^^^тлшл п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
9. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.- Киев: Политиздат Украины, 1987,- С. 47.
10. Некрыловй С.Ю. Современное состояние и развитие уголовно-исполнительных инспекций // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных, инспекции. Сборник материалов проблемного Семинара,- М.: ФСИН России. 2007,- С. 5-8.
11. Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отымающими наказания, не связанные с лишением свободы: Учеб. пособие / Б. Б. Казак, Е. О. Ананьева, Н. П. Белая, С, А. Дьячковский, В, Е. Матвеенко, А. Н, Пас-тушеня, В. В. Сергеева, И, Н. Смирнова / ПоД общ. ред. Пономарева С. Н,- Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002,- С. 161,
12. Патпушеня А. Н. Психология личности преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ.
ред. проф. А. М. Столяренко,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003,-С. 128.
13. Пирожков В. Ф., Павленко Л, /'. Подростковой преступности психология // Энциклопедия юридическом психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко.-М.: ЮНПТИ ДАНА. Закон и право, 2003,- С. 119-120.
14. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие,- М.: ГУК МВД России, 2003. С. 152-155.
15.Собчак Л.Н. Диагностика инди-вйдуально-типологйческих свойств и межличностных отношений. Практическое руководство,- СПб.: Речь, 2002,-С.15-32.
16. Фетис.кин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Соци&тьно-психологиче-ская диагностика развития личности и малых групп,- М.: Изд-во Института психотерапии, 2002,- С. 444-451.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЕКЛАМЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Т. Б. Курбацкая, кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Набережночелнинского филиала Казанского государственного университета
Оценки роли рекламы в обществе, ее влияния на духовное развитие общества порой бывают совершенно противоположными. Реклама может стать великим орудием психологической разрядки и развлечения, могучим средством распространения продукции, открывающим доступ к первоклассной информации, при этом реклама может быть способом превратить человека в обывателя, источником просвещения и одновременно отупения. Исходя из этого, встает вопрос о том, как влияет реклама на подрастающее поколение, ведьизвест-
но, что за год ребенок воспринимает двадцать тысяч рекламных роликов. Особую тревогу аудитории вызывает то обстоятельство, что телевидение, демонстрируя асоциальные стереотипы поведения в рекламных роликах, не учитывает особую чувствительность к такому воздействию детей и подростков. Именно в этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, определяя, что допустимо, а что нет в данном обществе. Он примеряет на Себя разные роли и пробует реализовать разные способы поведения. Образцы поведенческих стереотипов
63
м i i m
4- œ; пжш
Казанский педагогический журнал
формируются в референтной группе сверстников, а также в СМИ, в частности телевидении. Дж.Трелнс определил, что в среднем к семнадцати годам каждый американец воспринимает триста пятьдесят тысяч телевизионных рекламных роликов (Trelease J.; 1989). Простой арифметический подсчет показывает, что американские школьники тратят на просмотр телерекламы около трех лет, что составляет по данным исследователя не менее 25 % общего времени, проводимого в начальной и средней школе. Другими словами, телевизионная реклама обладает максимальным воздействующим потенциалом. Все ато делает телевизионные рекламные тексты уникальным объектом для собственно психологического анализа. Наряду с этим, существует и негативная сторона этого явления. Д. Кук в своей книге «Основы психологии поведения. Все тайны человека» [4, с. 357-358] пишет: «К тому времени, когда человек заканчивает среднюю школу, он просмотрел около пятнадцати тысяч часов телевизионных программ, в то время как в классе он провел лишь одиннадцать тысяч часов» (Kubey & Csikzentmihaly, 1990). Проведенные учеными исследования показали, что у детей в результате просмотра телевизионной рекламы: ухудшаются навыки чтения (Corteen & Williams, 1986); снижаются результаты по тестам креативности (Harrison & Williams, 1986); детское восприятие сексуальных ролей становится более стереотипным (Kimball, 1986); увеличивается вербальная и физическая агрессия (и у мальчиков, и у девочек); происходит идентификация себя с агрессивным персонажем (Huesmann et al., 1983).
