Научная статья на тему 'ГОМЕЛЬ - КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ'

ГОМЕЛЬ - КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATTACK / ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ / AVIATION / ВООРУЖЕНИЕ / ARMAMENT / AIRCRAFT / БОМБОМЕТАНИЕ / BOMBING / TACTICAL METHODS / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / САМОЛЁТЫ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Алла Борисовна

В статье на основе изучения архивных документов Учреждения «Гомельский областной музей военной славы» (УГОМВС) рассказывается о формировании первой част штурмовой авиации на территории страны в составе ВВС РККА о 1928 г и г. Гомеле. Описываемся и иллюстрируются структура 114-й Гомельской штурмовой авиабригады и её подразделений, биографии командиров, стоящая на вооружение техника. Разработанные и применяемые в бригаде тактические формы ведения воздушного боя, в частности полёты на предельно малых высотах, заложили основы боевого применения штурмовой авиации при решении задач непосредственной поддержки войск на поле боя в ходе Великой Отечественной войны.The article based on studying archival documents of the Installation Gomel regional museum of military glory(IGRMMG) describes formation of the first part of the attack aviation in the country in the Red Army's Air Force in 1928 in the city of Gomel. It reveals the structure of the 114th Gomel assault aviation brigade and its subdivisions, gives biographies of commanders and data of military equipment available in armament. The tactical forms of air combat developed in the brigade including flying at extremely low altitudes laid the foundations for combat use of attack aircraft in solving tasks in direct support of troops on the battlefield during the World War II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОМЕЛЬ - КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ»

занимал должности главнокомандующего 6 ОА (1914—1915), члена Государственного совета (1915—1917). С марта 1917г. — в отставке.

13 РГВИА. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 66; Оп. 2. Д. 1. Л. 92, 93.

14 Бурман Георгий Владимирович (1865—1922) — российский военачальник, генерал-майор (1910). На военной службе — с сентября 1883 г. Окончил 1-й кадетский корпус (1883), Николаевское военное инженерное училище (1886), обучался в Николаевской академии Генерального штаба (1891—1892). Занимал должности начальника Офицерской электротехнической школы (1908—1918), руководителя противовоздушной обороны г.Петрограда, Царского Села, позднее Петроградского района (1914—1918). С марта 1918г. — в Красной армии. Скончался от болезни (1922).

15 Гатчинская авиационная школа включена в состав 6 ОА с подчинением командующему войсками Петроградского военного округа в связи с решением ГУ ГШ от 3марта 1915 г. за №916.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Егорова Алла Борисовна — заведующая отделом Учреждения «Гомельский областной музей военной славы» (246050, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Пушкина, д. 5)

ГОМЕЛЬ — КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

Идея создания специального самолёта для авиационной поддержки непосредственно сухопутных войск на поле боя возникла в 1911году во время действий итальянской армии против Турции и Триаполитании. В российской армии первые полигонные испытания стрельбы с самолётов по наземным целям были проведены 6августа 1913года близ Можайска. В то время идея самолёта «поля боя» практического развития не получила. Однако начавшаяся вскоре мировая войны потребовала применения самолётов для поражения наземных целей бомбометанием и стрельбой с пикирования и наметила новый род авиации — «авиацию пехоты», впоследствии получившую наименование штурмовой авиации. Первенство в этом вопросе принадлежит отечественным ВВС. 1августа 1915года русские самолёты, содействуя атаке пехоты с высоты 30— 50м наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям германских войск, переправлявшихся по мостам через Буг. Пулемётный огонь и бомбы обеспечили успех наземных войск и сорвали попытки противника овладеть переправой. В дальнейшем подобные действия ВВС стали распространяться повсеместно, а боевой опыт штурмовой авиации нашёл применение в проекте «Наставления по применению авиации в войне». Слабая насыщенность русской армии авиацией и отсутствие специального самолёта для штурмовых действий на поле боя не позволили в полном объёме реализовать положения этого документа. Массовое применение низколетящих самолётов по наземным целям впервые было применено французами и англичанами во время сражения на р.Сомме в июле 1916года. В ходе Гражданской войны в России обе противоборствующие стороны применяли низколетящие самолёты против наземных войск и наносили довольно ощутимый урон противнику, в особенности коннице.

Действия авиации большими группами с пикирования или бреющего полёта на поле боя показали высокую эффективность последних и вместе с тем потребовали создания специальных самолётов, выработки и совершенствования тактики их применения.

В середине 1920-х годов штурмовая авиация выделилась в самостоятельный род военной авиации. Ещё не был создан самолёт-штурмовик, а в Москве уже сформировался первый в ВВС авиационный отряд особого назначения — прообраз будущих штурмовых авиасоединений, который вначале перебазировался в Витебск, затем в Гомель. Исторически сложилось так, что именно Белорусское небо стало колыбелью штурмовой авиации. Специальными самолётами-штурмовиками авиация тогда не располагала, и полёты производились на обычных самолётах-разведчиках Р-1. На них проверялась тактика стрельбы и отработка методов бомбометания с малых высот по наземным целям, изучалась возможность штурмовых полётов в ночное время. Разработанные тактические приёмы послужили основой первого «Наставления штурмовой авиации», которое вышло в 1927году и использовалось при формировании частей нового рода авиации и обучении лётного состава.

К 1928году в военно-воздушных силах были созданы уже четыре штурмовые части: в Гомеле, Воронеже, Гатчине и Киеве. На следующий год разрозненные авиаотряды и эскадрильи были объединены в авиабригады1. Местом дислокации 114-ой штурмовой авиабригады стал Гомель. Аэродром бригады с несколькими ангарами располагался у загородного шоссе. К нему примыкал жилой городок семей лётчиков (ныне микрорайон «Старый аэродром» по ул.Советской).

В 1932году на должность командира Гомельской авиабригады был назначен Александр Александрович Туржанский (1898—1982) — один из организаторов военно-воздушных сил СССР. Его по праву называли «отцом русской штурмовой авиации». Именно он выступил с инициативой создания штурмовой авиации2. Туржанский одним из первых в ВВС РККА начал отрабатывать тактические приёмы действий штурмовой авиации, в том числе на предельно малых высотах. С его участием отбирались наиболее эффективные средства поражения наземных целей с малых высот: была изобретена парашютная бомба3. В 1928году Туржанский командовал Киевской штурмовой авиабригадой, впоследствии — авиабригадой научно-исследовательского института ВВС в Москве. По воспоминаниям А.А.Туржанского, его бригада была своеобразной «летающей лабораторией», где разрабатывались и внедрялись новые, совершенствовались уже имеющиеся тактические приёмы, повышалась огневая мощь самолётов4, проходил обучение лётный состав других частей штурмовой авиации. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мусатов Н.С. Боевая слава не померкнет. Тверь, 1994. С.3.

2 Славин С.Н. Оружие победы. М., 2005. С. 317.

3 Черушев Н.С. Из гулага в бой. М., 2006. С. 163.

4 Мусатов Н.С. Указ. соч. С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.