УДК 070
ПРОГРАММНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСКИХ КАНАЛОВ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНТЕНТА В СЕТКЕ ВЕЩАНИЯ, ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
М. С. Мыгаль
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
В статье анализируется сетка вещания детских каналов, специ-ика аудитории, разнообразие контента для детей. Автор обозначает юблемы детского телевидения.
Ключевые слова: детское телевидение, программная политика, етка вещания, телесмотрение, детские передачи.
Детское телевидение - это часть специализированного телевидения, на которое возлагается миссия социализатора, воспитателя, педагога. Для детей актуально привитие патриотизма, общекультурных ценностей, формирование всесторонне развитой личности, воспитание нравственно и физически здорового поколения. Детское телевидение представляет собой передачи и другой контент (художественные фильмы, сериалы, мультсериалы, полнометражные анимационные фильмы), созданные при участии детей (авторы, ведущие, актеры, гости) и для детей. При создании такого контента учитывается специфика детского сознания, поскольку дети напрямую взаимодействуют с телевизионным продуктом. Широко используется и другой термин - «телевидение для детей». В смысловом отношении отличие «телевидения для детей» состоит в том, что передачи создают и ведут взрослые (как правило, актеры либо журналисты).
Программная политика телеканала - это часть редакционной политики, в основе которой лежат принципы телевизионного программирования канала. Программированием на телевидении называют «формирование и распределение контента в эфирной сетке. Основанная задача программирования - максимизировать аудиторию канала, сформировав и наполнив программную сетку в соответствии с запросами аудитории и с учетом возможностей телеканала» [1, http]. Детская аудитория имеет свою специфику, которую обязательно должны учитывать производители детского контента. Для детской аудитории из психологических и социальных особенностей развития главными являются:
- познание мира через идентификацию,
- обучение через наблюдение,
- склонность к подражанию.
В нашем исследовании мы проанализировали сетку вещания на детских каналах «Карусель», «Детский», «Радость моя», «Детский мир», а также канале для семейного просмотра, имеющем большую долю детского контента «Disney». При анализе наполнения каналов основное внимание мы обращали на соответствие целевой аудитории канала, соответствие программирования режиму дня ребенка, а также оценивали качество контента на канале в целом.
В первую очередь обратим внимание на направление детских каналов и аудиторию. Телеканал «<Карусель» - общедоступный круглосуточный детский российский канал для детей и юношества (о - 18 лет). Образован при слиянии телеканалов «Теленяня» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть») и «Бибигон» (ФГУП ВГТРК). Вещает с 27 декабря 2010 года. Телеканал «Карусель» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России. За рубежом вещает международная версия канала под названием «Carousel International». Цели телеканала «Карусель»: многоплановое образование и развитие современных детей и подростков, интеграция их в единую социокультурную среду, расширение кругозора.
Канал «(Disney» - общедоступный круглосуточный канал для детского и семейного просмотра (о - 18лет, молодые семьи). Disney Channel был создан 18 апре-
ля 1983 год в США (компания «The Walt Disney Company») и широко распространился по всему миру. В России вещает с 10 августа 2010 г. Канал Disney официально не попал в список претендентов на попадание во второй мультиплекс цифрового телевещания в России, так как у этого канала зарубежный контент занимает 95% эфира.
Телеканал «Детский» представляет собой современный канал для детей 6 - 12 лет. Миссия телеканала: соединить в одном пространстве разных детей и разные поколения, формировать общие ценности. Канал начал вещание 1 июля 2006 года по спутниковым и кабельным сетям.
«(Детский мир» - платный детский канал (4 - 14 лет, родители). На канале представлены мультфильмы СССР, детские фильмы, зарубежные мультсериалы. Весь контент закупается. Трансляция ведется с 3. 00 до 21.00 ч.
««Радость моя» - детский семейный образовательный телеканал (0 - 18 лет, семейный), основная задача которого состоит в формировании у зрителей системы нравственных ориентиров на основе семейных и культурно-исторических ценностей. «Радость моя» ведет круглосуточное вещание по спутниковым и кабельным сетям за счёт оригинальных программ собственного производства. Начал трансляцию с января 2008 года.
Из приведенного описания следует, что данные каналы имеют различные направления, аудиторию, цели. Поэтому сетка вещания, контент, финансирование, способы популяризации каналов совершенно разные. Подробнее рассмотрим эти положения на примерах.
Начнем с анализа телеканала «Карусель». Телеканал имеет четыре четких всплеска телесмотрения в будни (см. рис. 1).
