УДК376.64
Евстратова Юлия Витальевна,
аспирант ,Московский городской психолого- педагогический университет, ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» под научным руководством к.пс.н., доцента Ослон Вероники Нисоновны [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИЕМА РЕБЕНКА У КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»)
В статье приводятся основные результаты эмпирического исследования, динамики изменений мотивации приема детей-сирот в семью у кандидатов в замещающие родители в процессе обучения в Школе приемных родителей. Доказано, что в процессе обучения возрастает роль так называемых «конструктивных мотивов» и снижается уровень «недостаточно конструктивных». Возрастает осознание кандидатами в замещающие родители потребностей ребенка, а также задач приема ребенка в семью.
Исследование проведено с помощью метода лонги-тюдных срезов. Основным инструментом стал «Опросник мотивации приема ребенка в семью» (Ослон В.Н.). Прослежена динамика изменений мотивации у 56 обучаюшихся в Школе приемных родителей в течение 1,5 месяцев.
Ключевые слова: мотивация, приемный ребенок, кандидаты в замещающие родители, Школа приемных родителей.
Evstratova Yulia Vitalyevna,
Postgraduate Student, the Major 19.00.01, research supervising by OSLON Veronica Nisonovna, Candidate for a Degree in Psychology, Moscow Municipal University of Psychology and Pedagogics, Center of Assistance to Child Upbringing in Family “OUR HOME” [email protected]
STUDYING MOTIVATION FOR CHILD’ ADOPTION BY PROSPECTIVE FOSTER PARENTS (upon the data on the training under the Program “FOSTER PARENTS’ SCHOOL”)
The paper presents the main results of the empirical study of dynamics of alterations to motivation for adoption of an orphan child by a family of prospective adoptive parents while training at the School for Foster Parents. The study has proven that while training the so-called «structural motives» have grown in intensity whereas «insufficiently constructive» motives have declined in intensity. The study revealed an increasing awareness of child' needs in prospective substitute parents and a challenge of accepting a child in a family.
A longitudinal stripes’ technique was applied for the survey. The main device thereat was the Questionnaire of motivation for accepting the child in a family» (Oslon V.N.). Dynamics of alterations to motivation in 56 trainees at the Foster Parents School has being traced for 1.5 months.
Keywords: motivation, foster child, prospective adoptive parents, the School for Foster Parents
Важнейшим направлением социальной политики в России в настоящее время является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.
Создано большое количество Школ приемных родителей, служб сопровождения замещающих семей, психологических центров, где специалисты широкого профиля - психологи и социальные педагоги, юристы и медики - осуществляют процесс подготовки и сопровождения замещающей семьи, оказывают помощь и поддержку на различных этапах её становления.
На момент исследования обучение по программе подготовки в Школе приемных родителей было обязательным для всех лиц, желающих принять на воспитание ребенка. Основанием для этого послужил высокий уровень возвратов детей - сирот из замещающих семей, а также осознание необходимости обучения основам воспитания приемных детей гражданским обществом, государством и самими семьями.
Вторичный отказ от ребенка имеет различные причины, одной из которых является неподготовленность будущих родителей к приему ребенка. Недостаточное понимание трудностей и изменений, с которыми сталкиваются семьи, принявшие ребенка, и недостаток необходимых психологических знаний ведет к комплексу психологических проблем и зачастую заканчивается разрушением семьи и возврату ребенка в организацию. Неподготовленность будущей замещающей семьи к приему ребенка зачастую связана с неадекватной или неосознаваемой мотивацией у будущих усыновителей и опекунов. Психологическая работа с мотивационной сферой кандидатов в замещающие родители является ключевой на этапе подготовки семьи к приему.
Исследованию мотивационно-потребностной сферы человека посвящено большое количество работ, существует множество теорий, объясняющих структуру и основные характеристики мотивации человека [6; с. 234]
Одной из самых известных является классификация Х. Шольца [6; с. 276], предлагающая деление всех теорий мотивации на три главных направления, в зависимости от предмета анализа:
1.Теории, ориентированные на изучение потребностей и мотивов человека в профессиональной деятельности («XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи и т.д.).
2.Теории, изучающие структуру потребностей, мотивов и их проявления (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория двух факторов Ф. Герцберга. теория потребностей К. Аль-дерфера).
3. Процессуальные теории, изучающие влияние среды на мотивацию (теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория мотивации В. Врума, теория Портера — Лоулера, теория справедливости С. Адамса, теория 12 факторов Ричи и Мартина) [6; с. 257].
В отечественной психологии первая попытка найти источник развития деятельности в ней самой принадлежит Д.Н. Узнадзе [1; с. 147]. Исследование Д.Н. Узнадзе представлений о функциональной тенденции как источнике саморазвития может служить теоретической основой для дальнейших разработок проблемы движущих сил развития личности ребенка, проведенных М.И. Лисиной и Л.И. Божович. Дальнейшая разработка и углубление представлений о механизмах саморазвития деятельности осуществляется в работах В.Г. Асеева (1978) и В.А. Петровского [1; с. 299].
Проблемы влияния мотивации приема на эффективность замещающей семейной заботы представлены в работах Ослон В.Н., Палиевой Н.А., Савченко В.В., Соломатиной Г.Н.
Целью данного исследования стало изучение динамики мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие родители при прохождении обучения в «Школе приемных родителей».
