Научная статья на тему 'Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития'

Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5008
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТВ / CHILDREN''S JOURNALISM / CHILDREN''S TELEVISION / MEDIA / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY / MEDIALIZED SPACE / DESOCIALIZATION / SPIRITUAL VALUES / HUMANISTIC MODEL OF TV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жукова Дарья Александровна

В статье дается определение детской журналистики, рассматриваются ее типоформирующие признаки, а также роль, которую она играет в обществе. На примере детского телевидения даётся анализ проблем и перспектив дальнейшего развития современных детских СМИ как фактора формирования индивидуального и группового сознания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития»

Жукова Дарья Александровна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89287755710)

Современная детская журналистика

как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития

Аннотация

В статье дается определение детской журналистики, рассматриваются ее типоформирующие признаки, а также роль, которую она играет в обществе. На примере детского телевидения даётся анализ проблем и перспектив дальнейшего развития современных детских СМИ как фактора формирования индивидуального и группового сознания детей.

Annotation

This article gives a definition of child journalism, considers it's type-forming signs, as well as the role it plays in society On the example of children's television provides an analysis of the problems and prospects of further development of modern children's media as a factor in the formation of individual and group consciousness of children.

Ключевые слова: детская журналистика, СМИ, детское телевидение, информация, информационное общество, медиализированное пространство, десоциализация, духовные ценности, гуманистическая модель ТВ.

Key words: Children's journalism, media, children's television, information, information society, medialized space, desocialization, spiritual values, humanistic model of TV.

РебенокХХ! в. живет в медиали-зированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни общества. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом [1, с. 40]. К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания, сегодня можно отнести не только семью, как основную ячейку общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, но и средства массовой информации.

Современный человек с раннего детства подвергается воздействию колоссального информационного потока. Еще не будучи способным фильтровать информацию, отделяя факты от мнений, а сугубо информационные материалы от

пропагандистских, ребенок особенно подвержен влиянию СМИ. Отсюда вытекает исключительная важность для общества тех специализированных СМИ, которые предназначены для детской аудитории, их первоочередная задача быть социально ответственными, осуществляя первичную социализацию личности.

Детская журналистика является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выра-

57

зительные средства, формы, способы контакта с аудиторией [2, с. 163].

Основным типоформирующим признаком всех детских изданий и телепередач является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение нескольких типов изданий и передач: для дошкольников, для младших школьников, для подростков.

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание/телепередача, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики аудитории [3, с. 113].

Детская журналистика в России имеет глубокие исторические корни. Первый в России журнал для детей - "Детское чтение для сердца и разума" Н.И. Новикова начал издаваться еще в 1785-1789 гг. В дореволюционной русской литературе и журналистике мы находим замечательные примеры того, как дворянская и буржуазная среда с ранних лет начинала прививать детям те качества, которые затем становились устойчивыми чертами личности типичных представителей этих сословий.

Советская литература и советская пресса отразили благородные черты советских детей, подростков, юношей, которые проявились и в годы гражданской, и в годы Великой Отечественной войны, а также безропотную готовность к трудовым подвигам на фабриках и заводах - бескорыстным, совершаемым лишь на благо укрепления мощи государства. Формирование личности, развитие характера будущего строителя коммунистического общества стало ответственной и почётной задачей.

Общественная трансформация, произошедшая в 90-е гг. XX в., поставила перед детской прессой новые задачи. Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние десять лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой - стал одним из главных факторов в формировании новых ценностных ори-

ентаций, в том числе и у детей, среди которых немалую роль играют культурные, эстетические и этические представления [4, с. 14]. Детская журналистика и детские СМИ стали воспитывать человека новой эпохи, принадлежащего обществу предпринимателей и потребителей.

Проанализируем проблемы и перспективы развития детской журналистики в России начала XXI в. на примере детского телевидения как самого массового из современных СМИ.

