УДК 654
КАСМАИ Элахэх Парвиз ,
аспирант Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан; продюсер телевизионных программ детского телевидения (Иран), Душанбе ,Республика Таджикистан - Иран [email protected]
РОЛЬ ТАДЖИКСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА «БАХОРИСТОН» В ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается культурообразующая, познавательная функция детского телевидения как одного из инструментов социально-культурного воспитания детей и подростков. Проведен анализ деятельности таджикского детско-юношеского телеканала «Бахори-стон» и его роли в повышении культурного образования и медиаграмотности таджикских детей, формировании креативных и познавательных навыков, расширении детского мировоззрения, развитии эстетического вкуса.
Ключевые слова: телевидение, средства массовой коммуникации, культура, личность, подростки.
KASMAI Elaheh Parviz, Postgraduate Student, Institute of Philosophy, Political Studies and Law named after A. Bakhovaddinov, Academy of Sciences, Republic of Tajikistan, Producer of Children's television programs (Iran) Dushanbe, Republic Tajikistan - Iran [email protected]
PART TAKEN BY A TADJIK(ISTANI) TELEVISION CHANNEL FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS «BAKHORISTON» IN RAISING SOCIAL CULTURE IN TEENAGERS
The paper considered culture-raising and cognitive (educational) capacities of a television channel for children, being one of tools for social upbringing and for raising cultural awareness in children and adolescents. The author has carried on a survey of operation of the Ta-djik(istoni) Television Channel for children and adolescents «Bakhoriston» and the part it has taken in raising cultural education and media-literacy in Tajik children, namely in shaping creative skills and cognitive power, in expanding a child' world view, and raising aesthetic feelings.
Key words: television, mass communication media, culture, personality, teenager/ adolescents.
Телевидение способствует познанию мира детьми, их развитию, становлению и социализации. «Деятельность телевидения как средства массовой коммуникации включена в контекст социальной жизни, определенным образом организована, упорядочена, регулируется социальными нормами, направлена на реализацию общественных целей и удовлетворение общественных потребностей, что позволяет говорить о телевидении как о социальном институте» [1, с. 11].
Одной из основных проблем, исследуемых теоретиками телевидения, является проблема взаимоотношения телевидения и ребенка. Нил Постман в книге «Исчезновение детства» рассматривает вопрос влияния телевидения на сознание детей, отрицательное воздействие которого, по его мнению, способствует утрате индивидуальности ребенка и его способности к размышлению [7, с. 132]. Тем не менее, нельзя не отметить, что основную часть эфира занимают телепередачи, направленные на формирование умственного, культурного и личностного развития человека.
Формирование личности и социальной культуры современных детей и юношества как строителей будущего наряду с семьей и школой зависит в том числе и от деятельности детского и юношеского телевидения. Важным свойством телевидения является реальное присутствие, одновременность, искренность, кратковременное удовольствие, чувственная реакция [3, с. 182].
«Учебные программы, включающие телевизионное обучение, преследуют различные цели, куда включен и вопрос о качественном отборе телепродукции для детей. Следует меньше доверять случайному выбору просмотров и находиться под негативным влиянием телепродукции» [4, с. 64]. Бессистемный подход к пользованию телевизионным вещанием ведет к сумбурности восприятия, неумению сконцентрировать внимание на главных вопросах, нередко и расстройству психики ребенка.
Формирование убеждений в детском сознании происходит в процессе социального обучения, имеющего целью воспитать людей, которые умеют гармонировать с социальными нормами во взрослой жизни [4, с. 71].
Контакт детско-юношеской аудитории с телевидением, как нам кажется, строится на нескольких уровнях, связанных с возрастными особенностями телеаудитории: младшая дошкольная и младшая школьная детская аудитория должна контактировать с телевидением с помощью родителей и/или воспитателей. Родители и воспитатели ориентируют детей, подбирая для них соответствующие программы и дозируя их просмотр. Важную роль в воспитании ребенка играет семейный просмотр телепрограмм. Если родители серьезно относятся к телепросмотру своих детей, сами решают, что и когда смотреть их детям, то они могут служить
примером для своих детей. В любом случае родителям необходимо избегать случаев бесконтрольного просмотра телепередач детьми в их отсутствие. Они могут сделать это, находясь рядом с детьми, и показать, что им небезразлично, какие передачи смотрят их дети. Побуждая своих детей к обсуждению просмотренных телепередач, родители могут не только помочь им, но и познакомить их со стереотипными сообщениями, с которыми необходимо обязательно знакомить детей. Такой вид позитивного отношения в семье, а также логичный контроль над объемом и содержанием телепередач, просматриваемых детьми, могут способствовать не только формированию критического отношения детей к телепродукции, но и помочь противостоять потенциально опасному влиянию [4, с. 227].