Рис. 1 Динамика телесмотрения канала «Карусель»
Первый всплеск телесмотрения наблюдается с 7.30 ч. до 8.00 ч. В это время дети младшего и старшего возраста обычно собираются в детский сад, школу. Самой многочисленной группой на данном пике является дети от 3 до 8 лет. Этот отрезок времени короткий, к тому же здесь в большей степени присутствует фоновое смотрение, так как дети утром сосредотачиваются на других более важных делах. Второй пик телесмотрения про-
исходит в промежутке между 10.00 и 11.00 часами. Здесь самой многочисленной группой являются дети в возрасте до 2 лет. Как правило, эти дети еще не ходят в детсад (в детских садах, школах с наличием телевизора детские каналы смотрят редко). Также в этот период смотрят телевизор дети, которые учатся во вторую смену. Третий всплеск просматривается между 14 и 15 часами, в данном промежутке лидирует группа детей от 9 до 12 лет. Это связано с тем, что дети возвращаются со школы. Третий всплеск телесмотрения возникает у всех групп детей между 19 и 21 часами. Это вечернее время, когда можно немного посмотреть телевизор, отдохнуть и ложиться спать. Как правило, этот период считается временем семейного просмотра телевидения. После 21:00 ч. активность телесмотрение падает. В выходные дни на канале наблюдается 2 пика телесмотрения: с 9.30 ч. - 11.00 ч. и с 18.30 ч. -21.00 ч. Утром самой многочисленной группой являются дети от 3 до 8 лет, вечером - дети от 9 до 14 лет. В выходные дни дети просыпаются позже, активнее смотрят телевизор вечером.
На телеканале «Карусель» представлен следующий контент: детские программы, телесериалы, мультфильмы, мультсериалы, художественные фильмы. Мы подсчитали процентное соотношение передач телеканала в будние и выходные дни. В будние дни мультсериалы составляют 66 % эфирного времени, далее следуют передачи - 21 %, телесериалы - 6 %, художественные фильмы - 5 %, мультфильмы - 2 %. В будни более половины эфирного времени отведено под показ мультсериалов. Более половины мультсериалов представлены зарубежным контентом (страны-производители Великобритания, США, Канада, Германия, Италия, Франция, Австралия и др.). Российский рынок мультсериалов только начал развиваться в последние годы. На канале транслируются современные российские мультсериалы «Маша и медведь», «Лунтик и его друзья», «Смешарики», «Белка и Стрелка. Озорная семейка», «Тишка-паровозик», «Фиксики», «Гора самоцветов», «Незнайка на Луне». По популярности мультсериалов на канале лидирует м/с «Фиксики», который рассказывает о дружбе ребенка Дим Димыча с гаечными человечками, ремонтирующими технику (см. рис. 2).
Рейтинг лицензионных мультсериалов телеканала "Карусель"
1 23456789
Мультсериалы
1 - Фиксики (Россия); 6 - Смешарики (Россия);
2 - Смурфы (Франция); 7 - Маша и медведь (Россия);
3 - Дружба -это чудо (США, Канада); 8 - Новые приключения пчелки
4 - Приключения капитана Врунгеля (СССР); Майи (Германия, Чехия);
5 ■ Лунтик и его друзья (Россия); 9- Веселые правозики из Чаггинтона (Великобритания)
Рис.2 Рейтинг лицензионных мультсериалов телеканала «Карусель»
Второе место среди детского контента канала занимают передачи. По функциям можно выделить следующие передачи: обучающие (15 передач), познавательные (13 передач), развлекательные (61 передача). По тематическим направлениям можно выделить следующие передачи:
- спортивные («Олимпийцы», «Спорт - это наука», «Зарядка с чемпионом», «Прыг-скок команда» др.);
- музыкальные («Неовечеринка», «Смешные праздники», «Танцы под Фа-соль» и др.);
- культурно-просветительские («Русская литература. Лекции», «Про палитры и пюпитры», «История искусств в месте с Хрюшей и Филей», «История России. Лекции» и др.);
- кулинарные («Маленький шеф», «Неокухня», «Секреты маленького шефа» и др.);
- о животных («От носа до хвоста», «Жизнь замечательных зверей», «Ребята и зверята» и др.);
- интеллектуальные («Вопрос на засыпку», «Сразись с нацией», «Один против всех» и др.);
Отметим, что на канале также присутствуют выпуски обучающих передач, с помощью которых можно научиться что-либо мастерить своими руками, развить творческие способности, фантазию. Например, передачи «Давайте рисовать» и «Академия художеств» помогают детям научиться рисовать от простых элементов до сложных изобразительных жанров, программа «Лови момент» рассказывает о мастерстве фотосъемки, передачи «Волшебный чуланчик», «Фа-соль. Мастерская», «ГОЛОВАстики» помогут зрителям смастерить поделки из подручных вещей, научиться современным популярным изобразительным жанрам, типа лепка из глины, песка или надувание необычных мыльных пузырей, а в «Школе волшебства» дети узнают о секретах фокусов. На канале транслируются передачи с научным уклоном - «Естествознание. Лекции + Опыты», «Простая наука». В двух минутных выпусках «Простой науки» ведущим проводится опыт, при этом ведущий ничего не говорит. Далее ведущий, молча, оценивает результат эксперимента, а текстом сопровождается объяснение опыта и вывод. На канале идет показ передачи о космосе «Пора в космос», созданной совместно с Роскосмосом.
