Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА И ПЕРЕПРАВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА И ПЕРЕПРАВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ / КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ / ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / STRAIT OF KERCH / AMPHIBIOUS LANDING / AIR DEFENSE / AA ARTILLERY / RAILROAD BRIDGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье рассказывается об организации противовоздушной обороны переправ и железнодорожного моста через Керченский пролив в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING THE AIR DEFENSE OF THE KERCH STRAIT AND FERRIES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper describes organization of the air defense of ferries and the railroad bridge across the Strait of Kerch during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА И ПЕРЕПРАВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

А.Ю. .ПАШКОВ

A.Yu. LASHKOV

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА И ПЕРЕПРАВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ORGANIZING THE AIR DEFENSE OF THE KERCH STRAIT AND FERRIES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

f-л

Сведения об авторе. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии гэнерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассказывается об организации противовоздушной обороны переправ и железнодорожного моста через Керченский пролив в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Керченский пролив; десантная операция; противовоздушная оборона; зенитная артиллерия; железнодорожный мост.

Information about author. Aleksei Lashkov —Senior Researcher at the Military History Research Institute of the RFAF General Staff Military Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Summary. The paper describes organization of the air defense of ferries and the railroad bridge across the Strait of Kerch during the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Strait of Kerch; amphibious landing; air defense; AA artillery; railroad bridge.

\_J

ГОДЫ Великой Отечественной войны организация переправы через Керченский пролив играла важную роль. Ещё в период проведения Керченско-Феодосийской десантной операции (28 декабря 1941 —2 января 1942 г.) в связи с установившимися низкими температурами большая часть 51-й армии, участвовавшей в операции, сумела переправиться по льду замёрзшего пролива. В результате на Крымский полуостров были переброшены 6 стрелковых и кавалерийская дивизии, 2 стрелковые бригады, 15 зенитных дивизионов, артиллерийский полк, 3 автомобильных батальона, 3 дорожно-эксплуатационных полка и 11 батальонов аэродромного обслуживания. В течение нескольких недель авиация противника, исключая саму возможность переброски по льду большой массы войск, техники и грузов, не бомбила ледовую переправу, в то же время воздушные налёты на морские транспорты совершались ежедневно'. Это обстоятельство потребовало развёртывания системы противовоздушной обороны (ПВО), в т.ч. для защиты переправы.

Позднее этот вопрос вновь встал перед советским командованием в ходе проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 г.), в результате которой был захвачен плацдарм в районе г. Керчь. В указанный период люфтваффе резко снизила свою активность в восточной части Крымского полуострова. Так, в подготовительный период операции (с 9 октября по 2 ноября 1943 г.) немецкие лётчики совершили всего 167 самолёто-вылетов. Однако с началом форсирования нашими войсками Керченского пролива

количество боевых вылетов вражеской авиации заметно возросло (до 1780 самолёто-вылетов}. Для организации ПВО группировки войск были задействованы силы и средства Отдельной Приморской армии (2-го формирования)2; две зенитные артиллерийские дивизии РГК, 11 отдельных полков мелкокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), 8 отдельных дивизионов

Генерал-майор артиллерии Ф.Г. Янковский

ж

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

Десантный тендер. Перевозка советской техники в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции

среднекалиберной зенитной артиллерии (СЗА), две отдельные прожекторные роты и четыре отдельные роты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)3.

Основная масса зенитных средств была сосредоточена в районах расположения наших войск и подготовки переправочных средств для десанта: коса Чушка, Ильич, Запорожская, Тамань, Темрюк и вдоль побережья, где намечались погрузка войск и сооружение причалов. Тыловые объекты в основном прикрывались частями Северо-Кавказского корпусного района ПВО {командующий войсками — генерал-майор артиллерии Ф.Г. Янковский4) и частично войсковыми средствами5.

Полковник М.М. Чекмасов

Для непосредственного прикрытия десанта, транспортировки грузов и обратных рейсов на всех морских судах были установлены крупнокалиберные зенитные пулемёты, выделенные из состава отдельных полков МЗА, Вместе с нашими десантниками на Керченский полуостров была высажена часть зенитно-пуле-мётных рот для прикрытия передовых отрядов, За первые три дня операции пулемётные расчёты сбили 12 неприятельских самолётов, не допуская при этом точного бомбометания с малых высот.

