Nil Ы
• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV
«АВИАЦИЯ ПРОТИВНИКА ПОНЕСЛА РЕШАЮЩЕЕ ПОРАЖЕНИЕ»
Советская истребительная авиация и противовоздушная оборона в вооружённом конфликте на р. Халхин-Гол: 1939 год
«THE ENEMY AIRCRAFT HAVE SUFFERED A TELLING DEFEAT»
Soviet fighter aviation and air defense in the armed conflict at the Khalkhin Gol River: 1939
Сведения об авторе. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье раскрываются действия истребительной авиации и организация противовоздушной обороны советской группировки войск в ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939 г.) при отражении внешней агрессии на Монгольскую Народную Республику.
Ключевые слова: Халхин-Гэл; истребительная авиация; зенитная артиллерия; противовоздушная оборона.
Information about author. Aleksei Lashkov - Senior Researcher at the Research Institute of Military History, RFAF General Staff Military Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper looks at the activity of fighter aircraft and organization of air defense by the Soviet troop grouping in the course of the armed conflict by the Khalkhin Gol River (1939) when repulsing the external aggression against the Mongolian People's Republic.
Keywords: Khalkhin Gol; fighter aviation; antiaircraft artillery; air defense.
Во второй половине 1930-х годов заметно обострилась военно-политическая обстановка в Центральной Азии, вызванная агрессивными планами милитаристской Японии и территориальными претензиями марионеточного государства Маньчжоу-Го1 к Монгольской Народной Республике (МНР). После ряда спровоцированных японским и маньчжурским военным руководством вооружённых приграничных инцидентов (1935—1936 гг.) командование Кван-тунской армии2 приступило к планомерному наращиванию группировки войск в приграничном с Монголией районе, в нижнем течении р. Халхин-Гол.
В СЛОЖИВШИХСЯ условиях советское правительство приняло меры, направленные на предупреждение агрессии в отношении своего союзника (МНР), а также на усиление безопасности дальневосточных границ Советского Союза. В дополнение к советско-монгольскому соглашению (1934 г.) 12 марта 1936 года между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи», предусматривавший оказание военной помощи Монголии в случае внешней агрессии. На территории МНР были размещены части и подразделения 57-го особого корпуса (ок) РККА (управление — г. Улан-Батор) под командованием комдива Н.В. Фекленко3. Тем не менее японская сторона продолжала совершать многочисленные нарушения государственной границы Монгольской Народной Республики. Готовясь к открытому вооружённому вторжению, руководство Квантунской армии сосредоточило в районе р. Халхин-Гол крупные воинские формирования. Их действия с воздуха обеспечивала авиационная группировка (355 самолётов), размещённая на территории Маньчжоу-Го4.
11 мая 1939 года японо-маньчжурский отряд (300 человек) при поддержке бронетехники атаковал 7-ю приграничную заставу МНР, спровоцировав тем самым начало вооружённого конфликта. С целью исключения завоевания японской авиацией оперативного господства в воздухе на театр военных действий (ТВД) из состава Забайкальского военного округа (ЗабВО) была переброшена 23-я авиабригада (командир — майор Т.Ф. Куцевалов5). В результате к концу мая численность самолётного парка советских воздушных сил в МНР (совместно с 100-й смешанной авиабригадой) достигла более 200 боевых машин. Общее руководство ВВС РККА на ТВД было возложено на начальника ВВС ЗабВО комкора В.И. Изотова6. Несмотря на периодические нарушения в первые дни конфликта японскими самолётами государственной границы Монголии, командир 57 ок в приказной форме потребовал не открывать по ним зенитного огня. В основе принятого решения в первую очередь лежали вопросы соблюдения маскировки позиций со-
в
И
_ А.Ю. ПАШКОВ. «Авиация противника понесла решающее поражение» • ЭК
ветских войск. Противовоздушное прикрытие наземных объектов было возложено на личный состав 150-го зенитного артиллерийского дивизиона (зенадн, командир — майор Парамонов) при участии зенитных подразделений Монгольской народно-революционной армии (МНРА).
Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) воинских частей (без средств связи) в полной мере не обеспечивала своевременного доведения до дежурных экипажей истребительной авиации (ИА) необходимой информации о налётах вражеских самолётов7. Положение усугублялось ещё и тем обстоятельством, что в составе ВВС РККА на ТВД она вообще не предусматривалась. Только с началом вооружённого конфликта в районе боевых действий были приняты меры по развёртыванию первой линии ВНОС (максимально приближенных к передовым позициям советско-монгольских войск). Её основу составили 25 наблюдательных постов (НП), расположенных на расстоянии 10—15 км друг от друга8. Для комплектования их личным составом были привлечены следующие подразделения: отдельная рота связи и телефонно-ка-бельная рота 57 ок, 20-я отдельная радиорота, пять отдельных рот связи (60, 64, 82, 85 и 597-я), 123-я отдельная рота ВНОС, две отдельные (123 и 139-я) и 756-я кабельно-шестовые роты, две отдельные телеграфно-эксплуатационные роты (672 и 673-я).
