Научная статья на тему 'ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В 1918 ГОДУ'

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В 1918 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ / AIR DEFENCE OF MOSCOW / ОХРАННАЯ АВИАЦИЯ / SECURITY AVIATION / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / ANTI-AIRCRAFT ARTILLERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье рассказывается о начале формирования системы воздушной обороны Москвы в первые годы Гражданской войны и военной интервенции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW''S AIR DEFENCE IN 1918

The article describes the beginning of forming Moscow's air defence system in the early years of the Civil War and military intervention in Russia

Текст научной работы на тему «ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В 1918 ГОДУ»

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ

В 1918 ГОДУ

MOSCOW'S AIR DEFENCE IN 1918

Сведения об авторе. Лашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассказывается о начале формирования системы воздушной обороны Москвы в первые годы Гражданской войны и военной интервенции в России.

Ключевые слова: воздушная оборона Москвы; охранная авиация; зенитная артиллерия.

Information about author. Aleksey Lashkov - Senior Researcher of the Research Institute (military history) of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).

Summary. The article describes the beginning of forming Moscow's air defence system in the early years of the Civil War and military intervention in Russia.

Keywords: air defence of Moscow; security aviation; antiaircraft artillery.

V_v

ПОСЛЕ подписания и ратификации Брест-Литовского мирного договора (март 1918 г.) Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР всерьёз опасался возобновления военных действий со стороны кайзеровской Германии и её союзников.

21 апреля 1918 года Высший военный совет1 представил на рассмотрение военно-политическому руководству страны специальный доклад «Неизбежность дальнейшего продолжения войны». По мнению его составителей, успехи в кампании 1918 года на Западно-Европейском театре войны позволили бы Германии предпринять решительные шаги по уничтожению государственно-экономического строя Советской России2. Более того, в качестве важнейшего объекта действий противника рассматривалась Москва, но не как пункт, а как район, охватывающий главные жизненные экономические и промышленные центры страны3.

Для отражения возможной агрессии руководство Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА)

Вид на Москву с колокольни Ивана Великого

1918 г.

могло выставить лишь около 40 наспех собранных и слабо обученных пехотных и кавалерийских дивизий против более 75 австро-германских соединений, сконцентрированных на востоке4. В случае возобновления военных действий противник на московском направлении был готов задействовать до 200—300 своих летательных аппаратов (включая трофейные русские аэропланы) с аэродромной сети, развёрнутой на оккупированных территориях Украины,Белоруссии и Прибалтики. Оценивая сложившуюся ситуацию, Московский окружной военный комиссариат5 в начале апреля 1918 года поручил председателю окружной Коллегии по управлению Воздушным флотом В.С. Горшкову6 принять действенные меры по защите города и его ближайших окрестностей от военной угрозы с воздуха. Для этой цели были задействованы все имевшиеся на тот момент в округе авиационные и артиллерийские силы и средства: 4-я боевая авиационная группа (БАГ) бывшего Северного фронта в составе 5, 11, 14 и 15-го авиаотрядов истребителей, 3-й корпусной авиаотряд бывшего Юго-Западного фронта и 7-я отдельная авто-зенитная батарея (до начала мая 1918 г. находилась в распоряжении окружной Коллегии по управлению ВФ). К лету 1918 года общая численность истребительной авиации (ИА) воздушной обороны (ВО)7 столицы составляла 26 летательных аппаратов (включая резерв)8. Однако для отражения возможных групповых налётов авиации (включая воздушные рейды цеппелинов) противника требовалось структурное развёртывание воздушной обороны в полном объёме. Решение именно этой задачи было возложено военным руководителем Западного (Московского) участка отрядов завесы (ЗУОЗ)9 В.Н. Егорьевым10 на военного руководителя Московского района К.К. Баиова11. 20 и 23 апреля в штабе района были проведены рабочие совещания, наметившие первоочередные меры по защите Москвы от нападения с воздуха. Особое внимание обращалось на вопросы организации зенитно-ар-

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Воздушная оборона Москвы в 1918 году 71ч

тиллерийской обороны города и его окрестностей как важнейшей составной части столичной воз-духообороны. Исходя из наличия привлекавшихся специальных артиллерийских средств, были предложены три варианта её построения (см. табл. 1).

