Научная статья на тему 'Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы и их учет в психологическом прогнозе'

Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы и их учет в психологическом прогнозе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дядченко Е. А.

The most important aspect forming willingness for legal solving of life problems by juveniles is working out of the psychology prognosis technology of committing the crimes for the second time. In our article we examine the set of personal and situational illegal behaviour factors that influence committing the crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining the repeation of juvenile delinquency among children who got a suspended sentence and their registration in psychological prognosis

The most important aspect forming willingness for legal solving of life problems by juveniles is working out of the psychology prognosis technology of committing the crimes for the second time. In our article we examine the set of personal and situational illegal behaviour factors that influence committing the crime.

Текст научной работы на тему «Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы и их учет в психологическом прогнозе»

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

СОШАЬШШ ПСИХОЛОГИЯ П ЮРРЕШОМАЯ ПШЮША

ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЦИДИВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ИХ УЧЕТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОГНОЗЕ

Е. А. Дядченко, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Современная уголовная политика нашего государства, в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в настоящее время направлена на смягчении уголовной ответственности данной категории граждан за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это прежде всего в расширении сферы применения наказаний к несовершеннолетним правонарушителям, не связанных с лишением свободы; расширении круга оснований их применения и совершенствовании регламентации исполнения.

Однако мера наказания, которая призвана уберечь осужденных, совершивших относительно не опасные для общества преступления, от влияния тюремной субкультуры и сохранить непосредственную связь с родственниками, социальными институтами, приводит к тому, что данные лица по-прежнему остаются «безнадзорными», сохраняют свои криминальные установки, а со временем вновь совершают, как правило, более тяжкие преступления [1].

Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных без лишения свободы становится сейчас одной из проблем, приобретающих глобальный характер. Их поведение требует

большого внимания, так как, пройдя через зал суда и стадии предварительного расследования, многие из них быстро «заражаются» криминальной романтикой и в уголовно-исполнительные инспекции (далее У ИИ) приходят уже с завышенной самооценкой и чувством гордости за содеянное [11].

Так, в 2006 году по учетам УИИ прошло около 90 тысяч несовершеннолетних, а по состоянию на 1 января 2007 года на учете инспекций состояло уже 29210 несовершеннолетних, из них 27885 осуждены условно с испытательным сроком [10]. Криминальный рецидив при условном осуждении в течение 2-х лет после испытательного срока составляет 32%, вплотную приближаясь к уровню рецидива среди освободившихся из мест лишения свободы [1].

В связи с этим актуализируется проблема психологического прогноза рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

Сущность психологического прогноза рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы может быть представлена как выявление личностных

5/

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

и ситуативных детерминант, выступающих как субъектная основа совершения повторного противоправного деяния.

В исследовании приняли участие 356 несовершеннолетних осужденных (мальчиков) без лишения свободы, из них: 1) несовершеннолетние осужденные (169 человек), впервые отбывающие условное наказание в УИИ и не совершивших ни одного противоправного деяния за весь период отбывания наказания (далее - 1 группа); 2) несовершеннолетние осужденные без лишения свободы (187 человек), имеющие две и более условные судимости и совершившие повторное противоправное деяние во время отбывания условного наказания (далее -2 группа).

Были изучены Демографические, криминологические, уголовные характеристики личности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, их образ и условия жизни; сфера направленности, социальный опыт и индивидуально-психологические особенности. В качестве инструментария выступили: анализ материалов личных дел; протоколы допроса свидетелей, постановлений суда, комиссий по делам несовершеннолетних; протоколы посещений инспекторами уголовно-исполнительных инспекций подростков на дому; характеристики с места жительства, учебы; анкетирование и др.

Психодиагностическое обследование проводилось с помощью таких методик, как: индивидуально-типоло-гический опросник Л.Н. Собчик [15], тест Плутчика [16], для исследования психологических защит, методика оценки социально-психологической адаптированности К. Роджерса

56

2'2006

и Р. Даймонда [5], методика Ш. Шварца [7], для определения типа мотиваци-онных целей личности, пятифак-торный личностный опросник [14], тест смысложизнетных ориентаций Д. А. Леонтьева [8].

Сравнительный анализ значимых различий демографических особенностей личности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы показал, что возраст основной части респондентов первой и второй группы - 17 лет (55% и 48% соответственно). Для 45% несовершеннолетних осужденных первой группы и 28% второй группы возраст составляет 16 лет. Из числа несовершеннолетних второй группы наблюдаются ТЭ.КЖ6 лица в возрасте 14-15 лет (24%).

