Научная статья на тему 'Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители'

Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ / ВОЗРАСТ ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЯ / ADOPTED FAMILY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / MOTIVATION TO ADOPT / ADOPTED PARENT'S AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Гульнара Фархадовна

Рассматривается проблема мотивационных особенностей кандидатов в замещающие родители в контексте психолого-педагогического сопровождения детей-сирот. Приводится анализ ведущих мотивов принятия ребенка в семью на основании результатов психодиагностики респондентов разных возрастных категорий. Установлено, что ведущие мотивы принятия ребенка обусловлены возрастными особенностями кандидатов в замещающие родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGE MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE CANDIDATES FOR THE FOSTER PARENTS

The problem of the motivational characteristics of candidates for foster parents in substitute families in the context of psychological and pedagogical support for orphans is considered. An analysis is given of the leading motives for taking a child into a family on the basis of the results of psychodiagnostics of respondents of different age categories. It was established that the leading motives for adopting a child are due to the age characteristics of candidates for substitute parents.

Текст научной работы на тему «Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители»

УДК 159.924.7

ВОЗРАСТНЫЕ МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

Г.Ф. Иванова

Аннотация. Рассматривается проблема мотивационных особенностей кандидатов в замещающие родители в контексте психо лого-педагогического сопровождения детей-сирот. Приводится анализ ведущих мотивов принятия ребенка в семью на основании результатов психодиагностики респондентов разных возрастных категорий. Установлено, что ведущие мотивы принятия ребенка обусловлены возрастными особенностями кандидатов в замещающие родители.

Ключевые слова: замещающая семья, психолого-педагогическое сопровождение, мотивация принятия, возраст замещающего родителя.

THE AGE MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS

OF THE CANDIDATES FOR THE FOSTER PARENTS

G. Ivanova

Abstract. The problem of the motivational characteristics of candidates for foster parents in substitute families in the context of psychological and pedagogical support for orphans is considered. An analysis is given of the leading motives for taking a child into a family on the basis of the results of psychodiagnostics of respondents of different age categories. It was established that the leading motives for adopting a child are due to the age characteristics of candidates for substitute parents.

Keywords: Adopted family, psychological and pedagogical support, motivation to adopt, adopted parent's age.

Актуальность исследуемой проблемы. В последнее десятилетие в России активно проводится политика устройства детей в приемные семьи, укрепление сферы семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы. Но, несмотря на значимость вопроса успешности функционирования приемной семьи, исследование данной темы (замещающего родительства) как психологического феномена изучено недостаточно.

Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество [7]. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально подготовить [1,5].

Особенностям мотивационной сферы кандидатов, желающих принять ребенка на воспитание в семью, посвящено ограниченное количество исследований [9]. Также нами поднят вопрос о возрастных различиях в мотивах принятия ребенка в семью у замещающих родителей.

Материал и методика исследований. В исследовании приняли участие 146 кандидатов в замещающие родители, прошедшие обучение по программе подготовки «Школа приемных

родителей» при БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии г. Канаш. Изучение мотивации проводилось с помощью опросника «Мотивация приема» Ослон В.Н. [4]. По результатам опросника для каждого респондента были получены 8 числовых показателей: «самоценность ребенка», «чувство долга»; «пустое гнездо»; «мотив, направленный на изменение семейной структуры»; «мотив, направленный на решение экзистенциальных проблем»; «альтруизм»; «ребенок как партнер общения», «мотив, направленный на снятие стигмы». Такой психодиагностический срез позволяет оценить основные мотивы приема и выявить уровень их адекватности требованиям к воспитанию и развитию ребенка.

Для оценки связей и группировки психодиагностических данных использовался корреляционный и факторный анализы [2,10]. Для обработки данных использован программный пакет STATISTICA.

Результаты исследований и их обсуждение. В проведенном исследовании представлены результаты психологической диагностики мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие семьи, которые были разделены на 2 группы: до 40 лет и после 40 лет. В таблице 1 приведены данные факторного анализа ведущих мотивов респондентов в возрасте до 40 лет. По

Примечания. Метод вращения Varimax normalized. X -собственные значения факторов, S - процентный вклад фактора в общую дисперсию

критерию Кайзера выделены 3 фактора, Суммарный вклад этих факторов S в общую

собственные значения которых 2 оказываются дисперсию составляет более 60%.