На «Карусели» в основном транслируются передачи собственного производства, также в повторах идут «Ералаш» («Первый канал») и «Спокойной ночи, малыши» («Россия 1»), повторяются передачи каналов «Бибигон» и «Тетеняня». В передачах используется несколько вариантов ведущих: взрослый в каком-либо образе/в роли самого себя («Мультстудия», «Мода из комода»), несколько взрослых в роли самих себя («Олимпийцы»), взрослый и сказочный/кукольный персонаж («Бериляка учиться читать», «Funny English», «Спокойной ночи, малыши»), взрослый и ребенок/дети («Дорожная азбука», «Большие буквы»), дети и сказочные персонажи («Мы идем играть», «В гостях у деда-Краеведа»), дети («Неокухня», «Пора в космос», «Служба спасения домашнего задания»). Наиболее удачный вариант построения передачи, в котором дети будут играть активную роль в качестве участников, ведущих. Однако в большинстве передач детям отводится роль пассивных наблюдателей, публики в зале, либо только обозначенной аудитории, находящейся по ту сторону экрана. Передачи неравномерно распределяются между детьми. Регламент передач составляет 15, 25, 40 минут. Регламент недавно появившегося музыкального шоу «Голос. Дети» составляет 110 минут. Передача транслируется в субботу вечером, после повтора в пятницу на «Первом канале». На канале «Теленяня» больше учитывалась аудитория младшего и среднего возрастов, в сетке вещания передачи составляли 35 % от общего времени.
На канале транслируются телесериалы российского («Классная школа», «Своя команда» и др.) и зарубежного производства («Лентяево», «Доктор Кто» и т.д). В России снимается незначительное количество детских сериалов. Многие сериалы идут в повторах, после премьер на других каналах («Кадетство», «Папины дочки»). Художественные фильмы и мультфильмы, представленные на канале, транслируются в меньшей степени. Мультфильмы состоят из советской мультипликации, а также новых современных проектов («Колыбельные мира»). Художественные фильмы представлены в основном экранизацией литературных произведений, созданных в советский период. Изредка на канале показывают детские концерты. В выходные дни соотношение между программами канала распределяется более равномерно: художественные фильмы - 14 %, мультсериалы - 25 %, передачи - 19 %, телесериалы - 15 %, мультфильмы - 27 %.
Далее рассмотрим соответствие программной сетки распорядку дня ребенка. Утром эфир канала состоит из мультсериалов, 2-х обучающих передач для дошкольников - «Бериляка учиться читать», «Funny English» и спортивной передачи «Прыг-скок команда». Вполне оправдано наличие обучающих передач в 9.05 ч. и 10.55 ч., но спортивная передача, под которую дети могут сделать зарядку, транслируется в 6. 00 ч. утра, когда дети еще
спят. Ранее «Прыг-скок команда» стояла в утреннем буднем эфире в 10.50 ч. и 11.50 ч., причем в 10.50 ч. выпуски были для детей 4-5 лет, а 11.50 ч. показывали выпуски с более сложными упражнениями, которые могли выполнить дети старшего возраста. К тому в послеобеденном эфире передачу показывали на выходных. Послеобеденный эфир состоит из обучающей передачи «Давайте рисовать», мультсериалов, развлекательных передач «Форт Боярд» и «Ералаш», телесериала. Ранее после 15. 00 ч. в эфире стояла полезная для школьников передача «Служба спасения домашнего задания», в которой дети объясняли в доступной форме по заявкам непонятные в школе темы из разных областей знания. Вечерний эфир представлен развлекательными мультсериалами, телесериалами, передачей «Спокойной ночи, малыши» и художественным фильмом по литературному произведению, транслируемом после 23.00 ч. На выходных контент немного меняется, идут пре-мьерные выпуски развлекательных передач, интеллектуальных викторин, мультсериалов.