Известно, что на комплекс потребностей подростков влияют их возраст и образование [9]. Так, для первой группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы терно наличие полного среднего образования и продолжение своего обучения (91%): в школах (34%), профессионально-технических училищах (17%), техникумах (40%); для второй группы респондентов - неполного среднего образования и отсутствие факта продолжения обучения в настоящее время. Причем значения по шкалам «образование матери», «образование отца» значительно ниже у второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

Сравнительный анализ возраста и образования у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы свидетельствует об отставании образования от возраста у второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, что обусловливает ослабление у них потребности в знаниях.

■■■■zäun

-ф- п пжш

Социальная психология и коррекционная педагогика

В результате исследования установлено, что для несовершеннолетних осужденных без лишения свободы второй группы типична утрата интереса к учебе, что выражается: в низкой успеваемости (30%), частых прогулах занятий (28%), отставании в учебе (20%). Показательны также значения по шкале «частые ссоры с одноклассниками» в подавляющем большинстве (85%) характерные для второй группы респондентов.

В плане преступного поведения несовершеннолетних осужденных без лишения свободы наиболее существенны дефекты их правосознания, связанные не только и не столько с незнанием правовой нормы, сколько недостаточной сформированностью нравственных качеств и убеждений. В целом о правосознании исследуемых несовершеннолетних можно достаточно объективно судить по их отношению к исполнению правовых норм [6; 9].

К сожалению, из числа обследованных подростков многие совершали противоправные действия и до осуждения, за что подвергались различным мерам воздействия. Практически каждый несовершеннолетний осужденный без лишения свободы второй группы (92%) из общего числа обследованных респондентов до осуждения состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Причем основной причиной постановки их на учет явилась кража имущества (36%). У подростков осужденных без лишения свободы первой группы также имеются случаи постановки на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, однако их число значительно меньше (9%) и в основном за хулиганство (8%).

Наряду с этими данными, весьма показательны значения по шкале «приводы в милицию до осуждения», в основном характерные для второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы (92%) из них: 48% - более трех раз, 26% -более двух раз и 18% - один раз. У респондентов первой группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы преобладают однократные приводы в милицию (19%).

Личность несовершеннолетнего преступника, его направленность нельзя рассматривать вне социальных связей. Лишь исследовав и охарактеризовав основные элементы общественной среды, воздействующие на личность подростка, мы сможем понять истоки мотивации повторных преступлений, определить, насколько степень нравственной деформации несовершеннолетних рецидивистов согласуется с их предшествующей жизнью, условиями воспитания и т. д. [9; 12].

Известно, что одним из наиболее сильных факторов, стабильно влияющих на отрицательное нравственное формирование несовершеннолетних, являются судимости их родителей и других членов семьи [3]. Результаты исследования показали, что у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы второй группы значения по шкале «Наличие судимых родственников» значительно выше (46%), Чем у первой группы респондентов (17%). Причем для значительной части респондентов второй группы (43%) - это члены их семьи (отец - 28%, брат - 15%).

Кроме того, для большинства несовершеннолетних осужденных без лишения свободы второй группы (89%)

59

М I I гтт

4 П П1ХП

Казанский педагогический журнал

характерно наличие частых конфликтов между членами их семьи.

Наряду с таким фактором, КЭ.К семья, большое влияние на формирование преступного поведения несовершеннолетних оказывает психология группы с негативной ориентацией, что ведет к нарушению адаптации в учебном, трудовом, общественном, семейном коллективах, отчуждению от них и к соответствующему изменению личностных характеристик, ориен-таций, значимости получаемых подростком оценок его поведения и т. п. [2; 13].

Анализ значимых различий по шкале «состав преступления» показал, что для второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы характерно совершение преступления в группе (65%), и в большинстве случаев они являются инициаторами совершения преступления (61%). У первой группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы преобладают одиночные преступления (51%).

Интересные данные получены при анализе самостоятельной оценки несовершеннолетними осужденными без лишения свободы следующих показателей: «отношение к потерпевшему...», «намеренность совершения преступления...», «чувство вины за содеянное...»,; «справедливость решения суда...». Так, 87% несовершеннолетних осужденных без лишения свободы первой группы и 79% респондентов второй группы ответили, что совершили преступление ненамеренно. Причем только 41% обследованных подростков второй группы считают решение суда справедливым 1 77% испытывают чувство вины за содеянное.

