Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 Г.)'

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / КРОНШТАДТ / KRONSTADT / ПУТЧИСТЫ / ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / FLEET / COUPIST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье на исторических документах исследуется опыт использования авиации, в том числе морской, при подавлении Кронштадтского мятежа в 1921 году.The article using historical documents studies the experience of aviation, including marine one, during the suppression of the Kronstadt rebellion in 1921.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 Г.)»

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

А.В. ПЕЧЕЙКИН — Погоны A.V. PECHEYKIN — Shoulder straps

Аннотация. В статье кратко рассказывается о появлении погон в русской армии, их изменениях, различиях между погонами и эполетами, упразднении погон после Октябрьской революции 1917 года и восстановлении в 1943 году.

Summary. The article briefly describes the appearance of shoulder straps in the Russian army, their changes, differences between the shoulder straps and epaulets, abolition of shoulder straps after the October Revolution of 1917 and their restoration in 1943.

Ключевые слова: суконный клапан; погон; эполет. Keywords: cloth flap; shoulder strap; epaulet.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук

(119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 г.)

К началу 1921 года изнурённая Гражданской войной и иностранной интервенцией Республика Советов переживала большие трудности. Этим не замедлили воспользоваться контрреволюционные силы, склонившие

отдельные части Петроградского военного округа и экипажи нескольких кораблей Балтийского флота (БФ) к вооружённому выступлению. Подготовка к мятежу проходила под лозунгом «Спасение завоеваний революции». Особую активность организаторы путча проявляли в Кронштадте, где стихийно упразднялись органы советского управления, взамен которых создавались так называемые ревкомы, проходили выборы нового военного командного состава. Вскоре (в конце февраля) власть в Кронштадтском гарнизоне полностью перешла в руки эсеро-анархо-меньшевистского военно-революционного комитета (ВРК).

Вместе с тем отсутствие широкой поддержки со стороны войск Петроградского гарнизона заставило путчистов принять срочные меры по усилению обороны морской крепости и её фортов, используя имевшиеся в их распоряжении линкоры «Петропавловск», «Севастополь» и «Андрей Первозванный», минный заградитель «Нарова», тральщик «Ловать», несколько малых кораблей, береговые части морской базы, артиллерийские, стрелковые и инженерные части; вооружение — 134 тяжёлых и 62 лёгких орудия, 126 пулемётов, численность сил — 17 960 человек1.

В то же время Совет труда и обороны Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), заняв непримиримую позицию к восставшим и объявив их вне закона, ввёл в Петрограде и Петроградской губернии осадное положение2. Одновременно составлялся план операции по подавлению мятежа и овладению Кронштадтской крепостью. Справиться со столь сложной задачей предстояло до начала весенней оттепели. Важная роль при этом отводилась Военно-воздушным силам (ВВС), объединённым в две эскадрильи: «сухопутную», состоявшую из окружных подразделений Воздушного флота во главе с военлётом Е.С. СтудзинскимЗ, и «морскую», представлявшую собой авиацию Балтийского моря, начальник — морлёт А.В. Корольков4.

В первой эскадрилье значились 10 самолётов и 5 (по другим данным 4) аэростатов, во второй — 27 летательных аппаратов. В связи с тем, что

этих сил для успешного проведения предстоящей операции было явно недостаточно, с Западного фронта в Петроград перебросили 1, 17 и 40-й авиаотряды (18 самолётов), усиленные экипажами (9 самолётов) Московского военного округа. На их основе была сформирована 3-я воздушная эскадрильяб, начальник — С.Я. Корфб.

5 марта для подавления путча воссоздаётся 7-я армия во главе с М.Н. Тухачевским с непосредственным подчинением Главному командованию Российской Республики7, а также формируются северный и южный боевые участки (БУ) в районе Сестрорецка и Ораниенбаума8. В тот же день все авиационные силы и средства, «сосредотачиваемые в 7-й армии, — как значилось в приказе (№ 153) председателя Реввоенсовета Республики (РВСР), — подчиняются непосредственно главначвоздухфлоту [авиадарму] Сергееву9, который в этом отношении подчинялся командарму 7», с целью «оказать полное содействие в воздушной части проводимой операции»10. По её окончанию командование Красного ВФ должно было «произвести обследование... для получения выводов о работе авиации, как опыта борьбы Воздушного флота с крепостью» 11.