Коммерциализация телевидения в 1990-е гг. в условиях "нецивилизованного" российского информационного рынка привела к глубокому кризису вещания для детей. Резко сократился общий объем детского телевещания. В настоящее время в российском телевизионном эфире программы, ориентированные на детскую аудиторию, составляют менее 7 %. Недопустимо малым стало количество передач на центральных телеканалах, которые в изменившихся социальных условиях отвечали бы детям и родителям на волнующие их вопросы духовно-нравственного развития и реально способствовали бы этому развитию. Вместо них юным зрителям приходилось довольствоваться телезрелищами, пронизанными мотивами философии прагматизма, потребительства и нравственного бесчувствия. По оценкам современных исследователей [5, с. 123], телевидение, пребывающее в отстраненности от мира абсолютных смыслов, норм и ценностей, ничем не может помочь юным и взрослым зрителям, для которых состояние непонимания сути того, что происходит в окружающем мире и с ними самими, стало уже привычным.

Вместо прежних идеологических доминант на рубеже веков в детском телепоказе возобладала атмосфера низкосортной развлекательности, этической бесконтрольности, переходящей в безудержную вседозволенность. На телеэкран выплеснулись и мгновенно легализовались в телепространстве брань, скандалы, демонстрации всех видов непристойностей, сексуальные сцены, всевозможные формы агрессии, насилия и демонизма. Телевидение превратилось в одного из главных растлителей нации, в орудие деморализации детей и взрослых. Медиасреда, пребывающая в состоянии аномии, не способна созидать целостный мир духовно-нравственных ценностей, а может лишь разрушать его. Телевизионное пространство оказалось засорено бесчисленным множеством деструктивных идей и развращающих образов, лишающих детей возможности испытывать чувство экзистенциальной безопасности. Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала, отображающего то

______________________________________58

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

аномийное состояние, в котором находится российская социальная макросистема. Одновременно оно само является источником распространения аномийных импульсов и волн. Захлестывая массовое сознание, они делают зрителей невосприимчивыми ко многим формам социального зла, отнимая у них способность сопротивляться негативным влияниям окружающей действительности [6, с. 65].

Целый ряд деструктивных черт можно выделить в детских мультфильмах конца XX-

начала XXI вв. как зарубежного, так и российского производства (последние, как правило, строятся по шаблонам американской мультипликационной продукции).

1. Переизбыток агрессии и насилия на экране. Современные мультипликационные фильмы зарубежного производства, а также созданные по их образцу отечественные аналоги пронизывает насилие: демонстрация слишком подробных сцен драк с кровью, погонь, сцен физического подавления и уничтожения противников, убийств, акцентирование внимания на атрибутах смерти (черепах, кладбищах) составляет существенную долю их содержания [7, с. 301]. Хотя действующие в них мультперсонажи прибегают к насилию для достижения благих целей (либо целей, выдаваемых за таковые), зачастую такие фильмы несут в детскую аудиторию неоправданно высокую дозу жестокости и агрессивности. Главный герой, как правило, наиболее агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни [8, с. 83]. Такие мультфильмы - явление, лишь формально тождественное привычным для нас детским мультикам, но насыщенное, однако, иным моральным содержанием и отличное от них по техническому исполнению. Такие мультфильмы явно не предназначены для самых маленьких - хотя, как известно, любые анимационные фильмы привлекают повышенное внимание детей младшего возраста.

2. Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.

3. Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей. Кроме того, дети, не обладающие жизненным опытом и способностью к самостоятельной критической оценке увиденного на экране, вполне могут оказаться (и нередко оказываются) под вредоносным влиянием отрицательного обаяния и примера многочисленных приукрашенных и

романтизированных экранных злодеев [9, с. 36].

4. Наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.

5. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям - чаще норма, а не исключение.

6. Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя [10, с. 95].