В качестве основной гипотезы исследования была принята следующая: в процессе подготовки потенциальных замещающих родителей к приему ребенка-сироты в семью их мотивация становится все более адекватной и ориентированной на изменяющиеся потребности будущего приемного ребенка.
В качестве респондентов выступили 56 кандидатов в замещающие родители, подобранные методом случайной выборки. В рамках психологического тестирования в обследовании приняли участие две группы кандидатов в замещающие родители: 36 женщин (в возрасте от 23 до 56 лет) и 20 мужчин (в возрасте от 34 до 52 лет). В группе женщин брачный стаж имели 77% респондентов. У абсолютного большинства были дети (52%). В группе мужчин 85 % были женаты и имели детей.
Исследование проводилось с помощью метода лонгитюдных срезов. Первый срез - до начала обучения по программе, второй срез - на момент окончания обучения. Временной промежуток между двумя срезами - 1,5 месяца. Основным методом исследования стало тестирование с помощью «Опросника мотивации приема ребенка» [Ослон В.Н., 2002, 2009, 2013], позволяющего выявить ведущие мотивы приема и оценить уровень их адекватности требованиям к воспитанию и полноценному развитию ребенка. Данный опросник представляет собой перечень типичных утверждений потенциальных замещающих родителей относительно мотивов приема ребенка в семью. Эти утверждения были отобраны в течение 16 лет работы и рассмотрены с позиции влияния на эффективность замещающей семьи. Опросник прошел валидизацию на основании данных 1 500 граждан, выразивших желание принять ребенка в семью.
Сама процедура обследования выглядит следующим образом. Респонденту предлагается выбрать те утверждения, которые представляются ему наиболее близкими. Выбранные утверждения объединяются в структуре одного или различных типов мотивации, что позволяет выбрать ведущий или ведущие мотивы приема. Уровень адекватности задачам приема (высокий, средний, низкий) рассчитывается для каждого типа мотивации.
В рамках опросника были выделены следующие типы мотивации приема ребенка в семью: так называемые «конструктивные» (самоценность ребенка, альтруизм, пустое гнездо) и «недостаточно конструктивные» (ребенок как партнер для общения, чувство долга, мотив, направленный на изменения семейной структуры, мотив, направленный на снятия стигмы, решение семейного конфликта, мотив, направленный на решение экзистенциальных проблем, реверсия роли ребенка, мотив, направленный на решение материальных проблем, замена погибшему ребенку).
Для обработки данных исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics 20.0 Windows, Критерий х2 («хи-квадрат»), Мак-Немара, частотный анализ. Динамика изменений мотивации приема ребенка до и после прохождения обучения имеет статистическую значимость Х2= 17,435; df = 7; p<0,015.
Результаты исследования показывает, что в процессе обучения происходит осознание и переоценка собственной мотивации приема ребенка в семью у кандидатов в замещающие родители. Причем эти изменения происходят в нескольких направлениях.
Прежде всего, отмечается возрастание количества выборов мотивов, ориентированных на потребности будущего приемного ребенка - тип мотива «самоценность ребенка» («до обучения» - 11%, «после обучения» - 23%, p<0,015), тип мотива «альтруизм» («до обучения» -7%, «после обучения» - 14%, p<0,015). Наблюдается значительное повышение выборов мотива «пустое гнездо» («до обучения» - 9%, «после обучения» - 26%, p<0,015).
Одновременно с данными процессами происходит трансформация и снижение «недостаточно конструктивных» мотивов. Снижение выборов мотива «чувство долга» («до обучения» - 17%, «после обучения» - 11%, p<0,015) также является важнейшим изменением. Выбор данных мотивов, как правило, заставляет чувствовать опекунов «жертвами приема». Снижается количество выборов мотива, направленного «на снятие стигмы с семьи в связи с невозможностью иметь детей («до обучения» - 16%, «после обучения» - 5.5%, p<0,015).
Проходя обучение по программе, кандидаты в замещающие родители знакомятся друг с другом, со специалистами, с приемными семьями. Курс обучения способствует формированию общественной зрелости в отношении проблемы сиротства и замещающего родительства, культуры сотрудничества семей со специалистами уполномоченных организаций по семейному жизнеустройству детей-сирот, созданию сообщества замещающих родителей. Благодаря достижению этих дополнительных целей снижается личностная тревожность родителей относительного своего статуса в обществе, а снятие стигмы «бесплодная, неполноценная семья» перестает быть ведущим мотивом для приема ребенка.
Таким образом, по результатам исследования можно судить о позитивных изменениях в мотивационной сфере кандидатов в замещающие родители, происходящих в результате прохождения обучения в Школе приемных родителей. Их мотивы становятся более адекватными задачам приема и ориентированными на потребности будущего приемного ребенка, а не на решение собственных трудностей и проблем. Такие данные говорят об эффективности обучения в рамках программы подготовки лиц, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.
Дополнительных исследований требует изучение качественных изменений мотивации приема ребенка, более глубокое исследование влияния на мотивацию эмоциональноличностных характеристик кандидатов в замещающие родители.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. /Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». Генезис, 2006. - 15,2п.л.
3. Ослон В.Н. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи. Методическое пособие. -Москва: Департамент семейной и молодежной политики, 2009. - 396 с.
4. Ослон В.Н. Руководство по психологическому обследованию граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (рукопись)
5. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в семью // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №1.
6. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; - М.: Смысл, 2003 - 85с. (Сер. «Мастера психологии»).