УДК 316
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ КАНДИДАТОВ
К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ
А.В. Прялухина, О.Н. Тузова
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена психологической готовностью кандидатов к замещающему родительству. В связи с этим данная статья направлена на выявление личностных особенностей кандидатов в замещающие родители. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является компетентностный подход, позволяющий оценивать функционирование кандидатов в замещающие родители. В статье выявлены мотивационно-потребностные, эмоциональные особенности и определенные черты личности кандидатов в замещающие родители. Материалы статьи представляют практическую ценность для социальных служб.
Ключевые слова: дети-сироты, кандидаты в замещающие родители, социальные потребности,
мотивационный комплекс.
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF CANDIDATES'
READINESS FOR SUBSTITUTIVE PARENTHOOD
А. Pryalukhina, О. Tuzova
Abstract. The relevance of research is caused by psychological readiness of candidates for substitute parenthood. In this regard the article aims to identify the personal characteristics of candidates for substitutive parents. The leading approach to research of this problem is the competency-based learning which allows to evaluate the functioning of candidates for substitutive parents. This article identifies the need-motivational, emotional characteristics and certain personality traits of candidates for substitutive parents. Article materials are practically useful for the social services.
Keywords: orphans, candidates for substitutive parents, social needs, motivation complex.
Ситуация, сложившаяся сегодня в России, определяется сложными динамическими изменениями во всех сферах жизни общества и особенно серьезно отражается на семье. Резкое снижение качества жизни, падение жизненного уровня, распространение пьянства и наркомании, отсутствие психологического комфорта в семье, беспомощность родителей в организации условий психофизического развития и досуга детей свидетельствует о деградации базовых ценностей семьи. Опасность утраты любви и уважения, поддержки и понимания со стороны взрослых состоит в том, что формируется личность, не приспособленная к жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и правил поведения. Все это вместе взятое стимулирует распространение безнадзорности,
беспризорности, социального сиротства. Проблема преодоления данного явления всегда была в центре внимания психологов, педагогов, социологов, философов.
Один из острейших социальных вопросов современного Российского общества - это жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день эта проблема разрешается посредством деинституализации.
Существующие в России формы жизнеустройства сирот - государственная (дома ребенка, детские дома, интернаты) и семейная (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи). Предыдущий опыт деятельности интернатных учреждений, детских домов показал, что большинство детей, воспитывающихся в детских домах, не готовы к самостоятельной жизни, созданию полноценной семьи, как правило, в условиях детского дома сформирована иждивенческая позиция. Вместе с тем мы считаем, что именно семейное жизнеустройство детей-сирот - это важнейший путь решения проблемы сиротства, который требует установления новых принципов работы с детьми, среди которых ведущим становится признание приоритета семейного воспитания.
Недостаточная изученность готовности к замещающему родительству, научная и практическая востребованность решения этого актуального для психологической науки и практики вопроса определили важность проблемы, которая состоит в выявлении социально-психологических особенностей кандидатов в замещающие родители.
379
Теоретический анализ психологических исследований, посвященных проблеме замещающего родительства, показывает, что данный феномен многоаспектен. Так, например, исследователи В.В. Бойко, А.В. Махнач, А.Н. Прихожан, НА. Палиева, Р.В. Овчарова, Н.Н. Толстых акцентируют внимание на структуре замещающего родителя, включающей в себя ценностные ориентации супругов, их установки и ожидания, родительские чувства и отношение, родительскую позицию, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Причем характерные взаимосвязи выделенных компонентов соотносятся с социально-историческим и микросоциальным контекстом [3, с. 27]. Методологически значим для нас компетентностный подход (А.В. Махнач, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), предназначенный для индивидуальной оценки личностных качеств и функционирования кандидата в замещающие родители. С точки зрения системного подхода исследование замещающего родительства на этапе подготовки к приему ребенка позволяет рассматривать готовность всей семьи -субсистема детей, супругов, прародителей -как систему с присущими ей структурными и динамическими характеристиками [1, с. 54].
Однако не рассматривается готовность к замещающему родительству как феномен с личностными характеристиками приемных родителей, которые проявляются в субъективном отношении ситуаций и в единстве со способами поведения. Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована гипотеза исследования, состоящая в том, что успешно принимающие родители ребенка в семью обладают определенными
особенностями, которые связанны с личностными качествами, а именно отсутствием агрессивных проявлений, умением управлять своими эмоциями.
