К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО, K.Yu. KOLESNICHENKO,
П.В. ЛЕВШОВ P.V. LEVSHOV
СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ В ВООРУЖЁННОМ КОНФЛИКТЕ У ОЗЕРА ХАСАН (ИЮЛЬ-АВГУСТ 1938 г.)
SOVIET AVIATION AT ARMED CONFLICT NEAR LAKE OF KHASAN (JULY—AUGUST 1938)
С \
Сведения об авторах. Колесниченко Кирилл Юрьевич — доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук (г. Владивосток. E-mail: [email protected]; kolesnichenko. [email protected]);
Левшов Павел Владимирович — полковник запаса (г. Владивосток. E-mail:[email protected]).
Аннотация. Статья посвящена анализу использования ВВС Дальневосточного Краснознамённого фронта и Тихоокеанского флота в вооружённом конфликте у озера Хасан в июле—августе 1938 года.
Ключевые слова: озеро Хасан; советско-японский вооружённый конфликт 1938 г.; Дальневосточный Краснознамённый фронт; Тихоокеанский флот; военная авиация; Военно-воздушные силы СССР.
Information about authors. Kirill Kolesnichenko - Associate Professor of the department of Social Sciences of the Far Eastern Federal University, Cand. Sc. (Polit.) (city of Vladivostok. E-mail: [email protected]; [email protected]);
Pavel Levshov - Colonel (res.) (city of Vladivostok. E-mail: [email protected]).
Summary. The article is devoted to an analysis of the use of the Air Forces of the Far Eastern Red Banner Front and Pacific Fleet in the armed conflict near the Khasan Lake in July—August 1938.
Keywords: Khasan Lake; Soviet-Japanese armed conflict of 1938; Far Eastern Red Banner Front; Pacific Fleet; military aviation; USSR Air Force.
V_J
ИСТОКИ вооружённого конфликта в районе озера Хасан лежали в неурегулированности вопросов принадлежности участков территории между р. Тумень-Ула (ныне Туманная) и оз. Хасан, вблизи которого проходила граница СССР с Китаем и Кореей (последняя тогда являлась японским владением). С захватом Японией части Китая и созданием в 1932 году государства Маньчжоу-Го противостояние на этом участке границы значительно усилилось, а к лету 1938 года оно переросло в полномасштабные военные действия.
Советское военно-политическое руководство, обеспокоенное нарастанием международной напряжённости, создало к 1938 году на Востоке страны мощную группировку авиации: ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) насчитывали 12 авиабригад (восемь в Приморье), ВВС Тихоокеанского флота (ТОФ) — три (все в Приморье), а также несколько десятков отдельных авиаэскадрилий и отрядов1. В 1938 году на территории Дальневосточного края имелось более 100 основных, оперативных аэродромов и гидроаэродромов.
В развитии авиационной группировки на Востоке страны имелись проблемы: дефицит запчастей для самолётов, недостаточное количество авиаремонтных предприятий и авиамастерских приводили к тому, что в различные периоды до трети самолётов ВВС ОКДВА и ТОФ находились в небоеготовом состоянии.
Твёрдое покрытие имели лишь несколько аэродромов, что существенно затрудняло действия авиации
в условиях интенсивных осадков весной—осенью. На аэродромах не хватало средств механизации, хранилищ ГСМ и боеприпасов, специального транспорта. Система хранения авиационных боеприпасов ВВС ОКДВА и ТОФ находилась в неудовлетворительном состоянии.
В отчёте о боевой подготовке ТОФ за первые 9 месяцев 1938 года были отражены недостатки в работе штабов соединений и штаба ТОФ, недочёты боевого управления соединениями и частями; оперативно-тактическая подготовка по взаимодействию и использованию оружия оценивалась как неудовлетворительная. Основными недостатками боевой подготовки истребительной авиации были низкое качество стрельб, малый налёт на высоте, ночью и в облаках, низкий уровень тактической подготовки: небольшое количество групповых воздушных боёв, в бомбардировочной авиации отмечалось отставание по ночным и слепым полётам, а в торпедоносной — невысокий процент выполнения упражнений по торпедометанию, бомбометанию и воздушным стрельбам. Общей проблемой ВВС ТОФ была нехватка авиационных полигонов и неудовлетворительное состояние уже имевшихся2.
Весьма негативно на состоянии авиации ОКДВА и ТОФ сказались политические репрессии 1937—1938 гг. К июлю 1938 года были уволены 479 и арестованы 362 представителя командно-начальствующего состава ВВС ОКДВА, а ВВС ТОФ по этой же причине лишились 141 лётчика и техника3.
С мая 1938 года ВВС РККА и ВВС ВМФ начали переход на новую организационно-штатную структуру:
Таблица 1
Авиационные части и соединения, дислоцировавшиеся в Приморье к июлю 1938 г.
Соединения Части в составе соединения Аэродромы дислокации
ВВСОКДВА
5 аб ОсНаз 10* и 14 тбап Чернышёвка, Воздвиженка
12 аб 57 и 59 сбап Чернышёвка
25 аб 36 и 55 сбап Спасск-Дальний
53 аб 2 лшап, 8 шап, 40 и 47 иап Хорольское
61 аб 48 иап ст. Уссури
ВВС ТОФ
7 аб 1, 14 и 39 иап Владивосток, Петровка, Находка
29 аб 4 мтап, 10 тбап* и 34 сбап Романовка, Новонежино, Николаевка
115 мрап Владивосток
* К августу 1938 г. 10 тбап, вооружённый самолётами ТБ-3, СБ и И-16, находился в стадии передачи из ВВС ТОФ в ВВС ОКДВА.
