ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ Б СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
ТАТУЕВ А.А.,
доктор экономических наук, профессор, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e- mail: [email protected];
СОХРОКОВ Т.Х.,
кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются тенденции развития государственных услуг и их растущая роль в социальноэкономическом развитии. Предлагается рассматривать сущность государственных услуг с позиций теории общественного договора, а также целей, инструментов и мультипликаторов процесса управления.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги; сфера услуг; общественный сектор; общественный договор; гражданское общество.
In article tendencies of development of the state services and their growing role in social and economic development are considered. It is offered to consider essence of the state services from positions of the theory of the public contract, and also the purposes, tools and animators of management process.
Keywords: state and municipal services; services sector; public sector; public contract; civil society.
Коды классификатора JEL: H10, H11, H40.
В последнее время как в нашем обществе, так и в отечественной науке достаточно часто стали подниматься темы государственных услуг, их качества и роли в социально-экономическом развитии. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося проведением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства.
30 июля 2010 г. в силу вступил закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный документ и в целом сфера государственных услуг подвергается постоянному обсуждению и критике не только со стороны ученых и экспертов, но и населения - основного потребителя этих услуг. Поэтому основное внимание следует уделить механизму экономического управления оказанием государственных и муниципальных услуг в контексте общего развития сферы услуг.
Доминирующее положение сферы услуг в национальном хозяйстве по производству внутреннего валового продукта и численности занятых получило название сервисной революции. Эти процессы совпали с информационнотехнологической революцией. Таким образом, в конце XX в. на смену индустриальному обществу пришло информационно-сервисное общество.
На диаграмме на рисунке 1 отражена структура занятости общей численности населения в экономике развитых стран и России. Видно, что в настоящее время абсолютная и относительная численность занятых в сфере услуг превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства. Так, доля занятых в сфере услуг превысила 50% занятости в США в 1955г, в Великобритании - в 1960 г., во Франции - в 1970 г., в Японии - в 1975 г., в ФРГ и Италии - в 1980 г., в России - в 1995.
Кроме того, следует учитывать, что в промышленности около 1/3-1/4 работников занято воздействием на природу и ее преобразованием для человеческих потребностей, а 2/3 выполняет сервисные виды деятельности, связанные с техническим обслуживанием, управлением, планированием, контролем, научно-исследовательской работой. По данным немецкого Института национального хозяйства на начало 1990-х гг. в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности составляла 80,6%, в том числе информационно-образовательных услуг - 11,6%, управленческих - 6,11%, научно-исследовательских - 4,9%. Интенсивность и производительность труда временных работников и специалистов оказывается на 30-40% выше, чем у лиц, работающих на постоянной основе. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10-20%. Конкуренция между малым и крупным бизнесом стала возможной с доступом к специализированным деловым услугам.
© А.А. Татуев, Т.Х. Сохроков, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
Япония 1 ермания Ф|ХШЦИЯ Россия
11111
и 19-8 78.7
4.21 27,3 68,5
23 29,7 1 68,0
.3,0 13,0 1 74,0
111М1Г 27,5 64,1
0% 20% 1111 Сельское хозяйство
40% 60% 80% 100%
Структура занятости населения в экономике, % в] 11ромышленность □ Сфера услуг
Рис. 1. Структура занятости общей численности населения в экономике развитых стран (2008 г.) и России (2010 г.), в % (диаграмма рассчитана и составлена автором на основе данных: Россия и страны мира. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. С. 62-63)
Превращение услуг производственного характера в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг нельзя представлять как замещение материального производства сферой услуг, здесь речь идет об их взаимной дополняемости.
