Научная статья на тему 'ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.)'

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / СЛУЖБА ВНОС / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / SOVIET-FINNISH WAR / FIGHTER AIRCRAFT / AA ARTILLERY / AIR OBSERVATION / WARNING AND COMMUNICATIONS SERVICE / AIR DEFENSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье раскрываются система противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны (1939-1940 гг.), её организация при защите Ленинграда, в полосе действий армий, оперативных групп Красной армии, Краснознамённого Балтийского флота на театрах военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR DEFENSE OF THE RED ARMY AND THE BALTIC FLEET OF THE ORDER OF THE RED BANNER IN THE SOVIET-FINNISH WAR (1939-1940)

The paper describes the system of air defense in the years of the Soviet-Finnish War of 1939-1940, and organization of the former in the defense of Leningrad, in the activity zone of the armies, Red Army operational groups, and the Baltic Fleet of the Order of the Red Banner at the theaters of war.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939-1940 ГГ.)»

А.Ю. ПАШКОВ A.Yu. LASHKOV

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРАСНОЙ АРМИИ И КРАСНОЗНАМЁННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ (1939—1940 гг.)

AIR DEFENSE OF THE RED ARMY AND THE BALTIC FLEET OF THE ORDER OF THE RED BANNER IN THE SOVIET-FINNISH WAR (1939—1940)

f N

Сведения об авторе. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье раскрываются система противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.), её организация при защите Ленинграда, в полосе действий армий, оперативных групп Красной армии, Краснознамённого Балтийского флота на театрах военных действий.

Ключевые слова: Советско-финляндская война; истребительная авиация; зенитная артиллерия; служба ВНОС; противовоздушная оборона.

Information about author. Alexei Lash kov — Senior Researcher at the Research Institute of Military History, Military Academy of the RF AF General Staff, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).

Summary. The paper describes the system of air defense in the years of the Soviet-Finnish War of 1939—1940, and organization of the former in the defense of Leningrad, in the activity zone of the armies, Red Army operational groups, and the Baltic Fleet of the Order of the Red Banner at the theaters of war.

Keywords: Soviet-Finnish War; fighter aircraft; AA artillery; Air Observation, Warning and Communications Service; air defense.

\_J

ЙЕРЬЁЗНОЙ проверкой на прочность отечественной противовоздушной обороны (ПВО) стала Советско-финляндская война. Накануне её военный совет Ленинградского военного округа (ЛенВО) по согласованию с Генеральным штабом РККА представил в Наркомат обороны (НКО) СССР «План операции по разгрому сухопутных и морских сил финской армии» (от 29 октября 1939 г. № 4587). Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов его одобрил и утвердил. Согласно плану ВВС РККА должны были решать следующие задачи: уничтожить авиацию и аэродромы противника; прекратить движение железнодорожного транспорта и работу оборонных и других важных предприятий; прочно прикрыть с воздуха Ленинград, военно-морские порты Кронштадт и Мурманск, группировку войск округа и др. Для реализации стоявших задач к началу военных действий в составе ВВС ЛенВО имелось более 1580 самолётов (из них 953 истребителя). ВВС Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) располагали 296 боевыми самолётами (до 50 проц. машин истребительного типа).

Финская армия, поданным нашей разведки, имела на вооружении 388 самолётов различных типов1. Основу её бомбардировочной авиации (на 1 сентября 1939 г.) составляли 77 средних

бомбардировщиков (в основном устаревших конструкций). Наибольшую угрозу для важных пунктов (объектов) округа представляли скоростные бомбардировщики (СБ) типа Бристоль «Блен-хейм» Мк.1 (боевой радиус полёта до 900 км), приобретённые ранее в Англии. Это обстоятельство потребовало принятия дополнительных мер по усилению противовоздушной обороны крупных военных объектов и прифронтовых городов, таких как Ленинград, Петрозаводски Мурманск.

