УДК 159.923.2
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -98-104
МАРКИНА Ольга Александровна Кубанский государственный университет г.Краснодар, Россия тао1а1а@уа^ех. ги
Olga A. MARKINA
Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ
MOTIVATIONAL STRUCTURE OF A WOMAN'S PERSONALITY - PROSPECTIVE
PARENTS
В последнее время в России активно проводится поли- Recently in Russia is actively pursuing the policy of
тика укрепления сферы семейного устройства детей, strengthening the sphere of family placement of
оставшихся без родительской заботы. Несмотря на акту- children left without parental care. Despite the rele-альность вопроса, отсутствует инструментарий эффек- vance of the issue of missing tools for effective di-тивной диагностики потенциальных приемных родите- agnosis of potential adoptive parents. Studies of the
лей. Исследования принимающих семей малочисленны, host families are small, and successful adoptive а успешных приемных семей, проживающих с усынов- families with an adopted child over 1.5 years, is ac-
ленным ребенком более 1,5 лет, фактически отсутствуют. tually missing. Revealed that the formation of par-Выявлено, что на формирование родительства оказы- enting is influenced by several factors: the orienta-
вают влияние несколько факторов: направленность и tion and individual personality characteristics; har-
индивидуальные особенности личности; согласование monization of the models of parenting of both
моделей родительства обоих супругов; конкретные spouses; the specific living conditions of the conju-
условия жизни супружеской семьи. Все это отражается в gal family. All this is reflected in the mind and "so-
сознании и «социальной психике» человека в соответ- cial psyche" in accordance with the personal charac-ствии с личностными особенностями каждого и детерми- teristics of each and determines its reproductive
нирует его репродуктивную мотивацию и мотивацию motivation and the motivation of the adoption of the принятия ребенка в семью. Таким образом, перед психо- child in the family. Thus, before psychological sci-логический наукой возникает актуальный вопрос о раз- ence arises an important question about the devel-
работке психодиагностического инструментария, opment of psychodiagnostic tools, aimed at the se-
направленного на отбор кандидатов в принимающие lection of candidates and host families. In the study
родители. В результате проведенного исследования described the features of the motivational structure
описаны особенности мотивационной структуры успеш- of a successful foster parent. Have been revealed ного приемного родителя. Выявлены особенности моти- peculiarities of motivation of two groups of re-
вации двух групп респондентов, которые могут высту- spondents, which can act as potential candidates for
пать в качестве потенциальных кандидатов в приемные foster parents - they are mothers with own children родители - это матери, имеющие родных детей, и сту- and female students of humanities. дентки гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: приемный родитель, ребенок-сирота, Keywords: adoptive parent, orphan child, adoption,
усыновление, мотивация, успешность родительства. motivation, success of parenthood
В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство - социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей [4, с. 6].
В последнее десятилетие в России активно проводится политика укрепления сферы семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы. Однако, несмотря на актуальность вопроса успешности функционирования приемной семьи [6; 11], исследование данного феномен (замещающего родительства; воспитания детей-сирот, принятых в некровнородственную семью) как психологического феномена изучено недостаточно [9].
Особое внимание требуют стратегии психологического сопровождения ребенка-сироты, что объясняется изначальной спецификой формирования его личности [4, с. 7]. В зависимости от возраста и опыта общения со взрослыми ребенок из детского дома может иметь недостаточно глубокий опыт эмоционального контакта с ними и, как следствие, проявлять отсутствие или же разнообразные формы привязанности, реагируя на попытки взрослого вступить с ним в контакт [2, с. 23-25]. Таким образом, это выявляет источник риска со стороны взрослого - проблемы с установлением границ и собственный незавершенный травматический опыт [3, с. 24].
Но, по факту, по данному вопросу не осуществляется необходимая информационно-разъяснительная работа с гражданами как потенциальными замещающими родителями [5, с. 10], когда их помощь ребенку-сироте должна основываться на знаниях и на профессионализме, а не только на эмоциях [3, с. 5].
Перед психологической наукой и практикой ставится конкретная задача в разработке технологий по психодиагностике кандидатов в принимающие родители, создании программ отбора семей, способных принять ребенка, оставшегося без родителей [10].
Однако исследования принимающих семей малочисленны, проводятся под конкретную задачу учреждениями социальной защиты населения, направлены на принятие социально-юридического решения о возможности быть конкретным гражданам приемными родителями.
