Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В 1914-1918 ГГ.'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В 1914-1918 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918 ГГ. / FIRST WORLD WAR OF 1914-1918 / ПВО / ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ / THE MAIN OBJECT OF PROTECTION / AIR DEFENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье исследуются теоретические взгляды и практические шаги военного руководства России в годы Первой мировой войны по использованию средств противовоздушной обороны и организации системы ПВО в ходе боевых действий.This article investigates the theoretical views and practical steps of the the military leadership of Russia during the First World War on using air defences and air defence systems during the fighting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В 1914-1918 ГГ.»

Ключевые слова: Прусский милитаризм; Бисмарк; рейхстаг; Германская империя; вооружённые силы.

Summary. The article deals with organization, structure, staffing, education and training Germanic army and its officer corps in the last quarter of XIX century.

Keywords: Prussian militarism; Bismarck; the Reichstag; Germany empire armed forces. ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ

А.С. КУЛЕШОВ — «Действительно без фотокарточки...» AS. KULESHOV — "It acts without your photograph..."

Аннотация. В статье повествуется о трагической судьбе представителя древнего русского дворянского рода Аксаковых — Михаиле Аксакове, боевом лётчике-истребителе, герое боёв на КВЖД, погибшего в сталинских застенках вместе с руководящим составом 92-й авиабригады ПВО Московского военного округа в 1938году.

Ключевые слова: Михаил Георгиевич Аксаков; репрессии; авиация; троцкизм; контрреволюционная организация; дворянство; шпионаж.

Summary. The article tells about the tragic fate of the representative of the ancient Russian noble Aksakovs — Michael Aksakovo combat fighter pilot, a hero fighting the CER, who died in Stalin's prisons, along with the leadership of 92-th aviation brigade air defence of the Moscow Military District in 1938.

Keywords: Michael G. Aksakov; repression; aviation; Trotskyism; counter-revolutionary organization; the nobility; espionage.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук, полковник запаса (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д.

14)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В 1914—1918 гг.

Планы кайзеровской Германии по использованию с началом Первой мировой войны своих военно-воздушных сил на востоке заставило командование Санкт-Петербургского военного округа обратить серьёзное внимание на организацию противовоздушной обороны (ПВО) российской

столицы. Её основу составили полевые противосамолётные (зенитные) батареи укреплённого района (УР) 6-й отдельной армии (ОА)1, созданной накануне войны для обороны Санкт-Петербурга (с августа 1914г. — Петрограда)2 и побережья Балтийского моря. Укрепрайон в соответствии с возможными направлениями прорыва к столице противника структурно делился на три боевых участка: северный (Парголовский), западный (Петергофско-Высоцкий) и южный (Гатчинский). Непосредственное руководство артиллерийской обороной (в том числе и зенитной) УР возлагалось на генерал-майора А.А.Шихлинского3, исполняющего должность начальника Офицерской артиллерийской школы.

В начале ноября 1914года на базе Гатчинского участка УР развёртывается зенитно-артиллерийская оборона (ЗАО) императорской резиденции в Царском Селе под началом капитана В.Н.Мальцева4. В специальном отношении эта структура подчинялась дворцовому коменданту, по другим вопросам — начальнику Главного артиллерийского управления (ГАУ)5.

Контроль за воздушной обстановкой в районе Финского залива осуществляла 1-я пограничная Петроградская императора Александра!!! бригада. При ней были созданы наблюдательные посты, расположенные по линии: Выборг — р.Сестра и Красная Горка — Усть-Нарев, а также посты летучей почты и наблюденияб. С передачей бригады военному ведомству она вошла в подчинение штаба 6-й отдельной армии.

В октябре главнокомандующий 6ОА потребовал от комендантов Кронштадтской и Выборгской крепостей установить в зонах их ответственности наблюдение за воздушной обстановкой. На высотных зданиях этих городов-крепостей организовывались суточные посты из числа лиц военного гарнизона и гражданской администрации. «Установление наблюдения за небосклоном в районе позиции»7 укрепрайона также рекомендовалось по линии инспектора инженерной части Петроградского военного округа. Собранная информация ежедневно поступала в строевое отделение штаба армии8.

К решению частных задач по противовоздушной обороне привлекались и гражданские лица. 11октября 1914года* по согласованию со штабом армии петроградский губернатор потребовал от полицейского управления «установить при содействии местного населения наблюдение за появлением летательных аппаратов, преимущественно с возвышенных мест, колоколен, пожарных вышек и т.д.». В ряде районов Петроградской губернии это распоряжение получило вид натуральной повинности. Позднее оно было опротестовано, а затем отменено решением Государственной думы9.