Сокращения, используемые в таблице и в тексте: аб — авиационная бригада, иап — истребительный авиаполк, лшап — лёгкий штурмовой авиаполк, мрап — морской разведывательный авиаполк, мтап — минно-торпедный авиаполк, сбап — скоростной бомбардировочный авиаполк, тбап — тяжёлый бомбардировочный авиаполк, шап — штурмовой авиаполк.
авиабригады и эскадрильи расформировывались, на их базе создавались авиационные эскадрильи численностью 12—15 самолётов, сводившиеся в авиационные полки, объединявшиеся в авиабригады нового типа. Вместо авиационных парков создавались авиационные базы, осуществлявшие все виды тылового обеспечения лётных частей на аэродромном узле, а также на оперативных аэродромах.
Несмотря на имевшиеся проблемы, от войск и сил флота требовалась высокая боевая готовность. С учётом роста числа провокаций на границе и нарастания дипломатической напряжённости в первой половине 1938 года проводилась подготовка ОКДВА и ТОФ к возможному конфликту. В соответствии с постановлением Главного военного совета с 20 апреля 1938 года ТОФ и Амурская военная флотилия находились в оперативном подчинении командующего ОКДВА4. С 22 апреля 1938 года приказом командующего ОКДВА Маршала Советского Союза В.К. Блюхера «в связи с возможностью попытки внезапного нападения японцев на приграничные гарнизоны, особенно в южном Приморье (залив Посьета — Славянка)» ВВС ОКДВА приводились в состояние повышенной боевой готовности5.
Состав дислоцировавшихся в Приморье авиационных соединений и частей к июлю 1938 года представлен в табл.1.
1 июля 1938 года ОКДВА была развёрнута в Краснознамённый Дальневосточный фронт, 23 июля 1938 года переименованный в Дальневосточный Краснознамённый фронт (ДКФ). Он имел в своём составе 1-ю и 2-ю Краснознамённые армии и Хабаровскую группу войск.
Перед началом вооружённого конфликта на Ха-сане ВВС ДКФ и ТОФ представляли собой мощную силу, насчитывавшую около 1800 боевых самолётов (1300 самолётов в ВВС ДКФ и 500 в ВВС ТОФ)6. ВВС ДКФ возглавлял комбриг П.В. Рычагов, ВВС ТОФ — комбриг С.Ф. Жаворонков7.
В случае вооружённого конфликта с Японией задачи авиационной группировки на Востоке (ВВС
ДКФ, ТОФ, а также Забайкальского военного округа) включали:
— борьбу с авиацией противника;
— нарушение морских коммуникаций с Северной Маньчжурией путём ударов по морским сообщениям и корейским портам Расин, Сейсин, Гензан;
— нарушение перевозок из основных железнодорожных узлов в Маньчжурии;
— действия против крупных японских частей, сосредоточенных против Приморской, Благовещенской групп, а также на южных и восточных границах Монгольской Народной Республики совместно с наземными войсками;
— действия против японского военного флота и морских транспортов в случае попыток бомбардировки побережья или высадки на него десанта; поддержка наших частей в районах Нижнего Амура и на Сахалине;
— по особому указанию — удары по метрополии Японии.
Задачами ТОФ в возможном конфликте с Японией были:
— оборона побережья от Владивостока до Советской Гавани, Камчатки и Нагаево;
— нарушение морских коммуникаций в Японском море подводными лодками и авиацией;
— удары морской авиацией совместно с сухопутной авиацией и подводными лодками по ВМФ противника и транспортам с войсками;
— закрытие Татарского пролива для японского военного флота;
— обеспечение левого фланга Приморской группы ОКДВА в районе заливов Славянка и Посьета8.
Непосредственно в Посьетском (ныне Хасанский) районе Приморского края авиационные части не базировались, поскольку он считался второстепенным с точки зрения возможных действий главных сил Японии. Как отмечал в октябре 1938 года (уже после хасанских событий) комкор Г.М. Штерн на заседании Главного военного совета, «все наши аэродромы имеются на северном и на центральном
Аэродром ВВС ТОФ Южная Угловая
1938 г.
направлениях, и никаких абсолютно аэродромов,
кроме небольших площадок... в районе Барабаш,
мы не имеем. Ещё до начала событий. мы занялись
подысканием площадок — аэродромов для самолётов И-15»9. К упомянутым площадкам относились
построенные во второй половине 1930-х годов полевые аэродромы Заимка Филипповского (между деревнями Барабаш и Занадворовка), Августовка (в 2 км от пос. Славянка), Новокиевское (ныне пос. Кра-скино). Гидросамолёты ВВС ТОФ и пограничных авиачастей НКВД при необходимости могли совершать посадку на воду в заливе Посьета и использовать гидроаэродром Дальгосрыбтреста в пос. Славянка.
Близость к району конфликта Владивостока (130 км до оз. Хасан по прямой) и Ворошилова (ныне г. Уссурийск) позволяла задействовать дислоцировавшиеся в их районе части авиации и аэродромы.
15 июля 1938 года японский посол в СССР М. Си-гэмицу в ноте протеста потребовал от советского правительства вывода всех войск СССР со спорной территории в районе оз. Хасан. 22 июля Правительство СССР отклонило требования японской стороны. С 24 июля в соответствии с указанием К.Е. Ворошилова были приведены в полную боевую готовность 39-й стрелковый корпус, 2-я механизированная бригада и часть авиации 1-й Краснознамённой армии, а также ВВС ТОФ.
