УДК 159.9
Е. М. Паламарчук
МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ
ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА
В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей. В качестве одного из таких факторов и выступает мотивация принятия ребенка в замещающую семью.
Ключевые слова: замещающая семья, успешное замещающее родительство, мотивация принятия ребенка, социализация детей-сирот.
Изучение готовности семьи к принятию ребенка, а также развития и становления ребенка в этой семье является значимым направлением исследований в социальной, педагогической и семейной психологии, психологическом консультировании и смежных науках.
В научных исследованиях существует множество определений видов родительства. А. А. Абрамова в своих работах определяет следующие виды родительства:
1. Осознанное родительство. Это идеальный вариант реализации себя личностью в ро-дительстве. Интегральное психологическое образование личности отца и / или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.
2. Сознательное и ответственное родительство характеризуется активной избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных и образовательных практик.
3. Компетентное и просвещенное родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике.
4. Естественное родительство. Наиболее популярный подход в современных материнских и отцовских практиках периода младенчества часто тождествен «сознательному» или «осознанному» родительству [1].
В. Н. Ослон в своих работах определяет такие виды родительства, как эффективное и неэффективное замещающее родительство, которое включает следующие характеристики:
- способность семьи адаптироваться к новым социальным ролям, возникающим в процессе включения в семейную систему новых членов;
- чувство вины принимающих родителей по отношению к приемным детям за то, что они не могут любить их так, как собственных детей;
- личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;
- возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот;
- длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);
- включение замещающей семьи в систему социально-психологической помощи (особенно сельских семей).
К числу ведущих факторов неэффективности функционирования принимающих семей относятся психологическая и эмоциональная неготовность принимающих родителей к выполнению своих функций, незнание специфики развития и особенностей адаптации детей, воспитывающихся вне семьи [2].
В результате анализа научных работ различных авторов выделяется такой вид роди-тельства, как «осознанное родительство» (Р. В. Овчарова, М. О. Ермихина, Е. Г. Смирнова), предполагающее высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимания себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства [3].
В настоящее время вопросами успешного замещающего родительства занимаются такие авторы, как М. Н. Швецова, Т. Е. Котова, Е. Н. Жуйкова, М. Н. Бебчук, О. Г. Япарова.
М. Н. Швецова понятие «успешное родительство» трактует как функционально состоятельное, позволяющее родителям справиться с возникающими проблемами без повышения уровня внутрисемейного стресса. «...Замещающее родительство может быть потенциально успешным, если причины, побудившие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах и нравственных ориентациях семьи, когда в семье для приемного ребенка создается возможность выражать свое мнение при принятии решений, касающихся его жизни; когда его готовы признать самостоятельной личностью, способной осмыслять свои поступки; способной к совершению множества жизненных выборов» [4, 5].
В исследованиях О. Г. Япаровой отмечается, что успешность замещающих родителей складывается из таких компонентов, как открытость личности родителя к новому опыту, терпимость к ошибкам других, способность справляться с трудностями и учиться на своих ошибках. Важным в семейном воспитании является то, что замещающие родители передают свой опыт приемным детям. При определении успешного приемного родительства автор выделяет целый комплекс разнообразных мотивов у замещающих семей, таких как потребность в исполнении родительских функций, желание обеспечить ребенку-сироте условия семейного воспитания, стабилизация супружеских отношений, компенсация утраты кровного ребенка, поиск смысла жизни, желание улучшить материальное положение семьи, возможность приобрести «друга» для кровного ребенка, альтруистический мотив, чувство долга, желание исправить ошибки воспитания кровных детей, подготовить приемного ребенка к взрослой жизни. Личностными характеристиками, присущими успешным принимающим родителям, являются открытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль [6].
Т. Е. Котовой на основе научно-теоретического анализа были выявлены социально-психологические критерии оценки готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание, что сделало возможным построение социально-психологического портрета успешного замещающего родителя. В качестве критериев успешного замещающего родительства автор выделяет: согласованность мотивов приема у супругов, степень готовности к сотрудни-
честву со службами сопровождения, степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны), актуальное функциональное состояние кандидата, уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества) [7].