Созданные к тому времени штатные слежечные посты 6 ОА были в состоянии уже в полном объёме решать поставленные перед ними задачи в полосе обороны укрепрайона. Организация воздушного наблюдения на дальних подступах к столице (до 200—300км) продолжала оставаться в ведении Министерства внутренних дел, имевшего сеть своих постов преимущественно на железнодорожных станциях, оборудованных телеграфной и телефонной видами связи10.

Для подразделений ПВО предусматривался режим «постоянного несения боевого дежурства». Наиболее важными объектами, подлежащими защите от воздушного нападения, в тот момент являлись: дворец его величества в Царском Селе, пороховые погреба в Полюстрове, пироксилиновые склады, центральная радиотелеграфная станция (Царское Село), склады бензина, соединительные ветви Финляндской и Николаевской железной дороги, ряд государственных и частных заводов оборонной промышленности и т.д.11

При организации противовоздушной обороны в зоне ответственности 6 ОА бралось во внимание отсутствие каких-либо боевых действий на подконтрольной ей территории. Тем не менее итоги кампании 1914года и увеличение воздушной группировки противника в районе Балтийского моря требовали дальнейшего совершенствования столичной ПВО.

30ноября 1914года главнокомандующий 6 ОА генерал от артиллерии К.П.Фан-дер-Флит12 подписал секретный приказ за №90, вводивший в действие с 8декабря того же года особую «Инструкцию по воздухоплаванию в районе VI армии»13. Впервые на официальном уровне были определены задачи организации ПВО стратегически важного центра страны (г.Петрограда). Все задействованные в этом деле разнородные силы и средства (авиация, зенитная артиллерия, полевые части и др.) объединялись под руководством штатного начальника «воздушной обороны Петрограда и его окрестностей» генерал-майора Г.В.Бурмана14, начальника Офицерской электротехнической школы, который напрямую подчинялся начальнику штаба 6 ОА, ответственному за общее состояние противовоздушной обороны в армии.

Рабочим местом начальника столичной ПВО стал специальный центральный командный пункт, оборудованный в здании Офицерской электротехнической школы, куда помимо штаба армии, по различным каналам связи стекалась вся информация о воздушной обстановке. К весне 1915года слежечные посты, задействованные в интересах ПВО, структурно оформлялись в две линии (дальнюю и ближнюю). Дальняя находилась на значительном удалении от Петрограда (до 300км) в крупных городах Южной Финляндии и Восточной Прибалтики, а также вдоль железнодорожных линий (Балтийского, Псковско-Рижского, Варшавского и Виндавско-Рыбинского направлений) и побережья Финского залива. К решению задач по контролю воздушного пространства в приморской зоне дополнительно задействовались Финляндская пограничная охрана (с марта 1915г.) и Балтийский флот. В сферу ближней линии наблюдения входили окрестности российской столицы, удалённые от городских окраин на 60—80км, и непосредственно сам город. Для оборудования наблюдательных постов нередко использовались отдельные высотные здания, в том числе колокольня Исаакиевского собора.

Аналогично строилась и столичная зенитно-артиллерийская оборона. Зимой 1914/15годов все зенитные батареи УР были сведены в состав батальона Петроградской крепостной артиллерии с созданием двух колец обороны столицы и её окрестностей. Ближнее кольцо обеспечивало прикрытие наиболее важных городских и пригородных объектов: учреждений государственного и военного управления, аэродромов, заводов оборонной промышленности и т.п. Дальнее соответствовало внешней линии позиций Петроградского укреплённого района, имея в своём составе 9 зенитных батарей (36орудий). Позднее к ним добавились 2 батареи, расположенные вблизи железнодорожной станции Лигово и в Гребном порту, а также команды с сигнальными ракетами, приспособленными для стрельбы по дирижаблям (до высоты 1100м).

Противовоздушная оборона императорской резиденции в Царском Селе продолжала ограничиваться лишь 4 зенитными подразделениями (8орудий), решавшими задачи самостоятельно.

С ростом активности воздушного флота противника на петроградском направлении в интересах столичной противовоздушной обороны была задействована авиация. На базе Гатчинской военной авиационной школы15 организовывалось боевое дежурство силами 2—3самолётов типа «Моран» с опытными экипажами для осуществления перехвата воздушного противника на пути его следования к городу. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 6-я отдельная армия создана 31 июля 1914 г. В её состав по плану мобилизации входило 136 пехотных и 9 крепостных батальонов, она имела на вооружении 352пулемёта, 360 лёгких, 24 горных и 24 конных орудия, 28 инженерных рот, 77 эскадронов и сотен, а также 18аэропланов. Перед ней были поставлены задачи — обеспечение защиты столицы и наблюдение за Балтийским побережьем в районе своего сосредоточения (см.: Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 1).

