Научная статья на тему 'Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях'

Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5917
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / МОТИВАЦИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / FOSTER FAMILY / FOSTER CHILD / ADOPTION MOTIVATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Белогай Ксения Николаевна, Отт Татьяна Олеговна

Статье обсуждаются результаты исследования детско-родительских отношений в приемных семьях. Обсуждаются различия в типах мотивации усыновления. Показаны различия в родительском отношении в зависимости от типа мотивации усыновления ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF CHILDRENPARENTS RELATIONS IN FOSTER FAMILIES

The paper discusses the results of a study of parent-child relationships in foster care. The differences in the types of motivation adoption are revealed. The authors show the differences in parents' attitude depending on the type of motivation for adopting a child.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Т. О. Отт

SPECIAL FEATURES OF CHILDREN- PARENTS RELATIONS IN FOSTER FAMILIES

I. S. Morozova, K. N. Belogay, T. O. Ott

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-16-42007

В статье обсуждаются результаты исследования детско-родительских отношений в приемных семьях. Обсуждаются различия в типах мотивации усыновления. Показаны различия в родительском отношении в зависимости от типа мотивации усыновления ребенка.

The paper discusses the results of a study of parent-child relationships in foster care. The differences in the types of motivation adoption are revealed. The authors show the differences in parents’ attitude depending on the type of motivation for adopting a child.

Ключевые слова: приемная семья, приемный ребенок, мотивация усыновления, детско-родительские отношения.

Keywords: foster family, foster child, adoption motivation, parent-child relationship.

В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и психических свойств незаменимую роль играет семья. Психологическая общность семьи проявляется в наличии социальнопсихологических характеристик, присущих семье, таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. (А. Л. Журавлев, 2008; Л. Б. Шнейдер, 2008).

Исследователи единодушно признают, что наиболее естественной средой для воспитания и развития детей является семья. Наиболее исторически представленными формами устройства детей-сирот являются усыновление и опека. С 1996 года в Российской Федерации законодательно закреплена приемная семья. Однако в России семейные формы устройства не получают своего широкого распространения и одной из причин этого является отсутствие их целенаправленного и научного изучения. По мнению многочисленных ученых, актуальность приобретает изучение и научное обоснование эффективности деятельности приемной семьи как формы семейного устройства детей-сирот, направленной на «возвращение сирот в жизнь» путем восстановления их «базового доверия к миру» в контексте системной связи отношений «ребенок - семья - общество». В связи с вышеизложенным очень важной, по нашему мнению, является аргументация, предложенная В. А. Цветковым, согласно которой необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В-третьих, переполненностью учреждений для детей,

оставшихся без попечения родителей. В-четвертых, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т. п.) [8, с. 8].

Приоритет семейного устройства детей обусловлен значением семьи в развитии человека и особыми, по сравнению с государственными учреждениями закрытого типа, условиями и сущностью ее функционирования. До недавнего времени система социальной адаптации детей-сирот в нашей стране в основном была представлена домами ребенка, детскими домами, социальными приютами, интернатами. Большинством отечественных и зарубежных исследователей эта модель воспитания признана неадекватной потребностям развития ребенка (И. В. Дубровина, 1990; В. К. Зарецкий и др., 2002; Дж. Боулби, 2006; М. Ю. Лобанова и др., 2007). Согласно материалам различных исследований, содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии (B. C. Мухина, И. А. Залысина, Е. О. Смирнова, Т. М. Землянухина, A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. А. Басилова, И. В. Дубровина). Анализ проблемы сиротства убедительно показывает, что в сиротских учреждениях не всегда предоставляются условия для компенсации последствий депривации, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка.

Многочисленные исследования подтверждают то, что до сих пор не существует лучших условий для воспитания ребенка, чем те, которые создаются в любых вариантах семей (М. Мид, 1988; И. В. Дубровина, 1990; К. А. Абульханова-Славская, 1991; Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, 1993; Д. Гомьен и др., 1998; М. В. Осорина, 2004; Э. Г. Эйдемиллер и др., 2005;

146 \ в И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Т. О. Omm, 2014

С. Биркхойзер-Оэри, 2006; Е. Г. Силяева и др., 2008;

В. Н. Дружинин, 2008).

На наш взгляд, изучение замещающей семьи как особой психосоциальной и профессиональной структуры позволило определить факторы ее успешного существования как реабилитационной структуры, обосновать необходимость учета особенностей ее функционирования в ситуациях психологической помощи детям с особыми потребностями.