15 ноября 1939 года НКО СССР потребовал от командующего войсками ЛенВО командарма 2 ранга К.А. Мерецкова привести в полную боевую готовность все активные средства ПВО, а также установить особый режим полётов над указанными выше городами. В интересах организации ПВО были привлечены более 1/3 всех истребителей ВВС округа (по линии сухопутной авиации), в т.ч. 54-я истребительная авиабригада (иаб) и более половины истребителей авиагруппы 8-й армии (А). В частности, указанная авиабригада в составе трёх авиаполков (иап: 19, 26 и 44 — 168 самолётов) обеспечивала воздушное прикрытие города на Неве и находилась в подчинении начальника окружной системы ПВО2.

Её основу составлял 2-й корпус ПВО (1 -го формирования)3 (командир — комбриг Ф.Я. Крюков4, начальник штаба — полковник В.М. Добрянский5,

А.Ю. ЛАШКОВ. Противовоздушная оборона Красной армии... •

военный комиссар — бригадный комиссар Л.М. Чумаков)6.

Для действий истребительной авиации (ИА) были созданы четыре зоны патрулирования, три зоны сбора авиачастей в воздухе (в районе аэроузлов) и система постов наведения7.

30 ноября, к началу военных действий, все средства ПВО округа были приведены в полную боевую готовность (за исключением 1-го и 2-го зенитных артиллерийских дивизионов (зенад), своевременно не развёрнутых по вине руководства ВВС ЛенВО)8.

В зоне ответственности 2-го корпуса ПВО оказались Ленинград, Пушкин, Сестрорецк, Урицк (Лигово), Петергоф, Колпино9. В состав активных средств корпуса вошли: шесть зенитных артиллерийских полков (зенап), один прожекторный полк, три прожекторных дивизиона, два полка аэростатов заграждения (A3), один зенитный пулемётный полк, один полк ВНОС, один батальон связи, авиаполки 54 иаб10.

Также была усилена противовоздушная оборона крупных центров Северо-Западного региона страны — Пскова, Петрозаводска (с 7 сентября 1939 г.), Мурманска, Архангельска и Новгорода (с 1 декабря 1939 г.). Прикрытие от возможного нападения с воздуха важнейших объектов (Волховстрой, Свирьстрой, ст. Дно и Беломорканал) обеспечивалось по линии войск НКВД СССР11. Для защиты пунктов Котово, Кре-чевицы и Лодейное Поле были специально сформированы дивизионы зенитной артиллерии (ЗА).

К1 декабря в полную боевую готовность также была приведена местная ПВО (МПВО) вышеуказанных крупных центров страны12.

Штаб МПВО УНКВД СССР по Ленинграду и Ленинградской области (начальник — полковник Е.С. Лагуткин13) главной задачей в своей работе определил «приведение в готовность сил и средств МПВО районов и городов угрожаемой зоны и установление такого светомаскировочного режима, обеспечивавшего бы скрытность г. Ленинграда от воздушного противника в радиусе 100—130 км вокруг г. Ленинграда»14. Для решения этой задачи (на основании приказа начальника ПВО ЛенВО от 29 ноября 1939 г.) штаб МПВО области распорядительным порядком привёл в готовность систему местной противовоздушной обороны районов и 24 городов в 100-км зоне вокруг Ленинграда15.

При этом система МПВО юго-западного направления (Новгород, Псков, Остров и Гдов) в полную готовность не приводилась, ограничившись лишь организацией круглосуточного дежурства штабов, подразделений и команд местной ПВО.

В связи с концентрацией финской авиации в полосе так называемой линии Маннергейма16 особое внимание было обращено на усиление войсковой противовоздушной обороны в полосе действий советской 7-й армии17, а также оперативной группы комкора В.Д. Грендаля18 (три стрелковых корпуса), обеспечивавших прикрытие

Начальник штаба местной ПВО Ленинграда и Ленинградской области полковник Е.С. Лагуткин

Ленинграда на северном направлении (Карель-

ский перешеек). Основу ПВО вышеуказанных

объединений составляли: 33 дивизиона, 23 роты,

19 батарей ЗА и один зенитный пулемётный эскадрон; четыре роты ВНОС и одна прожекторная рота. Только в 7 А (на 29 ноября 1939 г.) в наличии имелось 112 зенитных орудий. Зенитными средствами также обеспечивались стрелковые и автобронетанковые соединения и части. Каждая стрелковая дивизия располагала 32 четырёх-ствольными зенитными пулемётами, сведёнными в зенитный дивизион (финская пехотная дивизия такими средствами не располагала). Часть танков Т-26 была оборудована зенитным пулемётом «ДТ» (Дегтярёв танковый) на крыше башни. Для борьбы с низколетящими самолётами противника отдельные объекты (железнодорожные мосты, транспортные узлы, важные предприятия) прикрывались, кроме того, зенитными пулемётными частями.