Выявлено, что на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи [12]. Отмечается, что наличие потребности в детях может быть обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими условиями жизни семьи. Эти условия отражаются в сознании и «социальной психике» партнеров в соответствии с личностными особенностями каждого человека и детерминируют его репродуктивную мотивацию и мотивацию принятия ребенка в семью [1].
Следовательно, изучение мотивационного комплекса необходимо проводить на этапе отбора кандидатов в замещающие родители, поскольку мотивационные комплексы играют ключевую роль в принятии ребенка в замещающую семью, так как именно вид мотивации оказывает побуждающее действие как у родителя к ребенку, так и у ребенка к вхождению в семью. Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность родительской роли взрослого и взаимной адаптации родителей и детей, в случае необходимости корректировать психологическую готовность супругов к усыновлению и детско-родительское взаимодействие [7; 5].
Психологические аспекты в изучении мотивации приемных родителей интерпретируют мотивацию к принятию ребенка как комплекс ожиданий, смыслов, значений для семьи, связанных с появлением приемных детей. Однако практически отсутствуют исследования, подтверждающие дисфункциональное влияние тех или иных мотивов на внутрисемейные отношения. Хотя «неправильные» мотивы становятся гласным или негласным поводом для отказа семье в возможности быть принимающей.
Таким образом, учитывая анализ литературы по вопросу изучения мотивации усыновления и результаты других исследований, были выделены такие виды мотивации принятия в семью ребенка-сироты, как альтруистическая, прагматическая, нормативная и кризисная. И на этом основании разработана анкета, изучающая особенности мотивации усыновителей.
Недостаточная теоретическая и экспериментальная изученность поведения приемных родителей со стороны его (поведения) мотивационно-смысловых детерминант определяет важность и актуальность предпринятого исследования.
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение доминирующей мотивации женщин - потенциальных приемных матерей.
Методики исследования:
1. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).
2. Опросник «Взаимодействие "родитель - ребенок"» (И. Марковская).
3. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина).
4. Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).
5. «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова).
6. Авторская анкета, изучающая особенности мотивации усыновителей [8].
Выборка состояла из 150 человек, из них: 50 девушек-студенток в возрасте 18-19
лет; 50 матерей в возрасте от 24 до 41 года, у которых по двое родных детей в возрасте от 3 до 14 лет; 50 приемных матерей в возрасте от 29 до 39 лет, которые проживают с усыновленными детьми дольше 1,5 лет (возраст детей - не более 14 лет).
Надежность и достоверность полученных данных подтверждается: соотнесением результатов различных методик и методов, использованием методов описательной
статистики; согласованием результатов количественного и качественного анализа; подтверждением эмпирической частью теоретических положений работы.
Используемые методы в совокупности позволяют исследовать различные аспекты мотивационной структуры личности.
Опишем полученные результаты.
1. С применением методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин) были определены особенности родительского отношения студенток к своим будущим детям.
По шкале «принятие» выявлен высокий уровень у 54% отпрашиваемых, средний - 42%, низкий - 4%; «кооперация»: низкий - 58%, высокий - 36%, средний - 6%; «симбиоз»: средний - 72%, высокий - 26%, низкий - 2%; «контроль»: высокий - 50%, средний - 42%, низкий - 8%; «отношение к неудачам ребенка»: высокий - 50%, средний - 48%, низкий - 2%.
Таким образом, для опрашиваемых студенток характерен средний уровень симбиоза (72%), низкий уровень кооперации (58%), высокий уровень принятия (54%), контроля (50%), отношения к неудачам ребенка (50%).
Результаты родных матерей оказались отличительными.
По шкале «принятие» выявлен средний уровень у 54% опрашиваемых, высокий - 46%, низкий - 0%; «кооперация»: низкий - 64%, средний - 26%, высокий - 10%; «симбиоз»: низкий - 60%, средний - 34%, высокий - 6%; «контроль»: низкий - 74%, высокий - 16%, средний - 10%; «отношение к неудачам ребенка»: высокий - 58%, средний - 42%, низкий - 0%.
Таким образом, для опрашиваемых женщин - родных матерей характерен низкий уровень контроля (74%), кооперации (64%), симбиоза (60%), высокий уровень отношения к неудачам ребенка (58%), средний уровень принятия (54%).
Результаты приемных матерей по данной методике тоже значительно отличаются.
По шкале «принятие» выявлен высокий уровень у 60% опрашиваемых, средний - 30%, низкий - 10%; «кооперация»: средний - 70%, высокий - 30%, низкий - 0%; «симбиоз»: средний - 88%, высокий - 12%, низкий - 0%; «контроль»: высокий - 64%, средний - 36%, низкий - 0%; «отношение к неудачам ребенка»: низкий - 54%, средний - 46%, высокий - 0%.
