Ключевые слова: Прусский милитаризм; Бисмарк; рейхстаг; Германская империя; вооружённые силы.
Summary. The article deals with organization, structure, staffing, education and training Germanic army and its officer corps in the last quarter of XIX century.
Keywords: Prussian militarism; Bismarck; the Reichstag; Germany empire armed forces. ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ
А.С. КУЛЕШОВ — «Действительно без фотокарточки...» AS. KULESHOV — "It acts without your photograph..."
Аннотация. В статье повествуется о трагической судьбе представителя древнего русского дворянского рода Аксаковых — Михаиле Аксакове, боевом лётчике-истребителе, герое боёв на КВЖД, погибшего в сталинских застенках вместе с руководящим составом 92-й авиабригады ПВО Московского военного округа в 1938году.
Ключевые слова: Михаил Георгиевич Аксаков; репрессии; авиация; троцкизм; контрреволюционная организация; дворянство; шпионаж.
Summary. The article tells about the tragic fate of the representative of the ancient Russian noble Aksakovs — Michael Aksakovo combat fighter pilot, a hero fighting the CER, who died in Stalin's prisons, along with the leadership of 92-th aviation brigade air defence of the Moscow Military District in 1938.
Keywords: Michael G. Aksakov; repression; aviation; Trotskyism; counter-revolutionary organization; the nobility; espionage.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук, полковник запаса (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д.
14)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В 1914—1918 гг.
Планы кайзеровской Германии по использованию с началом Первой мировой войны своих военно-воздушных сил на востоке заставило командование Санкт-Петербургского военного округа обратить серьёзное внимание на организацию противовоздушной обороны (ПВО) российской
столицы. Её основу составили полевые противосамолётные (зенитные) батареи укреплённого района (УР) 6-й отдельной армии (ОА)1, созданной накануне войны для обороны Санкт-Петербурга (с августа 1914г. — Петрограда)2 и побережья Балтийского моря. Укрепрайон в соответствии с возможными направлениями прорыва к столице противника структурно делился на три боевых участка: северный (Парголовский), западный (Петергофско-Высоцкий) и южный (Гатчинский). Непосредственное руководство артиллерийской обороной (в том числе и зенитной) УР возлагалось на генерал-майора А.А.Шихлинского3, исполняющего должность начальника Офицерской артиллерийской школы.
В начале ноября 1914года на базе Гатчинского участка УР развёртывается зенитно-артиллерийская оборона (ЗАО) императорской резиденции в Царском Селе под началом капитана В.Н.Мальцева4. В специальном отношении эта структура подчинялась дворцовому коменданту, по другим вопросам — начальнику Главного артиллерийского управления (ГАУ)5.
Контроль за воздушной обстановкой в районе Финского залива осуществляла 1-я пограничная Петроградская императора Александра!!! бригада. При ней были созданы наблюдательные посты, расположенные по линии: Выборг — р.Сестра и Красная Горка — Усть-Нарев, а также посты летучей почты и наблюденияб. С передачей бригады военному ведомству она вошла в подчинение штаба 6-й отдельной армии.
В октябре главнокомандующий 6ОА потребовал от комендантов Кронштадтской и Выборгской крепостей установить в зонах их ответственности наблюдение за воздушной обстановкой. На высотных зданиях этих городов-крепостей организовывались суточные посты из числа лиц военного гарнизона и гражданской администрации. «Установление наблюдения за небосклоном в районе позиции»7 укрепрайона также рекомендовалось по линии инспектора инженерной части Петроградского военного округа. Собранная информация ежедневно поступала в строевое отделение штаба армии8.
К решению частных задач по противовоздушной обороне привлекались и гражданские лица. 11октября 1914года* по согласованию со штабом армии петроградский губернатор потребовал от полицейского управления «установить при содействии местного населения наблюдение за появлением летательных аппаратов, преимущественно с возвышенных мест, колоколен, пожарных вышек и т.д.». В ряде районов Петроградской губернии это распоряжение получило вид натуральной повинности. Позднее оно было опротестовано, а затем отменено решением Государственной думы9.
Созданные к тому времени штатные слежечные посты 6 ОА были в состоянии уже в полном объёме решать поставленные перед ними задачи в полосе обороны укрепрайона. Организация воздушного наблюдения на дальних подступах к столице (до 200—300км) продолжала оставаться в ведении Министерства внутренних дел, имевшего сеть своих постов преимущественно на железнодорожных станциях, оборудованных телеграфной и телефонной видами связи10.