Относительная близость к театру войны крупного административного и промышленного центра (Ленинград)19 потребовала принятия дополнительных мер по его защите от возможного воздушного нападения противника. Организация системы ПВО Ленинграда «была построена несколько в иных принципах, чем это предусматривалось при обороне пунктов в тылу страны»20.

В радиусе 20—25 км от центра города организовывалась зона огня ЗА, полностью обеспеченная световым полем прожекторных частей. По

Истребитель И-15бис, подготовка запуска двигателя автостартёром

границе города проходили зоны аэростатов заграждения, поднимавшихся в одну линию вокруг города на высоту до 5 км. Созданная система связи ИА позволяла управлять частями как с командного пункта (КП) командира 2-го корпуса ПВО, где постоянно находился начальник штаба или начальник 1-го отдела авиабригады, так и непосредственно с КП командира авиационной бригады (ст. Горелово)21.

Управление подразделениями в воздухе обеспечивалось через посты наведения с использованием простейших сигналов, выкладывавшихся стрелами, а с получением радиоустановок — и при помощи радио. Взаимодействие ИА и ЗА осуществлялось начальником ПВО Ленинграда (в случае начала налёта финской авиации на город) по единому плану, предусматривавшему одновременно пять вариантов возможной борьбы с воздушными силами противника.

При реализации первого варианта «Действия активных средств обороны в одной зоне» ИА должна была уничтожать авиацию противника в зоне своей ответственности и в зоне огня ЗА во всём диапазоне высот, а в зоне действия АЗ

— на высотах более 5 км. В это же время расчёты зенитной артиллерии открывали огонь по не атакуемым истребителями воздушным целям или в момент выхода их из атак.

Второй вариант «Неограниченные действия зенитной артиллерии» предусматривал ведение ЗА огня по всем целям и высотам (при условии, когда ИА не действовала: плохая погода, непригодные аэродромы, заправка после боя).

Третий вариант «Неограниченные действия истребительной авиации» использовался в том случае, когда ИА действовала во всех зонах, а зенитная артиллерия вела стрельбу лишь по не атакованным воздушным целям; при этом аэростаты заграждения в воздух не поднимались.

Четвёртый вариант «Действия в облачную погоду» вводился, когда истребительная авиация, зенитная артиллерия и аэростаты заграждения получали задачу вести борьбу с противником в своих зонах или с разделением по высотам

— одни под облаками, другие — выше, тре-

тьи — в облаках. При этом зенитным расчётам требовалось свою работу тесно увязывать с действиями ИА.

Пятый вариант «Ночной» был рассчитан на отражение ночных налётов авиации противника. В этом случае эскадрильи самолётов-истребителей И-15 с радиостанциями на борту, находясь в зоне светового поля (северо-западное направление), должны были быть выше цели на 1 км и оттуда вести огонь. Для распознавания «свой-чужой» под фюзеляжем И-15 устанавливались крупные (15-см) фары, проецировавшие свет вниз. При этом ЗА предоставлялось право вести огонь по всем воздушным целям22.

На основании ранее принятой директивы военного совета ЛенВО от 22 августа 1937 года № 3034/сс в ожидании воздушного налёта на г. Ленинград в первые недели войны были приняты меры по организации режима радиомолчания. В частности, прекращалась работа всех радиостанций (кроме военных) в диапазоне 50—120 МГц и в радиусе 100 км от города, а также всех длинноволновых и радиовещательных радиостанций23.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1939 года «О судебной ответственности за невыполнение распоряжений по противовоздушной обороне г. Ленинграда» на период военного времени значительно расширялись права штаба МПВО УНКВД СССР по Ленинграду и Ленинградской области по защите города на Неве от воздушного нападения. Так, одна из статей документа гласила: «Невыполнение распоряжений органов власти по местной противовоздушной обороне г. Ленинграда и его окрестностей в радиусе 100 км вокруг Ленинграда рассматривать как подрыв обороны страны и виновных карать тюремным заключением сроком на 10 лет»24.