Таким образом, для опрашиваемых женщин - приемных матерей характерен средний уровень симбиоза (88%), кооперации (70%), высокий уровень контроля (64%), принятия (60%), низкий уровень отношения к неудачам ребенка (54%).
2. В результате анализа результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (И. Марковская) выявлен процент исследуемых с показателями по шкалам выше среднего.
Во взаимоотношениях со своими будущими детьми у студенток выявлены: удовлетворенность отношениями с ребенком (68%), эмоциональная близость (66%), требовательность (64%), строгость (58%), контроль (54%), сотрудничество (48%), тревожность за ребенка (44%), непоследовательность (44%), отвержение (42%), воспитательная конфронтация в семье (42%).
Таким образом, студентки видят себя требовательными и строгими родителями, одновременно с этим они удовлетворены отношениями со своим ребенком благодаря эмоциональной близости. В будущем, несмотря на контроль за своим ребенком, студентки будут тревожиться за него и стремиться с ним сотрудничать. Выявлена возможная воспитательная конфронтация в семье, непоследовательность и отвержение.
Во взаимоотношениях с детьми у родных матерей проявляются: требовательность (80%), тревожность за ребенка (74%), отвержение (68%), сотрудничество (66%), эмоциональная близость (60%), строгость (54%), удовлетворенность отношениями с ребенком (50%), воспитательная конфронтация в семье (47%), непоследовательность (42%), контроль (34%).
Следовательно, родные матери очень требовательны к своим детям, проявляют высокий уровень тревожности за ребенка и строгости, сохраняя при этом эмоциональ-
ную близость, одновременно сотрудничая с ним, не проявляя конфронтации, а соблюдая последовательность с невысоким уровнем контроля.
У приемных матерей показатели по данным шкалам отличаются: требовательность (70%), эмоциональная близость (62%), отвержение (56%), воспитательная конфронтация в семье (56%), непоследовательность (50%), удовлетворенность отношениями с ребенком (48%), контроль (44%), тревожность за ребенка (32%), строгость (30%), сотрудничество (30%).
Так, приемные матери из числа опрошенных проявляют высокий уровень требовательности к своим детям, сохраняя при этом эмоциональную близость и строгость, принимая усыновленного ребенка, проявляют при этом последовательность в своих воспитательных действиях, что, однако, может провоцировать некоторую конфронтацию в семье.
3. Интерпретация результатов по методике диагностики О.Ф. Потемкиной позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок.
Согласно полученным результатам можно утверждать, что студентки в максимальной степени ориентированы на результат (36%), в меньшей степени - на альтруизм (26%), процесс (14%), эгоизм (10%), в равной степени - на процесс и результат (10%), процесс и альтруизм (4%).
Родные матери в своей деятельности максимально ориентированы на результат (48%), в меньшей степени - на альтруизм (26%), результат и процесс (14%), процесс (12%).
Приемные матери преимущественно ориентированы на альтруизм (42 %) и процесс (32%), в меньшей степени - на результат (18%), процесс и результат (4%), в равной меньшей степени на процесс и альтруизм (2%) и альтруизм и результат (2%).
Таким образом, студентки и родные матери в своей деятельности максимально ориентированы на результат, а приемные - на альтруизм.
4. Общежитейская и рабочая направленность личности респондентов была выявлена с помощью методики диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).
В соответствии с полученными результатами можно утверждать, что у студенток доминирует рабочая направленность личности (42%), затем - общежитейская (28%), и выявлено отсутствие доминирующей направленности личности (30%).
У родных матерей доминирует рабочая направленность личности (38 %), тогда как приемные матери придают ей меньшую значимость (32%). Ведущая направленность личности у приемных - общежитейская (60%), которую в меньшей степени выделили у себя родные матери (28%). Средние показатели по обеим шкалам, что указывает на отсутствие доминирования направленности личности, в разной степени выразили родные (34%) и приемные (8%) матери.
5. С помощью методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) были установлены основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности.
У студенток малодоступными оказались интересная работа (22%), уверенность в себе (12%), любовь (10%), творчество (6%), активная и материально обеспеченная жизнь (2%). «Избыточность присутствия» отмечена по таким пунктам, как свобода (22%), интересная работа (20%), счастливая семейная жизнь (20%), любовь (14%), познание (4%), наличие верных друзей (2%). Следовательно, у студенток выявлена одновременно и значительная нехватка интересной работы, и ее избыток в жизни. Так же отсутствует уверенность в себе и преобладает свобода, счастливая семейная жизнь.