Однако отсутствие необходимого количества

и «Фарман» (разведчик) различных модификаций, способные развивать скорость до 120—200 км/ч и достигать максимального потолка высоты в 5 км. Каждый аппарат оснащался 7,7-мм подвижным курсовым или 7,92-мм турельным пулемётами систем «Гочкисс», «Кольт», «Льюис», «Виккерс». Навигацион-

Таблица 1

Распределение зенитных батарей по группам

№ Название группы Номера батарей

1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант

1 Райевская 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3, 18

2 Северо-Западная 4, 5, 6 4, 5, 6, 13 4, 5, 6, 19

3 Юго-Западная 8, 9, 12 8, 9, 12, 14, 15 8, 9, 12, 14, 15

4 Восточная 7, 10, 11 7, 10, 11, 16, 17 7, 10, 11, 16, 17

5 Николаевская — — 20, 21

6 Виндавская — — 22, 23

7 Брянско-Александровская — — 24, 25, 26

8 Курско-Рязанская — — 27, 28, 29, 30

Всего орудий 48 68 120

Составлена по: РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 4.

зенитных орудий позволяло реализовать на практике лишь 1-й вариант зенитно-артиллерийской обороны, в котором основная роль в борьбе с воздушным противником отводилась истребительной (охранной) авиации, объединённой в так называемую воздушную (авиационную) группу ВО Москвы. С целью качественного решения боевых задач предусматривалось не дробить её на отдельные структурные подразделения, а использовать как единое подразделение12.

Для своевременного предупреждения дежурных экипажей авиагруппы о появлении неприятельских летательных аппаратов на воздухоопасных направлениях в срочном порядке выставлялись «сигнальные» (наблюдательные) пункты, удалённые от столицы на расстояние 100—106 км. Они оснащались прямой телефонной связью и комплектовались преимущественно специалистами из числа авиационных наблюдателей13. Центральный аэродром на Ходынском поле оборудовался прожекторами для возможных ночных действий своей авиации. Одновременно вводилось круглосуточное дежурство силами двух отрядов истребителей (один — ночью, другой — днём). Остальные авиационные подразделения военного округа включались в резерв. Из-за дефицита горючего экипажи осуществляли «дежурство на аэродроме» в готовности к немедленному вылету при получении сообщения о появлении воздушных средств противника в 100-километровой зоне от Москвы. С активизацией их деятельности предусматривался переход к «дежурству в воздухе» авиазвеньями. Истребительная авиация должна была вести борьбу с «самолётами противника, прорвавшимися через зону артиллерийского огня, и преследование улетавших самолётов»14.

На вооружении авиагруппы в тот момент имелись самолёты истребительного типа «Ньюпор», «Спад»

ное оборудование большинства самолётов состояло из высотомера и указателя скорости. Лётчики в полёте руководствовались картами-«десятивёрстками».

По предложению руководства ЗУОЗ, куда структурно входила оборона Московского района, начальником ВО столицы был назначен бывший полковник фон Н.М. Энден15, в годы Первой мировой войны успешно руководивший воздушной обороной Минска и занимавшийся формированием новых зенитных подразделений в интересах армий Западного фронта (1915 — начало 1918 г.). До вступления его в должность вся ответственность ложилась на заместителя инспектора артиллерии Московского района А.М. Бунакова16. Это решение в дальнейшем было закреплено в приказе военного руководителя Московского района от 25 апреля 1918 года № 01, определившем начало официального создания воздушной (противовоздушной) обороны Москвы: «Теперь же с наличными средствами приступить к осуществлению воздушной обороны, организовать

Центральный Ходынский аэродром

1918 г.

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

дежурство авиационных отрядов и подготовить службу связи и дневную и ночную сигнализацию»17. Помощником начальника ВО по авиации был назначен В.Ю. Юнгмейстер18 (инспектор авиации Западного участка отрядов завесы), позднее — А.И. Кульвин-ский19 (командир 4 БАГ), по зенитной артиллерии — А.М. Бунаков (исполнявший одновременно обязанности руководителя столичной воздушной обороны). В мае того же года временным руководителем ВО Москвы был назначен военный инженер-технолог В.Н. Баташев20, его помощником по артиллерийской части — С.Н. Бабич (помощник начальника артиллерийского отдела Управления ВО)21.