С началом военных действий противовоздушная оборона была развёрнута также по линии морского ведомства. Важными пунктами ПВО КБФ являлись морская крепость Кронштадт (главная база), военные объекты Лужской губы, Южного и Западного укрепрайонов и аэродромы морской авиации. Основу их активных средств (в восточной части Финского залива) составляли три полка ПВО (1-й полк — Кронштадт, 2-й полк — Лебяжье, 3-й полк — Муково), а также истребительная авиагруппа (177 самолётов 61-й авиабригады) и служба ВНОС.

Для организации ПВО морских баз, развёрнутых на территории Прибалтики, а также отдельных островов в Балтийском море была начата работа по формированию новых и переброске имевшихся зенитных подразделений в границах театра войны и ближайших к нему районов. В частности, в Кронштадте были сформированы два отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (озенад), предназначенных для организации ПВО островов Суурсаари и Лавансаари после их занятия частями КБФ. Противовоздушное прикрытие вновь развёрнутых морских баз (Лие-

А.Ю. ПАШКОВ. Противовоздушная оборона Красной армии... •

м\

пая и Палдиски) осуществлялось несколькими озенад25.

Имевшаяся к началу войны сеть аэродромов (лётных площадок) морской авиации (во взаимодействии с ЗА) позволяла обеспечивать надёжную воздушную защиту Кронштадта и Ленинграда со стороны морского сектора. Также надёжно прикрывались морские и воздушные базы, расположенные на южном побережье Финского залива.

Ежедневно в светлое время суток до 25—30 самолётов-истребителей осуществляли воздушный барраж в двух созданных зонах: 1-я зона: Красная Горка — мыс Иноннеми, высота 3—5 км; 2-я зона: Сестрорецк — маяк Толбухин, высота 2—4 км. В районе барража устанавливались специальные «входные и выходные ворота», предназначенные только для самолётов-истребителей.

К началу войны боевой состав ВВС КБФ вследствие недостаточного числа экипажей ИА, подготовленных к ночным действиям, был усилен эскадрильей «ночников» (10 самолётов) Черноморского флота. С их прибытием удалось создать зону ночного барража в районе Петергоф — восточная часть острова Котлин в диапазоне высот от 1 до 1,5 км.

В дневное время для организации непрерывного дежурства в воздухе (на высотах 3—4 км) над северной частью Лужской губы привлекались до пяти—шести истребителей, ещё три истребителя совершали полёты в районе Нарвской губы.

Для охраны аэродромов в восточной части Финского залива было выделено 27 самолётов типа И-16, обеспечивавших вылет и посадку бомбардировщиков 8-й авиабригады.

Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) в зоне ответственности КБФ первоначально организовывалась путём развёртывания наблюдательных (слежечных) постов ПВО с одновременным формированием (осенью 1939 г.) специального флотского батальона ВНОС.

Расположение главной и манёвренных баз вблизи государственной границы с Финляндией, а также отсутствие системы своевременного предупреждения о налётах авиации противника, особенно в морском секторе, создали реальную угрозу внезапных воздушных ударов по важным объектам КБФ. Это обстоятельство потребовало ужесточить требования к организации полётов своей авиации.

Для получения гарантии от возможного проникновения на нашу территорию самолётов противника и организации безопасности полётов собственных самолётов были установлены вышеупомянутые «входные и выходные ворота», а также введены специальные опознавательные сигналы. Одновременно в Невской губе создавалась запретная зона для полётов всех самолётов, кроме выполнявших задание по охране главной базы КБФ и поиску вражеских подводных лодок.

