• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
А.Ю. ПАШКОВ, A.Yu. LASHKOV,
Д.М. ВОРОБЬЁВ D.M. VOROBYEV
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ГЛАВНОГО ФОРПОСТА НА ЧЁРНОМ МОРЕ (1914 г. — начало 1930-х гг.)
AIR DEFENSE OF THE MAIN BLACK SEA OUTPOST (1914 — EARLY 1930s)
Сведения об авторах. Пашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]);
Воробьёв Дмитрий Михайлович — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник (Москва. E-mail: Sevastopol1945172@yandex. ru).
Аннотация. Статья посвящена истории формирования системы воздушной обороны главного порта на Чёрном море — Севастополя и её организации в годы Первой мировой и Гражданской войн.
Ключевые слова: Российская империя; Первая мировая и Гражданская войны; Севастополь; воздушная оборона; противоаэростатные батареи; цеппелин.
Information about authors. Aleksei Lashkov— Senior Researcher at the Military History Research Institute of the RFAF General Staff Military Academy Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).
Dmitry Vorobyev— Deputy Head of Section at the Military History Research Institute of the RFAF General Staff Military Academy, Colonel (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper focuses on the history of forming the air defense system for Sevastopol, the main Black Sea port, and its organization during the First World War and the Civil War.
Keywords: Russian Empire; First World and Civil Wars; Sevastopol; air defense; anti-balloon batteries; Zeppelin.
В ДЕКАБРЕ 1913 года Морским Генеральным штабом был разработан и доведён до руководства морских сил проект правил опознавания летательных аппаратов (ЛА) при приближении их к военным судам, находившимся в территориальных водах России, и к морской границе империи и применения мер принуждения к спуску неопознанных аппаратов. Для всех гидроаэропланов флота были установлены отличительные знаки, а в тёмное время суток и обозначения ЛА установленными огнями, о чём извещались части войск, расположенные на
18
побережье. Если летательный аппарат «не может быть опознан или его действия носят явно шпионский характер... то корабль, пост службы связи или команда, расположенная на берегу, открывают по неизвестному аппарату огонь боевыми выстрелами»1. В мае 1914 года начальником Морского Генерального штаба вице-адмиралом А.И. Русиным этот проект был согласован с Главным управлением Генерального штаба (ГУГШ)2. В разработанных Воздухоплавательной частью ГУГШ и введённых в действие в августе 1913 года «Кратких руководящих данных для пользования аэропланами как средством разведки и связи, а также боевого их применения» определялось назначение особых отрядов, главной целью которых являлась «борьба с противником в воздухе»3.
В июне того же года была сформирована 2-я авиационная рота (г. Севастополь), позднее — Севастопольский крепостной авиационный отряд (АО)4, подчинённый начальнику штаба одноимённой крепости. При необходимости экипажи отряда могли решать задачи по воздушному прикрытию города-порта.
Осенью 1915 года руководство Черноморского флота (ЧФ) приняло первичные меры по созданию воздушной обороны главного порта на Чёрном море — Севастополя. Решением (циркуляром) штаба командующего ЧФ (приказ от 1 декабря51914 г. N9 956)
№ 7 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Южная бухта Севастополя
1918 г.
А.Ю. ЛАШКОВ, Д.М. ВОРОБЬЁВ. Противовоздушная оборона главного форпоста... •
fj
л
была создана специальная комиссия под председательством капитана 1 ранга В.З. Бурхановского6, в задачи которой входила в том числе разработка предложений по усилению воздушной обороны крепости 2 класса (Севастополь). Наибольшая опасность в тот период исходила от германских военных дирижаблей (цеппелинов), которые, по данным нашей разведки, предполагалось включить в состав германо-турецких воздушных сил. Позднее, весной 1916 года, в строй на территории Болгарии (союзника Германии, Австро-Венгрии и Турции) были введены две германские воздушные базы: в городах Варна (гидроавиация) и Ямбол (цеппелины), представлявшие собой реальную угрозу воздушного нападения для основных мест базирования Черноморского флота, включая Севастополь7.
