2 Волкова А. А.
X
о Сфера услуг в современном обществе:
§ экономическое, социальное
х и управленческое осмысление
< Волкова Альбина Алексеевна
m Санкт-Петербургский государственный экономический университет Доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Кандидат экономических наук, доцент [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматривается современная сфера услуг с позиций структуры национальной экономики, а также места услуг в обеспечении социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Особый акцент делается на вопросе совершенствования государственного регулирования и управления сферой услуг.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
сфера услуг, сервис, государственное регулирование экономики, потребности населения, структура экономики, государственное и частное предпринимательство
Volkova A. A.
Service Industry in Modern Society: Economic, Social and Administrative Judgment
Volkova Albina Alekseevna
Saint-Petersburg State University of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Management of Customs and Insurance Service PhD in Economy, Associate Professor [email protected]
ABSTRACT
In the article the modern service industry from positions of structure of national economy, and also a place of services in ensuring social and economic development, increase of a standard of life of the population is considered. The particular emphasis is placed on a question of improvement of state regulation and public administration of a service industry.
KEYWORDS
service industry, service, state regulation of economy, requirement of the population, structure of economy, state and private business
Введение
Один из важнейших показателей социально-экономического комплекса страны в современных условиях — уровень развития сферы услуг [3; 9; 11 и др.]. Это связано как с системными структурными изменениями в экономике, так и ростом запросов и развитием потребностей населения. Действительно, основная часть потребностей населения в современных условиях реализуется в сфере разнообразных услуг — торгово-бытовых, жилищно-коммунальных, транспортных, коммуникационных, развлекательных и т. д.
Функции сферы услуг в воспроизводственном процессе весьма разнообразны, сложны и многоплановы. Причем нарастание значения услуг происходит очень высокими темпами. Так, например, К. Маркс в «Капитале» не давал экономического
анализа сферы услуг (что дало основание рассматривать их в советский период 2 развития экономической науки в нашей стране по «остаточному принципу»), так | как проявление капиталистических отношений в ней в то время было незначитель- о ным. Товарные услуги были сравнительно небольшими в составе экономической о деятельности, они оказывались простыми товаропроизводителями, работающими т по найму непосредственно у потребителей результатов их услуг. Капиталистически х организованного производства услуг практически не было. С тех пор в рассматри- н ваемой сфере произошли очень существенные изменения. «с
Сфера услуг в современных условиях представляет собой уже весьма обширную т область общественной деятельности [1; 6; 12 и др.], функциональная направленность которой весьма дифференцирована в социально-экономическом плане: она доводит, доставляет и приспосабливает для потребления (индивидуального и производственного) материальные и духовные блага, созданные в сфере материального производства; производит эти блага для индивидуального и производственного потребления, обслуживает процесс потребления; создает условия для расширенного воспроизводства рабочей силы — сохранения здоровья, интеллектуального и физического развития членов общества и др.
Важность выполняемых сферой услуг функций, ее неоднородность определяют как необходимость государственного воздействия на указанную сферу, так и его масштабы, способы, инструменты.
Роль и место сферы услуг в общественном воспроизводстве
Сфера услуг — это совокупность видов деятельности, направленных на производство и реализацию услуг населению. Объектом экономического воздействия сферы услуг являются не сырье, материалы и силы природы, как в материальном производстве, а разнообразные стороны общественного бытия. Из-за разнообразия и многоплановости сферы услуг как объекта исследования в экономической литературе определение границ сферы услуг, оценка ее роли в общественном воспроизводстве и экономическая классификация ее отраслей имеют различное толкование.
Многие экономисты понимают, что при анализе динамики и структуры общественного воспроизводства, разработке балансов трудовых и материальных ресурсов, исчислении реальных доходов населения, национального дохода, ВВП и других показателей невозможно игнорировать сферу услуг, тем не менее вплоть до последнего времени этот важный сектор общественного производства является недостаточно изученным, теоретически и методологически неразработанным и по некоторым видам полукриминальным. Именно в сфере услуг самая высокая в экономике доля теневых сделок, причем характерно это не только для России, но и для других стран мира, в том числе развитых. Противоречивость теоретических взглядов подтверждается обилием взаимоисключающих или несовместимых трактовок границ и роли сферы услуг в общественном производстве [13, с. 85].
Сторонники отождествления сферы услуг с непроизводственной сферой полагают, что первая обусловлена всеми видами трудовой деятельности за рамками сферы материального производства. Согласно их представлению общественное производство подразделяется на два сектора — материальное производство и непроизводственная сфера, или сфера услуг. Эта точка зрения восходит к взглядам К. Маркса на материальное и нематериальное производство, которая, как уже было указано ранее, сформировалась в других социально-экономических условиях. Сторонники отождествления сферы услуг с общественно организованным производством потребительских услуг подразделяют общественное производство на три сектора:
2 материальное производство (производство вещных благ), сферу услуг (производство ^ потребительских услуг) и непроизводственную сферу.