К 7 ноября 1943 года советские войска захватили плацдарм глубиной от двух до четырёх километров. Вскоре на него началась переброска зенитных частей и подразделений: 210-го гвардейского армейского полка МЗА, 1344 и 1332-го полков МЗА, 11-го и 17-го отдельных дивизионов СЗА с задачей прикрыть причалы в районе Опасная, Глейки, Маяк, а также войска на плацдарме, который всё время расширялся6.

Массированное применение зенитных средств заставило противника частично отказаться от дневных бомбардировок и перейти к действиям в ночное время. На Керченском полуострове и в районе Тамани были развёрнуты две прожекторные роты с задачей освещения пролива и вражеских самолётов при их появлении в зоне ответственности противовоздушной обороны.

Осознавая опасность наличия постоянно действовавшей переправы между захваченным плацдармом и Таманским полуостровом, по которому непрерывно шло снабжение советских десантников в Крыму, руководство 4-го воздушного флота люфтваффе организовало систематические налёты на аэродромы нашей авиации и объекты переправы через Керченский пролив. В период с февраля по апрель 1944 года было отмечено 443 самолёто-вылета авиации противника, из них до 60 проц. полётов бомбардировщиков7.

По данным наблюдательных постов подразделений советской ПВО, основное количество вражеских самолёто-вылетов производилось самолётами типа Не-111, ^-88, Ме-109. Разведывательные полёты совершались, как правило, в дневное время истребителями на высотах от 1 до 3 км на глубину 200—260 км от линии фронта.

Бомбардировочные налёты {одиночные и групповые) на переправы производились со всех сторон, но чаще всего со стороны Азовского моря, С целью обеспечить защиту объектов Керченской переправы с ноября 1943 года начались работы по организации её противовоздушной обороны. Первоначально для выполнения этой задачи были задействованы ограниченные силы Отдельной Приморской армии. Основу её противовоздушной обороны составляли: 19-я зенитная артиллерийская дивизия (1332, 1338, 1339, 1344 и 1350-й полки), 12 зенитных

А.Ю. ЛАШКОВ. Организация противовоздушной обороны Керченского пролива... •

артиллерийских полков (зенап), 1 батальон и 4 роты ВНОС, 6 отдельных зенитно-пулемётных взводов. Воздушное прикрытие объектов обеспечивала истребительная авиация (ИА).

Для защиты переправ Керченского пролива были выделены {на 31 января 1944 г.) следующие силы противовоздушной обороны: два зенап (1077 и 1570), 38-й зенитный пулемётный полк (зенпулп), 40-й зенитный прожекторный полк (зенпрожп), два отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (озадн) {433 и 381). Всего 80 орудий среднего калибра, 88 орудий малого калибра, 120 зенитных пулемётов, 90 зенитных прожекторов0. Общая организация системы противовоздушной обороны переправ была возложена на оперативную группу Западного фронта ПВО во главе с заместителем командующего войсками фронта генерал-лейтенантом артиллерии А.Ф, Гороховым9,

В связи с необходимостью строительства железнодорожного моста через Керченский пролив Государственный комитет обороны (ГКО) 25 января 1944 года принял специальное постановление за N° 5027сс10. Основные работы по строительству временного транспортного сооружения были возложены на Наркомат путей сообщения СССР (руководитель Л.М. Каганович). Непосредственным исполнителем проекта выступило управление военно-восстановительных работ № 12 {начальник— генерал-директор пути и строительства 3 ранга П.М. Зернов) с приданными ему воинскими частями и специальными формированиями. Командующему Западным фронтом ПВО генерал-полковнику

М.С. Громадину", начальнику Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии генерал-полковнику Н.Д. Яковлеву'2, начальнику Центрального штаба войск ПВО генерал-лейтенанту H.H. Нагорному53 предписывалось «в пятидневный срок наметить и провести в жизнь мероприятия по прикрытию строительства Керченского моста артиллерийскими средствами и авиацией»14.