На аэродромы Новокиевское и Заимка Филипповского были перебазированы по две авиаэскадрильи (аэ) из состава 47-го и 48-го истребительных авиаполков (иап) (по 30 единиц на каждый аэродром); на аэродром Августовка — одна аэ 40 иап. 31 июля на аэродром Новокиевское была переброшена 4 аэ 14 иап ВВС ТОФ (11 самолётов И-15бис) под командованием капитана Н.В.Куценко, переданная в оперативное подчинение командующему ВВС 1-й армии.
Из-за большого количества самолётов, сосредоточенных на упомянутых площадках, их было невозможно рассредоточить и замаскировать, кроме того, отмечались сложности в организации снабжения и связи. Г.В. Зимин (в указанный период — заместитель командира аэ 48 иап ВВС ДКФ) писал в своих мемуарах: «На маленьком полевом аэродроме (Заимка Филипповского — Прим. авт.), с двух сторон зажатом горами... машины стояли впритык вдоль горы по всей длине взлётно-посадочной полосы»10. На аэ-
родроме Новокиевское, расположенном в 10—15 км от района боевых действий, находились три эскадрильи истребителей И-15бис, при этом самолёты не маскировались. Такое положение «возможно было в условиях полной пассивности ВВС японцев, в противном случае один налёт с их стороны мог вывести из строя большую часть матчасти и личного состава»11.
24 июля в 25-й бомбардировочной авиабригаде были сформированы три сводные аэ, одна из которых (12 бомбардировщиков СБ) под командованием капитана А.С. Мозгового перебазировалась на аэродром ВВС ТОФ Кневичи под Владивостоком с задачей быть в готовности к ударам по аэроузлу Хунчунь12. Две штурмовые аэ (20 самолётов ССС) из состава 2 шап 53-й авиабригады были перебазированы на оперативный аэродром ВВС ТОФ Шкотовский перевал (6 км от пос. Шкотово) для нанесения ударов по войскам противника. Снабжение подразделений ВВС 1-й Краснознамённой армии, размещённых на аэродромах Кневичи и Шкотовский перевал, возлагалось соответственно на 255-ю (Кневичи) и 19-ю (Рома-новка) авиабазы ВВС ТОФ13.
ВВС ТОФ согласно приказу комбрига С.Ф. Жа-воронкова, отданному в 22.00 24 июля, получили задачу «в связи с происходящими в южной части Японского моря манёврами Японского флота и сосредоточением сухопутных сил непосредственно в разных пунктах госграницы возможны попытки вторжения войск Японии на нашу территорию и действие флота против берега. ВВС ТОФ, прикрывая главную базу ТОФ Владивосток, базу Находка и аэродромные узлы, быть готовыми для нанесения бомбо-торпед-ного удара по портам Северной Кореи, аэродромам Хунчунь, Хойрен и кораблям противника в море»14.
Прикрытие главной базы ТОФ обеспечивали 1 иап и две аэ 14 иап, базу ТОФ в бухте Находка и Сучан-ский аэроузел прикрывал 39 иап. 34 сбап (бомбардировщики СБ) выделял одну аэ для действий по аэродрому Хойрен (запасная цель — порт Расин) и одну — для ударов по аэродромам Янцзы, Тумынь-цзян, Лунцзиньцюнь (запасная цель — порт Юки). 14 иап силами двух аэ должен был наносить удары по аэродромам Хунчунь, Кенуон, Аоди, посадочным площадкам портов Юки и Расин. Целями для ударов 115-го морского разведывательного авиаполка (мрап) были порты Сейсин (одна аэ) и Расин (две аэ), 1 и 3 аэ 4 мтап (бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3) ориентировались на нанесение ночных ударов по порту Гензан. Борьба с флотом и десантными транспортами противника возлагалась на 4 мтап. 34 сбап выделял одну аэ в резерв командующего ВВС ТОФ.
Ведение разведки моря возлагалось на 115 мрап, 47-ю и 57-ю отдельные морские разведывательные авиаэскадрильи (омраэ). Первый обеспечивал два самолётовылета с рассветом и один вечером в границах мыс Гамов — мыс Поворотный; в зону ответственности 47 омраэ входил район от мыса Поворотный до бухты Валентин (по одному самолётовылету утром и вечером), 57 омраэ предписывалось вести воздушную разведку на подходах к главной базе ТОФ Владивостоку15.
Вооружённый конфликт начался 29 июля, когда японские силы атаковали советский пограничный наряд на сопке Безымянная, но были отброшены за линию границы. В ночь с 30 на 31 июля японские вой-
И
и
ска перешли в наступление, к 6.00 1 августа после упорного боя противнику удалось оттеснить наши подразделения и занять высоту Заозёрная, а к 22.00 были захвачены высоты Безымянная, Пулемётная горка, 64.8, 86.8 и 68.8.
31 июля в г. Ворошилов из Хабаровска прибыл командующий ВВС ДВФ П.В. Рычагов, принявший на себя командование силами авиации в Приморье; командующий ВВС 1-й Краснознамённой армии комдив П.Я. Сорокин стал его заместителем.