о Решающие факторы достижения нового качественного состояния современного о общества — существенное ускорение социально-экономического развития страны го и регионов, повышение эффективности общественного производства. Для претворе-х ния этих задач в жизнь сфера обслуживания населения имеет существенное значение, н- так как способствует активизации человеческого фактора, роль которого в обществе < в условиях сложных технологических процессов и повышения сложности задач раз-га вития возросла.
Сфера услуг как динамично развивающаяся подсистема народного хозяйства располагает значительными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, при этом величина последних неуклонно растет, что характерно для экономики различных стран. Это вытекает из анализа численности работников, чья трудовая деятельность напрямую связана с отраслями услуг развитых стран. Так, в США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Великобритании — 71%, Франции — 70% и т. д. И этот показатель динамично возрастает [7, с. 69].
Сфера услуг каждой страны имеет свой индивидуальный путь развития. В одних странах уже сформировалась «сервисная экономика», появились новые виды услуг, совершенствуется их качество и, как следствие, повышается спрос населения на продукты сервисной деятельности. В других странах эта сфера может быть не столь развита. Среди основных предпосылок «встраивания» сферы услуг в материально-вещественную структуру производства можно выделить:
• наличие соответствующих элементов инфраструктуры рынка, функционирование которых создает благоприятные условия для организации производственного процесса;
• создание системы инфраструктуры вокруг собственного производства (промышленного ядра), что означает преобразование отраслевой организации производства в сетевую;
• включение в хозяйственную деятельность так называемых невещественных ресурсов (например, информации и знаний).
Государственное регулирование сферы услуг
Правовое обеспечение экономики является одним из основных направлений государственной деятельности. Даже в неолиберальных концепциях государства оно не исключается из рассмотрения. Его функции хотя и сокращаются весьма существенным образом, тем не менее сохраняются. Государственное регулирование экономики по праву считается наиболее емкой из всех областей общественных отношений. Нормативно-правовое обеспечение этого регулирования охватывает отрасли как нематериальной, так и материальной сферы. Регулирование при этом производится в различных направлениях, определяемых спецификой субъекта регулирования.
Правовое регулирование сферы услуг обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов. При этом стоит особо подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор (контракт), а в отношении общественно-государственных интересов — публично-правовые средства [10, с. 267].
Правовое обеспечение прежде всего способствует укреплению юридической основы сферы услуг, формированию административных структур по государственному регулированию. Кроме того, таким образом осуществляется участие государства в процессе обеспечения населения необходимыми нематериальными благами,
а также происходит управление развитием определенных отраслей сферы услуг. 2 В этих вопросах существенная роль принадлежит экономическому законодательству. | Следует отметить, что оно обладает определенными приоритетами и тенденциями. о В связи с очевидной комплексностью законодательство требует особого научного о осмысления. Это необходимо главным образом для образования теоретической т базы для его последующего развития. х
Сегодня правовое обеспечение функционирования сферы услуг в стране, а так- н же во многих ее субъектах осуществляется посредством использования принятых «с основополагающих законов и множества подзаконных актов регулирующего харак- т тера. Основную проблему сегодня, по мнению многих специалистов, составляет определение соотношения между вероятной и реальной ролью законодательной, правовой базы в регулировании сферы услуг. Из-за «неосязаемости» услуг они представляют собой весьма «тонкий» объект регулирования. Объективно оценить его результаты в этой связи не всегда представляется возможным [4, с. 94].
Основы регулирования и ведения хозяйственной деятельности в сфере услуг закрепляются в законодательстве РФ. В структуру законодательной базы включены Налоговый и Гражданский кодексы, законы о лицензировании, валютном регулировании, конкуренции и т. д. На основании конституционных положений федеральная власть устанавливает соответствующие налоги и сборы, юридические единые рыночные основы развития экономики. Законодательная власть при этом осуществляет финансовое, таможенное, валютное, кредитное регулирование. Аналогичные полномочия имеет региональная власть. Правовое обеспечение функционирования сферы услуг на муниципальном уровне предполагается за счет разработки и принятия нормативных документов, касающихся исполнения закрепленных за муниципалитетами полномочий, например об организации выездного комплексного бытового обслуживания в сельской местности и отдаленных поселках.
Кроме законодательного существуют также и экономическое, и социально-культурное направления государственного управления и регулирования сферы услуг. В качестве примера такого управления, которое можно охарактеризовать как комплексное и как одно из немногих, которому уделяется внимание на государственном уровне, выступает сфера туризма. Так, в настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Данная программа направлена на повышение качества туристических услуг для российских и иностранных граждан, которые отдыхают на территории России. Внимание к сфере туризма обусловлено ее важным социально-экономическим значением и потенциальным увеличением ее вклада в рост российской экономики [14, с. 31].