Подготовка к приему ребенка в семью, последующая адаптация и дальнейшее развитие ребенка в семье складывается из множества различных факторов, которые оказывают влияние на семью и в дальнейшем определяют ее успешность. В нашей работе «успешное замещающее родительство» будет рассматриваться как совокупность характеристик (факторов), присущих семье, а именно: мотивация родителя в вопросе принятия ребенка в свою семью, наличие кровных детей и положительный опыт их воспитания, личностные характеристики принимающих родителей (эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль), отношение родителя к приемному ребенку, которое включает в себя систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков, а также отсутствие в семье «вторичных отказов» от приемных детей.
Формирование мотивации в замещающей семье является потребностью самих принимающих родителей, так как сформированная мотивационная потребность у родителя в дальнейшем будет влиять на развитие ребенка, воспитывающегося в этой замещающей семье.
В этой связи проблема изучения мотивации принятия ребенка-сироты в замещающую семью приобретает новое видение и актуальность, поскольку именно мотивация оказывает первостепенное влияние на успешное функционирование замещающей семьи, в которую передается ребенок.
Известно, что позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет собой сложную систему отношений личности (к обществу, труду, людям, самому себе), установок и мотивов, целей и ценностей [8].
Мотивация любого вида деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению каких-либо действий. Любая деятельность человека является полимотивированной, одновременно отвечающей совокупности двух или более мотивов. Как правило, весь мотивационный комплекс человеком не осознается, но проявляется в эмоциональной окраске поступков человека. В большинстве случаев осознаются цели и отвечающие им действия, а причины, побуждающие к этим действиям, остаются в тени. По мнению А. Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека [9].
В зарубежной и отечественной практике существует ряд исследований, которые затрагивают личностные характеристики, лежащие в основе мотивационного поведения замещающих родителей. Согласно этим работам (Г. С. Красницкая, Л. И. Смагина, В. Н. Ослон, В. М. Целуйко и др.) можно выделить две группы мотивов принятия ребенка в семью. Первая группа - мотивы, связанные с жизненным опытом родителей, детскими воспоминаниями, личностными особенностями будущих родителей, вторая группа - мотивы, явившиеся результатом супружеских отношений.
К первой категории мотивов принятия ребенка в семью относятся:
1) реализация потребности достижения,
2) реализация сверхценных идеалов или определенных качеств,
3) реализация потребности в смысле жизни.
Ко второй категории относятся:
1) реализация потребности в эмоциональном контакте,
2) реализация определенной системы семейных отношений.
Данное разделение мотивов в замещающей семье, конечно же, условно. В каждодневной жизни семьи различные мотивы, которыми руководствуются родители, переплетены между собой и могут дополняться или видоизменяться при общении и взаимодействии с ребенком. Однако приведенное разграничение позволяет при построении коррекции мо-тивационных структур сделать центром психологического воздействия в одной семье личность родителей, а в другой - направить его в большей степени на отношения между супругами [7].
В. А. Маглыш в своих исследованиях пишет, что за каждым из мотивов стоит определенное ожидание, которое, однако, не всегда реализуется посредством такого шага. Например, если мотив продиктован личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания), то решение такой проблемы принятием ребенка в семью изначально обречено на неуспех. Проблема кроется в личности принимающего родителя (или его внутрисемейных отношениях), и решать ее необходимо соответственно. Автор условно разделяет все мотивы на «хорошие» и «нехорошие» для создания семьи, но каких-либо форм и направлений работы с принимающей семьей не предлагает [10, с. 82].
К распространенному перечню встречаемых мотивов у замещающих родителей исследователи относят такие мотивы: «опора на старости лет»; страх «пустого гнезда»; желание помочь конкретному ребенку; жалость, сострадание к детям-сиротам; «замена» умершему ребенку; невозможность иметь собственных детей; желание иметь ребенка конкретного пола; сохранение супружеских отношений; потребность в эмоционально близких, теплых отношениях привязанности; воспитание ребенка как сфера реализации профессиональной компетенции; любовь к детям; ребенок - родственник; реализация родительского потенциала; желание быть матерью; избежать одиночества; ребенок - смысл жизни; возможность иметь оплачиваемую работу; решение проблем собственного ребенка за счет приемного
[11, с. 51; 2].