Исследование проводилось с
использованием следующих методик:
тест-опросник Родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин; модифицированный тест-опросник В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина «Мотив выбора ребенка» (авторская модификация О.Н. Тузова, Н.И. Чернова); тест-опросник «Мотив выбора ребенка»; адаптированный характерологический
опросник К. Леонгарда, Г. Шмишека (взрослый вариант); личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе); личностный опросник Басса-Дарки; анкета -
опрос социальных характеристик кандидатов в замещающие родители.
Респондентами исследования стали кандидаты в замещающие родители. В исследовании приняли участие 54 человека, обратившихся в муниципальное бюджетное учреждение «Центр содействия социальному развитию молодежи «Гармония»,
психологическая служба «Доверие» г. Кандалакши и муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Мурманска.
Анализируя полученные данные с помощью анкеты - опросника социальных характеристик кандидатов в замещающие родители, мы выявили, что возрастной диапазон кандидатов в замещающие семьи составил 41 - 55 лет (56% от всех
диагностируемых респондентов и 35% семей имеют совершеннолетних детей, которые проживают отдельно). В данном возрастном периоде у большинства семей дети выросли, родители лишились удовлетворения социальных потребностей в заботе о детях, остались по их признанию «не у дел». Оптимальным выходом для такой семьи является воспитание приемного ребенка.
Наиболее успешными являются кандидаты в замещающие семьи, которые ориентированы на любовь, заботу о приемном ребенке.
Большинство кандидатов в замещающие родители (37%) выделили милосердие; 25% -реализация педагогических способностей; 21% - создание полноценной семьи и 16% - другие виды мотивации. И основным мотивом для принятия решения создания замещающей семьи для родителей является желание помочь ребенку обрести свою семью.
Полученные результаты по тесту -опроснику «Мотив выбора ребенка» показали что, гармоничный мотивационный выбор выявлен у 22% замещающих родителей. Гармоничный комплекс характеризуется согласованием различных мотивов с позиции осознанности принятия решения о приеме ребенка-сироты в семью, что гармонирует с реальными возможностями, желаниями и осознаваемыми личностными особенностями принимающих. Замещающим родителям с таким комплексом мотивов свойственно позитивное отношение к детям; стремление понять ребенка, поставить себя на его место при принятии ответственного решения; осмыслить причины его успехов и неудач;
380
стремление к разумным требованиям. Кандидаты в замещающие родители осознанно подходят к своему решению, взвешивая все свои реальные возможности, а также представляя себе трудности, с которыми они могут столкнуться при воспитании ребенка-сироты.
Альтруистический мотивационный
комплекс выявлен у 51% кандидатов в замещающие родители. Основным мотивом служит стремление вырвать ребенка из государственной системы воспитания. Однако на фоне положительного отношения к детям недостаточно осознают возможные
социальные, психологические, бытовые
проблемы, связанные с принятием ребенка-сироты в семью. В результате часто успехи и неудачи ребенка оцениваются субъективно, нередко желаемое выдается за действительное. Часто наблюдается некритическое
удовлетворение любых желаний ребенка.
Материальный мотивационный комплекс выявлен у 8% кандидатов в замещающие родители. Решение принять ребенка в свою семью удовлетворяя потребность в материальном благополучии и безбедной старости. У кандидатов такой группы изначально доминируют мотивы,
противоречащие интересам ребенка, и отмечается индифферентное, а иногда даже враждебное отношение к приемным детям. Для них характерен и низкий уровень педагогической культуры, что проявляется в незнании особенностей возраста, способов воспитания, путей преодоления трудностей, в нежелании обращаться за помощью к специалистам.
Нормативный (социальный)
мотивационный комплекс обнаружен у 6% кандидатов в замещающие родители и отражает максимально выраженное
преобладание следующих мотивов: быть не хуже, чем другие; отсутствие детей. Характеризуются стремлением отвечать установленным в обществе социальным нормам и правилам - иметь семью, детей. Дети в этом случае выступают как элемент определенного социального статуса, престижа.
Эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс обнаруживает максимально выраженное преобладание следующих мотивов: заполнить пустоту после потери собственного ребенка; заполнить пустоту после того, как собственные дети выросли; желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; стремление исправить собственный неудачный
родительский опыт. Такой мотивационный комплекс выявлен у 11% кандидатов в замещающие родители.
