Научная статья на тему 'Состояние авиации военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны'

Состояние авиации военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1739
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ВВС ФЛОТОВ / НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА / STATE OF THE AIR FORCE FLEET / GREAT PATRIOTIC WAR / AIR FORCES OF THE BALTIC FLEET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимов Василий Леонидович

Статья посвящена состоянию авиации Военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны. Особое внимание в статье уделено военно-воздушным силам Балтийского флота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF USSR NAVY AVIATION BEFORE THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to Navy aviation before the beginning of the Great Patriotic War. The particular attention in the material is paid to the air forces of the baltic Fleet.

Текст научной работы на тему «Состояние авиации военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны»

40 См.: Берзин Р. И. Этапы в строительстве Красной армии. Харьков, 1920. С. 78.

41 См.: Директивы командования фронтов Красной Армии. Т. 1. С. 387. Штат пехотной дивизии РККА был утвержден приказом Наркомвоена № 308 от 26 апреля 1918 г.

42 См.: Директивы командования фронтов Красной Армии. Т. 1. С. 389.

43 РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 34. Д. 230. Л. 74, 76.

44 Завеса - система оперативных объединений, состоявших из отдельных отрядов Красной армии. Создана Высшим военным советом для обороны демаркационной линии, после Брестского мира и прикрытия главных операционных направлений, ведущих к центрам страны, от вторжений германских войск. - Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983. С. 211.

45 См.: Бонч-Бруевич М. Д. Первые дни Красной армии. С. 44-49 ; Кляцкин С. М. На защите Октября. М., 1965. С. 183, 190.

46 Директивы Главного командования Красной армии. С. 99.

47 Там же. С. 101.

48 РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 34. Д. 230. Л. 77-81.

49 Бонч-Бруевич М. Д. Первые дни Красной армии. С. 5253 ; Он же. Вся власть Советам. С. 296-297, 299-302.

50 Тухачевский М. Н. Указ. соч. С. 191-196.

51 В РККА согласно приказу Наркомвоена № 403 от 27 мая 1918 г. вводилось использование уставов и наставлений старой армии, в том числе «Положения о полевом управлении войск в военное время», где были определены права главнокомандующего армиями фронта и командующего армией.

52 См.: Тухачевский М. Н. Указ. соч. С. 195.

53 Там же. С. 195-196.

54 См.: Симбирская губерния в годы Гражданской войны (май 1918 г. - март 1919 г.) : сб. документов : в 2 т. Т. 1. Ульяновск, 1958. С. 85.

55 В этом смысле показательно исследование А.П. Нена-рокова - одно из лучших по истории Восточного фронта Гражданской войны. Тем не менее, автор рассматривает деятельность М.А. Муравьёва только в контексте, обозначенном М.Д. Бонч-Бруевичем и М.Н. Тухачевским. (См.: Ненароков А. П. Указ соч. С. 71-77).

56 Этой версии активно придерживались Б. Н. Чистов и М. А. Жохов в книге о П. А. Кобозеве. (См.: Чистов Б. Н., Жохов М. А. Указ. соч. С. 10-70).

57 РГВА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 76 Л. 191.

УДК [358.4:359](47=57)|1939/19411

СОСТОЯНИЕ АВИАЦИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ^

В. Л. Герасимов

научно-исследовательский институт (военной истории) военной академии генерального штаба вС рФ, москва E-mail: gerasimov-moravia81 @yandex.ru

Статья посвящена состоянию авиации военно-морского флота накануне великой отечественной войны. особое внимание в статье уделено военно-воздушным силам Балтийского флота. Ключевые слова: состояние ввС флотов, начало великой отечественной войны, военно-воздушные силы краснознаменного Балтийского флота.

The state of UssR Navy Aviation Before the Beginning of the Great Patriotic War V. L. Gerasimov

The article is devoted to Navy aviation before the beginning of the Great Patriotic War. The particular attention in the material is paid to the air forces of the Baltic Fleet.