Другой уровень контакта - это подростково-юношеская телеаудитория, которая может смотреть (и смотрит) телепередачи чаще самостоятельно, без контроля взрослых. В этих случаях возникает повышенная ответственность самих телеканалов перед данной аудиторией. Телеканалы, чья деятельность направлена на эту аудиторию, должны строить свои передачи с точки зрения формирования креативных и познавательных навыков у телезрителя.
Понимая это, создатели таджикского детско-юношеского телеканала «Бахористон» ответственно подходят к формированию содержательного наполнения транслируемой телепродукции, и в этом направлении телеканалом накоплен немалый опыт: это репортажи из детских домов о встрече с государственными деятелями, спонсорами и волонтерами, которые привозят детям продукты питания, оргтехнику, школьные принадлежности, подарки. Такие сюжеты вызывают положительные эмоции, имеют гуманистическую направленность.
Работа телеканала направлена на повышение культурного, образовательного уровня таджикских детей, на формирование в них осмысленного отношения к жизни, расширение их мировоззрения, развитие эстетического вкуса и повышение их медиаграмотности. Как известно, детско-юношеской аудитории намного легче осваивать информацию с помощью телевидения, что связано с ее природными особенностями. Зрительное восприятие обычно богаче любых других форм восприятий. Например, наследие классической литературы в младшем и юношеском возрасте глубже и образнее воспринимается при просмотре экранизации того или иного произведения, чем при чтении. Несомненно, такое знакомство с шедеврами мирового творчества впоследствии вызовет непосредственный интерес к первоисточнику. «Иногда, чтобы понять какое-либо событие, достаточно увидеть его или его изображение. Это необходимо для того, чтобы понять, что визуальный образ близок к действительности» [3, с. 185].
Специальные праздничные телепрограммы, посвященные Дню Независимости Республики Таджикистан, Дню Вооруженных Сил Республики Таджикистан, празднику Навруз, Дню матери, Дню знаний и Новому году, носят воспитательный характер и способствуют формированию у детей и подростков культуры взаимоотношений. В них хорошо представлена связь поколений, где детей обучают уважительному отношению к старшим, уважению традиций и обычаев народа. В праздничных передачах, посвященных празднику Навруз, где звучат национальные мелодии как часть этнической культуры таджиков, отражаются особенности социально-экономической жизни, духовные ценности и чаяния таджикского народа [10, с. 184].
Телевизионные заставки, включающие социальную рекламу, также носят воспитательный характер и служат формированию у детей чувства ответственности, сострадания, активному участию в жизни общества: сбор мусора в урны, применение ремня безопасности во время езды на машине, звонок в пожарную службу.
Сотрудниками телеканала большое внимание уделяется развитию музыкальных и эстетических вкусов детей и юношества. Ярким подтверждением тому служит ежегодно проводимый музыкальный конкурс «Золотой голос». Положительным качеством конкурса является бережное отношение к традиционной музыкальной культуре: детьми исполняется много песен на стихи классиков литературы, широко используются не только народные, но и современные песни и мелодии. В таких передачах проявляется положительная культурообразующая функция детско-юношеского телеканала «Бахористон».
Обучение различным видам практической деятельности формирует у ребенка чувство уверенности в себе, своих силах и возможностях. Обучающие программы телеканала «Бахористон» развивают творческий потенциал детей, побуждают их пробовать свои силы в различных видах деятельности. Телеканал осуществляет одну из главных функций детского телевидения - воспитание креативной личности, ее эстетического вкуса. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, где прослеживается неразрывная связь телевидения, образования и семейных традиций. Обучение правильному использованию предметов личной гигиены формирует внутреннюю культуру человека, его эстетический вкус. Передача «Обучение кулинарному искусству» знакомит детей и подростков с правилами здорового питания и кулинарной обработкой продуктов питания.
Отечественная телепродукция - документальные и художественные фильмы - помогает формированию креативного отношения детей и подростков к окружающему миру. В передачах проводится обучение детей музыке, умению различать виды живописи, отличать театр от кино.
Дети знакомятся с миром искусства, испытывают эстетическое удовольствие от художественных произведений.