Таким образом, личностная зрелость, осознанность принятия решения, опыт воспитания собственных детей позволит избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей.
Среди кандидатов в замещающие родители большое количество педагогических работников или семей уже имеющих опыт принятия в свою семью неродного ребенка (26% от общего числа испытуемых). Мотивом выступает выполнение своего
профессионального долга и возможность применения своих знаний для успешного воспитания из «трудного» ребёнка достойного и успешного.
Результаты опроса показывают, что все кандидаты высказывают положительные ожидания от общения с ребенком взаимопонимания, любви, уважения, доверия и дружбы, но и присутствуют страхи, во-первых, не оправдания ожиданий и надежд самого ребенка, во-вторых, близкое расположение биологических родителей, а также страх возрастного периода развития ребенка. Возможно, это связано с неадекватным представлением о принимаемом ребенке из детского дома.
Кандидатов в замещающие родители волнует вопрос генетической
наследственности, влияющей на нормативное психическое развитие и характер ребенка. Однако роль влияния генетических факторов переоценивается, а психологические факторы недооцениваются. Имеет быть место психологическая травма, пережитая ребенком в детстве - фрустрация его социальных потребностей в любви, принятии, признании, уважении, саморазвитии, самореализации. Недооценивается травматизм жизни в приюте, детском доме. Именно «плохой» характер определяется социально-психологическими факторами.
По результатам личностной шкалы проявлений тревоги (Дж. Тейлор, в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе) выявлены уровни тревожности кандидатов в замещающие родители: очень высокий
уровень тревожности - 3,5%; высокий уровень тревоги - 6,4%; средний (с тенденцией к высокому) - 20%; средний (с тенденцией к низкому) - 46,6%; низкий уровень тревоги -23,5%. Средний (с тенденцией к низкому) уровень проявления тревоги кандидатов в замещающие родители свидетельствует о
381
нормальном виде переживания, мобилизует защитные механизмы и формирует способы разрешения ситуаций неопределенной опасности.
Мы предполагаем, что высокий уровень тревоги кандидатов в замещающие родители появляется в ожидании неблагополучного развития событий, которые могут препятствовать благоприятному развитию ребенка в семье. Такие родители, в основном матери детей, страдающих повышенным уровнем тревоги, склонны к
подозрительности, недоверчивости. Тревожное состояние может быть связано с ожиданием неудач в социальном взаимодействии, что в дальнейшем развивает невроз у ребенка. У отцов в замещающие родители преобладают пассивность, беспокойство, неуверенность в себе, консерватизм, склонность к морализированию.
В случаях проявления высокого уровня тревоги специалисты отказывают в своем согласии на создание успешной замещающей семьи.
По результатам анализа данных кандидатов в замещающие родители, полученных по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, выявлены результаты. Мы отметим только две шкалы. Раздражение - 13,3%. Мы предполагаем, что при взаимодействии ребенка с приемным родителем в реальной ситуации появляются проблемы, которые требуют понимания, принятия, помощи. У ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, фрустрирована потребность к окружающему миру, проявляющаяся в недоверии к социуму. Поэтому он будет провоцировать, проверять свое ближайшее окружение (приемных родителей) на прочность отношений, заботы, любви и уважения. Здесь очень важно понимать внутренние причины негативного поведения, чтобы помочь ребенку и себе.
Чувство вины - 36,6%. Это эмоциональное состояние кандидатов в приемные родители быть связано с внутриличностным конфликтом, который может проявиться в скрытой агрессии, в неприятии ребенка. В случаях с высоким уровнем чувства вины и обиды кандидатов в замещающие семьи сотрудники центра анализируют результаты и проводят корреляцию с другими методиками. Одной из основных причин отказа семьям является высокий уровень вербальной агрессии кандидатов в замещающие родители.
Анализируя полученные результаты, полученные при помощи адаптированного характерологического опросника К. Леонгарда, Г. Шмишека (взрослый вариант), мы выявили две ярких черты личности — это наличие признака акцентуации по гипертимическому типу личности, который преобладает у 40% респондентов. Им свойственно повышенное настроение и безудержный оптимизм. Наличие акцентуации по аффективному типу личности от общего числа преобладает у 90% респондентов. Это общительные, приветливые и покладистые люди с отсутствием противопоставления своего «Я» окружающему миру. Это реалисты, легко, без морализирования понимающие индивидуальность другого человека.