Особую значимость для нашего исследования представляют работы, посвященные обсуждению различных проблем, возникающих в приемных семьях. Проведенный нами анализ трудностей приемных семей указывает на наличие таких общих проблем у родителей, как: незнание особенностей возрастнопсихологического развития детей, имеющих негативный опыт проживания в биологической семье; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми и/или близкими родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками, учителями, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома [1; 2].

Специалисты в области клинической психологии (Н. И. Вшанова, М. В. Гордеева, М. О. Дубровская,

В. К. Зарецкий, В. Н. Ослон, В. В. Терехина, А. Б. Холмогорова и др.) активно исследуют факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот и определяют пути решения проблемы сиротства.

Широко рассмотрена в научной литературе проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема представлена в работах отечественных и зарубежных ученых: Л. С. Выготского,

Л. М. Шипициной, Д. Боулби, Э. Фромма. Проблемы эмоционального развития ребенка-сироты в приюте исследовались швейцарскими психологами М. Май-ерхофер и В. Келлером. По их мнению, социальная и биологическая неполноценность родителей является основным фактором развития психических нарушений у детей, лишенных родительского попечения.

М. И. Буянов, анализируя проблему усыновления, рассматривал процессы компенсации и декомпенсации усыновленных детей разных возрастов. Его исследования показали противоречивость последствий усыновления для детей с ограничениями здоровья. Значительный интерес представляют работы Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга о процессах социальной адаптации личности. Значение социальных факторов в развитии детской психики представлено в работах Э. Фромма, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.

Особенности приёмной семьи, роль психологического климата в жизни осиротевших детей объясняет изучение трудов специалистов в области педагогики, психологии, медицины: С. А. Ананьина, И. А. Бобылёвой, О. В. Заводилкиной, Т. В. Ермоловой,

ПСИХОЛОГИЯ |

Н. П. Ивановой, B. C. Мухиной, Е. М. Рыбинского, Е. О. Смирновой, М. Ф. Терновской.

Особенности психического здоровья детей, лишенных родительского попечения, исследовались в работах Т. В. Бессоновой, Е. А. Вострокнутовой,

В. В. Лебединской, В. С. Мухиной, О. С. Никольской и др. Медико-социальные аспекты создания и функционирования приемных семей рассматриваются в работах Г. П. Котельникова, И. М. Маковецкой, Н. И. Мель-ченко, О. М. Михасека, Л. П. Петровой, Е. М. Савицкой и др.

Изучению личностных особенностей приемных родителей, общей и педагогической культуры биологических и приемных родителей, здоровья приемного ребенка при подготовке будущей приемной семьи посвящен целый ряд работ психологов, педагогов, сотрудников центров усыновления детей (Г. И. Гусарова, Г. П. Котельников, Л. П. Петрова, Л. А. Чернышова и др.).

Наблюдается относительное сходство позиций в понимании общих закономерностей процесса, значимости семьи и семейных отношений для дальнейшей социализации, особенностей развития ребенка-сиро-ты, трудностей адаптационного процесса на начальном этапе, отмечаются некоторые расхождения в определении временных этапов адаптации. Эти расхождения не имеют принципиальной важности, поскольку являются результатом автономности исследовательских подходов, работы в рамках конкретных научных дисциплин.

В теоретическом плане проблема приемного родительства рассматривается в контексте социальнопсихологического подхода, опирающегося на социальную детерминацию психического склада личности, социальную мотивацию поведения родителей и реализацию родительства в конкретных общественноисторических и социально-психологических условиях, что предопределяет значимость проблемы в структуре социально-психологического знания (Б. Д. Па-рыгин, 2003). Исследование приемного родительства выступает в качестве одного из аспектов разработки проблем психологии взаимовлияния, общения, социализации, конфликтов и духовно-нравственного содержания человеческих взаимоотношений.

Однако до сих пор отсутствуют теоретически обоснованные и практически подтвержденные данные относительно социально-психологических детерминант успешного приемного родительства, то есть такого родительства, которое ведет к принятию ребенка и идентификации его с членами приемной семьи.

Проведенный теоретических анализ результатов исследований позволяет утверждать, что оптимизация процессовразвития и воспитания детей в приемной семье проявляется в следующих параметрах:

- быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире,

- значительно улучшаются успехи в учебе,

- детям прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены;

- ребенок становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимо-

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 147

ПСИХОЛОГИЯ

действие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений.

Особое значение в приемной семье как в системе приобретают динамические процессы, обусловленные характером складывающихся взаимоотношений. Благоприятная атмосфера в семье и выстраивание в ней гуманных взаимоотношений - одно из непременных условий стабильности и воспитательной ценности приемной семьи [4].

