По результатам опросника видно, что практически все дети смотрят телевизор вечером (89%) и больше половины утром(63%). Можно предположить, что у детей повышенный интерес к телевидению.
Интересный факт: большинство (61%) третьеклассников не смотрят рекламу, но в то же время 69 % опрошенных покупают (просят родителей купить) рекламируемый по телевизору товар, что говорит о непосредственном влиянии рекламы на детей младшего школьного возраста данной выборки. Здесь же можно отметить более высокий эффект воздействия рекламы на детей 8-9 лет.
Результаты исследования рисунков
Группы предпочтений В%
Продукты питания(сладости, напитки, кисломолочные продукты и др.) 59
Вещи (одежда, игрушки, техника, средства связи, косметика) 20
Программы (реклама фильмов, телепередач и т.д.) 15
Прочее 6
Анализ рисунков показал, что младшие школьники отдают предпочтете в своём выборе рекламы - продуктам питания (59%). Далее, приблизительно с равным процентом, дети выбирают рекламные ролики о разнообразных вещах (20%) и рекламные заставки телевизионных программ (15%). 6% приходится на рекламу, которая воспринимается ребёнком как эмоционально окрашенная, но без точного понимания его смысла.
Рассматривая результаты исследования по опроснику и рисункам, можно сделать вывод, что телевидение влияет на образ жизни и мышления детей и характеризуется чертами, которые делают его эффективным средством массовой коммуникации. Популярность телевидения и его технические возможности позволяют телевизионной рекламе, как составной части телевизионного вещания, проникнуть в самые широкие слои населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
2. Головалева Е.Л. Основы рекламы. - М: ФЕНИКС, 2005. - 314с.
3. Мозер Клаус. Психология маркетинга и рекламы. - Харьков, 2004. - 380 с.
Митракова О. К.
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ
В СФЕРЕ БИЗНЕСА
Творческая реклама неотразима в плане нужного рекламодателю воздействия на потребительский спрос. Проблеме эффективности рекламного воздействия в специальной литературе уделяется достаточно много внимания, однако её нельзя назвать до конца решённой, что определяет актуальность теоретических, научно-методических разработок и практических исследований в данном направлении.
Особое место занимают исследования специфических проявлений психических процессов в рекламной деятельности. В частности, процесса воображения, лежащего в основе любого творческого акта. Безусловно, образы воображения никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего, но из многих параметров продукта главное - тот единственный штрих - необычный элемент или ракурс, который подчёркивает бесспорное превосходство рекламного товара среди других. И здесь необходимы интуиция, личные ассоциации,
особенностях мышления, профессиональных знаний, эрудиции, фантазии и целого ряда других психологических качеств деятеля; в данном случае рекламиста. Несомненно, реклама - это творчество, то есть психический процесс, осуществляемый преимущественно с помощью воображения и порывов вдохновения автора. В отечественном рекламном производстве довольно часто наблюдается парадоксальный феномен: рекламист считается признанным специалистом в сфере рекламного бизнеса, но в реальной практике производимая им реклама оценивается потребителем как навязчивая, неинтересная, скучная.
Творческая деятельность, как правило, индивидуальна, и основана на индивидуальных, типологических особенностях воображения, связанных со спецификой памяти, восприятия и мышления отдельных людей. Поэтому рекламное обращение, созданное автором или творческим коллективом, не может быть только «искусством для искусства», а обязательно должно содержать уникальное торговое предложение, стимулирующее потребительский спрос, который во многом обусловлен чрезвычайным разнообразием индивидуальных психологических различий людей -потребителей рекламы. То, что нравится одному человеку, может вызывать негативную эмоциональную реакцию у другого в соответствии с характеристиками его личностного восприятия, мышления, воображения. А также и физиологические реакции на возникшие психологические состояния, в частности, учащения пульса, выделение пота, сбои дыхания, повышение кровяного давления и т.д. Несмотря на то, что воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качества психического как идеального наиболее отчётливы, факты свидетельствуют о тесной связи воображения и органических процессов, особенно у людей с богатой фантазией. У чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей образы воображения могут вызывать даже некоторые виды заболеваний психогенной природы.
Таким образом, сделать эффективную рекламу не просто. Рекламное творчество - сложный процесс и определяется множеством психологических, психофизиологических, а также и производственных факторов. К сожалению, в настоящее время отечественные производители рекламной продукции практически не учитывают выраженной индивидуальности психологического фактора, а также наличия психофизиологического фактора, имеющего большое значение в вопросах создания эффективной рекламы, побуждающей активную работу воображения чрезвычайно разнородных групп потребителей.
