Научная статья на тему 'ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.)'

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / СЛУЖБА ВНОС / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / SOVIET-FINNISH WAR / FIGHTER AIRCRAFT / AA ARTILLERY / AIR OBSERVATION / WARNING AND COMMUNICATIONS SERVICE / AIR DEFENSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье раскрываются система противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны (1939-1940 гг.), её организация при защите Ленинграда, в полосе действий армий, оперативных групп Красной армии, Краснознамённого Балтийского флота на театрах военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR DEFENSE OF THE RED ARMY AND THE BALTIC FLEET OF THE ORDER OF THE RED BANNER IN THE SOVIET-FINNISH WAR OF 1939-1940

The paper describes the system of air defense in the years of the Soviet-Finnish War of 1939-1940, and organization of the former in the defense of Leningrad, in the activity zone of the armies, Red Army operational groups, and the Baltic Fleet of the Order of the Red Banner at the theaters of war.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.)»

• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASH КО V

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939—1940 гг.)

AIR DEFENSE OF THE RED ARMY AND THE BALTIC FLEET OF THE ORDER OF THE RED BANNER IN THE SOVIET-FINNISH WAR OF 1939—1940

Сведения об авторе. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье раскрываются система противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.), её организация при защите Ленинграда, в полосе действий армий, оперативных групп Красной армии, Краснознамённого Балтийского флота на театрах военных действий.

Ключевые слова: Советско-финляндская война; истребительная авиация; зенитная артиллерия; служба ВНОС; противовоздушная оборона.

Information about author. Alexei Lashkov—Senior Researcher at the Research Institute of Military History, Military Academy of the RF AF General Staff, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).

Summary. The paper describes the system of air defense in the years of the Soviet-Finnish War of 1939—1940, and organization of the former in the defense of Leningrad, in the activity zone of the armies, Red Army operational groups, and the Baltic Fleet of the Order of the Red Banner at the theaters of war.

Keywords: Soviet-Finnish War; fighter aircraft; AA artillery; Air Observation, Warning and Communications Service; air defense.

К КОНЦУ 1939 года советское командование внесло существенные коррективы в дальнейший план ведения войны против Финляндии. Основное внимание было обращено Карельскому перешейку с мощным оборонительным районом противника — линией Маннергейма. Для её прорыва в начале 1940 года был образован Северо-Западный фронт (СЗФ)1 под руководством командарма 1 ранга С.К. Тимошенко, члена военного совета ЛенВО A.A. Жданова и начальника штаба командарма 2 ранга И.В. Смородинова. На формирование штаба и управления фронта были обращены штаб и управление ЛенВО (приказ войскам СЗФ № 001 от 9 января 1940 г.)2.

В состав фронта вошли 7-я и 13-я армии3. Начальником ПВО нового оперативно-стратегического объединения стал полковник Константинов (начальник ПВО ЛенВО), противовоздушную оборону армейского звена возглавляли полковник И.С. Смирнов4, позднее — майор Горенкин (7 А) и полковник Н.С. Ситников5 (исполняющий должность, 13 А).

С созданием в декабре 1939 года 13-й армии в её состав были включены 241-й отдельный

Окончание. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 11. С. 4-10.

зенитный артиллерийский дивизион (озенад) и 142-я зенитная батарея6. В дальнейшем по мере поступления войсковых соединений и частей в объединения СЗФ шёл процесс усиления их средствами противовоздушной обороны. К концу января 1940 года общее формирование системы ПВО фронта в основном было завершено. Её основу, не считая территории ЛенВО и пункта ПВО г. Ленинграда (данные на 12 марта 1940 г.), составили 17 зенитных артиллерийских дивизионов (зенад), шесть зенитных батарей, три прожекторные и три пулемётные роты (не считая войсковой ПВО)7. Вооружение дивизионов преимущественно составляли орудия образца 1931 года и ПУАЗО-2. В то же время подразделения, сформированные по штатам военного времени № 08/121, имели в наличии зенитные орудия и приборы устаревших конструкций8. Из-за отсутствия метеорологического обеспечения возникли серьёзные проблемы в организации зенитной стрельбы в различных погодных условиях9.

