Научная статья на тему 'Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема'

Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1273
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОДЕТЕЛЬ / ПОСЛУШАНИЕ / СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / VIRTUE / OBEDIENCE / PATRISTIC TEACHING / PRESCHOOL AGE / EDUCATION / PRESCHOOL PSYCHOLOGY / PRESCHOOL PEDAGOGY / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров И.A.

Целью статьи является анализ послушания детей дошкольного возраста как психологопедагогической проблемы. Методологическая база основывается на изучении трудов христианских мыслителей и психолого-педагогических источников, посвященных как послушанию в целом, так и особенностям послушания дошкольников. Анализ святоотеческой литературы показывает, что добродетель послушания имеет значение в духовнонравственном становлении личности. Некоторые авторы больше внимания уделяют воспитанию послушания монахов, другие мирян, в том числе и детей. Некоторые Святые отцы считают послушание не только церковной добродетелью, но и педагогической категорией. В статье проводится анализ послушания как православного и светского понятия, характеризуются причины и способы преодоления детского непослушания. Среди них неразумная любовь родителей к детям, отсутствие родительского авторитета, избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость с другой, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool Children’s Obedience as the Psychological and Pedagogical Problem

The aim of the article is to analyze the obedience of preschool children as the psychological and pedagogical problems. The methodological framework is based on a study of the works of orthodox thinkers and secular psychological and pedagogical sources dedicated to both obedience in general and, especially preschoolers’ obedience. Analysis of Orthodox literature shows that the virtue of obedience is important in the patristic teaching. Some authors have increasingly focused on the education of obedience from the monks, others from the laity. Some Holy Fathers consider obedience not just as a church virtue, but as a pedagogical category, are the spiritual mentors for the younger generation. Analysis of the psychological and educational literature allows selecting a number of causes of child disobedience. Among them there are the irrational love of parents to children, lack of parental authority, spoiled child, taking into account the absence of age and individual characteristics of children. It was revealed that the organization of children's behavior should combine control with the provision of reasonable autonomy. Any technique should encourage the child to conscious obedience, without causing the internal resistance of adult requirements. Parents and caregivers need to carefully analyze the situation, to choose and develop the right individual approach to the child.

Текст научной работы на тему «Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема»

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 4 (43). С. 41-53

Священник Иоанн Федоров, аспирант Московской Православной Духовной Академии, настоятель Неопалимовского храма г. Кубинка, ioann.fedorov@gmail.com

Послушание детей дошкольного возраста

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

И. А. Федоров

Целью статьи является анализ послушания детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы. Методологическая база основывается на изучении трудов христианских мыслителей и психолого-педагогических источников, посвященных как послушанию в целом, так и особенностям послушания дошкольников. Анализ святоотеческой литературы показывает, что добродетель послушания имеет значение в духовно-нравственном становлении личности. Некоторые авторы больше внимания уделяют воспитанию послушания монахов, другие — мирян, в том числе и детей. Некоторые Святые отцы считают послушание не только церковной добродетелью, но и педагогической категорией. В статье проводится анализ послушания как православного и светского понятия, характеризуются причины и способы преодоления детского непослушания. Среди них неразумная любовь родителей к детям, отсутствие родительского авторитета, избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость — с другой, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, и другие.

Основное предназначение современной воспитательной парадигмы состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Воспитательно-образовательная система настоящего времени с этим предназначением не справляется. Единый образовательный процесс расколот, принижена роль воспитания. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к образовательно-воспитательным учреждениям в целом привело к изменению психологии подрастающих поколений. Современная педагогика должна искать новые оригинальные методики, уточнять их, совершенствовать, применять все лучшее в своей практике. Давая образование нашим детям, воспитывая их, нельзя забывать о бесценном опыте воспитания православной педагогики. Использование принципов, методов и средств, предлагаемых ею, может оказать значительную помощь в воспитании детей.