2 Повелением императора Николая II г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград.

3 Шихлинский Али-ага-Исмаил-ага-оглы (1865—1943) — российский (советский) военачальник, военный теоретик, генерал-лейтенант (1917). На военной службе с сентября 1883 г. Окончил Тифлиский кадетский корпус (1883), Михайловское артиллерийское училище (1886) и Офицерскую артиллерийскую школу (1906). Участник подавления Ихэтуаньского восстания в Северном Китае (1898—1901), Русско-японской войны 1904—1905гг. В годы Первой мировой войны — начальник артиллерии Петроградского укрёпленного района, генерал для поручений по артиллерийской части при главнокомандующем войсками Северо-Западного фронта, генерал для поручений при Верховном главнокомандующем, инспектор артиллерии армий Западного фронта, командующий 10-й армией Западного фронта. С апреля 1920г. — на службе в Красной армии. С 1929г. — в отставке (по болезни).

4 Мальцев Владимир Никанорович (1873—?) — российский артиллерист, конструктор, полковник. На военной службе — с 1894г. Окончил артиллерийское училище (1896). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В дальнейшем в постоянном составе Офицерской артиллерийской школы, командир роты, начальник нештатной зенитно-артиллерийской обороны императорской резиденции в Царском Селе. Командир Отдельной артиллерийской батареи — заведующий обороной императорской резиденции от воздушного нападения. Разработчик дальномера для стрельбы зенитных батарей (1916). С июля 1917г. — в резерве чинов Петроградского военного округа.

5 РГВИА. Ф. 1345. Оп. 1. Д. 95. Л. 15.

6 Там же. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 19. Л. 19.

7 Там же. Д. 234. Л. 66.

8 Там же. Л. 64.

9 Там же.

10 Там же. Д. 235. Л. 22.

11 Там же.

12 Фан-дер-Флит Константин Петрович (1844—?) — генерал от артиллерии (1908), генерал-адъютант (1915). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В годы Первой мировой войны

занимал должности главнокомандующего 6 ОА (1914—1915), члена Государственного совета (1915—1917). С марта 1917г. — в отставке.

13 РГВИА. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 66; Оп. 2. Д. 1. Л. 92, 93.

14 Бурман Георгий Владимирович (1865—1922) — российский военачальник, генерал-майор (1910). На военной службе — с сентября 1883 г. Окончил 1-й кадетский корпус (1883), Николаевское военное инженерное училище (1886), обучался в Николаевской академии Генерального штаба (1891—1892). Занимал должности начальника Офицерской электротехнической школы (1908—1918), руководителя противовоздушной обороны г.Петрограда, Царского Села, позднее Петроградского района (1914—1918). С марта 1918г. — в Красной армии. Скончался от болезни (1922).

15 Гатчинская авиационная школа включена в состав 6 ОА с подчинением командующему войсками Петроградского военного округа в связи с решением ГУ ГШ от 3марта 1915 г. за №916.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Егорова Алла Борисовна — заведующая отделом Учреждения «Гомельский областной музей военной славы» (246050, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Пушкина, д. 5)

ГОМЕЛЬ — КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

Идея создания специального самолёта для авиационной поддержки непосредственно сухопутных войск на поле боя возникла в 1911году во время действий итальянской армии против Турции и Триаполитании. В российской армии первые полигонные испытания стрельбы с самолётов по наземным целям были проведены 6августа 1913года близ Можайска. В то время идея самолёта «поля боя» практического развития не получила. Однако начавшаяся вскоре мировая войны потребовала применения самолётов для поражения наземных целей бомбометанием и стрельбой с пикирования и наметила новый род авиации — «авиацию пехоты», впоследствии получившую наименование штурмовой авиации. Первенство в этом вопросе принадлежит отечественным ВВС. 1августа 1915года русские самолёты, содействуя атаке пехоты с высоты 30— 50м наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям германских войск, переправлявшихся по мостам через Буг. Пулемётный огонь и бомбы обеспечили успех наземных войск и сорвали попытки противника овладеть переправой. В дальнейшем подобные действия ВВС стали распространяться повсеместно, а боевой опыт штурмовой авиации нашёл применение в проекте «Наставления по применению авиации в войне». Слабая насыщенность русской армии авиацией и отсутствие специального самолёта для штурмовых действий на поле боя не позволили в полном объёме реализовать положения этого документа. Массовое применение низколетящих самолётов по наземным целям впервые было применено французами и англичанами во время сражения на р.Сомме в июле 1916года. В ходе Гражданской войны в России обе противоборствующие стороны применяли низколетящие самолёты против наземных войск и наносили довольно ощутимый урон противнику, в особенности коннице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.