УДК811.161.1
А.Ю. Шахтина
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ В РЕТРОСПЕКТИВЕ: ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ
В статье рассмотрены основные этапы развития детского телевещания, описана тематика и жанровая особенность детских передач, анализируются предпочтения детей разных возрастных групп, приводятся примеры детских телепередач.
Дети, детская аудитория, телепередача, телевещание, программа.
The paper considers the principal stages of children's TV broadcast development. Author's attention is focused on the organization of children's TV broadcasting. The genre peculiarity and themes of children's programs are analyzed, as well as preferences of children's of different age. Examples of children's programmes are given.
Children, kids' audience, TV programme, television broadcasting.
В СССР телепрограммы для детей появились в 30-е гг. (кукольные спектакли, концерты, познавательные передачи и др.). АЛ. Юровский пишет: «Детское вещание началось в январе 1939 г. передачей "С Новым годом!" [2, с. 105]. В 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом». В конце 40-х гг. была образована детская редакция на Московском телецентре. Для детей начали создаваться специальные телеспектакли, их показывали и в экспериментальный период. В 1938 - 1939 гг. работники Ленинградской студии выпустили пробные передачи для детей. Уже первые создатели передач для детей стремились к разнообразию тематики и жанров. Регулярное телевещание для детей начиналось с передач, которые включали в себя выступления писателей, композиторов, известных артистов. В это время детские программы начали формироваться в зависимости от возраста и с учетом интересов детей. Например, для дошкольников и младших школьников выпускали пьесы-сказки. Тематика передач отвечала социально-психологическим особенностям аудитории. В те же годы апробируется возможность руководить детским восприятием, строить диалог с юными зрителями. С этой целью в передачах появляются ведущие и комментаторы.
До первой половины 1950-х гг. формируется принцип возрастного деления детской аудитории. Зачастую телепередачи предназначались для детей всех возрастов. Но вскоре стало ясно, что деление аудитории на возрастные группы неизбежно, так как развитие детей приводит к изменениям предпочтений. В 1950-е гг. вещание для дошкольников и младших школьников в основном состояло из показа мультфильмов и художественных фильмов, трансляций спектаклей и представлений. Появились программы совместного детского творчества. В начале 1951 г. на телеэкранах появилась передача «Умелые руки», которая просуществовала до 1980-х. Цель программы - расширить кругозор юного зрителя и научить определенным навыкам. Оригинальные телевизионные передачи адресовались подросткам. В 1951 г. на экране появился тележурнал «Юный пионер». Жанр тележурнала впоследствии стал востребованным на телевидении и одним из любимых среди юных зрителей. В это время создатели передач
находятся в поиске изобразительно-выразительных средств, тематики, жанров вещания для детей.
В 1960-е гг. на развитие детского телевещания повлияло постановление ЦК КПСС, где были обозначены основные недостатки вещания и четко определялись творческие и организационные задачи: «С 1960 -61 гг. должна быть обеспечена передача всеми студиями телевидения программ для детей в объеме не менее одного часа в день. Уделять особое внимание в программах развитию трудовых навыков, инициативы, самодеятельности, любознательности детей, вовлечению их в разнообразные общественно полезные дела, в коллективы юных техников, натуралистов, спортсменов» [4, с. 137].
С каждым телевизионным сезоном увеличивался объем детского вещания, разнообразнее становилась его тематика. Для каждой возрастной группы авторы и создатели старались найти формы подачи материала.
В 60-е гг. сложилась четкая адресная структура телепередач: для дошкольников и младших школьников готовились кукольные спектакли, мультфильмы, для подростков - передачи, связанные со школьной и пионерской тематикой и познавательные, для юношей и девушек 14-17 лет - тележурналы, олимпиады, конкурсы и т.д. [3, с. 426].
1 сентября 1964 г. вышел первый выпуск программы «Спокойной ночи, малыши!» В эти же годы появились постоянные персонажи - куклы Буратино, Шустрик и Мямлик, Алеша Почемучка, а позднее героями этой передачи стали Хрюша, Степашка и др. В 1960-е гг. закрепляет свои позиции спортивное направление детского телевещания. Первой в эфире появилась «Школа начинающего спортсмена», каждый выпуск которой рассказывал об определенном виде спорта. К середине 60-х гг. появились общеобразовательные передачи для школ в форме телефильма, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспута, беседы. Темы передач строго соответствовали школьной программе. Их можно было транслировать на уроке, смотреть после школы. Такие передачи были серьезным подспорьем для учителей. Популярной среди младших и средних школьников была телепрограмма «Будильник». В то время это была единственная развлекательная передача.
