Совершенствование навыков использования этих средств является важным фактором в формировании специалиста по PR, способного в длительном процессе профессионализации, на всех его этапах, начиная с профессиональной подготовки в вузе, стать специалистом высокого класса, обеспечивающего человеку возможность достигать оптимальных результатов в профессиональной деятельности. Специалисты, овладевшие таким уровнем, способствуют развитию производства, росту показателей успешности труда и доходов, предупреждают кризисные состояния и способны выживать в конкурентной борьбе, являются двигателями прогресса, творцами нового
На наш взгляд, профессионалом высокого уровня можно сегодня считать такого специалиста сфере PR, который обладает широкими предметно-специализированными компетенциями в сфере общения. Такого специалиста, который владеет специальными социально-психологическими компетенциями, способствующими эффективному взаимодействию с трудовым коллективом и деловыми партнёрами, осознанию своего места в профессии, развитию своих профессиональных способностей, свойств и качеств личности. Компетенциями в сфере общепсихологических, естественнонаучных и эргономических знаний, обеспечивающих оптимальную психологическую и психофизиологическую стоимость высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие стрессов, конфликтов и срывов, умение справится с ними, предотвратить их.
Специалиста с высоким уровнем развития социального интеллекта, владеющего социально-психологическими компетенциями и универсальными социальными компетенциями. Социальная компетентность - это постоянная выработка обособленных сценариев поведения, отвечающих новой социальной действительности, ожидаемых партнерами по взаимодействию [7]. Основные функции социальной компетентности — социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта, обеспечивающая эффективность его профессиональной деятельности, конкурентоспособность, мобильность и устойчивость на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм. - Ростов, 2000. - 297с.
2.Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие - СПб: СПбГУП, 2003, - 616с.
3.Аги, У. Самое главное в PR. Пер. с англ.// - СПб.: Питер, 2004. - 560с.
4.Толочек. В.А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2006. - 480с.
5. Почекаев, Р.Ю. История связей с общественностью. Развитие методов и стратегий. - СПб.: Питер, 2007.-357с.
6. Зеер, Е.Ф. Психология профессий. - М , 2003. - 318с.
7. Крылов, A.A. Паблик рилейшнз: учебное пособие для вузов. — М., 2001. — 365с.
8 Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала. - М/ МПСИ. 2004. - 342с.
Первак В.Е.,Лосева А.Н.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ НА СОЗНАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
В наше время большое значение в процессе социализации личности играют средства массовой информации, и основное из них — это телевидение. Разные виды СМИ вносят всевозможный вклад в становление личности ребенка. В период 1980-1990х годов художественная литература играла в массовом детском чтении особую роль. У многих детей, в структуре досуга, чтение занимало первое место. Постепенно развивалось радиовещание и телевидение, росло число каналов, увеличивалось количество детских передач. Начиная с 90-х гг.. картина резко изменилась - наступил период развития рынка и смены идеологии. В сфере книгоиздания недостаточно поддерживалась публикация книг для детей, почти перестали создаваться детские фильмы и мультфильмы, сократилось количество программ на радио и телевидении. В то же время уменьшение ресурсов и возможностей для активного и творческого проведения досуга (походы в театры, парки, музеи и др.) у семей с детьми привело к росту просмотра телевидения. В этих условиях наиболее доступные виды средств массовых коммуникаций стали играть особенно важную роль в формировании личности ребенка. В
связи с этим неудивительно, что с периода начала 1990-х гг. и по сегодняшний день телевидение все больше влияет на сознание школьников. Прежде всего, именно оно во многом задавало и задает те социальные стереотипы, которые воспринимаются многими детьми.
В нашем обществе ребенок 7-9 лет в значительной мере усваивает роли и правила поведения из телевизионных передач. Рекламный видеоклип включает в себя не только информацию, но и разнообразные зрительные образы, насыщенность цвета, музыкальное сопровождение, рекламную лексику. Все это лично переживается ребенком во время просмотра. Если младший школьник находит для себя что-то интересное, эмоционально окрашенное, то у него возникает желание обладать рекламируемым продуктом. Данное символическое содержание оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Это воздействие телевидения на детское сознание почти так же велико, как влияние родителей и школы.
Реклама — одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием передач и рекламы у детей могут и формируются новые потребности и ожидания. По данным исследования КОМКОНа, именно дети являются наиболее активными реципиентами рекламного сообщения: в среднем каждый второй младший школьник смотрит рекламу. Веселый, динамичный, яркий рекламный ролик воспринимается им как своего рода мультфильм. Опрос двух тысяч шестисот детей России наглядно показал, что телевизор держит первенство в досуге нового поколения. Малыши-дошкольники проводят у экрана около 2 часов ежедневно, а лидерами просмотра телевизионных передач являются дети в возрасте от 7 до 9 лет -более трех с половиной часов в день.
Исследования A.B. Шарикова, проведенные в 2000-2001 годах, также подтверждают, что дети стали одним из основных потребителей рекламной телепродукции. По его данным - каждый пятый учащийся заявляет, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. Рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык детей.
