ПервакБ.Е,
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУШЖАЩШ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассмотрим рекламу как процесс коммуникации, а влияние рекламы - как процесс, который растянут во времени. Здесь целесообразно выделить телевизионную рекламу как самую эффективную и самую доступную для детей младшего школьного возраста форму рекламного воздействия. По своей возможности массового охвата аудитории ни одно другое средство массовой информации не может сравниться с телевидением.
В поиске новых рынков, дети стали целевой группой рекламных мероприятий. Если еще 15-20 лет назад о телерекламе знали понаслышке, то сегодня по всем каналам беспрерывно прокручивают видеоролики. Несомненно, что дети подвергаются воздействию рекламы уже в самом раннем возрасте. Однако критической границей для понимания рекламы считается в основном возраст между 7 и 9 годами, а самое большое влияние реклама оказывает на детей девяти лет. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка. В это время уменьшается детская непосредственность. Ребёнок вдруг утрачивает наивность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно назвать дифференциации внутренней и внешней стороны личности. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки младшего школьника интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. По мере взросления критичность детей по отношению к телевизионной рекламе увеличивается.
Психологи отмечают связь эмоций ребенка с переживанием его собственного "Я". Все, что окружает ребенка, вызывает у него определенные эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей.
Любой рекламный видеоклип это не только информация - это, прежде всего, несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых ребенком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией, насыщенность цвета, музыкальное сопровождение, разнообразные зрительные образы. Если младший школьник находит для себя что-то интересное, эмоционально окрашенное, то у него возникает желание иметь это.
Сегодня утверждение о вреде рекламы для детей остается спорным. Если критики видят негативное влияние рекламы на детей по причине их неспособности к надлежащей обработке, то можно также аргументировать, что дети не располагают достаточными ресурсами и, следовательно, недостаточная обработка информации имеет ограниченное влияние. Также есть предположения что, с одной стороны, реклама - это процесс накопления и конкретизации определенных социальных норм и ценностей, но с другой стороны, исследования показывают, что эти социальные нормы и ценности заключаются в материалистической ориентации и приеме традиционных ролевых стереотипов.
Для определения влияния рекламы на детей младшего школьного возраста проведено экспериментальное исследование. 30 девочек и 24 мальчика 8-9 лет (всего 54 человека) ответили на вопросы, касающиеся затраченного времени на просмотр телерекламы и приобретение рекламируемого продукта. Все ученики нарисовали рекламный ролик, который им понравился или запомнился.
Результаты исследования по опроснику
(дети учатся во вторую смену)_
Вопросы Ответ «да» % Ответ «нет» %
Смотрите ли вы телевизор утром? 63 37
Смотрите ли вы телевизор вечером? 89 11
Когда начинается реклама, вы ее смотрите или нет (переключаете на другой канал, выходите)? 39 61
Покупаете ли вы рекламируемый по телевизору продукт или вещь (просите купить родителей)? 69 31
По результатам опросника видно, что практически все дети смотрят телевизор вечером (89%) и больше половины утром(63%). Можно предположить, что у детей повышенный интерес к телевидению.
Интересный факт: большинство (61%) третьеклассников не смотрят рекламу, но в то же время 69 % опрошенных покупают (просят родителей купить) рекламируемый по телевизору товар, что говорит о непосредственном влиянии рекламы на детей младшего школьного возраста данной выборки. Здесь же можно отметить более высокий эффект воздействия рекламы на детей 8-9 лет.
Результаты исследования рисунков
Группы предпочтений В%
Продукты питания(сладости, напитки, кисломолочные продукты и др.) 59
Вещи (одежда, игрушки, техника, средства связи, косметика) 20
Программы (реклама фильмов, телепередач и т.д.) 15
Прочее 6
Анализ рисунков показал, что младшие школьники отдают предпочтете в своём выборе рекламы - продуктам питания (59%). Далее, приблизительно с равным процентом, дети выбирают рекламные ролики о разнообразных вещах (20%) и рекламные заставки телевизионных программ (15%). 6% приходится на рекламу, которая воспринимается ребёнком как эмоционально окрашенная, но без точного понимания его смысла.
Рассматривая результаты исследования по опроснику и рисункам, можно сделать вывод, что телевидение влияет на образ жизни и мышления детей и характеризуется чертами, которые делают его эффективным средством массовой коммуникации. Популярность телевидения и его технические возможности позволяют телевизионной рекламе, как составной части телевизионного вещания, проникнуть в самые широкие слои населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
2. Головалева Е.Л. Основы рекламы. - М: ФЕНИКС, 2005. - 314с.
3. Мозер Клаус. Психология маркетинга и рекламы. - Харьков, 2004. - 380 с.
Митракова О. К.
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ
В СФЕРЕ БИЗНЕСА
Творческая реклама неотразима в плане нужного рекламодателю воздействия на потребительский спрос. Проблеме эффективности рекламного воздействия в специальной литературе уделяется достаточно много внимания, однако её нельзя назвать до конца решённой, что определяет актуальность теоретических, научно-методических разработок и практических исследований в данном направлении.
Особое место занимают исследования специфических проявлений психических процессов в рекламной деятельности. В частности, процесса воображения, лежащего в основе любого творческого акта. Безусловно, образы воображения никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего, но из многих параметров продукта главное - тот единственный штрих - необычный элемент или ракурс, который подчёркивает бесспорное превосходство рекламного товара среди других. И здесь необходимы интуиция, личные ассоциации,