Канал «Карусель» транслирует спонсорскую рекламу в начале и конце передач, между передачами идут анонсы и информационные блоки о конкурсах и мероприятиях телеканала. На сайте «Карусели» в разделе «форум» телезрители высказывают свои пожелания, задают вопросы модераторам сайта. Телеканал выступает организатором и информационным партнером многих мероприятий для детей (День защиты детей 1 июня в ЦПКиО им. Горького, «Цирк Деда Мороза», фестиваль детского телевидения «Включайся!» и др.), а также регулярно проводит конкурсы для детей. В отдельные дни проходят тематические подборки контента, посвященные какому либо событию. Это может быть как часть эфира, так и программа в течение всего дня. Например, передачи «Олимпийцы», «Спорт-это наука», выходили в повторах накануне и в течение проведения Зимних Олимпийских игр - 2014, 23 февраля эфир проходил под слоганом «Равнение на праздник», 8,9,10 марта - «Все, что нравится девчонкам». Аналогичные тематические эфиры проходят в течение всего года (День матери, День Победы, День защиты детей, Новый год). Однако небольшие тематические патриотические эфиры (День защитника Отечества и День Победы) на канале вряд ли могут способствовать развитию патриотизма у телезрителей, если нет регулярных патриотических, исторических передач. Канал имеет награды в области телевидения и успешно продвигает себя и свой контент.
Телеканал «Disney» ранее конкурировал с «Каруселью», однако в последнее время канал позиционирует себя, как канал семейного и детского просмотра. В будни эфир состоит из развлекательных мультсериалов, фильмов, передач, мультфильмов, телесериалов (см. рис. 3).
художест. фильмы 19%
передачи 7%
телесериалы 33%
мультсериалы 41%
Рис. 3 Соотношение программ на канале "Дисней" в будние дни
В выходные дни сетка вещания несколько меняется: появляются мультфильмы (8%), увеличивается доля мультсериалов (57%) и художественных фильмов (23%), в то время как уменьшается количество телесериалов (9%) и передач (3%).
Утром эфир канала складывается из мультсериалов, советских мультфильмов, российских передач. В будни с 8.00 ч. до 9.25 ч. идет блок мультсериалов «Узнавайка» для детей младшего возраста («Спецагент Осо», «Умелец Мэнни», «Доктор Плюшева» и др.). Со временем данный блок обрел самостоятельность и превратился в канал «Disney Junior», что позволило расширить сегментацию аудитории. В выходные дни этот блок также идет
на канале, но начинается с 6.00 ч. и идет до 9.00 ч. в послеобеденное время продолжаются мультсериалы, которые чередуются с подростковыми, молодежными сериалами («Высший класс», «Джесси», «Остин и Элли»). Вечером до 19.30 ч. в эфире транслируются мультсериалы, идут премьерные выпуски новых сериалов и фильмов. Таким образом, вечерний и частично ночной эфир предназначен для молодежной, семейной аудитории. В выходные дни и пятницу идут марафоны классических мультсериалов студии «Disney» (один и тот же сериал транслируется от 2-х до 7,5 часов), российские передачи утром и после обеда, а также оригинальное кино канала и студии «Disney». В утреннем буднем эфире, а также вечернем выходном показывают советские мультфильмы и художественные фильмы.
Можно выделить несколько тематических блоков использующихся на канале:
- «Узнавайка» - современные мультсериалы для детей младшего возраста;
- «Субботний Киновечер» - три фильма, включающие один полнометражный мультфильм и два полнометражных художественных фильма;
- «Золотая Коллекция Disney» - классический анимационный фильм из «Золотой Коллекции Disney», транслируемый 2 раза в месяц по воскресеньям;
- «Наши сказки» - советское кино и мультфильмы.
Как было отмечено ранее, основной контент представлен программами собственного производства канала и студии «Disney». Однако в связи с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с 2013 года канал меняет сетку вещания, включая в эфир программы российского производства. В России производят семейные передачи «Мама на 5 +», «Это мой ребенок», «Устами младенца», мультсериалы «Новаторы», «Пластилинка. Азбука», телесериалы «Приколы на переменке» и «После школы». Все названные передачи развлекательного характера, как и весь контент канала «Disney». Доля российского контента на канале составляет 5 % (505 мин. в неделю).
Из анализа программирования канала следует, что утренний эфир направлен на зрителей от 2 до 7 лет, послеобеденное время отводится подростковой и молодежной аудитории, вечернее время направлено на семейный просмотр. Телеканал «Disney» (в международной версии - «Disney Channel») - один из популярных семейных каналов во всем мире. Информационная продукция компании «The Walt Disney Company» неоднократно транслировалась на других российских телеканалах («Первый канал», «СТС», «ТНТ» и др.). В продвижении своей продукции компания явно преуспела, об этом свидетельствуют доходы от бизнеса. «По итогам первого полугодия 2012-2013 гг. прибыль составила 2,895 млрд. долл.» [6, http]
Канал использует спонсорскую рекламу вначале программы, также реклама идет между передачами, однако это реклама товаров и услуг для взрослых. Наличие любой рекламы на канале с детской аудиторией является небезопасным предприятием. Влияние компании распространяется за рамки компания «The Walt Disney Company», ведь в ее состав включены киностудии, тематические парки, телесети. Именно американские медиаконгломераты постепенно превращают детство в индустрию развлечений, средство получения прибыли. Разрекламированные экранные герои становятся брендами: их образы используются в создании печатной продукции, детских игрушек, видеоматериалов. Большинство товаров не приносят пользы детям.