Важнейшее значение в жизни христианина имеет такая добродетель, как послушание. Рассмотрим детальнее. Начальное понятие и опыт послушания и непослушания появились сразу после сотворения первых людей. Уже в раю челове-

ку даются некоторые заповеди и повеления: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2. 15—17). Как сказал святитель Василий Великий, «оно [древо] было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания»1. Сам факт дачи заповеди и повеления предполагает и некоторую свободу выбора, то есть человек, созданный свободным, призванный к тому, чтобы пребывать в любви Божией, призванный к тому, чтобы быть другом Божиим, эту свободу может употребить и в обратную сторону, то есть отказаться и отвернуться от Бога. И здесь как раз это дерево и дает возможность испытания, укрепления этой свободы. Отсюда и возможность реализации этой свободы во зло. Если бы человек был создан так, что он что-то нарушить не мог, то и заповеди давать было бы не надо.

Как ветхозаветная история человечества начинается с непослушания Богу первых людей, а именно с непослушания Евы, так новозаветная история начинается с послушания Богу Девы Марии. Тайна Пресвятой Троицы, взаимоотношения любви между Лицами Пресвятой Троицы начинают проявляться в новозаветной истории в связи с Боговоплощением, явлением Сына Божьего Иисуса Христа, который дал человечеству не только спасение, но и явил образец истинного послушания (основанного на взаимной любви Сына и Отца) каждому христианину. Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим 5. 19). Послушание Иисуса Христа есть наше спасение, и благодаря ему мы обретаем вновь послушание Богу. Жизнь Иисуса Христа была от самого Его «вхождения в мир» и «до смерти крестной» послушанием: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2. 6—8).

Важнейшее значение добродетели послушания как категории педагогики находим в трудах «Беседы на Шестоднев», «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями», «Нравственные правила» святителя Василия Великого. Он показал, как молодым людям необходимо безопасно вступить на жизненный путь. В частности, святитель говорил, что не стоит заимствовать у ученых мужей все, что они знают. Основная задача христианина состоит в том, чтобы взять все лучшее, а ненужное отбросить2. Кроме того, в своих работах он указывал на необходимость обращаться не только к религиозным сочинениям, но и светским. При этом светские сочинения также не должны были быть праздными, в них должна была ставиться цель подготовки человека к вечной жизни. Василий Великий предлагал организовать изучение светских наук так, чтобы они служили воспитанию нравственности, очищению разума и души. Целью подобного образования должно быть воспитание в человеке добродетелей, презрения к богатству, славе, умение спокойно переносить оскорбления и обуздывать

1 Симфония по творениям святителя Василия Великого. М., 2008. С. 302.

2 См.: Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века: из чтений в Православном Богословском институте в Париже. М., 1992. С. 113.

гнев, обретение выносливости и скромности в образе жизни, упорства и целеустремленности. В контексте нашего исследования следует отметить, что не менее важным, по мнению святителя Василия Великого, являлось послушание детей родителям: «Дети должны почитать родителей и быть им послушны во всем, что не препятствует исполнению заповеди Божией».3 Родители, в свою очередь, должны воспитывать в детях кротость, долготерпение, чтобы они не поддавались гневу и скорби. Воспитанием детей должны заниматься не только родители, но и монахи. Для реализации этой функции он включил в иноческий устав правило принимать в монастыри детей, но не для общего воспитания, а для приготовления их к монашеству. Для детей в монастырях выделялись специальные дома, в которых опытные наставники давали им уроки. Все это способствовало формированию нравственного потенциала подрастающего человека для дальнейшего его существования в качестве миссионера христианского вероучения.

Преподобный Ефрем Сирин отмечал, что трудность духовной жизни и различные опасности понуждают благоразумного подвижника не надеяться на свои силы, не успокаиваться на достигнутом, не доверять самому себе, но, руководствуясь наставлениями опытного духовного наставника и пребывая в послушании, обрести безмятежность в самих скорбях. Истинное послушание требует, чтобы ни в чем не противоречить тому, кому вверил свою душу, принимая веления старца с доверчивостью и простотой, как волю Самого Бога. «Кто слушает вразумления старшего, тот возвеселится с праведными»4. Он советует пребывающим в послушании не творить «дел непослушания», чтобы не потерпеть, как потерпел Гиезий, но «превосходным послушанием приносить совершенный плод Господу Иисусу Христу»5. Преподобный Ефрем говорит, что кто приобрел истинное послушание, тот становится подражателем Благому нашему Учителю, Который был послушным даже до смерти (Флп 2. 8). О благих плодах послушания преподобный Ефрем пишет следующим образом: «В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовью, тот приобрел великое достояние, великое богатство. Послушливый всем благоугоден, всеми восхваляется, всеми прославляется. Послушливый вскорости (то есть быстро. — И. Ф.) возвышается, вскорости показывает успехи. Послушливому приказывают, и он не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается. Он готов на всякое доброе дело. Им нелегко овладевает вспыльчивость. Если услышит упрек, не смущается; от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях радуется, в скорбях благодарит. Он не переселяется с места на место, не переходит из обители в обитель. Увещания не пугают его; на том месте пребывает, куда призван, и не предается унынию. Отца не унижает и брата не бесчестит; не уклоняется от пребывания в монастыре. Не любит предаваться покою, не пленяется местоположениями, не услаждается воздухом, но, по слову святого Апостола, пребывает в том месте, куда призван. Итак, подлинно много плодов послуша-

