Научная статья на тему 'Взаимодействие сферы услуг с вертикалью управления'

Взаимодействие сферы услуг с вертикалью управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SERVICES SECTOR / STATE REGULATION / KIND OF ACTIVITY / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна

В статье рассматриваются наиболее важные на современном этапе развития экономики вопросы государственного регулирования сферы услуг в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE SERVICES SECTOR WITH THE CHAIN OF COMMAND

In article the most important developments of economy at the present stage questions of state regulation of a services sector in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие сферы услуг с вертикалью управления»

УДК 338.2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СФЕРЫ УСЛУГ С ВЕРТИКАЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ

А. А. Волкова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассматриваются наиболее важные на современном этапе развития экономики вопросы государственного регулирования сферы услуг в Российской Федерации

Ключевые слова: сфера услуг, государственное регулирование, вид деятельности, динамика развития, государственные интересы.

INTERACTION OF THE SERVICES SECTOR WITH THE CHAIN OF COMMAND

A. A. Volkova

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21

In article the most important developments of economy at the present stage questions of state regulation of a services sector in the Russian Federation are considered.

Keywords: services sector, state regulation, kind of activity, dynamics of development, state interests.

Один из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса страны - уровень развития сферы услуг, отражающий совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы. Основная часть потребностей населения и общественного производства реализуется в сфере услуг, которые являются либо товаром, либо полезной деятельностью.

Функции сферы услуг в воспроизводственном процессе весьма разнообразны, сложны и многоплановы. К. Маркс в "Капитале" не дал экономического анализа сферы услуг, так как проявление капиталистических отношений в ней в то время было незначительным. Товарные услуги были сравнительно небольшими и оказывались простыми товаропроизводителями, работающими по найму непосредственно у потребителей результатов их услуг. Капиталистически организованного производства услуг практически не было.

Сфера услуг в современных условиях представляет собой уже весьма обширную область общественной деятельности, функциональная направленность которой весьма дифференцирована в социально-экономическом плане: она доводит, доставляет и приспосабливает для потребления (индивидуального и производственного) материальные и духовные блага, созданные в сфере материального производства; производит эти блага для индивидуально-

го и производственного потребления; обслуживает процесс потребления; создает условия для расширенного воспроизводства рабочей силы — сохранения здоровья, интеллектуального и физического развития членов общества и др.

Важность выполняемых сферой услуг функций, ее неоднородность определяют как необходимость государственного воздействия на указанную сферу, так и его масштабы, способы, инструменты.

1. Роль и место сферы услуг в общественном воспроизводстве

Сфера услуг - это совокупность видов деятельности, направленных на производство и реализацию услуг населению.

Объектом экономического воздействия сферы услуг являются не сырье, материалы и силы природы, а разнообразные стороны общественного бытия. В экономической литературе определение границ сферы услуг, оценка ее роли в общественном воспроизводстве и экономическая классификация ее отраслей имеют различное толкование. Многие экономисты понимают, что при анализе динамики и структуры общественного воспроизводства, разработке балансов трудовых и материальных ресурсов, исчислениях реальных доходов населения, национального дохода, совокупного общественного продукта и других показателей невозможно игнорировать сферу услуг.

Волкова Альбина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента таможенного и страхового сервиса, СПбГЭУ, тел.: +7 (911) 9717359, e-mail: [email protected]

Тем не менее вплоть до последнего времени этот важный сектор общественного производства является по существу мало изученным, теоретически и методологически неразработанным и по некоторым видам полукриминальным. Это, в частности, видно по обилию теоретически взаимоисключающих или несовместимых трактовок границ и роли сферы услуг в общественном производстве [9, С. 85].

Сторонники отождествления сферы услуг с непроизводственной сферой полагают, что первая обусловлена всеми видами трудовой деятельности за рамками сферы материального производства. Согласно их представлению общественное производство подразделяется на два сектора — материальное производство и непроизводственная сфера, или сфера услуг.