Канал проводит различные конкурсы, например, «Мой Camp Rock», «Танцевальная Лихорадка. Твой выход!», «Звезда Канала Disney». На данный момент канал проводит два больших конкурса - «Знаток Канала Disney» и «Золотая Коллекция Disney». Также как «Карусель» канал проводит тематические эфиры, например, «Страшно интересные премьеры на канале Disney». В этом эфире накануне Хэллоуина канал показал художественные и анимационные фильмы, специальные тематические эпизоды любимых сериалов, а также оригинальное кино Канала «Disney» о приключениях ведьм, привидений и колдунов). Подобные эфиры традиционно проходят на Новый год, Китайский Новый год, 14 февраля - «День всех влюбленных», 23 февраля - «День супергероев» и т.д. Выбор тематического эфира связаны с традициями праздников западноевропейской и американской культуры. Поскольку телеканал зарубежный, то он неизменно будет ориентировать на зарубежный образ жизни (традиции, праздники, отношения, поведение и др.). В этом состоит главная особенность трансляции контента на канале.
Телеканал «Детский» представляет собой «идеальную платформу для связи между поколениями: в легкой и доступной форме детям передаются «вечные» ценности и идеалы, которые разделяют их родители» [3, http].
Аудитория телеканала состоит из детей и взрослых: 34 % - дети 4 - 17 лет, 31 % -взрослые 25 - 44 г., 15 % - взрослые 18 - 24 г., 19 % - взрослые старше 45 лет.
В сетке вещания телеканала преобладают мультсериалы. В будние дни соотношение между контентом канала распределяется следующим образом: мультсериалы - 73 %, телесериалы - 15 %, мультфильмы - 9 %, передачи - 3 %. В выходные дни сетка вещания существенно не меняются, только в процентом соотношении меняется местами телесериалы - 9 % и мультфильмы - 15 %. В сетке вещания в течение всего дня чередуются мультсериалы российского и зарубежного производства и зарубежные телесериалы, на фоне которых есть несколько развлекательных передач собственного производства «Готовим с мамой», «ЗанзиБар», «Girls only» и др. Мультсериалы и телесериалы - это в основном, вторичный контент, который успешно транслировался на общедоступных каналах или специализированных детских каналах. Например, в числе программ канала имеются мультсериалы и телесериалы - «Фиксики», «Машины сказки», «Белка и Стрелка. Озорная семейка» («Карусель»), «Лиззи Магуаер» («СТС»), «Охотники на драконов» («2x2» и «Карусель»), «Инспектор Гаджет» («РЕН ТВ», «СТС») и т.д.
С 20 декабря 2011 года был изменен логотип и графическое оформление, в эфир добавили 5 уникальных персонажей, олицетворяющих интересы современных детей. На канале присутствует реклама. При поддержке канала «Детский» проводятся различные мероприятия, конкурсы и праздники, такие как «Фестиваль мультфильмов «Союзмультфильм»», новогодние представления, конкурс фраз телеканала «Детский», весёлый праздник «Школа пиратов»» и др. Канал проводит тематические эфиры (День семейного кино, День волшебства, День домашних любимцев, День ангелов и т. д.).
Сетка вещания телеканала «Детский мир» формируется из одного оригинального шестичасового блока и двух блоков в повторах. В течение недели соотношение наполнения не меняется. Данный канал - один из первых специализированных каналов (вещает с 1997 г.), направленных на детскую аудиторию.
мультфильм ы 31%
мультсериал ы 28%
художествен. фильмы; 41
Рис. 4. Контент канала «Детский мир»
На канале представлены: мультфильмы СССР, советские детские фильмы, зарубежные мультфильмы и мультсериалы. Зарубежная продукция появилась в сетке вещания в 2009 г. Из-за небольшого количества программ, канал часто показывает повторы, что делает его однообразным, неспособным конкурировать с другими детскими каналами. С середины 2009 года на канале транслируется реклама.
Последним в нашем исследовании находится семейный образовательный платный канал «Радость моя». Сетку вещания составляют передачи - 94%, телесериалы - 3 %, художественные фильмы - 2 % и мультфильмы - 1 %. В выходные дни до 15 % увеличивается доля художественных фильмов, передачи составляют 79 % эфира и 6 % приходится на мультфильмы.