1 августа 1938 года нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов направил командующему ДКФ Маршалу Советского Союза В.К. Блюхеру приказ: «В пределах нашей границы смести и уничтожить интервентов, занявших высоты Заозёрная и Безымянная, применив в дело боевую авиацию и артиллерию»16. В 09.00 оперативный дежурный ВВС ДКФ в Хабаровске довёл до начальника штаба ВВС 1-й Краснознамённой армии приказ В.К. Блюхера атаковать части противника тремя эскадрильями СБ (скоростных бомбардировщиков) и двумя эскадрильями И-15 с указанием «населённые пункты с мирным населением не бомбардировать, границы не нарушать»17.
Позднее состоялся телефонный разговор И.В. Сталина с В.К. Блюхером. Сталин спросил о причинах невыполнения приказа наркома обороны о бомбардировке авиацией нашей территории, занятой японцами, включая высоту Заозёрную. Блюхер ответил, что вылет авиации задерживается из-за неблагоприятной метеорологической обстановки, при этом он отметил, что «Рычагову приказал, не считаясь ни с чем, поднять авиацию в воздух и атаковать... но боюсь, что в этой бомбардировке мы, видимо, неизбежно заденем как свои части, так и корейские посёлки».
Далее последовали слова И.В. Сталина: «Мне непонятна Ваша боязнь задеть бомбёжкой корейское население, а также боязнь, что авиация не сможет выполнить своего долга ввиду тумана.». В.К. Блюхер: «.Первая группа поднимется в воздух в 11.20 — истребители. Рычагов обещает в 13 часов иметь авиацию атакующей»18.
В первом ударе, состоявшемся в 13.35 1 августа, участвовали две эскадрильи 48 иап (25 И-15), эскадрилья капитана Куценко (11 И-15) и эскадрилья самолётов Р^. В 15.10 позиции противника бомбили 24 СБ из 25-й бомбардировочной авиабригады. Как отмечалось в документах, «первые два налёта эффекта не дали, большинство бомб упало в озеро»19. Затем последовали два удара по высоте 68,8: приблизительно в 16.40 её атаковали восемь Р^ и 11 И-15, а затем 17 ССС и 13 И-15. Взлёт-посадку штурмовиков с аэродрома Шкотовский перевал прикрывали девять И-15 14 иап ВВС ТОФ с аэродрома Петровка. При подготовке штурмовиков ССС к очередному вылету на аэродроме Шкотовский перевал от случайного взрыва бомбы ФАБ-50 были потеряны два самолёта20.
Завершающий вылет в этот день на удар по сопке Заозёрная выполнила эскадрилья капитана Мозгового с аэродрома Кневичи под прикрытием истребителей И-15 и И-16. СБ применяли мелкие осколочные бомбы АО-2,5, которые сбрасывались из так называемых вёдер Онисько — цилиндрических кассет с открывающимся дном (в каждую кассету
укладывалось до 30 бомб)21. В ходе бомбометания в воздухе получили повреждения два СБ, при этом один самолёт из 36-го авиаполка (командир экипажа старший лейтенант Т.В. Гавриш, лётчик-наблюдатель старший лейтенант А.Е. Боровиков, стрелок-радист старшина И.Я. Брусников) упал на территории противника, экипаж погиб22, а самолёт Ефимова совершил вынужденную посадку на заболоченный луг в районе дер. Заречье. Всего осколками были повреждены пять СБ. Для расследования происшествия была создана комиссия под председательством П.В. Рычагова. По результатам работы комиссии В.К. Блюхер докладывал К.Е. Ворошилову: «Складывается впечатление, что самолёты погибли от своих же бомб. При выброске из вёдер АО-2,5 происходили немедленные взрывы под кораблями». После этого Блюхер запретил снаряжать бомбами АО-2,5 вёдра на самолётах СБ23. В этот же день, врезавшись в сопку в тумане на истребителе И-15, погиб командир авиаэскадрильи 40 иап старший лейтенант М.Д. Дмитриев.
Истребители 7 иаб ВВС ТОФ прикрывали районы Барабаш, Кневичи, Шкотово, Владивосток, а также обеспечивали боевые вылеты частей ВВС ДКФ. Во второй половине дня 1 иап дважды вылетал группами по шесть И-16 на перехват самолётов противника: в первом случае — в район мыса Песчаный, противник не был обнаружен, во втором — в район устья р. Суйфун (ныне Раздольная) с приказом сбить 6 бипланов противника. Вместо японских самолётов в воздухе был обнаружен свой одиночный самолёт СБ24.
Атака 40-й стрелковой дивизии не состоялась, т.к. её части, совершавшие 200-километровый марш, прибыли в район сосредоточения для атаки только к ночи. Приказом начальника штаба ДКФ комбрига Г.М. Штерна наступление дивизии было перенесено на следующий день.
2 августа 1938 года командующий ДКФ маршал В.К. Блюхер получил указание от И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова лично возглавить руководство боевыми действиями в районе оз. Хасан. В этот же день он прибыл в Посьет и принял на себя командование войсками. Утром части 40-й стрелковой дивизии без предварительной разведки и рекогносцировки местности атаковали сопку Безымянная, но выбить противника не удалось. Из-за густого тумана авиация не смогла поддержать атаковавшие части: вылетевшие в 07.00 22 СБ, 17 ССС, семь Р^ и 13 И-15 вернулись назад. Часом позже вражеские позиции
Высоты у оз. Хасан под ударами советских бомбардировщиков
6 августа 1938 г.
Здание управления ВВС ТОФ на привокзальной площади г. Владивостока (не сохранилось)
Конец 1930-х гг.