3 Василий Великий, свт. Нравственные правила. Правило 76 // Творения. Т. II. М., 2009. С. 95.

4 Ефрем Сирин, прп. Творения: В 2 т. Сергиев Посад, 1907. Т. 2. С. 198.

5 Там же. Т. 1. С. 274.

ния, и потому блажен, кто приобрел оное. Но проклятия достоин и жалок, кто не приобрел послушания, а предается ропоту»6.

Одним из видных иерархов русского монашества XIX в. и ярким феноменом в подвижнической, научной и социокультурной деятельности иночества является святитель Феофан Затворник. Согласно православному учению, святитель Феофан опирается на принцип Промысла Божия о мире и человеке. По учению Священного Писания, промышление о человеке есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией по отношению к человеку, устрояющей его судьбу, начиная с рождения до самой смерти. Человек, говорит святитель Феофан, «ничего разумнее сделать не может, как всесовершенно предаться Промыслу Божию, премудро, благостно и праведно все устрояющему, предаться безвозвратно, на жизнь и смерть, на время и вечность»7. Иными словами, святитель Феофан говорит о первостепенной значимости добродетели послушания. Столь же традиционно объясняется и возникновение морального зла: грехопадение прародителей отяготило все последующие поколения нарушением нравственного закона. Первородный грех вменяется человеку. Все люди рождаются «чадами гнева Божия по естеству», то есть несут на себе вину перед Богом за свою природную греховность. Грех вносит расстройство в чувства, волю и рассудок человека, вследствие чего в человеке начинают господствовать низшие потребности души и тела. Это проявляется в том, что человек всем существом предается страстям. В православной этике страсть — это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Задача христианского нравоучения — помочь человеку выйти из этой борьбы победителем.

Особое значение для понимания добродетели послушания имеют труды православного педагога протоиерея В. В. Зеньковского. Он один из немногих современников, кто смог предложить целостную религиозно-педагогическую систему, стоящую на стыке гуманитарных наук его времени — философии, психологии, педагогики, литературы, культурологии и богословия. В. В. Зень-ковский подчеркивал антропоцентризм философских исканий, в фокусе которых человек, его судьба и пути его восхождения к Истине. Проблема человека и его воспитания В. В. Зеньковским представлена в контексте единства и самостоятельности трех сторон его научных и духовных интересов — религиозной философии, психологии и педагогики. В психолого-педагогических воззрениях В. В. Зеньковского одной из самых важных является проблема свободы, права человека на свободу. По его мнению, «система воспитания к свободе есть система приобщения к истине»8. Он был убежден, что «человек никогда не может быть понят вне его социальных связей, вне социальной среды, но педагогическое воздействие не может быть удачным, если оно трактует ребенка как замкнутую индивидуальность»9. Социум при этом является одной из основных форм воздействия на личность, а личность ребенка может нормально развиваться, лишь

6 Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 1. С. 14—15.

7 Феофан Затворник, свт. Житие и акафист. Рязань, 2001. С. 14.

8 Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Париж, 1996. С. 42.

9 Там же. С. 20.