Конечно, основную роль в рекламе играет авторское творчество, базирующееся на воображении создателей рекламных идей, демонстрирующих присущее человеку стремление к самореализации и персонификации, то есть к проявлению своей уникальности, неповторимости. Но творческая деятельность как инструмент процесса самореализации личности, помимо субъектно-объектного акта «создатель — творение», включает в себя звено «субъект-объект-субъектной» связи, то есть «автор — творение - ценитель», которое отражает стремление индивида заявить о своей уникальности другим. Это проявляется в создании продукта не только для себя, но и для социального окружения, что позволяет осуществить персонализацию творца в значимых для него других. Поэтому психологический аспект творческого процесса в рекламе предполагает мобилизацию сознательных и подсознательных механизмов активности потребителя как ценителя рекламной продукции.
Вместе с тем, психологический аспект творчества, в том числе и в рекламе, предполагает наличие не только личностных, но и процессуальных аспектов. Так, согласно теории известного американского рекламиста Ф. Армстронга, процесс рекламного творчества включает не только разработку креативной идеи, но так же проходит ряд взаимообусловленных стадий, включающих постановку целей, оценку ситуации, определение проблемы, предварительное исследование эффективности рекламного предложения и целый ряд других. Таким образом, в рекламе одинаково важно и самовыражение, и решение маркетинговой задачи, направленной на продвижение товара или услуги и целый ряд других производственных факторов.
Таким образом, подходя к проблеме эффективности творческой рекламы, мало создать красивое и оригинальное решение рекламной задачи, необходимо, чтобы это решение принял адресат - потребитель рекламы. И, если производитель не представляет, для кого он делает рекламу, то даже яркое творческое рекламное обращение вряд ли будет эффективным.
Поскольку личностные особенности потребителей определяются преимущественно уровнем развития общественного прогресса, проблемы разработки творческой рекламной продукции отдельными личностями, обладающими ярко выраженной индивидуальностью процесса воображения, и проблемы, обусловленные социокультурными изменениями в обществе, связаны
достаточно тесно. Это диктует, на наш взгляд, необходимость проведения специальных психологических и социологических исследований по восприятию рекламы отдельными группами потребителей в разных условиях жизни, в частности, с учётом специфики общественного сознания россиян.
Кроме того, исходя из содержания изложенного выше текста, на наш взгляд, следует также, что при создании рекламы необходимо как можно больше уделять внимания возможным психогенным влияниям рекламных образов на физиологические процессы, происходящие в организме потребителя при их восприятии. При соответствующем рациональном подходе к этому направлению, находящемуся в стадии экспериментального изучения, в творческой рекламе можно реально усиливать эффективность воздействия на потребителей, путём целенаправленной регуляции поведения людей посредством физиологических механизмов, подверженных психогенным
ВЛИЯНИЯМИ)
ЛИТЕРАТУРА
1. Веркман К. Товарные знаки: психология восприятия. М., 1975
2. Дейян А. Реклама. М., 1993
3. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М., 1992
4. Лебедева. А. И. Боковиков А. К., Экспериментальная психология в российской рекламе.
5. Фридлендер К.Т. Путь к покупателю. (Теория и практика рекламного дела). М.; Л., 1926.
Волкова И.В.
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ
Для формирования механизма управления развитием территории необходимо учесть те важнейшие изменения, которые произошли в экономике России за последнее десятилетие. К таким изменениям можно отнести и создание структуры рыночного хозяйства и трансформацию прав собственности. Результаты проведенных в 90-х годах реформ нашли свое отражение в кардинальном изменении системы управления развитием как отдельной территории, так и всей страны.
Переход России от централизованно-плановой экономики к рыночной наиболее остро ставит проблему урбанизации. Не обошла она стороной и наш Приморский край. Массовый отток населения наблюдается из малых городов края в более крупные. Особенно интенсивно люди уезжают из сельской местности. Это вызвано, прежде всего тем, что малые города, основанные, как правило, на базе какой-либо отрасли - «стареют». Производственная структура таких отраслей не выдерживает требований рыночной экономики и постепенно себя изживает. Фактически происходит концентрация населения в крупных и развитых городах при обезлюдении и деградации сельской местности, которая постепенно возвращается к своему исходному состоянию - глухой тайги.
А между тем, именно такие территории имеют громадный потенциал для развития. Но основная проблема в реализации последнего состоит в том, что возможности и ресурсная база данных районов используется не в полной мере. Безусловно, можно не согласиться с данным утверждением, ссылаясь на то, что малые города не обладают существенным запасом ресурсов. Однако, в целом по стране они составляют весьма значительную величину. В таких условиях управление развитием территории становится все более сложной задачей: решение проблем традиционными методами не дает положительных результатов. Сегодня главной задачей эффективного управления развития экономики территории является согласование интересов федеральных, региональных и местных органов управления, организация взаимодействия экономического механизма органов управления территории с экономическим механизмом предприятий и организация, осуществляющих свою деятельность на данной территории. По мнению Р.И. Шнипера «экономическое благополучие каждого региона становится производным от эффективности функционирования всех предприятий и организаций, комплексного использования региональных ресурсов и осуществления активной ресурсосберегающей политики» [5. с.22]. При этом важнейшим показателем эффективности процесса управления является улучшение благосостояния населения, проживающего на территории, как одной из компонент процесса