Вторая линия ВНОС, рассчитанная для тыловых районов войск, из-за отсутствия требуемого количества специалистов и средств связи в течение всего вооружённого конфликта организована не была9.
Боевая работа НП ВНОС регламентировалась специальной инструкцией, обязывавшей немедленно оповещать органы военного управления (ОВУ), воинские части, подразделения ИА (по проводной линии связи или путём радиосвязи с использованием пароля «Самолёт») обо всех полётах нашей авиации. В связи с недостаточной закрытостью информации противник легко перехватывал эти донесения, что позволяло ему оперативно корректировать действия своей авиации на ТВД. Вскоре инструкция была отменена10.
Первый воздушный бой (по данным японской стороны) состоялся 20 мая 1939 года. За короткий отрезок времени (до 31 мая) авиация 57 ок потеряла 17 самолётов. Для исправления создавшегося положения советская воздушная группировка в МНР подверглась серьёзной реорганизации. Вместо 100 и 23-й смешанных авиабригад были созданы соответственно истребительная (22 и 70 иап) и бомбардировочная (38 и 150 сбп) авиационные бригады11.
Одновременно в частях была налажена плановая лётная и боевая учёба, в штабе воздушной группировки — разработан пакет новых руководящих документов, определивших порядок борьбы с японской авиацией на основе полученного первичного боевого опыта.
Для прикрытия группировок войск, транспортной сети, аэродромов и других военных объектов дополнительно были привлечены подразделе-
Боевой расчёт ЗПУ
ния зенитной артиллерии (ЗА), в т.ч. отдельный зенитный артиллерийский дивизион 6-й кавалерийской бригады, 37-й отдельный зенадн, два зенадн (67 и 150-й) и 64-я зенитная артиллерийская батарея (зенабатр). В дальнейшем процесс наращивания сил и средств советской ЗА на территории Монголии продолжился. В начале июня в район вооружённого конфликта прибыла 3-я батарея 66 озенадн (командир — старший лейтенант Шахалошвилли)12 с задачей — обеспечить прикрытие центральной переправы через р. Халхин-Гол. Личный состав батареи успешно её решил, уничтожив в один из дней два самолёта противника13.
Тем временем обстановка на ТВД потребовала смены руководства 57-го особого корпуса, а также значительного усиления его воздушных сил.
1 июня в район конфликта прибыла большая группа лётного состава ВВС РККА (24 лётчика-истребителя и 4 лётчика-бомбардировщика), получившего боевой опыт в небе Испании и Китая (в т.ч. шесть Героев Советского Союза)14, во главе с заместителем начальника Управления ВВС РККА комкором Я.В. Смушкевичем15.
Вместо комдива Н.В. Фекленко командиром корпуса был назначен комдив (с 31 июля — ком-кор) Г.К. Жуков, начальником штаба — комбриг М.А. Богданов. Новым командующим ВВС и членом военного совета ЗабВО стал комдив А.Т. Шаронов, начальником ВВС корпуса — Герой Советского Союза полковник А.И. Гусев16.
В своей директиве от 12 июня нарком обороны СССР потребовал от лётного состава 57 ок «не уклоняться от боя с японской авиацией, как это было до последнего времени, а быть готовым к серьёзным боевым схваткам с японской авиацией и принять меры к прикрытию с воздуха своих баз, аэродромов и войск»17.
Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей МНРА из Читы в район р. Халхин-Гол прибыл командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией командарм
2 ранга Г.М. Штерн. Одновременно было создано
Объединённое советско-монгольское командо-
вание с представительством в нём маршала МНР
X. Чойбалсана18.
По Транссибирской железнодорожной маги-
страли в район г. Улан-Удэ, затем — на террито-
ЛОКАЛЬНЫЕ ВОИНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
рию Монголии началась дополнительная переброска советских войск (в т.ч. подразделений войск ПВО). Одновременно в структуре ЗА на ТВД произошли определённые изменения. Одна из батарей 153 зенадн ПВО г. Улан-Батор была передислоцирована в Ундур-Хан (290 км к востоку от столицы МНР), зенитная батарея 36-й стрелковой дивизии (сд) возвращена в пункт постоянной дислокации — на приграничную железнодорожную станцию Дзамын-Удэ19 на юго-востоке страны. Из Союза дополнительно прибыли 266-й отдельный зенадн и зенитная батарея 36 сд. В этот период ИА корпуса продолжала базироваться на полевых аэродромах Тамцак-Булак и Баин-Тумэн.