больше единицы [3,8].

Таблица 1. - Результаты факторного анализа респондентов в возрасте до 40 лет

Мотивы выбора Факторные нагрузки

фактор 1 фактор 2 факторЗ

самоценность ребенка 0,547802 0,337974 0,220725

мотив, направленный на снятие стигмы 0,768232 -0,033260 0,187623

мотив, направленный на решение экзистенциальных проблем 0,684277 0,177058 0,012663

альтруизм -0,063905 0,542699 0,605120

чувство долга -0,054882 0,780767 0,067602

пустое гнездо 0,748075 -0,103050 -0,253513

мотив, направленный на изменение семейной структуры 0,318077 0,673316 -0,149932

ребенок как партнер общения 0,101681 -0,114832 0,860492

Expl.Var (2) 2,036727 1,527961 1,282017

Prp.Totl 0,254591 0,190995 0,160252

Первый фактор (собственное значение 2,036). С наибольшими весами в данный фактор вошли следующие показатели: «мотив, направленный на снятие стигмы» (0,76), «мотив, направленный на решение экзистенциальных проблем» (0,68) и «пустое гнездо» (0,74). Молодые люди убеждены, что чужие дети нужны в семье в основном для перехода в статус «нормальной». Кандидатов характеризует стремление отвечать

установленным в данном обществе социальным нормам и правилам - иметь детей, семью. Дети выступают как элемент определенного социального статуса. Таким образом, первый фактор выявляет закономерность мотива принятия ребенка с целью разрешения своих собственных проблем. Подобный мотивационный комплекс В. Ослон характеризует как «нормативная мотивация» [6]. Таким образом, психологическая близость между приемными детьми и родителями не формируется.

Во втором факторе (собственное значение 1,52) наиболее высокая нагрузка по шкалам «чувство долга» (0,78), «мотив, направленный на изменение семейной системы» (0,67). Приоритетом для приемного родителя являются супружеские отношения. В случае возникновения супружеских конфликтов ребенок выступает как средство налаживания супружеских проблем.

В третьем факторе (собственное значение 1,28) наиболее высокая нагрузка у фактора «ребенок как партнер общения» (0,86). Такая позиция близка одиноким людям, у которых ввиду определенных причин нет семьи. Ребенок в данном случае рассматривается как значимый

партнер для взрослого, с кем можно установить доверительные и партнерские отношения.

Такой вклад трех факторов из восьми исходных признаков может считаться значительным [8] и говорит об определенной структурированности мотивов. Кандидаты в замещающие родители в возрасте до сорока лет характеризуются, в большей степени, мотивами, направленными на решение своих личностных проблем - бездетности, одиночества, семейного кризиса.

Таким образом, нами установлено, что характер выбора основных мотивов принятия ребенка в семью во многом обусловлен возрастными особенностями кандидатов. Молодыми людьми движет желание взять ребенка на воспитание не столько из-за самого ребенка, сколько для решения своих личностных проблем: бездетность, желание снять с себя социальную роль бездетности и т.д. При этом ребенок выступает как средство решения проблем родителей.

В таблице 2 приведены данные факторного анализа ведущих мотивов респондентов в возрасте старше 40 лет. По критерию Кайзера выделены 2 фактора, собственные значения которых 2 оказываются больше единицы. Первый фактор (собственное значение 1,93). С наибольшими весами в данный фактор вошли показатели «самоценность ребенка» (0,75), «пустое гнездо» (0,61) и «ребенок как партнер общения» (0,60). Мотив «Пустое гнездо» говорит об обостренном чувстве ненужности, пустоты, потерянности.

