занимал должности главнокомандующего 6 ОА (1914—1915), члена Государственного совета (1915—1917). С марта 1917г. — в отставке.
13 РГВИА. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 66; Оп. 2. Д. 1. Л. 92, 93.
14 Бурман Георгий Владимирович (1865—1922) — российский военачальник, генерал-майор (1910). На военной службе — с сентября 1883 г. Окончил 1-й кадетский корпус (1883), Николаевское военное инженерное училище (1886), обучался в Николаевской академии Генерального штаба (1891—1892). Занимал должности начальника Офицерской электротехнической школы (1908—1918), руководителя противовоздушной обороны г.Петрограда, Царского Села, позднее Петроградского района (1914—1918). С марта 1918г. — в Красной армии. Скончался от болезни (1922).
15 Гатчинская авиационная школа включена в состав 6 ОА с подчинением командующему войсками Петроградского военного округа в связи с решением ГУ ГШ от 3марта 1915 г. за №916.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Егорова Алла Борисовна — заведующая отделом Учреждения «Гомельский областной музей военной славы» (246050, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Пушкина, д. 5)
ГОМЕЛЬ — КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ
Идея создания специального самолёта для авиационной поддержки непосредственно сухопутных войск на поле боя возникла в 1911году во время действий итальянской армии против Турции и Триаполитании. В российской армии первые полигонные испытания стрельбы с самолётов по наземным целям были проведены 6августа 1913года близ Можайска. В то время идея самолёта «поля боя» практического развития не получила. Однако начавшаяся вскоре мировая войны потребовала применения самолётов для поражения наземных целей бомбометанием и стрельбой с пикирования и наметила новый род авиации — «авиацию пехоты», впоследствии получившую наименование штурмовой авиации. Первенство в этом вопросе принадлежит отечественным ВВС. 1августа 1915года русские самолёты, содействуя атаке пехоты с высоты 30— 50м наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям германских войск, переправлявшихся по мостам через Буг. Пулемётный огонь и бомбы обеспечили успех наземных войск и сорвали попытки противника овладеть переправой. В дальнейшем подобные действия ВВС стали распространяться повсеместно, а боевой опыт штурмовой авиации нашёл применение в проекте «Наставления по применению авиации в войне». Слабая насыщенность русской армии авиацией и отсутствие специального самолёта для штурмовых действий на поле боя не позволили в полном объёме реализовать положения этого документа. Массовое применение низколетящих самолётов по наземным целям впервые было применено французами и англичанами во время сражения на р.Сомме в июле 1916года. В ходе Гражданской войны в России обе противоборствующие стороны применяли низколетящие самолёты против наземных войск и наносили довольно ощутимый урон противнику, в особенности коннице.
Действия авиации большими группами с пикирования или бреющего полёта на поле боя показали высокую эффективность последних и вместе с тем потребовали создания специальных самолётов, выработки и совершенствования тактики их применения.
В середине 1920-х годов штурмовая авиация выделилась в самостоятельный род военной авиации. Ещё не был создан самолёт-штурмовик, а в Москве уже сформировался первый в ВВС авиационный отряд особого назначения — прообраз будущих штурмовых авиасоединений, который вначале перебазировался в Витебск, затем в Гомель. Исторически сложилось так, что именно Белорусское небо стало колыбелью штурмовой авиации. Специальными самолётами-штурмовиками авиация тогда не располагала, и полёты производились на обычных самолётах-разведчиках Р-1. На них проверялась тактика стрельбы и отработка методов бомбометания с малых высот по наземным целям, изучалась возможность штурмовых полётов в ночное время. Разработанные тактические приёмы послужили основой первого «Наставления штурмовой авиации», которое вышло в 1927году и использовалось при формировании частей нового рода авиации и обучении лётного состава.
К 1928году в военно-воздушных силах были созданы уже четыре штурмовые части: в Гомеле, Воронеже, Гатчине и Киеве. На следующий год разрозненные авиаотряды и эскадрильи были объединены в авиабригады1. Местом дислокации 114-ой штурмовой авиабригады стал Гомель. Аэродром бригады с несколькими ангарами располагался у загородного шоссе. К нему примыкал жилой городок семей лётчиков (ныне микрорайон «Старый аэродром» по ул.Советской).
В 1932году на должность командира Гомельской авиабригады был назначен Александр Александрович Туржанский (1898—1982) — один из организаторов военно-воздушных сил СССР. Его по праву называли «отцом русской штурмовой авиации». Именно он выступил с инициативой создания штурмовой авиации2. Туржанский одним из первых в ВВС РККА начал отрабатывать тактические приёмы действий штурмовой авиации, в том числе на предельно малых высотах. С его участием отбирались наиболее эффективные средства поражения наземных целей с малых высот: была изобретена парашютная бомба3. В 1928году Туржанский командовал Киевской штурмовой авиабригадой, впоследствии — авиабригадой научно-исследовательского института ВВС в Москве. По воспоминаниям А.А.Туржанского, его бригада была своеобразной «летающей лабораторией», где разрабатывались и внедрялись новые, совершенствовались уже имеющиеся тактические приёмы, повышалась огневая мощь самолётов4, проходил обучение лётный состав других частей штурмовой авиации. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мусатов Н.С. Боевая слава не померкнет. Тверь, 1994. С.3.
2 Славин С.Н. Оружие победы. М., 2005. С. 317.
3 Черушев Н.С. Из гулага в бой. М., 2006. С. 163.
4 Мусатов Н.С. Указ. соч. С.4.