Key words: State of the Air Force fleet, Great Patriotic War, Air Forces of the Baltic Fleet.

Состояние военно-воздушных сил (ВВС) всех четырёх военно-морских флотов (ВМФ) СССР к началу Великой Отечественной войны можно подробно рассмотреть на примере ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и, отметив особенности ВВС Черноморского, Северного и

Тихоокеанского флотов, воспроизвести общую картину1.

Из флотов европейской части СССР больше всего боевых самолетов (летательных аппаратов

- ЛА) имелось в ВВС КБФ - 6822 (табл. 1)3. При этом необходимо учесть, что авиация на Балтике располагала еще и специальными (транспортными, санитарными и учебными) самолетами, которых насчитывалось 131 крылатая машина (табл. 2)4.

Авиационный парк летательных аппаратов морской авиации на Балтике обладал весьма большим разбросом летно-технических характеристик самолетов (табл. 3)5. Но не только количеством самолетов и их параметрами характеризовались ВВС КБФ к началу войны. Большое значение имели на то время организационные формы советской морской авиации.

ВВС КБФ - оперативное объединение. Организационно они состояли из Управления, авиационных соединений, отдельных частей морской авиации и частей обеспечения. Соединениями являлись авиационные бригады, а частями

© Герасимов В. Л., 2013

Таблица 1

Боевые самолёты ВВС КБФ

№ Название самолета (тип ЛА) Количество ЛА

Общее Боевых Неисправных

1 Торпедоносец ДБ-3ф 35 29 6

2 Торпедоносец ДБ-3т 3 0 3

3 Бомбардировщик ДБ-3 46 42 4

4 БомбардировщикАР-2 18 15 3

5 Бомбардировщик СБ 78 68 10

6 Бомбардировщики ТБ-3 4 3 1

Итого самолетов БА и МТА 184 157 27

7 Истребитель МиГ-1 6 6 0

8 Истребитель МиГ-3 7 6 1

9 Истребитель И-15 37 32 5

10 Истребитель И-16 185 163 22

11 Истребитель И-153 96 90 6

Итого самолетов ИА 331 297 34

12 Разведчик Че-2 5 5 0

13 Разведчик КОР-1 6 6 0

14 Разведчик Р-5 28 20 8

15 Разведчик МБР-2 125 107 18

16 Разведчики других типов 3 3 0

Итого самолетов РА 167 141 26

Всего самолетов в ВВС КБФ 682 595 87

Примечание. ЛА - летательный аппарат, БА и МТА - бомбардировочная и минно-торпедная авиация, ИА -истребительная авиация, РА - разведывательная авиация.

Таблица 2

Количество самолётов вспомогательного назначения в ВВС КБФ

№ Название самолета (тип ЛА) Количество ЛА

Общее Исправных Неисравных

1 Транспортный ПС-84 3 3 0

2 Транспортный МП 3 3 0

3 Санитарный С-2 5 5 0

Итого транспортных и санитарных ЛА 11 11 0

4 Учебный УТ-1 21 16 5

5 Учебный УТ-2 12 11 1

6 Учебный УТИ-4 22 19 3

7 Учебный У-2 65 54 11

Итого учебных ЛА 120 100 20

Всего самолетов вспомогательного назначения 131 111 20

Примечание. Обозначения см. табл. 1.

Таблица 3

Лётно-технические характеристики боевых самолётов морской авиации

Характеристика Бомбардировщики и торпедоносцы Истребители Разведчики

Скорость, км/ч 395-435 350-489 215-360

Практический потолок, м 7800-10000 7500-11000 4200-8700

Радиус действия, км 900-2000 250-420 400-1250

- отдельный авиационный полк, авиационные полки и отдельная Краснознаменная авиационная эскадрилья в составе авиационных бригад, отдельные авиационные эскадрильи. В составе авиационного тыла имелись авиационные базы, также являвшиеся воинскими частями.

