного (6%), альтруистического и нормативного (4%) - было выявлено только у некоторых опрашиваемых.

У приемных матерей доминирующей оказалась альтруистическая мотивация (60%). У нескольких человек одновременно доминируют альтруистическая и нормативная мотивация (22%). Нормативная мотивация оказалась менее значимой (18%).

Таким образом, в вопросе усыновления у родных матерей доминирует прагматическая мотивация, тогда как у студенток и приемных - альтруистическая.

По итогам проведенной диагностики было получено описание особенностей мотивации студенток в контексте оценки этой мотивации для решения задач усыновления. Студенткам свойственен средний уровень симбиоза, низкий - кооперации, высокий - принятия, контроля, отношения к неудачам ребенка. Опрашиваемые видят себя требовательными, строгими родителями, одновременно проявляющими удовлетворенность отношениями с ребенком благодаря эмоциональной близости. Студентки ориентированы на контроль над ребенком, но будут тревожиться за него и стремиться с ним сотрудничать. Выявлена возможная воспитательная конфронтация в семье, непоследовательность и отвержение. В своей деятельности студентки максимально ориентированы на результат, и у них доминирует рабочая направленность личности. Выявлена одновременно и значительная нехватка интересной работы, и ее избыток в жизни. Так же отсутствует уверенность в себе и преобладает свобода, счастливая семейная жизнь. В вопросе усыновления доминирует альтруистическая мотивация.

Описание мотивации матерей, имеющих родных детей, включает в себя средний уровень принятия, низкий уровень кооперации, симбиоза, контроля и высокий уровень отношения к неудачам ребенка. Одновременно с эмоциональной близостью такой родитель проявляет высокий уровень требовательности, строгости в отношении своих детей. Проявляя высокий уровень принятия, сотрудничества, удовлетворенности отношениями с ним, мать выражает высокий уровень тревожности за своего ребенка. В своей деятельности женщина максимально ориентирована на результат, демонстрируя высокий уровень рабочей направленности личности, что подчеркивается значительной нехваткой интересной работы и уверенности в себе, когда счастливая семейная жизнь присутствует в избытке. В вопросе усыновления у родных матерей доминирует прагматическая мотивация.

При обобщении результатов диагностики усыновителей выявляются основные характеристики мотивации успешной приемной матери, с которой более 1,5 лет благополучно проживает усыновленный ребенок. Такая женщина демонстрирует высокий уровень принятия, контроля, средний уровень кооперации и симбиоза и низкий уровень отношения к неудачам ребенка. При проявлении высокого уровня требовательности к ребенку она сохраняет эмоциональную близость с ним, полностью принимая усыновленного ребенка, соблюдая последовательность в своих воспитательных действиях,

что, однако, может провоцировать некоторую конфронтацию в семье. В своих действиях приемная мать максимально ориентирована на альтруизм. Ведущая направленность личности - общежитейская. У приемной матери наблюдается значительная нехватка любви одновременно с избыточным присутствием интересной работы и свободы в действиях. В вопросе усыновления доминирует альтруистическая мотивация.

Учитывая значимые различия в общих характеристиках родных и приемных матерей, представляется обоснованным предположение о том, что матери, у которых двое родных детей, не являются успешными потенциальными приемными матерями.

Но при анализе результатов диагностики студенток можно предполагать, что они являются потенциальными усыновителями в связи со схожестью их результатов диагностики с результатами диагностики успешных приемных матерей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной регуляции репродуктивного поведения и планирования семьи // Материалы Всесоюзн. научно-практич. конф. «Планирование семьи и национальные традиции». - М., 1988.

2. Арчакова Т.О., Базанова Е.С. Волонтерский уход за детьми-сиротами в больницах. В помощь волонтеру. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013.

3. Арчакова Т.О., Базанова Е.С., Деснянская О.В. Волонтерский уход за детьми-сиротами в больницах. Пособие для организаторов. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013.

4. Житомирская Е.Г. Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Педагогическая литература, 2013.

5. Институт приемной семьи: опыт комплексного исследования / Под ред. Н.М. Байкова и Ю.В. Бере-зутского. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2004.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Маркина О.А. Мотивация личности родителя приемного ребенка // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - T. 8. - № 2/2. - С. 106-111.

9. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика. - М.: Институт психологии РАН, 2013.

10. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: уч. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

11. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов: Наука, 2007.

12. Howard J.A., Smith S.L. The needs of adopted youth: a study of illinois adoption assistance families. - Illinois: Center for Adoption Studies, 2001.

REFERENCES

1. Antonov A. I. Specificities of tevolution of demographic processes, socio-normative regulation of reproductive behavior and family planning. Materials of all-Union. scientific-practical. conf. "Family planning and national traditions". M., 1988.

2. Archakova T. O., Bazanova E. S. Volunteer caring for orphans in hospitals. To help volunteer. M.: BF "Volunteers in help to children-orphans", 2013.

3. Archakova T. O., Bazanova E. S., Desnyanskaya O. V. Volunteer caring for orphans in hospitals. A handbook for organizers. M.: BF "Volunteers in help to children-orphans", 2013.

4. Zhytomyrskaya E. G. Psychological support for children left without parental care. M.: "The pedagogical literature», 2013.

5. The institution of foster family: experience of complex research. ed. N.M. Baikov and U.V. Berezutskiy. Khabarovsk: publishing house DVAGS, 2008.

6. Karabanova O. A. Psychology of family relations and the basis of family consultation: textbook. M.: Gar-dariki, 2004.

7. Craig G. Psychology of development. SPb.: Peter, 2000.

8. Markina, O. A. Motivation of personality of foster childparent. Historical and socio-educational thought. 2016. T. 8, No. 2/2. S. 106-111.

9. Makhnach A.V., Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psychological diagnostics. M.: Institute of psychology RAN, 2013.

10. Ovcharova R. V. Parenthood as a psychological phenomenon: textbook. M.: Moscow psycho-social Institute, 2006.

11. Foster family: essence, problems, prospects of development: monograph. O. V. Besschetnova, T. A. Yumasheva. Saratov: Nauka, 2007.

12. Howard J.A., Smith S.L. The needs of adopted youth: a study of illinois adoption assistance families. Illinois: Center for Adoption Studies, 2001

Информация об авторе: Information about the author:

Маркина Ольга Александровна, аспирант, ка- Olga A. Markina, Postgraduate Student, Depart-

федра психологии личности и общей психоло- ment of Personality Psychology and General

гии, факультет управления и психологии, Ку- Psychology, Faculty of Management and Psy-

банский государственный университет chology, Kuban State University,

г. Краснодар, Россия Krasnodar, Russia

maolala@yandex.ru maolala@yandex.ru

Получена: 23.02.2017 Received: 23.02.2017

Для цитирования: Маркина О.А., Мотивацион- For citation: Markina O.A., Motivational structure

ная структура личности женщин - кандидатов в of a woman's personality - prospective parents.

приемные родители. Историческая и социаль- Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl'

но-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. = Historical and Social Educational Idea. 2017.

Часть 1. с. 98-104. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 98-104.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-98-104. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-98-104. (in

Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.