Таблица 2. - Результаты факторного анализа респондентов в возрасте старше 40 лет

Мотивы выбора Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

самоценность ребенка 0,750622 0,112584

мотив, направленный на снятие стигмы 0,029818 0,750454

мотив, направленный на решение экзистенциальных проблем 0,187481 0,779675

альтруизм 0,563034 0,392031

чувство долга 0,146153 0,469251

пустое гнездо 0,613218 0,105722

мотив, направленный на изменение семейной структуры 0,497480 0,326606

ребенок как партнер общения 0,607572 -0,457158

Бхр1.Уат (X) 1,930508 1,884476

Ртр.ТоИ (8) 0,241313 0,235559

Однако в совокупности с мотивом «самоценность ребенка» данный фактор может характеризоваться определенной ресурсностью семьи, желанием принять ребенка не только из-за своих личных побуждений, а по причине позитивного отношения к детям вообще. Мотив «ребенок как партнер общения» в данном контексте может выступать как механизм, способ формирования взаимоотношений с ребенком «на равных».

Таким образом, теоретический анализ проблемы показал, что институт семьи выступает показателем основных общественных трансформаций на современном этапе развития российского общества и демонстрирует выраженную гуманистическую парадигму. Увеличивается количество семей, стремящихся взять приемного ребенка. Однако, замещающим родителям часто не хватает ресурсов для воспитания таких детей. Кроме того, основные мотивы кандидатов в приемные родители не всегда являются ресурсными, что создает риск возврата ребенка-сироты в детский дом. В результате экспериментального исследования нами установлено, что характер выбора основных

мотивов принятия ребенка в семью во многом обусловлен возрастными особенностями кандидатов. Молодыми людьми, проходящими «Школу приемного родителя», движет желание взять ребенка на воспитание не столько из-за самого ребенка, сколько для решения своих личностных проблем: бездетность, желание снять с себя социальную роль бездетности, желание спасти партнерские, семейные отношения. При этом ребенок выступает как средство решения проблем родителей. Зрелые же кандидаты (в возрасте после 40 лет) отмечают значимость самой личности ребенка. Ребенок выступает как самоценность.

Резюме. Таким образом, несмотря на потребность приема ребенка в замещающую семью, у приемных родителей не всегда наблюдается актуальная ресурсная мотивация приема, что в дальнейшем может привести к риску возврата приемного ребенка. Полученные данные позволяют разработать психолого-педагогическую программу сопровождения кандидатов в приемные родители, скорректировать их ведущие мотивы, повысить осознанность родительства.

Литература:

1. Евстратова Ю.В. Исследование мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие родители (на материале обучения по программе «Школа приемных родителей») / Ю.В. Евстратова // ИСОМ. -2014. - № 1. - С. 232-234.

2. Иберла К. Факторный анализ / К. Иберла. -М.: «Статистика», 1980. - 1980. - 280 с.

3. Левандовский Н.Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации / Н.Г. Левандовский // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 138-142.

4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. -М.: Генезис, 2006. - 368 с.

5. Палиева Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - № 1. - С. 132-137.

6. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения: Сборник научных статей; под ред: В.Н. Ослон, Е.В. Селенина. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 213 с.

7. Славутская Е.В. Психологическое сопровождение учащихся / Е.В. Славутская. -Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. - 191 с.

8. Славутская Е.В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с

уровнем школьной дезадаптации / Е.В. Славутская, Л.А. Славутский // Экспериментальная психология. -2013. - Т. 6. - № 4. - С. 40-51.

9. Шульга Т.И. Психологическое

сопровождение семьи: учеб. пособие / Т.И. Шульга. -М.: НОУ ВПО МЭИ, 2014. - 154 с.

10. Glass J.V. Statistical methods in education and psychology / Jene V. Glass, Yulian C. Stanly. - New Jersey, 1970. - 495 c.

Сведения об авторе:

Иванова Гульнара Фархадовна (г. Чебоксары, Россия), аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, педагог-психолог БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, e-mail: gulnara_biametov@mail.ru

Data about the author:

G. Ivanova (Cheboksary, Russia), postgraduated student of the Department of Pedagogic psychology, the Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, educational psychologist of BOU "Center of Education and Comprehensive Support of Children" Ministry of Education of Chuvashia, e-mail: gulnara_biametov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.