Для подразделений ПВО предусматривался режим «постоянного несения боевого дежурства». Наиболее важными объектами, подлежащими защите от воздушного нападения, в тот момент являлись: дворец его величества в Царском Селе, пороховые погреба в Полюстрове, пироксилиновые склады, центральная радиотелеграфная станция (Царское Село), склады бензина, соединительные ветви Финляндской и Николаевской железной дороги, ряд государственных и частных заводов оборонной промышленности и т.д.11
При организации противовоздушной обороны в зоне ответственности 6 ОА бралось во внимание отсутствие каких-либо боевых действий на подконтрольной ей территории. Тем не менее итоги кампании 1914года и увеличение воздушной группировки противника в районе Балтийского моря требовали дальнейшего совершенствования столичной ПВО.
30ноября 1914года главнокомандующий 6 ОА генерал от артиллерии К.П.Фан-дер-Флит12 подписал секретный приказ за №90, вводивший в действие с 8декабря того же года особую «Инструкцию по воздухоплаванию в районе VI армии»13. Впервые на официальном уровне были определены задачи организации ПВО стратегически важного центра страны (г.Петрограда). Все задействованные в этом деле разнородные силы и средства (авиация, зенитная артиллерия, полевые части и др.) объединялись под руководством штатного начальника «воздушной обороны Петрограда и его окрестностей» генерал-майора Г.В.Бурмана14, начальника Офицерской электротехнической школы, который напрямую подчинялся начальнику штаба 6 ОА, ответственному за общее состояние противовоздушной обороны в армии.
Рабочим местом начальника столичной ПВО стал специальный центральный командный пункт, оборудованный в здании Офицерской электротехнической школы, куда помимо штаба армии, по различным каналам связи стекалась вся информация о воздушной обстановке. К весне 1915года слежечные посты, задействованные в интересах ПВО, структурно оформлялись в две линии (дальнюю и ближнюю). Дальняя находилась на значительном удалении от Петрограда (до 300км) в крупных городах Южной Финляндии и Восточной Прибалтики, а также вдоль железнодорожных линий (Балтийского, Псковско-Рижского, Варшавского и Виндавско-Рыбинского направлений) и побережья Финского залива. К решению задач по контролю воздушного пространства в приморской зоне дополнительно задействовались Финляндская пограничная охрана (с марта 1915г.) и Балтийский флот. В сферу ближней линии наблюдения входили окрестности российской столицы, удалённые от городских окраин на 60—80км, и непосредственно сам город. Для оборудования наблюдательных постов нередко использовались отдельные высотные здания, в том числе колокольня Исаакиевского собора.
Аналогично строилась и столичная зенитно-артиллерийская оборона. Зимой 1914/15годов все зенитные батареи УР были сведены в состав батальона Петроградской крепостной артиллерии с созданием двух колец обороны столицы и её окрестностей. Ближнее кольцо обеспечивало прикрытие наиболее важных городских и пригородных объектов: учреждений государственного и военного управления, аэродромов, заводов оборонной промышленности и т.п. Дальнее соответствовало внешней линии позиций Петроградского укреплённого района, имея в своём составе 9 зенитных батарей (36орудий). Позднее к ним добавились 2 батареи, расположенные вблизи железнодорожной станции Лигово и в Гребном порту, а также команды с сигнальными ракетами, приспособленными для стрельбы по дирижаблям (до высоты 1100м).
Противовоздушная оборона императорской резиденции в Царском Селе продолжала ограничиваться лишь 4 зенитными подразделениями (8орудий), решавшими задачи самостоятельно.
С ростом активности воздушного флота противника на петроградском направлении в интересах столичной противовоздушной обороны была задействована авиация. На базе Гатчинской военной авиационной школы15 организовывалось боевое дежурство силами 2—3самолётов типа «Моран» с опытными экипажами для осуществления перехвата воздушного противника на пути его следования к городу. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 6-я отдельная армия создана 31 июля 1914 г. В её состав по плану мобилизации входило 136 пехотных и 9 крепостных батальонов, она имела на вооружении 352пулемёта, 360 лёгких, 24 горных и 24 конных орудия, 28 инженерных рот, 77 эскадронов и сотен, а также 18аэропланов. Перед ней были поставлены задачи — обеспечение защиты столицы и наблюдение за Балтийским побережьем в районе своего сосредоточения (см.: Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 1).
2 Повелением императора Николая II г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград.