на Заозёрной бомбили 24 СБ, при этом на одном самолёте зенитным огнём перебило тягу руля, он совершил аварийную посадку на аэродроме Вос-
кресенка.
В течение дня самолёты Р^ из состава 21-й и 59-й армейских разведывательных эскадрилий вели раз-
ведку района боевых действий, а вечером семь с аэродрома Шкотовский перевал вылетели на бомбометание по сопкам Заозёрная и Богомольная; при
взлёте Р^ командира звена лейтенанта Самойлова врезался в сопку, пилот погиб, остальные машины выполнили задачу. Три И-16 1 иап ВВС ТОФ вылетали на барражирование в район м. Песчаный — устье р. Суйфун, 10 И-15 1 иап прикрывали бомбардировщики ВВС 1-й Краснознамённой армии, а шесть И-16
1 иап обеспечивали взлёт-посадку штурмовиков 2 шап и СБ эскадрильи Мозгового.
На просьбу комкора Г.М. Штерна разрешить авиации действовать по артиллерии противника, а значит, пересекать государственную границу, К.Е. Ворошилов ответил, что это «вызовет со стороны противника ответные действия авиации, состав которой нам не известен. У нас на ближних аэродромах сосредоточено недостаточно авиасил, чтобы иметь наверняка превосходство в воздухе, поэтому только в самом крайнем случае можно разрешить нашей авиации громить артиллерию противника. Сейчас даю распоряжение Блюхеру, Рычагову подтянуть нужное количество истребителей и СБ, чтобы обеспечить свободу действий нашей авиации на завтра»25. Здесь можно добавить что в течение всего конфликта противник авиацию не использовал.
3 августа 1938 года в соответствии с директивой наркома обороны и начальника Генерального штаба войска 1-й Краснознамённой армии ДКФ приводились в полную боевую готовность. Непосредственное руководство боевыми действиями возлагалось на комкора Г.М. Штерна, назначенного на период операции командиром 39-го стрелкового корпуса вместо комбрига В.Н. Сергеева. Для борьбы с артиллерией противника требовалось применить всю мощь нашей артиллерии и авиации, последней приказывалось дальше артиллерийских позиций японцев не залетать26. В дальнейшем «вопросами применения авиации на поле боя и организации взаимодействия ВВС с наземными войсками лично занимался народный комиссар обороны тов. Воро-
шилов, а непосредственное руководство осуществляли комкор тов. Штерн и комбриг тов. Рычагов»27.
В течение этого дня авиация ДКФ не летала по причине плохой погоды,а части ВВС ТОФ выполнили 22 боевых вылета: шесть И-16 1 иап прикрывали выход транспортов из Владивостока, а 115 мрап и 47 омраэ вели разведку. Следовавший из Посьета во Владивосток самолёт МБР-2 11-го морского авиационного отряда пограничных войск НКВД совершил вынужденную посадку в бухте Витязь, в результате погиб флагманский штурман отряда старший лейтенант А.И. Прокопчук (по другим данным — Прокоп-чик). К месту аварии был выслан сторожевой корабль ТОФ «Метель», оказавший помощь экипажу28.
4 августа 1938 года К.Е. Ворошилов издал приказ № 0071 о немедленном приведении в полную боевую готовность ДКФ и Забайкальского военного округа (ЗабВО). Согласно приказу авиачасти ВВС ДКФ и ЗабВО перебазировались на полевые аэродромы с обеспечением их боезапасом не менее чем на два вылета, а на отдалённых аэродромах на пять вылетов (по топливу и боезапасу), средствами ПВО и надёжной связью, устанавливалось постоянное дежурство звеньев истребителей в полной готовности к немедленному вылету29. Позднее аналогичный приказ № 0079 был отдан ТОФ и Амурской военной флотилии.
В этот же день К.Е. Ворошилов направил В.К. Блюхеру и Г.М. Штерну директиву, в которой содержались указания по организации атаки захваченных противником высот: она должна была осуществляться с обоих флангов, имея фронт наступления на всём протяжении от оз. Хасан до р. Тумень-Ула30. На основании директивы 4—5 августа Штерном был разработан план наступления силами 40-й и 32-й стрелковых дивизий, 2-й механизированной бригады при поддержке артиллерии и авиации с целью овладения высотами Безымянная и Заозёрная, сопкой Пулемётная горка31.
Задачи авиации были обозначены в приказе Г.М. Штерна командующему ВВС ДКФ комбригу П.В. Рычагову: «Нужны два вылета авиации для подготовки атаки пехоты, каждый по 60 бомбардировщиков. 60 бомбардировщиков иметь в резерве в готовности к немедленному вылету на случай контрнаступления противника и для помощи пехоте при подавлении узлов обороны». Согласно плану первый удар в 12.00—12.15 наносила авиация, затем до 13.45 работала артиллерия, в 13.45—14.00 производился повторный удар бомбардировщиков, после чего в наступление переходила пехота при поддержке танков. С учётом информации о размещении на аэродромном узле Хунчунь до 70 самолётов противника предполагалось И-15 с площадки Новокиевское для сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков не задействовать, а использовать для прикрытия наступающих войск32.
