Научная статья на тему 'ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919-1921 ГГ'

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919-1921 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / МОСКВА / ОХРАННАЯ АВИАЦИЯ / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / AIR DEFENCE / MOSCOW / SECURITY GUARD AVIATION / ANTI-AIRCRAFT ARTILLERY / БЕЛАЯ РОССИЯ 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье раскрыты события, связанные с развитием воздушной обороны г. Москвы в годы Гражданской войны и военной интервенции в России в период 1919-1921 гг.The article reveals the events related to Moscow's air defence during the Civil War and military intervention to Russia in 1919-1921.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919-1921 ГГ»

ГРАЖДАНСКАЯ ВОИНА

J •i т

А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919—1921 гг.

AIR DEFENCE OF MOSCOW DURING CIVIL WAR IN RUSSIA.

1919—1921

r \

Сведения об авторе. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье раскрыты события, связанные с развитием воздушной обороны г. Москвы в годы Гражданской войны и военной интервенции в России в период 1919—1921 гг. Ключевые слова: воздушная оборона; Москва; охранная авиация; зенитная артиллерия.

Information about author. Aleksey Lashkov - Senior Researcher of the Research Institute (military history), Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (Moscow, E-mail: [email protected]).

Summary. The article reveals the events related to Moscow's air defence during the Civil War and military intervention to Russia in 1919-1921. Keywords: air defence; Moscow; security guard aviation; anti-aircraft artillery.

\_J

Подготовка к отражению

воздушных налётов авиации Вооружённых сил Юга России. 1919 год

В РЕМЕННЫЕ успехи войск Белого движения в Нижнем Поволжье заставили командование армии молодой Республики Советов вновь вернуться к вопросу организации защиты столицы от нападения с воздуха. Он напрямую был связан с подписанием 3 июля 1919 года главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенантом А.И. Деникиным1 специальной директивы № 08878 (т.н. Московской директивы)2.

По словам главкома, «поход на Москву» был вызван «оптимизмом, которым жил тогда юг России»3. Начавшееся вскоре крупномасштабное наступление белых частей на курском и воронежском направлениях имело целью захват г. Москвы. Основная роль отводилась Добровольческой и Донской армиям. Реально, по оценке специалистов, в воздушных налётах на Москву, Тулу и другие объекты центральной области страны могло участвовать лишь 17 проц.

всего состава боевой авиации белых войск.

5 сентября 1919 года под председательством Ф.Э. Дзержинского4 был образован Комитет обороны г. Москвы (в подчинении Реввоенсовета Республики) с одновременной организацией её воздушной обороны (ВО). Для прикрытия столицы с юго-западного направления в конце июня того же года был создан Тульский укреплённый район5. 5 июля исполняющему обязанности начальника обороны укрепрайона военному лётчику М.П. Строеву6 было поручено развернуть в его границах оборону от нападения с воздуха. Между тем обстановка на фронте заметно ухудшилась. 20 сентября Красная армия была вынуждена оставить г. Курск, позднее пали города Воронеж и Орёл. В начале октября Партизанский генерала Алексеева полк вступил в пределы Тульской губернии. До столицы оставалось не более 250 км — расстояние «трёх корниловских переходов»7. К этому времени на 700-км участке линии фронта у белых войск имелось всего 14 исправных самолётов8. В частности,в

районе Курска действовал 6-й авиационный отряд истребителей (1-го авиационного дивизиона), приданный 9 июля 1919 года 1-му армейскому корпусу Добровольческой армии (командир — генерал-лейтенант А.П. Кутепов9)10.

Естественно, о реальной воздушной угрозе Москве не могло быть и речи. Однако в руководстве Красной армии думали иначе. Согласно полученным разведывательным данным в районе г. Харькова белое командование планировало создать воздушную группировку, предназначенную для налётов на столицу РСФСР. Для этой цели предполагалось задействовать специальные аэропланы, способные выполнять сверхдальние беспосадочные полёты с пребыванием в воздухе до семи часов11.

До образования Московского укреплённого района организация столичной ВО была возложена на штаб командующего войсками Московского сектора. Её начальником (воз-духообороны) стал военный лётчик Б.Ф. Гончаров12 (старший инженер-технолог Главвозду-

• ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Таблица

Характеристика зенитных артиллерийских батарей воздушной обороны г. Москвы

(июль 1920 г.)

