УДК 159.9 : 316.6
Тихонова Инна Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОЖИДАНИЯ ОТ ПРИЕМА ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ*
В статье показана актуальность исследования мотивов замещающих родителей к приему ребенка в семью, представлены результаты исследования ожиданий кандидатов в замещающие родители в контексте содержания их мотивов. Сделаны выводы о возможности оценки ожиданий по степени осознанности и интенсивности, рассмотрения ожиданий как маркеров прогностичности приема, уровня психологической грамотности, целей и потребностей кандидатов. Ожидания от приема позволяют определить направления коррекционной работы с мо-тивационной составляющей готовности к приему ребенка в семью.
Ключевые слова: замещающая семья, замещающий родитель, приемный ребенок, мотив, ожидания.
В последнее время вопросам семьи и детства уделяется особое внимание на всех уровнях власти, одним из важных направлений социальной политики государства является реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее оптимальные реабилитационные условия для ребенка, оставшегося без попечения родителей, обеспечивает замещающая семья. Как отмечает Е.В. Куфтяк развитие профессиональной замещающей семьи сопряжено с рядом трудностей, несущих угрозу для психического благополучия и без того травмированных детей. Массовая передача детей-сирот в замещающие семьи, неподготовленные к приему семьи, отсутствие ресурсов для принятия в семью ребенка оборачиваются возвратом детей из замещающих семей в сиротские учреждения [4]. Одной из значимых на настоящий момент является проблема мотивации граждан к созданию замещающих семей, которая, традиционно в структуре готовности к замещающему родительству считается основополагающим компонентом. В связи с этим изучение мотивов принятия претендентами на роль замещающих родителей ребенка в семью приобретает особую актуальность, так как может играть прогностическую функцию, определять эффективность функционирования замещающих семей, успешность адаптации приемного ребенка в семье и обществе.
Проблема мотивационных аспектов личности активно изучалась в рамках общепсихологических и социальнопсихологических теорий. В зарубежной науке ко второй половине ХХ века относятся теории мотивации Д. Макклеланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера В отечественной психологии проблемы определения содержания понятий мотива и мотивации, структуры мотивации, связи мотива с деятельностью, проблемы методологии изучения мотивационной сферы поднимались в трудах Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, К.К. Платонова, П.В. Симонова, В.С. Мерлина, А.Г. Ковалева,
П.К. Анохина. В работах Е.П. Ильина освещаются основные вопросы теории и методологии изучения мотивов человека, анализируются представления о сущности мотива, формировании мотиваци-онной сферы человека в онтогенезе и при различных видах поведения и деятельности. Мотивация понимается как динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [1]. Мотив же в различных трактовках обозначает и то, что побуждает деятельность человека ради удовлетворения его потребностей, и то, что является ведущим объектом деятельности, ради чего она совершается, и саму осознаваемую причину деятельности, определяющую выбор действий личности. Мотивами могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Под мотивом понимается сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к осознанным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Как отмечает Е.П. Ильин, границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой - намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому, то есть цель [1].
Ряд работ отечественных ученых посвящен частным вопросам изучения мотивации, однако мотивация и мотивы замещающего родительства изучены недостаточно. Между тем мотивация принятия детей в семью является важным аспектом замещающего родительства. Она в значительной степени определяет успешность воспитания и психологической реабилитации приемных детей в семье.
Т.Е. Котова на основании теоретического анализа имеющихся представлений, выделила две группы мотивов взятия ребенка в семью: 1) связанные с жизненным опытом родителей, воспоминаниями детского опыта, личностными особенностями; 2) мотивы, явившиеся результатом супру-
* Выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 14-16-44001.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Тихонова И.В., 2014
жеских отношений. К первой категории мотивов воспитания относятся следующие: 1) реализация потребности достижения; 2) реализация сверхценных идеалов или определенных качеств; 3) реализация потребности в смысле жизни. Ко второй категории относятся: 1) реализация потребности в эмоциональном контакте; 2) реализация определенной системы семейных отношений [2].
Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина на основании проведенного с помощью разработанного ими опросника исследования, выделяют несколько преобладающих мотивационных комплексов у кандидатов в замещающие родители: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и эгоцентрический. Авторы констатируют конструктивность для развития ребенка гармоничного симптомокомплекса, который характеризуется осознанностью и адекватностью имеющимся возможностям у замещающих родителей [5].
Е.В. Куфтяк отмечает, что для кандидатов в долгосрочные воспитатели свойственны два типа мотивации, хотя бы один из которых должен иметь место для того, чтобы устройство ребенка было успешным: - кандидаты очень хотят иметь ребенка (первого или еще одного), но по какой-то причине не могут; - кандидаты сильно идентифицируются с обездоленным или несчастным ребенком из-за своего аналогичного детского опыта [3].