Для организации прикрытия стыка между войсками ЗабВО и частями 57 ок потребовалось усовершенствовать систему ПВО группировки советско-монгольских войск в зоне вооружённого конфликта. В состав её первого эшелона (восточный выступ от Тамцак-Булак до Баин-Ту-мэн, 70—120 км от границы) предлагалось включить три зенабатр РККА, один зенадн МНРА и два истребительных авиаполка (22 и 70-й). Второй эшелон должен был быть усилен тремя зенабатр РККА, южный участок (от Солонкер до Югодзирь) — двумя зенитными батареями20.
В первые месяцы конфликта подразделения ЗА преимущественно решали задачи по организации прикрытия от ударов японской авиации наземных объектов, переправ через р. Халхин-Гол,
Зенитный пулемётный расчёт
командного пункта 57 ок, аэродромных узлов, танковых групп и артиллерии.
Советская авиация в первую очередь стремилась нанести максимальный урон живой силе противника, ослабить его воздушную группировку (на земле и в воздухе), разрушить военную инфраструктуру в зоне боевых действий. С этой целью 17 июня три эскадрильи 22 иап провели штурмовку позиций японских войск на маньчжурской территории, подвергнув пулемётному обстрелу транспортный узел Халун-Аршан21.
22 июня над оз. Буир-Нур состоялся первый крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовали 105 советских самолётов (56 И-16 и 49 И-15) и более 120 — с японской стороны22. В ходе боя наши потери составили 17, японские —
10 летательных аппаратов23.
По данным советской разведки, в районе вооружённого конфликта противник сосредоточил до 150 истребителей типа И-96, И-97 и 10 самолётов-разведчиков типа Р-97 (Хайларский аэроузел)24. С целью завоевания оперативного превосходства в воздухе 27 июня японская авиация (104 самолёта) совершила групповые налёты на аэродромы 22 и 70 иап. В результате наши потери (крупнейшие в ходе всего конфликта) составили 22 истребителя (9 И-15бис и 13 И-16),
11 человек погибли, 20 — получили ранения25. Потери японской стороны ограничились лишь шестью самолётами.
Создавшееся положение заставило комкора Я.В. Смушкевича обратиться к наркому обороны СССР Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову с просьбой срочно отправить в район р. Халхин-Гол два истребительных авиационных полка, вооружённых самолётами И-16. В боях с японской авиацией устаревшие истребители И-15 заметно уступали неприятельским И-97 и требовали скорейшей замены26. Также принимались меры по вводу в строй новых истребителей И-153 «Чайка»27.
К 1 июля общая численность парка ВВС РККА в МНР достигла 280 самолётов (в т.ч. 140 истребителей), противник располагал лишь 100—110 боевыми машинами28. К этому времени командованию ВВС 57 ок удалось оборудовать сеть передовых аэродромов (включая ложные). Руководство по обеспечению боевой деятельности
А.Ю. ПАШКОВ. «Авиация противника понесла решающее поражение» •
Командный пункт советских ВВС Парад монгольских зенитных подразделений
авиации на каждом аэродроме (площадке) возлагалось на коменданта, в распоряжении которого находились все имевшиеся силы и средства обеспечения. Он также отвечал за охрану аэродрома (площадки), организацию его противовоздушной обороны и химической защиты.
Тем временем японское командование приступило к проведению операции «Второй период номонханского инцидента». В ночь со 2 на 3 июля войска генерал-майора А. Кобаяси форсировали р. Халхин-Гол и после ожесточённого боя захватили на её западном берегу гору Баян-Цаган (в 40 км от маньчжурской границы). Сосредоточив на захваченном плацдарме основные силы, японцы в короткий срок возвели фортификационные сооружения для организации эшелонированной обороны. В дальнейшем планировалось нанести удар в тыл группировки советских войск, оборонявшей восточный берег р. Халхин-Гол, с целью отрезать её от основных сил РККА и полностью уничтожить.
Действия японских частей активно поддерживались с воздуха бомбардировочной авиацией. Огнём нашей ЗА и атаками истребителей удалось сбить шесть вражеских аппаратов. За время воздушных боёв (2—6 июля) японцы потеряли 32 самолёта (потери ВВС РККА составили 20 боевых машин). В последующий период (6—12 июля) советско-монгольской авиацией и зенитным артиллерийским огнём был сбит 61 японский самолёт (захвачены в плен 12 неприятельских лётчиков)29.