Для реализации поставленных задач организация противовоздушной обороны переправ Отдельной Приморской армии в районе Керчи и строительства моста через Керченский пролив была возложена на вновь сформированный Северо-Кавказский дивизионный район ПВО (с 8 февраля 1944 г.; командующий войсками полковник М.М. Чекмасов15). Состав войск этого района ПВО был усилен за счёт зенитных артиллерийских и прожекторных частей, передислоцированных к Керченскому проливу из Сталинграда, Куйбышева, Грозного и других тыловых районов страны. Кроме того, для организации противовоздушной обороны переправ и строительства моста была выделена 2-я гвардейская Сталинградская истребительная авиационная дивизия {иад) ПВО в составе 83 и 84-го истребительных авиаполков (иап)18. На 1 марта 1944 года Северо-Кавказский дивизионный район ПВО имел в своём боевом составе шесть зенап (454, 734, Ю77, 1425, 1570, 1576), шесть озадн (36, 53, 143, 286, 381, 433), 38 зенпулп, три зенитные пулемётные роты (зенпулр) {60, 61, 790), 40 зенпрожп и два отдельных батальона ВНОС (15 и 68)17.

Группировка зенитных артиллерийских средств Отдельной Приморской армии и Северо-Кавказского дивизионного района ПВО у Керченского пролива

Март 1944 г.

*210 з$нап

"Оссоеины

Булганам

—Ильич1

Натерлеэ!

зенап

Нууугуры

Лj^üjai

К? *

й^-Запоеотоная

iilAun

lUNÜKOU

Опасная;

зенап

алоесная

зенап..

-Сенная

:пркстуСенная

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

Железнодорожный мост через Керченский пролив

1944 г.

К началу марта в районе Таманского полуострова и Керченского пролива было сосредоточено 470 зенитных орудий, 294 зенитных пулемёта, 132 зенитных прожектора и 96 самолётов-истребителей. Части 2-й гвардейской иад ПВО базировались на аэродроме Фанта-ловская. Для наведения истребителей на воздушные цели использовались две радиолокационные станции (РЛС) типа «Пегматит»18.

Зенитные артиллерийские и прожекторные части войск ПВО, действовавшие на Керченском полуострове и косе Чушка, были объединены в зенитную артиллерийскую группу (Керченская ЗАГ), основными задачами которой являлись противовоздушная оборона переправ через Керченский пролив и прикрытие строительства железнодорожного моста через него. В соответствии с этим были определены группировки зенитных артиллерийских средств и боевые порядки частей'9.

В целом созданная группировка ПВО обеспечивала достаточно высокую плотность зенитного огня над Керченским проливом, причалами и районами строительства моста. В течение февраля—апреля 1944 года зенитными средствами были обстреляны 154 воздушные цели, сбиты 3 самолёта противника. За указанный период части 2-й гвардейской иад ПВО совершили 827 самолёто-вылетов, провели 38 воздушных боёв с вражескими самолётами, сбив 22 из них в дневное время и шесть в тёмное время суток20.

Взаимодействие ИА с ЗА днём осуществлялось по принципу боя а одной зоне. При этом зенитная артиллерия во всех случаях вела огонь только по тем вражеским самолётам, которые не атаковывались истребителями. Ночью взаимодействие между средствами ПВО организовывалось по принципу разграничения зон действий. Истребители обычно действовали а световых прожекторных полях на подступах к переправам вне зоны огня зенитной артиллерии, а если иногда и в зоне огня, то только выше облаков. В каждом отдельном случае решение принималось начальником ЗАГ в зависимости

от конкретно сложившейся оперативно-тактической обстановки21.

Вылет истребителей для перехвата воздушных целей из положения «дежурство на аэродроме» в ряде случаев не обеспечивал надёжного выполнения боевой задачи, т.к. они появлялись в зоне боя лишь через 6—8 мин. За это время самолёты противника успевали произвести бомбардировку объектов и уйти в расположение своих войск. Поэтому истребители ПВО действовали при обороне керченских переправ преимущественно способом барражирования в воздухе, оказавшимся более эффективным22.

15 апреля 1944 года Северо-Кавказский дивизионный район ПВО вошёл в состав Южного фронта ПВО и был реорганизован в 87-ю дивизию ПВО23. К этому времени части Отдельной Приморской армии, развивая наступление совместно с войсками 4-го Украинского фронта, завершили освобождение территории Крыма от немецко-фашистских войск. Войсковые средства ПВО с обороны керченских переправ были сняты, и в дальнейшем противовоздушная оборона переправ и строительства железнодорожного моста осуществлялась только ЗАГ 87-й дивизии ПВО, в составе которой имелись 15 батарей ЗА среднего калибра, 21 батарея ЗА малого калибра и четыре станции орудийной наводки24.