Для совершенствования системы управления силами и средствами противовоздушной обороны в армиях СЗФ были созданы отделы ПВО с главными постами ВНОС. В составе 13-й (позднее — в 7-й) армии учреждены должности начальников ПВО корпусов, что заметно

сказалось на качестве оперативного руководства подчинёнными войсками в боевой обстановке. Установление прямой связи с пунктами ПВО и их службой ВНОС обеспечило бесперебойность передачи информации и слаженность действий органов военного управления ПВО территории военного округа и фронта на время военных действий10.

В январе 1940 года командарм 1 ранга С.К. Тимошенко утвердил план взаимодействия противовоздушной обороны Ленинграда и ВВС Северо-Западного фронта, предусматривавший создание единой авиадиспетчерской службы, взаимное оповещение о воздушной обстановке, а также согласованность действий в борьбе с авиацией противника11.

В целях упорядочения организации полётов и надёжного опознавания своих самолётов распоряжением командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта авиации Е.С. Птухина12 вводился запрет на всё воздушное движение (за исключением ИА пункта ПВО г. Ленинград и самолётов КБФ, выполнявших противолодочный поиск) в границах установленной запретной зоны (воздушное пространство города и ближайшего его района). Полёты с аэродромов (и возращение на них), расположенных в запретной зоне, производились по заранее установленным «коридорам» на высоте 800 м с получением соответствующего разрешения со стороны штаба ПВО Ленинграда13. На всех самолётах (на плоскостях и хвостовом оперении) наносился специальный парольный знак, менявшийся по мере необходимости. Одновременно был утверждён парольный сигнал с использованием сигнальных ракет различного цвета. Его использовали экипажи (лётчики) самолётов при входе (выходе) в ворота «коридора» в случае попадания в зону огня ЗА, обстрела или атаки со стороны своей ИА.

Взаимодействие активных средств ПВО (СЗФ и пункта ПВО Ленинград) в границах указанного пункта осуществлялось согласно утверждённой Плановой таблице взаимодействия средств ПВО Ленинграда14. Однако, несмотря на принятое решение о категорическом запрете всех полётов советской авиации (без получения соответствующего на то разрешения), над городом и его ближайшими районами он периодически нарушался. Так, 12 января службой ВНОС Северной столицы были зафиксированы пролёты 18 скоростных бомбардировщиков и отдельных самолётов типа П-5 (Р-5) и У-215. Этот и другие факты заставили командующего СЗФ уточнить и скорректировать план взаимодействия ПВО Ленинграда и ВВС СЗФ16.

С целью исключения внезапности подхода финской авиации к Ленинграду вокруг города была создана полоса радиообнаружения воздушных целей на расстоянии 80—90 км от его границ. Основу технических средств составили отечественные радиолокационные станции (РЛС) системы РУС-1 (радиоулавливатель са-

Начальник ПВО 7-й армии полковник И.С. Смирнов

1939 г

молётов, «Ревень»), поступившие на вооруже-

ние ПВО РККА осенью 1939 года17.

В зоне ответственности 2-го корпуса ПВО

РЛС были развёрнуты на следующих участ-

ках: 01 — Лигово, Ванха-Яами; 10 — Ванха-

Яами, Сипарила; 20 — Сипарила, Перкярви;

19 — Перкярви, Руси; 18 — Руси, Кандакюля; 21 — Руси, Курголово18. Несмотря на ограниченные технические возможности и определённые сложности в эксплуатации станций, они успешно справлялись с возложенными на них задачами. В частности, 20 января 1940 года боевой расчёт РЛС, расположенной в районе пос. Муолла (Правдино), своевременно обнаружил появление в полосе 7 А финского самолёта19.