«Радость моя» - светский телеканал, формирующий приверженность православным традициям. Название канала «Радость моя» происходит из приветствия одного из наиболее почитаемых русских святых - преподобного Серафима Саровского. История ка-
нала начинается в 2003 г. Тогда была создана производящая телевизионная компания для выпуска детских программ и документально-публицистических фильмов. Снимаются телепередач «Шишкин Лес», «Доброе слово», «Закон Божий», «Куликовская битва», «Третьяковская галерея». Изначально эти передачи транслировались на телеканалах «Культура», «Спас»,«Союз», «КРТ», «Глас». В 2007 г. создается анимационная студия, которая спустя два года перерастает в отдельную структуру - кинокомпанию «Мироздание». С 2008 года начинается официальное вещание телеканала «Радость моя», в том же году канал организует собственное кинопроизводство (художественный фильм «Щенок»).
Визитная карточка телеканала - цикл программ для маленьких зрителей «Шишкин лес». Кукольные персонажи (Зубок, Коксик, Веснуска, Шуня, Енот-Енотыч, Матильда Леонардовна) вместе с ведущим-взрослым поют, рассказывают сказки, изучают школьные предметы, мастерят поделки, учатся уважать старших и помогать младшим, прощать и понимать друг друга, справляться со страхом и ленью. В передаче есть рубрика «Мастерская», помогающая детям младшего возраста сделать оригинальную поделку или новую игрушку своими руками. Другие проекты «Сказки и истории», «Доброе слово» будут интересны как детям, так и взрослым. Передачи представляют поучительные истории, которые могут произойти с каждым зрителем. «Сказки и истории» - это инсценировка ситуации, вначале появляется ведущий, который подводит к рассказу, а затем актерами обыгрывает-ся сама ситуация, в конце передачи ведущий выносит мораль. В передаче «Доброе слово» ведущий читает рассказ или сказку, попеременно на экране появляется мультипликация, в конце передачи ведущий также выносит мораль. Есть обучающие программы, например, «Академия занимательных наук», «Академия занимательных искусств», в доступной форме рассказывающие о школьных дисциплинах математике, химии, физики, биологии, музыке, словесности, географии. На канале транслируются разнообразные по жанрово-тематичекому составу передачи: молодежные ток-шоу («СО-ВЫ», «Новый уровень»), передачи о воспитании детей («Взрослым о детях», «Мне нужен совет»), патриотические передачи («Знай наших», «Аты-баты», «Своими глазами»), музыкальные программы («Выше крыши», «Колыбельные песни», «Песенка в подарок»), спортивные передачи («Веселая зарядка», «На старт») и др.
культурно-просветительские; 24
православные; 12
спортивные; 3 музыкальные; 6
для семейного просмотра; 9
образовательные; познавательные;
17 14
Рис. 5. Разнообразие передач на канале «Радость моя»
Многие передачи несут в себе поучительное начало. Также немаловажным блоком в сетке канала является религиозные передачи («Дом, в котором живет Бог», «Рассказы о святых», «Закон Божий» и др.), публицистические фильмы о святых, ученых, актерах и простых людях («Князь Андрей», «Люди и куклы», «Школа акварели Сергея Андрияки» и др.). Канал поддерживает патриотические традиции в сериях передач. Например, передача «Аты-быты», ведущим которой является известный актер Ю. Григорьев в образе бывалого солдата, рассказывает о военной истории России. На канале не хватает только научно-популярных программ, но имеются обучающие школьным дисциплинам, как мы отмечали ранее. Регламент передач составляет 7, 15, 25, 40 и 60 минут.
В сетке вещания контент распределяется равномерно в течение дня, отвечая требованиям детской и взрослой аудитории. Утренний эфир заполняют обучающие, познавательные, развлекательные передачи, есть небольшая доля мультфильмов, семейных передач, художественных фильмов. После обеда на канале можно посмотреть мультфильмы, документальные фильмы, познавательные, духовно-просветительские, развлекательные, семейные, обучающие передачи, документальные фильмы и детский сериал. В это время из школы возвращаются учащиеся, есть контент для них и для малышей. Вечернее время отведено под семейный просмотр. В это время в эфире транслируются патриотические, исторические, духовно-просветительские передачи, детский сериал, сказки для самых маленьких. На канале, по нашему мнению, наиболее грамотно построена сетка вещания. В прошлом году в эфире канала появился информационный жанр «Детские новости» - программа, которую делают дети. До этого жанра детских новостей на российском телевидении давно не было. Немейский детский канал «KI.KA» уже несколько лет успешно практикует этот жанр. Ранее мы отметили, что в выходные дни увеличивается доля развлекательного контента: художественных фильмов и мультфильмов.