Оценим сегодняшнее воздействие телевизионной рекламы на сознание младших школьников города Владивосток с точки зрения восприятия телепродукции ребенком. Для этого воспользуемся данными проведенных ранее (2006~2007г.г.) экспериментальных исследований в школах города, которые состояли из двух этапов. На первом этапе младшие школьники ответили на четыре тематических вопроса, касающихся затраченного времени на просмотр телерекламы и приобретение рекламируемого продукта. Вопросы: смотрите ли вы телевизор утром; смотрите ли вы телевизор вечером; когда начинается реклама, вы ее смотрите или нет (переключаете на другой канал, выходите); покупаете ли вы рекламируемый по телевизору продукт или вещь (просите купить родителей). На втором этапе все дети нарисовали рекламный ролик или заставку, которые им больше других понравились или запомнились. Далее все рисунки были распределены на группы предпочтений: продукты питания; вещи; реклама телеканалов, фильмов, телепередач; прочее.
В данном практическом изучении темы проанализированы рисунки и опросники 100 учащихся в возрасте от 7 до 9 лет: 54 третьеклассника из начальной школы №10 и 46 второклассников из средней общеобразовательной школы №64.
Рассмотренные результаты исследований на первом этапе подтверждают повышенный интерес к телевидению у детей нашей выборки. По данным опросника почти все дети смотрят телевизор, как утром, так и вечером - 78% и 90% соответственно. Этот высокий процент обусловливается еще и тем, что некоторые дети учатся во вторую смену, в связи с этим появляется возможность боле частого просмотра.
Также, благодаря опроснику выявлен интересный феномен - большинство (72%) учеников ответили, что не смотрят рекламу, но в то же время 70 % опрошенных покупают или просят родителей купить рекламируемый по телевизору товар. Это говорит о непосредственном воздействии телевизионной рекламы на сознание младших школьников данной выборки. Здесь же можно отметить высокий процент влияния рекламы на детей 7-9 лет и, как следствие, возникновение у них желания иметь этот продукт или вещь. Если же рекламируемый товар предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но, и стимулирует самостоятельные покупки, и 60 % детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.
На втором этапе исследования детям было предложено выразить все свои мысли по поводу рекламы с помощью рисунка. Младшие школьники нарисовали те ценности, которые задаются в экранной культуре с помощью образов, создаваемых режиссерами, сценаристами, художниками, рекламистами, артистами и другими участниками передач, фильмов, текстов. Особенно сильное воздействие на ребенка оказывают сегодня визуальные образы из мультфильмов и фильмов. Кумиры — модели для подражания детей — это те образы, с которыми они склонны себя идентифицировать, и поведение которых они стремятся имитировать, подражая любимому герою.
Анализ рисунков опрашиваемых учеников по группам предпочтений показал, что основной процент в своем выборе рекламы они отдают продуктам питания - 40%. Далее дети выделяют рекламные ролики о разнообразных вещах — 24,5% и рекламные заставки телевизионных программ — 18,5%. Реклама, которая не вошла в предыдущие группы предпочтений и воспринимается ребенком без точного понимания ее смысла, определена в группу «прочее» - она составляет 7% от всех рисунков.
В нашем обществе ребенок младшего школьного возраста в значительной мере усваивает роли и правила поведения из телевизионных передач, фильмов, журналов, книг и других средств массовой коммуникации. В эту ситуацию огромный вклад вносят средства массовой информации, что имеет особенно важное значение для формирования собственной картины мира и социализации подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Музыкант, В.Л. Реклама и Р11-технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М., 2002. - 688 с.
2. Шариков, А. «Съел, и порядок» // Белая книга детства в России. - 2002. - № 6.
3. Р он дели, Л. Д. «Киноменю» школьников И СОЦИС. -2005. - №3.
4. Первак, В.Е. Влияние средств массовых коммуникаций на детей младшего школьного возраста
// Социальные технологии. Экономика и менеджмент: материалы научной конференции
«Вологдинские чтения». - Владивосток, 2006. — 102 с.
Пашина Н.В., Барсова К.С.
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. "ПЛЕМЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"
В последнее время ставится вопрос, кто же такой предприниматель? Что отличает его от обычного наемного работника? Для ответа на эти вопросы , необходимо проанализировать некоторые классические определения. А. Смит ещё в 17 века писал о том, что предприниматель "имеет в виду свою собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". (Смит 1759:30).
В начале 21 века М. Вебер в известном труде "Протестантская этика и дух капитализма " отмечал, что истинный предприниматель испытывает радость и гордость от сознания того, что "при его участии многим людям дана работа", что он содействовал экономическому "процветанию" родного города в том, ориентированном на количественный рост населения и торговли смысле, который капитализм вкладывает в понятие процветания, - все это, безусловно, является составной частью той специфической и, несомненно, "идеалистической" радости жизни, которая характеризует представителей современного предпринимательства. (Вебер 1990:94).
И. Шумпетер, выделяя ключевую роль личности предпринимателя, отмечал, что типичный предприниматель "трудится, не зная покоя, потому что не может иначе, цель его жизни не состоит в том, чтобы получит наслаждение от достигнутого". (Шумпетер 1982:182).
Наряду с предпринимательством в России, часто возникает проблема малого предпринимательства. К сожалению, в нашей стране опыт его развития и законодательного оформления пока ещё весьма небогат. Поэтому представляется полезным рассмотреть эту проблему на