4 и 5 августа вылеты авиации ДКФ носили ограниченный характер по причине плохой погоды; ВВС ТОФ 4 августа выполнили 40 боевых вылетов, а 5-го — 29. Однако 4 августа было для ВВС ТОФ очень напряжённым днём: подводная лодка ТОФ, находившаяся на патрулировании, сообщила по радио, что на Владивосток идут 98 японских самолётов. Командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов объявил «боевую воздушную тревогу», в воздух были подняты 43 ис-
И
и
требителя И-15 и И-16 из 1 и 14 иап, 16 И-16 из 39 иап, 44 бомбардировщика СБ 34 сбап, 11 ТБ-3 и 23 Р-5 из 4 мтап, 12 МБР-2 из 115 мрап. Остальные самолёты были размещены в укрытиях. К счастью, сообщение оказалось недостоверным, но авиация флота получила практический опыт отработки действий при воздушном ударе противника33.
На 6 августа советское командование назначило генеральное наступление в районе высот Безымянная и Заозёрная. Из-за низкой облачности и дождя вылет самолётов задержался, в связи с чем время атаки было перенесено: первый удар авиация нанесла в 15.15 99 бомбардировщиками СБ в составе четырёх групп с высоты 1500 м по целям на сопках Заозёрная, Безымянная и Богомольная. Японским зенитчикам удалось сбить один и повредить ещё один СБ, последний сумел дотянуть до аэродрома Кневичи. Среди погибших в этот день авиаторов числятся лейтенант В.В. Рогов, старшины Л.С. Бляхер и И.П. Тохненко из 55 сбап, лейтенант А.Е. Бобровников из 36 сбап.
Затем позиции противника бомбили 41 ТБ-З из 10 тбап и 14 тбап в сопровождении 12 И-16 и восьми И-15 из 14 иап ВВС ТОФ, которые встретили ТБ-3 в районе Славянка — м. Клерка и сопровождали их до цели и обратно, до аэродрома Угловая. Бомбометание ТБ-3 производили двумя эшелонами по сопке Заозёрная и высоте 68,8, сбросив в том числе шесть бомб весом 1000 кг. По наблюдению с воздуха цель была прикрыта сплошной серией взрывов. По первой группе ТБ-3 во время бомбометания зенитная артиллерия противника открыла огонь. Четыре ТБ-3 получили осколочные пробоины, но все повреждения были незначительными34. После налёта авиации по высотам и местам предполагаемого сосредоточения японских резервов был произведён огневой налёт артиллерии.
Во второй половине дня истребители И-15 и бомбардировщики СБ наносили штурмовые и бомбовые удары по позициям артиллерии и пехоты. К вечеру наши войска заняли северо-восточные скаты высоты Безымянная и часть высоты Заозёрная. В этот день шесть И-16 из 39 иап ВВС ТОФ были подняты с аэродрома Серафимовка на перехват неустановленных самолётов, обнаруженных постами ВНОС, но найти их не удалось.
Весь следующий день СБ и И-15 бомбили и штурмовали позиции артиллерии и скопления пехоты противника. Два И-15 из эскадрильи капитана Ку-ценко получили пробоины от зенитного огня, а СБ лейтенанта Набоева (эскадрилья капитана Мозгового), отстав от боевого порядка, стал нагонять строй эскадрильи. В районе с. Августовка стрелок-радист другого СБ принял самолёт Набоева за противника и выпустил по нему две очереди из пулемёта, добившись шести попаданий. Набоев был легко ранен в правую ногу35.
8 августа И-15 совершили 110 самолётовылетов на бомбоштурмовые действия, штурмовики ССС 2 шап атаковали позиции пехоты в районе Безымянной и артиллерии в районе деревни Нанбон, 40 СБ небольшими группами в период с 16.00 до 18.00 бомбили позиции японской артиллерии. Два самолёта Р-7 под прикрытием трёх И-15 корректировали огонь артиллерии у оз. Хасан.
Во второй половине дня в штабе ДКФ получили телеграмму К.Е. Ворошилова, запрещавшую мас-
Памятник погибшим советским лётчикам у подножия сопки Заозёрная
сированное использование авиации. В приказе отмечалось: «Японцы в этом столкновении своей авиации не применяют, поэтому нашей авиации негде и не на чем развернуться.»36.
9 августа советские войска полностью освободили захваченные сопки. В этот день вновь ожидался налёт японской авиации на главную базу ТОФ Владивосток и советские аэродромы, для его отражения и ответных ударов по базам и аэродромам противника в Северной Корее были подготовлены все авиационные части ТОФ, в течение светового времени находившиеся в готовности № 237. С аэродрома Унаши на перехват самолётов, обнаруженных постами ВНОС, в район бухты Находка были высланы три И-16 из 39 иап, но теми самолётами оказались наши У-2.
Японские войска предприняли ряд атак на высоту Заозёрная, но были отброшены с большими для них потерями. Из-за того что наши и японские войска находились в тесном соприкосновении, интенсивность действий авиации резко снизилась.
10 августа истребители И-15 применялись для разведки и подавления огня вражеской артиллерии. Всего были задействованы 34 И-15. Самолёт лейтенанта Соловьёва был сбит зенитным огнём и упал в р. Тумень-Ула, пилот погиб. В результате совместных действий авиации и артиллерии вражеская артиллерия прекратила огонь практически по всему фронту.
На исходе дня заместитель начальника Генштаба РККА комкор К.А. Мерецков передал в штабы ДКФ и
Таблица 2
Основные показатели деятельности авиации в конфликте у озера Хасан
Тип самолёта Кол-во самолётов, принявших участие в боевых действиях Кол-во самолётовылетов Потери боевые Потери небоевые Поврежд.