К сожалению, практически все современные мультфильмы - это продукт массовой культуры -мультяшный "фастфуд". Черпая информацию только из таких источников, ребёнок становится абсолютно таким, как все, и не сможет стать полноправной индивидуальностью. К тому же, недопустимо малой стала доля детских телепередач, реализующих образовательные, просветительские и воспитательные функции. Подобная информационная нивелировка наносит непоправимый вред как индивидуальному, так и групповому сознанию детей. Чтобы сформировать гармоничную личность ребёнка, родителям нужно заниматься воспитанием самим, не отдавая всецело его на откуп "теленяни" [11, с. 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что в указанный период детское ТВ активно стало создавать ограниченные, замкнутые ценностносмысловые пространства, отгороженные от мира высших духовных ценностей (а зачастую и от жизненных реалий). Это в свою очередь привело к тому, что во многих случаях стала осуществляться не социализация, а десоциализация детского и юношеского сознания как на индивидуальном так и на групповом уровне, а также и его откровенная деморализация, меркантилиза-ция.

Однако, тем не менее, нельзя определять влияние телевидения на формирование самосознания и группового сознания детей исключительно как негативное. Существуют и положительные стороны детского телепросмотра, а также огромный созидательный потенциал телевидения, способный оказывать помощь в воспитании и формировании личности ребенка. Так, современное ТВ помогает удовлетворять познавательные запросы детей, дает возможность "заглянуть" в раз-

59

ные отрасли научных знаний, что способствует формированию познавательного интереса и благотворно влияет на обучение. Кроме того, телевидение влияет на развитие творческой активности, знакомит с трудом людей, тем самым дает возможность отыскать свое собственное место в жизни. Научно-популярные телепередачи знакомят с новыми областями научного знания, воспитывают стремление приносить пользу людям. Также телевидение - это повседневное доступное средство расширения кругозора, приобщения к достижениям культуры, которое позволяет детям "побывать" в разных уголках мира, учит понимать живопись, музыку, театр, архитектуру. Следует отметить, что речь здесь идет не о специфическом детском телепоказе, а преимущественно о передачах для широкой аудитории, адресованных всей семье и детям лишь как части целевой аудитории.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем детской журналистики в современной России, которые стали наиболее острыми:

усиление воздействия рекламы на воспитание личности;

вытеснение "взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для детей и подростков;

вытеснение отечественной культуры созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей.

Каковы же, в таком случае, перспективы развития современной детской журналистики, в частности детского телевидения? Сегодня для России особенно важно создание специальных каналов и проектов, развивающих детские и подростковые средства массовой информации. Осознание этой необходимости породило положительную тенденцию в развитии детского ТВ -за последние десять лет были созданы кабельные и спутниковые телеканалы для детской аудитории, а в январе 2011 г. указом Президента РФ Дмитрия Медведева начал свое вещание первый в России федеральный детско-юношеский канал "Карусель".

Ориентиром творческих исканий новых детских каналов является модель гуманистического развивающегося ТВ, опирающегося на национальные традиции и ценности [12, с. 2]. Новое детское ТВ имеет духовно-развивающую направленность, и его аудиторию составляют дети, начиная с трехлетнего возраста, младшие школьники, подростки и их родители. Его ценностные ориентиры: воспитательная направленность про-

грамм на гармоничное развитие личности ребенка - духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое; категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности - агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантилизм; демонстрация чистоты и красоты русского языка; воспитание толерантности, отрицательного отношения к различным формам ксенофобии; отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали; соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими. Творческая команда новых детских телеканалов учитывает, что потребность в новых впечатлениях и знаниях, характерная для юных зрителей, наилучшим образом развивается посредством игровых форм и жанров - мультфильмов, театрально-кукольных и цирковых представлений, передач рукодельного сотворчества, состязательных проектов, художественно-познавательных и художественно-воспитательных фильмов. Задача таких телеканалов - готовить новые поколения к жизни в сверхсложном информационном обществе с его плюрализмом мировоззрений, разнообразием ценностных и нормативных систем.