Номер батареи Кол-во красноармейцев с комсоставом Число снарядов (шрапнель) Число орудий

2 141 160 4

4 196 80 4

5 116 (по штату 178) - 4

7 145 160 4

9 144 160 4

13 140 80 4

Составлена по: Российский государственный военный архив. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 442.

хофлота), руководивший ранее воздушной обороной Тульского укреплённого района. Комиссаром по совместительству был назначен военный комиссар РККВВФ В.П. Янушевский13. В состав авиагруппы ВО было выделено до 50 аэропланов истребительного типа14 (т.е. в 3,5 раза больше, чем имелось у белых на московском направлении). Основу зенитно-артил-лерийской обороны столицы составили 10 зенитных артиллерийских батарей, развёрнутых по варианту № 1 (организация воздушной обороны г. Москвы 1918 г.), но с определёнными изменениями15. Огневые позиции подразделений, вооружённых орудиями образца 1900 года (с углами

обстрела до 60—65°), преимущественно размещались на окраинах столицы (Сокольники, Измайлово, Рогожская застава и др.). В их задачу входило прикрытие города с воздухо-опасных направлений. В самой Москве были развёрнуты специальные зенитные средства, имевшие мобильность и больший угол обстрела. Например, 3-я отдельная автозенитная батарея, прибывшая из г. Петрограда, заняла боевой порядок у Крымского моста16. Она взяла под защиту центральную часть города с размещёнными на её территории Кремлевским комплексом, Павелецким и Брянским (Киевским) вокзалами.

Авиационное прикрытие столицы осуществляли 1-й авиа-

ционный отряд истребителей, два авиаотряда от Московской и Егорьевской школ авиации, разведывательный и фотографический отряд, а также отряд связи17. Руководство авиацией воздушной обороны было возложено на военлёта A.B. Шиу-кова18.

С приближением противника к столице городской Комитет обороны на своём очередном заседании (2 октября) обсудил вопрос о состоянии воздушной обороны, позднее заслушал доклад её руководства о готовности столичной ВО к отражению воздушных налётов19. При этом особое внимание обращалось на организацию системы наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)20. Были приняты оперативные меры по увеличению количества ближних и дальних наблюдательных постов. Дальняя линия постов в течение месяца была развёрнута в городах Калуга, Юхнов, Серпухов, Кашира, Михайлов, Рязань, Луховицы, Воскресенск21. Одновременно налажено взаимодействие с воздушной обороной Тульского укреплённого района через специального представителя столичной ВО лётчика-наблюдателя М. Нестерова22. Для организации контроля воздушного пространства были разработаны и введены в действие «Указания постам воздушного наблюдения»23, в основу которых были положены аналогичные указания, утверждённые в июле 1919 года применительно для ВО Тульского укрепрайона. В частности, старшим наблю-

Расчёт 76,2-мм орудия образца 1902 г. на станке Б.Н. Иванова

А.Ю. ЛАШКОВ. Воздушная оборона Москвы в годы Гражданской войны в России •

а

Лётчики Московской авиационной школы Аэродром 1 -го истребительного авиаотряда

1919г.

дательных постов выдавались документы, предписывавшие местным военкоматам, комиссарам и служащим телеграфа «в случае передачи телеграммы "Москва — Воздухообороне", начинающейся словом "Воздух"... передавать такую телеграмму вне всякой очереди, прервав передачу других телеграмм, хотя бы срочно оперативных»24.

В дни празднования второй годовщины Октябрьской революции (6—7 ноября 1919 г.) поступила информация25 о возможности воздушного налёта противника на Москву. Вся столичная ВО была немедленно приведена в полную боевую готовность, а руководству авиационных школ, расположенных в городах Зарайск и Егорьевск, предписывалось установить дежурство в небе столицы силами одного авиазвена (два аэроплана истребительного типа). Дежурные аппараты должны были быть «готовы к вылету каждую минуту без задержки, иметь пулемёты»26.