В рамках разработки первых отечественных радиолокационных станций на Северо-Западном фронте была апробирована в боевых условиях экспериментальная РЛС «Зенит». Она практически отвечала требованиям заказчика и с технической стороны представляла большой интерес для организации поиска летательных аппаратов (дальность обнаружения одиночного самолёта-бомбардировщика — 25 км, группы самолётов — 30 км; возможность определения трёх координат, необходимых для стрельбы ЗА)20.

В ходе испытаний станции (в полосе 13 А) пришли к выводу о её более высоких технических параметрах. В боевых условиях РЛС ока-

• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

Командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-лейтенант авиации Е.С. Птухин

1940 г.

залась способной обнаруживать воздушные

цели на расстоянии от 50 до 100 км21.

Начавшееся наступление советских войск на

Карельском перешейке позволило отодвинуть линию фронта на расстояние 75—100 км от Ле-

нинграда. Это обстоятельство при оператив-

ном господстве в воздухе ВВС РККА привело к уменьшению количества самолётовылетов

ИА 2-го корпуса ПВО на боевое патрулирование. Оно стало проводиться силами одного— двух авиазвеньев (лётный состав в кислородных масках) путём барражирования на высоте 6 км и одной эскадрильи — в диапазоне высот 5—5,5 км. Всего за период войны для решения задач воздушного прикрытия Ленинграда и его ближайших районов ИА ПВО выполнила 8584 самолётовылета с общим налётом 8987 часов22.

Все попытки финской авиации прорваться к городу на Неве заранее пресекались нашими истребителями на Карельском перешейке в полосе ответственности 7-й и 13-й армий23.

На других операционных направлениях (в полосах 8, 924, 1425 и 15-й26 армий) истребительная авиация активно привлекалась к организации обороны малых пунктов ПВО.

Авиационные эскадрильи обеспечивали защиту железнодорожных станций Волховстрой,

Петрозаводск, Шуйская, Медвежьегорск,

Кемь, Лоухи, Кандалакша, Мурманск, звенья истребителей — объекты Кировской железной

дороги. Также на ИА была возложена задача по прикрытию с воздуха армейских штабов (7, 8, 9 и 14 А), отдельных станций снабжения27 и мест базирования бомбардировочной авиации. Противовоздушная оборона аэродромов строилась путём максимального приближения мест базирования эскадрилий ИА к обороняемым объектам с организацией круглосуточного дежурства на лётном поле: днём — силами дежурных звеньев (звена), а ночью — отдельными экипажами. Иногда обстановка требовала организации патрулирования истребителей в воздухе, например в ходе проведения операции по деблокированию 54-й стрелковой дивизии (9 А).

Немного иначе обеспечивалось прикрытие аэродромов бомбардировщиков из состава Отдельной авиационной группы (ОАГр) ВВС СЗФ28. На каждый аэродром бомбардировочного полка выделялось по одной эскадрилье истребителей. С целью предупреждения внезапных атак самолётов противника при каждом вылете и посадке бомбардировщиков эскадрилья ИА (помимо дежурных звеньев) в полном составе поднималась в воздух. Патрулирование осуществлялось до момента ухода наших бомбовозов на боевые задания или по завершении их посадки на аэродром. Такой порядок привёл к значительному увеличению общего количества самолётовылетов ИА29, в то же время полностью исключил возможность появления финской авиации над районом базирования ОАГр.

Прикрытие большинства аэродромов (Горе-лово, Ропша, Витино, Левашово, Токсово, Каси-мово) в зоне ответственности Северо-Западного фронта обеспечивалось за счёт тесного взаимодействия подразделений ЗА и ИА. Отдельные аэродромы попутно защищались средствами авиазенитной обороны штабов армий (например, Суоярви, 8 А)30. В случае совместного размещения бомбардировщиков и истребителей их оборона осуществлялась путём организации круглосуточного дежурства средств ИА. Все аэродромы помимо собственных постов воздушного наблюдения обеспечивались связью с сетью внешних постов ВНОС.