Для улучшения системы руководства советскими войсками на ТВД в соответствии с приказом НКО СССР от 19 июля 1939 года № 0036 управление 57 ок было переформировано в управление 1-й армейской группы (АГ, командующий — комдив Г.К. Жуков). Руководителем ВВС 1 АГ стал полковник А.И. Гусев, командующим ИА — майор И.А. Лакеев30.
В то же время противник сосредоточил в районе р. Халхин-Гол две авиационные бригады (148 самолётов)31. Заметно возросла мощь и советской авиации (была пополнена свежими силами, в т.ч. 10 лучшими лётчиками Балтийского и Черноморского флотов).
Второй крупный воздушный бой состоялся 21 июля в районе озёр Харинт-Нур, Ташагай-Нур, Хуху-Усу-Нур, Хуху Ундур Боб, горы Баин-Хошу
и севернее её (на территории противника) с участием 157 советских самолётов (95 И-16, 62 И-15бис 22 и 70 иап) и 40 японских истребителей. Авиации противника удалось сбить шесть наших И-15бис, потеряв при этом три своих аппарата32. По докладу Я.В. Смушкевича наркому обороны СССР «воздушный бой не дал нам победу. Противник использовал ряд недочётов, допущенных нашим лётным составом, особенно плохое взаимодействие И-15 с И-16»33. В ходе боя командир 2-й эскадрильи 22 иап старший лейтенант В.Ф. Скобарихин34 совершил первый среди советских лётчиков на Халхин-Голе воздушный таран35, выйдя из него победителем (29 августа 1939 г. удостоен звания Героя Советского Союза).
Имея определённое преимущество в воздухе, неприятельские самолёты продолжали бомбить военные объекты на территории Монголии. Этот факт, в частности, подтверждала оперативная сводка штаба 1 АГ от 25 июля 1939 года: «Противник держит инициативу в своих руках на зем-
Пленный японский лётчик
Hil
• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
Сбитый в небе Монголии японский бомбардировщик типа Ki-21
ле и в воздухе. Его бомбардировщики группами 3—6 самолётов непрерывно бомбили огневые позиции артиллерии, переправы, тылы и КП... Наша авиация благодаря удалению аэродромов запаздывает, действует накоротке, оставляя большую часть дня поле боя за противником. Приняты меры по переводу значительной части авиации на передовые аэродромы с 26 июля»36. Их предусматривалось приблизить к линии фронта на расстояние 20—25 км. Одновременно начальник Генштаба КА командарм 1 ранга Б.М. Шапошников потребовал прикрыть силами зенитной артиллерии все наши переправы через р. Халхин-Гол, на правый берег которой шла переброска подразделений и частей советско-монгольских войск. С целью усиления группировки ПВО в зону боевых действий в период с 23 июля по 9 августа были переброшены два зенитных артиллерийских полка (85 и 191-й). До этого времени основу противовоздушной обороны на ТВД составляли три отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (63, 66 и 150-й), два зенитных артиллерийских дивизиона 85 зенап37 и две отдельные зенабатр (36 и 57-я38)39 — всего 16 батарей.
Одновременно значительно возросла интенсивность действий советских ВВС. 29 июля ИА дважды вступала в бой с авиацией противника, нанеся ему ощутимые потери. Так, лётчики 22 иап уничтожили на земле 19 И-97 и сбили в воздухе семь самолётов этого типа. Зенитная артиллерия преимущественно нацеливалась на борьбу с вражеской бомбардировочной авиацией и на организацию защиты
Советский истребитель И-16
баз снабжения. В частности, 3 августа для прикрытия одной из них в районе Баин-Тумен были развёрнуты позиции двух зенитных батарей (85 зенап)40. Воздушная группировка 1 АГ (включая 7 самолётов монгольской авиаэскадрильи) превосходила аналогичную японскую в 1,6 раза, при этом парк ИА (22, 56 и 70 иап) вырос до 311 самолётов.
17 августа командующий 1-й армейской группой комкор Г.К. Жуков подписал боевой приказ за № 0068 о проведении наступательной операции по окружению и уничтожению японской группировки войск на восточном берегу р. Халхин-Гол. Истребительной авиации предписывалось надёжно прикрывать действия скоростных бомбардировщиков (СБ), свои наземные части, а также быть в готовности подвергнуть бомбоштурмовым ударам резервы противника. Начальник ПВО армейской группы должен был «прикрыть действия войск и переправы: двумя дивизионами — южную группу, двумя — центральную и двумя — северную»41. Для решения этой задачи (к 19 августа) было задействовано 15 зенитных батарей42.