Мотивация тесно связана с такими сферами личности, как ценностно-смысловая и по-требностная, которые часто определяют устремления и намерения человека.
Именно поэтому мотивы к замещающему родительству сложно классифицировать по основаниям: внешний - внутренний, плохой - хороший, благоприятный - неблагоприятный и т. д.
Опираясь на теоретический анализ литературы по проблеме мотивации приема детей в семью, а также исходя из опыта работы с замещающими семьями Смоленской области, мы выделили три основные группы мотивов, которые для кандидатов в замещающие родители являются значимыми. Выводы были сделаны на основании анализа данных кандидатов в замещающие родители, полученных с помощью «Опросника на мотивацию приема» В. Н. Ослон [4], используемого в качестве диагностического инструментария:
1. Желание изменить структуру семьи:
- синдром «пустого гнезда» (в случае, когда дети вырастают, а здоровья, сил и желания подарить родительскую ласку осталось много);
- снятие стигмы (например, невозможность иметь собственных детей);
- ребенок как партнер для общения (друг/подружка или братик/сестренка для кровных детей);
- решение семейного конфликта (например в случае супружеского кризиса в семье).
2. Потребность в самореализации человека:
- решение экзистенциальных проблем;
- реверсия роли ребенка (желание «сделать приемного ребенка Взрослым», чтобы ухаживал за родителем, например, в старости);
- решение материальных проблем (пособия, выплачиваемые на принятого в семью ребенка, повысят материальный уровень семьи);
- замена ребенку (в случае утраты собственного ребенка).
3. Мотивы помощи:
- чувство долга (стремление к сохранению ребенка в семье в случае родственной опеки),
- альтруизм (стремление изменить несправедливое устройство общества),
- самоценность ребенка (желание помочь ребенку).
Исходя из данных, полученных в ходе диагностики граждан в замещающие родители в период с января 2012 г. по ноябрь 2015 г., из 775 человек, прошедших обучение в школе принимающего родителя 417 человек (54 %) основными назвали «мотивы помощи», из них: «самоценность ребенка» - 291 человек (70 %); «чувство долга» - 101 человек (24 %); мотив «альтруизм» - 25 человек (6 %). Оставшиеся 358 человек (46 %) назвали мотивы, касающиеся «желания изменить структуру семьи» и «самореализации».
Выделенные мотивы условно можно разделить на мотивы, способствующие успеху в воспитании приемного ребенка, такие как «самоценность ребенка», «альтруизм», «мотив помощи ребенку» и на мотивы, которые говорят о возможном возникновении трудностей и неуспехе приема ребенка в семью - «замена ребенка при утрате», «решение материальных проблем», «реверсия роли ребенка».
При этом указанные мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Потому как не способствующий успеху мотив, сочетаясь с несколькими способствующими, может быть нейтрализован. Чем большее разнообразие мотивов движет кандидатом, тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей в процессе воспитания ребенка.
Таким образом, работая с кандидатом в замещающие родители, специалисту необходимо обращать внимание на такие вопросы, как мотивация кандидата в принятии ребенка в замещающую семью, его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству и т. д.).
Профессионально выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье, что в дальнейшем поможет стать ей успешной замещающей семьей. При этом очень важно сформировать у приемных родителей реалистичные ожидания по отношению к ребенку, правильные представления о способах преодоления трудностей, возникающих в замещающей семье как на этапе интеграции приемного ребенка в семью, так и на последующих этапах взаимодействия с ним. Работа в данном направлении окажет положительное влияние на уровень адаптации приемного ребенка в семье, на уровень эффективности действий приемных родителей и снижение риска возможного неблагоприятного варианта психического развития ребенка и перехода его в категорию «проблемного» и, как следствие, «вторичный отказ» от ребенка.
Список литературы
1. Абрамова А. А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции // Культура на рубеже эпох. М.: Редакционно-издательский комплекс МГГУ им. М. Шолохова, 2011. Вып. 7.
2. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
4. Ослон В. Н. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи: метод. пос-е. М.: Департамент семейной и молодежной политики, 2009. 369 с.
5. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: моногр. М.: МПГУ, 2013. 216 с.
6. Япарова О. Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 189 с.
7. Котова Т. Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2011. 27 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
10. Маглыш В. А. Факторы и закономерности формирования родительских установок кандидатов в усыновители // Психол. журн. 2007. № 2 (14). С. 82-88.
11. Красницкая Г. С. Как работать с усыновителями // Защити меня! М., 1998. С. 51-55.
Паламарчук Е. М., аспирант. Смоленский гуманитарный университет.
Ул. Герцена, 2, Смоленск, Россия, 214014. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.02.2016.
E. M. Palamarchuk
MOTIVATION OF ADOPTION A CHILD INTO A FAMILY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL TEMPORARY
PARENTHOOD
The form of placement of orphans and children left without the parental care into temporary families is developing in modern Russian society. The main task for the temporary family is to provide a child with a successful socialization into society and also to help with a harmonious development in the family. The willingness of a temporary family to become successful lies not only in the need of interpretation of this concept in the social, cultural, historical, economic space of modern Russia, but also in determining its place in the system of psychological knowledge about family, rational approach to the identification of psychological factors shaping readiness for successful implementation of the parental position in education of the adopted child, and also in reducing of secondary abandonment level. One of such factors is the motivation of adoption of a child into a family.
Key words: temporary family, successful temporary parenthood, motivation of accepting a child, socialization of orphan children.
References
1. Abramova A. A. Kul'tura roditel'stva sovremennosti: osnovnye protivorechiya i innovatsionnye tendentsii [The culture of modern parenthood: the main contradictions and innovative tendencies]. Kul'tura na rubezhe epokh - Culture at the Turn of Epochs, 2011, no. 7 (in Russian).
2. Oslon V. N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya [The living arrangement of orphan children: the vocational temporary family]. Moscow, Genezis Publ., 2006. 368 p. (in Russian).
3. Ovcharova R. V. Psihologicheskoye soprovozhdeniye roditel'stva [Psychological support of parenthood]. Moscow, Institut psikhoterapii Publ., 2003. 319 p. (in Russian).
4. Oslon V. N. Soprovozhdeniye zameshchayushchey sem'i: misheni i tekhnologii pomoshchi [Maintenance of the replacing family: targets and technologies of the help]. Moscow, Departament semeynoy i molodezhnoy politiki Publ., 2009. 369 p. (in Russian).
5. Shvetsova M. N. Sotsial'no-psikhologicheskoye soprovozhdeniye zameshchayushchey sem'i [Social and psychological support of the temporary family]. Moscow, MPGU Publ., 2013 (in Russian).
6. Yaparova O. G. Sotsial'no-psikhologicheskiye determinanty uspeshnogo priemnogo roditel'stva: Dis. kand. psikhol. nauk [Socially-psychological determinants of a successful adopted parenthood. Thesis of cand. psychol. sci.]. Moscow, 2009. 189 p. (in Russian).
7. Kotova T. E. Sotsial'no-psikhologicheskiye i lichnostnye kharakteristiki gotovnosti k zameshchayushchemu roditel'stvu: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Social and psychological and personal characteristics of readiness to the temporary parenthood. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. Yaroslavl', 2011. 27 p. (in Russian).
8. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p. (in Russian).
9. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, Akademiya Publ., 2005. 352 p. (in Russian).
10. Maglysh V. A. Faktory i zakonomernosti formirovaniya roditel'skikh ustanovok kandidatov v usynoviteli [Factors and regularities of formation of parental installations of candidates for adoptive parents]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Magazine, 2007, no. 2 (14), pp. 82-88 (in Belarus).
11. Krasnitskaya G. S. Kak rabotat' s usynovitelyami [How to work with adoptive parents]. Zashchiti menya! [Protect me!]. Moscow, 1998. Pp. 51-55 (in Russian).
Palamarchuk E. M.
Smolensk University for the Humanities.
Ul. Gеrtsеna, 2, Smolensk, Russia, 214014.
E-mail: [email protected]