Большинство авторов отмечают, что имеющиеся мотивы принятия ребенка в семью можно определить как конструктивные и деструктивные (В.Н. Ослон, А.М. Прихожан). Одной из важных задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение, на наш взгляд, является изучение системы и содержания конструктивной и неконструктивной мотивации
к приемному родительству, механизмов их влияния на эффективность замещающей заботы и успешность развития ребенка в замещающей семье.
Попытка решения данной задачи и предпринимается в нашем проекте. В нашем исследовании принимали участие 68 кандидатов в замещающие родители, средний возраст 38 лет, из них 42 - женщины, 26 - мужчины, 23 претендента собирались усыновить ребенка, 18 - создать приемную семью, 27 - являлись кандидатами в опекуны. Исследование мотивов и ожиданий исследовалось с помощью полуструктурированного интервью, которое проводилось в рамках процедуры комплексной психологической диагностики готовности к замещающему родительству и включало в себя оценку по следующим смысловым блокам: содержание мотива (как кандидат объясняет причину и цель своего намерения принять ребенка в семью - «зачем и для чего он это делает?», какие мотивирующие суждения являются предпочитаемыми претендентом); степень эгоцентричности - социоцентричности намерения (кто является инициатором, разделенность намерения членами семьи, локус мотива); степень импульсивности - рефлексивности намерения (спонтанность решения, обдуманность, понимание возможных изменений в личной и семейной жизни); причинно-следственные основания для формирования мотивов (что привело к принятию решения, какие события в жизни способствовали этому); устойчивость мотивов (готовность отказаться от намерения, ориентированность мотивации в будущее); согласованность мотивов (уникальность данного намерения для кандидата, то насколько оно является типичным, «вписывается» в его систему личностных норм, поступков).
мотив достижения
мотив восполнения утраты
мотив служения
мотив реализации жизенного сценария
мотив поиска смысла жизни
мотив компенсации эмоции
мотив социальной желательности
материальный мотив
мотив долга
ШШШШШШШШ6
8,8
Рис. 1. Распределение респондентов по группам в зависимости от преобладающего мотива (%)
8,8
21,5
20,5
19,8
0
5
В данной публикации мы приводим анализ характеристик мотивов кандидатов в замещающие родители в зависимости от содержания (рис. 1).
Преобладающими в исследуемой группе стали мотив социальной желательности и мотив поиска смысла жизни. Первый тип мотива характерен в большей степени для усыновителей, которые стремятся взять ребенка в семью для создания социально благоприятного образа семьи. Так они описывают свои мотивы - «семья будет как у всех», «будем чувствовать себя полноценной семьей...». Мотив поиска смысла жизни чаще встречается у кандидатов в приемные родители, создающих с помощью приема ребенка новую цель в жизни -«будет для чего жить», «появится новая забота», «без детей жизнь бессмысленна». Мотив долга более типичен для будущих опекунов, которые в основном являются для будущего приемного ребенка родственниками, многие из них отмечают наличие родственного долга как преобладающего побудителя - «не могу допустить, чтобы ребенка отдали в детдом», «я должна о нем позаботиться», «родственники должны помогать друг другу». Материальный мотив как определяющий намерение взять приемного ребенка был выявлен у кандидатов в приемные родители (4 человека) и будущих опекунов (2 человека), в данном случае претенденты говорили о решении материальных проблем через создание замещающей семьи - «у нас работать негде», «станут платить деньги на ребенка». «Я помогу обездоленному ребенку», «у меня еще много сил, которые я могу потратить на воспитание ребенка», «хочу помочь» - это пример высказываний кандидатов с преобладанием мотива служения. Хотелось бы отметить, что многие из них описывают различные трагические события из жизни, которые формировали данные намерения, заставляли обращаться к вере - «выздоровление после тяжелой болезни», «смертельная опасность» и т.п. Нереализованную потребность в эмоциональном контакте хотят удовлетворить как кандидаты в опекуны, так и будущие усыновители и приемные родители - «появится еще один человек, которому я буду нужна», «мне не будет так одиноко». Мотив реализации жизненного сценария предполагает исполнение собственных и семейных представлений о составе семьи - «у моих родителей была большая семья, я тоже всегда думала, что буду иметь много детей», «с детства мечтала стать мамой». Мотив стремления к достижениям, в том числе к реализации педагогических способностей - например, «у меня всегда получалось поддерживать отношения с детьми», «я могу воспитывать детей, была хорошим учителем». Мотив восполнения утраты (в том числе после смерти ребенка) - например, (со слов кандидатов) «хочу заполнить пустоту», «отвлекусь от грустных мыслей».