находясь в обществе. Задача воспитателя заключается в том, чтобы так организовать педагогический процесс, при котором эти условия не подавляли бы, а помогали личности, позволили ей проявлять себя не в «грубом» самоутверждении, а в сотрудничестве с другими людьми. В развитии солидарности, не подавляющей личность, а связывающей ее с другими, в тесном сотрудничестве с социальной средой заключается лучшее средство формирования нормальных условий созревания детской души. В. В. Зеньковский вводит актуальное в современных условиях понятие «педагогическое взаимодействие», рассматривая его как частный вид межличностного взаимодействия, определяющего всю социальную жизнь человека. При этом ученый большое внимание уделяет проблеме «самости», преодоления давления социальной среды и приходит к выводу, что личность может уйти из-под влияния социальной среды, когда имеет идеал, стоящий выше личности и общества. Также он придавал огромное значение количеству «социальных кругов» и социальных связей, в которые вступает личность. Он полагал, что только живой социальный опыт, его богатство и многообразие делают людей способными к ориентации в социуме и адекватному пониманию других людей.

Добродетель послушания подробно рассматривается архимандритом Со-фронием (Сахаровым) — священнослужителем Константинопольской православной церкви, основателем ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе (Англия). Согласно архимандриту Софронию, достижение спасения, представляющего собой цель христианской жизни, означает достижение полноты любви как вмещения в себя всей полноты богочеловеческого бытия. Другими словами, спастись — означает «стать личностью-ипостасью, преодолев лимитацию индивидуума, который никак не может унаследовать божественный образ бытия»10. Поэтому, указывая на неразрывную связь послушания с любовью, отец Софроний настаивал на необходимости послушания для достижения спасения. «Культура послушания включает в себя задание разорвать замкнутость индивидуума: открыть его к восприятию откровений Божиих. <...> Без послушания как порождения духовной любви не мыслится спасение, ибо человек зажат в тисках своего эгоизма, противного принципу персоны, который объемлет все сущее», — утверждал он11. «Без культуры истинного христианского послушания человек неизбежно пребудет "замкнутым кругом", всегда ничтожным пред лицом Божественной беспредельности. Как бы ни был "образован" человек, без опыта евангельского послушания дверь в его внутренний мир остается крепко захлопнутою, и любовь Христова не может проникнуть и пропитать собою этот мир», — пояснял он12.

Архимандрит Софроний указывал, что аскетическая практика послушания включает в себя послушание человека как Богу, так и людям. При этом послушание людям он рассматривал в качестве условия послушания Богу. «Кто любит брата, — пояснял отец Софроний, — тот естественно желает исполнить его волю, смириться пред ним; и если мы не смиряемся пред братом и не творим послушания ему в делах всегда более или менее малых, то как смиримся пред Богом и по-

10 Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. С. 185—186.

11 Он же. Таинство христианской жизни. Эссекс, 2009. С. 152—153.

12 Он же. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999. С. 68—69, 78—79.

слушаемся в исполнении Его великой вечной воли? Как исполним мы заповедь: любить ближнего как самого себя, или любить врагов?»13. Согласно архимандриту Софронию, только в полноте взаимного послушания, понимаемого как единство в бытии, возможна полнота взаимного познания человеческих личностей. Послушание «является путем к расширению нашего сознания до неожиданно великих созерцаний, — указывал отец Софроний. — Он начинается, казалось бы, с нуля: мы просто становимся внимательными к нуждам окружающих нас людей. Постепенно мы научаемся воспринимать их мысли, их волю. Этим путем мы проникаем в сокровенные места их внутреннего мира. Развивается способность в едином акте внимания услышать и различить, какие настроения, какие внутренние движения сердец наличествуют среди тех, что вокруг нас»14.

Проведенный нами анализ демонстрирует, что добродетель послушания занимает важное место в святоотеческом учении. Одни авторы в большей степени ориентировались на воспитание послушания у монахов, другие — у мирян. Некоторые Святые отцы рассматривали послушание не только как церковную добродетель, но и как педагогическую категорию, выступали духовными наставниками для подрастающего поколения. Вышесказанное подводит нас к необходимости проанализировать понятие послушания в контексте современной педагогической мысли. Становление личности ребенка связано с усвоением многочисленных запретов, норм, правил, которые выработало человечество. Умение подчиниться установленным требованиям — одно из условий существования человека. Психолог С. С. Степанов сравнивает воспитание послушания у детей с механизмом дрессировки: за подчинение ребенка следует приласкать, за отказ — отшлепать. Однако этот метод не всегда помогает, поэтому часто звучит вопрос: почему ребенок не слушается? Ответить на него однозначно нельзя, так как существует множество причин, от которых зависит, будет ли у ребенка формироваться готовность к послушанию или его поведение станет трудноуправ-ляемым15.

