Научная статья на тему 'История отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников)'

История отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2943
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Когатько А. Г.

В статье рассматривается история отечественного телевещания для детей, преимущественно дошкольного (3-6 лет) и младшего школьного (7—9 лет) возраста, дается его периодизация. Анализируется эволюция взглядов общества и государства на сущность и задачи телевещания для детей с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию, современное состояние телевидения для детей и основные тенденций его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Когатько А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of children''s television in USSR and post-Soviet Russian Federation

The article studies the history of Soviet and modern Russian television for children of pre-school (3-6 years) and primary school age (7-9 years). By analyzing the most successful TV programmes of the past, the author outlines the principal subject and genre features at every development phase as state and society evolve in their understanding of TV educational impact on children.

Текст научной работы на тему «История отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников)»

А.Г. Когатько

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников)

Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором развития личности, тем более в период активной социализации, когда складываются отношения юного человека с обществом. Силу воздействия СМИ, которое может быть как созидательным, так и разрушительным, трудно переоценить. В первую очередь, это касается телевидения, поскольку оно оказывало и оказывает колоссальное влияние на зрителя-ребенка. Более того, это влияние год от года становится все ощутимее. Во многом телевидение можно считать лидером процесса общественного воспитания. А между тем последнее исследование, посвященное телевещанию для детей, было опубликовано 30 лет тому назад, тем самым логика развития научных изысканий в этой сфере надолго прервалась. Назрела необходимость, хотя бы отчасти, восполнить образовавшийся пробел. Воссоздание истории детского телевизионного направления в России - одна из актуальных задач для современной журналистики.

Российское телевидение для детей в своем развитии прошло через несколько этапов. Эксперименты и поиски 1930-1950-х годов подготовили почву для разработки научно обоснованной концепции детского телевещания последующего десятилетия. Успехи 1970 - начала 1980-х годов были обусловлены творческими усилиями работников телевидения, грамотным подходом к проблемам воспитания с помощью «голубого экрана», а также опекой государства. Для современного состояния вещания для детей характерны как негативные тенденции, например утрата национальной самобытности, так и разработка плодотворных новаторских идей, принципов и приемов работы (становление новых жанров, рождение нового экранного языка, поиска современных изобразительно-вырази-тельных средств общения с аудиторией). Все эти процессы требуют осмысления, которое невозможно без обращения к истории, к опыту работы прошлых десятилетий.

Первая передача для детей «С новым годом!» вышла в эфир 2 января 1939 г. Пионером детского телевизионного направления был Ленинградский телецентр1.

Регулярное телевизионное вещание для детей начиналось как сборные программы, включавшие выступления писателей, композиторов, известных артистов. Иногда они дополнялись телепостановками или художественными фильмами для ребят. Сохранившиеся документы позволяют проследить, как уже в это время осуществлялся дифференцированный подход к аудитории: детская программа делилась на отделения в зависимости от возраста зрителя. В те же годы осуществлялись попытки руководить детским восприятием, направлять его: в передачах появились ведущие и комментаторы.

В 1950-е годы, как и в довоенное время, вещание для дошкольников и младших школьников в основном состояло из показа анимационных и художественных фильмов, трансляции спектаклей и представлений. Оригинальные телевизионные программы адресовались подросткам. Старшие школьники еще только ждали «своих» передач. Детское

© А.Г. Когатько , 2006

телевидение начального периода можно считать экспериментальным. Только к середине 1950-х годов стала определяться специфика этого направления.

В 1950-1960-е годы телевещание для детей превращалось в особое телевизионное направление, при этом шел сложный процесс творческой переработки печатной, радий-ной и экранной практики. В редакциях понимали, что для юного зрителя необходимы передачи, стимулирующие ассоциативное мышление и образное чувствование. В этом случае увиденное ребенком на экране, наряду с развивающим и образовательным, давало и огромный воспитательный эффект.

Знаковым проектом периода можно считать журнал «Юный пионер», дебют которого состоялся 6 сентября 1951 г. «Юный пионер» стал первой программой на отечественном детском телевидении, которая выходила систематически: с января 1952 г. он появлялся в эфире регулярно - один раз в месяц. Журнал рассказывал о науке, технике, физкультуре и спорте, различных профессиях, новостях искусства.

Под руководством мэтра отечественного телевидения А.Г. Зака, выпускника ВГИКа, драматурга, «Юный пионер» существовал как творческая лаборатория, в которой разрабатывались новые жанры, темы, методы художественного воздействия.