Однако на территории Карелии большинство аэродромов в отношении организации противовоздушной обороны были предоставлены сами себе. Зенитная артиллерия для их защиты не привлекалась. Прикрытие авиационных баз31 обеспечивалось лишь половиной штатных зенитных стрелково-пулемётных подразделений. В этой связи распоряжением штабов армий (9, 7 и 13 А) для охраны передовых аэродромов (в т.ч. в вопросах ПВО) привлекались стрелковые взводы и роты32.

К началу февраля 1940 года общая численность подразделений ПВО объединений значительно возросла. В частности, в состав ЗА 8-й армии вошли три зенитных артиллерийских дивизиона (236, 231 и 208-й). Последний из них

непосредственно обеспечивал прикрытие штаба армии от воздушного нападения33. К концу войны для организации противовоздушной обороны армейской группировки, действовавшей на лоймоловском направлении, зенитная артиллерия была дополнительно усилена 260 зенад 128-й стрелковой дивизии. Одновременно принимались меры организационного порядка. В соответствии с приказом командующего 8 А командарма 2 ранга Г.М. Штерна от 11 февраля 1940 года № 008 полоса действий объединения разделялась на четыре участка ПВО. В состав каждого участка для организации борьбы с воздушным противником включалась эскадрилья ИА. Общее руководство противовоздушной обороной армии осуществлял майор Маргулис34.

Основными объектами ПВО в полосе 9 А выступали населённые пункты, склады и станции Кировской железной дороги (Зашеек, Кандалакша, Лоухи, Кемь, Кочкома, Надвойцы). Для их защиты в состав объединения в начале февраля 1940 года были дополнительно включены два зенитных артиллерийских дивизиона НКВД (5 и 6-й 2-батарейного состава), имевшие на вооружение зенитные орудия образца 1931 года. Они обеспечили прикрытие объектов г. Кемь, а также плотины и железнодорожного моста через р. Ниву. К концу войны для организации противовоздушной обороны Беломор-ско-Балтийского канала (шлюзы и плотины) в состав армии был включён 365-й зенитный артиллерийский дивизион35. Местная ПВО была развёрнута в Кандалакше, Кеми и Ухте с назначением штатного начальника штаба обороны. Воздушное прикрытие объектов и группировок войск 9 А обеспечивалось силами пяти авиационных полков (4 истребительных и 1 смешанный: 122 боевых самолёта типа И-15, -16, -15336). Общая координация действий ИА и ЗА была возложена на начальника ПВО 9 А полковника В.Н. Шраменко37.

Кампания 1940 года с расширением ТВД потребовала дополнительного привлечения войск. 12 февраля на базе частей 8-й армии, действовавших между Ладожским озером и населённым пунктом Лоймола, была сформирована 15-я армия (командующий — командарм 2 ранга М.П. Ковалёв, начальник ПВО — полковник В.А. Мартынюк-Максимчук38).

Основу зенитной артиллерии составили: 231 и 236 зенад РГК, зенитные батареи 75-й стрелковой дивизии и войск НКВД СССР. Последние обеспечивали прикрытие военного аэродрома и г. Лодейное Поле, железнодорожных мостов через реки Свирь и Паша39. Организация ПВО железнодорожного моста через р. Оять была возложена на отдельную зенитную пулемётную роту войск НКВД. Группировке ЗА также придавалась прожекторная рота (12 прожекторов), включённая в состав дивизиона ПВО НКВД, обеспечивавшего охрану Свирьской ГЭС. Воздушное прикрытие объектов армии и группи-

Зенитные орудия на позиции

1940 г.

ровки войск осуществляли 49 и 153-й истребительные авиаполки. 4-я истребительная эскадрилья ПВО (аэродром Лодейное Поле) решала задачу по уничтожению авиации противника на подступах к пунктам (объектам) противовоздушной обороны, расположенным по Кировской железной дороге в границах армии.

Зенитные взводы непосредственно подчинялись командирам полков и действовали по их указанию. В то же время в составе дивизий планового (централизованного) их применения не предусматривалось40.

