Научная статья на тему 'ВО ГЛАВЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА В 1921-1941 ГГ'

ВО ГЛАВЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА В 1921-1941 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверченко Сергей Викторович

Для обеспечения боевых действий видов Вооружённых сил и родов войск существуют различные службы. Инженерно-авиационная служба (НАС) ВВС ведёт свою историю от мотористов и механиков дореволюционной России, готовивших летательные аппараты к полётам и производивших их ремонт. За годы существования НАС претерпела ряд организационно-штатных изменений, не раз менялось её название, но суть оставалась прежней - обеспечение чёткой и безаварийной работы материальной части ВВС. В предлагаемой вниманию читателей статье предпринята попытка показать деятельность эксплуатационно-технической службы (ЭТС) ВВС за 20 предвоенных лет, заостряя внимание на характеристике лиц, её возглавлявших, и на их вкладе в совершенствование работы ЭТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВО ГЛАВЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА В 1921-1941 ГГ»

Ещё около десяти лет назад на одном из заседаний учёного совета рассматривался вопрос о создании в г.Балтийске летнего учебно-тренировочного центра института, открытие которого состоялось 26августа 2000года. Здесь приобретаются азы начальной военно-морской подготовки, курсанты старших курсов проходят шлюпочную практику, члены сборных спортивных команд института проводят тренировки.

И ещё одно важное событие для коллектива: распоряжением Правительства Российской Федерации от 24мая 2002года Балтийскому военно-морскому институту присвоено имя легендарного адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Вступает вмуз в седьмое десятилетие своей истории как сложившееся и развивающееся высшее военно-морское учебное заведение, со своей многоуровневой, целевой системой подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров для Военно-морского флота Российской Федерации. В институте более 20курсантов получают именные стипендии: Президента РФ, Правительства РФ, благотворительного фонда В.Потанина, губернатора Калининградской области и мэра Калининграда. В течение последних девяти лет курсанты регулярно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях в рамках МО РФ. На всех подобных мероприятиях они постоянно занимают призовые места. Личный состав института принимает активное участие в военно-патриотической работе, он постоянный участник выступлений в общеобразовательных школах г.Калининграда и области, учебных заведениях российских городов. Многолетние тесные связи между БВМИ, областью и городом нашли своё закономерное выражение в установлении шефских связей. Так, 29апреля 1999года мэр Калининграда Ю.А.Савенко подписал постановление №1462 «Об активизации шефской работы».

За истекший период и этапы своего развития Балтийский военно-морской институт произвёл 46 выпусков офицеров и 6 выпусков мичманов — всего более 14тыс. специалистов флота, многие из которых стали адмиралами, командирами соединений, частей, кораблей, флагманскими специалистами, учёными, общественными деятелями, специалистами отечественной промышленности и крупными руководителями. Среди выпускников института (училища) Герой Советского Союза контр-адмирал Андрей Павлович Катышев и Герой России капитан 1ранга Олег Иванович Васюта. Более тысячи выпускников награждены боевыми наградами. Из года в год Балтийский ВМИ занимает лидирующие места среди ввмузов, а по итогам 2006/07учебного года стал лучшим военно-морским институтом.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович —

заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник, кандидат исторических наук (Москва)

ВО ГЛАВЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА В 1921—1941 ГГ.

Для обеспечения боевых действий различных видов Вооруженных сил и родов войск существуют различные службы. В Военно-воздушных силах — это Инженерно-авиационная служба (ИАС), ведущая историю от мотористов и механиков дореволюционной России, готовивших летательные аппараты к полетам и производивших их ремонт. За годы существования ИАС претерпела ряд организационно-штатных изменений, не раз менялось её название, но суть оставалась прежней — обеспечение чёткой и безаварийной работы материальной части ВВС. В предлагаемой вниманию читателей статье предпринята попытка показать деятельность эксплуатационно-технической службы (ЭТС) ВВС за 20 предвоенных лет, заостряя внимание на характеристике лиц, её возглавлявших, и на их вкладе в совершенствование работы ЭТС.