В 1951 г. на телеэкранах появилась передача «Умелые руки», которая просуществовала в эфире до начала 1980-х годов2. Это был первый телевизионный цикл, центром которого стало совместное творчество ведущих в студии и зрителей, сидящих перед экраном.

Экспериментальный период развития телевидения для детей был этапом поисков собственного профессионального языка, изобразительно-выразительных средств, тематики и форм вещания для детско-юношеской аудитории. Надо отметить, что четкого различия между передачами для школьников среднего и старшего школьного возраста в этот период еще не существовало. Очевидно, редакции стремились полезно использовать «детское» эфирное время и вводили циклы, которые по тематике могли бы заинтересовать детей разных возрастных групп.

1960-е годы можно считать эпохой становления детского телевизионного направления в России. Постоянный интерес со стороны коммунистической партии к телевидению не мог не отразиться на характере детского вещания. Увеличение объема программ для юной аудитории, расширение тематики, ощутимая финансовая и кадровая поддержка позитивно сказались на его развитии. Оборотной стороной медали стали от года к году увеличивающийся политический контроль власти и проникновение советской идеологии в содержание передач. Эти тенденции отражали особую заинтересованность со стороны государства в работе телевидения для детей.

1 сентября 1964 г. вышел первый выпуск передачи «Спокойной ночи, малыши!», которая в 2004 г. отметила свой 40-летний юбилей3. Драматургия программы была выстроена с учетом специфики восприятия зрителя-ребенка. Контрастные характеры главных героев способствовали созданию острой ситуации. Ведущий выступал в роли советчика, иногда арбитра. Коммуникативная модель «ведущий - игрушечные персонажи - зритель», положенная в основу цикла, делала возможным проигрывание различных ситуаций, результатом которых становилось обучение детей. Таким образом, эффективно решались задачи воспитания без назидания, образования через игру, получения опыта через доступные для детского мышления образы.

За долгие годы существования передачи в кресле ведущего побывало изрядное число артистов. В 1970-е годы это были взрослые «дяди» и «тети», в 1990-е годы на смену маститым дикторам пришли молодые ведущие, с которыми кукольные герои и зрители могут общаться на равных, называя их по имени.

Документальная база программ, выходивших на экраны в 1960-е годы для детей младшего возраста, не сохранилась. Однако те немногочисленные материалы, которыми располагал автор, позволяют определить специфические черты периода4.

К концу 1960-х годов очевидным становится стремление встроить телевидение в систему воспитания подрастающего поколения, в основе которой лежал бы четкий и продуманный план, координирующий действия всех элементов системы и нацеленный на выполнение единой задачи5.

Очередной этап развития детского телевидения начался с ноября 1967 г., когда был сдан в эксплуатацию московский телецентр «Останкино». В это время была создана новая сетка передач для всего Центрального телевидения, предусматривающая резкое увеличение объемов вещания.

В 1970-е - первой половине 1980-х годов телевидение для детей переживало период подъема. Практически все виды деятельности детей от 3 до 13 лет тем или иным образом нашли свое воплощение на телеэкране. В первой половине 1970-х годов на детском телевидении наблюдался активный поиск оптимальной формы интеллектуальных и научно-популярных передач для юных зрителей. Созданию уникальных произведений способствовал метод разработки сценариев программ, которые, с одной стороны, учитывали психико-возрастную типологию аудитории, а с другой - возможности телевидения. Спортивные и подвижные телевизионные игры для ребят переживали в то время свой расцвет. Однако все они были предназначены для подростковой аудитории.

Среди музыкальных программ для младшей возрастной группы необходимо отметить концерты и конкурсы с участием юных исполнителей. «Веселые нотки» - самая известная музыкальная передача тех лет.

Воспитание патриотических чувств у молодого поколения - зона пристального внимания. В 1970-е - начале 1980-х годов этому непростому вопросу с точки зрения художественного решения посвящается ряд новых передач, так же как и теме многонационального государства, дружбе и общей истории его народов.

Новым словом телевидения в этот период стали эксперименты по созданию многосерийных телеспектаклей для детей, инсценировки страниц советской и зарубежной литературы. Многолетняя практика показала, что особой популярностью пользуются передачи «с продолжением». Постоянный художественный образ - ведущий или герой передачи - характерная черта многих детских программ тех лет.

Безусловным лидером среди программ, посвященных художественному творчеству, была передача-игра «Выставка Буратино». Ее задачей было эстетическое воспитание малышей, пробуждение интереса к изобразительному искусству, развитие наблюдательности, фантазии, вкуса, настойчивости и трудолюбия.