В состав Управления ВВС КБФ6, которое к началу войны возглавлял командующий балтийской авиацией генерал-майор авиации В. В. Ермачен-ков (в июле 1941 г. его на этой должности сменил генерал-майор авиации М. И. Самохин), входили штаб, тыл, инженерно-авиационная служба и политический отдел. Основным рабочим органом Управления ВВС КБФ являлся штаб, организационно состоящий из оперативного, организационно-мобилизационного, разведывательного отделов и ряда служб.

Ядром ВВС на Балтике были три авиационных соединения - 8-я, 61-я и 10-я авиационные бригады7. Каждая авиабригада состояла из управления, нескольких авиационных частей и подразделений обслуживания. 8-я бомбардировочная авиабригада (бабр) включала в свой состав 1-й минно-торпедный и 57-й бомбардировочный авиационные полки. 61-я истребительная авиационная бригада (иабр) состояла из 5-го истребительного авиационного полка и двух отдельных Краснознамённых эскадрилий - 12-й и 13-й. 10-я смешанная авиационная бригада (сабр) имела в составе 13-й и 71-й истребительные авиационные полки и 73-й бомбардировочный авиационный полк.

8-я бабр базировалась на аэродромах Ленинградской области - Беззаботное, Котлы, Копорье, Клопицы. 57-м бомбардировочным авиационным полком командовал полковник Е. Н. Преображенский, который с началом войны возглавил 1-й минно-торпедный авиационный полк (мтап), а затем в августе 1941 г. руководил авиагруппой, созданной на базе этого полка, наносившей первые бомбовые удары по столице Германии

- Берлину. Под командованием Е. Н. Преображенского в январе 1942 г. полк стал первой гвардейской воинской частью в составе ВМФ СССР8. За годы войны в составе полка 33 человека получили звание Героя Советского Союза и еще 10 воспитанников первого гвардейского стали Героями в составе других частей морской авиации Краснознаменной Балтики. В 1-м гвардейском авиаполку вырос и маршал авиации Иван Иванович Борзов, который в 1941 г. воевал в его составе рядовым летчиком.

Базирование 61-й иабр осуществлялось на аэродромах в районе Ленинграда - Низино, Липово, Куммолово и Купля. Части этой бригады тоже отличились в самом начале Великой Отечественной войны. 10я сабр базировалась на аэродромах Таллина, Ханко, Пернова и Керстово. В январе 1942 г. 5-й и 13-й истребительные авиационные полки 61-й и 10-й сабр стали соответственно 3-м и 4-м гвардейскими истребительными авиаполками морской авиации.

15-й отдельный морской разведывательный полк свои подразделения размещал на аэродромах Выборга, Ораниенбаума, Вейно и Гора-Валдая.

71-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья размещалась на аэродроме Копорье. 15-я, 41-я, 43-я, 44-я, 58-я и 81-я морские отдельные разведывательные авиационные эскадрильи базировались на аэродромах республик Прибалтики.

Всего аэродромная сеть ВВС КБФ, разбросанная по театру военных действий, имела 27 аэродромов морской авиации, из них 12 ги-дроаэродромов9.

Строевые части морской авиации10 в достаточной степени были укомплектованы летным и инженерно-техническим составом. Так, например, в 8-й бабр, на вооружении которой состояло 16 скоростных бомбардировщиков СБ, 46 дальних бомбардировщиков ДБ3 и 35 ДБ3ф, на начало войны было 115 летчиков, из которых 19 летали ночью11.

Определенные трудности имели место в боевом управлении соединениями и частями ВВС КБФ. Управление ВВС флота проводную связь имело только с 10й сабр, базировавшейся на территории Эстонии. С остальными организационными структурами морской авиации Балтики проводная связь отсутствовала. Управление из Таллина двумя другими авиационными бригадами и 15-м отдельным полком, которые располагались в районе Ленинграда и Ленинградской области, приходилось осуществлять по радио или через специальные самолеты связи (транспортные самолеты). В районе Ленинграда дело со средствами управления обстояло значительно лучше. Здесь, кроме радио, имелась и функционировала сеть телефонной, телеграфной и селекторной связи.

