ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ЗЕНКОВ Виктор Егорович —
начальник командного факультета ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, полковник (141170, Московская область, Щелковский район, пгт Монино, ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина)
Подготовка лётных кадров для ВВС Красной Армии
Деятельность авиационных военно-учебных заведений в межвоенный период (1921—1941гг.)
В этот короткий промежуток времени, обозначенный в истории как межвоенный период и характеризовавшийся сложной внешней и внутренней обстановкой, политическое руководство молодого рабоче-крестьянского государства принимало вынужденные и крайне необходимые меры по укреплению Вооружённых сил, в том числе и по совершенствованию деятельности вузов Красного воздушного флота. Так, в первые годы советской власти в них, можно сказать, произошло основательное становление системы подготовки лётных кадров: был создан фундамент этой системы, развивались и утверждались её количественные и качественные составляющие, формировалась оптимизация сети вузов применительно к насущным потребностям и задачам.
В ходе подготовки кадров осуществлялось обучение лётчиков, лётчиков-наблюдателей и воздухоплавателей. При этом уделялось большое внимание подготовке преподавательского и инструкторского состава, комплектованию вузов курсантами и слушателями, совершенствованию учебного процесса и методики обучения, обеспечению учебного процесса авиационной и другой техникой, всевозможным оборудованием, усилению воспитательной работы.
Реализация правительственной программы быстрого количественного и качественного роста ВВС потребовала увеличения общей численности и ёмкости авиационных военно-учебных заведений. Исходя из этого, в соответствии с приказами Реввоенсовета Республики все школы в 1920году в вопросах технического обеспечения были приравнены к фронтовым частям. К примеру, Московской школе предписывалось отпускать боевые самолёты всех типов, принятых на фронтах, что позволило увеличить количество обучаемых, повысить их лётные навыки, уровень подготовки. В 1918—1922гг. 12 авиационными школами и курсами (из них 7 лётных школ) были выпущены 1100лётчиков и 240лётчиков-наблюдателей, в результате чего ежегодно в строю находились 350—400 первых из них и 150—200 — вторых. Только одна Московская авиационная школа выпустила за этот период 233лётчика1.
Наряду с созданием новых учебных заведений в этот период шла оптимизация существующих учебных заведений. В 1921году теоретическая лётная школа из Егорьевска была переведена в
Петроград, а школа №1 из города Зарайска Московской области влилась в состав Качинской авиационной школы. В 1922-м в подмосковный город Серпухов перевели Московскую школу воздушного боя и бомбометания. В 1923-м школу морских лётчиков, перебазированную за год до этого из Самары в Севастополь, преобразовали в Высшую школу морских лётчиков. Вместе с тем некоторые авиационные школы (в Ташкенте, Баку, Липецке, Москве) перестали существовать.
На основании решений Хсъезда РКП(б) в июне 1921года было принято постановление «О комплектовании военно-учебных заведений», а в октябре разослано циркулярное письмо «К усилению комплектования военно-учебных заведений». В начале лета следующего года в соответствии с решением Х1съезда Центральный комитет партии снова обратился к партийным организациям с письмом «О кампании вербовки в военно-учебные заведения».
Подготовка лётчиков осуществлялась в трёх типах школ. Начиналась она в теоретической лётной школе, где курсанты в течение года изучали общеобразовательные, политические и военные дисциплины, устройство самолёта, мотора, теорию воздушных стрельб, аэродинамику и др. Эта ступень подготовки предопределялась низким уровнем общего образования курсантов. Во втором типе заведения велось обучение на учебных самолётах. Первоначально это происходило лишь в Московской школе, но после освобождения Крыма началось восстановление Качинской школы, а затем состоялось открытие такой же и в Борисоглебске. В них курсанты обучались 6— 12месяцев. Для представителей командного состава, окончивших сухопутные военные школы, курс теоретической подготовки длился шесть месяцев, а то и полтора года.
Будущие асы навыки ведения воздушного боя, стрельбы, бомбометания приобретали в высшей (третий тип учебного заведения) школе (г.Серпухов; с 1926г. — в г.Оренбурге). Здесь в течение 4— 12месяцев велась подготовка лётчиков-истребителей и лётчиков-разведчиков.
Качество подготовки лётных кадров во многом зависело от их предварительного тщательного отбора. В 1923году в авиационные вузы принимались в первую очередь коммунисты и комсомольцы из числа рабочих и крестьян в возрасте от 18 до 27лет, годные к лётной работе по состоянию здоровья, имевшие опыт военной службы и образование не менее шести классов. При этом лётчиками-наблюдателями становились командиры РККА, преимущественно артиллеристы, окончившие соответствующие заведения или освоившие общеобразовательную шестиклассную программу и находившиеся не менее двух лет на командных должностях.
Вместе с тем отсутствие достаточного количества абитуриентов, отвечавших всем этим требованиям, вынуждало отступать от первоначальных условий, что не могло не сказаться на количестве отчислений курсантов уже в процессе учёбы. В 1924/25 учебном году, к примеру, 51,2проц. обучавшихся были отчислены по медицинскому несоответствию и 30,5проц. — по неуспеваемости2. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.29. Оп.31. Д.107. Л.6.
2 Там же.