И-15 90 534 1 1 18
И-16 25 25
СБ 159 346 1 1 7
ССС 20 53 2
ТБ-3 41 41 4
P-Z 21 29 1
Итого 356 1028 2 6 29
Составлена по: Российский государственный военный архив. Ф. 5083. Оп. 1. Д. 110. Л. 46—51. В общую статистику самолётовылетов, приводимых в таблице, не включены вылеты ВВС ТОФ на прикрытие бомбардировщиков (за исключением сопровождения ТБ-3 6 августа), обеспечение вылетов ударных самолётов, разведку моря, полёты гидросамолётов 11-го авиаотряда НКВД, корректировочной авиации и гражданских самолётов.
ТОФ информацию о том, что после обмена мнениями между японским послом и наркомом иностранных дел М.М. Литвиновым была достигнута договорённость о прекращении военных действий 11 августа в 12 ч по местному времени38. В 20.00 этого же дня командующий ВВС ДКФ комбриг П.В. Рычагов получил приказ наркома обороны К.Е. Ворошилова, запрещавший с 12.00 следующего дня перелёт государственной границы.
11 августа производилась только воздушная разведка в заливе Петра Великого. В 12 ч (время хабаровское) военные действия у оз. Хасан были прекращены. Согласно договорённости советские и японские войска оставались на линии, которую они занимали 10 августа в 24.00 по местному времени.
Из-за сильных дождей, вызвавших наводнение в Посьетском районе, были нарушены транспортные коммуникации, на авиацию легла нагрузка по доставке частям в район оз. Хасан продовольствия и почты. Основную массу грузов доставляли ТБ-3 и ТБ-1, сбрасывавшие грузовые мешки на парашютах над расположением войск; гидросамолёты МБР-2 ВВС ТОФ выполняли вылеты с посадкой у оз. Хасан и в заливе Посьета.
Близость к границе сильно стесняла возможности самолётов в маневрировании, и это не могло не привести к инцидентам. 20 августа семь ТБ-ЗРН 10 тбап с грузом продовольствия в результате потери ориентировки углубились на маньчжурскую территорию на 8—10 км. Когда ошибка обнаружилась, бомбардировщики повернули назад, но на подходе к границе были обстреляны японскими зенитчиками, несколько машин получили пробоины. Повреждённый самолёт старшего лейтенанта Митянина совершил вынужденную посадку у горы Сахарная Головка (18 км северо-западнее пос. Посьет)39.
23 августа на взлёте с оз. Хасан два МБР-2 из 115 мрап вновь нарушили государственную границу, но виновных выявить не удалось: в этот день в район оз. Хасан вылетали семь МБР-2 тремя группами и ещё три базировались на самом озере,
при этом все экипажи представили полётную документацию, указывавшую на отсутствие нарушений границы40.
Подводя итоги, можно отметить, что в ходе операции основные усилия авиации ДКФ были сосредоточены на подавлении огневой системы противника во взаимодействии с наземными войсками для облегчения продвижения наших частей. Боевое взаимодействие ВВС с наземными войсками проводилось на участке 10—12 км по фронту и 1—5 км в глубину. На противника было сброшено 4265 бомб общим весом 208 779 кг, выпущено 303 250 пуль41.
Примерно 50 проц. боевых вылетов ВВС ДКФ были выполнены самолётами И-15бис передовой авиагруппы, которая обеспечивала прикрытие сосредоточения войск, сопровождение бомбардировщиков над полем боя, разведку позиций полевой и зенитной артиллерии с последующим подавлением её штурмовыми ударами, разведку группировок сухопутных частей противника на подходе к фронту42. Данные о количестве боевых вылетов, применявшихся типах самолётов и потерях приведены в табл. 2.
ВВС ТОФ совершили около 350 самолётовылетов: части 7 иаб с 1 по 9 августа осуществляли прикрытие групп бомбардировщиков над полем боя, встречая их над Амурским заливом и сопровождая до цели и над целью на высоте 3000—4000 м, а также прикрывали морские перевозки на линии Владивосток — Посьет путём патрулирования на различных высотах впереди транспортов с момента их выхода из базы и до прибытия в пункт назначения. 115 мрап, 47 и 57 омраэ провели 133 самолётовылета на разведку моря.
В районе конфликта действовал 11-й отдельный морской авиационный отряд пограничных войск НКВД: с 25 июля по 4 августа лётчики отряда произвели 29 самолётовылетов на разведку в заливе По-сьета, доставку документов и оперативных грузов.
Авиация применялась для транспортировки раненых: за 9—12 августа во Владивосток были эвакуи-
И
cj
рованы 23 человека, из них 8 человек самолётами МБР-2 из 115 мрап и 15 человек самолётами Приморского авиазвена гражданской авиации43.
В списке потерь помимо вышеупоминавшихся авиаторов были красноармеец корректировочного авиаотряда Богачук, погибший 26 июля 1938 года на аэродроме в результате несчастного случая, старший лейтенант С.В. Антонов, погибший 10 августа 1938 года в авиакатастрофе при выполнении учебно-боевого задания в районе оз. Хасан, младший лётчик Д.В. Жуков, младший командир Н.Г. Блохин44.
В ходе операции в деятельности авиации ДКФ был выявлен целый ряд существенных недостатков, включая упущения в организации управления полётами со стороны командиров и штабов авиасоединений и частей, недостаточно эффективную организацию тылового и технического обеспечения, недостатки в подготовке самолётов к вылету, в организации разведки45.