Большое значение имел ввод к началу Великой Отечественной войны в строй первого радиоузла ВВС ВМФ, который был построен на Балтийском флоте. На передающем центре были смонтированы радиопередатчики суммарной мощностью 4 кВт. Приемный радиоцентр обеспечивал двенадцать приемных радиостанций12.

К началу Великой Отечественной войны в составе тыла военно-воздушных сил флота было всего пять авиационных баз, два авиационных склада и четыре склада боеприпасов. Материально-техническое обеспечение летных частей осуществлялось авиационными базами, которые, в свою очередь, получали авиационно-техническое снабжение и боеприпасы, кроме торпедного и минного оружия, через тыл военно-воздушных сил флота, а остальное снабжение, в том числе торпедное и минное оружие, непосредственно через тыл флота13.

Необходимо упомянуть и о противовоздушной обороне (ПВО) флота. На Балтике ПВО осуществлялась истребительной авиацией, наземными силами и средствами (зенитная артиллерия, зенитные пулеметы, прожектора, подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи) и зенитной артиллерией кораблей. На начало войны

ПВО флота имела в своем составе 93 зенитные батареи, в которых насчитывалось 370 орудий и более 320 зенитных пулеметов. Все подразделения, прикрывавшие объекты с воздуха, и силы военно-морской базы, где они сосредоточивались, составляли участок ПВО. В его состав входили постоянные наземные силы и средства ПВО, а также истребительная авиация, которая в оперативном отношении подчинялась начальнику участка. В таком же отношении была и зенитная артиллерия находившихся в базе кораблей. Всеми силами противовоздушной обороны руководил начальник ПВО флота, который со своим штабом был подчинен командующему ВВС флота14.

Положительным в состоянии ВВС КБФ к началу Великой Отечественной войны было: наличие своей авиации, которой еще 3,5 года назад в составе флота не было; наличие всех существующих на тот момент родов морской авиации; присутствие боевого опыта у большей части летного состава военно-воздушных сил флота (приобретенного в Советско-финляндскую войну 1939-1940 гг.); высокий процент исправности парка боевой авиационной техники (87,2 %); укомплектованность боевых частей морской авиации инженерно-техническим составом на 100 %; опыт взаимодействия с военно-воздушными силами Ленинградского военного округа; достаточно развитая в рамках одного флота аэродромная сеть; осуществление доподготовки летного состава непосредственно в организационных структурах ВВС флота и подготовка технического состава на базе школы младших авиационных специалистов.

Наряду с положительным, имелись и недостатки: наличие большого количества истребителей в составе ВВС флота (48,5 %) в ущерб бомбардировочной и минно-торпедной авиации (около 27%); большое количество устаревшей авиационной техники; удаленность месторасположения Управления ВВС флота от своих главных ударных сил; трудности в осуществлении боевого управления; недостаточное количество тыловых структур; малое количество подготовленного к действиям в ночных условиях летного состава; незавершенность строительства аэродромной сети в Эстонии; слабое оборудование радионавигацией Балтийского морского театра военных действий. Несмотря на имевшие место трудности и недостатки, морская авиация на Балтике к началу войны представляла собой боеспособное авиационное объединение в составе КБФ.

ВВС Черноморского флота (ЧФ) к июню 1941 г. организационно состояли из двух авиационных бригад, двух авиационных полков, отдельной авиагруппы, одиннадцати отдельных авиационных эскадрилий и двух отдельных авиационных отрядов.

63-я бомбардировочная авиабригада включала в свой состав 2-й и 40-й бомбардировочные полки. В составе 62-й истребительной авиационной бригады числились 8-й, 9-й и 32-й ис-

требительные полки. Отдельными эскадрильями являлись 70-я и 78-я бомбардировочные, 87-я, 93-я и 96-я истребительные, 16-я, 45-я, 60-я, 80-я, 82-я и 83-я разведывательные авиационные эскадрильи. Отдельная авиагруппа состояла из трех авиационных эскадрилий. Двумя отдельными авиаотрядами являлись 98й радиоотряд и отряд корректировочной авиации15.