В отечественной историографии история военной авиации представлена весьма широко. Однако в основном освещается деятельность лётчиков и конструкторов, их вклад в развитие ВВС. При этом инженерно-технический состав остаётся как бы в тени, о нём знают относительно немногие. А что касается руководителей эксплуатационно-технической службы, то ныне даже фамилии этих людей отыскать проблематично, хотя именно они, осуществляя руководство деятельностью ЭТС, обеспечивали выполнение авиацией боевых задач.

Надо отметить, что это были хорошо подготовленные инженеры, эрудированные специалисты, обладавшие высокими организаторскими способностями, глубокими техническими знаниями, большим практическим опытом.

Первым руководителем эксплуатационно-технической службы был Александр Петрович Смолин. Сын крупного курганского золотопромышленника, в 1915году он окончил реальное училище в Москве и поступил в Московское высшее техническое училище. В 1917году был призван в армию и направлен в 1-ю Петроградскую школу прапорщиков, которую окончил в октябре того же года. В революционных событиях участия не принимал, однако в 1918году добровольно вступил в Красную армию, участвовал в подавлении банд Зеленого под Киевом и в Советско-польской войне. В 1922 году окончил Академию Генерального штаба РККА и сразу же был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского, которую окончил в 1926-м (второй выпуск). В марте того же года Смолин был назначен руководителем созданной незадолго до этого Техническо-эксплуатационной инспекции отдела снабжения Управления ВВС (УВВС) и возглавлял её, несмотря на различные перемещения и реорганизации, до 1933 года.

Чтобы дальнейшее изложение было более понятным, приведём схему развития центральных органов управления эксплуатационно-технической службой ВВС РККА в 1925—1941гг.

Можно сказать, именно Смолину пришлось создавать инспекцию, как, впрочем, и всю службу технической эксплуатации в ВВС. В эти годы инспекцией был подготовлен ряд руководящих документов1, регламентирующих деятельность инженерно-технического состава ВВС, в том числе разработано первое в советских ВВС «Наставление по техническо-эксплуатационной службе» (НТЭС-33)2.

Когда инспекция была передана в состав НИИ ВВС, А.П.Смолин служил в должности старшего инспектора, затем помощника инспектора, а в 1936году был назначен старшим инспектором по эксплуатации в управление 1-й авиационной армии особого назначения.

В 1938году по невыясненным пока причинам, возможно, сказалось его происхождение, А.П.Смолин был уволен из РККА, однако через два месяца восстановлен и назначен старшим преподавателем в академию имени профессора Н.Е.Жуковского, но ненадолго. боктября 1938 года его снова арестовали, и он находился в заключении до 21 ноября 1947 года. В феврале 1956года А.П.Смолин был реабилитирован, а 26апреля 1956года ему присвоили звание инженер-полковникЗ.

После Смолина эксплуатационно-техническую службу возглавил Адольф Карлович Аузан, уроженец Лифляндской губернии. В Красной армии — с 1919 года. Участник Гражданской и Советско-польской войн. В 1920 году окончил Московскую авиашколу по классу лётчиков-наблюдателей, в 1923-м поступил в ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского, окончил её в 1928 году (четвертый выпуск) и был оставлен адъюнктом. После окончания адъюнктуры в ноябре 1930года А.К.Аузан назначается начальником инженерного факультета академии, затем некоторое время занимается партийной работой, а в августе 1931 года становится заместителем начальника НИИ ВВС РККА. После введения 28февраля 1933 года приказом РВС СССР должности главного инженера-механика ВВС РККА на неё и назначили А.К.Аузана, где он проработал до июня 1935года. В его задачи входили испытания новых типов самолётов, инструктирование лётного состава, поддержание контактов с производственниками, научно-исследовательскими коллективами. Под его руководством составлялись тактико-технические требования к новым самолетам, готовились к печати инструкции по эксплуатации самолетов и моторов, их технические описания. А.К.Аузан показал себя талантливым инженером-организатором, проявил высокую активность в развитии эксплуатационно-технической службы, в разработке принципов подготовки инженерно-технических кадров, руководящих документов по эксплуатации и ремонту самолётов, теоретических основ эксплуатации авиационной техники. Он является автором многих статей и нескольких книг по теории авиации, лётным испытаниям самолетов и их технической эксплуатации. В конце декабря 1937года А.К.Аузан был арестован и постановлением Военной коллегии Верховного суда от 28апреля 1939года приговорен к высшей мере наказания. Точную дату смерти установить не удалось. 18 августа 1956 года А.К. Аузана реабилитировал^. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сам А.П.Смолин был автором 14 книг и свыше 40 статей по технической эксплуатации авиации и организации её эксплуатационно-технической службы, по его инициативе и с его участием были сняты три учебных кинофильма, в которых объяснялись причины отказа в разное время авиационной техники.