Согласно словарю В. И. Даля, послушание — повиновение, покорность, исполнение всех приказаний, труд ради смирения и покорности16. В нашем случае послушание — это следование установкам и выполнение заданий, полученных от родителей или других авторитетных людей. Послушный ребенок следует указаниям значимых взрослых, с уважением относится к их воле и стремится действовать в установленных рамках. Разумное послушание основано на осмысленности собственных действий, чувств, поведения, их целесообразности, рациональности, обладании положительным смыслом. Непослушание проявляется в неподчинении требованиям взрослых. Непослушные дети нуждаются в особом внимании или претендуют на него, нередко предъявляют завышенные претензии, отличаются эгоизмом, упрямством, грубостью, капризностью. Л. Ф. Островская считает, что непослушание ребенка — это признак того, что взрослые в его глазах

13 Софроний (Сахаров), архимандрит. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 175.

14 Он же. Таинство христианской жизни. С. 153.

15 См.: Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: Советы психолога родителям. М., 1995.

16 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2011.

не имеют авторитета17. Непослушный ребенок, по мнению специалистов, входит в категорию повышенного риска возможного антисоциального поведения.

Анализ работ как зарубежных, так и отечественных исследователей позволил выделить следующие причины возникновения детского непослушания.

1. Неразумная любовь родителей к детям. Из-за «передозировки» любви к ребенку некоторые родители воспринимают его капризы, неподчинение требованиям как нечто естественное. Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность. Обращаясь к родителям, Х. Дж. Джайнотт предупреждает, что они «должны любить своих детей, но недопустимо испытывать к ребенку болезненно-усиленное чувство, желание, чтобы дети горячо и с одинаковым постоянством любили нас. В большом проигрыше оказываются те родители, для которых дети служат лишь оправданием их брака или "смыслом" всей их жизни»18. Боясь потерять любовь ребенка, родители идут у него на поводу, выполняя любой каприз. Ребенок же, чувствуя это, начинает пользоваться слабостью родителей.

2. Отсутствие родительского авторитета. По мнению А. С. Макаренко, есть различные виды ложного авторитета. Авторитет подавления. Им, по большей части, обладают отцы, проявляя настоящий террор, держа в страхе всю семью. Такой «авторитет» ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от «страшного папаши», порождает в ребенке лживость, трусость и жестокость. Авторитет расстояния. Некоторые родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в роли начальника. Дети при этом находятся на попечении бабушки или няни. Авторитет педантизма. Родители уверены, что дети должны каждое их слово выслушивать с трепетом и безоговорочно подчиняться. Распоряжения отдаются холодным тоном и немедленно становятся законом. Авторитет резонерства. «Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В этой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах детей непогрешимыми»19. К перечисленным видам можно добавить авторитеты подкупа, «рубахи-парня», чванства и метания между множеством авторитетов.

3. Избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость — с другой. Угрозы в адрес ребенка, по мнению Х. Дж. Джайнотт, также ведут к непослушанию20. Дети часто воспринимают угрозу как призыв повторить запретное действие. Когда взрослый говорит: «Еще только раз сделай.» — ребенок слышит лишь: «Сделай».

4. Тепличное воспитание, когда взрослые оберегают детей от любых усилий.

5. Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обобщая взгляды ученых на разнообразие причин детского непослушания,

сделаем вывод: большинство их кроется в неумелом, неразумном воспитании, в дурном примере, который многие из родителей подают детям. В контексте про-

17 См.: Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается. М., 1977.

18Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986. С. 55.

19 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. М., 1957.

20 См.: Джайнотт. Указ. соч.

блемы соотношения понятий «послушание» — «непослушание» закономерен вопрос: «А нужно ли, чтобы ребенок был послушным?». Однозначного ответа не находится ни в литературе, ни в практике воспитания. Лучше задать себе встречные вопросы: «Зачем мы хотим воспитать послушного ребенка? Чтобы он стал легко управляемым? Чтобы он нас не беспокоил? Чтобы он работал на нас? Чтобы воспитать из него свободного, развитого, здорового человека?».