26 ноября 1939 года Правительство СССР обвинило финскую сторону в обстреле расположе-

Расчёт советской счетверённой зенитной пулемётной установки на базе пулемёта «максим» образца 1931 г.

ния наших войск у границы в районе д. Майнила. Правительство Финляндии отвергло выдвинутое обвинение. 30 ноября после мощной и продолжительной артиллерийской подготовки советские войска перешли границу с Финляндией на всём её протяжении.

Благодаря решительным действиям ВВС Красной армии в начале кампании активность финской авиации была заметно снижена. В ходе боевых действий она могла осуществлять лишь одиночные полёты. При этом значительную часть своей авиации противник сумел перебазировать на временные хорошо замаскированные аэродромы (с базированием на них небольших групп от 3 до 5 самолётов)26.

До середины декабря 1939 года одиночные финские истребители, разведчики и лёгкие бомбардировщики в светлое время суток действовали на всей глубине армейского района (7 А, Карельский перешеек), главным образом на малых высотах. С усилением нашей группировки ЗА полёты неприятельской авиации стали осуществляться исключительно на больших высотах с глубиной проникновения в ближний тыл советских войск не более чем на 5—6 км от линии фронта. В отдельных случаях (на участках, где

Самолёт-истребитель И-16 (номер 11) майора Г.П. Губанова из состава 13 оаэ 61 абр ВВС КБФ

Экипаж танка Т-26 (с зенитной турелью П-40) ведёт наблюдение за воздушным противником

отсутствовала ПВО) дальность полёта могла достигать 20—30 км27. С наступлением темноты и в условиях сплошной облачности одиночные самолёты противника получали возможность работать

во всей глубине армейского района. По оценке советского командования, из-за отсутствия светового поля ночные действия финских ВВС, как

правило, оставались безнаказанными28. Только за

период с 8 по 24 декабря 1939 года в полосе 7 А были зафиксированы 10 одиночных и групповых

полётов авиации противника (60 самолётов). В четырёх случаях подразделения ЗА открывали огонь, уничтожив при этом три неприятельских летательных аппарата29. Зенитными средствами оперативной группы Грендаля в указанный пе-

риод были отражены восемь одиночных вражеских налётов и сбиты два штурмовика типа «Туйску»30. 24 декабря два финских самолёта при полной пассивности советской ПВО совершили налёт на место расположения штаба 8 А31, подвергнув его бомбоштурмовому удару32. Имели место случаи использования неприятельскими лётчиками советских опознавательных знаков на своих летательных аппаратах. Так, по донесению оперативного дежурного города-крепости

Шлиссельбург, 19 декабря 1939 года финский самолёт с надписью «СССР» на борту и крыльях осуществил бомбардировку района лесозавода

Ильинский (без видимого для него ущерба)33.

Тем временем в ходе реализации программы военной помощи Англия передала в состав ВВС

Финляндии 12 СБ типа Бристоль «Бленхейм» Мк. IV (боевой радиус действий свыше 1100 км). Появление их на фронте позволило бы противнику осуществлять воздушные налёты на объекты глубокого тыла объединений РККА на театре войны. С целью минимизации возникшей опасности были приняты оперативные меры по дальнейшему наращиванию группировки противовоздушной обороны.

В первом периоде войны (30 ноября — 24 декабря 1939 г.) основу войсковой ПВО (7, 8, 9, 14 А) составляли зенитные артиллерийские (пулемётные) и прожекторные подразделения, отряды ИА и роты (взвода) ВНОС. Основные пункты ЛенВО прикрывали специально выделенные подразделения ПВО страны: гг. Псков (38 и 261 зенад, полк ИА), Петрозаводск (54 зенад, полкИА), Мурманск (33 зенад, 107-я зенитная батарея, полк ИА), Архангельск (31 зенад, полкИА), Новгород (зенитные пулемётные команды стрелковых частей)34.