По мере смещения линии советско-германского фронта в западном направлении угроза воздушного нападения со стороны немецко-фашистской авиации заметно снижалась. Это позволило постепенно высвобождать силы и средства противовоздушной обороны в интересах частей действующей армии и объектов (пунктов) ближнего тыла.

Построенный в короткие сроки железнодорожный мост через Керченский пролив просуществовал до 20 февраля 1945 года. В результате серьёзного повреждения, связанного с движением ледяных полей со стороны Азовского моря, 15 промежуточных пролётов сооружения оказались деформированы и разрушены. Все послевоенные проекты по его восстановлению не нашли должной поддержки у советского политического руководства по экономическим соображениям.

Вновь вопрос о необходимости строительства транспортной магистрали, включая мост через Керченский пролив, возник в нашей стране в связи с добровольным присоединением в 2014 году Крыма к Российской Федерации. Поэтапное введение моста (автомобильного и железнодорожного) в строй, несомненно, потребовало организации его защиты от возможных провокаций, в том числе в воздушном пространстве. В настоящее время он надёжно прикрыт группировкой войск противовоздушной обороны, способной уничтожить любую воздушную цель на всех направлениях и различных диапазонах высот.

А.Ю. ЛАШКОВ. Организация противовоздушной обороны Керченского пролива

ПРИМЕЧАНИЯ

' Смирнсм-Несвицкш А. Ледовая переправа через Керченский пролив// Восн.-истор. журнал. 1962. № 1. С. 63, 64.

2 Отдельная Приморская армия 2-го формирования — общевойсковое формирование Красной армии во время Великой Отечественной войны. Сформирована 20 ноября 1943 г. на основании директивы Ставки ВГК от 15 ноября 1943 г. на базе полевого управления Северо-Кавказского фронта и войск 56-й армии. Подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. 9 июля 1945 г. полевое управление армии переформировано в управление Таврического военного округа.

' Артиллерийский журнал. 1944.М 10. С. 80.

4 Янковский Фёдор Георгиевич (20 марта (1 апреля ) 1897 — 8 марта 1958) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1943). На военной службе с мая 1916 г. Окончил Киевскую артиллерийскую школу (1926), КУКС зенитной артиллерии в Севастополе (1933) и в Хабаровске (1936). В годы Великой Отечественной войны: командир 4-й дивизии П ВО (июнь—сентябрь 1941), командующий войсками Рнжско-Тамбовского (ноябрь 1941 — май 1942), Бол о га евс кою (май 1942 — июнь 1943) дивизионных районов ПВО, Северо-Кавказского (июнь 1943 — январь 1944), Одесского (январь—апрель 1944) корпусных районов ПВО, 12-го корпуса ПВО (с апреля 1944).

5Артиллерийскийжурнал. 1944.№ 10. С, 80,

6 Там же. С. 83.

7 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне в 2 т. Т. 2. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1955. С. 122.

8 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 72. Оп. 12278. Д. 96. Л. 16.

9 Горохов Алексей Фёдорович (21 октября (2 ноября) 1892 — 13 января 1963) — советский военачальник, генерал-полковник авиации (1954), вице-президент Академии артиллерийских наук (1946). На военной службе с 1910 г. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (1910), Михайловское артиллерийское училище (1913), Военно-техническую академию РККА имени Ф.Э. Дзержинского (1928). В годы Великой Отечественной войны: начальник управления вооружения Главного управления ПВО (ноябрь 1941 — август 1942), заместитель командующего Войсками П ВО территории страны по материально-техническому обеспечению (август 1942 — август 1943). С августа 1943 г. — командующий артиллерией Западного фронта ПВО, с июля 1944 г. — Северного фронта ПВО. Заместитель начальника ГАУ по научно-исследовательской работе — председатель Артиллерийского комитета (с марта 1945).

10 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 272. Л. 31-33.

11 Громадин Михаил Степанович (27 октября (8 ноября) 1899 — 3 июня 1962) — советский военный деятель, генерал-полковник (1943). На военной службе с сентября 1918 г. Окончил 1-е Саратовские пехотные командные курсы (1920), Киевскую объединенную военную пехотную школу (1927), Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе (1933), Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е, Ворошилова (1950), В годы Великой Отечественной войны: помощник командующего войсками Московского ВО по ПВО (с апреля 1941 г. одновременно и командующий Московской зоной ПВО), командующий Войсками ПВО территории страны — заместитель наркома обороны СССР по П ВО (ноябрь 1941 — июнь 1943), командующий войсками Западного, Северного, Центрального фронтов ПВО (июль ¡943 — ноябрь 1945).