Все, что транслирует канал, он производит сам. Кроме того, каждая программа -это отдельный проект. Например, цикл передач «Шишкин лес», имеет свой мультимедийный сайт, журнал, также выпускает видео и печатную продукцию. Канал также основал интернет-магазин с различной продукцией. Ведущие канала - это актеры театра и кино -Ю. Григорьев, А. Арцев, С. Григорьев, Ю. Пустовойтова, С. Степченко, Д. Платонов, Л. Со-ломенцева и др. Эти ведущие - разносторонние образованные люди, к ним обращаются по имени Антон, Юля (также как и современной версии «Спокойной ночи, малыши»). В конце многих передач ведущие говорят - «Ангела-Хранителя вам. До новых встреч» или «Храни вас Господь». В передачах актеры одеты скромно, в закрытую неброскую одежду. Это представляет собой контраст в отличие от гламурной стилистики ведущих каналов «Карусель» и «Дисней».
Передачи канала транслируются на других каналах «Союз», «Мир Белогорья», «Культура», «Спас», «КРТ», «Глас». Еще до запуска телеканала и во время его работы «Радость моя» получил 43 награды в областях телевидения, кинематографа, педагогики. В 2013 г. телеканал стал победителем в 2-х проектах - во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя», в Национальной Премии в области многоканального цифрового телевидения «Большая Цифра», категория «Новое Российское телевидение», номинация «Детский канал» (приз зрительских симпатий). Канал также является организатором многих детских и семейных мероприятий - фотофестиваль «Рождественская история», новогодние представления с героями «Шишкиного леса» и т. д. В сетке вещания отсутствует реклама. К настоящему времени телеканала «Радость моя» вещает во всех регионах РФ через спутниковых и кабельных операторов. На форуме сайта телеканала можно прочитать много добрых отзывов о работе творческой команды канала. Однако каналу тяжело пробиться к своей аудитории. Конечно, детские каналы «Карусель», «Дисней», «Nickelodeon», даже «Детский мир»_популяр-нее у аудитории, так как более доступны. Например, у цифрового оператора «МТС» эти каналы идут в базовом пакете, а такие каналы как «Радость моя», «Детский», «Мать и дитя», «Gulli» находятся в платном пакете «детский».
Таким образом, мы рассмотрели особенности программной сетки телеканалов «Карусель», «Детский», «Радость моя», «Детский мир», «Disney». Выделим особенности программной политики на данных специализированных каналах:
1. наполнение большинства каналов состоит из мультсериалов, детских передач, художественных фильмов, мультфильмов, телесериалов;
2. развлекательный формат доминирует над другими жанрами и функциями детского телевидения;
3. большинство каналов формирует непродуманную сетку вещания без учета специфики детской аудитории;
4. детские каналы не могут обойтись из коммерческой составляющей функционирования телевидения - рекламы;
5. использование качественных программ собственного производства повышает популярность и доброжелательное отношение у аудитории каналов;
6. на большинстве каналов присутствует высокий уровень интерактивности;
7. каналы способствуют вовлечению детей в творческие конкурсы и мероприятия.
Большинство каналов транслирует мультсериалы в качестве основного контента.
На канале «Радость моя» используется информационный жанр детских новостей, канал «Карусель» изредка показывает детские концерты. Практически утрачены такие художественные жанры советского детского вещания, как спектакли и детские концерты. Хотя телеканалы «Культура» и «ОТР» в последнее время ведут показ именно этих программ для детей. В СССР с показа детских спектаклей начинала формироваться система детского телевещания: в 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом». Театральные жанры не устарели, ведь существует детские театральные студии и драматические кружки в средних школах. Трансляция театральных, музыкальных, танцевальных постановок, балета, цирковых представлений может способствовать не только привлечению новой аудитории, но и формированию художественно-эстетического вкуса у детей.
Передачи на каналах ограничены по тематическому составу. Существует небольшое количество военно-патриотических, научно-популярных, изобразительных, исторических передач. Советский детский показ отличался жанрово-тематическим разнообразием. В советский период важную роль в формировании стилистики передач играл ЦК СССР. Так была заложена миссия детского направления: «С 1960-1961 гг. должна быть обеспечена передача всеми студиями телевидения программ для детей в объеме не менее одного часа в день. Уделять особое внимание в программах развитию трудовых навыков, инициативы, самостоятельности, любознательности детей, вовлечению их в разнообразные общественно-полезные дела, в коллективы юных техников, натуралистов, спортсменов» [5, с. 137]. Полагаем, что данная формулировка с небольшими ремарками актуальна в настоящее время. Однако небольшой процент каналов, а именно каналы с православным уклоном («Радость моя»), способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
В ходе рассмотрения программирования каналов, мы отметили, что большинство каналов транслируют преимущественно развлекательный контент («Карусель», «Детский», «Disney», «Детский мир») и располагают сетку вещания неравномерно для аудитории («Карусель», «Детский мир»). Понятно, что каналам с широкой аудиторией труднее построить сетку вещания, учитывая интересы всех зрителей. Наиболее целесообразно сочетать обучающие передачи с познавательными и развлекательными, если таковые есть на канале. При этом помнить о возрастной категории аудитории и располагать сетку вещания с учетом распорядка дня ребенка. Утром обязательна к показу спортивная передача, помогающая выполнить зарядку и взбодриться. Днем полезно показать познавательные передачи и развлекательные, а также телесериалы. Вечером детям рекомендуют не засиживаться долго за телевизором/компьютером, поэтому требуется «успокаивающий» контент (для дошкольников - передача со сказкой на ночь и колыбельной песней).