Позитивное принятие ребенка, являющееся одним из основных показателей формирующихся взаимоотношений с ним, по-разному складывается в зависимости от типа семьи и позиций, которые могут быть разнообразны. О том, насколько важна готовность родителей к позитивному принятию в свою семью чужого ребенка, говорят зарубежные исследователи, изучавшие опыт воспитания детей в фостеровских семьях (В. Голланс, П. Котли). Позитивное отношение родителей к личности приемного ребенка, его трудностям и проблемам облегчает процесс вхождения ребенка в семью и взаимную адаптацию семьи с ее укладом и с их индивидуальными особенностями.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, центрироваться на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет возможностей и склонностей ребенка - важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способа воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», ин-фантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, протеста в ответ на любые действия. Прогностичность позиции выражается в ориентации на зону ближайшего развития ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Эмоциональный контакт, основанный на положительном, позитивном принятии ребенка, существенно влияет на согласованность и взаимопонимание между членами семьи. Можно предположить, что достижение взаимопонимания и согласованности во взаимодействии - задача достаточно трудная для любой семьи, и еще более трудная для приемной семьи, проблемных семей и семей «группы риска». Подтверждением этого предположения можно считать выводы, к которым приходят исследователи В. Н. Дружинин, Н. В. Клюева, А. В. Петровский, В. А. Рах-маштаева и др., изучавшие характер и направленность отношений в семье.

Исследователи подчеркивают, что чаще всего инициатором взаимодействия выступает ребенок. Он тянется к более эмоционально близкому взрослому, который служит главным партнером в общении. В результате ребенок будет интеллектуально похож на того родителя, с которым установлены близкие эмо-

циональные взаимоотношения, и которому он подражает. Таким образом, за счет взаимопонимания и согласованности взаимодействий между родителями и детьми формирующаяся система гуманных взаимоотношений существенно дополняется такими качественными характеристиками, как идентификация поведения того родителя, который эмоционально близок ребенку и выстраивает с ним обоюдно значимые отношения. Рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняется на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве ее основной функции. Родительское отношение можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя. С одной стороны, родительское отношение является фактором успешного развития ребенка, с другой стороны, частью личностной сферы человека и возникает под влиянием системы разнообразных условий: биологических, социокультурных и индивидуальных [3]. Следует подчеркнуть, что родительство развивается в человеке с момента его рождения (А. Н. Кочетков, 1988, Б. Ливехуд, 1994,

Н. И. Олифирович и др., 2008), когда он запечатлевает образ собственных родителей и идентифицирует себя с ними, а затем на практике проверяет свои возможности, корректирует или не корректирует свои действия в качестве родителя и собственные представления о себе как родителе (J. Bowlby, 1980).

Детско-родительские взаимоотношения в приёмной семье проявляются также в особенностях формирования системы правил и санкций взаимодействия. С приходом приемного ребенка в семью изначально возникают конфликты с приемным ребенком ввиду того, что у него имеются представления о семье, которые часто не совпадают с мнением приемных родителей. В этом смысле особую значимость приобретает согласованность действий родителей и всех членов семьи в общих требованиях к ребенку.

Важно подчеркнуть, что приемная семья отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновление, опека) - временным характером и договорным способом оформления отношений [5].

Профессиональные семьи заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. В. Н. Ослон, исследуя особенности функционирования таких семей, пришла к выводу, что замещающая профессиональная семья является хорошим решением проблемы интеграции детей-сирот в общество, т. к. профессиональная семейная забота (усыновление) сопряжена с экономическими трудностями. Сторонники нового подхода к профессиональным семьям считают важным психологическое сопровождение этих семей, и особое внимание предлагают уделять подготовке родителей-опеку-нов и детей к осуществлению замещающей заботы такого типа. Мы согласны с позицией Л. С. Печнико-

148 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3

вой, Е. Б. Жуйковой, согласно которой, подобная модель имеет ряд недостатков, связанных с тем, что ребенку может быть трудно воспринять новую семью своей, так как человек, которого он называет «мамой», получает за это зарплату. Кроме того, некоторая неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта [6].

Наше исследование было посвящено изучению детско-родительских отношений в приемных семьях. В нем принимали участие родители и усыновленные дети; дети под опекой и под патронатным воспитанием (последние два варианта выбраны родителями, по их словам, из социальных и юридических соображений, в расчете на льготы). Все дети считали своих приемных родителей родными.

Первый показатель «Позитивное принятие ребенка» диагностировался с помощью мини-сочинения «Мой ребенок». Контент-анализ текстов осуществлялся путем подсчета положительных и отрицательных характеристик личности ребенка, распределение которых производилось по четырем параметрам оценки: внешний облик ребенка в целом, деятельность ребенка и его отношение к родительскому воздействию, поведение.