Близкое территориальное расположение Ленинграда к государственной границе (30—50 км) определило особую роль ИА в общей системе ПВО города. Воздушное прикрытие стратегически важного пункта страны обеспечивалось путём ежедневного патрулирования в воздухе (зонах №1,3, 4) силами одной эскадрильи. В каждой зоне патрулирование осуществлялось звеньями истребителей в диапазоне высот от 3 до 6 км. Их действия координировались непосредственно командиром эскадрильи. Пребывание дежурных экипажей в воздухе от 1 часа до 1 часа 10 минут (смена производилась за 15—20 минут) должно было привести к максимальному суточному расходу (300—334 самолётовылета)35. Однако, как показала практика, реальный общий налёт не превышал 60 проц. ожидавшегося показателя.

Большое внимание в организации противовоздушной обороны также уделялось службе воздушного наблюдения, оповещения и связи. С началом войны система ВНОС территории страны (в границах ЛенВО) была развёрнута с учётом требований военного времени и обеспечивалась специальными средствами слежения и связи. Так, войсковые соединения 7 А (на Карельском перешейке) обслуживались ВНОС пункта ПВО г. Ленинграда, с постами которого штабы частей и соединений имели прямую связь. В свою очередь 8 А о действиях авиации противника оповещалась службой ВНОС территории страны (30-м отдельным батальоном и 3-й отдельной ротой ВНОС).

С началом наступления советских войск на всей линии фронта их связь со стационарными постами ВНОС была прервана, что нарушило существовавшую ранее систему оповещения о воздушной обстановке и взаимодействия с подразделениями противовоздушной обороны. Вместо указанной системы согласно руководящим документам должна была быть организована войсковая служба ВНОС. Однако для этого требовался подготовленный личный состав и специальная учебная база. Одной из причин создавшегося положения стал явный просчёт в организации

А.Ю. ПАШКОВ. Противовоздушная оборона Красной армии... •

м\

щую подготовку только как авиасигнальщики и особенности службы ВНОС не знали; во-вторых, система оповещения по войсковой системе связи на практике не использовалась, и её наладка требовала значительного времени (примерно до января 1940 г.); в-третьих, радиосвязь как основа оповещения не использовалась из-за отсутствия однообразных и мощных радиостанций в полковом звене37. На основе результатов ряда проверок службы воздушного наблюдения, оповещения и связи в войсках были скорректированы ранее поступившие в объединения указания, а сама организация службы возложена на начальника связи армии.

В частности, в составе 8 А к концу декабря 1939 года при штабах корпусов были созданы отделы ВНОС, при штабах дивизий — отделения ВНОС, возглавляемые командным составом 30-го батальона ВНОС. Все посты воздушного наблюдения, оповещения и связи, оставшиеся на территории страны (в границах ЛенВО), по указанию начальника штаба ВВС армии были прикреплены для организации оповещения к аэродромам истребительной авиации38.

Кроме войсковой сети постов ВНОС штабами 7 и 8 А была организована своя сеть постов ВНОС, ко-

Услоаные обозначения

Граница СССР с Финляндией к началу • Окны Ь-О ^

Фи не ни t укрепления иа Н«рф*ьси0м перо- ЧН~°

шейке („л**** Мамиергеима") ^ со ■

Сосредоточение сторон .

HiCTjnntHHt советски! «o¿c* j-—

•И| ГЛЛиОИ И1ЛР«|А«МНМ >Г /

-на аспошхагвлкм** итрцлемит Г(о:

Остро»« замятые десантами Балтийского / *

флот» 30 И З '2 39

Др|«л*ер»«-си|* поддержка войск кораб» Щ ТГ] МММ флотов И ф Л О Т и Я и и ' ^

Зона. оОъяал*ни«л советский прааительст» . . аом опасной дл* плавании все« судов СС

блокадные действия флота ЛАП/1АНДСИАЯ

Ледоаая автомобильная дорог« ГРУППА

A»¿ct«o«iKu*í с 17 02 по 12 03 40 (Baca- • \ •У-eoí _

Положение советски« еоАск к концу еоен hwi деиствни 12 00 13 03 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•иа главно« направлении д

•на вспомогательном направлении Ш

Территория. отошеди*а* к СССР по мир. ^Г ному до*оаору ""^VíSn

Территория полуострова Ханко, предоста^ Jr-ЯВНИВЯ Финявндиви в аренду СССР no¿ *

мирному дсхоеору

Граница СССР с Фи-лл-дивй по мнриоку fe^ . договору _J

чрЛолярныА # МУРМАНСК

163 сд

'РУППА ТУ ОМ ПО

Суомуссад«^

Н«»ни.1

8 А

Í5S сЗ

3 N»^5 ИломЧнтс*;

АРМ КОРПУС Х?ГЛУЩ[[,

[емежьегорси

0»ежжог

OJtpo

ПЕТРОЗАВОДСН

'РУППА ТАШЛА

ТАМПЕРЕ

>¿W=jAPklHfi.