60

2'2006

Анализ отношения подростков к потерпевшим показал, что среди несовершеннолетних осужденных без лишения свободы первой группы отсутствует негативное отношение к потерпевшим («нам их жалко», «стыдно» ит. п.). Настораживает тот факт, что для подростков второй группы в 72% случаев характерно «нейтральное» («никакое...») отношение к потерпевшим и в 5% Случаев отрицательное.

Анализ значимых различий инди-видуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы показал наличие акцентуированных черт по шкале* «экстраверсия», «агрессивность», «спонтанность», что в сочетании формирует «сильный» (гипертимный) тип личности у первой группы обследуемых, ориентированный на собственные субъективно обусловленные установки, гомоном-ность и «экстраверсия», «сензитив-ность», «тревожность», что в сочетании формирует «слабый» (гипотим-ный) тип личности у второй группы подростков, ориентированный на сре-довое воздействие, гетерономность.

Поведение подростков при совершении ими правонарушающих действий есть не что иное, как реализация их ценностной ориентации [6; 9].

Средние показатели ранжирования ценностей по степени важности показали, что важными руководящими принципами в жизни для первой группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы являются традиции и власть. Мотиве» ционная цель традиций, как доминирующего типа ценностей, заключается в уважении, принятии обычаев и идей, которые существуют в группе и

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Социальная психология и коррекционная педагогика

следование им. Центральная цель такого типа ценности, как власть, направлена на достижение социального статуса и престижа, контроля или доминирования над людьми (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).

Отличительной особенностью ценностных ориентаций второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы является доминирование гедонизма и самостоятельности в мотивационной сфере личности, что может свидетельствовать о стремлении к наслаждению или чувственному удовольствию; самостоятельности выбора способов действия, исследовательской активности, орга-низменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, автономности и независимости у данной категории респондентов.

Статистически значимые различия получены в защитной сфере несовершеннолетних осужденных без лишения свободы по шкалам «проекция» и «замещение». Данный тип защит более выражен у первой группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. Характерными особенностями поведения данной группы обследуемых несовершеннолетних будет являться высокая требовательность в сочетании с обостренным чувством несправедливости, высвобождение скрытых эмоций на предметах, животных или людях, воспринимаемых как менее опасных для подростка, чем те, которые действительно вызывали эмоции. Защиты типа «замещение» включаются в ситуации, когда от несовершеннолетнего требуются модели поведения, которые он не может осуществить, исходя из

личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда он пытается заменить запрещенную форму поведения доступной, разрешенной.

Для второй группы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы доминирующими являются защиты типа «отрицание». Отрицание как психологическая защита заключается в отсутствии осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае ИХ осознания. Оно проявляется в игнорировании неприятной информации. Яркая выраженность данного типа защиты у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы второй группы может проявляться в таких девиациях поведения, как лживость, склонность к симуляции, необдуманности поступков, недоразвитии этического комплекса, склонности к мошенничеству, демонстративным попыткам суицида и самоповреждеяия.

Отличительной особенностью второй группы несовершеннолетних осуждённых без лишения свободы является и наличие низкого индекса степени социально-психологической адаптированности (35, 97), что может свидетельствовать о дезадаптирован-ностп данной категории несовершеннолетних. Степень дезадаптации подростков подтверждает и показатель Дезадаптивности, который имеет значения выше среднего (27). Средний инд екс Соци а л ьно -псих ологиче ск ой адаптированности у первой группы несовершеннолетних правонарушителей немного выше нормы (48, 42).

Таким образом, можно предположить, что еще до совершения первого преступления у несовершеннолетних осуждённых без лишения свободы

61

^^^тлшл 4 п жшгс

Казанский педагогический журнал

сформировалась достаточно устойчивая антисоциальная направленность и другие криминогенные элементы мотивации.

На основе дальнейшего преобразования статистически значимых различий средних психологических профилей личности первой и второй группы респондентов нами были получены шкалы, влияющие на совершение повторного противоправного деяния, достоверность которых подтверждалась на 5% уровне. Так, в качестве основных личностных и ситуативных детерминант рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, выступающих как субъектная основа совершения повторного преступления выступают такие шкалы:.