Воспитанием детского послушания должны заниматься мудрые родители, и тогда это качество принесет жизненную пользу детям и радость всем, кто вступает с ними в контакт. В противном случае можно получить карикатуру на послушного ребенка. Сегодня мы часто сталкиваемся с отсутствием жизненной мудрости, когда отдельные родители, чтобы облегчить себе жизнь, воспитывают «рабское» послушание: дети беспрекословно им подчиняются, не мешают наслаждаться жизнью, не причиняют неудобств. Как показывают наблюдения, в дальнейшем таким детям сложно адаптироваться в жизни, так как она потребует от них проявлений самостоятельности, творчества, поэтому речь должна идти о разумном воспитании, результат которого — счастливый ребенок: одновременно послушный, самостоятельный, уверенный в себе, наполненный радостью жизни. Развивая в ребенке стремление поступать в соответствии с общепринятыми нормами, его учат соблюдать чистоту и порядок, умение вести себя в детском саду, дома, на улице, в общественных местах, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими и др. В распоряжении взрослых имеется целый арсенал методов воспитания послушания, но начинать надо с мягких мер: это и предупреждение возможных срывов в детском поведении, и обращение в форме просьбы, и разговор по душам, и игровой подход. И только в крайнем случае следует использовать замечание в строгом тоне, приказание, требующее непременного подчинения.

В воспитании у детей послушания Н. И. Козлов рекомендует использовать алгоритм последовательных действий: 1) обратите внимание на себя и убедитесь в наличии контакта; 2) обратите внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедитесь, что вас услышали; 3) изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу поняли; 4) выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что устроило бы обе стороны; 5) если нужно, решите вопрос с мотивацией; 6) договоритесь о контроле (как вы узнаете о выполнении); 7) подтолкните к выполнению и эмоционально «подкормите» теплом или личным отношением; 8) поддерживайте постоянный фон — спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации)21. Часто взрослые забывают или не знают, что основа послушания — признание авторитета родителей и воспитателей, чувство уважения и любви к ним. Личный пример воспитателя влияет на детей независимо от их воли и желания. Никакие слова не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как поступки и действия взрослого. А. С. Макаренко отмечал, что пример родителей — наиболее приемлемый путь профилактики непослушания22.

21 См.: Козлов Н. И. Простое правильное детство. Книга для умных и счастливых родителей. М., 2015.

22 См.: Макаренко. Указ. соч.

Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания к его действиям и поступкам. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много. Педагогическим условием воспитания разумного послушания и одновременно профилактики непослушания является грамотное предъявление требования. Требовательность, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании и, в частности, в формировании активного послушания. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, а на справедливости и доверии. Там, где отношения взрослых и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения. Справедливость и законность требований — непременные условия формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то его реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т. п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно в конечном итоге будет зависеть от детского «хочу — не хочу». Отсюда и педагогическая несостоятельность взрослых, их беспомощность в применении мер воспитательного воздействия.

Дошкольники тонко чувствуют отношение к себе взрослых и точно определяют, кого надо слушаться. У слабовольных, нетребовательных родителей ребенок не принимает всерьез даже строгий ультиматум, так как знает, что всегда можно настоять на своем. В этом случае родители незаметно теряют власть над ребенком, и управлять им становится все труднее. Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости сбивают детей с толку, они с трудом понимают, чего от них хотят. В итоге у ребенка развивается неуравновешенность. Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т. д. Дошкольник не справляется с таким объемом указаний, нервничает, и это нередко приводит к конфликтным ситуациям. Пренебрежение взрослыми чувством меры ведет к тому, что самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

Э. Пэнтли указывает на наличие выбора как мощного инструмента, который можно использовать в общении с детьми любого возраста: «Ты хочешь надеть синие брючки или бордовую юбочку?», «Что ты хочешь сделать сначала: почистить зубки или надеть пижаму?», «Ты хочешь еще десять минут посмотреть телевизор или на десять минут дольше послушать перед сном сказку?»23. Нередко в ситуациях выбора дети выдвигают свой вариант действия. Требования долж-

23 Пэнтли Э. Приучение к дисциплине без слез. Минск, 2007. С. 74.

ны быть понятны ребенку, только тогда можно рассчитывать на их сознательное выполнение. Детям необходимо разъяснять содержание тех или иных правил и необходимость их соблюдения.