На Северном флоте (СФ) к началу Великой Отечественной войны ситуация с морской авиацией была совершенно иная, чем на Балтике и Черном море. СФ уступал КБФ и ЧФ не только в количестве самолетов, но и в наличии существующих организационных структур. ВВС СФ по состоянию на 22 июня 1941 г. организационно состояли всего лишь из трех летных частей. Отдельными авиационными частями являлись два авиационных полка (72-й смешанный и 118-й разведывательный) и одна отдельная авиационная эскадрилья (49-я оаэ). Были еще два отдельных авиационных звена (24-е связи и 34-е санитарное), которые считались отдельными авиационными подразделениями. Основными частями обеспечения авиационных полков являлись 30-я авиабаза (обеспечивала 72-й сап) и 15-я авиационная база (функционировала в интересах 118-го развед-полка).

72-й сап имел в составе пять авиационных эскадрилий (четыре истребительных и одну бомбардировочную). На вооружении авиаполка состояли истребители И-15бис, И-16, И-153 и бомбардировщики СБ. К началу ведения боевых действий в полку числилось 45 истребителей и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 скоростных бомбардировщиков.

Сформированный в 1939 г. на базе 45й ближ-неразведывательной морской эскадрильи 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк16 имел на вооружении гидросамолеты МБР-2 и ГСТ. В 49-й отдельной авиационной эскадрильи насчитывалось десять МБР-2, а 24-е авиазвено связи было оснащено двумя МБР-2.

Минно-торпедная и штурмовая авиация в составе ВВС СФ на начало Великой Отечественной войны отсутствовала.

Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота (ТОФ) являлись резервом для флотов европейской части СССР. При этом парк летательных аппаратов флота был весьма значителен и составлял 744 самолета, из которых 609 летательных аппаратов были боевыми самолетами. В случае начала войны с Японией ВВС ТОФ, как оперативное объединение флота, готовы были к ведению военных действий на Дальнем Востоке.

На востоке страны имелись еще два авиационных объединения морской авиации - ВВС Северо-Тихоокеанской флотилии (СТОФ) и ВВС Краснознаменной Амурской военной флотилии (КАВФ), в которых насчитывалось 135 и 116 самолетов соответственно.

Своя авиация имелась и в составе Пинской (ПВФ) и Каспийской (КВФ) военных флотилий.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны были введены штаты основных формирований ВВС ВМФ.

Так, 2 апреля 1941 г. народный комиссар Военно-морского флота Союза ССР адмирал Н. Г. Кузнецов утвердил штаты № 30/161 управления авиационной бригады, № 30/162 управления авиационного полка, № 30/142 морской дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, № 30/143 авиационной истребительной эскадрильи, № 30/144 авиационной эскадрильи ближних двухмоторных бомбардировщиков, № 30/145 авиационной эскадрильи дальних двухмоторных бомбардировщиков, № 30/146 морской ближ-неразведывательной авиационной эскадрильи, № 30/130 транспортного авиационного отряда, № 30/135 санитарного авиационного звена17.

3 апреля наркомом были утверждены штаты № 30/152 авиационной эскадрильи учебно-резервного авиаполка ВВС ВМФ и № 30/163 управления смешанного учебно-резервного авиационного полка ВВС ВМФ18. С этими новыми штатами авиационных формирований и встретили Великую Отечественную войну морские авиаторы.

Будет не лишним подробнее остановиться на незавершенном к началу войны перевооружении военной авиации (в том числе и морской) на новые типы самолетов. Известно, что на 22 июня 1941 г. в составе авиачастей западных приграничных военных округов только около 20% самолетов были новых типов: МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3 и Пе-219. В морской же авиации, по нашим данным, процент новых самолетов на начало войны был еще меньше и составлял около 11-12% от общего числа боевых самолетов всех четырёх флотов. Основные количественные данные по летательным аппаратам морской авиации, проценту исправности