В 1967 г. была создана Главная редакция программ для детей и юношества Центрального телевидения, затем детские редакции в региональных телестудиях. В 60-х гг. было положено начало конкретным социологическим исследованиям в области радиовещания и телевидения. В конце 60-х - начале 70-х гг. были проведены массовые опросы юных телезрителей, помогающие определить интересы детей и подростков. Выяснилось, что большой популярностью пользовались формы активного взаимодействия дикторов с юными телезрителями в передачах «Умелые руки» (среди ведущих - В.М. Леонтьева и др.), «Выставка Буратино» (ведущий - художник В.В. Курчевский) и др. В адрес этих передач еженедельно приходило большое количество писем от юных телезрителей. С помощью писем осуществлялась обратная связь со зрителем. Детская почта - своеобразный катализатор, источник вдохновения и новых замыслов для создания детских программ.
В марте 1965 г. на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. Объем вещания составлял в среднем семь часов в сутки.
Расцвет учебного и культурно-просветительского вещания наступил в следующий период истории развития телевидения в стране - 70 - 80-е гг., когда передачи третьей программы выходили в эфир 12-13 часов в сутки [1, с. 183].
Период с начала 1970-х до середины 1980-х гг. можно назвать периодом подъема детского телевещания в стране. Количество передач резко возрастает. К тем телепередачам, что выходили ранее, добавляются новые. К этому периоду у создателей уже накоплен опыт в организации, подготовке и съемке детских телепередач. В это время создан твердый график передач: расположение передач в сетке вещания было структурировано. Существовали блоки в утренние, дневные и вечерние часы. Это значит, что к организации телевидения для детей подходили основательно. Исследования возрастных и социально-психологических особенностей детской аудитории разных возрастных групп позволили создавать передачи в соответствии с потребностями детей. Это дало возможность дифференцировать детскую аудиторию более тщательно.
В 70-е гг. адресная структура включала пять возрастных групп. Для дошкольников предназначались передачи с участием кукольных персонажей, с отрывками из мультфильмов; для младших школьников -передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью; для младших подростков - программы, ориентированные на познавательные процессы, часто с включением развлекательных и соревновательных элементов; для старших подростков - рассматривающие проблемы межличностных отношений; для юношей и девушек - посвященные проблемам самоопределения, самопознания [3, с. 426].
Программа «АБВГДейка» идеально подходит для дошкольников и младших школьников, так как ее формула заключается в познании через игру с использованием клоунады и других цирковых элементов. С 1975 г. и по сей день программа представляет
уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны. В 1970 - 1980-е гг. самой популярной среди малышей была музыкальная передача «Веселые нотки». Также в этот период пользовалась спросом передача «В гостях у сказки».
Необходимо отметить, что еще одной отличительной чертой детского телевидения 1970-х - начала 1980-х гг. является тематическое разнообразие. Практически все виды деятельности детей нашли воплощение на экране. Возросло количество передач, посвященных музыкальному воспитанию детей. Популярными были цикл «Композиторы - детям», передача «Школьникам о музыке», «Веселые нотки». Большое значение придавалось роли и месту художественной литературы в развитии личности. Эта тематика находила воплощение в разнообразных жанрах и формах: от небольших спектаклей в цикле «Читай-город» и «Стихи - детям» до телевизионных олимпиад. Особого внимания заслуживают передачи, направленные на развитие художественного творчества юных зрителей. На экраны выходили такие программы, как «В каждом рисунке - солнце», «Веселый карандаш и его друзья» и др. Научно-популярные передачи проводились в форме викторин по разным предметам школьной программы. Спортивные телевизионные игры для детей переживали в то время свой расцвет. На экране появились «Вперед, мальчишки», «Операция "Зарница"», Всесоюзная военно-спортивная игра «Орленок», «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».
В 80-х гг. с помощью социологических исследований были детально определены доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. В частности, обнаружены резкие изменения в предпочтениях: у детей 9 лет пользовались популярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях, у детей 12 лет - передачи о сверстниках и эстрадная музыка, у 15-летних - телеигры интеллектуального характера и информационные программы. Была также обоснована необходимость создания передач отдельно для мальчиков и девочек [3, с. 426].