Для решения поставленных задач одновременно задействовались наземные и морские типы летательных аппаратов: самолёты-разведчики («Фарман-30», «Сопвич»), истребители («Ньюпор-17», «Ньюпор-23», «Ньюпор-24», «Спад-7», «Сопвич-Камал»), гидропланы (М-9, М-15, М-20; трофейные «Шорт-184» и «Фэйри-111В»). При этом первый тип (диапазон скоростей 110—180 км/ч) не предусматривался для группового использования, что заметно снижало эффективность воздушных налётов на выбранные объекты. Наиболее приемлемыми признавались тихоходные гидропланы (90—140 км/ч), находившиеся на вооружении авиации Балтийского моря. Однако изношенная до крайности материальная часть, особенно моторы, не позволяла лётчикам брать на борт большое количество боезапаса, а полное отсутствие бомбовых прицелов уменьшало точность бомбардировки. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 2. Д. 118. Л. 259.

2 Приказ военного совета (комитета обороны) по Петроградскому укреплённому району от 2 марта 1921 г. за № 74 (См.: Петроградская правда. 1921. 3 марта).

3 Студзинский Елисей Северинович (1889—1938) — советский военачальник, военный лётчик. На военной службе с 1908 г. Окончил Одесское военное училище (1909). Участник Первой мировой войны, капитан. С 1920 г. — начальник ВФ Петроградского военного округа; позднее — преподаватель Института инженеров Гражданского воздушного флота. Необоснованно репрессирован (1938).

4 Корольков Алексей Владимирович (?—1924) — советский военачальник, морской лётчик. Окончил Одесскую авиационную школу (1917). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В период подавления Кронштадтского мятежа — начальник авиации Балтийского моря. Погиб в авиационной катастрофе (1924).

5 РГВА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 530. Л. 209, 210; Ф. 33988. Оп. 2. Д. 368. Л. 507,

508.

6 Корф Семён Яковлевич (1891—1970) — советский военачальник, военный лётчик. Окончил Севастопольскую военную школу лётчиков, ускоренный курс Киевской школы лётчиков-наблюдателей (1917). В Гражданскую войну — в составе ВФ белых армий, позднее — в РККА. Занимал должности командира авиаэскадрильи (1920—1921), особой авиагруппы (1921), начальника ВВС Московского военного округа, начальника Высшей школы стрельбы и бомбометания, главного инспектора строевой и технической инспекции РККА. С 1926 г. в составе «Добролёта»,

позднее — Гражданского ВФ. Подвергся необоснованному аресту (1939), полностью реабилитирован (1955).

7 Приказ по Петроградскому военному округу от 5 марта 1921 г. № 016.

8 РГВА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 515. Л. 1.

9 Сергеев Андрей Васильевич (1893—1933) — советский военачальник. Окончил теоретические курсы лётчиков (1915), Севастопольскую авиационную школу (1916). В Гражданскую войну — начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии (авиадарм). Трагически погиб в авиакатастрофе.

10 РГВА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 530. Л. 129.

11 Там же. Ф. 30. Оп. 2. Д. 146. Л. 20.

ИСТОРИЯ ВОЙН

ПАХАЛЮК Константин Александрович — историк, член Калининградского клуба краеведов, руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой» (hero1914.com) (E-mail: kap1914@yandex.ru)

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ КАТАСТРОФА 1914 ГОДА

Восточно-Прусская операция русских войск 4(17) августа — 2(15) сентября 1914 года, завершившаяся крупным поражением, надолго стала символом слабости России в Первой мировой войне1. Поспешно начатая, чтобы помочь Франции, на которую обрушился главный удар германских войск, она стала печальной прелюдией долгой и трудной вооружённой борьбы России. Советский военный теоретик Г.С. Иссерсон отмечал высокий уровень военного искусства командования германской 8-й армии, устроившего русским «Канны» в Восточной Пруссии. По его мнению, оно «выявилось с полной отчётливостью и представляет потому несомненный поучительный интерес»2. Но при этом Иссерсон критично

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.