Важным условием воспитания у ребенка послушания является согласованность и последовательность в требованиях. Малышу сложно ориентироваться в ситуациях, если воспитатель чего-то потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой — как добрый защитник. Дети быстро улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать — он строгий; с бабушкой можно покапризничать — она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать. Когда правила меняются ежедневно, ребенок, проявляя непослушание, начинает испытывать авторитет взрослых. Если взрослые показывают ему, что у них есть предел прочности, то тем самым поощряется ухудшение плохого поведения. Чаще всего в таких ситуациях взрослые прибегают к наказанию. Только согласованность требований создает условия для закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета.

Чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может звучать по-разному в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же — марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей ложись в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш торопится в постель, но оказывается, что обещание рассказать сказку — это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову. Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это значит, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного «усилителя». В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. Если ребенок это почувствует, то впоследствии он не будет реагировать на их требования. Стремясь быть всегда неуклонным и последовательным в своих требованиях, взрослый, однако, не может не считаться с обстоятельствами, физическим и душевным состоянием детей. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. Нет ничего антипедагогического в случае, если растущий человек с малых лет усвоил, что исключение — это событие из ряда вон выходящее, оно оправдано чрезвычайными обстоятельствами.

В воспитании разумного послушания необходим учет индивидуальных особенностей детей. Каждый человек от природы наделен своими особенностями нервной системы, и если их не учитывать в воспитании, то в ответ на неправильный подход у детей могут возникнуть негативные реакции. Так, уравнове-

шенный ребенок обычно бодр, жизнерадостен, общителен, быстро находит контакт со сверстниками. Положительные эмоции для него более характерны, чем отрицательные. Однако, если вместо мягкого, спокойного обращения взрослые станут прибегать к покрикиваниям, вместо терпеливого разъяснения — к запугиванию, вместо указаний — к понуканиям, то природная уравновешенность может уступить место капризам и упрямству. Сложнее добиваться послушания от детей с так называемым неуравновешенным типом нервной системы, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Для них характерны подвижность, непоседливость, живость, неуемная энергия. Если руководство их поведением строится лишь на постоянных запретах, на стремлении подавить активность, то ответная реакция нередко выражается в буйном озорстве и непослушании. Необходимо направить детскую энергию на полезную целесообразную деятельность, периодически переключая внимание ребенка с подвижных игр на спокойные занятия.

Особой чуткости и осторожности требуют дети, настроение которых отличается неустойчивостью, эмоциональной неуравновешенностью. Даже самые ничтожные причины могут вызвать у них слезы и обиду. Это натуры деликатные, легкоранимые. Они чутко реагируют на тон воспитателя и понимают с полуслова, заслуживает ли их поведение одобрения или порицания. Чтобы правильно определить и подход к дошкольнику, и меру требовательности, и ее форму, необходимо считаться со своеобразием личности. Например, в определенной ситуации одному ребенку достаточно подсказать, как надо поступить, другому твердо запретить, с третьего строго спросить, а иной поймет вас без слов, и вашего взгляда или укоризненного покачивания головой достаточно, чтобы он смутился.

Важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение последних спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут без волнения четко объяснить ребенку, чего они от него хотят. При этом они ругают ребенка, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (ей) надо быть. Умение правильно обсудить с ребенком возникшую проблему — это еще один важный момент педагогического искусства родителя. Дети с готовностью объясняют, о чем они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы. От того, каким тоном будет отдано распоряжение, зависит и ответная реакция дошкольника. Воспитателю необходимо владеть всеми оттенками интонации, знать, когда и при каких обстоятельствах лучше действует тот или иной тон. Расшалившегося малыша быстрее остановит не окрик, а спокойный, требовательный тон. Лишь в самых исключительных случаях допустимо повысить голос, тогда и ребенок воспринимает это как нечто из ряда вон выходящее. Доверительный тон, распоряжение, отданное тихим голосом, почти шепотом, в отдельных случаях воспринимается ребенком особо, так как создает ощущение близости. Даже шалун, привыкший к окрикам (т. е. к сильным раздражителям), скорее прореагирует на ласковый, доброжелательный тон, чем на резкий, потому что окрик — это обычный для него сигнал, к которому у ребенка уже выработалась сопротивляемость, а против ласкового тона он безоружен. Таким образом,

нужно стараться создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон, вникать в значение слова. Родители как можно раньше должны усвоить приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении.

