Научная статья на тему 'Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста'

Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2254
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СФЕРА УСЛУГ / MANAGEMENT / SERVICE ECONOMY / SOCIAL SPHERE / SERVICES SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна

В статье показана роль сервисной экономики, которая объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг. В связи с ярко выраженной индивидуализацией, которая предусматривает интересы клиента как центр внимания, сервисная экономика является социально-ориентированной и влияет на качество экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE SERVICES SECTOR ON THE SOCIAL SPHERE AND QUALITY OF ECONOMIC GROWTH

The role of service economy which unites in a uniform complex such spheres as the sphere of production of goods, the address and services is shown in article. Due to the pronounced individualization which provides interests of the client as the center of attention, the service economy is socially oriented and influences quality of economic growth.

Текст научной работы на тему «Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста»

УДК 338.2

ВОЗДЕЙСТВИЕ СФЕРЫ УСЛУГ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ И КАЧЕСТВО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А. А. Волкова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье показана роль сервисной экономики, которая объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг. В связи с ярко выраженной индивидуализацией, которая предусматривает интересы клиента как центр внимания, сервисная экономика является социально-ориентированной и влияет на качество экономического роста.

Ключевые слова: менеджмент, сервисная экономика, социальная сфера, сфера услуг.

IMPACT OF THE SERVICES SECTOR ON THE SOCIAL SPHERE AND QUALITY OF

ECONOMIC GROWTH

A. A. Volkova

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21

The role of service economy which unites in a uniform complex such spheres as the sphere of production of goods, the address and services is shown in article. Due to the pronounced individualization which provides interests of the client as the center of attention, the service economy is socially oriented and influences quality of economic growth.

Keywords: management, service economy, social sphere, services sector.

Услуга, как вид деятельности, неразрывно связана с процессом оказания данной услуги, или обслуживанием. В качестве объекта обслуживания выступают физические и юридические лица - население и предприятия. Но чаще всего сферу услуг по определению ограничивают обслуживанием населения.

Сервисная экономика объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг. В связи с ярко выраженной индивидуализацией, которая предусматривает интересы клиента как центр внимания, сервисная экономика является социально-ориентированной. Этому также способствует нравственный компонент услуг; более того, в структуре услуг центральными являются услуги социального характера [5, с. 12].

При оценке качества разных услуг могут быть использованы следующие показатели качества:

1. Назначение. Данный показатель дает оценку свойствам услуги, которые определяют ее значимость и основные для данной услуги функции. В зависимости от назначения выделяют следующие функциональные и социальные показатели качества услуги.

Социальные показатели качества служат для определения уровня соответствия услуги общественным потребностям, которые определяют целесообразность ее представления и потребления.

Функциональные показатели качества служат для определения уровня соответствия услуги целевому назначению, ее способности удовлетворять определенные потребности: материальные, духовные и другие.

2. Этическая составляющая. Данный показатель определяет свойства услуги, которые проявляются в ходе непосредственного общения потребителя услуги и исполнителя.

Услуги можно разделить на следующие подгруппы, такие как сектор социально-культурных услуг, который охватывает такие области, как образование, культура, здравоохранение; сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг; комплекс материально-бытовых услуг, который охватывает такие области, как жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, система рекреационных услуг.

Волкова Альбина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента таможенного и страхового сервиса, СПбГЭУ, тел.: +7 (911) 9717359, e-mail: [email protected]

Основные направления развития

сферы услуг

Основной особенностью реформирования сферы услуг является связь ее с сущностными свойствами ее агрегированного продукта, а именно совокупного человеческого капитала

К общественным благам относятся такие характеристики совокупного человеческого капитала, как здоровье нации, уровень образования и культуры, в связи с этим они не могут производиться в частном секторе экономики. В частности, к общественным благам относят и услуги, которые производятся в социальной сфере, например, начальное и среднее образование, ряд медицинских услуг. Большая часть общественных благ в общем объеме сферы услуг является важным фактором и обусловливает большую роль государственного регулирования в сфере развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг [7].