3 Шихлинский Али-ага-Исмаил-ага-оглы (1865—1943) — российский (советский) военачальник, военный теоретик, генерал-лейтенант (1917). На военной службе с сентября 1883 г. Окончил Тифлиский кадетский корпус (1883), Михайловское артиллерийское училище (1886) и Офицерскую артиллерийскую школу (1906). Участник подавления Ихэтуаньского восстания в Северном Китае (1898—1901), Русско-японской войны 1904—1905гг. В годы Первой мировой войны — начальник артиллерии Петроградского укрёпленного района, генерал для поручений по артиллерийской части при главнокомандующем войсками Северо-Западного фронта, генерал для поручений при Верховном главнокомандующем, инспектор артиллерии армий Западного фронта, командующий 10-й армией Западного фронта. С апреля 1920г. — на службе в Красной армии. С 1929г. — в отставке (по болезни).
4 Мальцев Владимир Никанорович (1873—?) — российский артиллерист, конструктор, полковник. На военной службе — с 1894г. Окончил артиллерийское училище (1896). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В дальнейшем в постоянном составе Офицерской артиллерийской школы, командир роты, начальник нештатной зенитно-артиллерийской обороны императорской резиденции в Царском Селе. Командир Отдельной артиллерийской батареи — заведующий обороной императорской резиденции от воздушного нападения. Разработчик дальномера для стрельбы зенитных батарей (1916). С июля 1917г. — в резерве чинов Петроградского военного округа.
5 РГВИА. Ф. 1345. Оп. 1. Д. 95. Л. 15.
6 Там же. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 19. Л. 19.
7 Там же. Д. 234. Л. 66.
8 Там же. Л. 64.
9 Там же.
10 Там же. Д. 235. Л. 22.
11 Там же.
12 Фан-дер-Флит Константин Петрович (1844—?) — генерал от артиллерии (1908), генерал-адъютант (1915). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В годы Первой мировой войны
занимал должности главнокомандующего 6 ОА (1914—1915), члена Государственного совета (1915—1917). С марта 1917г. — в отставке.
13 РГВИА. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 64. Л. 66; Оп. 2. Д. 1. Л. 92, 93.
14 Бурман Георгий Владимирович (1865—1922) — российский военачальник, генерал-майор (1910). На военной службе — с сентября 1883 г. Окончил 1-й кадетский корпус (1883), Николаевское военное инженерное училище (1886), обучался в Николаевской академии Генерального штаба (1891—1892). Занимал должности начальника Офицерской электротехнической школы (1908—1918), руководителя противовоздушной обороны г.Петрограда, Царского Села, позднее Петроградского района (1914—1918). С марта 1918г. — в Красной армии. Скончался от болезни (1922).
15 Гатчинская авиационная школа включена в состав 6 ОА с подчинением командующему войсками Петроградского военного округа в связи с решением ГУ ГШ от 3марта 1915 г. за №916.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Егорова Алла Борисовна — заведующая отделом Учреждения «Гомельский областной музей военной славы» (246050, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Пушкина, д. 5)
ГОМЕЛЬ — КОЛЫБЕЛЬ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ
Идея создания специального самолёта для авиационной поддержки непосредственно сухопутных войск на поле боя возникла в 1911году во время действий итальянской армии против Турции и Триаполитании. В российской армии первые полигонные испытания стрельбы с самолётов по наземным целям были проведены 6августа 1913года близ Можайска. В то время идея самолёта «поля боя» практического развития не получила. Однако начавшаяся вскоре мировая войны потребовала применения самолётов для поражения наземных целей бомбометанием и стрельбой с пикирования и наметила новый род авиации — «авиацию пехоты», впоследствии получившую наименование штурмовой авиации. Первенство в этом вопросе принадлежит отечественным ВВС. 1августа 1915года русские самолёты, содействуя атаке пехоты с высоты 30— 50м наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям германских войск, переправлявшихся по мостам через Буг. Пулемётный огонь и бомбы обеспечили успех наземных войск и сорвали попытки противника овладеть переправой. В дальнейшем подобные действия ВВС стали распространяться повсеместно, а боевой опыт штурмовой авиации нашёл применение в проекте «Наставления по применению авиации в войне». Слабая насыщенность русской армии авиацией и отсутствие специального самолёта для штурмовых действий на поле боя не позволили в полном объёме реализовать положения этого документа. Массовое применение низколетящих самолётов по наземным целям впервые было применено французами и англичанами во время сражения на р.Сомме в июле 1916года. В ходе Гражданской войны в России обе противоборствующие стороны применяли низколетящие самолёты против наземных войск и наносили довольно ощутимый урон противнику, в особенности коннице.