В рамках нашего исследования одним из аспектов изучения стали ожидания замещающих родителей от приема ребенка в семью. Ожидание - понятие, выражающее способность предвосхищения субъектом будущих событий [7, с 492]. И.В. По-ставнева, В.М. Поставнев считают, что ожидания в отношении приемных детей разной степени осознанности присутствуют у большинства приемных родителей. Объяснить их можно, исходя из анализа мотивов принятия ребенка в семью и компетентности приемных родителей в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6]. По нашему мнению, скорее ожидания могут выступать в качестве характеристики мотивов принятия ребенка в семью, причем в отличие от прямых утверждений о причинах такого решения, позволяют вскрыть малоосознаваемые аспекты мотивации. Кроме того, через психологическую работу с ожиданиями претендентов имеется возможность коррекции мотивов приема ребенка в семью.
Для исследования ожиданий кандидатов в замещающие родители была создана опросная методика являющаяся по своей сути нестандартизиро-ванным самоописанием с открытыми типами вопросов, предполагающая несколько вариантов ответов на один вопрос (не менее трех). В данной методике ответы были оценены по следующим смысловым блокам:
- содержание ожиданий (по содержанию нами в структуре опросника были заложены следующие блоки - ожидания в сфере отношений с ребенком, ожидания в сфере отношений в семье, ожидания в сфере отношений с социальным окружением, ожидания в сфере материального благополучия, и быта, ожидания в сфере личностных изменений кандидата);
- интенсивность ожиданий (наличие каких-либо предположений, «предсказаний» об изменениях после приема ребенка в семью - оценивалось по количеству ответов в методике по каждому блоку);
- осознанность (наличие конкретных предположений о возможных изменениях - оценивалось по степени развернутости ответов в каждом содержательном блоке);
- когнитивная сложность (степень информированности кандидата о возможных изменениях, их реалистичность - оценивалось по количеству грамотных ответов, то есть, по сути, оценке подлежала психологическая грамотность кандидата);
- негативность ожиданий (оценивалось количество негативных, позитивных и нейтральных ожиданий в каждом содержательном блоке).
Для иллюстрации оценки по данной методике хотелось бы привести пример. Так ответ на вопрос «Что изменится, на Ваш взгляд, в Вашей семейной жизни?» в виде «станет лучше», оценивалось как позитивное ожидание с низкой степенью осознан-
ности и когнитивной сложности. Ответ же «супружеские отношения отойдут на второй план, нам придется больше заботиться о ребенке» - как нейтральное, с высокой степенью осознанности и когнитивной сложности. Многие кандидаты, выполняя данную методику, дают аффективные реакции отказа, пропускают вопросы, ставят прочерки -данные проявления подтолкнули нас к введению критерия «интенсивность» ожиданий, так как он может охарактеризовать, то насколько человек зафиксирован на значимости этого решения, обдумывает ли он его последствия. Признавая определенную степень субъективности данной оценки, нам все же кажется необходимым введение данных четких критериев, которые позволяют не только количественно определить характеристики ожиданий претендентов на роль замещающего родителя, но и позволяют в дальнейшем проводить консультативную и коррекционную работу с ними.
Полученные с помощью методик результаты были подвергнуты статистической обработке с помощью программы STATISTICA 6.0, для выявления значимости различий между группами кандидатов с разными типами мотивов - был вычислен и критерий Манна-Уитни. В зависимости от содержания мотива нами были выделены следующие группы респондентов.
Результаты, полученные путем попарного сравнения групп и имеющие статистическую достоверность, представлены в нижеследующей таблице (выделены только те результаты, которые имеют достоверные различия с наибольшим количеством групп, недостоверные или имеющие различия лишь
с единичными группами в данной работе не представлены).
Наибольшая интенсивность ожиданий характерна для кандидатов в замещающие родители, имеющих преобладающий мотив социальной нормативности. Они пытались дать максимальное количество ответов на каждый вопрос методики, старались предсказать довольно большое количество изменений, событий которые ожидают их в жизни с приемным ребенком, что в целом может указывать на имеющуюся в настоящий момент тревожность, разрешаемую с помощью попыток «проиграть» изменения. Ожидания носят позитивный характер и в большей степени касаются отношений с социальным окружением - друзьями, родственниками, знакомыми. Так данные претенденты отмечали, что «будут ходить в гости с детьми», «на работе будут уважать», «родственники станут нас считать нормальной семьей». Низкие ожидания возможных проблем при появлении ребенка в семье, ориентация на разрешение собственных социальных трудностей, восполнение социальной неудовлетворенности характеризует ориентированность мотивов данной группы кандидатов.