Также наблюдательному посту (г. Рязань) ставилась задача немедленно телеграфировать в Управление ВО г. Москвы обо всех обнаруженных неприятельских летательных аппаратах и их движении в сторону Москвы, Егорьевска и Зарайска27. Но командование ВСЮР не имело возможности действовать в глубоком советском тылу в связи с распылённостью своей авиации по всему театру войны (один самолёт на 50 км фронта). Не было даже единого плана её использования во время «московского

похода». Этим объяснялось отсутствие воздушной поддержки белых войск в районе г. Воронежа (19—24 октября), что ускорило сдачу города частям Красной армии. В то же время белые лётчики практически бездействовали возле Киева в период наметившегося там «затишья»28.

С последующим отступлением Добровольческой и Донской армий на юг необходимость в организации воздушной обороны Москвы вновь отпала. Своей телеграммой от 18 ноября Б.Ф. Гончаров поставил начальнику связи столичной ВО задачу немедленно снять ранее развёрнутые наблюдательные посты (в Калуге, Серпухове, Юхнове, Кашире, Михайлове и Рязани) и старшим НП прибыть со всем телефонным имуществом в Москву.

5 декабря 1919 года Всероссийский Полевой штаб распорядился срочно отправить на Туркестанский фронт до 50 проц. зенитных батарей столицы, переформировав их в полевые подразделения29. Вскоре было решено расформировать и Управление ВО г. Москвы.

Защита неба столицы в период Советско-польской войны 1920 года

С началом Советско-польской войны третий раз за годы Гражданской войны и военной интервенции в России была восстановлена столичная воздушная оборона. На волне временных успехов польских войск возникла опасность прорыва её авиации к столице РСФСР. 5 апреля 1920 года руководство Московским военным округом

распорядилось поставить на огневые позиции для воздухо-обороны Москвы 23 батареи, часть из которых предполагалось перевооружить 76,2мм специальными зенитными орудиями образца 1914 года. В соответствии с распоряжением Начвсеросглавштаба от 31 мая того же года при 1-й Московской запасной артиллерийской бригаде началось формирование четырёх отдельных зенитных артиллерийских взводов. По мере формирования эти взводы занимали огневые позиции30. Каждый взвод состоял из двух орудий образца 1900 года. Они снабжались «15-вёрстными проводами» и пятью телефонными станциями каждый. Командирами взводов назначались бывшие фейервер-керы31. Позднее взводы были сведены в батареи. По согласованию с Комитетом обороны г. Москвы для усиления контроля со стороны официальных властей за состоянием возду-хообороны в состав батарей назначены комиссары.

Общее руководство столичной ВО возлагалось на окружной военный комиссариат. Вскоре было воссоздано Управление воздушной обороны г. Москвы (10 человек) с назначением должностных лиц: К.В. Колли (начальник), В.Л. Не-тельгорст (помощник по артиллерии), A.A. Левин32 (помощник по авиации), H.H. Соколов (начальник связи). Также заново определялся основной перечень прикрываемых объектов столицы. В их число включались авиационные и крупные военные склады в черте города

• ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Начальник воздушной обороны г. Москвы военный лётчик Б.Ф. Гончаров

1919 г.

и на ближайших подступах, а также Мытищинский и Рублёвский водопроводы, Ходынская водокачка и аэродром.

В целом воздушная оборона Москвы строилась на тех же принципах, что и в предыдущие годы. Однако в её организации учитывался опыт 1918— 1919 гг. Изменение скоростных характеристик аэропланов со

150 до 210 км/ч потребовало улучшения системы воздушного наблюдения, оповещения и связи. Кроме основных НП, находившихся в Твери, Старице, Ржеве, Гжатске, Вязьме, Юхнове, Калуге, Туле, Михайлове и Рязани, планировалось развернуть и вспомогательные посты в Клину, Волоколамске, Можайске, Медыни, Тихоновой пустыне, Серпухове и Кашире. Удаление этих постов от столицы позволяло произвести оповещение охранной авиации и Управления ВО за один час до подлёта аэропланов противника к городу. Это время нужно было и для того, чтобы дежурные аппараты смогли набрать необходимую высоту до встречи с вражеской авиацией33.

На 1 июля 1920 года в составе воздушной обороны г. Москвы имелось шесть зенитных артиллерийских батарей (24 орудия, из них 20 орудий образца 1900 г. и 4 орудия образца 1914 г.