Совершенствование и реформирование сферы услуг является основой структуризации экономики и обеспечения взаимодействия субъектов социально-экономической политики, а потому этот процесс должен стать одним из основных ориентиров при стратегическом определении направлений общественного и государственного развития. Особенное значение имеет совершенствование и повышение эффективности государственного регулирования, особенно применительно к решению проблем сферы услуг. Приоритетным является обеспечение конкурентоспособности услуг, практическое решение данной задачи требует системных реформ, которые должны быть направлены на эффективное сочетание разных форм и укладов хозяйствования и разных экономических интересов [19].

Необходимо отметить, что нужно качественное реформирование государственного регулирования и поддержки интеграционного развития разных отраслей сферы услуг. В сфере функций государства нужно усилить взаимодействие не только государства и экономики, но и субъектов и институтов хозяйствования [5, с.12].

Состояние сферы услуг в современной России определяется многими факторами. Данные факторы определяются разнообразием и историчностью. Сейчас существует также ряд обстоятельств, определенных спецификой командной экономики.

В частности, услуги представляют собой привлекательный бизнес для предпринимателей. В данной сфере происходят активные инновационные процессы, которые могут принести предпринимателям более высокие прибыли, чем в торговле [19].

В то же время в России достаточно

неоднозначные процессы происходят в экономическом развитии. Помимо отрицательных сторон данных процессов можно отметить и появление положительных сторон. Например, реальное осознание значения сферы услуг, ее важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства [18].

В сфере услуг, как и в других областях экономики, ликвидирован монополизм государственной собственности и проведена так называемая малая приватизация. В связи с этим в сфере услуг началось формирование отношений частной собственности путем создания новых предприятий. Сейчас в России формируется структура собственности, которая свойственна странам с развитой рыночной экономикой. В сфере услуг ведущую роль начали играть мелкие и средние предприятия, будучи более гибкими по определению, что позволяет им быть ближе к потребителям и наиболее полно учитывать их запросы.

В сфере услуг появился и современный спектр услуг, такие услуги, как туристские, консультационные, юридические, информационные, страховые, рекламные, автосервис. Конкурентная среда сформировалась по многим видам платных услуг. Также у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе и платных.

Развитие сектора социально-

культурных услуг и его влияние на

уровень жизни населения

Одной из особенностей сервисной экономики в современных условиях можно назвать усиливающуюся индивидуализацию социальных потребностей населения. В частности, в структуре сервисной экономики повышается доля персонифицированных услуг, начинается переход к долговременным отношениям между потребителем и производителем. Одной из закономерностей сервисной экономики является опережающее развитие сферы социальных услуг.

Развитие сферы услуг также определяется влиянием процесса глобализации. В связи с этим влиянием усиливается экономическое взаимодействие стран и усиливается международная конкуренция, которая требует поиска возможностей повышения эффективности функционирования экономики, в том числе, и в сфере оказания социальных услуг [14].

Глобализация по-разному воздействует на развитие сферы социальных услуг. В частности, положительный эффект глобализации определяется развитием глобальной информационной сети, глобального рынка образовательных услуг. Под влиянием процесса глоба-

Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста

лизации также появляется тенденция стандартизации в развитии сферы социальных услуг.[15].

В настоящее время человеческий фактор становится главным фактором экономического роста, что характеризуется возрастанием инвестиций в человеческий капитал как со стороны самого человека, так и со стороны общества. Сфера социальных услуг в сервисной экономике дает возможность воспроизводства человеческого капитала, данный процесс воспроизводства в современных условиях определяется появлением мотивации нового типа, который определяет деятельность человека как субъекта производства[ 16].

Если в традиционном экономическом обществе мотивы и стимулы для большинства людей определяются их материальными потребностями, то в настоящее время ситуация быстро меняется под воздействием трех основных факторов [11].

В первую очередь рост благосостояния обуславливает стремление к совершенствованию собственной личности. Во-вторых, развитие новых производственных форм, которые требуют усвоения все большего количества информации, стимулирует потребность в непрерывном повышении образовательного уровня и накоплении новых знаний. Третий фактор заключается в том, что владение информацией и способность создания новых знаний превращаются в такой же важный источник социального признания, каким была собственность на материальные богатства в условиях индустриального общества.