Один из лидеров детского экрана тех лет - развлекательная программа «Будильник». В гости к хозяйке программы Надежде Румянцевой приходили артисты, писатели, иногда гостями становились литературные персонажи. В рамках «Будильника» существовали мини-циклы, объединенные темой и героем. В программе активно участвовали ребята, вероятно, во многом благодаря этому они любили ее.

С середины 1970-х годов по пятницам выходила передача «В гостях у сказки». Ее построение было несложным: приветственное слово ведущей, небольшой анонс фильма, сам фильм и в заключение - обзор детских поделок и рисунков на темы просмотренных ребятами картин. Несомненно, популярность цикла - во многом заслуга его ведущей,

народной артистки Валентины Николаевны Леонтьевой. Она смогла найти правильную, искреннюю интонацию в общении со зрителями.

Пользовался любовью зрителей и образовательный цикл для дошкольников и младших школьников «АБВГДейка». Каждый его выпуск имел самостоятельный и законченный сюжет, в котором постоянные герои в популярной форме помогали детям осваивать азы чтения, письма и счета, а также через неформальное, веселое общение знакомили малышей с элементарными правилами поведения и общежития. Авторы программы преследовали самую серьезную цель - целостное развитие ребенка, но двигались к ней «несерьезным» игровым способом. Передачи «АБВГДейки» были построены на клоунаде, песнях, шутках.

Для описываемого периода характерно создание твердого графика передач: существовали блоки в утренние, дневные и вечерние часы, определенным закономерностям подчинялось положение детских программ в сетке вещания выходных и будних дней.

Диалог со зрителем, в основном посредством почты, являлся в те годы составной частью большинства передач для ребят. Детские письма служили своеобразным барометром влияния на аудиторию, источником вдохновения и новых замыслов для создателей детских программ.

Подъем детского вещания 1970 - первой половины 1980-х годов - результат системной продуманной работы. Однако нельзя не отметить, что многие передачи описанного периода решали задачи пропаганды советской идеологии, были отмечены чертами политической ангажированности. Детское телевизионное направление закономерно признавалось передовым краем идеологической борьбы, именно поэтому государство уделяло ему особое внимание.

Точкой отсчета новейшей истории страны стали заявления руководства государства в апреле 1985 г. о смене политического курса. Вместе с экономикой, политикой и общественной сферой в водоворот событий были вовлечены СМИ. Экономические трудности, которые переживало российское общество, сказались на деятельности детских редакций: в годы «перестройки» программы для юных зрителей еще сохраняли свое положение в сетке вещания, однако активность телевидения для детей снизилась. Специфической чертой этапа можно считать выход на высокий художественный уровень детской публицистики6.

Определенный всплеск в работе телевидения для детей в конце прошлого столетия связан с фигурой Сергея Супонева. Истинный подвижник своего дела, Сергей находился в центре творческого процесса, всегда был полон новых замыслов и свежих идей. В 1999 г, его передача «Зов джунглей» была отмечена премией ТЭФИ. Ранний уход Сергея из жизни способствовал увяданию детского вещания в отечественном эфире.

На современном этапе социальный контроль за жизнедеятельностью детей, их нравственным развитием и поведением в значительной степени ослаблен. Детское телевидение, вследствие утраты государством руководящей роли в этой сфере, перестало быть структурным подразделением воспитательно-образовательной системы. Проблемы трансформации телевидения обострены не только политическими переменами, но и экономическими нововведениями. Руководство каналов получило возможность распоряжаться рекламным временем, его рыночной стоимостью, из-за чего содержание перестало быть главной ценностью передач.

Бессистемный характер работы телевидения привел к резкому сужению тематики передач, отсутствию жанрового разнообразия, исчезновению программ для целых возрастных групп юных зрителей7. Сегодня детский телевизионный экран смело можно назвать развлекательным. В эфире практически полностью отсутствуют образовательные

и культурно-просветительские передачи. Более половины объема детского телепоказа принадлежит анимационному кино. Лидирующие позиции на детском телевидении занимает импортная продукция, что ведет к вытеснению национальной культуры, традиций и ценностей, к утрате преемственности, размыванию национального самосознания.

Сегодня многие программы, хотя и обращаются к молодым зрителям, не позиционируют себя как «детские». Такой подход связан с действовавшим до последнего времени Законом РФ «О рекламе». Согласно этому правовому акту не допускалось прерывание и совмещение с рекламой детских и образовательных программ, под запретом находилось спонсорство8.