Сторонники отождествления сферы услуг с общественно организованным производством потребительских услуг подразделяют общественное производство на три сектора: материальное производство (производство вещных благ), сферу услуг (производство потребительских услуг) и непроизводственную сферу.

Решающие факторы достижения нового качественного состояния современного общества - существенное ускорение социально-экономического развития страны и регионов, повышение эффективности общественного производства. Для претворения этих задач в жизнь сфера обслуживания населения имеет существенное значение, способствует активизации человеческого фактора, роль которого в обществе в условиях сложных технологических процессов и задач возросла [2].

Сфера услуг как динамично развивающаяся подсистема народного хозяйства располагает значительными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, при этом величина последних неуклонно растет, что характерно для экономики различных стран. Это вытекает из анализа численности работников, занятых в отраслях услуг многих развитых стран. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Великобритании - 71, Франции -70, и этот показатель динамично возрастает [6, С. 69].

Сфера услуг каждого государства имеет свой индивидуальный путь развития. В одних странах уже сформировалась «сервисная экономика», появились новые виды услуг, совершенствуется их качество и как следствие повышается спрос населения на «продукты» сервисной деятельности. В других странах эта сфера может быть не столь развита. Среди основных предпосылок «встраивания» сферы услуг в материально-вещественную структуру производства можно выделить: наличие соот-

ветствующих элементов инфраструктуры рынка, функционирование которых создает благоприятные условия для организации производственного процесса; создание системы инфраструктуры вокруг собственного производства («промышленного ядра»), что означает преобразование отраслевой организации производства в сетевую; включение в хозяйственную деятельность так называемых невещественных ресурсов (например, информации и знания).

2. Формы и методы нормативно-правового и государственного регулирования сферы услуг

Правовое обеспечение экономики является одним из основных направлений государственной деятельности. Эта сфера считается наиболее емкой из всех областей общественных отношений. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя отрасли как нематериальной, так и материальной сферы. Регулирование при этом производится в различных направлениях.

Правовое регулирование сферы услуг обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства [8, С. 267].

Правовое обеспечение, прежде всего, способствует укреплению юридической основы сферы услуг, формированию административных структур по государственному регулированию. Кроме того, таким образом, осуществляется участие государства в процессе обеспечения населения необходимыми нематериальными благами, а также происходит управление по развитию определенных отраслей сферы услуг.

Существенная роль принадлежит экономическому законодательству. Следует отметить, что оно наделено определенными приоритетами и тенденциями. В связи с очевидной комплексностью, законодательство требует особого, научного осмысления. Это необходимо, главным образом, для образования теоретической базы для его последующей динамики.

Сегодня правовое обеспечение сферы услуг в стране, а также во многих ее субъектах осуществляется посредством использования принятых основополагающих законов и множества подзаконных актов регулирующего характера.

Основу же проблемы сегодня, по мнению многих специалистов, составляет определение соотношения между вероятной и реальной ролью законодательной базы в услуговой сфере регионов. Правовое обеспечение в данном смысле преследует цель по регулированию соответствующих отношений в пределах того или иного субъекта. Задачи по регулированию сферы услуг поставлены перед органами госуправления страны в целом, и любого ее региона [4, С. 94].

Основы хозяйственной деятельности в сфере услуг закрепляются в законодательстве РФ. В структуру законодательной базы включены Налоговый и Гражданский кодексы, законы о лицензировании, валютном регулировании, о конкуренции и прочих сферах. На основании конституционных положений федеральная власть устанавливает соответствующие налоги и сборы, юридические единые рыночные основы. Законодательная власть при этом осуществляет финансовое, таможенное, валютное, кредитное управление.

Правовое обеспечение на муниципальном уровне предполагается за счет разработки и принятия нормативных документов, в том числе об организации выездного комплексного бытового обслуживания в сельской местности и отдаленных поселках.