Анализ данных, полученных по выделенным параметрам, позволяет прийти к выводу о том, что приемные родители чаще замечают отрицательные характеристики приемных детей, не обращают в целом особого внимания на отношение детей к родительскому воздействию. Эти результаты не позволяют считать, что имеет место абсолютное позитивное принятие родителями приемного ребенка. Этот уровень условно можно обозначить как средний с некоторым преобладанием отрицательной оценки (53 %).

Второй показатель - эмоциональный контакт родителей с приемным ребенком - оценивался по результатам двух тестов (РАШ и «Кинетический рисунок семьи»). В первом тесте для нас особую значимость представляли три его шкалы: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция и излишняя концентрация на ребенке.

Анализ результатов показал, что оптимальный эмоциональный контакт в приемной семье практически отсутствует, так как взаимоотношения достаточно напряжены, конфликтны, дети чувствуют враждебность, тревожность, родители в свою очередь либо излишне сконцентрированы на ребенке, либо эмоционально дистанцированны.

Третий показатель - мотивация усыновления (анкетные данные). По результатам анализа анкетных данных нами определены следующие мотивы:

1) желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам родить собственного (23 %);

2) любовь к детям, в то время как собственные уже выросли (12 %);

3) милосердие (18 %);

4) чувство одиночества (10 %);

5) желание иметь ребенка другого пола (15 %);

5) религиозные мотивы (14 %);

ПСИХОЛОГИЯ|

6) интерес к материальному вознаграждению (8 %).

Изучение мотивации позволило выделить круг общих и специфических мотивов, характерных для приемной семьи [7].

К общим мотивам можно отнести - религиозные мотивы, мотив иметь большую семью; желание иметь ребенка другого пола; желание улучшить свои жилищные условия; самореализация и самоутверждение (29 %).

К специфическим мотивам, определяющим образование приемной семьи относятся материальное вознаграждение за труд; милосердие к детям; бездетность; желание быть известным; избавление от чувства одиночества (71 %).

Рассматривая мотивацию как совокупность мотивов, определяющих характер деятельности, была предпринята попытка классификации всех выявленных мотивов создания приемной путем условного разделения на 3 группы:

- группа позитивных мотивов, обеспечивающие успешную реализацию функций приемной семьи -милосердие к детям, нуждающимся в поддержке, желание иметь большую семью, желание иметь детей другого пола, самореализация и самоутверждение (45 %);

- группа потребительски мотивов, предполагающие в большей степени удовлетворение потребностей родителей и их кровной семьи - материальное вознаграждение, желание быть известным, улучшить жилищные условия (8 %);

- группа нейтральных мотивов, которые в зависимости от личностных особенностей родителей и их внутренней готовности могут сыграть как положительную роль в развитии ребенка, так и отрицательную - религиозные мотивы, бездетность, чувство одиночества (47 %).

Четвертый показатель - отношения родителей с приемными детьми в зависимости от мотивов усыновления.

Мотивация образования приемной семьи определяла специфику отношения приемных родителей к приемным детям как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровнях.

Так, в семьях с позитивными мотивами отмечалась более высокая степень принятия приемных детей, чем в семьях с потребительскими мотивами. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме. В то же время неоправданные надежды, связанные с приемными детьми, в семьях с позитивной мотивацией могут иметь негативные последствия по отношению к приемным детям (переориентация установок на воспитание, как правило, в сторону инвалидизации, инфантилизации детей) и приемным родителям (эмоциональная неудовлетворенность). Следует отметить, что согласно данным статистического анализа, чем в большей степени родители будут склонны принимать

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 149

ПСИХОЛОГИЯ

150

приемных детей такими, какие они есть, поддерживать оптимальную эмоциональную дистанцию, сотрудничать, вести себя последовательно, признавать право детей на самостоятельность, излишне не контролировать их, тем лучше дети будут относится к своим приемным родителям.

Если семья не может иметь детей по медицинским причинам (группа нейтральных мотивов), то данное обстоятельство также определяет особенности детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.

В семьях, в которых мотивы усыновления определяются через категорию потребительских (материальное вознаграждение, желание быть известным, улучшить жилищные условия) определено следующее своеобразие детско-родительских отношений. Для приёмных родителей характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

В рамках анализа личностных качеств родителей-воспитателей была выявлена их взаимообусловленность с мотивацией образования приемной семьи. Так, у родителей, имеющих позитивную мотивацию, отмечался высокий уровень стремления к саморазвитию, в то время как в семьях с потребительской мотивацией - тенденции к остановившемуся развитию.