Под методами госрегулирования экономики (применительно к сфере услуг), как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов сферы услуг для обеспечения необходимых условий действия рыночного механизма. Формы и методы государственного регулирования сферы услуг прежде всего определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики. Различные методы и инструменты государственного регулирования сферы услуг направлены на информирование основных субъектов рынка об актуальном состоянии сферы услуг в стране и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.
Существуют прямые методы госрегулирования сферы услуг и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные
2 отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на ^ поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Прямые о методы административного регулирования очень разнообразны. К ним, как прави-о ло, относят: разрешение на совершение определенных действий (лицензирование), го обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также х их регистрация; установление ограничений и квот, выдача государственных заказов, н- применение мер принуждения и материальных санкций, контроль и надзор и мно-< гие другие. Особенно важным средством госрегулирования сферы услуг является т система налогообложения и обязательного лицензирования.
Методы государственного регулирования сферы услуг косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Это регулирование осуществляется опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это прежде всего проводится путем создания условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и др.). К таким средствам относят в первую очередь бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, индикативное планирование и т. д. [8, с. 37].
Взаимосвязь сферы услуг с государственной вертикалью управления
Взаимосвязь сферы услуг с государственным и муниципальным управлением можно рассматривать в двух аспектах:
1) государственное и муниципальное (в дальнейшем для простоты изложения автор
будет говорить о госуправлении) управление и регулирование сферы услуг;
2) формирование и управление сферой государственных услуг.
Если рассматривать причины, которые обусловливают необходимость вмешательства государства в сферу услуг, то можно увидеть, что это обосновывается следующими факторами [2; 5; 13, с. 368 и др.]:
1. Объективные различия между степенью развития рыночных отношений в разнообразных отраслях сервисной сферы. Отдельные отрасли сферы услуг — ресторанная, туристическая, гостиничная, рекламный бизнес, шоу-бизнес характеризуются тем, что в них получили достаточно широкое развитие рыночные отношения и был создан устойчиво функционирующий механизм для удовлетворения потребностей пользователей услуг и для получения прибылей предпринимателями. В некоторых же отраслях сферы услуг, которые играют очень существенную роль в обеспечении надлежащих условий жизнедеятельности населения, развитие рыночных отношений имеет ограниченные возможности в связи с тем, что переход этих услуг на сугубо рыночные принципы затруднит доступ к ним большей части населения (медицинское обслуживание, общее образование, ритуальные услуги, услуги учреждений культуры и др.). В таких услугах государство занимает основную или значительную роль в качестве производителя услуг.
2. Государством осуществляется производство, а следовательно, и регулирование предложения исключительно общественных благ. Наличие таких благ и их специфические свойства (неделимость, неисключаемость, неосязаемость) делают необходимым в том числе и принуждение потребителей к их «оплате». Это реализуется государством через систему налогообложения. В противном случае возникает хорошо изученная в экономической теории и неразрешимая на практике «проблема безбилетника».
3. Наличие на рынке «внешних эффектов», так называемых экстерналий, особенно провалов рынка. В такой ситуации рыночное саморегулирование в принци-
пе неспособно привести экономику в равновесное состояние, поэтому необходимо 2 жесткое государственное регулирование рыночной деятельности, которая может | привести к негативным эффектам, прежде всего социальным. В этой связи госу- о дарство стремится к более четкому определению прав собственности и решению о вопросов об ответственности частнопредпринимательских структур в случае по- т явления провалов рынка. х
4. Необходимость государственного вмешательства объективно обосновывается н также и тем, что по довольно широкому перечню важных услуг в России именно «с государство де-факто является монополистом (жилищно-коммунальные услуги, т почтовая связь, таможенные услуги, выдача лицензий и др.).
В обобщенном виде сфера государственных услуг позиционируется, по мнению автора, как государственный сектор сферы публичных услуг, функционирующий наряду с муниципальным, коммерческим и некоммерческим секторами. Подобное обобщение следует из авторского понимания публичных и государственных услуг как видового и родового соответственно. Возникновение и функционирование сферы государственных услуг в широком смысле рассматривается автором, исходя из концепции экономической социодинамики [8, с. 38]. В рамках этой концепции сфера государственных услуг в широком смысле концептуализируется как институционально оформленная часть социально-экономического пространства, функционирующая на основе государственной собственности с целью воспроизводства социального и человеческого капитала посредством продуцирования несводимых благ государством.
