5 Цит. по: Мельтюхов М.И. Освободительный поход Сталина. Бессарабский вопрос в советско-румынских отношениях (1917—1940гг.). М., 2006. С. 114.
6 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов. М., 1965. Т. 2. С. 500.
7 Там же.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Лашков Алексей Юрьевич —
ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук, полковник запаса (119330, г.Москва, Университетский пр-т, д.14)
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ОДЕССКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА (1916—1918 ГГ.)
Развёртывание противовоздушной обороны (ПВО) Одесского военного округа (ОдВО) в ходе Первой мировой войны напрямую было связано с активизацией действий противника. В первую очередь это касалось германских авиационных и воздухоплавательных формирований. После того как немцы ввели в строй две воздушные базы на территории Болгарии (г. Варна — гидроавиация и г. Ямбол — цеппелины1), возникла реальная угроза местам базирования нашего Черноморского флота (ЧФ). Но ещё раньше (зимой 1914/15 г.) флотское руководство ввиду очевидности подобной ситуации приняло меры по организации ПВО г. Севастополя2 (главной базы ЧФ)3, а в феврале 1916 года, когда обстановка резко обострилась, оно совместно с командованием ОдВО приступило к строительству противовоздушной обороны в границах округа4. Особое внимание было обращено защите Одессы и Николаева, как наиболее важных военно-административных центров. Для зенитного прикрытия городов предполагалось использовать 76,2-мм полевые орудия образца 1900 и 1902 гг., установленные на специальных поворотных рамах5. Вскоре командование Юго-Западного фронта предоставило в распоряжение управления артиллерии округа 38 таких устройств. Однако наибольшее признание получила иная установка. Сконструированная поручиком Б.Н.Ивановым, командиром 7-й отдельной лёгкой зенитной батареи (ПВО г. Одессы)6, она получила признание как одна из лучших в русской армии7.
Вопросы воздушной защиты указанных пунктов были разработаны специалистами Одесской авиационной школы. По их мнению, воздушные силы, задействованные в интересах ПВО, следовало разделить на авиацию дальнего и ближнего действия, в зависимости от зоны перехвата летательных аппаратов противника. Одновременно с сухопутными авиаотрядами (АО) предлагалось использовать морскую авиацию (МА), из расчёта один отряд гидропланов (4 единицы) на каждый город. Однако из-за малочисленности воздушных аппаратов в составе флота командование ЧФ исключило эту возможность8.
В марте—апреле 1916 года по распоряжению Ставки Верховного главнокомандующего (СВГ)9 были сформированы 2 авиаотряда ПВО — 0десский10 (штабс-капитан И.И. Массальский11) и Николаевский12 (штабс-капитан П.А. Самойло13), подчинявшиеся непосредственно нештатному начальнику ПВО округа. В своей боевой работе авиаторы руководствовались специально изданной «Инструкцией для действий аэропланов при борьбе с воздушным противником» (1916 г.), которая требовала установления «непрерывного дежурства в воздухе поочерёдно парой самолётов» в целях исключения появления над охраняемыми объектами воздушного противника.
Были приняты незамедлительные меры и по защите от возможных неприятельских воздушных налётов населения городов. Местные власти разработали целый комплекс мероприятий, в числе других включавших в себя: введение в действие системы тревог и специальной засекреченной связи, определение порядка светомаскировки зданий и транспорта в ночное время, выделение необходимого количества пожарных команд, развёртывание пунктов скорой медицинской помощи. Под охрану также брались наиболее важные объекты жизнеобеспечения, находящиеся за пределами обороняемых пунктов, например водопроводные сооружения в населённом пункте Маяк (вблизи станции Беляевка, что на Днестре) в 40 км юго-западнее Одессы, питавшие водой весь город14.<...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цеппелины — германские военные воздухоплавательные аппараты (конструктор Ф. фон Цеппелин).
2 Решение штаба командующего Черноморским флотом № 956 от 1 декабря 1914 г.
3 Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1837. Оп. 1. Д. 141. Л. 18.
4 Там же. Д. 481. Л. 2.
5 Поворотные рамы системы генерал-майора М.Ф. Розенберга позволяли установленным на них орудиям вести обстрел воздушных целей, находящихся на высоте свыше 700 м.
6 Приказом по ОдВО на театре военных действий № 292 от 29 марта 1916 г. находившийся в войсках (постоянный состав 5-го запасного артиллерийского дивизиона) поручик Б.Н. Иванов был назначен временно исполняющим должность командира 7-й отдельной лёгкой батареи для стрельбы по воздушным целям.
7 Зенитные установки системы Б.Н. Иванова под полевые орудия образца 1900 и 1902 гг. стояли на вооружении и в Красной армии, причём до начала 1930-х.
8 РГВИА. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 441. Л. 12.
9 Приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего № 218 от 3 марта 1916 г.
10 Приказ по ОдВО на театре военных действия № 349 от 8 апреля 1916 г.
11 Масальский Иван Иванович (1884—?) — военный лётчик, подполковник (1920). Окончил Казанское пехотное юнкерское училище (1906), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (1914). В Первую мировую войну — командир Новогеоргиевского крепостного (1914—1915) и 33-го корпусного (1915) авиационных отрядов. С января 1916 г. — наблюдающий Одесской школы авиации, с марта — одновременно командир Одесского авиаотряда ПВО. С декабря 1917 г. — в резерве чинов штаба Одесского военного округа. В годы Гражданской войны служил в авиационных частях Белой, затем Красной армии.
12 Приказ по ОдВО на театре военных действия № 470 от 2 мая 1916 г.
13 Самойло Павел Александрович (1884 — после 1960, в эмиграции) — военный лётчик, полковник. Окончил 3-й Московский кадетский корпус (1902), Александровское военное училище (1904), Офицерскую школу авиации при Отделе воздушного флота (1911). В Первую мировую войну — командир 25-го корпусного (1914—1916), Николаевского (1916), 36-го корпусного (1916) авиационных отрядов. С января 1917 г. — командир 1-го авиаотряда для обороны Ставки ВГ, с мая — Одесского авиационного отряда.
14 Рассматривалось создание специального Маякского отряда (2 зенитные батареи и полковая пулемётная команда).
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941— 1945 гг.
Коршунов Эдуард Львович —
начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона Российской Федерации Института военной истории МО РФ, подполковник (e-mail:
ОПАСНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ В ХОДЕ БЛОКАДЫ НЕМЕЦКИМИ ВОЙСКАМИ
ЛЕНИНГРАДА
22 июля 1941 года, т.е. спустя ровно месяц после нападения фашистской Германии на СССР, в советской прессе появилось сообщение о том, что немцы готовят очередное чудовищное злодеяние — широкое применение отравляющих веществ (ОВ)1. Предупреждая армию о реальной угрозе развязывания гитлеровцами химической войны, наше Верховное Главнокомандование потребовало от войск «надёжно организовать химическую защиту», привести в надлежащее состояние находящиеся в подразделениях и частях соответствующие средства, а любую «беспечность и недооценку химической опасности пресекать самыми суровыми мерами»2.
Следует уточнить, что химическая служба и химические войска Ленинградского фронта в начальный период войны прошли сложный путь отмобилизования, становления и развития. Трудности возникли в подготовке кадров, решении вопросов технической оснащённости и