авиационной техники и количеству боеготовых летных экипажей к началу Великой Отечественной войны представлены в табл. 420.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана четкая структура ВВС ВМФ, включающая в свой состав Управление ВВС ВМФ, части центрального подчинения, военно-воздушные силы флотов и флотилий, авиацию флотилий, определены основные рода авиации ВМФ - бомбардировочная и минноторпедная авиация, истребительная авиация, разведывательная авиация. Бомбардировочная и минно-торпедная21 авиация была представлена в основном самолетами СБ, ДБ-3ф (Ил-4), ДБ-3, ТБ-3, Ар-2, на вооружении истребительной авиации состояли самолеты МиГ-1, МиГ-3, И15-3, И-5, И-15, И-16, разведывательной - Че-2, КОР-1, Р-5, МБР-2, ГСТ.

К 22 июня 1941 г. ВВС флотов организационно включали бригады, отдельные авиаполки и авиационные эскадрильи. Кроме этого части и отдельные подразделения ВВС имелись на четырёх флотилиях.

Истребители в ВВС ВМФ к началу войны составляли 38,1 %, разведчики - 25,6 %, бомбардировщики и торпедоносцы - 19,2 %, а на долю специальной авиации (транспортной, санитарной, связи, учебной) приходилось 17,1 % от численности самолетного парка всей морской авиации соответственно.

Морская авиация вступила в войну, находясь на стадии совершенствования организационноштатной структуры и технического перевооружения. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противолодочные самолеты в ее составе полностью отсутствовали, недостаточным было и количество торпедоносцев. Зато чрезмерно велико

Таблица 4

Количество самолетов, процент исправности авиационной техники и количество боеготовых летных экипажей ВВС ВМФ по состоянию на 22 июня 1941 г

ВВС флота, ВВС флотилии, авиация флотилии Всего ЛА Всего ис-прав. ЛА % исправности ЛА Всего боевых ЛА Всего исправ. боевых ЛА % исправности боевых ЛА Кол-во боеготовых экипажей

ВВС СФ 142 123 86,6 116 97 83,6 147

ВВС КБФ 813 706 ,8 40 8 682 595 87,2 703

ВВС ЧФ 794 661 83,2 639 543 85,0 506

ВВС ТОФ 744 668 89,8 609 559 91,8 595

ВВС СТОФ 135 112 83,0 126 104 82,5 101

ВВС КАВФ 116 79 68,1 104 68 65,4 78

Авиация ПВФ 20 16 80,0 14 10 71,4 Данных нет

Авиация КВФ 15 15 100 13 13 100 Данных нет

Итого по ВВС флотов 2493 2158 86,6 2046 1794 87,7 1951

Итого по ВВС ВМФ 2779 2380 85,6 2303 1989 86,4 Данных нет*

*Данные не подсчитаны из-за отсутствия информации о количестве боеготовых экипажей в авиационных структурах Пинской и Каспийской военных флотилий.

было количество истребителей, что явилось следствием длительного пребывания морской авиации в межвоенный период в составе ВВС Красной армии и недостаточной активностью руководства Народного комиссариата ВМФ в 1938-1941 гг. по совершенствованию структуры морской авиации.

Разведывательная авиация ВМФ была в основном укомплектована гидросамолетами МБР-2, к тому времени уже устаревшими. В истребительной авиации в ВВС действующих флотов более 80% самолетов составляли истребители И-5, И-15, И-16 и И-153 (многие из них с заканчивающимся техническим ресурсом). В бомбардировочной авиации 45-48% приходилось на долю СБ, ДБ3 которые также нельзя было отнести к новой авиационной технике. Начало войны застало летный состав истребительной авиации ВВС ВМФ переучивающимся на новые типы истребителей МиГ-3 и Як-1, а бомбардировочной и минно-торпедной авиации - на летательные аппараты ДБ-3ф и Ар-2.

В дальнейшем в ходе Великой Отечественной войны шло активное устранение имеющихся недостатков. В итоге, по результатам боевой деятельности военно-морских сил СССР, морская авиация по сравнению с подводной и надводной составляющими ВМФ стала основной ударной силой.