20 августа советско-монгольские войска перешли в наступление. Днём ранее по позициям противника были нанесены массированные воздушные удары силами 150 (по другим данным, 153) бомбардировщиков СБ под прикрытием 144 истребителей. Одновременно штурмовые авиагруппы (46 самолётов И-16) подавили огонь японской зенитной артиллерии43.
В ходе подготовки и проведения операции советская ЗА использовалась на широком участке фронта. Противовоздушному прикрытию подлежала территория площадью более 1000 км2, однако зенитные средства могли обеспечить решение поставленной задачи лишь на 60 проц. В этой связи особое внимание было уделено защите отдельно выбранных важных объектов (с привлечением зенитных дивизионов). Широкие интервалы между батареями (7—8 км) при организации боевых порядков внутри дивизионов не обеспечивали многослойности огня, более того, огневую связь имели, как правило, лишь две зенитные батареи. В целом боевой порядок созданной зенитно-ар-тиллерийской группы (ЗАГ) был линейным, и, соответственно, боевые порядки дивизионов были линейными и на широких интервалах — удалённость фланговых зенитных дивизионов от штаба группы достигала 30—35 км44. К этому времени ЗАГ имела в своём составе следующие подразделения: один зенадн 85 зенап, 150 зенадн, 5 зе-надн 191 зенап (приданная к нему 66 зенабатр), дивизион (в составе 63-й отдельной зенабатр и зенитная батарея 57-й стрелковой дивизии)45.
Имевшиеся просчёты отдела ПВО 1 АГ накануне операции исключили тесное взаимодействие ИА и ЗА в ходе её проведения. Это, безусловно, снизило эффективность боевой работы зенитной артиллерии. Так, 29 августа наши зенитчики открыли огонь по вражеской групповой цели (25 истребителей и 9 бомбардировщиков), однако неожиданно в бой с самолётами противника вступила группа советских истребителей. Зенитный огонь был прекращён, и противник сумел без потерь уйти в расположение своих войск.
в
И
А.Ю. ПАШКОВ. «Авиация противника понесла решающее поражение» • ЭК
Несмотря на это обстоятельство, зенитчики показали высокий уровень боевой выучки и слаженности в работе. В зоне их огня японские лётчики, не долетая до объектов, сбрасывали бомбы и поворачивали обратно, стремясь выйти из-под обстрела, или в ущерб основной задаче начинали совершать противозенитный манёвр. Боевые действия зенитной артиллерии и выполнение ею поставленных задач военным советом 1 АГ в целом были оценены на «хорошо».
Для своевременного обнаружения воздушного противника на ТВД комкором Г.К. Жуковым была утверждена новая «Инструкция постам ВНОС». Материально-техническое обеспечение указанных постов возлагалось одновременно на авиационные и сухопутные части. Общее руководство службой ВНОС осуществлял штаб ВВС 1-й армейской группы (через 7-й отдел штаба и начальника связи). Для организации охраны некоторым постам ВНОС придавались бронемашины46.
Ввиду отсутствия на самолётах-истребителях командных радиостанций (рации стояли только на бомбардировщиках и отдельных штурмовиках типа Р-5Ш) было принято решение организовать на передовых постах ВНОС пункты наведения, с которых при помощи сигнальной связи (с использованием комплектов сигнальных полотнищ и стрел наведения) осуществлялось целеуказание экипажам истребителей, находившимся в воздухе. В целом 9 из 25 постов ВНОС были оборудованы такими пунктами наведения.
Все элементы системы управления ПВО связывались между собой линиями проводной связи, вдоль которых располагались подразделения охраны и аварийные команды; для дублирования проводной связи были подготовлены все имевшиеся радиосредства, но они бездействовали из соображений радиомаскировки. Для скрытого управления частями были разработаны переговорные таблицы и условные позывные должностных лиц. Имелась единая кодированная карта района боевых действий, разбитая на квадраты, пронумерованные трёхзначными цифрами.
21 августа японские ВВС попытались совершить очередной массированный налёт на советские аэродромы, задействовав для этой цели 41 бомбардировщик под прикрытием 88 истребителей. Противник был своевременно обнаружен нашими постами ВНОС, на перехват ему вылетели советские истребители. В 15—20 км к северу отТамцаг-Булака развернулся крупный воздушный бой, в котором участвовало 184 самолёта ВВС РККА и 120 японских боевых машин (потери: 13 самолётов противника и 5 наших истребителей)47.