Кандидаты с преобладающим мотивом долга наиболее ориентированы на ожидания в отношениях с ребенком, склонны менее всего строить прогнозы об отношениях с социумом. Они ждут от ребенка «уважительного отношения», того, что «будет ценить», «поймет, что я для него сделала», «будет слушаться». Данное содержание ожиданий указывает на их низкую прогностичность, поиск благодарности от приемного ребенка, игнорирование
\ Ведущий мотив Харак-4^ теристика4^ ожиданий Мотив долга Материальный мотив Мотив социальной желательности Мотив поиска смысла Мотив служения
Интенсивность 10,7 8,5 14,6* 9,2 11,,4
Осознанность 3,3 2,7* 4,9 4,1 6,7 **
Положительные ожидания 4,0 3,0 8,5* 6,7 4,3
Негативные ожидания 2.8 2,9 1,8* 4,1* 4,5*
Ожидания в отношениях с ребенком 3,7* 2,8 2,5 3,4 2,7
Ожидания в семейных отношениях 1,4 0,7* 2,4 2,8* 1,6
Ожидания в отношениях с социальным окружением 0,9* 1,9 3,9* 1,7 2,1
Таблица 1
Характеристики ожиданий кандидатов в замещающие родители в зависимости от ведущего мотива (средние значения)
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.
возможных и обязательных изменений в личной и семейной жизни.
Ожидания претендентов с ведущим материальным мотивом отличаются низкой степенью осознанности. Как упоминалось выше данный критерий оценивался по количеству развернутых ответов респондента - ответы этих кандидатов отличались скупостью в формулировке, часто имели обобщенный, неконкретный характер - «станут лучше», «будет чем заняться» и т.п. Кроме того, данная группа кандидатов имеет самые незначительные прогнозы о влиянии приема ребенка на отношения в семье.
При доминировании смысложизненного мотива претенденты на роль замещающего родителя склонны строить достаточно большое количество негативных прогнозов, что может говорить и как об их достаточной информированности об особенностях адаптации приемного ребенка и семьи, так и может указывать на тенденцию приписывать определенные стереотипы приемному ребенку (например, «будет иметь проблемы в учебе»). Выявление данной негативной настроенности этой группы кандидатов, на наш взгляд, является интересным, так как описывает их личностную тенденцию - поиск смысла через преодоление жизненных проблем. Кроме того, для них типично фиксация прогнозов на семейных отношениях - «дети могут ревновать», «все члены семьи будут помогать» и т.п.
Наибольшая осознанность ожиданий характерна для кандидатов с мотивами служения. Они не только могут понять и довольно четко писать свои прогнозы, но и склонны ожидать негативные изменения в будущей жизни с приемным ребенком. Данный факт, на наш взгляд, может указывать на склонность к «жертвенному» поведению, реализации данной роли через воспитание особого, воспринимаемого ими как «трудного» ребенка.
Таким образом, представленная в данной работе часть результатов исследования мотивов и ожиданий кандидатов в замещающие родители позволяют сделать некоторые выводы.
Ожидания респондентов с разными по содержанию мотивами принятия ребенка в семью отличаются степенью интенсивности и осознанности, фиксированностью на прогнозах в разных сферах будущей жизни - чаще всего на отношениях с приемным ребенком, на отношениях в семье, отношениях с социумом.
Ожидания могут указывать на степень информированности и психологической грамотности кандидатов. Они в большей степени, чем декларируемые мотивы могут описать представления кандидатов о цели приема ребенка в семью. Ожидания от приема ребенка в семью могут характеризовать то, какие неудовлетворенные потребности реализуются кандидатом в замещающие родители - потребность в соответствии социальным нормам, потребность получать одобрение или благодарность, а так же их личностные и поведенческие особенности - тревожность, потребность жертвовать, искать смысл жизни через преодоление проблем.
Анализ ожиданий кандидатов в замещающие родители может определить направления в коррек-ционной работе, определять направления поиска замещающих способов удовлетворения нереализованных потребностей и создании более гармоничной системы мотивов.
Библиографический список
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
2. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ярославль, 2011. - 26 с.
3. Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Замещающий родитель от кандидата к профессионалу. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 103 с.
4. Куфтяк Е.В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. -С. 209-212.
5. Палиева Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 1. - С. 132-137.
6. Поставнева И.В., Поставнев В.М. Типичные ожидания приемных родителей и адаптационные ресурсы приемного ребенка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. -№ 3. - С. 60-65.
7. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2005. - 975 с.