Примечания

1 К началу Великой Отечественной войны авиация ВМФ СССР состояла из трех родов: бомбардировочная и минно-торпедная авиация; истребительная авиация; разведывательная авиация.

2 На Черноморском флоте в то время было 625 машин, а в ВВС Северного флота - 116 самолетов. См.: Жуматий В. И. Боевой и численный состав Военно-морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : статист. сб. М., 2006. С. 42. Несколько иные данные приводятся в статье Н. М. Лаврентьева и В. Т. Мельникова. Они, в частности, пишут: «К началу Великой Отечественной войны в боевом составе авиации флота (подразумеваются ВВС Балтийского флота. - В. Г.) имелось 656 боевых самолетов, в том числе 172 бомбардировщика и торпедоносца, 353 истребителя и 137 морских разведчиков. По типам самолетов: бомбардировщики и торпедоносцы - ДБ3ф (Ил4), ДБ3, СБ, истребители - И16, И15бис, морские разведчики - МБР2, Че-2». См.: Лаврентьев Н. М., Мельников В. Т. Грозные крылья Балтики // Морская газета. 2005. 22 февраля. Однако, сложив число боевых самолетов по родам морской авиации - 172, 353 и 137, мы получим 662, что на шесть больше заявленной тут же в цитате величине - 656 боевых машин. При этом вместо

16 типов летательных аппаратов, указанных в табл. 1,

авторы в своем материале указывают лишь 7 типов самолетов.

3 Табл. 1 составлена по: Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Ч. II. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М., 1963. С. 89, 1113 ; Ежемесячный отчет штаба ВВС КБФ о состоянии и дислокации частей ВВС КБФ на 1 июня 1941 года. Таллин, 1941. С. 35 ; Жуматий В. И. Указ. соч. С. 42-44 ; Моряки-балтийцы в боях за Родину (1941-1945). Калининград, 2005. С. 18.

4 Табл. 2 составлена по: Ежемесячный отчет штаба ВВС КБФ о состоянии и дислокации частей ВВС КБФ на 1 июня 1941 года. С. 5 ; Жуматий В. И. Указ. соч. С. 44.

5 Табл. 3 составлена по: Маслов М. А. Скоростные бомбардировщики СБ. Война. М., 2007. С. 48 ; Петров Г. Ф. Гидросамолеты и экранопланы России. 1910-1999. М., 2000. С. 106107, 126127, 148, 149 ; Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., 1994. С. 450, 485489, 491497, 529531, 672675 ; Он же. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. М., 1994. С. 14, 476, 490, 496.

6 К началу войны управление ВВС КБФ располагалось в Таллине.

7 Командиры: 8-й авиационной бригады - полковник Николай Константинович Логинов, 61-й авиационной бригады - полковник Андрей Михайлович Морозов и 10-й авиационной бригады генерал-майор авиации Николай Трофимович Петрухин.

8 Подробнее см.: Герасимов В. Л. Гвардия советской морской авиации // Кавалер. 2003. № 10. С. 8196.

9 См.: Моряки-балтийцы в боях за Родину (1941-1945). С. 18.

10 Основными тактическими частями являлись авиационный полк и отдельная авиационная эскадрилья.

11 См.: Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне... Ч. II. С. 8.

12 См.: Авиация Российского флота / под ред. И.Д. Федина. Кн. 2. СПб., 2001. С. 63.

13 См.: Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне. Ч. II. С. 19.

14 См.: Моряки-балтийцы в боях за Родину (1941-1945).

С. 15.

15 См.: Катаев Э. С. Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне. СПб., 2006. С. 24.

16 20 марта 1943 г. переформирован в 118-й разведывательный авиационный полк.

17 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 9. Д. 23618. Л. 307.

18 Там же. Л. 199, 202.

19 См.: Сиников А. А. Господство в воздухе : история и перспективы // Военная мысль. 2009. № 3. С. 43.

20 Данные в табл. 4 подсчитаны по: Жуматий В. И. Указ. соч. С. 42-44.

21 Иначе - торпедоносная авиация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.