Среди основных проблем ВВС ТОФ отмечались огрехи в работе штабов, неудовлетворительное управление боевыми вылетами, существенные проблемы в работе связи, которая была признана не отвечавшей современным требованиям управления авиацией, отсутствие развитой системы оперативных аэродромов, дорог к ним, средств маскировки и маскировочных команд46.
Авиабазы не могли должным образом обеспечить материально-техническое и хозяйственное снабжение и охранение: нехватка личного состава и транспорта, спецмашин на авиабазах ДКФ составляла около трети штата, авиабазы ВВС ТОФ были обеспечены командно-начальствующим составом на 55—65 проц., водителями и специалистами связи — на 30—60 проц., водомаслозаправщиками — на 40 проц.47
Ещё одной проблемой было отсутствие эффективного взаимодействия ВВС 1-й Краснознамённой армии и ВВС ТОФ: совместно разработанных планов ведения боевых действий не имелось, штабы ВВС решали свои задачи без должной координации48.
Тем не менее действия авиации получили достаточно высокую оценку высшего руководства страны: Главный военный совет РККА в постановлении от 31 августа 1938 года отметил: «.Японцы были разбиты. только благодаря боевому энтузиазму бойцов, младших командиров, среднего и старшего командно-политического состава. а также благодаря умелому руководству операциями против японцев т. Штерна и правильному руководству т. Рычагова действиями нашей авиации»49.
Таким образом, несмотря на имевшиеся недостатки и проблемы, результаты конфликта подтвердили правильность политики советского руководства по укреплению обороноспособности региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дислокация технических и специальных частей сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии. По
состоянию на 1 января 1937 г. Издание 4-го отдела Генерального штаба РККА. М., 1937.С. 36—48.
2 Российский государственный архив Военно-морского флота
(РГА ВМФ). Ф. Р-1090. Оп. 2. Д. 113. Л. 5, 6, 10—14, 72—75.
3 Мильбах В.С. Политические репрессии командно-началь-
ствующего состава Рабоче-крестьянской Красной армии и
флота на востоке страны в 1936—1939 гг. Дисс. ... докт. ист. наук. Иркутск, 2005. С. 247, 341, 342.
4 Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. — 20 июня 1941 г.: документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 37.
5 Пограничные войска СССР 1929—1938: сборник документов и материалов. М.: Наука, 1972. С. 584, 585.
6 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 430. Л. 11 — 15, 43.
7 Лурье Л.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн. СПб., 2001. С. 80, 81.
8 1941 год в 2 кн. / Сост. Л.Е. Решин и др. Кн. 2. М.: Демократия, 1998. С. 568—571.
9 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. 1938, 1940 гг.: документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. С. 206—216.
10 Зимин Г.В. Истребители. М.: Воениздат, 1988. С. 17, 18.
11 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л.138.
12 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 23.
13 Там же. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л. 152—154.
14 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 52—56.
15 Там же. Л. 23.
16 Смыслов О.С. Забытый полководец. Генерал армии Попов. М.: Вече, 2015. С. 49.
17 Мильбах В.С. Указ. соч. С. 254.
18 Там же. С. 179, 180.
19 «На границе тучи ходят хмуро...» (к 65-летию событий у озера Хасан): аналитические материалы. М.: Кучково поле, 2005. С. 30.
20 Котельников В. Было дело на Хасане // Авиамастер. 2003. № 2. С. 12, 13.
21 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 48; Д. 471. Л. 236.
22 Старший лейтенант А.Е. Боровиков покинул горящую машину с парашютом, но при попытке выйти на свою территорию был окружён японцами и, не желая сдаваться в плен, застрелился. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
23 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 471. Л. 236—238.
24 Там же. Д. 479. Л. 49.
25 «На границе тучи ходят хмуро...». С. 32.
26 Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М.: АСТ, 2005. С. 121, 122.
27 «На границе тучи ходят хмуро...». С. 205.
28 Новиков В.С. Крылья границы: историко-документальный очерк. М.: Граница, 2008. С. 39—42.
29 Русский архив: Великая Отечественная. Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13. М.: Терра, 1994. С. 54—56; РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 98—126.
30 Захаров М.В. Указ. соч. С. 122.
31 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 35083. Оп. 1. Д. 100. Л. 100, 103—107.
32 Там же. Ф. 35086. Оп. 1. Д. 664. Л. 82, 83, 95—97.
33 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л. 144, 145.
34 Там же. Ф. 1090. Оп. 1. Д. 471. Л. 32.
35 Там же. Д. 479. Л. 33.
36 Осьмачко С.Г. Красная армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929—1941 гг.): боевой опыт и военная политика: монография. Ярославль, 1999. С. 31.
37 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л. 138.
38 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 471. Л. 187.
39 Котельников В. Указ. соч. С. 18.
40 РГА ВМФ. Ф. Р-1379. Оп. 1. Д. 56. Л. 57.
41 РГВА. Ф. 35083. Оп. 1. Д. 10. Л. 45.
42 «На границе тучи ходят хмуро...». С. 204.
43 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 471. Л. 279, 280, 334—340.
44 Обобщённый и систематизированный материал о боевых потерях Красной армии в ходе пограничного конфликта у озера Хасан (1938 год) / Сост. Б.Д. Шадрин. Владивосток, 2009.
45 Мильбах В.С. Указ. соч. С. 255—258.
46 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л. 139—141.
47 Там же. Л. 141.
48 Там же. Л. 140.
49 Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. — 20 июня 1941 г. С. 136. ■