ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX— XX^M
ШЕВЧЕНКО Сергей Иванович — заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по воспитательной работе — начальник управления воспитательной работы ВВС, генерал-
лейтенант (119160, г. Москва, К-160, Главный штаб ВВС)
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х
ГОДОВ
Опыт учений и боевой практики, полученный советскими лётчиками в ходе Национально-революционной войны испанского народа 1936—1939гг., Японо-китайской войны (1937—1945гг.), при ведении боевых действий в районе озера Хасан (1938г.), на реке Халхин-Гол (1939г.) и в Советско-финляндской войне 1939—1940гг., значительно пополнил тактический арсенал истребительной авиации ВВС СССР.
Первым серьёзным боевым испытанием для Военно-воздушных сил РККА явилась Национально-революционная война в Испании. Советский Союз поставил с 1936 по 1939год республиканскому правительству 548самолётов различных типов. Воевали на них в основном советские лётчики-добровольцы. Широко были известны имена Я.В.Смушкевича1 — советника при командующем республиканской авиацией, а также лётчиков-истребителей И.И.Копца, П.В.Рычагова, А.К.Серова, С.Ф.Тархова, С.А.Черных и многих других. Хотя республиканские формирования ВВС в отличие от франкистских2 были интернациональными, со временем общим языком для всех стал испанский, а единой тактикой — тактика советской авиации. В то время одной из основных задач, стоящих перед республиканской авиацией, являлась борьба за господство в воздухе. Решалась она, как правило, силами истребительной авиации. При этом многое зависело от качества авиационной техники и степени лётной выучки пилотов. Боевая практика показала, что советские лётчики и самолёты могли достойно противостоять немецким.
Так, истребитель И-15 применялся в Испании как многоцелевой самолёт3, совмещающий функции штурмовика и разведчика. Для его базирования хватало небольшой площадки с любым видом покрытия. Простой в управлении и очень живучий, И-15 мог без особых проблем взлетать в любой ситуации, выдерживать длительный и напряжённый воздушный бой. Например, были зарегистрированы случаи, когда И-15 возвращались с 80пробоинами, с пробитыми цилиндрами мотора или когда после тяжелейшей аварии в ходе вынужденной посадки лётчик оставался живым благодаря нижнему крылу. Самолёт к тому же отличался великолепной манёвренностью. И когда в небе встречались И-15 и его основные противники Не-45, Не-46, Aero А-101, Do-89, Fokker F-7, -12, последним уже было не до выполнения боевой задачи4. Единственным типом самолёта, который мог реально отразить атаки истребителя И-15, являлся только Ju-52. Этот трёхмоторный самолёт был вооружён пулемётом МG-15 калибра 7,92-мм в верхней турели и в некоторых случаях ещё несколькими аналогичными огневыми точками в фюзеляже. Остальные бомбардировщики, из-за слабости их вооружения, франкисты использовали в очень плотных боевых порядках. Обычно, чтобы разбить его, республиканцы применяли удар с пикирования истребителей И-165, одиночные же машины становились затем лёгкой добычей И-15. Благодаря подобной тактике превосходство в воздухе начало переходить на сторону республиканской
авиации, и воздушные налёты на Мадрид стали редкостью. По свидетельству английской газеты «Манчестер Гардиан», «германские и итальянские самолёты просто отгонялись прочь»6 советскими истребителями И-16.
Эти самолёты первоначально использовались республиканским командованием для патрулирования на малой высоте, что давало моральный эффект и являлось хорошим тактическим приёмом, так как атака снизу для бомбардировщиков противника была почти всегда смертельна. Исключением являлся новейший немецкий цельнометаллический бомбардировщик Не-111, имевший не только довольно большую скорость, но и вращающуюся верхнюю пулемётную турель, благодаря чему секторы обстрела заметно расширились. Кроме того, самолёт уже проектировался с учётом полученного в Испании боевого опыта. Особое внимание было уделено защите бомболюков, двигателей и топливных баков. В результате устанавливавшийся на И-16 7,62-мм скорострельный авиационный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932года (ШКАС) не мог причинить «хейнкелю» больших повреждений. Так что единственным приёмом, приносившим успех, стало пикирование на «хейнкель» с передней полусферы до одной высоты полёта с ним и расстрел незащищённых радиаторов или экипажа, находившегося в большой застеклённой кабине. Однако атака в лоб требовала от пилота И-16 большого мужества и мастерства, если учесть, что ограниченный боезапас не оставлял шансов для повторной атаки. К тому же по истребителю открывали огонь сразу два стрелка, находившиеся в Не-111, поэтому на подобные атаки решались только хорошо подготовленные лётчики.