на автомобильных установках)34 (см. табл.). Пять батарей были сформированы на базе 1-й Московской запасной артиллерийской бригады, шестая (4-я отдельная автозенитная батарея) прибыла из Нижнего Новгорода.

Однако этих сил было явно недостаточно для создания внутреннего (первого) кольца обороны, требовавшего как минимум 12 подразделений. Для развёртывания внешнего (второго) кольца обороны необходимо было дополнительно ещё 10 батарей.

По мнению специалистов, наличие лишь половины требуемого минимального состава зенитно-артиллерийской обороны города создавало широкие бреши в общей структуре ВО столицы. В свою очередь Полевой штаб РВСР считал это число подразделений достаточным для надёжной защиты Москвы от нападения с воздуха. Все формировавшиеся сверх лимита зенитные подразделения немедленно отправлялись на театры военных действий. Так, 4-я и 5-я отдельные автозенитные батареи были переданы в распоряжение штабов Западного и Юго-Западного фронтов, а 4-я зенитная батарея — для усиления воздушной обороны г. Баку35.

Тем временем возросшее количество налётов польской авиации на объекты прифронтовой зоны потребовало срочного развёртывания ВО крупных административных и военных пунктов действующей армии (Смоленск, Витебск, Полоцк и др.). В их состав была включена часть зенитных средств ВО г. Москвы, Петроградского и Тульского укреплённых районов. Одновременно делалась попытка наладить взаимодействие между воздушной обороной Москвы, Смоленска и Витебска для своевременного вскрытия замыслов воздушного противника на западном стратегическом направлении. Возникший дефицит зенитных средств на фронте привёл к значительному их сокращению в составе воздушной обо-

Схема наблюдательных постов ВНОС воздушной обороны г. Москвы

Тверь

Волоколамск

МО^КВ

боровсцФ

(язьма^,

Серебряные Я1-Пруды

Михайлов

Условные обозначения

у- Центральная телефонная <§) станция

5 Пост дальнего наблюдения ■ ■ Линии телефонной связи

—.—Связь по телеграфу

Шоскресенск

' I 1 \ * \

Малоярославе^Д^^У х^З * 1 \ yv

Ч^Лухо^ицы

У// ^iufnpa \ ^Г X // С \ • /V • Рязань Южное ---

Калуга^^^^___

1 я ВеиевД

А.Ю. ЛАШКОВ. Воздушная оборона Москвы в годы Гражданской войны в России •

а

роны г. Москвы (с июля по август 1920 г. на 25 проц.). Было предложено нехватку зенитных орудий полностью компенсировать пулемётами,создав в рамках зенитно-артиллерий-ской обороны города до 70 пулемётных взводов. Не лучшее положение складывалось и с истребительной (охранной) авиацией ВО. Для надёжной защиты воздушного пространства вокруг Москвы требовалось как минимум 40—50 самолётов истребительного типа с опытными экипажами. В наличии же имелось всего 14 летательных аппаратов (в т.ч. учебных) Московской авиашколы, способных в случае групповых налётов на столицу вести одновременно борьбу лишь с 3—4 неприятельскими самолётами36.

С началом Советско-польской войны противнику удалось в короткий срок оккупировать значительную часть Белоруссии и Украины. По агентурным сведениям, польская сторона сосредоточила на территории последней до восьми своих воздушных эскадр, быстро добившись полного превосходства в воздухе. Наиболее боеспособной считалась 7-я истребительная эскадра имени Т. Костюшко, укомплектованная американскими лётчиками-добровольцами. По оценке советского командования, в случае дальнейшего продвижения польских войск на восток у противника могла появиться возможность совершать воздушные налёты на объекты и пункты Центрального района РСФСР, включая г. Москву. Однако в составе самолётного парка ВВС Польши имелись лишь аэропланы с малым радиусом действия, что исключало воздушные рейды в наш глубокий тыл. Для совершения дальних полётов требовались аппараты типа «Гота» (Gotha) G1 (германский бомбардировщик). Но он имелся у противника лишь в единичном экземпляре в качестве самолёта связи37.

Последующие успехи войск Западного и Юго-Западного фронтов РККА заметно снизили угрозу воздушных налётов на

Американские лётчики-добровольцы

Советско-польский фронт; 1920 г.

Москву, но полностью её не исключили.