Одной из положительных сторон деятельности телеканала «Бахористон» является выступление детей и подростков в роли ведущих телепередач. Хорошо поставленная речь, правильное произношение и привлекательная внешность юных телеведущих помогают наладить доверительный, неотстраненный контакт с молодым телезрителем. Важную роль играет тот факт, что эти ведущие являются сверстниками юных зрителей. Эффект того, что ведущие являются из их среды, внушает детской аудитории психологическую уверенность в том, что они так же, как и взрослые, могут играть определенную роль в обществе посредством телеканала. Вместе с тем это обстоятельство порождает уверенность в том, что и он, юный телезритель, если постарается, может так же выступать по телевизору, стать популярным, о чем свидетельствуют интерактивная шоу-передача «Овози тиллои» («Золотой голос»), трансляция встреч юных телезрителей со знаменитостями, детских спортивных игр и т.п.). Несомненно, непосредственное участие юных телеведущих значительно повышает рейтинг интереса и доверия молодой телеаудитории к телевещаниям детско-юношеского канала.
Эколог Стивен Дж. Гулер в течение долгого времени изучал внешность диснеевских мультперсонажей. Он утверждал, что детские роли повышают эмоциональное состояние детей. Анимационная телепродукция оживляет окружающие нас предметы. Игрушкам, животным, предметам быта, деревьям, цветам и т.п. придаются свойства людей или животных [6, с. 25]. Именно в этом состоит воспитательный, эмоциональный аспект мультфильмов или фильмов-сказок. Во время повседневных игр с любимыми мишками, зайками, куклами дети общаются, беседуют с ними, заботятся о них и, тем самым, через игру, рефлектируя освоенные у окружающего мира, у общества нормы и ценности, формируют себя как гражданина. В этом смысле для младшей возрастной категории необходимы предельно понятные детскому восприятию, вызывающие положительные эмоции анимационные фильмы и игры. Учитывая особенности детского восприятия, телеканал «Бахористон» выстраивает свои телепередачи преимущественно на базе анимации и кукольных персонажей. Однако зачастую эти фильмы, передачи, социальные ролики не являются собственной продукцией телеканала и не сопровождаются собственными комментариями, не переактуализируются для таджикистанской детско-юношеской телеаудитории с учетом ее ментальности, что может привести к потере адресности и усвояемости телепродукции. Иногда в сетку вещания включаются зарубежные фильмы, не вполне понятные детской аудитории. Телеканалу «Бахористон» необходимо организовать производство собственной адаптированной на местную детскую телеаудиторию анимационной телепродукции, основанной на культурных ценностях таджикского народа. Различные сюжеты, картины, стихи, мелодии, национальные символы, демонстрируемые в мультипликационных фильмах, должны нести информацию о том, что это продукция таджикских аниматоров.
Анализ бесед автора статьи с таджикскими детьми и подростками позволил выяснить, что им знакомы не столько отечественные, сколько зарубежные телегерои. Работникам телевидения при подготовке телепрограмм необходимо учитывать, что ребенок многому учится у главных героев телепередач. Он подражает их речи, одежде, походке, взгляду, манерам поведения, и желательно, чтобы культуру поведения дети и подростки перенимали из отечественной телепродукции.
На детском телеканале «Бахористон», как нам кажется, необходимо показывать больше сказок, которые расширяют фантазию малышей, учат их доброте и милосердию. Сказочный мир полон приключений, способных вызвать волнение, сказки подобны воротам в волшебный мир, где происходят различные удивительные события [8, с. 142]. Телевизионные герои пребывают в постоянном движении и находят покой лишь после решения стоящих перед ними проблем. Несмотря на жизненные перипетии, характер телегероев остается неизменным, так как они представляют собой цельные и гармонично развитые личности [8, с. 143].
Мифам и легендам, при помощи которых человек пытается хаотичному и иррациональному миру придать значение человечности, правильности, общедоступности и принять его как упорядоченный и узаконенный мир, посвящено большое количество фильмов таджикского и мирового кинематографа, которые помогают гармонизации отношений между поколениями, создают преемственность исторических и культурных традиций.
Одной из важнейших особенностей детского телеканала «Бахористон» является формирование осмысленного отношения к жизни, умения сосуществовать в обществе.
Дети и подростки на жизненном пути встречаются с такими понятиями, как смерть, болезнь, печаль, неудачи, счастье, религия и т.п. Философия жизни - это эффективный способ существования, который при правильном подходе помогает развивать навыки самопознания как символа достижений, помогает принять верное решение и совершать правильные действия [2, с. 89].
Каким образом формируется философское мышление? Для достижения этой цели надо использовать телеперсонажи, являющиеся образцом подражания для детей и юношества.
Необходимо не только демонстрировать персонажи фильмов, но и создавать условия и передачи для их обсуждения детьми и подростками. Человек, способный к философскому мышлению, может оказать сопротивление стрессовым ситуациям, интересуется тем, что у других не вызывает интереса. Правильно подобранные телепрограммы повышают мыслительную способность, помогают постичь истину, избежать влияния социальных и индивидуальных предрассудков, которые, по мнению социологов, оказывают влияние на людей и затрудняют понимание ими социальной действительности [9, с. 58].