Предупредить детское непослушание позволяет и учет интересов детей. Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств. Нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда, с точки зрения взрослых, его заботы и волнения выглядят малозначительными. Это важно для формирования чувства собственного достоинства, которое является своего рода профилактикой негативных форм поведения. Так, ребенку, который заигрался или зачитался интересной книжкой, сложно переключиться на выполнение требований взрослого: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но, видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать. Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя дерзко отвечать маме, это очень плохо».

Чтобы правильно «организовать» осознанное послушание, необходимо осуществлять контроль за соблюдением известных ребенку правил повседневной жизни: на занятиях, в играх, труде, отношениях со сверстниками и взрослыми, в детском саду, дома и т. д. В жизни дошкольника возникает множество ситуаций, когда он должен самостоятельно решить, как поступить: так, как ему хочется, или в соответствии с правилами. Организация детского поведения должна сочетать в себе контроль с предоставлением разумной самостоятельности. Любой прием должен побуждать ребенка к сознательному послушанию, не вызывая внутреннего сопротивления требованиям взрослых. Только тогда прием достигает цели. Послушание — такое растение, которое может расти только там, где почва для него благоприятна. В воспитании разумного послушания важным условием является проявление безусловной любви к ребенку. В то же время родители, даже безупречно выполняющие свои родительские функции, порой сталкиваются с вспышками протеста, непослушания со стороны ребенка. В таких ситуациях они должны знать, что все дети время от времени капризничают, не слушаются. Любить детей легко, а воспитывать — трудно. Ситуация усложняется, если в вопросах воспитания нет однозначного ответа, а методические рекомендации противоречивы. Поэтому взрослым, воспитывающим детей, необходимо тщательно анализировать воспринимаемую информацию, чтобы выбрать и разработать правильный индивидуальный подход к ребенку.

Ключевые слова: добродетель, послушание, святоотеческое учение, дошкольный возраст, воспитание, дошкольная психология, дошкольная педагогика, детско-родительские отношения.

Preschool Children's Obedience as the Psychological and Pedagogical Problem

I. Fedorov, priest

The aim of the article is to analyze the obedience of preschool children as the psychological and pedagogical problems. The methodological framework is based on a study of the works of orthodox thinkers and secular psychological and pedagogical sources dedicated to both obedience in general and, especially preschoolers' obedience. Analysis of Orthodox literature shows that the virtue of obedience is important in the patristic teaching. Some authors have increasingly focused on the education of obedience from the monks, others — from the laity. Some Holy Fathers consider obedience not just as a church virtue, but as a pedagogical category, are the spiritual mentors for the younger generation. Analysis of the psychological and educational literature allows selecting a number ofcauses ofchild disobedience. Among them there are the irrational love ofparents to children, lack of parental authority, spoiled child, taking into account the absence of age and individual characteristics of children. it was revealed that the organization of children's behavior should combine control with the provision of reasonable autonomy. Any technique should encourage the child to conscious obedience, without causing the internal resistance of adult requirements. Parents and caregivers need to carefully analyze the situation, to choose and develop the right individual approach to the child.

Keywords: virtue, obedience, patristic teaching, preschool age, education, preschool psychology, preschool pedagogy, child-parent relationship.

Список литературы

1. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Правило 76 // Творения. Т. II. М., 2009.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2011.

3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986.

4. Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад, 1907. Т. 1, 2.

5. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Париж, 1996.

6. Козлов Н. И. Простое правильное детство: Книга для умных и счастливых родителей. М., 2015.

7. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. М., 1957.

8. Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается. М., 1977.

9. Пэнтли Э. Приучение к дисциплине без слез. Минск, 2007.

10. Симфония по творениям святителя Василия Великого. М., 2008.

11. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985.

12. Софроний (Сахаров), архимандрит. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999.

13. Софроний (Сахаров), архимандрит. Таинство христианской жизни. Эссекс, 2009.

14. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: Советы психолога родителям. М., 1995.

15. Феофан Затворник, свт. Житие и акафист. Рязань, 2001.

16. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века: Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.