Итак, сфера социальных услуг в процессе развития превращается в сферу инвестиций в человеческий капитал. При этом социальные услуги рассматриваются с точки зрения процесса их производства, потребления и накопления человеческого капитала.

Современное развитие сферы услуг характеризуется двумя основными процессами: возрастание роли принципа дополнительности и усиление разнообразия и специализации сервисной деятельности [10].

Тенденция возрастания роли принципа дополнительности более всего проявляется в усложнении многофункциональной зависимости услуг друг от друга. В частности, услуги гостиниц должны теперь включать комплекс таких дополнительных услуг, как услуги питания в кафе и ресторане, рекреационные и культурные услуги, торговые и бытовые услуги, не ограничиваясь только предоставлением номера. Также жилищно-коммунальные услуги должны сопровождаться дополнительными коммунальными услугами и ремонтно-техническим сервисом. Торговые услуги также сопровождаются рекламными и рекреационными услугами. Та-

ким образом, данная функциональная взаимосвязь и взаимозависимость услуг создает сложности с функциональной классификацией сервисной деятельности [3].

Все услуги можно разделить на такие группы, как услуги, ориентированные на производство; услуги, ориентированные на общество; услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера [9].

Услуги в сфере поддержания здоровья человека имеют достаточно много проблем на данном этапе. Рассматривая особенности развития и реформирования сферы здравоохранения, необходимо отметить, что эффективное развитие сферы здравоохранения является сложным многоэтапным процессом, который ориентирован на получение определенных целевых результатов с количественными оценками этих результатов, которые могут меняться в определенных границах колебаний. Чем меньше амплитуда данных колебаний, тем эффективнее будет осуществляться менеджмент процесса оказания услуг здравоохранения в РФ [8].

Сфера образовательных услуг также предполагает серьезное реформирование, причем важность данной сферы трудно переоценить в настоящее время. Изменение социально-экономического устройства российского общества, определяют новые подходы к образованию и его субъектам. В новых социально-экономических условиях возникла необходимость в модернизации системы образования. Инновационное управление образованием на федеральном уровне, является движущей силой развития системы образования [12].

Российская система образования в короткие сроки прошла большой путь реформирования, в том числе согласование с международной системой образования. В ней наблюдается ряд изменений, обеспечивающих повышение качества оказания услуг, а именно:

- была проведена реформа по введению государственного стандарта нового поколения в сфере оказания образовательных услуг;

- в данной сфере отказались от государственной монополии в области образования;

произошел постепенный переход к системе платного образования [8].

Изменение структуры экономики образования, изменение условий деятельности образовательных учреждений вызвали повышение спроса на образовательные услуги и изменили требования к их структуре и содержанию. Таким образом, услуги в сфере образования прямо влияют на развитие общества.

Услуги сферы культуры также способствуют созданию, сохранению и развитию нравственных, духовных и общественных ценностей, которые раскрывают новые перспективы развития экономики. Сфера культуры имеют

особые характеристики: в ряде секторов реали-зовывается прямое государственное регулирование и поддержка, в других секторах существуют рыночные отношения, также необходимо развитие общественных и некоммерческих организаций [4].

Чтобы в обществе получили развитие благоприятные экономические и социальные тенденции, необходимо создание условий для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей граждан в культурных услугах, максимально полной реализации творческого потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия. Влияние услуг в сфере культуры на развитие нравственного потенциала личности и общества нельзя переоценить [6, с 34].

Особенность сферы культуры состоит в том, что в связи с рядом объективных факторов незначительное место в ней занимает частный сектор, а таким образом, область функционирования рыночного механизма и принципа платности ограничена. Услуги в сфере культуры является смешанными благами, которые обладают двойственной природой и направлены на удовлетворение разных эстетических и духовных потребностей населения. Помимо свойств делимости, уникальности, конкурентности и перегружаемости, данные услуги имеют значительный внешний эффект, который проявляется посредством познания жизненного пути всего человечества, выбором между категориями нравственности и безнравственности, гармонией и дисгармонией [1].