Анализ деятельности детского телеканала «Бахористон» показал, что при создании телепередач учитывается культурообразующая основа детского телевидения, учитывается возрастной ценз зрителей. Наряду с этим в деятельности телеканала можно наблюдать некоторые технические недостатки и недоработки: при создании отечественной телепродукции не всегда соблюдаются основные методы монтажа, часто невозможно различить звуки, записанные при помощи микрофона, камеры, особенно в ходе внестудийных съемок, не всегда правильно применяется микрофон, осветительное оборудование и т.п. Внутристудийная декорация отечественной телепродукции отличается от внестудийной. Хотя цветовое оформление студий не всегда соответствует стандартам детского и подросткового телевидения, отсутствуют веселые и привлекательные для детей цветовые гаммы.
Формирование позитивного отношения является частью основных принципов профессионального детского и юношеского телевидения. Не всегда эти принципы соблюдаются создателями передач телеканала «Бахористон». Детско-юношескому телеканалу также необходимо проводить обучение родителей способам использования детского телевидения, предоставлению помощи своим детям в получении положительной мотивации из содержания телепередач. Телевидение предоставляет детям не только знания о политике, экономике, общественной жизни, но и является источником социального обучения. Дети получают знания о себе, о других, о манерах поведения, о культуре общения с другими. Они получают сведения о различных социальных группах и расовой принадлежности, географии, этнографии, других культурах, что способствует расширению их знаний о мире. Они по-своему реагируют на события, происходящие на экране, поэтому основной задачей детского телевидения является создание передач, доступные их пониманию. Телепродукция должна быть адаптирована с учетом возраста и зрительского вкуса телеаудитории, так как основополагающей является культурообразующая, познавательная функция детского телевидения.
В настоящее время детско-юношеский телеканал «Бахористон», по мнению общественности, считается одним из ведущих телеканалов страны. Учет и применение инновационных методов и стилей по своему профилю может значительно повысить рейтинг данного безусловно прогрессирующего телеканала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Полуэхтова, И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения: автореф. канд. дисс.: 22.00.06. - М., 2008. - 41 с.
2. Burdivepir. Dar bare-ye Televiziun Va Solte-ye Zhurnalism / Tarj. N.Fukohi. Tehran.. - 158 s.
3. Donis A. D. Mabadi savad-e basari / Tarj. M. Sepehr. Tehran. - S.182.
4. GunterB. Kudak va televizeun / Tarj. N. Fata, Tehran, 1380. - 298 s.
5. Hoseini H. Zibai Shenasi Va Falsafe-ye resane. Tehran. - 642 s.
6. Naini A.M. Daramadi Bar Modiriyat-e Farhangi.Tehran. - S. 25.
7. Postman N. Zendegi dar Eysh Mordan Dar Khoshi / Tarj. S.Tabataba'I. Tehran, Etelaat. - 175 s.
8. Sattari J. Hoviyat-e Melli Va Hoviyate Farhangi. Tehran. S. 142.
9. Shariatmadari A. Osole Talim Va Tarbiyat, Tehran. 198 s.
10. Televizion va radioi Tojikiston dar masiri taarih. Dushanbe: ER-graf, 2011. S. 184.
REFERENCES
1. Poluekhtova, I.A. Sotsiokulturnaya dinamika rossiyskoy auditorii televideniya: avtoref. kand. diss.: 22.00.06. - M., 2008. - 41 с.
2. Burdivepir. Dar bare-ye Televiziun Va Solte-ye Zhurnalism / Tarj. N.Fukohi. Tehran.. - 158 s.
3. Donis A. D. Mabadi savad-e basari / Tarj. M. Sepehr. Tehran. - S.182.
4. GunterB. Kudak va televizeun / Tarj. N. Fata, Tehran, 1380. - 298 s.
5. Hoseini H. Zibai Shenasi Va Falsafe-ye resane. Tehran. - 642 s.
6. Naini A.M. Daramadi Bar Modiriyat-e Farhangi.Tehran. - S. 25.
7. Postman N. Zendegi dar Eysh Mordan Dar Khoshi / Tarj. S.Tabataba'I. Tehran, Etelaat. - 175 s.
8. Sattari J. Hoviyat-e Melli Va Hoviyate Farhangi. Tehran. S. 142.
9. Shariatmadari A. Osole Talim Va Tarbiyat, Tehran. 198 s.
10. Televizion va radioi Tojikiston dar masiri taarih. Dushanbe: ER-graf, 2011. S. 184.