Научная статья на тему 'Теоретические аспекты оценки влияния сферы услуг на развитие экономики страны'

Теоретические аспекты оценки влияния сферы услуг на развитие экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4534
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОБЪЕМ УСЛУГ В РЕГИОНЕ / ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боташев Аслан Юсуфович

Развитие рыночных отношений в нашей стране во многом зависит от формирования сервисной экономики, в рамках которой основным фактором, определяющим эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. В наши дни роль сферы услуг возрастает вследствие создания определенных социально- экономических условий. Они возникли в результате научно-технического прогресса, значительного роста производительности труда в производстве материальных благ, а также изменений значения и степени неотложности удовлетворения различных потребностей современного общества. В связи с этим вопросы влияния сферы услуг на развитие экономики страны или региона, а также методы оценки и повышения социально-экономического потенциала сервисной экономики являются весьма актуальными направлениями научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты оценки влияния сферы услуг на развитие экономики страны»

Боташев Аслан Юсуфович, аспирант ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Теоретические аспекты оценки влияния сферы услуг на развитие

экономики страны

Ключевые слова: экономика, сфера услуг, социально-экономический потенциал, валовой региональный продукт, объем услуг в регионе, оценка влияния сферы услуг, система показателей эффективности услуг.

Краткая аннотация: Развитие рыночных отношений в нашей стране во многом зависит от формирования сервисной экономики, в рамках которой основным фактором, определяющим эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. В наши дни роль сферы услуг возрастает вследствие создания определенных социальноэкономических условий. Они возникли в результате научно-технического прогресса, значительного роста производительности труда в производстве материальных благ, а также изменений значения и степени неотложности удовлетворения различных потребностей современного общества. В связи с этим вопросы влияния сферы услуг на развитие экономики страны или региона, а также методы оценки и повышения социально-экономического потенциала сервисной экономики являются весьма актуальными направлениями научных исследований.

Keywords: economy, area of services, social and economic potential, a total regional product, volume of services in region, an assessment of influence of area of services, system of parameters of efficiency of services.

The brief summary: Progress of market attitudes in our country in many respects depends on formation of service economy within the limits of which a major factor defining effect, capacity at the most is to satisfy the requirement of the consumer.

Today the role of area of services increases owing to creation of the certain social and economic conditions.

They have resulted from scientific and technical progress, significant growth of labor productivity in manufacture of material benefits, as well as variations of value and a degree of urgency of satisfaction of various demands of a modern society.

In this connection questions of influence of area of services on progress of a national economy or region, as well as methods of an assessment and increase of social and economic potential of service economy are very actual.

Потребительский комплекс национальной экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг

населению, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей, складывающихся под прямым воздействием объективных закономерностей определенного этапа развития общества [3].

Удовлетворение этих потребностей материально-вещественными продуктами труда и услугами обеспечивает жизненный процесс людей в его постоянном течении и возобновлении.

В составе потребительского комплекса можно выделить следующие две основные группы отраслей:

• отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции: товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные) и жилье;

• отрасли, производящие услуги потребительского характера.

Группа отраслей, ориентированных на производство услуг для населения, является важнейшей частью сферы.

Сфера услуг — это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства. В отличие от товаров услуги невозможно хранить и накапливать. Соотношение нематериальных и материальных свойств может находиться в разном диапазоне для различных услуг. Существуют услуги чисто нематериального характера, как правило, обладающие высокой социальной направленностью, например, услуги образования. Наряду с этим имеются отрасли услуг, характеризующиеся высокой степенью материальности, например, услуги ЖКХ, транспортные услуги. В народнохозяйственной практике применяются различные критерии выделения сферы услуг и классификации ее отраслей.

С 1994 года г. Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское

и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.

Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг.

Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отношений - операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т.д.

Поскольку различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, в аналитических целях сферу услуг подразделяют на три подсектора: собственно третичный (услуги по обслуживанию материального производства), четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости) и пятиричный сектор, куда относят информационно-научные, образовательные, деловые и управленческие услуги, т.е. отрасли, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества [3].