Таким образом, услуга, как вид деятельности, неразрывно связана с процессом оказания услуги, или обслуживанием с направленностью услуг на физические и юридические лица - население и предприятия.

Сервисная экономика в настоящее время объединяет в единый комплекс такие сферы, как сфера материального производства, обращения и услуг.

Услуги можно разделить на такие подгруппы, как сектор социально-культурных услуг; сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг; комплекс материально-бытовых услуг.

Развитие сферы услуг необходимо для создания условий для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей в культурных услугах, максимально полной реализации творческого потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия.

Услуги в сфере образования связаны в своем развитии с изменением структуры экономики образования и условий деятельности образовательных учреждений. Услуги в сфере поддержания здоровья человека имеют доста-

точно много проблем на данном этапе.

Необходимость данного направления развития сферы услуг связано с тем, что изменение состояния здоровья человека, которое происходит с его согласия и при его непосредственном, активном участии, выражается либо в явном улучшении его здоровья, либо в получении дополнительных видов услуг, снижающих риски влияния окружающей среды, обеспечивающих гармоничное развитие и самореализацию личности в обществе

Литература

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 41 (258). - 2011, С. 99-105.

2. Вовк В.М., Калашникова С.В. Современные тенденции развития маркетинга услуг // Современные научные исследования и инновации. - Февраль 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http ://web. snauka.ru/issues/2013/02/21095.

3. Волкова А.А. Особенности управления развития предприятий обслуживания населения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2011. № 6. с. 41-45.

4. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. с. 11-16.

5. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора экон. наук. - СПб, 2010. - 39 с.

6. Дорошенко М. Е. Интеллектуальные услуги в России. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 111 с.

7. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник ДГТУ, 2010. Т.10. №6(49

8. Ефимов К. С. Стратегия развития медицинских учреждений на рубеже 21-го века // Менеджмент в России и за рубежом, 2006, № 1.

9. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. - Академия Естествознания, 2011. - Электронный доступ: http://www.rae.ru/monographs/112.

10. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — с. 95-101.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Электронный доступ: http ://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

12. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Мир, 2010. — с. 3—5.

13. Мирошниченко Н. В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и их типологизация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 2 (26). С. 2428.

14. Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. В.А. Алек-сунина. М., 2011. — с. 97—101.

15. Плотников В.А., Горелова Т. Н., Кошкина И.С. Механизм государственно-рыночного регулирования предпринимательства в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1. с. 33-39.

16. Плотников В.А., Жигунов В.П. Институты и их влияние на экономический рост // Известия Юго-

Западного государственного университета. 2014. № 5(56). с. 170-178.

17. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 30. - 2012. - С. 184-186.

18. Соловьева Л. В. Сфера услуг и ее влияние на качество жизни населения: теоретико-методологические основы, методический инструментарий оценки и концепция развития: дисс.. д. экон. наук. Белгород, 2008. 403 с.

19. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 41 (258). - 2011. - С. 95-98

УДК 338.48.640.4

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ

УСЛУГ

Е.В.Печерица1, Д.С.Чернов2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассматриваются вопросы продвижения гостиничных услуг с помощью социальных сетей. Производится сравнение количества пользователей в России и мире по возрастным группам и их гендерной принадлежности. Произведена систематизация и выработаны правила работы для работников гостиничного бизнеса в различных социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, автопостинг, продвижение, гостиница, отель

SOCIAL NETWORKS AS A WAY TO PROMOTE HOTEL SERVICES

E.V. Pechetitsa, D.S. Chernov

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper deals with the promotion of hotel services with the help of social networks. Compares the number of users in Russia and abroad by age groups and gender. Produced systematize and develop rules of work for the employees of the hotel business in various social networks.

Keywords: social networks, avtoposting, promotion, travelers hotel

Twitter, «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и др.- это социальные сети, которыми сейчас пользуются практически все независимо от возраста, образования и социального статуса. Люди используют их в первую очередь для общения [1].

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информацию об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети [2].

1Печерица Елена Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры Рекреация и туризм, тел.:+79626847734, e-mail: [email protected];

2Чернов Д.С. - магистрант 2 курса, СПбГЭУ.

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.