В соответствии с приказом командующего

15 А от 3 марта 1940 года № 0021 была предусмотрена новая структура армейской противовоздушной обороны. Она разделялась на три участка. 1-й участок (начальник — командир 13-й авиабригады) включал в себя основные объекты ПВО: железнодорожная станция Свирь, реки Оять, Паша и г. Лодейное Поле;

2-й участок (начальник — командир сводного зенитного дивизиона п. Сальми) обеспечивал прикрытие штаба 15 А, военных складов и группировок войск в районе Сальми, моста через р. Тулема-Йоки и военного аэродрома Карку;

3-й участок (начальник — командир 13 зенад 25-й моторизованной кавалерийской дивизии) прикрывал группировку войск в границах участка, а также артиллерийские позиции, войсковые склады и штабы41.

Основу системы воздушного наблюдения, оповещения и связи армии составляли 2-я рота

ВНОС территории страны (54 наблюдательных поста), 3-я отдельная рота и 4-я рота 30-го батальона ВНОС. Отдельные посты объединялись с постами ВНОС штаба армии, развёрнутыми на северном побережье Ладожского озера.

Как и в других объединениях, донесения о появлении самолётов противника и их дальнейшем движении передавались по определённой схеме с использованием единой кодированной карты42.

В ходе войны в границах 15 А было зафиксировано появление 21 финского самолёта.

• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

Зенитный пулемётный расчёт

1940 г.

95 проц. из них подверглись зенитному обстрелу. Имели место лишь несколько пролётов в ближний армейский тыл. Так, утром 26 февраля 1940 года одиночному неприятельскому самолёту удалось незаметно преодолеть зону наблюдения 1-го поста ВНОС Паш-ской роты и атаковать станцию Волховстрой. На объект были сброшены семь авиабомб43. Изначально предполагалось, что среди них имелись химические боеприпасы, позднее эта информация не получила подтверждения. В тот же день финская авиация атаковала объекты КБФ в Финском заливе (без особого урона для них). Ранее, 12 января 1940 года, с целью прикрытия главной базы Балтийского флота — Кронштадта на аэродром Бычье поле (о. Котлин) была перебазирована 5-я авиационная эскадрилья 5 иап ВВС КБФ, имевшая на вооружении истребители И-15бис44. Для организации охраны Кронштадта и Ленинграда ИА КБФ (61-я истребительная авиабригада) располагалась на аэродромах Низино и Беззаботное. Та же авиабригада обеспечивала воздушное прикрытие побережья и манёвренной базы Усть-Луга, дислоцируясь на аэродромах Котлы, Купля и Липово.

В последние месяцы войны воздушный противник основную свою активность проявлял в

полосе 7, 8, 9 и 15-й армий. В частности, в течение нескольких дней (13, 20 и 22 января 1940 г.) неприятельская авиация подвергла бомбардировке аэродром Карку (8 А), в феврале того же года группа финских самолётов (9 машин) атаковала советский военный аэродром (9 А), 26 февраля бомбардировщики противника трижды бомбардировали аэродром Лодейное Поле (15 А)45.

В ходе войны командование ВВС Финляндии за счёт иностранных поставок постоянно наращивало свой самолётный парк. К 13 марта 1940 года в его составе имелось 394 самолёта (из них 170 — не боевых). Основу бомбардировочной авиации составляли 40 современных по тому времени лёгких бомбардировщиков типа Бристоль «Бленхейм». Наибольшую активность они проявили в период с 5 по 13 марта при попытке отразить наступление советских войск на Выборг46.

В полосе советской 14-й армии (Кольский полуостров) действовала прибывшая 11 января 1940 года на фронт шведская 19-я авиафлотилия под командованием майора У. Бекхаммара, дислоцированная в Лапландии. Командир флотилии рассредоточил свои силы на нескольких зимних аэродромах, оборудованных на льду замёрзших озёр. Бомбардировщики Хоукер «Харт» (В-4А) совершали боевые вылеты практически исключительно в тёмное время суток, чтобы избежать встреч с нашими истребителями. В течение нескольких месяцев шведским лётчикам удалось сбить два советских бомбардировщика, потеряв при этом пять своих самолётов (шведская сторона признала потерю лишь трёх истребителей типа «Гладиатор» (Глостер 85.37))47.