В совокупности, преобладание сферы услуг над другими секторами национального хозяйства можно рассматривать в двух плоскостях:
♦ расширение сферы услуг характеризует прогрессивные сдвиги в национальном хозяйстве и предполагает, что развитие базируется на новой индустриальной основе;
♦ расширение сферы услуг в условиях общественных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса). Такая ситуация сложилась в России в 1992-1995 гг. в результате экономической реформы, и переход сферой услуг российского общества 50%-го рубежа занятости не свидетельствует о наличии прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
Тем не менее, в научной среде принято считать, что сфера услуг в XXI в., в большей мере, неразрывно связана именно с научно-техническим прогрессом. Эксперты предрекают, что XXI в. будет веком информационно-сервисного общества, где роль услуговых видов деятельности в воспроизводственном процессе будет существенно выше, нежели роль традиционных секторов экономики [1]. Уже сегодня можно говорить о том, что в странах с развитой экономикой доля сферы услуг в производстве ВВП значительно превышает долю материального производства. Кроме того, возрастает объем видов деятельности, ориентированных на удовлетворение духовных и материальных потребностей людей в самореализации и самоутверждении личности, в рациональном использовании собственного времени.
Сфера услуг становится высокодоходным сектором экономики, имеющим достаточно невысокую себестоимость, поэтому является привлекательной отраслью для многих предпринимателей. Данным сектором народного хозяйства пользуются как граждане, так и крупные организации, экономя на производстве и контроле качества, пользуясь услугами сторонних компаний.
В зарубежной и отечественной экономико-статистической литературе применяются различные критерии, в соответствии с которыми предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации по степени потребительской ориентации, по уровню личных контактов людей, по степени материализации и осязаемости услуг, по соотношению общественных и частных начал в услуговых видах деятельности. Одним из наиболее интересных подходов к классификации сферы услуг, является подход, основанный на более полном учете характера как производственнотехнического, так и функционально-специализированного подходов. В связи с этим в сфере услуг выделяют следующие функциональные направленности сектора [2]:
услуги, ориентированные на производство - услуги по техническому обслуживанию, наладке и ремонту производственного оборудования и технических систем;
услуги личностного характера - услуги парикмахерских, фотоателье и разнообразные виды бытового обслуживания;
услуги, ориентированные на общество - государственные услуги - услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны и обеспечением внутренней безопасности страны, с проведением и регулированием экономической и социальной политики;
услуги, ориентированные на домашнее хозяйство - коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг - техническое обслуживание и ремонт бытовой техники.
К рыночному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.
Многие услуги занимают промежуточное положение между государственным и рыночным секторами. Одни услуги обладают большими свойствами общественных благ, их называют социально значимыми, поскольку они больше ориентированы на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Другие обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному сектору экономики.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
21
Соотношение платного и общественного секторов услуг не является постоянным, поэтому уровень и масштабы развития сферы услуг меняются в зависимости от действия разных факторов. Во многом это объясняется тем, что со временем происходит изменение специфики объектов обслуживания, которая непостоянна и зависит от времени и конкретных условий функционирования хозяйства страны. При этом развитие сферы услуг проходит двумя путями:
■ через усиление разнообразия сервисной деятельности;
■ через возрастание роли принципов кооперации и дополнительности, проявляющихся в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других.
Таким образом, становится понятно, что сектор государственных услуг является частью сферы услуг, быстро развивающейся и занимающей главенствующую роль в современном воспроизводственном процессе, при этом обладающей специфическими чертами функционирования. Между тем важно заметить, что термин «государственные услуги», вместе с термином «сфера государственных услуг» в российской научной и законодательной практике практически не имеют необходимых по полноте и достаточных по содержанию определений. Например, Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержание термина «государственные услуги» раскрывает как: «... деятельность по реализации функций ... федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [4]. Однако, на наш взгляд, определение термина «государственные услуги», устанавливаемое указанным Федеральным законом, является узким и недостаточным, кроме того, оно не отражает экономическую сущность категории «сфера государственных услуг».
Наиболее целесообразно термин «государственные услуги» определять как государственную деятельность, связанную с изменением качественного состояния того объекта, на который она направлена. В экономическом контексте, термин «государственная услуга» может восприниматься как государственная деятельность, представляющая собой экономический продукт (все то, что производится, создается и используется в экономике и не выражено в вещественно-материальном характере), реализующийся через придание новых качеств объекту, возникающих непосредственно в процессе ее предоставления/потребления (т.к. процесс потребления, зачастую, по времени и месту совпадает с процессом предоставления). Результатом предоставления/потребления государственной услуги, с экономической точки зрения, также является качественное изменение (постоянное или временное, обратимое или необратимое, физическое или ментальное) состояния участника экономических отношений (потребителя государственной услуги) или предмета, принадлежащего ему.