В ноябре 1920 года для дальнейшего совершенствования руководства воздушной обороной все столичные зенитные подразделения были сведены в два артиллерийских дивизиона: 1-й (3, 7 и 9-я воздухобой-ные батареи) и 2-й (2, 11 и 13-я воздухобойные батареи). Ранее в соответствии с приказом заместителя председателя РВСР Э.М. Склянского от 4 октября того же года был утверждён штат управления артиллерийского дивизиона артиллерии воздушной обороны г. Москвы (82 человека)38. Командиром 1-го дивизиона назначен Смигельский (с 9 ноября), комиссаром — И. Жаров (с 26 ноября). 2-й дивизион (с 8 ноября) возглавил А.И. Благовещенский, комиссаром (с 24 ноября) утверждён И.Г. Сычинский.

С окончанием Советско-польской войны вопрос защиты г. Москвы от нападения с воздуха снова отпал. В январе 1921 года артиллерийские дивизионы столичной воздушной обороны были расформированы39.

В последующие годы началось плановое строительство системы столичной воздушной (противовоздушной) обороны, признанной в годы Великой Отечественной войны одной из сильнейших в мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Деникин Антон Иванович (4(16) декабря 1872 — 8 августа 1947) — видный российский военачальник, политический и военный деятель Белого движения на Юге России, генерал-лейтенант (1916). Окончил Киевское пехотное юнкерское училище (1892) и Николаевскую академию Генерального штаба (1899). В Первую мировую войну: командир бригады, дивизии, армейского корпуса (1916 — апрель 1917), начальник штаба ВГК (апрель—май 1917), главнокомандующий армиями Западного, затем — Юго-Западного фронтов. В годы Гражданской войны в России: командующий (апрель-октябрь 1918), главнокомандующий Добровольческой армией (ноябрь 1918 — январь 1919), Вооружёнными силами Юга России (январь 1919 — январь 1920), Верховный правитель России (январь—апрель 1920). В дальнейшем в эмиграции.

2 Директива № 08878 («Московская директива») — оперативно-стратегическое целеуказание Вооружённым силам Юга России во время Гражданской войны овладеть столицей РСФСР г. Москвой.

3 Белая Россия 1917—1922 гг.: фотоальбом. М.: Посев, 2003. С. 111.

4 Дзержинский Феликс Эдмундо-вич (30 августа (11 сентября) 1877 — 20 июля 1926) — российский революционер польского происхождения, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК. В годы Гражданской войны в России: председатель Комитета обороны Москвы (сентябрь 1919, октябрь 1920).

• ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

5 Постановлением РВСР от 28 июня 1919 г. для организации обороны Тулы и прилегающих районов от войск Деникина был создан штаб обороны г. Тулы. Приказом РВСР № 1181/220 от 22 июля 1919 г. г. Тула превращалась в укреплённый район на правах крепости второго разряда с непосредственным подчинением РВСР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Строев (Рихтер) Михаил Павлович (8(20) ноября 1887 — 1961)

— российский (советский) военный руководитель и теоретик в области авиации, капитан русской армии, генерал-майор авиации (1940). Окончил Киевское военное училище (1908), Императорскую Николаевскую военную академию (1914), Киевскую школу лётчиков-наблюдателей (1917), Московскую авиационную школу (1918). Участник Первой мировой войны (1914— 1918). В годы Гражданской войны в России занимал руководящие должности в РККВВФ. Начальник штаба управления ВВС (1924). Позднее на командных и преподавательских должностях в ВВС РККА. В годы Великой Отечественной войны: начальник авиаотдела 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта (октябрь 1943 — август 1944), начальник военного отдела Главного управления учебных заведений Министерства авиапромышленности (с августа 1944). С декабря 1948 г. в запасе.

7 Белая Россия 1917-1922 гг. С. 112.

8 Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М.: Техника

— молодёжи, 2000. С. 66.

9 Кутепов Александр Павлович (16(28) сентября 1882 — 26 января 1930) — русский военный деятель, генерал от инфантерии (1920), активный участник Белого движения. На военной службе с 1901 г. Окончил Петербургское пехотное юнкерское училище (1904). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн. В годы Гражданской войны в России в составе Добровольческой, позднее

— Русской армий. Прошёл путь от командира роты до командира армейского корпуса. С ноября 1920 г. в эмиграции.