При этом авиация противника продолжала нести потери и на других операционных направлениях. В частности, в зоне ответственности Северо-Западного фронта средствами ЗА до 13 марта 1940 года были сбиты восемь вражеских самолётов48.

Всего общие потери ВВС Финляндии в боевых действиях составили 76 летательных аппаратов (серьёзные повреждения получил ещё 51 самолёт)49. Ранее, основываясь на данных 1940 года, потери противника были значительно завышены: «За весь период войны боевые потери ВВС Финляндии на сухопутных фронтах достигли 381 самолёт»50.

В дальнейшем опыт организации противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны был подробно отражён в итоговых отчётах начальников ПВО Северо-Западного фронта и объединений, непосредственно участвовавших в боевых действиях. В результате был сделан вывод, что лишь низкая активность ВВС Финляндии не позволила советскому командованию на практике проверить в полной мере действенность наземных средств ПВО, в первую очередь зенитной артиллерии в границах Ленинградского военного округа51.

Пулемётный расчёт ПВО ведёт огонь по воздушной цели

1939 г.

В то же время руководство округа постаралось учесть уроки войны с северным соседом в организации противовоздушной обороны и сумело их реализовать в начале Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Северо-Западный фронт — оперативно-стратегическое объединение Красной армии в Советско-финляндской войне (1939—1940). Образован в соответствии с директивой наркома обороны СССР от 7 января 1940 г. № 0977/оп на базе управления, учреждений и войск ЛенВО в целях объединения действий 7-й и 13-й армий. Расформирован 26 марта 1940 г. в связи с окончанием военных действий.

2 Ковалёв С.Н. Развитие и основные направления деятельности органов военного управления Ленинградского военного округа в предвоенный период (1939— 1941 гг.) // Воен.-истор. журнал. 2015. № И. С. 13.

3 13-я армия (2-го формирования) в соответствии с директивой ГВС от 25 декабря 1939 г. № 0691/оп создана на основе оперативной группы комкора В.Д. Грен-даля. По окончании войны расформирована.

4 Смирнов Иван Семёнович (5 апреля 1900 — 12 января 1990) — советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии (1958). На военной службе с июня 1919 г. Окончил 2-е советские Петроградские артиллерийские курсы комсостава (1920), повторную школу комсостава при Московской запасной артиллерийской бригаде (1921), опытно-показательные курсы Высшей артиллерийской школы в г. Детское Село (1931), КУКС зенитной артиллерии в г. Евпатории (1937), Высшие академические курсы при Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1948). Участник Гражданской войны в России: красноармеец, курсант учебной команды, старший инструктор, командир батареи Московской лёгкой запасной артиллерийской бригады. В дальнейшем на руководящих должностях в артиллерии и войсках ПВО РККА. Командир 191-го зенитного артиллерийского полка (июнь—октябрь 1937), начальник МПВО г. Москвы (октябрь 1937 — август 1939), исполняющий должность начальника отдела ПВО Калининского военного округа (с августа 1939 г.). Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): начальник ПВО 7-й армии. С июля 1940 г. — начальник 1-го отдела управления ПВО — помощник командующего войсками по ПВО Прибалтийского военного округа, с мая 1941 г. — начальник штаба Северо-Западной зоны ПВО. В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, командующий Рыбинско-Ярославского, Куйбышевского дивизионными районами ПВО (декабрь 1941 — февраль 1944), командующий Львовским корпусным районом ПВО (с апреля 1944 г.

— 8-й корпус ПВО). В послевоенный период: начальник штаба Центрального фронта ПВО (май—ноябрь

1945), Центрального округа ПВО (ноябрь 1945 — июнь

1946), начальник штаба — первый заместитель командующего войсками Северо-Западного округа ПВО (июнь 1946 — сентябрь 1948), командующий войсками Минского района ПВО (ноябрь 1948 — август 1954), командир Минского корпуса ПВО (август 1954

— август 1956), заместитель командующего войсками Белорусского военного округа по Войскам ПВО страны (август 1956 — октябрь 1958), начальник войск ПВО — заместитель командующего войсками Бело-

русского военного округа по ПВО (с октября 1958 г.). В августе 1960 г. уволен в запас.