В соответствии с приказом военного руководителя Московского района от 20 мая 1918 года № 03 общее руководство воздушной обороной было возложено на Инспекцию артиллерии Московского военного округа (МВО).

Помимо созданного при начальнике воздушной обороны Управления (три отдела, 50 человек) учреждалось специальное Управление Комиссариата по формированию батарей для стрельбы по Воздушному Флоту обороны гор. Москвы и её окрестностей (см. табл. 2), выполнявшее функции штаба столичной ВО22. Оценив в полном объёме состояние зенитно-артиллерийской обороны города, Управление пришло к неутешительному выводу

Таблица 2

— на начало лета 1918 года в Москве практически отсутствовали боеготовые зенитные батареи. Положение могло спасти изъятие части 76,2-мм лёгких полевых орудий образца 1900 года из арсеналов Московского военного округа и артиллерийских складов Тамбова и приспособление их для стрельбы по воздушным целям. Рассматривалась также возможность переброски из Саратова в столицу 5-й и 9-й отдельных авто-зенитных батарей, ранее выведенных из состава действующей армии. Отсутствие же в составе ВО Москвы необходимого числа специальных зенитных орудий создавало большие проблемы по развёртыванию действенной зенитно-артиллерийской обороны города. По мнению Главного артиллерийского управления, «надёжная артиллерийская охрана при обычных средствах возможна лишь для пунктов, лежащих вне "бульварного кольца" (трамвай А). Охрана же центра города осуществима лишь при наличии специальных (зенитных) орудий, позволяющих стрелять под углом возвышения до 70 градусов»23. А таковых, кроме 7-й отдельной авто-зенитной батареи (147 человек, командир — Б.П. Ненашев24), на тот момент просто не было. Строевой состав подразделения комплектовался добровольцами на общих для Красной армии основаниях, нестроевой состав — по вольному найму25.

Штаты Управления Комиссариата по формированию батарей для стрельбы по воздушному флоту Москвы и её окрестностей

Наименование должности Кол-во должностей Оклад (в руб.) Примечание

Комиссар по формированию 1 800 Применительно к командиру бригады

Управляющий делами по формированию и помощник комиссара 1 700 Применительно к командиру полка

Заведующий хозяйственной частью 1 600 Применительно к командиру батальона

Делопроизводитель 2 500

Артиллерийский техник 3 550 Как ротный командир

Казначей 1 550

Машинистка 3 375

Письмоводитель 1 450

Писарь 4 325

Телефонист 3 325

Шофёр 3 375

Помощник шофёра 3 350

Мотоциклист 2 375

Посыльный 1 275

Врач 1 600

Фельдшер 1 450

Комендант общежития красноармейцев 1 500

На канцелярские расходы (ежемесячно) 250

Легковые машины 3

Грузовики 1

Мотоциклеты с корзинами 2

Составлена по: РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 121. Л. 30.

в

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Воздушная оборона Москвы в 1918 году 71ч

Первоначально батарею разместили на территории Кремля с задачей охраны его зданий от нападения с воздуха. Но с таким решением категорически не согласился военный руководитель Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруевич26: «Оборона Кремля не может быть возложена на батарею, расположенную там же, так как обстрел батареей ограничивается, даже при больших углах возвышения, значительным мёртвым сектором»27. Вскоре выход был найден — использование зенитных пулемётов, способных вести действенную борьбу с низколетящими самолётами противника. Часть пулемётов (преимущественно систем «Максим» и «Кольт») рекомендовалось размещать на крышах важнейших зданий в черте города.