64
2'200Ô
Дети активно реагируют на телевизионную рекламу, ее уникальная особенность состоит в характерном для нее сочетании звукового и зрительного воздействий и, во-вторых, огромной, по сравнению с любым другим рекламным средством, аудитории, увеличивающейся во время демонстрации телесериалов. Кроме того, телевидение - это визуальное средство, усиленное звуком. В телерекламе воплощается идея, которая сначала предоставляется зрительно и только потом добавляется звук, усиливающий воздействие на зрителя. Тякжс в исследованиях были получены данные, выявившие, что дети, особенно до восьми Лет:
1) не всегда отличают телерекламу от других передач и неспособны распознать ее убеждающее назначение;
2) довольно неразборчиво доверяют телевизионной рекламе;
3) желают приобрести рекламируемый товар и теребят по этому поводу родителей (Adler & Others, 1980; Feshbach, 1980; Palmer & Dorr, 1980);
4) любая реклама становится стимулом для повторения действий, представленных в ней. «Всякое телевидение - образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит» — такова точка зрения Николаса Джонсона, председателя Федеральной комиссии по коммуникациям (1978).
Основной целью данной рекламы является заставить родителей выполнить те действия, к которым призывает данное рекламное сообщение. В связи с тем, что дети пока не имеют своих денег для приобретения того, что позиционируется в рекламе, она направлена прежде всего на взрослых: родителей или окружающих ребенка.
■■■■zäun
4 п пжш
Социальная психология и коррекционная педагогика
Кроме того, отдельный вопрос вызывает реклама агрессивного содержания. Агрессивная модель поведения, демонстрируемая в рекламе, может провоцировать действия, присутствующие в рекламе и учить новым способам ее проявления агрессии. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [2]. К этому возрасту телезрители наблюдают около 18 000 убийств, бесчисленные акты грабежей, поджогов, бомбежек, пыток и убийств. Преобладают акты насилия, взрывы, перестрелки, автокатастрофы на высоких скоростях и дискриминация женщин (КиЬеу & СхГк/еп!тПт1у, 1990). Эти исследователи также приводят данные о результатах исследований в области телевидения: «Дети, которые смотрят субботние утренние мультфильмы, наблюдают 26 или более актов насилия ежечасно» (Pogatcllnik, 1990). В ходе серии исследований, посвященных различным аспектам проблемы «телереклама и дети», был проведен опрос среди подростков и юношества (12-17 лет). Выяснилось, что подростки воспринимают рекламу скорее не как информацию о товарах и услугах, а главным образом как «маленький фильм, развлечение», как своего рода видеосказку, видеомиф, связанный с ними. Во всех популярных среди подростков рекламных роликах присутствуют люди, мифологизированные «герои для подражания» , которые становятся для подростков моделью, идеалом, поведенческим ориентиром. Главными же ценностями, заложенными в телевизионной рекламе, оказываются: интересная (но не обременительная) работа, семья,
дом, друзья, здоровье, молодость и красота. Подросткам внушается, что это возможно, хотя понятно, что большинство людей не могут быть и никогда не будут такими успешными и привлекательными, как герои рекламных роликов, наслаждающиеся обладанием << престижными» вещами. Понятно, что лишь немногие люди способны сегодня соответствовать тому стандарту жизни, который насаждается СМИ.
Исходя из этого, многие страны, такие, как Канада, Норвегия, Швейцария ограничивают допустимый уровень насилия на телевидении. Кроме этого выяснилось, что насилие на телеэкране может сделать агрессию более вероятной, но нельзя сказать, что оно неизменно служит для нее «спусковым крючком» (Freedmann, 1989). У. Бельсон выяснил в своих экспериментах следующее: те из мальчиков, кто смотрел значительное количество передач, содержащих сцены жестокости, совершали почти вполовину больше правонарушений в течение последних шести месяцев, что позволило сделать вывод о том, что у «заядлых» отклонения в поведении действительно происходят благодаря телевидению. Интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью.