В боевой обстановке впервые были опробованы реактивные снаряды РС-82, установленные на истребителях И-16 авиагруппы (командир — капитан Н.И. Звонарёв48), организационно включённой в состав 22-го истребительного авиаполка. Применение реактивных снарядов в воздушном бою против неприятельских истребителей и бомбардировщиков полностью себя оправдало. По сравнению с другими средствами РС-82 оказались наиболее мощным видом авиационного вооружения, безопасным в обращении, безотказным в бою. После событий на
Старший лейтенант В. Скобарихин в кабине своего И-16
Халхин-Голе реактивные снаряды поступили на вооружение самолётов-штурмовиков и бомбардировщиков ВВС РККА.
31 августа советско-монгольские войска завершили разгром окружённой наземной группировки противника. За время наступательной операции общие потери японской авиации составили 57 летательных аппаратов.
В период с 22 мая по 15 сентября 1939 года советская авиация выполнила 20 524 самолётовылета, из них только в течение августа—сентября — 14 458 (более 70 проц.). 18 509 боевых вылетов (90 проц.) пришлись на долю истребителей49.
Из доклада комкора Я.В. Смушкевича Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову (28 августа) следовало, что «наша авиация, особенно истребительная, в период операции действовала очень интенсивно и напряжённо. Как правило, истребители делали по 5—8 боевых вылетов в день... Авиация противника понесла решающее поражение»50.
16 сентября комкор Г.К. Жуков подписал приказ войскам 1 АГ за № 082/п о прекращении военных действий, определив тем самым завершение одного из крупных вооружённых конфликтов в Центральной Азии в первом периоде Второй мировой войны.
По оценке командования ВВС 1-й армейской группы, противник в боях на Халхин-Голе потерял 646 самолётов, из которых 588 (529 истребителей, 42 бомбардировщика и 17 разведчиков) были сби-
Японский аэродром
ЛОКАЛЬНЫЕ ВОИНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
ты в воздушных боях и ещё 58 (35 истребителей, 2 бомбардировщика, 15 разведчиков и 6 транспортников) уничтожены при налётах на аэродромы51.
Огнём зенитной артиллерии уничтожены ЗЗ52 (по другим данным, 2753) самолёта противника (из числа тех, что были заактированы — оформлены акты об уничтожении). За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм свыше 100 зенитчиков-артиллеристов 1-й армейской группы были награждены орденами и медалями СССР.
Безвозвратные потери советских ВВС составили 258 самолётов (из них в боевых условиях — 209 машин)54. Наибольшее количество потерь понесла истребительная авиация, вынесшая основную тяжесть борьбы в воздухе. Был утрачен 161 самолёт (77,7 проц.). 28 советским лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза, а С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко и Я.В. Смушкевич были удостоены этого звания вторично, став первыми дважды Героями Советского Союза.
Одним из результативных советских лётчиков был признан старший лейтенант В.Г. Рахов, лётчик-испытатель НИИ ВВС. За три месяца пребывания в зоне боевых действий он (по советским данным) сбил лично восемь японских самолётов и ещё шесть в составе группы. При возвращении на свой аэродром 27 августа отважный пилот получил смертельное ранение при зенитном обстреле его истребителя. Он скончался 29 августа и в этот день был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно)55.
В октябре 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о выводе частей 1 АГ с восточной границы МНР. Исходя из возможности возобновления боевых действий со стороны Квантунской армии, в районе бывшего ТВД (Матат Сомон, Тамцак-Булак, Хамар-Даба) были оставлены в числе сухопутных войск один зенитный артиллерийский дивизион, по линии ВВС — три истребительных авиаполка56.
Полученный в ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол боевой опыт имел большое значение для дальнейшего развития истребительной авиации ВВС и войск противовоздушной обороны Красной армии накануне Великой Отечественной войны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Маньчжоу-Го — марионеточное государство (империя), образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии; существовало с 1 марта 1932 по 19 августа 1945 г.
2 Кванту некая армия — оперативно-стратегическое объединение войск императорской армии Японии в Маньчжурии в годы Второй мировой войны. Сформирована в
1931 г. на базе гарнизона Квантунской области, полностью разгромлена Красной армией во время Советско-японской войны 1945 г.
3 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол. Май — сентябрь 1939 г.: документы и материалы. М.: Но-валис, 2014. С. 4.
4 Кондратьев В.И. Битва над степью: авиация в советско-японском вооружённом конфликте на реке Халхин-Гол. М.: Русские витязи, 2008. С. 9.