5 Ситников Николай Сергеевич (6 декабря 1902 — 15 января 1944) — советский военачальник, полковник (1940). На военной службе с июля 1920 г. Окончил Краснодарские командные курсы, артиллерийское отделение (1922), Самарскую военную окружную школу физического образования (1923), КУКС зенитной артиллерии (1926). В дальнейшем на руководящих должностях в артиллерии и войсках ПВО РККА. Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): исполняющий должность начальника ПВО 13-й армии. С апреля 1940 г. — начальник отдела ПВО Среднеазиатского ВО, с сентября — командир 254-го зенитного артиллерийского полка. В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, заместитель командира, затем командир 3-й дивизии ПВО (2-го формирования, с ноября 1941 г.), командующий Саратовско-Балашовским районом ПВО (август 1942, без вступления в должность), помощник командующего Бакинской армией ПВО (октябрь 1942 — февраль 1943), исполняющий должность командира, командир 23-й зенитной артиллерийской дивизии РГК (с апреля 1943 г.).

6 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 5.

7 Там же. Л. 6.

8 Там же. Л. 7.

9 Агеев Н.В. Взгляды на противовоздушную оборону войск в межвоенный период (1921—1941 гг.): монография. М.: Общевойсковая академия, 2007. С. 73.

10 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 13.

11 Там же. Д. 775. Л. 43.

12 Птухин Евгений Саввич (20 марта 1900 — 23 февраля 1942) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1940). На военной службе с февраля 1918 г. Окончил авиа-

Плакат «Разгром "линии Маннергейма"»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1940 г.

ЯЕПШ1ГРАД

^«У V а а

4 1 ч % ^¿f^W - - .0 4 к .

V. Лу ' г Г, V

*•)!• Л*

• ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

ционную школу мотористов в Егорьевске (1922), Борисоглебскую теоретическую и практическую школу лётчиков (1924), Курсы усовершенствования начальствующего состава авиации (1929), Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба (1939). В годы Гражданской войны в России: красноармеец аэродромной охраны Тверской авиагруппы, моторист 1-го авиационного артиллерийского отряда (с ноября 1918 г.). После войны: старший моторист 1-й авиационной эскадрильи (с 1922). С декабря 1924 г. — лётчик-истребитель 2-й отдельной эскадрильи имени Ф.Э. Дзержинского, затем командир звена (1926—1929), 15-й отдельной истребительной эскадрильи (1929—1933). С мая 1933 г. — командир и комиссар истребительной авиационной бригады в Белорусском военном округе. Советник командующего республиканской авиацией (май 1937 — январь 1938) в Национально-революционной войне испанского народа (1936—1939). Лично участвовал в боевых вылетах, сбил как минимум один самолёт противника. С февраля 1938 г. — командующий ВВС Ленинградского военного округа. В Советско-финляндской войне (1939—1940) — командующий ВВС Северо-Западного фронта (с января 1940 г.). С мая 1940 г. — командующий ВВС Киевского особого военного округа. Начальник Главного управления ПВО РККА (14 февраля — март 1941). При его участии шло формирование зональной структуры противовоздушной обороны территории страны. С марта 1941 г. — вновь командующий ВВС Киевского особого военного округа. За большие потери подчинённой ему авиации в первые дни Великой Отечественной войны был арестован (27 июня 1941) и заключён в Саратовскую тюрьму. Постановлением Особого совещания приговорён к смертной казни. Расстрелян 23 февраля 1942 г. Реабилитирован в 1954 г. (посмертно).

13 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 775. Л. 45.

14 Там же. Л. 46.

15 Там же. Д. 765. Л. 60.

16 Там же. Д. 771. Л. 74-76.

17 Лобанов М.М. Развитие советской радиолокационной техники. М.: Воениздат, 1982. С. 75.