У родных матерей выявлен факт малодоступности интересной работы (54%), уверенности в себе (46%), свободы как независимости в поступках и действиях (8%), активной жизни (4%), любви (2%). «Избыточность присутствия» выявлена по таким пунктам, как счастливая семейная жизнь (36%), любовь (28%), материально обеспеченная жизнь (4%), интересная работа (2%). Таким образом, у родных матерей наблю-
дается значительная нехватка интересной работы и уверенности в себе, когда счастливая семейная жизнь присутствует в избытке.
В свою очередь, у приемных матерей выявлен факт малодоступности любви (40%), творчества (6%), познания (6%), верных друзей (6%), уверенности в себе (4%). «Избыточность присутствия» отмечена по таким пунктам, как интересная работа (50%), свобода как независимость в поступках и действиях (44%), творчество (4%). Следовательно, у приемных матерей обнаружена значительная нехватка любви одновременно с наличием избытка интересной работы и свободы в действиях.
6. Результаты исследования мотивации усыновления по авторской анкете свидетельствуют о явном доминировании конкретной мотивации в вопросе усыновления у представителей каждой из исследуемых групп.
Так, у студенток доминирует альтруистическая мотивация усыновления (38%), нормативная (28%), прагматическая (16%). В равной степени - альтруистическая и нормативная (12%). В меньшей степени доминирующей выявлена кризисная мотивация (6%).
У родных матерей преобладает прагматическая мотивация усыновления (46%), кризисная (26%), альтруистическая (12%) и нормативная (6%) оказались менее значимыми. Одновременное присутствие двух мотивационных направлений - прагматического и кризисного (6%), альтруистического и нормативного (4%) - было выявлено только у некоторых опрашиваемых.
У приемных матерей доминирующей оказалась альтруистическая мотивация (60%). У нескольких человек одновременно доминируют альтруистическая и нормативная мотивация (22%). Нормативная мотивация оказалась менее значимой (18%).
Таким образом, в вопросе усыновления у родных матерей доминирует прагматическая мотивация, тогда как у студенток и приемных - альтруистическая.
По итогам проведенной диагностики было получено описание особенностей мотивации студенток в контексте оценки этой мотивации для решения задач усыновления. Студенткам свойственен средний уровень симбиоза, низкий - кооперации, высокий - принятия, контроля, отношения к неудачам ребенка. Опрашиваемые видят себя требовательными, строгими родителями, одновременно проявляющими удовлетворенность отношениями с ребенком благодаря эмоциональной близости. Студентки ориентированы на контроль над ребенком, но будут тревожиться за него и стремиться с ним сотрудничать. Выявлена возможная воспитательная конфронтация в семье, непоследовательность и отвержение. В своей деятельности студентки максимально ориентированы на результат, и у них доминирует рабочая направленность личности. Выявлена одновременно и значительная нехватка интересной работы, и ее избыток в жизни. Так же отсутствует уверенность в себе и преобладает свобода, счастливая семейная жизнь. В вопросе усыновления доминирует альтруистическая мотивация.
Описание мотивации матерей, имеющих родных детей, включает в себя средний уровень принятия, низкий уровень кооперации, симбиоза, контроля и высокий уровень отношения к неудачам ребенка. Одновременно с эмоциональной близостью такой родитель проявляет высокий уровень требовательности, строгости в отношении своих детей. Проявляя высокий уровень принятия, сотрудничества, удовлетворенности отношениями с ним, мать выражает высокий уровень тревожности за своего ребенка. В своей деятельности женщина максимально ориентирована на результат, демонстрируя высокий уровень рабочей направленности личности, что подчеркивается значительной нехваткой интересной работы и уверенности в себе, когда счастливая семейная жизнь присутствует в избытке. В вопросе усыновления у родных матерей доминирует прагматическая мотивация.
При обобщении результатов диагностики усыновителей выявляются основные характеристики мотивации успешной приемной матери, с которой более 1,5 лет благополучно проживает усыновленный ребенок. Такая женщина демонстрирует высокий уровень принятия, контроля, средний уровень кооперации и симбиоза и низкий уровень отношения к неудачам ребенка. При проявлении высокого уровня требовательности к ребенку она сохраняет эмоциональную близость с ним, полностью принимая усыновленного ребенка, соблюдая последовательность в своих воспитательных действиях,
что, однако, может провоцировать некоторую конфронтацию в семье. В своих действиях приемная мать максимально ориентирована на альтруизм. Ведущая направленность личности - общежитейская. У приемной матери наблюдается значительная нехватка любви одновременно с избыточным присутствием интересной работы и свободы в действиях. В вопросе усыновления доминирует альтруистическая мотивация.