5 Куцевалов Тимофей Фёдорович (21 января 1904 — 6 января 1975) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1941), Герой Советского Союза (1939). На военной службе с февраля 1926 г. Окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС (1927), Качинскую авиационную школу (1928), Высшие академические курсы при Высшей военной академии (1952). Проходил службу на различных командных должностях. С апреля 1939 г. командир 23-й смешанной авиабригады. Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (МНР): в прежней должности (май—июль 1939 г.), командир 56-го истребительного авиаполка (июль—сентябрь 1939 г.), командующий ВВС 1-й армейской группы (с сентября 1939 г.). Командующий ВВС Забайкальского и Ленинградского военных округов (1940—1941). В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Северо-Западного фронта (с мая 1942 г. — 1 ВА), Забайкальского фронта (с августа 1942 г. — 12 ВА). В послевоенный период на различных командных должностях в ВВС. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ по авиации (1955—1959). С сентября 1959 г. в отставке.
6 Изотов Владимир Иванович (24 апреля 1903 — 31 мая 1966) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. На военной службе с ноября 1919 г. Окончил курсы красных командиров в г. Воронеже (1920), военную школу в г. Иваново-Вознесенске (1925), Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе (1930), КУНС при ВВА РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1930), 1-ю военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова (1932), Высшую военную академию Генерального штаба РККА (1937). Командующий ВВС Забайкальского, позднее — Орловского военных округов (1937—1940). Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (МНР). С октября 1940 г. командир 1-го авиакорпуса дальнебом-бардировочной авиации. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командующего 2 и 5 ВА, заместитель начальника, начальник штаба 8 ВА. После войны на командных должностях в ВВС (1945—1959), старший преподаватель Военной академии ГШ ВС СССР (1959—1965). С ноября 1965 г. в запасе.
7 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол. Май — сентябрь 1939 г.: документы и материалы. С. 59.
8 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 56. Д. 82. Л. 62.
9 Там же.
10 Там же. Л. 63.
11 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 18.
12 РГВА. Ф. 33113. On. 1. Д. 676. Л. 276, 277.
13 Агеев Н.В. Взгляды на противовоздушную оборону войск в межвоенный период (1921—1941 гг.): монография. М., 2007. С. 59.
14РГВА. Ф. 37977. On. 1. Д. 38. Л. 158.
15 Смушкевич Яков Владимирович (14 апреля 1902 — 28 октября 1941) — советский военный деятель, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939), генерал-лейтенант авиации (1940). На военной службе с 1918 г. Окончил Качинскую военную школу лётчиков (1931), Курсы усовершенствования начсостава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе (1937). Участник Гражданской войны в России, Национально-революционной войны испанского народа (1936—1939). С июня 1937 г. заместитель начальника ВВС РККА, с сентября 1939 г. — исполняющий должность командующего ВВС Киевского особого военного округа. В ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): командующий ВВС 57-го особого корпуса (с июля 1939 г.
— 1-й армейской группы) (май—август 1939 г.). Начальник ВВС РККА (ноябрь 1939 — август 1940 г.). С августа 1940 г.
— генерал-инспектор авиации Красной армии, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генерального штаба КА по авиации. Необоснованно репрессирован (1941). Реабилитирован (1954, посмертно).
16 Гусев Александр Иванович (24 августа 1910 — 26 июля 1978) — советский военный лётчик, генерал-майор авиа-
в
И
А.Ю. ПАШКОВ. «Авиация противника понесла решающее поражение» • ЭК
ции, Герой Советского Союза (1938). На военной службе с ноября 1928 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА (1930), 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР (1931), КУКС при Академии Генерального штаба РККА (1939), Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова (1948), военно-исторический факультет той же академии (1954). Проходил службу в лётных частях ВВС Белорусского военного округа. Участник Национально-революционной войны испанского народа (1936—1939): командир эскадрильи и группы истребителей. Помощник командира 59-й истребительной авиабригады ВВС Ленинградского ВО (май 1938 — февраль 1939 г.). В ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): командующий ВВС 1-й армейской группы. С сентября 1939 г. — заместитель командующего ВВС Белорусского особого ВО. Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): заместитель командующего ВВС 8-й, позднее — 15-й армий. Командующий ВВС Одесского военного округа (апрель—октябрь 1940 г.), командир ряда авиационных дивизий (с октября 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны: командир авиационных дивизий ВВС, позднее — ПВО (июнь 1941 — август 1944 г.), заместитель командующего 1-й воздушной истребительной армией ПВО (с августа 1944 г.). В послевоенный период на различных командных должностях в ВВС. С декабря 1960 г. в запасе.
17 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 438.
18 Там же. С. 6.
19 Там же. С. 100.
20 Там же. С. 101.
21 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 20.
22 Там же. С. 21.
23 Там же. С. 25.
24 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 125.
25 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 29.
26 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 134.