Одним из первых официальных документов по развёртыванию структуры воздушной обороны Севастополя стал акт № 7 специальной комиссии, утверждённый командующим Морскими силами Чёрного моря адмиралом A.A. Эбергардом8 22 ноября 1915 года. Для защиты военных объектов главного порта было предложено снять с батареи № 9 четыре 75-мм пушки системы Канэ с заменой на 120-мм орудия и четыре 75-мм аналогичные пушки — с Константиновской батареи. Снятые орудия предусматривалось приспособить «для стрельбы по воздушным целям, использовав для этого имеющиеся в [Севастопольском] порту запасные четыре станка из-под 6-дм пушек Канэ9, а для других четырёх — разработать проект переделки их станков по соглашению порта и крепостной артиллерии»10.
Созданные таким образом 4-орудийные противо-аэростатные батареи предполагалось разместить одну в районе Северного укрепления на основе так называемого нагорного редута, построенного ещё в период Восточной (Крымской) войны (1853—1856 гг.), другую — в районе батареи №11. Орудия размещались на переделанных станках Меллера (на бетонных основаниях, расположенных по квадрату). Такой выбор был не случаен: все остальные станки имели пружинный накатник, крайне неудобный для зенитной стрельбы. Тело орудия повернули на 180° вокруг своей оси (противооткатные устройства оказались над стволом). Нижние чины зенитной батареи были размещены в казарме редута, построенного к началу XX века для пехотных подразделений, защищавших сухопутный обвод крепости Севастополь.
Также в интересах организации службы зенитных подразделений было предписано построить вблизи их позиций тёплые помещения (бараки) для размещения личного состава, включая две комнаты — для командира батареи и дежурного офицера. Одновременно были приняты меры по налаживанию постоянной связи противоаэростатных батарей «с центральными станциями на батареях № 12 и № 14, а также для целей корректирования одной батареей стрельбы другой батареи, связа[в] их самостоятельной телефонной линией»11. Для перевооружения 75-мм орудий на специальные зенитные пушки командование ЧФ вышло с ходатайством
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 7 - 2020
75-мм орудие Канэ на станке Меллера
перед Главным артиллерийским управлением (ГАУ) о заказе восьми орудий указанного типа.
После единственного налёта неприятельского армейского дирижабля «SL-10» (воздушный корабль жёсткого типа системы Шютте-Ланц) на город 27 июля 1916 года12 в Севастопольской крепости был создан «Отдел воздушной борьбы» в составе трёх стационарных зенитных батарей: «Северной» (мыс Кордон), «Южной» (мыс Хрустальный) и «Сухарной». Две батареи, как упоминалось ранее, имели на вооружении 75-мм пушки Канэ, третья — 76,2-мм орудия образца 1900 года.
Задачи воздушного прикрытия Севастопольского главного порта временно возлагались на Севастопольский крепостной авиаотряд под командованием штабс-капитана И.Я. Земитана13. Пополнение отряда лётчиками и нижними чинами — мотористами осуществлялось за счёт выпускников Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота (ОВФ) и Одесского военного округа на театре военных действий14. Позднее Севастопольский крепостной АО был преобразован в 30-й корпусной авиаотряд и направлен в распоряжение штаба 9-й армии Юго-Западного фронта15.