3CTEPUAH

fclát4pc *f¡940)

Луч-Aojo я € кое

fin Лор/ — онро—

лруйьЪш--—.

ГРУППА Нотна:

ЛЕНИНГРАД

системы воздушного наблюдения, оповещения и связи ещё в мирный период времени. Например, в конце 1930-хгодов входе проведения полевых учений ЛенВО вопросы развёртывания и функционирования войсковой ВНОС на практике даже не отрабатывались36.

Для упорядочения работы службы ВНОС 5 декабря 1939 года поступило соответствующее указание по её организации за счёт привлечения штатных постов, содержавшихся в ротах связи стрелковых полков и батальонах связи дивизий и корпусов. Однако в полной мере данные указания (по ряду объективных причин) выполнены не были. Во-первых, расчёты постов ВНОС подразделений связи имели об-

торая придавалась штабам стрелковых корпусов и дивизий и использовалась преимущественно по линии штабов стрелковых полков. В задачу этих постов входило оповещение штабов обо всех пересекавших линию фронта самолётах противника, а также передача информации о метеорологических условиях в ближней прифронтовой полосе39.

В целом к концу первого периода Советско-финляндской войны (до 24 декабря 1939 г.) система противовоздушной обороны была развёрнута в соответствии с ранее принятыми планами и обеспечила достаточно устойчивое

Карта общего вида боевых действий в период Советско-финляндской войны (30 ноября 1939 — 13 марта 1940 г.

прикрытие группировки советских войск на театре войны (от Мурманска до Карельского перешейка) от нападения малочисленной финской авиации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 14. Д. 143. Л. 4.

2 Там же. Л. 240.

3 2-й корпус ПВО (1-го формирования) создан путём преобразования в октябре 1937 г. управления ПВО Ленинграда. Штаб и части корпуса базировались в городе на Неве и его окрестностях.

4 Крюков Филипп Яковлевич (10 октября 1896 — 28 февраля 1943) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1940). На военной службе с 1915 г. Окончил артиллерийскую учебную команду (1916), Школу зенитной артиллерии в Петрограде (1924), КУКС зенитной артиллерии РККА (1927), инженерно-командный факультет Артиллерийской академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского (1936). Участник Первой мировой войны: старший фей-ерверкер. В годы Гражданской войны в России в составе РККА (с 1918 г.): командир взвода, батареи. В послевоенный период: командир отдельной зенитной батареи, учебного дивизиона, зенитного артиллерийского полка. С июля 1937 г. — командир 1-й дивизии ПВО (Московский военный округ), с июля 1938 г. — начальник ПВО Ленинграда, с ноября 1938 г. — командир 2-го корпуса ПВО (ЛенВО). В годы Советско-финляндской войны (1939—1940) — в прежней должности. Помощник командующего войсками ЛенВО по ПВО, он же командующий Северной зоной ПВО (с февраля 1941 г.). В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, начальник ПВО Северного, позднее Ленинградского фронтов (23 июля 1941 — август

1942), заместитель начальника артиллерии Юго-Западного фронта (ноябрь 1942 — февраль 1943).