27 На заседании Главного военного совета РККА 15 июля 1939 г. было принято решение об отправке (после устранения выявленных дефектов) в состав 57-го особого корпуса (1-й армейской группы) 60 самолётов типа И-153 «Чайка».
28 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 31, 32.
29 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С.202.
30 Лакеев Иван Алексеевич (23 февраля 1908 — 15 августа 1990) — советский военный лётчик, генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1937). На военной службе с июня 1931 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА (1931), 14-ю Энгельсскую военную школу лётчиков (1933), Курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при ВВА (1947), Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова (1952). Проходил службу в лётных частях ВВС Московского и Белорусского военных округов. Участник Национально-революционной войны испанского народа (1936—1939): командир эскадрильи. Командир 68-й истребительной эскадрильи, позднее — 16-го истребительного авиаполка (сентябрь 1937 — декабрь 1938 г.), исполняющий должность начальника отдела ИА Главного управления ВВС РККА (с декабря 1938 г.). В ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): командир истребительного авиаполка, заместитель командующего ВВС 57-го особого корпуса (с июля 1939 г. — 1-й армейской группы) по ИА. Заместитель командующего ВВС Киевского особого военного округа по ИА (сентябрь—октябрь 1939 г.). Участник Советско-финляндской войны (1939—1940). Заместитель генерал-инспектора ВВС Красной армии. С марта 1941 г. заместитель командира 14-й смешанной авиадивизии ВВС Киевского особого военного округа. В годы Великой Отечественной войны: в прежней долж-
ности, заместитель командующего ПВО Юго-Западного фронта по ИА (1941), командир 524-го истребительного авиационного полка (январь 1942 — март 1943 г.), 235-й истребительной авиадивизии (с августа 1944 г. — 15-я гвардейская истребительная авиационная дивизия). В послевоенный период на командных должностях в ВВС. С 1955 г. в запасе.
31 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 38.
32 Там же. С. 39.
33 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С.222.
34 Скобарихин Витт Фёдорович (25 июня 1910 — 25 августа 1989) — советский военный лётчик, полковник, Герой Советского Союза (1939). На военной службе с мая 1931 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, 14-ю военную школу лётчиков в г. Энгельсе (1933). Проходил службу в должностях лётчика 92-го разведывательного авиаотряда Забайкальского военного округа (1933—1936), командира звена, позднее отряда 21-й истребительной эскадрильи (1936—1938), заместителя командира, затем командира эскадрильи 22-го истребительного авиаполка (с 1938). Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): в прежней должности. Инспектор по технике пилотирования ВВС 1-й армейской группы, ВВС Сибирского и Забайкальского округов, командир 64-го штурмового авиаполка (1940—1942). В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности, заместитель командира 89-й штурмовой авиационной дивизии (с августа 1942 г.), 10-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии (с января 1944 г.). В послевоенный период проходил службу в ВВС. Командир истребительной авиадивизии в Прикарпатском военном округе (1948). В составе Центрального и Московского городских комитетов ДОСААФ (1948-1954). С 1954 г. в отставке.
35 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 34.
36 Там же. С. 231,232.
37 Остальные два дивизиона выполняли боевую задачу по прикрытию объектов тыла в глубине расположения наших войск Ц Агеев Н.В. Указ. соч. С. 61.
38 Эти батареи 36 и 57 сд были оперативно подчинены командиру зенитно-артиллерийской группы // Там же.
39 РГВА. Ф. 33113. Оп. 1. Д. 676. Л. 276.
40 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 264, 275.
41 РГВА. Ф. 32113. Оп. 1. Д. 670. Л. 34.
42 Там же. Д. 676. Л. 276.
43 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 50.
44 Агеев Н.В. Указ. соч. С. 62.
45 РГВА. Ф. 32113. Оп. 1. Д. 677. Л. 19.
46 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 82. Л. 63.
47 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 52.
48 Звонарёв Николай Иванович (1911—?) — советский военный лётчик, полковник. На военной службе с января 1931 г. Окончил Одесскую школу военных лётчиков (1934). Проходил службу в должностях лётчика-испытателя 116-й авиационной эскадрильи особого назначения (1934— 1937), командира отряда испытательного авиаполка НИИ АВ ВВС (с 1937). Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939), Советско-финляндской войны (1939— 1940), Великой Отечественной войны (1941—1945). В дальнейшем на лётно-испытательной работе.
49 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 64.
50 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 377.
51 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 65.
52 Агеев Н.В. Указ. соч. С. 140.
53 Действия 1-й Армгруппы в Халхин-Гольской операции. М.: Воениздат, 1940. С. 36.
54 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 66.
55 Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 2. М., 1988. С. 349.
56 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол... С. 424, 425. ■