Некоторое время детские каналы обходились без рекламы, в перерыве между передачами транслировались анонсы телеканала. Иногда перед началом детской передачи показывают спонсорскую рекламу, а между передачами есть реклама детской продукции (питание, аксессуары, игрушки). Особенность детской аудитории в том, что ребенок не может непосредственно совершить покупку, воздействие рекламы происходит опосредовано - от ребенка к взрослому. Родитель в конечном итоге принимает решение о покупке. Детская целевая аудитория на телевидении интересна производителям игрушек. На рынке детских игрушек основными компаниями являются компании «Hasbro», «Saks», «Lego», а также крупнейшие дистрибьюторы - «Юнитойс», «1 TOY», ритейлеры «Детский мир», «Кораблик». Медиадиректор «OMD Media Direction» О. Митягина отмечает: «С ростом продаж растут инвестиции в рекламу. В этой категории основная аудитория - дети от 4 до 12 лет. Кроме того, детская аудитория интересна ряду крупнейших производителей молочных и кондитерских изделий, имеющих "детские линейки"» [4, http].
Каналы «Карусель», «Радость моя», «Disney» используют в эфире преимущественно программы собственного производства, в то время как каналы «Детский мир» и «Детский» закупают и транслируют вторичную продукцию. Большинство каналов имеют высокий уровень интерактивности и стимулируют участие детей и взрослых в творческих конкурсах и мероприятиях.
Заинтересованность государства и общества в целом играют немаловажную роль в воспитании современных детей. Детская культура развивается необособленно, она встрое-
на во взаимодействующие сферы - политическую, социальную, экономическую, духовную. Детское телевидение испытывает влияние общей социальной обстановки в стране, например, в 1990-е годы многие детские передачи в России закрылись по причине смены политического и экономического курсов. Негативным моментом в истории детского телевидение становиться проникновение коммерции и глобализации и, как следствие выход на первый план второстепенной функции телевидения - развлекательной. Продукция зарубежных производителей первое время выходила неадаптированной для отечественного зрителя, без учета реалий страны проживания. Детские психологи предлагают установить над телевизионными проектами для детей психологический и образовательный контроль. «Специалисты по детскому развитию должны присутствовать на всех этапах телевизионного производства, начиная с формирования концепции программ и заканчивая предварительным просмотром пилотных выпусков в детских садах для уточнения содержания и формата программ» [2, http].
Для российского зрителя транслируется два общедоступных детских канала («Карусель», «Disney»), эти каналы практически не имеют конкурентов, однако, доля познавательных и обучающих, патриотических программ на них невысока. Позиционирование телеканала «Карусель» как главного детского канала страны с много обещающей миссией, включающей разностороннее образование и развитие современных детей и подростков, не может быть реализовано на одном только развлечении. Продвижение образовательных и семейных каналов, таких как «Радость моя» может улучшить ситуацию на детском телевидении, которое медленно выходит из кризиса.
Список литературы
1. Дашевская И. Масс Медиа: программирование на ТВ [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.broadcasting.ru/articles2/content/mass-media-programmirovanie-na-tv, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Зенькова Г. М. Проблемы психологического обоснования и экспертизы содержания телепрограмм для дошкольников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zdorov-malysh.ru/stati/det-tv, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. О канале [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://telekanaldetskiy.ru/about, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Севрюкова Е. Детская аудитория становится все менее интересной для телеканалов / РБК daily [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/media/ 562949980620091, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Советская печать в документах. М.: Госполитиздат. 1961. - С. 137
6. Walt Disney вновь вышел на рост прибыли [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/08/05/2013/856876.shtml, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
PROGRAM POLICY OF CHILDREN'S CHANNELS IN RUSSIA: FEATURES OF DISTRIBUTION OF A TELEVISION CONTENT IN A BROADCASTING GRID, GENRE AND THEMATIC STRUCTURE, TARGET AUDIENCE
M. S. Mygal The article analyzes the grid of a broadcasting of children's channels,
specifics of audience, a variety of a content for children. In research prob-Belgorod National lems of children's television are designated.
Research University
Keywords: children's television, program policy, broadcasting grid,
e-mail: telewatching, children's transfers.