Анализ результатов теста-опросника Родительского отношения показал, что по шкале «принятие - отвержение» низкие баллы у 3% кандидатов в замещающие родители, что свидетельствует о негативном отношении взрослого к ребенку. Высокие баллы по шкале «кооперация» отмечены у 67%, это является признаком того, что кандидаты в замещающие родители проявляют внимание, заботу к ребенку, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» отмечены у 16% кандидатов в замещающие родители, что свидетельствует об эмоциональной привязанности к ребенку.
Шкала «Отношение к неудачам ребенка» высокие баллы по шкале получили 3% кандидатов в замещающие родители, что свидетельствует о стремлении
инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Низкие баллы по шкале получили 80% кандидатов в замещающие родители. По их мнению неудачи ребенка случайны.
Анализ результатов по анкете для кандидатов в замещающие родители «Установки и ожидания» показал, что 93% кандидатов ориентируются на свои потребности, а не на социальное одобрение.
Мнение о появлении в семье негативных изменений с приходом в семью приемного ребенка разделились: большинство 55%
кандидатов считают, что негативных изменений не произошло и не произойдет. Но 32% считают, что приемный ребенок может привнести в их жизнь негатив. Большинство (58%) опрошенных кандидатов считают, что поведение детей не обусловлено генетической наследственностью.
382
Резюмируя полученные данные, мы зафиксировали, что родителям, успешно принимающим ребенка в семью, свойственно управление своими эмоциями, отсутствие агрессивных проявлений, основным мотивом является «сделать доброе дело» - взять в семью ребёнка. Также среди кандидатов в замещающие родители большое количество педагогических работников или семей уже имеющих опыт принятия в свою семью
Литература:
1. Махач А.В., Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство: Институт психологии РАН. - М., 2013. - 195 с.
2. Ослон В.Н. Модель психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода / В.Н. Ослон // Детский дом. - 2010. - № 4. - С. 9-15.
3. Палиева Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 1. - С. 132137.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.
5. Эйдемиллер З.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия / уч. пособие для врачей и психологов. - Изд. 3-е - СПб.: Речь, 2007. - 352 с.
неродного ребенка. Основным мотивом выступает выполнение профессионального долга, применение знаний для детей, которые нуждаются в помощи. Результаты опроса показывают, что все кандидаты высказывают положительные ожидания от общения с ребенком взаимопонимания, любви, уважения, доверия и дружбы, но в то же время присутствуют страхи относительно процесса воспитания.
References:
1. Mahach A.V., Prihozhan A.N., Tolstyh N.N. Psihologicheskaja diagnostika kandidatov v zameshhajushhie roditeli: Prakticheskoe rukovodstvo: Institut psihologii RAN. - M., 2013. - 195 s.
2. Oslon V.N. Model' psihologicheskogo soprovozhdenija zameshhajushhej sem'i v ramkah jekologo-dinamicheskogo podhoda / V.N. Oslon // Detskij dom. - 2010. - № 4. - S. 9-15.
3. Palieva N.A. Motivacija prinjatija priemnogo rebenka v zameshhajushhuju sem'ju / N.A. Palieva, V.V. Savchenko, G.N. Solomatina // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. - 2011. - № 1. - S. 132-137.
4. Rubinshtejn S.L. Problemy obshhej psihologii. - M.: Pedagogika, 1976. - 418 s.
5. Jejdemiller Z.G., Dobrjakov I.V., Nikol'skaja
I.M. Semejnyj diagnoz i semejnaja psihoterapija / uch. posobie dlja vrachej i psihologov. - Izd. 3-e - SPb.: Rech', 2007. - 352 s.
Сведения об авторах:
Прялухина Алла Вадимовна (г. Мурманск, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии МГГУ, e-mail: prialuchina@mail.ru
Тузова Ольга Николаевна (г. Мурманск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГГУ.
Data about the authors:
A. Pryalukhina (Murmansk, Russia), doctor of psychology, docent, professor at Department of Psychology of Moscow State University for Humanities, e-mail: prialuchina@mail.ru
O. Tuzova (Murmansk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Department of Psychology of Moscow State University for Humanities.
383