В начале 90-х гг. возрастает общий объем телевещания для детей за счет прибавления телеканалов. Тенденция такова, что практически каждый из них транслирует мультфильмы и художественные кинофильмы, преимущественно иностранные. Показ мультфильмов становится основной формой вещания для детей. Под рубрикой «Дисней-клуб» выходили фильмы компании Уолта Диснея и сюжеты из Диснейленда. Как показало время, тенденция заполнения эфирного времени мультипликационными и анимационными фильмами стала доминировать. Сейчас почти все каналы ставят в сетку вещания мультипликационные и анимационные фильмы. Шесть лет назад детскую аудиторию завоевал российский мультипликационный сериал «Смешарики».
В 1990-е гг. Главная редакция программ для детей и юношества в Москве разделилась на две редакции. Одна сохранилась в «Останкино» и продолжила готовить традиционные популярные передачи («Спокойной ночи, малыши!», «До 16 и старше» и др.), а также создавать новые (например, «Между нами,
девочками»). Другая редакция была образована во Всероссийской гостелерадиокомпании (Творческо-производственное объединение «РОСТ») и занималась разработкой новых форм (например, разработкой программы «Там-там-новости»), Поиск новых форм детских передач ведется также местными студиями.
В это время также готовятся передачи для детей разного возраста. Продолжают выходить передачи для малышей «Спокойной ночи, малыши!», для детей младшего и среднего дошкольного возраста «АБВГДейка», для младших школьников научно-популярная передача «В мире животных», спортивная передача «Зов джунглей».
Для младших подростков до 2003 г. Центральная киностудия научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» производила ежемесячный детский научно-популярный киножурнал «Хочу все знать».
Разрабатывается теория телевизионных жанров. В качестве основных групп выделяются информационно-публицистические (репортаж, очерк, информация и т.д.), документально-художественные жанры (беседа, документальная драма, телеконкурсы и т.д.), художественно-игровые жанры (телевизионный спектакль, подразделяемый на драматический, литературный, эстрадный, музыкальный, кукольный; концерт, художественный телевизионный фильм). Особая жанровая группа - образовательные передачи (лекция, учебный театр, телеэкскурсия и т.д.). Перспективная форма телевизионного творчества - многосерийные произведения (телеповесть, телероман, телехроника) и цикловые передачи.
В 1991 г. перестали выходить передачи для школьников. Вместо учебного канала появился культурно-просветительский четвертый канал «Российские университеты». Он изобиловал случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, к тому же содержавшими скрытую рекламу. В 1994 - 1996 гг. в два приема его частоты были переданы телекомпании НТВ, которая превратила «Российские университеты» в часовую рубрику с учебными передачами для изучающих иностранные языки. В 1997 г. и эта рубрика была закрыта, а в российском эфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на систему образования молодежи [1, с. 187].
С середины 1990-х гг. передачи существенно изменяются. Они носят более развлекательный характер. Главный принцип построения передачи - игровой. Одной из просветительских и развивающих передач была семейная телевизионная игра «Звездный час».
В подготовке программ для молодого поколения стали использовать компьютерные технологии. В конце XX в. появились проекты, использующие возможность виртуальной реальности. Передача для младших и средних школьников «Позвоните Кузе» -первопроходец формата.
Также стали выходить программы, знакомящие зрителей с компьютерными новинками. В то время практически в каждом доме одна за другой стали появляться видеоприставки, которые моментально завоевали умы и сердца подрастающего поколения. На мировой рынок хлынули тысячи картриджей для самых популярных игровых систем, таких как «Денди» и «Cera».
«Денди - Новая реальность» (затем просто «Новая реальность») - детская передача о компьютерных играх на игровых приставках. Выходила с 1994-го по 1996 г. сначала на канале 2x2, затем на ОРТ. Спонсировалась фирмой Steepler, популяризирующей игровые приставки в те годы. Ведущий Сергей Супонев в течение примерно получаса рассказывал о нескольких играх для 8-битных приставок Dendy, Game Boy и 16-битных Sega, Super Nintendo.
Мы проследили историю развития телепередач для детей. Выяснили, как на протяжении десятилетий организовывались программы, как выстраивалась жанровая и тематическая структура внутри передач. Она во многом подчинялась предпочтениям детей разных возрастных групп, их социально-психологическим особенностям.
Список литературы
1. Очерки по истории российского телевидения: сборник. -М.: Воскресение, 1999.
2. Проблемы телевидения и радио: сборник. Вып. 2. -М.: Искусство, 1971.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 (М - Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
4. Советская печать в документах: сборник. - М., 1961.