Борьба с массированными налётами авиации мятежников шла следующим образом. Поскольку их бомбардировщики шли группами по 40—50машин и каждая сопровождалась истребителями прикрытия, республиканские истребительные авиационные эскадрильи строились в определённый боевой порядок: делились на три группы, первые две связывали боем вражеский конвой, третья наносила удар по бомбардировщикам.
При отсутствии радиосвязи управление группой, звеном командир осуществлял личным примером. При встрече с противником на встречных курсах первый лётчик звена И-15, увидевший противника, поворачивал самолёт в сторону от него, затем следовали боевой разворот всем звеном, набор высоты в сторону противника и атака сверху.
В небе Испании сложилась ситуация, повторявшаяся впоследствии неоднократно: в воздушных боях сталкивались самолёты разных поколений — и устаревшие, и новые. При этом тактически грамотные лётчики стремились использовать преимущества своей боевой машины в тех видах боя, в которых она могла соперничать с самолётами противника на равных. Пилоты немецких Ме-109 умело использовали скорость для внезапного нападения и уходили после первой атаки вне зависимости от того, удалось сбить противника или нет. Лётчики, пилотировавшие И-15, старались затянуть их в манёвренный бой, дабы выполнить разворот в горизонтальной плоскости и, используя его меньший радиус, оказаться позади вражеской машины. В групповом бою и в невыгодных для себя условиях «ишаки» обычно выстраивались в оборонительный круг. Подобную оборонительную тактику использовали позднее и лётчики И-16. С поступлением в Испанию модернизированных И-16, вооружённых 20-мм пушками, эта тактика применялась всё реже, так как теперь можно было относительно легко поражать Ме-109.
Когда в январе 1938года в составе легиона «Кондор» появились Ме-109Е с трёхлопастным винтом изменяемого шага и 20-мм пушкой, превосходившие И-16 всех модификаций по всем параметрам, ситуация кардинально изменилась. В схватке с такими истребителями лётчики И-16 могли надеяться лишь на удачу и своё мастерство. При атаке приходилось выполнять только
половину виража, переходить в пикирование и, разгоняясь, создавать реальную угрозу для противника. Однако, обладая достаточно высокой скоростью, Ме-109 имели большую свободу в вертикальном маневре, им удавалось уходить из-под атаки и перехватывать инициативу в воздушном бою, поэтому, если лётчик И-16 не достигал успеха в первой атаке, повторить её было весьма сложно.
В Испании, как и в годы Первой мировой войны, большое влияние на исход воздушных боёв оказывали асы: примерно 10проц. лётчиков-истребителей сбили 75проц. общего числа уничтоженных самолётов. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Смушкевич Яков Владимирович [1(14) апреля 1902 — 28 октября 1941] — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). В 1936—1937гг. добровольцем участвовал в Национально-революционной войне испанского народа на стороне республиканского правительства, руководил противовоздушной обороной Мадрида; с 1937г. — заместитель начальника Управления ВВС Красной армии (КА). В 1939г. командовал авиацией, действовавшей против японских войск в районе р.Халхин-Гол (МНР). Начальник ВВС КА (ноябрь 1939 — август 1940), генерал инспектор ВВС КА (август—декабрь 1940), помощник начальника Генштаба РККА по авиации (декабрь 1940 — июнь 1941). Репрессирован в 1941 г. Посмертно реабилитирован (1954).
2 ВВС Германии образовали в Испании легион «Кондор», насчитывавший около 250 военных самолётов и возглавлявшийся в разное время генералами Шперле, Фолькманом, Рихтгофеном. Легион состоял из 4 эскадр бомбардировщиков (12 самолётов в каждой) и 4эскадр истребителей. В его составе имелись также отряды противовоздушной и противотанковой защиты. Численность легиона составляла около 5000 военнослужащих и гражданского персонала (авиаинженеры, техники, медики).
3 Манёвренный истребитель И-15 разработан в КБ Н.Н.Поликарпова (1933). Принят на вооружение ВВС КА в 1935 г. Первую боевую проверку прошел в небе Испании, активно участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол (МНР, 1939). Небольшое количество И-15 использовалось в Советско-финляндской войне 1939—1940гг. и в качестве штурмовиков в первые месяцы Великой Отечественной войны.
4 Бабич В. Влияние развития авиационной техники и оружия на тактику фронтовой авиации // Воен.-истор. журнал. №8. 1983. С.21.
5 Скоростной истребитель-моноплан И-16 разработан в КБ Н.Н.Поликарпова (1933—1934). С 1934 г. запущен в массовое производство. Всего в 1934—1942 гг. было выпущено 10292самолёта различных модификаций (включая учебные). Самолёт применялся в войне в Испании (1936— 1939) и Китае (1937—1939), на р.Халхин-Гол (1939), в Советско-финляндской 1939—1940гг. и Великой Отечественной 1941—1945гг. войнах.
6 Чернецкий В. В небе Испании // Воен.-истор. журнал. №8. 1976.С. 89—93.