В мае началось формирование восьми батарей «усиленного состава» (123 человека, 16 орудий образца 1900 г.), каждая из которых могла выделить кадры для трёх батарей28. В случае мобилизации в интересах столичной воздушной обороны предполагалось развернуть 32 зенитных подразделения29. Первоначально батареи были сведены в четыре артиллерийские группы (с собственными управлениями, штат 5 человек)30. Позднее (в июле 1918 г.) по предложению Высшего военного совета всю зенитную артиллерию ВО Москвы объединили в две группы — «Северную» и «Южную». Огневые позиции батарей выдвигались за городскую черту на расстояние 2—4 км от Московской окружной железной дороги31. Тем самым вокруг столицы создавалось так называемое огневое кольцо. Расположенные внутри города шесть пулемётных команд были поставлены на круглосуточное дежурство с готовностью повзводно обстреливать снижавшиеся до высоты одного километра самолёты противника. Для возможности ведения ночной стрельбы в интересах зенитной артиллерии задействовались шесть прожекторных станций (из расчёта одна станция на две батареи), сведённых в одну прожекторную команду (210 человек, командир И. Лепетюх)32. Также прожектористы могли действовать и самостоятельно, ставя заградительные лучи на пути следования вражеских аэропланов, ослепляя при этом неприятельских лётчиков.

Учитывая небольшое подлётное время германской авиации и военных дирижаблей к столице (в случае возобновления военных действий), М.Д. Бонч-Бруевич потребовал от начальника ВО Московского района обратить особое внимание на организацию системы наблюдения, оповещения и связи. С этой целью в составе Управления воздушной обороны был сформирован специальный отдел связи. Для сбора информации о воздушном противнике развёртывались ближняя (наблюдательные пункты зенитных батарей) и дальняя линии наблюдения. Посты последней, задействованной в интересах истребительной авиации, размещались в Волоколамске, Можайске, Малоярославце, Серпухове и других местах. Наблюдательные пункты ближней линии располагались в 12—15 км от огневой позиции зенитных батарей, на расстоянии шести километров друг от друга33.

Управление ВО также было обязано своевременно информировать о возможных налётах противника на город и местных жителей. Мероприятия по предупреждению гражданского населения об угрозе воздушного нападения в рамках местной воздушной

Автомобильное зенитное орудие образца 1914 г.

обороны города неоднократно рассматривались на расширенных заседаниях Высшего военного совета Республики с участием столичных властей и руководства ВО Москвы. Позднее они были обобщены в специально изданной инструкции «Меры и распоряжения администрации Москвы, необходимые на случай появления неприятельских воздушных машин над городом и его окрестностями»34.

С целью исключения обстрела своих аэропланов решение на открытие огня зенитными батареями принимал лично начальник Управления ВО или его помощник по артиллерийской части. С получением разрешения на ведение стрельбы командир батареи, в секторе которой было замечено появление воздушной цели, отдавал приказ на залповый огонь по ней сразу из четырёх орудий. По этому сигналу другие зенитные подразделения (заметив появление четырёх разрывов около неприятельского летательного аппарата), не ожидая дальнейших распоряжений, включались в боевую работу. По завершении стрельбы в Управление ВО немедленно

Команда прожектористов воздушной обороны Москвы

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

поступали сведения о её результатах и израсходованном боезапасе. Каждая батарея была обязана иметь на позициях не менее 200—300 снарядов (бризантных или шрапнельных с 28-секундной трубкой горения)35. При выборе противоаэроплан-ных станков(для установки на них орудий) предпочтение в первую очередь отдавалось конструкциям генерала М.Ф. Розен-берга и штабс-капитана В.В. Мак-Киббина, успешно прошедшим апробацию при организации воздушной обороны Петрограда и Двинска (Да-угавпилса) в годы Первой мировой войны. Ведение стрельбы по воздушным целям предусматривалось по способу полковника Н.М. фон Эндена, признанному наиболее результативным для артиллерийских батарей, вооружённых орудиями образца 1900 года.

Для организации боевой службы ежедневно в составе зенитных подразделений назначались дежурные смены (25 человек) во главе с командиром или его помощником. Это позволяло без промедления вступать в бой с воздушным противником. Во избежание недоразумений при опознавании своих и неприятельских аэропланов по предложению Высшего военного совета Республики зона действия зенитной артиллерии и аэропланов истребительного типа была разграничена по высоте и дальности.

19 июня 1918 года Высший военный совет утвердил штаты столичной воздушной обороны и передал их для дальнейшего исполнения в окружной военный комиссариат.