п Яковлев Николай Дмитриевич (19(31) декабря 1898 — 9 мая 1972) — советский военачальник, маршал артиллерии (1944). На военной службе с 1917 г. Окончил 2-е Петроградские артиллерийские курсы (1920), академические курсы усовершенствования комсостава (1924). В годы Ве-

ликой Отечественной войны: начальник Главного артиллерийского управления и член Военного совета артиллерии Красной армии (июнь 1941—1946).

15 Нагорный Николай Никифорович (5(18) декабря 1901 — 11 июня 1985) — советский военачальник, генерал-полковник (1944). На военной службе с марта 1920 г. Окончил курсы при Высшей военно-химической школе РККА (1921), химические курсы усовершенствования командного состава (1925), курсы инструкторов ПВО РККА (1929), Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе (1933), курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (1936). В годы Великой Отечественной войны: начальник штаба войск ПВО территории страны (ноябрь 1941 — июнь 1943), начальник штаба Западного фронта ПВО (август—октябрь 1943), начальник Центрального штаба ПВО (октябрь 1943 ■ июнь 1944), заместитель командующего артиллерией Красной армии по войскам ПВО (с июля 1944), одновременно начальник Центрального штаба ПВО КА, (с 16 марта 1945 — начальник Главного штаба войск ПВО).

14 РГАСП И. Ф. 644. Оп. 2. Д. 272. Л. 33.

15 Чек мае ов Михаил Максимович (21 ноября (3 декабря) 1897 — 25 мая 1983) — советский военачальник, полковник (1938). На военной службе с мая 1916 г. Окончил партийную школу при политотделе 1-й революционной армии Туркестанского фронта (1919), 6-месячное отделение (военное) Свердловского университета в Москве (1922), Военно-политическую академию РККА имени Н.Г, Толмачёва в Ленинграде (1927), академические курсы технического усовершенствования высшего и старшего начсостава войск связи РККА при Военной электротехнической академии РККА имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого (1936), курсы командиров полков при Высшей офицерской школе ПВО КА в Евпатории (1945). В годы Великой Отечественной войны: начальник штаба Ссвсро-Кавказской зоны ПВО (до ноября 1941), Краснодарского (ноябрь—декабрь 1941), Ростовского (декабрь 1941 — июнь 1942) дивизионных районов ПВО (одновременно с декабря 1941 г, временно исполняющий должность командующего войсками последнего района), командующий войсками Тульского дивизионного района ПВО (июнь—ноябрь 1942), начальник 1-го Ленинградского военного училища ВНОС КА (ноябрь 1942 — июнь 1943), командир 17-й отдельной бригады ПВО (с июня 1943; с октября 1943 одновременно исполняющий должность начальника Гродовского рудника), командующий войсками Северо-Кавказского дивизионного района ПВО (февраль—апрель 1944), командир 87-й дивизии ПВО (апрель—декабрь 1944), заместитель командира 85-й дивизии ПВО (с декабря 1944).

16 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 2. С. 125.

" Боевой состав Советской Армии. Ч. !V. Январь—декабрь 1944 г. М.: Военное издательство, 1988. С. 84.

18 Светлишин H.A. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979. С. 173.

& Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне, Т. 2. С. 126.

30 Там же. С. 129.

21 Светлишин H.A. Указ. соч. С. 174.

11 Войска противовоздушной обороны страны. М,: Военное издательство, 196К. С. 269.

23 87-я дивизия ПВО образована 21 апреля 1944 г. на основании директивы Генерального штаба Красной армии № орг/4/307441 от 10 апреля 1944 г. путём переименования Северо-Кавказского дивизионного района ПВО. Директивой Генштаба КА № орг,/3/86634 от 27 августа 1945 г. расформирована. См.: Голотюк В.Л., llanaee Д.А. Командный состав Войск П ВО Красной Армии в годы Великой Отечественной и советско-японской войн 1941—1945 гг. М.: АРТКРАС, 2013, С. 39.

34 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 2. С. 127. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.