При этом важно учитывать содержание термина «государство», которое наиболее полно может раскрываться через социально-экономическую теорию общественного договора, объясняющую происхождение гражданского общества, государства и права как результатов соглашения между людьми. По сути, данная теория основывается на том, что члены общества отказываются от части своего суверенитета и передают его легитимному органу власти в целях поддержания общественного строя через господство права. Развивая теорию общественного договора, следует полагать, что современное государство посредством органов власти обязуется обеспечивать права человека, выражающиеся не только в праве на жизнь, но и в праве на достойные уровень и качество жизни, на определенные свободы и т.д. Другими словами, государство берет на себя ряд обязательств, в том числе и по обеспечению достойного уровня социально-экономического развития общества.
В этом случае процесс функционирования государства как формы общественного договора и в рамках определения экономической сущности государственных услуг целесообразно рассматривать в контексте «триады» Я. Тинбергена, где в основе процесса управления лежат цели, инструменты и мультипликаторы. Тогда следует говорить о том, что цели государственного управления задаются детерминантами общественного договора, которые формально могут быть выражены в обеспечении определенного уровня и качества жизни населения, что в дальнейшем опосредует цели экономического развития и др. В свою очередь инструменты государственного управления, а именно, их реализация представлены ни в чем ином, как в форме государственных услуг. Именно с помощью услуг государственные органы власти способствуют изменению качественного состояния объектов - участников экономических отношений или предметов, влияющих на воспроизводственные процессы в рамках достижения поставленных целей. Отбор конкретных инструментов лимитируется ресурсами, доступными системе государственных органов власти (как правило, это средства бюджета и внебюджетных фондов). Мультипликаторы связывают эффективность набора инструментов (совокупность государственных услуг) и целей в рамках оценки имеющихся ресурсов.
Таким образом, содержание государственных услуг раскрывается через набор инструментов - части представленной триады элементов осуществления государственных функций в экономике. При этом, как правило, экономические функции государства принято связывать с экономическими функциями исполнительных органов власти [3]. Однако, не стоит забывать, что исполнительные органы власти имеют тесную связь с законодательными и судебными, что также может восприниматься в качестве косвенной роли данных ветвей власти в процессе регулирования экономики. Исходя из этого под вопрос ставится выражение государственной услуги в качестве экономического продукта, так как, по сути, деятельность исполнительных органов власти имеет только косвенное отношение к производству любых видов экономических продуктов, опосредованное регулированием и созданием условий для ведения экономической деятельности. Следовательно, результатом предоставления государственной услуги является не сам экономический продукт, а лишь условия для его создания.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что экономическое содержание термина «государственные услуги» в условиях развития современного общества может интерпретироваться как деятельность органов государственной власти (прямая - органов исполнительной власти и косвенная - законодательной и судебной), выражающаяся в создании предпосылок для производства экономических продуктов и основанная на изменении (постоянном или временном, обратимом или необратимом, физическом или ментальном) качественного состояния объектов - участников экономических отношений или их предметов. Таким образом, содержание государственных услуг возможно представить как деятельность, выражающую в специфическом продукте (создаваемом и используемом в экономике и не выражаемом в вещественно-материальных формах), обеспечивающем интегративное придание новых качеств объекту (человеческому капиталу), возникающих непосредственно в процессе их предоставления/потребления (постоянного или временного, обратимого или необратимого, физического или ментального). Это позволяет эффективно регулировать воспроизводственные процессы в рамках реализации поставленных тактических и стратегических целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурменко Т.Д., ДаниленкоН.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. М.: КноРус, 2010.
2. Иноземцев В.И. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспектива. М.: Логос, 2000.
3. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс (пер. с англ.). М.: Инфра-М, 2011.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».