10 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 100. Оп. 3. Д. 860. Л. 120.

11 Там же. Л. 119.

12 Гончаров Борис Фёдорович

(14(26) декабря 1882 — после 1926) — русский (советский) военный руководитель, военный лётчик, подполковник русской армии (1916). На военной службе с 1900 г. Окончил Киевский кадетский корпус (1900), Константиновское

артиллерийское училище (1903), Михайловскую артиллерийскую академию (1911), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (1913). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн. В годы Гражданской войны в России в рядах РККА: заведующий авиацией при военном руководителе Северной группы и Петроградского района (с марта 1918), старший инженер Технического комитета Главного управления РККВВФ (с декабря 1918), начальник воздушной обороны г. Тулы (с июня 1919), г. Москвы (сентябрь—декабрь 1919). В послевоенный период на ответственных административных должностях в ВВС РККА. В 1926 г. необоснованно арестован и осуждён на 10 лет ИТЛ.

13 Янушевский Владимир Павлович (1897 — 20 июня 1937) — советский руководитель. Учился в Институте инженеров путей сообщения и военно-инженерном училище. В годы Гражданской войны в России: секретарь Моссовета (декабрь 1917 — июль 1918), член коллегии ВЧК (март 1918 — январь 1919), комиссар Главного управления РККВВФ (1919—1920). В послевоенный период на ответственных должностях в органах государственной безопасности, юстиции, на научной и хозяйственной работе. Необоснованно репрессирован (1937), реабилитирован (1990, посмертно).

14 Остапчук М.В. Противовоздушная оборона Москвы в 1918—1920 гг. // Вестник ПВО. 1960. № 5. С. 75.

15 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 8, 28.

16 Вестник ПВО. 1958. № 8. С. 36, 37.

17 Константинов А.У., Наземное В.П., Поляков Г. П. Ордена Ленина Московский округ ПВО. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1981. С. 19.

18 Шиуков (Шиукашвили) Алексей Владимирович (19 февраля (4 марта) 1893 — 9 декабря 1985) — российский (советский) военный лётчик, авиационный конструктор, писатель, подпоручик русской армии (1917), полковник Советской армии. На военной службе с августа 1914 г. Окончил школу авиации при Одесском аэроклубе (1913), Военную авиационную школу (1915), Московскую авиационную школу (1916). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России занимал руководящие должности в РККВВФ. В послевоенный период на командных,

административных и преподавательских должностях.

19 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 75.

20 Противовоздушная оборона страны (1914-1995 гг.). М., 1998. С. 34.

21 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1069. Л. 65.

22 Там же. Л. 13.

23 Там же. Л. 2.

24 См.: Остапчук М.В. Указ. соч. С. 75.

25 Полученные сведения носили предположительный характер.

26 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1069. Л. 36.

27 Там же. Л. 38.

28 Кондратьев ВХайрулин М. Указ. соч. С. 66.

29 РГВА. Ф. 37977. Оп. 3. Д. 5. Л. 3-12.

30 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 76.

31 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1093. Л. 6.

32 Левин Александр Алексеевич

(август 1896 — 23 февраля 1942) — советский военачальник, генерал-майор авиации (1940). На военной службе с 1916 г. Окончил 2 курса Петроградского лесного института, теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте (1916), Севастопольскую авиационную школу лётчиков (1917), КУВНАС при Военной академии имени М.В. Фрунзе (1927). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России: в составе РККА (с августа 1918): инструктор высшего пилотажа, заведующий полётной частью Московской авиашколы, помощник командира и командир авиационного отряда особого назначения (1919). С ноября 1919 г. — начальник Московской авиашколы. Помощник начальника воздушной обороны г. Москвы по авиации (1920). В послевоенный период на ответственных должностях в ВВС РККА. С июля 1940 г. — начальник управления военно-учебных заведений Главного управления ВВС Красной армии, с декабря — заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа. Необоснованно репрессирован (1942). Реабилитирован (1955, посмертно).

33 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 76, 77.

34 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 442.

35 Там же. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1093. Л. 96.

36 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 431.

37 Там же. Ф. 190. Оп. 6. Д. 21. Л. 337.

38 Там же. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1095. Л. 119, 120.

39 Там же. Д. 1094. Л. 11; Д. 1095. Л. 21. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.