2 Наставление по техническо-эксплуатационной службе ВВС РККА. М.: Воениздат, 1933. 200 с.

3 Краткая биография А.П. Смолина составлена по: Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 3. Д.3290. Л. 150; Ф. 29. Оп. 13. Д.702. Л.88; Оп. 27. Д. 342. Л. 25; Д. 368. Л. 5, 24, 67; Д. 371. Л. 1, 5, 222; Д. 374. Л. 7; Д. 391. Л. 15, 100; Д. 399. Л. 33, 38; Д. 397. Л. 1; Д. 401. Л.25, 34; Д. 406. Л. 15, 26; Оп. 35. Д. 34. Л. 100; Ф. 24708. Оп. 1. Д. 34. Л. 137, 167, 321, 403, 452, 568; Д. 87. Л. 6; Оп. 3. Д. 449. Л. 2; Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Коллекция личных дел. Инв. №417825. Личное дело А.П. Смолина. Л. 1—12; Картотека учета личного состава. Учетно-послужная карточка А.П. Смолина; Постановление ЦИК СССР от 25 мая 1936года о награждении личного

состава ВВС РККА // Вестник Воздушного Флота. 1936. № 6. С. 1—5; Первые выпускники академии. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1979. С. 26, 36, 37, 49 и др.

4 Краткая биография А.К. Аузана составлена по: РГВА. Ф. 29. Оп. 76. Д. 9. Л. 5; Ф. 24708. Оп.1. Д.34. Л. 518, 660; Д.87. Л. 6; Оп. 8. Д. 138. Л.1—85; Д.147. Л. 1—110; ЦАМО РФ. Картотека учета личного состава. Учетно-послужная карточка А.К. Аузана; Шпилев К.М. Адольф Карлович Аузан: Главный инженер-механик ВВС Красной Армии (1933— 1937гг.). М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1987. С. 4, 5, 37—75; Постановление ЦИК СССР от 25 мая 1936 года о награждении личного состава ВВС РККА // Вестник Воздушного Флота. 1936. № 6. С. 1—5; Смолин А.П. Первый главный инженер ВВС // Авиация и Космонавтика. 1965. № 3. С. 58—61 и др.

ИВАНЧЕНКО Нелли Юрьевна —

старший преподаватель кафедры управления персоналом Ленинградского

государственного университета имени А.С. Пушкина, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург)

РАЗМИНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДА СССР ПОСЛЕ СНЯТИЯ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ. 1944—1948 гг.

Северо-западные области СССР относились к числу тех, которым в ходе Великой Отечественной войны был нанесён наибольший урон. Прямой ущерб составил 92 млрд рублей, в то время как весь ущерб, нанесённый РСФСР исчислялся в 249 млрд рублей1.

Одним из самых страшных последствий войны являлись оставшиеся после военных действий неразорвавшиеся боеприпасы и не обезвреженные минные поля. После снятия вражеской оккупации на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей страны было найдено огромное количество минных полей. Это препятствовало восстановлению разрушенного войной хозяйства и представляло большую опасность для населения. Организация и проведение разминирования было одной из первоочередных задач во всех областях.

Государственным Комитетом Обороны (ГКО) СССР в 1944 году были приняты постановления № 5216 от 19 февраля и № 6564 от 19 сентября о мероприятиях по привлечению организаций Осоавиахима к работе по разминированию, а также сбору трофейного и отечественного оружия, боеприпасов и имущества в районах, освобождённых от немецкой оккупации2. Наряду с этими документами последовали циркулярные указания под грифом «секретно» из отдела разминирования и сбора трофеев Центрального совета Осоавиахима. ГКО обязал все местные партийные и советские органы, в том числе военные отделы ВКП(б), оказывать повседневную помощь советам Осовиахима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.