5 Добрянский Валериан Митрофанович (6 января 1909 — 2 октября 1993) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1944). На военной службе с сентября 1924 г. Окончил Украинскую военно-подготовительную школу (1926), 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу (1928), Севастопольскую школу зенитной артиллерии (1929), Курсы инструкторов-парашютистов 1-й авиационной бригады в г. Красногвардейске (1931), КУВНАС при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе (1941). Проходил службу на командных и штабных должностях. С апреля 1938 г. — начальник штаба 2-го корпуса ПВО (Ленинград). В годы Советско-финляндской войны (1939—1940) — в прежней должности. В период Великой Отечественной войны: командующий Ряжско-Тамбовским (апрель 1942 — январь

1943), Краснодарским (январь—август 1943), Бологоев-ским (август 1943 — апрель 1944) дивизионными районами ПВО, командир 2-го и 13-го корпусов ПВО (апрель 1944 — январь 1945), заместитель начальника штаба Западного фронта ПВО (с января 1945 г.). В послевоенный период на руководящих должностях в Войсках ПВО страны.

6 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 769. Л. 1.

7 Там же. Л. 241.

8 Там же. Д. 771. Л. 1.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же. Л. 2.

12 Там же. Л. 32.

13 Лагуткин Емельян Сергеевич (19 августа 1900 — 13 апреля 1983) — советский военачальник, генерал-майор (1941). На военной службе с 1921 г. Окончил Тульскую школу младших командиров, Военный институт физкультуры

(1924), Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (1936). Участник Национально-революционной войны в Испании (1936—1939): советник командира корпуса. Командир Перекопской стрелковой дивизии (1938), заместитель председателя Ленгорисполкома — начальник штаба МПВО УНКВД по Ленинграду и Ленинградской области (1938 — февраль 1948). Начальник УМВД по Ленинграду и Ленинградской области (февраль 1948 — февраль 1949), заместитель начальника УМВД по Калужской области (февраль 1949 — 1950). С 1950 г. в отставке. Необоснованно подвергся репрессиям (1952—1953). С 1953 г. на партийной и общественной работе.

14 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 775. Л. 29.

15 Там же.

16 Линия Маннергейма — комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладожским озером (длиной 132—135 км), созданный в 1920—1930 гг. на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР

17 Полевое управление 7-й армии было сформировано 14 сентября 1939 г. в Калининском военном округе. С 15 ноября того же года — на Карельском перешейке. Расформировано 23 марта 1940 г.

18 Грендаль Владимир Давыдович (22 марта 1884— 16 ноября 1940) — российский (советский) военный деятель, учёный-артиллерист, профессор (1939), генерал-полковник артиллерии (1940). Окончил Псковский кадетский корпус (1902), Михайловскую артиллерийскую академию (1911). Участник Первой мировой войны: командир 1-го морского тяжёлого артиллерийского дивизиона, полковник. В годы Гражданской войны в России — в составе РККА: начальник артиллерийской школы командного состава армий Южного фронта, инспектор артиллерии Южного и Юго-Западного фронтов (1918—1920). В послевоенный период на различных командных и преподавательских должностях в РККА. В годы Советско-финляндской войны (1939—1940): начальник оперативной группы (ноябрь—декабрь 1939), командующий 13-й армией (декабрь 1939 — март 1940).

19 В 1931 г. Ленинград был выделен из области и стал городом республиканского подчинения.

20 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240.

21 Там же. Л. 241.

22 Там же.

23 Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 16.

24 Там же. Оп. 3. Д. 968. Л. 32.

25 Советско-финляндская война 1939—1940 на море. Ч. 1. Кн. 2. Л., 1946. С. 40.

26 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 774. Л. 84.

27 Агеев Н.В. Взгляды на противовоздушную оборону войск в межвоенный период (1921—1941 гг.): монография. М.: Общевойсковая академия, 2007. С. 70.

28 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 3.

29 Там же. Л. 37, 38.

30 Там же. Оп. 6. Д. 583. Л. 18.

31 8-я армия сформирована в августе 1939 г. как Новгородская группа ЛенВО, 14 сентября того же года преобразована в 8-ю армию. К началу войны с Финляндией управление армии и армейский узел связи располагались в г. Петрозаводске.

32 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 774. Л. 85.

33 Там же. Д. 765. Л. 28.

34 Там же. Д. 771. Л. 2.

35 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 241, 242.

36 Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 20, 21.

37 Там же.

38 Там же. Л. 24.

39 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 377. ■

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.