В целях поддержания постоянной готовности подразделений и учреждений ВО Москвы при отсутствии реальной воздушной угрозы был налажен учебно-боевой процесс. В качестве учебного центра зенитно-артиллерийской обороны города выступала 5-я зенитная батарея (командир — Н.В. Страхов36). Специфика несения боевого дежурства в военное время предъявляла самые строгие требования к командному составу и красноармейцам воздушной обороны столицы. Это находило отражение и в боевых документах той поры: «...За неправильное или ложное донесение, за недонесение о пролетевшем самолёте, за невключение в донесение всех необходимых сведений и вообще за неисполнение своих обязанностей дежурный подлежит преданию суду по всей строгости революционных законов»37.

Помимо выполнения своих прямых задач личный состав столичной ВО неоднократно привлекался для поддержания «революционного порядка» и участия в подавлении антисоветских восстаний в Москве, Ярославле, Медыне и др., организованных летом—осенью 1918 года «Союзом защиты Родины и свободы»38.

Снижение вероятности нападения на Советскую Россию со стороны Германии и её союзников по-

влекло за собой расформирование Московского района обороны39 и передачу Управления столичной ВО (с 1 августа) в распоряжение окружного Военного комиссариата по военным делам. В связи с возникшим дефицитом артиллерийских средств на Восточном фронте, где в тот период решалась судьба Республики, было принято решение перебросить туда все имевшиеся в столице зенитные батареи. Без их наличия терялась необходимость и в самом Управлении ВО и его штабе40. 1 октября 1918 года приказом Реввоенсовета Республики они были упразднены. Однако, оценивая всю важность пунктовой (объектовой) воздушной обороны для страны, начальник штаба РВСР (через начальника штаба МВО А.Ф. Кадошникова) обязал41 и.о. начальника ВО Москвы (В.Н. Баташева) представить ему на рассмотрение общий план обороны столицы от нападения с воздуха с учётом имевшегося опыта её строительства. В дальнейшем, с изменением обстановки на фронтах, он оказался востребованным.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Образован постановлением Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР 4 марта 1918 г. для «руководства военными операциями с безусловным подчинением» ему «всех без исключения военных учреждений и лиц». Первоначально в состав Высшего военного совета (ВВС) входили военный руководитель и два политических комиссара. Постановлением СНК от 19 марта 1918 г. ВВС ставился «во главе дела обороны страны».

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 3. Оп. 1. Д. 89. Л. 124.

3 Там же. Л. 127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Там же. Л. 131, 132.

5 Высший орган управления Московского военного округа (МВО).

6 Горшков Василий Сергеевич (январь 1887 — 7 октября 1937) — советский военный руководитель, дивинтендант (1935). На военной службе с 1908 г. (до апреля 1913, вновь — с августа 1914). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В январе 1918 г. сформировал Киевское управление Воздушного флота, а в феврале — Московское управление ВФ, которое возглавил в качестве председателя коллегии. В годы Гражданской войны в России: в составе Красной армии (с февраля 1918): военный комиссар и член совета управления Воздушного флота Московского военного округа (с июля 1918), помощник начальника Воздушного флота действующей армии (Авиадарма) по технической части (с октября 1918). С октября 1919 г. (по совместительству) — заместитель председателя Главного управления авиационной промышленности. Выполнял обязанности председателя аттестационной комиссии Воздушного флота. В послевоенный период на различных ответственных административно-хозяйственных должностях в ВВС РККА. Необоснованно репрессирован (1937). Реабилитирован (1956, посмертно).

7 Официальное название в России (РСФСР, СССР) противовоздушной обороны до января 1928 г.

8 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 119.

9 Оперативное объединение Красной армии, образовано

29 марта 1918 г. в соответствии с директивой Высшего военного совета от 5 марта 1918 г. с задачей прикрыть внутренние области страны от возможного вторжения германских войск. См.: Военная энциклопедия. Т. 3. М.: Воениздат, 1995. С. 236.