Качественным прорывом создавшейся негативной ситуации следует признать появление в отечественном эфире мультипликационного цикла «Смешарики». Авторы проекта ставили перед собой амбициозные задачи; с одной стороны, создать мультимедийный продукт, который мог бы составить конкуренцию импортным сериалам; с другой - подарить современным детям новых героев - веселых и обаятельных. Авторам идеи удалось совместить в проекте традиции отечественного анимационного искусства, литературы для детей и современные технологии производства и бизнеса.

В последнее время со стороны государственной власти, общественных организаций и профессиональных союзов ведется планомерная работа, направленная на изменение негативной ситуации. В частности, был создан проект Общенациональной программы развития и воспитания детей, который ориентирован на позитивную социализацию подрастающего поколения, его духовно-нравственное становление. Согласно новому Федеральному закону «О рекламе», вступившему в силу 1 июля 2006 г., стало возможным участие спонсоров в создании детских и образовательных телепередач. Все чаще звучит мысль о создании специализированного национального детского канала.

Современные тенденции развития российского общества говорят о том, что возрождение телевидения для детей на новом этапе должно быть связано с воспитанием у подрастающего поколения патриотических чувств, развития интереса и уважения к ценностям отечественной культуры, историческому прошлому Родины, к родному языку и народным традициям.

1 В 1938-1939 гг. работники Ленинградской студии выпускали пробные передачи, адресованные детской аудитории, например первый телевизионный журнал «Телевизор», который состоял из разных игровых и документальных «страниц». В эфир вышло всего три номера этого журнала.

В течение 1939-40 годов в эфир выходила научно-популярная серийная постановка «Путешествие доктора Бабера», тогда же предпринимались попытки телевизионных балетных постановок («Худо береженая дочь») и оперы для молодой аудитории («Зайкин дом»).

2 В первые годы жизни цикл, задуманный для детей, был обращен к их родителям и учителям с рассказом о том, как и где можно организовать досуг школьника. В июле 1959 г. «Умелые руки» распались на два цикла: для дошкольников и младших школьников сохранилась передача с тем же названием, для подростков - детей среднего школьного возраста - начала выходить программа «Сто затей двух друзей».

3 Важно отметить, что программа в течение многих лет выходила во временном отрезке с 20.45 до 21.00 часа, который традиционно посвящен подготовке детей ко сну (чтение сказок, беседы с ребенком и т.д.). Этот ритуал не только обслуживался передачей, но и вытеснялся ею: в вечерние часы с ребенком общались не мама и папа, а телеведущие.

4 Пионерская тематика захватывала все больше эфирного пространства. В 1966 г. появилась еженедельная передача «ТАП» - телевизионное агентство «Пионерия». Особое внимание в эти годы уделялось военно-патриотическому

воспитанию. Заметно прогрессировали научно-популярные передачи для школьников. В 1960-е годы на телеэкране закрепило свои позиции спортивное направление детского вещания. Первой в эфире появилась «Школа начинающего спортсмена», затем на экраны вышла телевизионная игра «Веселые старты». Детское телевидение уделяло огромное внимание художественному и эстетическому воспитанию юных зрителей. Характерная черта периода - тенденция «культивирования» творчества, развития эстетического чувства, внутреннего внимания и воображения у маленьких зрителей.

5 Среди особенностей второго периода развития телевидения для детей следует назвать принцип размещения передач в программной сетке вещания. Выбор времени выхода в эфир определялся с учетом общепринятого распорядка дня ребенка. Несмотря на небольшое количество эфирных часов для детских программ, они грамотно распределялись между всеми возрастными группами и находили свое место в досуге ребят.

6 Больших успехов в информационном вещании добились программы «Там-там-новости», «Башня», «Сорока». Отдельного упоминания заслуживают телевизионные журналы для школьников «До шестнадцати и старше» и «Марафон-15».

7 В настоящее время объем программ для детской аудитории чрезвычайно мал. Среди них: интеллектуальная викторина «Самый умный» (СТС), спортивная игра «Счастливый рейс» (НТВ), «Спокойной ночи, малыши!» (Россия). Телеканал «Звезда» производит целый ряд проектов для детей. Мы упоминаем лишь передачи, специально подготовленные для детской аудитории. За скобками остается показ художественных и анимационных фильмов, а также юмористических журналов.

8 Интеллектуальная гуманитарная викторина «Умницы и умники», в которой старшеклассники борются за возможность зачисления в престижный ВУЗ, не относит себя к телевидению для детей. Подобная «хитрость» дает возможность финансирования со стороны мощных торговых марок и компаний.

Статья принята к печати 18 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.