Наряду с чисто рыночным сектором в современной смешанной экономике выделяют так называемый общественный сектор, где производятся общественные блага, финансируемые преимущественно за счет государственного бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и имущественного положения. Общественный сектор включает услуги органов государственного управления, обороны и внутренней безопасности, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги. Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными благами, чисто рыночными услугами — с другой. Речь идет о, так называемых, смешанных

благах. К ним относятся услуги сетевых производств - транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по техникоэкономическим соображениям невозможно реализовать принципы конкурентности, а также социально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эффектом - образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников [2].

В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг выросла. В настоящее время на него приходится 57% ВВП и 56% общей численности занятых. Это создает видимость приближения структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве; во-вторых -за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками.

В то же время в тяжелом кризисном состоянии оказались отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке - наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение.

В период реформ 90-х г.г. XX в. Россия потеряла свои передовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.

Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи,

Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.

Рост информационно-телекоммуникационного рынка в России в последние годы превышал 20%. Наиболее динамично развивающимися сегментами этого рынка сейчас являются информационные технологии, а также разработка и продажа программного обеспечения. С 2003 года наблюдается резкий рост спроса на ноутбуки. Кроме того, Россия стала способной самостоятельно собирать ноутбуки. Они выходят у нас уже под шестью торговыми марками.

В сфере услуг Российской Федерации уже к началу 2006 г. производилось более двух пятых валового выпуска всех отраслей хозяйственной деятельности. При этом более 80% валового выпуска этой сферы составляли рыночные услуги. Количество регионов, в которых роль сферы услуг в валовом выпуске выше среднероссийского уровня или близка к нему, составляет половину; в большей части другой половины регионов это соотношение составляет 0,6-0,8. По роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп: I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%; II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%; III группа - 40-50%; IV группа - 50-60% и V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60% [1,2,5].

В структуре валового выпуска сферы услуг в абсолютном большинстве субъектов РФ превалируют рыночные услуги. При этом минимальная доля рыночных услуг в структуре сферы услуг находится на уровне 60-67%.

Исключение составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему -республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа. Анализ роли сферы услуг в экономике регионов за последние годы позволил выявить некоторые современные тенденции в ее изменении. С точки зрения тенденций в изменении роли сферы услуг в

производстве ВРП, сложившихся за четыре последних года, можно выделить следующие группы регионов: с явной тенденцией к увеличению роли сферы услуг в формировании ВРП (31 субъект РФ); с неустойчивой тенденцией роли сферы услуг в ВРП (45 субъектов); с относительно устойчивой долей сферы услуг в ВРП (3 субъекта РФ); с тенденцией к снижению этой доли (1 субъект РФ).

В составе группы с общей тенденцией к увеличению роли сферы услуг в производстве ВРП находятся: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Воронежская, Костромская, Курская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тульская области, республики Карелия, Карачаево-Черкесская и Адыгея, Марий-Эл и Удмуртия, Республика Коми, Ленинградская, Мурманская, Волгоградская, Новгородская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Иркутская области, Приморский край.

В группу с неустойчивым характером динамики роли сферы услуг в ВРП входят: г. Санкт-Петербург, Липецкая, Тамбовская, Тверская,

Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Псковская, Сахалинская области, республики Дагестан, Ингушетия, КабардиноБалкарская, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашская республика, Саха (Якутия), Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Ростовская, Амурская, Камчатская, Магаданская области, Самарская, Кировская, Ульяновская, Курганская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО, республики Алтай и Тыва, Алтайский, Хабаровский края, Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Чукотский АО, Еврейская автономная область.

В таблице 1 приведены результаты анализа динамики объемов и структурных коэффициентов, показывающих долю услуг в общем объеме валового регионального продукта по субъектам РФ, Северо-Кавказского федерального округа и Карачаево-Черкесской Республики.

Таблица 1 - Анализ динамики объемов и доли сферы услуг в валововой добавленной стоимости в целом по РФ, Северо-Кавказскому федеральному округу и Карачаево-Черкесской Республике

за 2004-2010 г.г.