10 Егорьев Владимир Николаевич (3(15) марта 1869 — 20 сентября 1948) — русский (советский, черногорский) военный руководитель, генерал-лейтенант русской армии (1917), генерал черногорской армии, профессор (1941). На военной службе с сентября 1887 года. Окончил 1-й Московский кадетский корпус (1887), 3-е военное Александровское училище (1889), Николаевскую академию Генерального штаба (по 1-му разряду, 1901). Участник Первой мировой войны (1914—1918). Командующий армиями Юго-Западного фронта (с января 1918), затем — на-

? *

О"

©

Помощник начальника воздушной обороны Москвы по авиации В.Ю. Юнгмейстер

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Воздушная оборона Москвы в 1918 году Яч

чальник штаба Западного фронта. В годы Гражданской войны в России — военный руководитель ЗУОЗ (март—сентябрь 1918), командующий Западной армией (с сентября 1918), затем выполнял ряд важных поручений Главного командования на Украине и в Белоруссии. Инспектор пехоты Полевого штаба (с апреля 1919), командующий войсками Южного фронта (июль—октябрь 1919). В послевоенный период на ответственных административных должностях и на преподавательской работе в высших военно-учебных заведениях РККА.

11 Баиов Константин Константинович (4(16) июля 1869 — февраль 1920) — русский (советский) военачальник, генерал-лейтенант русской армии (1915). На военной службе с сентября 1886 г. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1886), 2-е военное Константиновское училище (1888), Николаевскую академию Генерального штаба (1894). Участник Первой мировой войны (1914—1918). С мая 1917 г. главный начальник Двинского военного округа. В годы Гражданской войны в России — в составе РККА. Военный руководитель Московского района обороны (с марта 1918), служащий военно-технической редакции при военном отделе издательства ЦИК (с ноября 1918), сотрудник-составитель «Комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1914—1918 гг.» (декабрь 1918 — начало 1920).

12 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 4.

13 Там же. Л. 5.

14 Там же. Л. 119.

15 В связи с отсутствием прямой угрозы воздушных налётов на Москву со стороны ВВФ Германии и Австро-Венгрии Н.М. Энден к исполнению своих обязанностей не приступил и продолжал оставаться в распоряжении руководителя Западного участка отрядов завесы.

16 Бунаков Александр Михайлович (? — после 1926) — русский (советский) военачальник, военный инженер-технолог. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1912). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России — в составе РККА. Заместитель инспектора артиллерии штаба Московского района (1918), помощник начальника воздушной обороны г. Москвы по артиллерии (апрель 1918), и.д. начальника воздушной обороны Москвы (апрель—май 1918). В дальнейшем в постоянном составе 1-х Московских артиллерийских курсов (до 1922). В послевоенный период работал в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). В 1926 г. арестован ОГПУ как участник антисоветского заговора в военной промышленности. Умер в тюрьме.

17 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 11.

18 Юнгмейстер Василий Юльевич (10(22) ноября 1889 — 10 февраля 1938) — советский военачальник, поручик русской армии, комбриг (1936). На военной службе с августа 1914 г. Обучался в Московском университете. Окончил курсы авиационных мотористов и курсы авиации при Петроградском политехническом университете (1914), Гатчинскую военную школу лётчиков (1915), Ленинградский институт ГВФ (1936). Участник Первой мировой войны (1914—1918). Помощник инспектора авиации и воздухоплавания Западного фронта (с декабря 1917). В годы Гражданской войны в России — начальник организационного отдела Коллегии по управлению ВФ Московского военного округа (с мая 1918), военный комиссар Управления ВФ того же округа (с июня 1918). Руководил ВФ последовательно Северного, Западного и Туркестанского фронтов. После войны на ответственных должностях в ВВС РККА и ГВФ. Необоснованно репрессирован (1938). Реабилитирован (1956, посмертно).

19 Кульвинский Александр Иосифович (23 февраля (6 марта) 1888—1919) — русский военный лётчик, капитан русской армии (1917). На военной службе с 1906 г. Окончил Виленское пехотное юнкерское училище (1908), Офицерскую школу авиации Отдела Воздушного флота (1912). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России — помощник начальника воздушной обороны Москвы по авиации (1918). В октябре 1918 г. необоснованно арестован органами ВЧК. Расстрелян (1919). Реабилитирован (посмертно, 2001).