1) «обучение в настоящее время»;

2) «постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних»;

3) «частые конфликты между членами семьи несовершеннолетнего»;

4) «частые ссоры с одноклассниками»;

5) «безразличное отношение к потерпевшим»; 6) «гипотимный тип личности»; 7) «самостоятельность» как тип ценности»; 8) тип защиты «отрицание»; 9) «дезадаптированность».

Указанные детерминанты преступного поведения несовершеннолетних осужденных без лишения свободы помогут выявить у НИХ СКЛОННОСТЬ к совершению повторного противоправного деяния и разработать технологию психологического прогноза рецидивных преступлений данной категории несовершеннолетних.

Однако полученные результаты исследования не являются исчерпывающими в борьбе с рецидивной преступностью несовершеннолетних осужденных к альтернативным мерам

62

22006

наказания. Необходимы всесторонний глубокий анализ феномена рецидивной преступности данной категории несовершеннолетних и привлечение значительных сил и средств как профилактической, так и предупредительной деятельности, направленной на нейтрализацию и устранение данного вида преступности [4].

Литература:

1. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации. М.. 2001 - С. 8.

2. Башкатов И. П., Розин М.В. Неформальные объединения молодежи асоциальной направленности // Энциклопедия юридической Психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003,-С.117-118.

3. Забрянскгш Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних.- Краснодар, 1979.- С. 83.

4. Замыцких В. П. Рецидивная преступность и несовершеннолетние; взаимосвязь и профилактика // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы; Сборник научных трудов,- М.: НИИ УИС Минюста Российской. Федерации, 2001.

5. Змановсжая Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений,- 2-е изд., цспр,- М.: Изд. центр «Академий», 2004,-С. 206-212.

6. Игошев К. Е,, Миньковскгш Г.М. Семья, дети, школа.- М.: Юридическая литература, 1989.- С. 271.

7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое: руководство.-СПб.: Речь, 2004 - С, 57-70.

8. Леонтьев Д. А., Калашников М, О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал,- 1993.- Т. 14. № 1,- С.150-155.

^^^тлшл п жшгс

Социальная психология и коррекционная педагогика

9. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.- Киев: Политиздат Украины, 1987,- С. 47.

10. Некрыловй С.Ю. Современное состояние и развитие уголовно-исполнительных инспекций // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных, инспекций. Сборник материалов проблемного Семинара,- М.: ФСИН России. 2007,- С. 5-8.

11. Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отымающими наказания, не связанные с лишением свободы: Учеб. пособие / Б. Б. Казак, Е. О. Ананьева, Н. П. Белая, С, А. Дьячковский, В, Е. Матвеенко, А. Н, Пас-тушеня, В. В. Сергеева, И, Н. Смирнова / ПоД общ. ред. Пономарева С. Н,- Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002,- С. 161,

12. Патпушеня А. Н. Психология личности преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ.

ред. проф. А. М. Столяренко,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003,-С. 128.

13. Пирожков В. Ф., Павленко Л, /'. Подростковой преступности психология // Энциклопедия юридическом психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко.-М.: ЮНПТИ ЛАПА. Закон и право, 2003,- С. 119-120.

14. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие,- М.: ГУК МВД России, 2003. С. 152-155.

15 .Собчик Л.Н. Диагностика инди-вйдуально-типологйческих свойств и межличностных отношений. Практическое руководство,- СПб.: Речь, 2002,-С.15-32,

16. Фетис.кин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Соци&тьно-психологиче-ская диагностика развития личности и малых групп,- М.: Изд-во Института психотерапии, 2002,- С. 444-451.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЕКЛАМЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Т. Б. Курбацкая, кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Набережночелнинского филиала Казанского государственного университета

Оценки роли рекламы в обществе, ее влияния на духовное развитие общества порой бывают совершенно противоположными. Реклама может стать великим орудием психологической разрядки и развлечения, могучим средством распространения продукции, открывающим доступ к первоклассной информации, при этом реклама может быть способом превратить человека в обывателя, источником просвещения и одновременно отупения. Исходя из этого, встает вопрос о том, как влияет реклама на подрастающее поколение, ведьизвест-

но, что за год ребенок воспринимает двадцать тысяч рекламных роликов. Особую тревогу аудитории вызывает то обстоятельство, что телевидение, демонстрируя асоциальные стереотипы поведения в рекламных роликах, не учитывает особую чувствительность к такому воздействию детей и подростков. Именно в этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, определяя, что допустимо, а что нет в данном обществе. Он примеряет на Себя разные роли и пробует реализовать разные способы поведения. Образцы поведенческих стереотипов

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.