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 Год (прогноз)

Валовой региональный продукт по субъектам РФ (в текущих ценах), (млрд. руб) 13964,3 18034,3 22492,1 27963,9 33908,7 32072,5 37160,2

*129,1 *124,7 *124,3 *121,2 *94,6 *115,8

по СевероКавказскому ФО (млн. руб.) 275606,3 352070,0 457117,5 573220,1 728230,9 795453,2 946589,3

*127,0 *130,6 *125,4 *127,0 *109,2 *119,1

по Карачаево-Черкесской Республике, (млн. руб.) 13127,2 16724,3 23260,1 27469,7 35714,2 38582,7 46300,0

*127,4 *139,1 *118,1 *130,0 *108,0 *120,0

Совокупный валовой продукт по отраслям сферы услуг: торговля (опт. и розн., ремонт автотрансп., бытовых изделий и пр.), гостиницы и рестораны. транспорт и связь, фин. деятельность, операции с недвижимостью, образование, здравоохранение, прочие коммунальные и социальные услуги, в % к итоговому показателю:

по субъектам РФ 49,0 50,8 51,0 51,0 50,1 51,6 53,3

*103,7 *100,4 *100,0 *98,2 *103,0 *103,3

по СевероКавказскому ФО 56,3 54,9 56,3 57,9 57,3 60,2 63,5

*97,5 *102,5 *102,8 С* 8, 9 * *105,1 *105,5

по Карачаево- Черкесской Республике 51,9 51,7 52,2 48,2 49,1 48,2 52,0

*99,6 *100,9 СО 2, 9 * *101,8 8, 9 * *107,8

* - цепные темпы роста, в %.

Ист.: авт. расчеты по материалам Г оскомстата РФ, а также с использованием [4].

По данным таблицы можно сказать, что доля объемов продукции сферы услуг, как в целом по РФ, так и по Северо-Кавказскому федеральному округу в течение анализируемого периода постоянно возрастает (от 49,0%; 56.3% в 2004 г. до 53,3%; 63,5 в 2010 году, соответственно). Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то в этом регионе имеет место неравномерная динамика указанных структурных показателей, однако, по прогнозам к концу 2010 года наблюдается увеличение доли объемов услуг в общем объеме регионального продукта до 52%.

Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью (ВДС) сферы услуг в расчете на душу населения регионов. Сравнение уровней валового выпуска и ВДС сферы услуг по субъектам РФ дает представление о характере динамики структуры валового выпуска сферы услуг. Опережение или отставание темпов роста составляющих валового выпуска (промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости) от динамики аналогичных показателей на российском уровне можно считать показателем сравнительной эффективности развития сферы услуг в том или ином регионе страны.

Объем реализации услуг населению - важный комплексный социальноэкономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а, следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. Показатель уровня реализации услуг на одного жителя - важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.

Следующая подсистема показателей включает показатели цен на услуги. Цена - главная категория рынка, инструмент его регулирования,

балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности. Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг. Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.). Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

К числу важнейших показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.

Эффективность рынка услуг как социально-экономическая категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социальноэкономического потенциала. В системе показателей эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов. Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг, а также эффективности затрат живого и овеществленного труда,

рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов - какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала. Мы считаем, что наиболее объективной и обобщающей оценкой эффективности сферы услуг в регионе (или в экономике страны) является анализ динамики приростов валового регионального продукта за какой-то период за счет прироста объемов услуг в данном регионе за этот же период. Выявленный тренд этого прироста, как нельзя лучше, будет характеризовать социальноэкономический потенциал сферы услуг, т.е. совокупную способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечить достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка услуг.

Все вышеизложенное показывает, что совершенствование методов оценки и системы показателей, характеризующих потенциальные

возможности развития рынка сферы услуг, является весьма актуальной задачей.

Литература

1.Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Изд-во «Проспект», 2011.

2. Голубицкая М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. - М.: СОПС, 2005.

3. Национальная экономика/под ред. д.э.н., проф. Савченко П.В.-М.: Экономистъ, 2005.

4. Цушба А.С. Теоретико-методическое обоснование условий повышения инвестиционной привлекательности и эффективности услуг в курортнорекреационной сфере: автореф. канд. дисс. - Кисловодск: КИЭП, 2011.

5. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.