Обнаружена взаимосвязь самоактуализации личности, мотивации образования семьи и активности родителей, где, на наш взгляд, определяющая роль принадлежит уровню самоактуализации как личностной характеристике. Таким образом, чем выше уровень самоактуализации личности родителя-воспита-теля, тем выраженнее позитивная мотивация в образовании приемной семьи и стабильнее проявление позитивной активности, и наоборот.

Выявлено, что наличие несовершеннолетних родных детей увеличивает эмоциональную нагрузку родителей и определяет выраженность эмоциональной дистанцированности приемных родителей с приемными детьми, что, на наш взгляд, может затруднять

реабилитацию детей-сирот в рамках замещающей семьи и способствовать отвержению приемных детей. Помимо этого несогласие родных детей с деятельностью родителей, снижает их эмоциональную удовлетворенность, микросоциальную адаптивность во внутрисемейных отношениях и негативно отражается на психологическом здоровье семьи.

Проведенный анализ полученных данных позволяет утверждать, что воспитание ребенка в приемной семье сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, обусловливающие возможные негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для их предупреждения и преодоления необходимо создать следующие условия: наличие развивающей среды, обеспечение персонифицированного жизненного пространства, отвечающего таким ведущим потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. В качестве средств, обеспечивающих полноценное развитие и воспитание могут быть использованы: общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность. Важно подчеркнуть, что при анализе характеристики семьи с «особым» ребенком на первое место необходимо определить наличие таких качеств, как гибкость, сопротивляемость, открытость к переменам. По сути, семья дополняет те качества, которыми ребенок не обладает из-за своих «особых» потребностей.

К закономерностям осуществления процессов развития и воспитания следует отнести:

- зависимость целей и характера воспитания ребенка в приемной семье от его жизненного опыта, уровня развития, подготовленности к проживанию в новой семье;

- зависимость от изменения соотношения абили-тационных, реабилитационных, социализирующих и ресоциализирующих компонентов содержания воспитания по мере возрастного развития ребенка;

- зависимость от продолжительности проживания в приемной семье.

Существование в целом общих и специфических закономерностей в функционировании приемных семей дает основание предположить, что приемная семья - это особая психосоциальная группа, имеющая свою внешнюю и внутреннюю структуру, основанную на брачных, родственных и юридических отношениях членов семьи, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в восстановлении наиболее естественным путем «базового доверия к миру» у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их адекватной адаптации в социуме. Следовательно, по условиям и характеристикам жизнедеятельности приемная семья является психосоциальной группой, а по направленности деятельности - реабилитационной структурой.

В то же время приемная семья является временной структурой, в рамках которой родители осущест-

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3

ПСИХОЛОГИЯ

вляют деятельность по воспитанию детей-сирот, получая за ее осуществление заработную плату. Деятельность приемных родителей является особой деятельностью, что определяется контингентом приемных детей, у которых достаточно часто отмечаются разнообразные отклонения в развитии. Поэтому воспитание детей-сирот требует обязательной профес-

сионально-личностной готовности родителей-воспи-тателей к осуществлению такого рода деятельности. Вышесказанное свидетельствует, что приемная семья является особой профессиональной структурой по социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Белогай К. Н., Морозова И. С., Отт Т. О. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с семьями, воспитывающими ребенка с особыми потребностями: учебно-методическое пособие; сост. К. Н. Белогай. Кемерово, 2014. 98 с.

2. Белогай К. Н. Технологии поддержки психического развития ребенка с особыми потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие; сост. К. Н. Белогай, И. С. Морозова, Т. О. Отт. Кемерово, 2014. 96 с.

3. Белогай К. Н., Морозова И. С. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12 - 23.

4. Герасимова Е. В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2008. 25 с.

5. Ослон В. Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот. М., 2002. 475 с.

6. Печникова Л. С., Жуйкова Е. Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2(2). URL: http://psystudy.ru (дата обращения:

06.08.2014).

7. Ушакова Е. В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот. М., 2003. 184 с.

8. Цветков В. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. 239 с.

Информация об авторах:

Морозова Ирина Станиславовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития КемГУ, ishmorozova@yandex.ru.

Irina S. Morozova - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University.

Белогай Ксения Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, belogi@mail.ru.

Kseniya N. Belogay - Candidate of Psychology, Assisatant Professor at the Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University.

Отт Татьяна Олеговна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, Olegovna5555@ya.ru.

Tatyana O. Ott - Candidate of Psychology, Assisatent Professor at the Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 28 июля 2014 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.