Несмотря на наличие определённых сил и средств воздушной обороны, Севастопольский порт в течение всей войны оставался без какой-либо зенитной защиты16. В этой связи весной 1917 года командующий ЧФ вице-адмирал A.B. Колчак17 принял решение развернуть в полном объёме воздушную оборону Севастополя. В действие была введена специальная «Инструкция для отражения воздушного противника при налётах его на Севастополь», определившая новую структуру воздушной обороны главного военного порта Черноморского флота18. Силы и средства обороны были представлены крепостной зенитной артиллерией (9 батарей, 29 орудий) и 14 зенитными прожекторами. Основу авиационных сил воздушного прикрытия города составили самолёты истребительного типа Севастопольской военной авиационной школы, а также дежурные гидроаэропланы воздушной станции, расположенной в Круглой бухте. Однако командующий флотом, реально оценивая возможности гидросамолётов, в мае 1917 года сообщал главному начальнику Одесского военного округа
19
• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
на театре военных действий, что «наши гидросамолёты по недостатку конструкции совершенно не годятся для боя с немецкими аппаратами»19. При необходимости воздушная оборона Севастополя могла быть усилена за счёт артиллерии (судовой и дальнобойной) и воздушных средств (сухопутная авиация и гидроаэропланы). Для ведения воздушной разведки и оповещения были развёрнуты внешняя и внутренняя линии постов воздушного наблюдения. В состав внешней линии включались населённые пункты Тарханкут, Симферополь и Ай-Петри (метеорологическая станция), внутренней — Евпатория, Бахчисарай и Айн20. Руководство постами осуществлял штаб наблюдений за побережьем Чёрного моря.
Общее руководство воздушной обороной Севастополя было возложено на «начальника воздушной борьбы», который согласовывал свои действия с оперативным отделом штаба командующего Черноморским флотом.
С захватом немецкими войсками Крыма в мае 1918 года окончательно прекратила своё существование система воздушной обороны объектов ЧФ (включая Севастополь). С уходом немцев в ноябре того же года с Крымского полуострова Севастополь в условиях Гражданской войны в России неоднократно оказывался во власти противоборствующих сторон. Ввиду отсутствия какой-либо опасности с воздуха особой необходимости в воссоздании воздушной обороны главного военного порта Черноморского флота не было. Лишь в процессе эвакуации частей белой Русской армии из Крыма возникла реальная опасность воздушных бомбардировок красной авиацией основных городов-портов, остававшихся под контролем белых. По указанию командующего войсками Южного фронта М.В. Фрунзе21 в районе железнодорожной станции Джанкой (Крым) началось развёртывание передовой авиабазы для последующих воздушных бомбардировок Севастополя, Ялты, Евпатории, Феодосии и других портов с целью исключить посадку белых войск на морские суда22.
Положение спас командующий французской лёгкой эскадрой (Средиземноморской) контрадмирал К. Дюмениль, взявший под свою охрану черноморские суда с беженцами. Руководствуясь политическими соображениями, командование Красной армии не стало препятствовать эвакуации частей Русской армии из Крыма, отменив ранее принятое решение о воздушных бомбардировках.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2541. Л. 114.
2 Там же. Л. 124.
3 «Краткие руководящие данные для пользования аэропланами как средством разведки и связи, а также боевого их применения» утверждены начальником Генерального штаба генералом от кавалерии Я.Г. Жилинским 15 августа 1913 года // Там же. Ф. 1837. On. 1. Д. 105. Л. 2-6.
4 Там же. Ф. 802. Оп. 4. Д. 2115. Л. 135.
5 Все даты приводятся по новому стилю.
6 Бурхановский Виктор Захарович (1(13) ноября 1866 — 5 мая 1939) — российский морской офицер, капитан 1 ранга. Окончил Морской кадетский корпус (1887). С 1903 г. — в составе экипажей
Z0
Черноморского флота. Командир миноносца «Видный» (1905), учебного судна «Прут» (1907—1908), начальник оперативного отдела штаба ЧФ (1908—1909), командир канонерской лодки «Уралец» (1909—1911), 1-го дивизиона миноносцев (1911—1913), линкора «Георгий Победоносец» (1914). В годы Первой мировой войны: руководитель охраны водного района в Севастополе, начальник штаба Севастопольского порта (1916). В годы Гражданской войны в России: в ВСЮР — начальник охраны Севастопольских рейдов. В дальнейшем в эмиграции (Югославия, Франция, Италия).