Кроме законодательного, существует также и экономическое, и социально-культурное направления государственного управления сферой услуг. В качестве примера такого управления, которое можно охарактеризовать как комплексное, и как одно из немногих, которому уделяется внимание на государственном уровне, выступает сфера туризма. В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 ^ 2018 годы)". Данная программа направлена на повышение качества туристских услуг для российских и иностранных граждан, которые отдыхают на территории России. Внимание к сфере туризма обусловлено ее важным экономическим значением и потенциалом в увеличении ее вклада в рост российской экономики [10, с. 31]

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов сферы услуг для обеспечения необходимых условий действия рыночного механизма. Формы и методы государственного регулирования сферы услуг, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инстру-

менты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования сферы услуг направлены на информирование основных субъектов рынка об актуальном состоянии сферы услуг в стране и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования сферы услуг и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят:

- разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

- обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

- установление ограничений и квот;

- выдача государственных заказов;

- применение мер принуждения и материальных санкций;

- контроль и надзор и многие другие. Особенно важным средством госрегулирования сферы услуг является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования сферы услуг косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д. [7, С. 37].

3. Взаимосвязь сферы услуг с государственной "вертикалью управления" на муниципальном и федеральном уровне

Взаимосвязь сферы услуг с государственным управлением можно рассматривать в двух аспектах: первое - это государственное управление и регулирование сферы услуг, а

второе - это формирование и управление сферой государственных услуг.

Если рассматривать причины, которые обуславливают необходимость вмешательства государства в сферу услуг, то можно увидеть, что ряд авторов обосновывают ее следующими факторами [9, С. 368]:

1. Объективные различия между степенью развития рыночных отношений в разнообразных отраслях услуговой сферы. Отдельные отрасли сферы услуг - ресторанная, туристическая, гостиничная, рекламный бизнес, шоу-бизнес характеризуются тем, что в них получили достаточно широкое развитие рыночные отношения и был создан качественный механизм для удовлетворения потребностей пользователей услуг и для, получения прибылей. В некоторых же отраслях сферы услуг, которые играют очень существенную роль в обеспечении надлежащих условий жизнедеятельности населения, развитие рыночных отношений имеет ограниченные возможности в связи с тем, что переход этих услуг на сугубо рыночные принципы затруднит доступ к ним большей части населения (медицинское обслуживание, образование, ритуальные услуги, услуги учреждений культуры). В таких услугах государство занимает основную или значительную роль.

2. Государством осуществляется производство, а следовательно, и регулирование предложения чисто общественных благ. Наличие таких благ и их специфические свойства (неделимость, неисключаемость, неосязаемость) делают необходимым, в том числе, принуждение потребителей к их «оплате». Это реализуется государством через систему налогообложения.

3. Наличие на рынке «внешних эффектов», так называемых экстерналий, особенно провалов рынка. В такой ситуации необходимо жесткое регулирование рыночной деятельности, которая может привести к таким эффектам. В этой связи государство стремится к более четкому определению прав собственности и решению вопросов об ответственности в случае появления провалов рынка.

4. Необходимость государственного вмешательства объективно обосновывается также и тем, что по перечню важных услуг именно государство является естественным монополистом (почта, жилищно-коммунальные услуги, почтовая связь, таможня, выдача лицензий)

В обобщенном виде сфера государственных услуг позиционируется, по нашему мнению, как государственный сектор сферы публичных услуг, функционирующий наряду с муниципальным, коммерческим и некоммерческим секторами. Подобное обобщение следует из авторского понимания публичных и госу-

дарственных услуг как видового и родового соответственно.

Возникновение и функционирование сферы государственных услуг в широком смысле рассматривается нами исходя из концепции экономической социодинамики [7, С. 38]. В рамках этой концепции сфера государственных услуг в широком смысле концептуализируется как институционально оформленная часть социально-экономического пространства, функционирующая на основе государственной собственности с целью воспроизводства социального и человеческого капитала посредством продуцирования несводимых благ государством.

Сфера государственных услуг как объект управления рассматривается как структурированное социально-экономическое пространство, функционирующее под направляющим воздействием системы государственного управления для достижения общих целей [3].