Исследователи изучали, как «вакцинировать» детей, чтобы они могли более эффективно анализировать и оценивать телерекламу. Были созданы проекты, обучающие детей противодействию рекламе. В одном из таких проектов группа ученых под руководством Нормы Фешбах (Cohen, 1980) давала ученикам младших классов из региона Лос-Анджелеса три
65
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
получасовых урока по анализу рекламы. «Вакцинация» состояла в том, что дети смотрели рекламу и обсуждали ее. Как оказалось, подобный опыт помогает выработать более реалистичное восприятие рекламы. К такому выводу в 1980 г. пришли не только ученые, занимающиеся детьми дошкольного возраста и младших классов, но и исследователи влияния рекламы на подростков. Группа психологов под руководством Альфреда Мак Алистера провела «вакцинацию» учеников седьмого класса средней школы против склонности к курению, возникающей под влиянием рекламы. Семиклассников учили реагировать на телерекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака». Они также участвовали в ролевых играх, в которых игрок, которого обозвали слабаком за то, что он отказался от сигареты, должен отвечать фразой типа: «Я был бы слабаком, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление». После нескольких таких сеансов «прививок против рекламы», полученных в седьмом и восьмом классах, «вакцинированные» учащиеся были в два раза менее склонны начинать курить, чем «невакцинированные» ученики другой средней школы с такой же частотой курения среди родителей. Таким образом, «вакцинация» состоит в том, чтобы научить детей более критично относиться к тому, что подается в утвердительной и привлекательной форме в любом ролике телерекламы, показать другие альтернативы рекламируемому товару, вырабатывая у ребенка защитную реакцию против прямого воздействия рекламы.
66
2'2006
Исходя из вышеизложенного, нами предлагается технология проведения психологической экспертизы рекламы, которая позволит выяснить, насколько безопасен тот или иной рекламный образец, и может ли он быть экспонирован в детской аудитории. Статья 5 Федерального Закона «О рекламе» запрещает «...побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности». Попытки создать оптимальный вариант психологической экспертизы рекламы предпринимались, однако они различались исходя из целей, стоящих перед создателями такого вида экспертизы. Так, например, перед людьми, создающими рекламу, стоит основной вопрос -о том, как выявить те факторы, которые будут способствовать созданию у реципиентов рекламы намерения (интенции) относительно рекламируемого объекта (будь это участие в политических выборах, покупка чего-либо или необходимость платить налоги). Намерение (интенция) - это регулятивный компонент акта целе-полагания в процессе принятия решения относительно будущей деятельности, ее внутрипсихическая компонента, обладающая определенными качествами и особенностями и складывающаяся иод влиянием различных групп факторов. Намерение (интенция) представляет собой особое функциональное образование психики и является важнейшей психологической характеристикой личности, которая отличается осознанным положительным отношением к деятельности. Намерение является особым параметром в любой деятельности, оно
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Социальная психология и коррекционная педагогика
связано с процессами ее реализации, воплощения. Основной целью рекламной информации как раз и является формирование интенции (намерения) относительно рекламируемого объекта. Интенциональность является одним из важнейших параметров психологической экспертизы рекламы.
Психологическая экспертиза рекламы - это анализ рекламного материала с точки зрения психологического воздействия на сознание и под-
сознание потребителя. Зачастую рекламное сообщение, которое является оптимальным с точки зрения информативности и формальной эстетичности, в целом может оказывать отрицательное психологическое воздействие, что сводит его эффективность к нулю. Именно поэтому необходимо анализировать скрытые, неявные факторы восприятия рекламного материала, что и является задачей психологической экспертизы.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ КОНТАКТНОЙ ГРУППЫ
С. В. Петру шин, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии КГУ
Актуальность данного исследования связана с исторически продолжающимся укрупнением человеческих групп и интенсификацией межличностных контактов. Во-первых, происходит усиление социального контекста, фона, на котором осуществляются межличностные контакты. Во-вторых, современный человек связан с другими людьми гораздо больше, чем раньше. Возникают межрегиональные, международные, транснациональные компании. В-третьих, на это накладывается увеличение быстроты и интенсивности контактов. Мобильная связь сделала возможным поддерживать мгновенное общение с другими людьми. С появлением Интернета практически рухнули границы для общения. Теперь любой человек из любого места земного шара может связаться с неограниченным количеством людей по письменной и видеосвязи.
Такой скачок интенсивности разнообразных контактов не мог не породить соответствующие социально-психологические проблемы. Нарастающая невротизация населения, особенно в странах с высоким уровнем цивилизации, говорит о том, что зачастую личность не справляется с динамикой развития социума. В результате быстрого расширения включенности индивида в человеческое сообщество возникают проблемы, связанные с перегрузкой, синдромом сгорания, переизбытком, истощением, неадекватными защитами, типа аутизма. Отдельной проблемой становятся межгрупповой фаворитизм и дискриминация по половому, религиозному, расовому, экономическому, возрастному, социальному и другим признакам. Следствием этого является борьба между различными «Мы». Это находит свое проявление в религиозной вражде, межэтнических войнах и терроризме,
6/