7 Спичак С. Первые болгарские ВВС // История авиации. 2002. № 4. С. 18.
8 Эбергард Андрей Августович (9(21) ноября 1856 — 19 апреля
1919) — российский военно-морской и государственный деятель, адмирал (1913), член Государственного совета (1916—1917). Окончил Морской кадетский корпус (1878). Проходил службу на Тихом океане и Чёрном море. Участник Русско-японской войны (1904—1905). Помощник начальника Главного морского штаба (1906—1907), начальник Морского Генерального штаба (1908—1911), командующий Морскими силами Чёрного моря (с 1911 г.). В годы Первой мировой войны — в прежней должности (до 1916 г.). В декабре 1917 г. уволен в отставку.
9 С этим предложением командующий Морскими силами Чёрного моря не согласился и данный пункт в акте № 7 от 22 ноября 1916 г. не утвердил. — Прим. авт.
10 РГВИА. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1. Л. 289.
11 Там же.
12 Спичак С Указ. соч. С. 18.
13 Земитан Иван Яковлевич (1887—1937) — российский (советский) военный лётчик, полковник (1917). Окончил Севастопольскую офицерскую школу авиацииОВФ (1911). В годы Первой мировой войны — начальник Севастопольского крепостного (1914—1915), затем 30-го корпусного авиаотрядов, командир 9-го авиационного дивизиона (февраль 1916 — март 1917), 3-й боевой авиагруппы (апрель—сентябрь 1917), 5-го авиационного дивизиона (сентябрь—ноябрь 1917), исполняющий должность помощника инспектора авиации армии. В годы Гражданской войны в России — в составе РККВВФ. После войны — на командных должностях в ВВС РККА. Арестован по доносу в 1928 г., но вскоре освобождён. В 1930-е гг. — начальник авиационной школы. Необоснованно репрессирован (1937). Реабилитирован посмертно.
14 РГВИА. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 141. Л. 18.
15 Елисеев С.П. Развитие организационно-управленческих форм русской военной авиации (1910—1917 гг.): пособие для студентов, обучающихся на военной кафедре МГТУ ГА. Ч. 2. М., 1998. С. 13.
16 Российский государственный архив ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 2796. Л. 68,86, 135, 157.
17 Колчак Александр Васильевич (4(16) ноября 1874 — 7 февраля
1920) — российский военачальник, один из руководителей Белого движения, адмирал (1918). Окончил Морской кадетский корпус (1894). В Первую мировую войну — начальник оперативного отдела штаба Балтийского флота (1914), командир минной дивизии БФ (1915—1916), командующий Черноморским флотом (1916—1917). С ноября 1918 г. — Верховный правитель России. В феврале 1920 г. расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.
18 Приказание командующего ЧФ от 22 мая 1917 г. № 137.
19 РГВИА. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 441. Л. 12.
20 Инструкция для отражения воздушного противника при налётах его на Севастополь (1917 г.).
21 Фрунзе Михаил Васильевич (21 января (2 февраля) 1885 — 31 октября 1925) — советский государственный и военный деятель, полководец, военный теоретик. На военной службе с 1916 г. В годы Гражданской войны в России: командующий 4-й армией (январь—март 1919), Южной группой войск Восточного фронта (март—май 1919), Туркестанской армией (май—июнь 1919), армиями Восточного фронта (июль—август 1919), армиями Туркестанского фронта (август 1919 — август 1920), армиями Южного фронта (сентябрь — конец 1920). В послевоенный период — на высших командных должностях на Украине. С марта 1924 г. — заместитель председателя, с января 1925 г. — председатель РВС СССР.
22 М.В. Фрунзе: военная и политическая деятельность. М., 1984. С. 151,152. ■
(Окончание следует)
№ 7 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