Подобное детское ТВ - это среда не просто информационная, но культуросозидающая, играющая активную роль в построении детьми собственной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Она же способна сыграть неоценимую роль в деле консолидации общества на основе не преходящих идеологических схем и политических клише, но на базисе духовных ценностей высшей пробы - нравственных, религиозных, эстетических [13, с. 77].

Детские журналисты несут большую ответственность перед своими юными читателями и зрителями, и ответственность эта, прежде всего, моральная, т.к. именно о моральном здоровье ребенка идет речь, когда он впитывает со страниц журналов и газет, с телеэкранов, такие вещи, о пагубности которых взрослые, быть может, и не догадываются. Известный журналистский принцип "не навреди" должен прослеживаться абсолютно во всех рубриках, публикациях и телепередачах: в рассказах, сказках, тестах, викторинах и мультипликационных фильмах.

1.Бакаева Ж.Ю. основные понятия и принципы информационной модели общества //Известия высших учебных заведений. Поволжский

______________________________________60

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

регион. Гуманитарные науки. 2008. № 4.

2.Грудинская В.В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 8.

3.Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 2.

4.Поликарпова Е.В. Современные масс-медиа, High-Hume технологии и формирование ценностной ориентации общества //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6.

5.Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. № 10. 2009.

6.Милицкая А.А., Борисов Е.В. Влияние телевидения на формирование нравственной позиции личности // В мире научных открытий.

2010. № 4-17.

7. Фортунатов А. Н. Телевизионное насилие как фактор трансформации картины мира у зрителей //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 2.

8. Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2010. № 2.

9. Тарасов К.А. От насилия в кино до насилия "как в кино"//Социологические исследования. 1996. № 2.

10.Щекотихина И.В. О влиянии телевидения на детей младшего школьного возраста // Гер-ценовские чтения. Начальное образование.

2011. Т. 2. № 1.

11.Кривуля Н.Г Вестернизация отечественной анимации как проявление тенденции глобализации //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2.

12.Когатько А. Г. Отечественное телевидение для детской аудитории. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. М., МГУ. 2007.

13.Корнилова Е.Е. Современные тенденции развития российского телевидения //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 1.

1. Bakayeva Zh. Y. Basic concepts and principles of information society model // Proceedings of higher educational institutions. Volga region. The humanities. 2008. № 4.

2. Grudinskaya V. V. Modern media for children and young people. Trends in the development and typological features // Herald of the Russian State Humanitarian University. 2010. № 8.

3.Rudenko I.A. Children and youth media in Russia // Bulletin of Moscow University. A series of

10. Journalism. 2003. № 2.

4.Polikarpov E.V. Modern mass media, High-Hume technologies and the formation of the value orientation of society // Humanities and social and economic sciences. 2008. № 6.

5.Bachinin V.A. Childhood and children's TV in the social context // Sociological Studies. № 10. 2009.

6.Militsky A.A., Borisov, E.V. The influence of television on the formation of individual moral position // In the world of scientific discovery. 2010. № 4-17.

7.FortunatovA.N. Television violence as a factor in transforming the world picture of the audience // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2009. № 2.

8.Fomichenko A.S. The causes of aggression in childhood // Cultural-historical psychology. 2010. № 2.

9.Tarasov K.A. From violence in movies to violence "as in the movie" // Case Studies. 1996. № 2.

10.Schekotihina I.V. On the influence of television on children of primary school age // Primary education. 2011. V. 2. № 1.

11.Krivulya N.G. Westernization as a manifestation of domestic animation trend of globalization // Herald of Moscow State University of Culture and the Arts. 2008. № 2.

12.Kogatko A.G. Domestic Television for a children's audience. Dissertation of Candidate of Philological Sciences. Moscow, Moscow State University. 2007.

13. Kornilov E.E. Modern trends in the Russian TV// Proceedings of higher educational institutions. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2007. Number 1.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.