Учитывая значимые различия в общих характеристиках родных и приемных матерей, представляется обоснованным предположение о том, что матери, у которых двое родных детей, не являются успешными потенциальными приемными матерями.
Но при анализе результатов диагностики студенток можно предполагать, что они являются потенциальными усыновителями в связи со схожестью их результатов диагностики с результатами диагностики успешных приемных матерей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной регуляции репродуктивного поведения и планирования семьи // Материалы Всесоюзн. научно-практич. конф. «Планирование семьи и национальные традиции». - М., 1988.
2. Арчакова Т.О., Базанова Е.С. Волонтерский уход за детьми-сиротами в больницах. В помощь волонтеру. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013.
3. Арчакова Т.О., Базанова Е.С., Деснянская О.В. Волонтерский уход за детьми-сиротами в больницах. Пособие для организаторов. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013.
4. Житомирская Е.Г. Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Педагогическая литература, 2013.
5. Институт приемной семьи: опыт комплексного исследования / Под ред. Н.М. Байкова и Ю.В. Бере-зутского. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2004.
7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
8. Маркина О.А. Мотивация личности родителя приемного ребенка // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - T. 8. - № 2/2. - С. 106-111.
9. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика. - М.: Институт психологии РАН, 2013.
10. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: уч. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
11. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов: Наука, 2007.
12. Howard J.A., Smith S.L. The needs of adopted youth: a study of illinois adoption assistance families. - Illinois: Center for Adoption Studies, 2001.
REFERENCES
1. Antonov A. I. Specificities of tevolution of demographic processes, socio-normative regulation of reproductive behavior and family planning. Materials of all-Union. scientific-practical. conf. "Family planning and national traditions". M., 1988.
2. Archakova T. O., Bazanova E. S. Volunteer caring for orphans in hospitals. To help volunteer. M.: BF "Volunteers in help to children-orphans", 2013.
3. Archakova T. O., Bazanova E. S., Desnyanskaya O. V. Volunteer caring for orphans in hospitals. A handbook for organizers. M.: BF "Volunteers in help to children-orphans", 2013.
4. Zhytomyrskaya E. G. Psychological support for children left without parental care. M.: "The pedagogical literature», 2013.
5. The institution of foster family: experience of complex research. ed. N.M. Baikov and U.V. Berezutskiy. Khabarovsk: publishing house DVAGS, 2008.
6. Karabanova O. A. Psychology of family relations and the basis of family consultation: textbook. M.: Gar-dariki, 2004.
7. Craig G. Psychology of development. SPb.: Peter, 2000.
8. Markina, O. A. Motivation of personality of foster childparent. Historical and socio-educational thought. 2016. T. 8, No. 2/2. S. 106-111.
9. Makhnach A.V., Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psychological diagnostics. M.: Institute of psychology RAN, 2013.
10. Ovcharova R. V. Parenthood as a psychological phenomenon: textbook. M.: Moscow psycho-social Institute, 2006.
11. Foster family: essence, problems, prospects of development: monograph. O. V. Besschetnova, T. A. Yumasheva. Saratov: Nauka, 2007.
12. Howard J.A., Smith S.L. The needs of adopted youth: a study of illinois adoption assistance families. Illinois: Center for Adoption Studies, 2001
Информация об авторе: Information about the author:
Маркина Ольга Александровна, аспирант, ка- Olga A. Markina, Postgraduate Student, Depart-
федра психологии личности и общей психоло- ment of Personality Psychology and General
гии, факультет управления и психологии, Ку- Psychology, Faculty of Management and Psy-
банский государственный университет chology, Kuban State University,
г. Краснодар, Россия Krasnodar, Russia
[email protected] [email protected]
Получена: 23.02.2017 Received: 23.02.2017
Для цитирования: Маркина О.А., Мотивацион- For citation: Markina O.A., Motivational structure
ная структура личности женщин - кандидатов в of a woman's personality - prospective parents.
приемные родители. Историческая и социаль- Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl'
но-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. = Historical and Social Educational Idea. 2017.
Часть 1. с. 98-104. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 98-104.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-98-104. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-98-104. (in
Russian)