20 Баташев Владимир Никитич — русский (советский) военный руководитель, военный инженер-технолог. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1911). В годы Гражданской войны в России — начальник артиллерийского отдела Управления начальника воздушной обороны Москвы — временный руководитель воздушной обороны столицы РСФСР (май—октябрь

1918). Редактор Артиллерийского комитета; младший инспектор (с июня 1924), помощник по химии инспектора (с ноября 1924) для особых поручений 1-го разряда Инспекции артиллерии и бронесил РККА, инспектор химической подготовки РККА (с февраля 1925), член Химического комитета при РВС СССР (с июля 1925); помощник начальника Военно-химического управления УС РККА. С сентября 1927 г. — инспектор химической подготовки РККА.

21 Приказ военного руководителя Московского района № 03 от 20 мая 1918 г.

22 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 121. Л. 30.

23 Там же. Д. 1023. Л. 1, 2.

24 Ненашев Борис Павлович (16(28) апреля 1889 — 18 апреля 1956) — русский (советский) военачальник, генерал-майор береговой службы (1941). Окончил Павловское военное училище (1910), Офицерские курсы стрельбы по воздушному флоту на Северном фронте (1917). Участник Первой мировой войны (1914—1918). С февраля 1918 г. в РККА. В годы Гражданской войны в России: командир автомобильной зенитной батареи воздушной обороны Москвы (апрель—июнь 1918), начальник Управления заведующего формированиями зенитных батарей (Упрзазенфор, июнь 1918 — июль 1919), командир артиллерийского дивизиона на Восточном фронте (июль 1919 — март 1920), начальник отдела штаба войск внутренней охраны, начальник школы младшего комсостава (март—декабрь 1920), начальник водного хозяйства Самарканда (декабрь 1920 — апрель 1922). Позднее на командных и преподавательских должностях в РККА (КА).

25 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 121. Л. 5.

26 Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич (24 февраля (8 марта) 1870 — 3 марта 1956) — советский военный деятель, военный теоретик, генерал-лейтенант (1944). На военной службе с 1892 г. Окончил Московский межевой институт (1891), Московское пехотное училище (1892), Николаевскую академию Генерального штаба (1898). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России: руководитель Высшего военного совета (с марта 1918), в распоряжении Всероглав-штаба (август 1918 — июнь 1919), начальник Полевого штаба РВС Республики (июнь—июль 1919), затем в составе Военно-исторической комиссии по исследованию и использованию опыта Первой мировой войны 1914—1918 гг. Продолжительное время вёл научную и преподавательскую работу, автор трудов по тактике и военной истории.

27 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 41.

28 Остапчук М.В. Противовоздушная оборона Москвы в 1918— 1920 гг. // Вестник ПВО. 1960. № 5. С. 74.

29 РГВА. Ф. 25883. Оп. 25. Д. 134. Л. 118.

30 Там же. Л. 100.

31 Московская окружная железная дорога построена вокруг Москвы по проекту архитектора П.И. Рашевского в 1903—1908 гг.

32 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 121. Л. 51.

33 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 74.

34 РГВА. Ф. 25883. Оп. 25. Д. 134. Л. 93.

35 Там же. Оп. 5. Д. 121. Л. 49.

36 Страхов Николай Васильевич (март 1892 — октябрь 1972) — советский военачальник, генерал-лейтенант технических войск (1945). Обучался в Московском университете. На военной службе с декабря 1914 г. Участник Первой мировой войны (1914—1918). С марта 1918 г. в РККА. В годы Гражданской войны в России — командир автомобильной зенитной батареи воздушной обороны Москвы (1918). В период 1924—1939 гг. в системе Народного комиссариата путей сообщения, с сентября 1939 г. вновь в рядах Красной армии. Участник Великой Отечественной войны. Закончил службу в марте 1959 г. в должности первого заместителя начальника Автотракторного управления Министерства обороны СССР.

37 РГВА. Ф. 25883. Оп. 25. Д. 182. Л. 223.

38 «Союз защиты Родины и свободы» («Народный союз защиты Родины и свободы»), антибольшевистская подпольная организация, созданная в феврале 1918 г. Б.Н. Савинковым.

39 Приказ Высшего военного совета Республики № 60 от 26 июля 1918 г.

40 Штаб воздушной обороны Москвы расформирован в соответствии с приказом Московского окружного комиссара по военным делам от 13 августа 1918 г.

41 Предписание начальника штаба РВСР № 1411/ар от 1 октября 1918 г. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.