Управление сферой государственных услуг возлагается на государственную управленческую систему, выполняющую функции институциональных и экономических воздействий на сферу государственных услуг (объект) с целью обеспечения устойчивой позитивной динамики социально-экономического развития.

Производство (предоставление) государственных услуг следует понимать как деятельность исполнителя (поставщика, услугода-теля, производителя) услуги, необходимую для обеспечения несводимых потребностей и организации потребления продукта деятельности в любой его материально-вещественной форме. При этом под исполнителем государственной услуги понимаем государство в лице государственных органов, коммерческие и некоммерческие организации как государственного, так и негосударственного секторов, осуществляющие деятельность, необходимую для обеспечения несводимых потребностей. Основаниями их деятельности в части предоставления государственных услуг являются полномочия (функции) государственных органов, государственное задание, договор (соглашение) на оказание государственных услуг и другие.

В соответствии с законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1] «услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг ...» Данную правовую норму рассматриваем как основание для

отнесения к государственным услуг, оказываемых учреждениями и организациями в рамках выполнения государственного заказа. Подтверждение этому можно найти и в Бюджетном кодексе РФ. К бюджетным ассигнованиям (ст. 69.1) на оказание государственных услуг относятся и ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Для нашей страны на современном этапе наиболее важными вопросами государственного регулирования услуговой сферы являются:

- формирование адекватной нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать функционирование различных отраслей сферы услуг;

- развитие малого бизнеса, который выступает в качестве основы сферы услуг;

- поддержка производства общественного блага и создание современной системы государственного предпринимательства;

- регулирование оборота услуг во внешней экономике.

В настоящее время услуги, выступая в роли органически важного элемента материального производства, одновременно представляет собой существенную составляющую образа жизни современного человека в большинстве стран мира, что делает необходимым усиление внимания государственных структур к формированию, развитию и функционированию качественной сферы услуг, а также к росту роли воздействия на нее и участия в ней государства [4, с. 16].

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, основывалась преимущественно на материально-вещественных аспектах проблемы, которым отводилась главная роль в общественном развитии. Укрепилось мнение, что именно экономический рост и развитие — залог обеспечения растущих человеческих потребностей.

В современной науке формируется новый подход к проблемам управления. Главным становится существование человека, социальных групп и общества в целом, их выдвигают в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс взаимосвязанных преобразований: экономических, социальных и экологических. Один из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса страны — уровень развития сферы услуг, отражающий совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы. Основная часть потребностей населения и общественного

производства реализуется в сфере услуг, которые являются либо товаром, либо полезной деятельностью.

Основным фактором воздействия на рыночные и государственные начала в сфере услуг выступает совершенствование технических и социальных производственных условий, которые обеспечивают предложение все большего объема услуг как для отдельного потребителя, так и для социума в целом. Рост производства влечет за собой рост материального благосостояния населения при одновременном росте гражданской зрелости и социальной ответственности каждого индивида, что приводит как к росту объема предоставляемых населению услуг, так и к увеличению многообразия услуг, которые носят смешанную природу — социально-ориентированных частных услуг.

Литература

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

2. Волкова А.А. Индикативный подход к прогнозированию и планированию в сфере услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 3 (21). - С. 45-49.

3. Волкова А.А. Индикативный подход к прогнозированию и планированию в сфере услуг // Экономика и управление. - 2014. - № 7 (105). - С. 4550.

4. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 139 с.

5. Карловская Е.А. Роль и значение государственных услуг в современном государственном управлении: монография. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. -179 с.

6. Климович Л.К., Ткаченко И.А. Роль и место сферы услуг в общественном производстве // Вопросы экономики. - 2012. - № 8. - С. 68-74

7. Комаров В. Рост народного благосостояния и сфера услуг // Вопросы экономики. 2011. - № 5. - С. 34-39

8. Паньков В.С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. - 2011. - №3. -С.267.

9. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. СПб.: Алетейя, 2008. - 560 с.

10. Федеральные целевые программы в сфере туризма // Туризм: право и экономика. - М.: Юрист, 2008, № 2. - С. 30-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.