ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
Е.В. САРТИКОВА — Школьное образование в Калмыкии в годы Великой Отечественной войны Ye.V. SARTIKOVA — School Education in Kalmykia in the Great Patriotic War
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты школьного образования в годы Великой Отечественной войны в Калмыцкой АССР.
Ключевые слова: школьное образование; помощь фронту.
Summary. This article discusses some aspects of the school education during the Great Patriotic War in the Kalmyk ASSR.
Keywords: school education; help to the front.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ А.В. ПЕЧЕЙКИН — Стальной шлем A. V. PECHEYKIN — Steel hard hat
Аннотация. В статье доходчиво, в расчёте на массового читателя, рассказывается об истории создания, типах и использовании стальных шлемов в отечественных Вооружённых силах, а также в армиях ряда европейских государств.
Ключевые слова: стальной шлем; каска; Великая Отечественная война 1941—1945гг.; защитный головной убор.
Summary. In this article it is easy to understand, per the general reader, what are the story of creation, the types and use of steel helmets in the national armed forces, as well as in the armies of several European states.
Keywords: steel hard hat, helmet, Great Patriotic War of 1941-1945; protective headgear. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
БУРЕНЬ Николай Викторович — начальник лётно-методического отдела авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, полковник (E-mail: [email protected])
СТРУКТУРНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВИАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА В
МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1921—1941 гг.)
Период между Гражданской и Великой Отечественной войнами занимает важное место в строительстве как Вооружённых Сил страны, так и её военной авиации. За это время Военно-воздушные силы (ВВС) сумели пройти сложный путь от отдельных авиационных отрядов с малочисленными и изношенными самолётами до полнокровных дивизий, начавших перевооружение на новую авиационную технику. Авиация Западного фронта, а впоследствии Западного, Белорусского, Белорусского Особого и Западного Особого военных округов может служить примером решения этой трудной задачи в то время.
После подписания в Риге договора о перемирии между Россией и Польшей боевые действия на территории Белоруссии были прекращены 18октября 1920года1. С этого момента авиационные и воздухоплавательные отряды, входившие в состав 3, 15 и 16-й армий Западного фронта были или отправлены на другие участки, или отведены в тыл для приведения в порядок и ремонта. Непрерывная боевая работа с апреля по октябрь привела к тому, что, например, в 16-й армии количество авиационных отрядов сократилось с 17 до 3, в строю остались 3 лётчика и 5 исправных самолётов2. Всего по штатам, утверждённым приказом Революционного военного совета Республики (РВСР) №1902/357 от 21сентября 1920года в авиационном отряде 6-самолётного состава должно было находиться 105человек. Из них лётного состава: командир отряда — 1; военный комиссар — 1; лётчиков — 6; лётчиков-наблюдателей — 2 (один из них назначался адъютантом — начальником штаба отряда)3.
Авиационные и воздухоплавательные отряды являлись основными организационными тактическими единицами Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота (РККВВФ). На 1января 1921года в составе ВВС Западного фронта (штаб в г.Смоленске) находились: в Могилёве — 1-й и 40-й авиационные отряды, в Витебске — 7, 8 и 17-й, в Смоленске — 20-й, в Минске — 47-й. Кроме того, в состав 2-го воздухоплавательного дивизиона (штаб в городе Рославле) входили 18-й воздухоплавательный отряд в Гомеле и 25-й в деревне Заболотье под Оршей4. Большинство авиационной техники этих отрядов требовало замены и ремонта, существенным был некомплект боевых самолётов.
Чтобы сохранить боевую способность строевых частей, произвести массирование авиации и уменьшить количество тыловых, управленческих и обслуживающих органов, в течение двух последующих лет отдельные отряды стали сводиться в более крупные авиационные части — эскадрильи, а авиационные отряды, расположенные в одном гарнизоне, стали организационно входить в состав воздушных групп. Первая эскадрилья после завершения Гражданской войны в округе была создана в феврале 1921года по приказу РВСР. В неё вошли 17, 40 и 47-й авиационные отряды. Местом дислокации эскадрильи №3 стал Смоленск5.
К 1923году в Белоруссии находились 2-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья в составе трёх разведывательных отрядов с местом дислокации в городе Витебске, 4-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья в составе трёх истребительных отрядов с местом дислокации в городе Минске и воздушные группы в городах Гомеле и Могилёве с общим количеством 7 отдельных авиационных и воздухоплавательных отрядов. На вооружении данных частей стояла изношенная и разнообразная по типам техника. Так, в штате 4-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи числились 3 «спада», 11 «Ньюпор-24», 1 «Ньюпор-23», 1«виккерс» и 1«сопвич», что затрудняло их ремонт, обслуживание и снабжение, а также увеличивало время на обучение лётного состава6. Большой продолжала оставаться аварийность.
Общее количество самолётов строевых частей сухопутной авиации ВВС уменьшилось с января по сентябрь 1924года с 379 до 302, а исправных с 280 до 1937.
Поэтому главной задачей Военно-воздушного флота в период военной реформы 1924—1925годов стало совершенствование организационной структуры военной авиации и создание условий для её дальнейшего развития на базе отечественной авиационной техники.
Первые успехи в этой области были достигнуты в 1925году. Так, если в 1923/24 хозяйственном году Военно-воздушный флот получил от авиапромышленности только 13 боевых самолётов, то в 1924/25 году — уже 264, в 1926/27 году — 4958. Исходя из этого организационная структура Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота была определена приказом РВС СССР от 16сентября 1924года. По новым штатам в отдельной разведывательной эскадрилье, состоявшей из трёх авиационных отрядов, насчитывался 31самолёт (из них 12 запасных), в отдельной истребительной эскадрилье, состоявшей из трёх авиационных отрядов, — 46 самолётов (из них 15 запасных), и в отдельной лёгкой бомбардировочной эскадрилье, состоявшей из трёх авиационных отрядов, — 28самолётов (из них 9 запасных). В отдельном разведывательном авиационном отряде, состоявшем из двух звеньев, по штату насчитывалось 12самолётов (из них 4запасных), и в отдельном отряде тяжёлой авиации — бсамолётов. .<...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Оперативная обстановка за 18 октября 1920 г. // Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 201. Оп. 6. Д. 115. Л. 48.
2 Сравнительная диаграмма проделанной работы авиачастями 16 армии (1 января — 1ноября 1920 г.). // РГВА. Ф.201. Оп. 6. Д. 134. Л. 5, 6.
3 Штат Авиационного Отряда // РГВА. Ф. 104. Оп. 9. Д. 164. Л.34.
4 История Военно-воздушных сил Советской Армии: учебное пособие / А.С. Мирный [и др.]; под наблюдением ред. А.С. Мирного. М.: Воениздат, 1954. С. 160.
5 Приказ РВСР от февраля 1921 г. // РГВА. Ф. 29. Оп. 7. Д. 6. Л. 10.
6 Дислокация частей РККВФ по состоянию на 15 июля 1923 г. с количеством самолётов на Западном фронте. // РГВА. Ф. 29. Оп.7. Д. 54. Л. 52.
7 Ведомость количества и состояния самолётов строевых частей сухопутной авиации ВВС на 1 января, 1 мая и 1 сентября 1924 г. // РГВА. Ф. 29. Оп. 7. Д. 121. Л. 19.
8 Шумихин В.С. Советская военная авиация (1917—1941гг.). М.: Издательство «Наука», 1986. С. 86.