18 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 44.

19 Там же. Л. 72.

20 Лобанов М.М. Указ. соч. С. 56.

21 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 95.

22 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242.

23 Там же. Л. 244.

24 9-я армия сформирована 17 ноября 1939 г. в районе Кеми, с 9 декабря того же года — в подчинении Ставки Главного Командования, расформирована 5 апреля 1940 г.

2514-я армия в соответствии с приказом НКО СССР от 16 сентября 1939 г. № 0052 сформирована как Мурманская армейская группа, 19 ноября того же года преобразована в 14-ю армию.

26 15-я армия сформирована во исполнение директивы Главного военного совета 11 февраля 1940 г. № 01663, на что были обращены соединения и части южной группы войск 8-й армии. Расформирована 28 марта 1940 г.

27 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 244.

28 Особая авиационная группа создана в соответствии с директивой НКО СССР от 15 декабря 1939 г. № 047.

29 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 244, 245.

30 Там же. Л. 420, 421.

31 Авиационная база — авиационно-тыловая часть ВВС РККА довоенного времени и начального периода

Великой Отечественной войны, предназначавшаяся для обеспечения авиационной дивизии или нескольких отдельных авиационных полков. В начале войны авиабазы были ликвидированы.

32 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 422.

33 Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 774. Л. 86.

34 Там же. Оп. 4. Д. 991. Л. 11.

35 Там же. Оп. 1. Д. 774. Л. 114.

36 Там же. Л. 115.

37 Шраменко Владимир Николаевич (19 августа 1901

— 3 октября 1958) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1943). В годы Великой Отечественной войны — заместитель командующего артиллерией по противовоздушной обороне войск Западного фронта.

38 Мартынюк-Максимчук Владимир Авксентьевич (21 апреля 1902 — 12 ноября 1988) — советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии (1955). На военной службе с 1923 г. Окончил Киевскую артиллерийскую школу (1927), КУКС зенитной артиллерии РККА в г. Севастополе (1927,1936), 3 курса заочного факультета Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе (1941), ВАК при Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1949). Проходил службу в должностях: командира взвода, помощника командира и командира зенитной батареи (октябрь 1927 — сентябрь 1931), командира учебной батареи (сентябрь 1931 — апрель 1933), помощника начальника 2-й части штаба 4-й артиллерийской бригады ПВО (апрель 1933 — март 1935), исполнял должность помощника начальника ПВО по зенитной артиллерии управления ПВО Белорусского ВО (с марта 1935 г.). Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): начальник ПВО 15-й армии (с февраля 1940 г.). Начальник отдела ПВО Архангельского военного округа (с апреля 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности, командующий Архангельским, Рыбинско-Ярославским, Куйбышевским дивизионными районами ПВО (ноябрь 1941

— апрель 1944), командир 83-й дивизии ПВО (май-сентябрь 1944), 14-го корпуса ПВО (с сентября 1944 г.). В послевоенный период: командир 19-й дивизии ПВО (июнь 1945 — ноябрь 1948), исполняющий должность заместителя начальника штаба войск ПВО Минского района (2-й категории, ноябрь 1948 — апрель 1951), помощник командующего войсками ПВО этого района (апрель—декабрь 1951), командующий войсками Комсомольско-Хабаровского района ПВО (декабрь 1951 — декабрь 1954), командующий Амурской армией ПВО — заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по Войскам ПВО страны (декабрь 1954 — декабрь 1955), первый заместитель командующего войсками Бакинского округа ПВО (с января 1956 г.). В апреле 1962 г. уволен в запас.

39 РГВА. Ф. 34980. Оп. 8. Д. 300. Л. 5.

40 Там же. Л. 6.

41 Там же. Оп. 1. Д. 774. Л. 32, 33.

42 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 321.

43 Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 101.

44 ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939—1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». 2006. № 2. С. 85.

45 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 33.

46 Там же. Л. 34.

47 ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939—1940. С. 64.

48 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 6, 15.

49 ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939—1940. С. 74.

50 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 38.

51 Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 18. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.