Сфера государственных услуг как объект управления рассматривается автором как структурированное социально-экономическое пространство, функционирующее под направляющим воздействием системы государственного управления для достижения общих целей развития страны в целом. Управление сферой государственных услуг возлагается на государственную управленческую систему (министерства, ведомства, госкомпании, госагентства и др.), выполняющую функции институциональных и экономических воздействий на сферу государственных услуг (объект) с целью обеспечения устойчивой позитивной динамики социально-экономического развития.
Производство (предоставление) государственных услуг следует понимать как деятельность исполнителя (поставщика, услугодателя, производителя) услуги, необходимую для обеспечения несводимых потребностей и организации потребления продукта деятельности в любой его материально-вещественной форме [5]. При этом под исполнителем государственной услуги понимается государство в лице государственных органов, коммерческие и некоммерческие организации как государственного, так и негосударственного секторов, осуществляющие деятельность, необходимую для обеспечения несводимых потребностей. Основаниями их деятельности в части предоставления государственных услуг являются полномочия (функции) государственных органов, государственное задание, договор (соглашение) на оказание государственных услуг и др.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» «услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг». Данную правовую норму можно рассматривать как основание для отнесения к государственным услугам, оказываемым учреждениями и организациями в рамках выполнения государственного заказа. Подтверждение этому можно найти и в Бюджетном кодексе РФ. К бюджетным ассигнованиям (ст. 69.1) на оказание государственных услуг относятся и ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
2 Для нашей страны на современном этапе ее развития, по мнению автора, наи-^ более важными вопросами государственного регулирования сферы услуг являются: о • формирование адекватной нормативно-правовой базы, которая будет эффек-о тивно регламентировать функционирование различных отраслей сферы услуг; го • развитие малого бизнеса, который выступает в качестве организационной ос-х новы сферы услуг;
н- • поддержка производства общественного блага и создание современной систе-< мы государственного предпринимательства;
т • регулирование оборота услуг во внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время услуги, выступая в роли органически важного элемента материального производства, одновременно представляют собой существенную составляющую образа жизни современного человека в большинстве стран мира, что делает необходимым усиление внимания государственных структур к формированию, развитию и функционированию качественной сферы услуг, а также к росту роли воздействия на нее и участия в ней государства [4, с. 16].
Заключение
Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, основывалась преимущественно на материально-вещественных аспектах проблемы общественного прогресса, которым отводилась главная роль в развитии. Укрепилось мнение, что именно экономический рост и социально-экономическое развитие, воспринимаемые с материально-вещественных позиций, — залог обеспечения растущих человеческих потребностей, развития человека.
В современной науке формируется новый подход к проблемам управления. Главным становится само нормальное существование человека, социальных групп и общества в целом, их благополучие (не стоит путать с благосостоянием) выдвигают в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс взаимосвязанных преобразований: экономических, социальных, экологических и др.
Один из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса страны — уровень развития сферы услуг, отражающий совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы. Основная часть потребностей населения и общественного производства реализуется в сфере услуг. Ведущим фактором воздействия на рыночные и государственные начала в сфере услуг выступает совершенствование технических и социальных производственных условий, которые обеспечивают предложение все большего объема услуг как для отдельного потребителя, так и для социума в целом. Рост производства влечет за собой рост материального благосостояния населения при одновременном росте гражданской зрелости и социальной ответственности каждого индивида, что приводит как к росту объема предоставляемых населению услуг, так и к увеличению многообразия услуг, которые носят смешанную природу социально-ориентированных частных услуг.
Литература
1. Волкова А. А. Организационно-экономические особенности предприятий сферы сервиса // Управленческое консультирование. 2013. № 3 (51). С. 64-71.
2. Волкова А. А. Особенности планирования деятельности предприятий сферы услуг в посткризисный период // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 3. С. 111-116.
3. Волкова А. А. Особенности управления развитием предприятий обслуживания населе- < ния // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 6. ^ С. 41-45. §
4. Восколович Н. А. Экономика платных услуг. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 139 с.
5. Карловская Е. А. Роль и значение государственных услуг в современном государственном 2 управлении : монография. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. 179 с.
6. Карпова Г. А., Хорева Л. В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 64-69. н
7. Климович Л. К., Ткаченко И. А. Роль и место сферы услуг в общественном производ- < стве // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 68-74. ш
8. Комаров В. Рост народного благосостояния и сфера услуг // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 34-39.
9. Малова М. М. Отечественный рынок услуг в условиях вступления России в различные экономические сообщества // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3. С. 105-107.
10. Паньков В. С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. 2011. № 3. С. 266-286.
11. Петров А. Н., Карпова Г. А., Хорева Л. В. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1. С. 40-50.
12. Плотников В. А., Горелова Т. Н., Кошкина И. С. Механизм государственно-рыночного регулирования предпринимательства в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1. С. 33-39.
13. Рубинштейн А. Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. СПб. : Алетейя, 2008. 560 с.
14. Федеральные целевые программы в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2008. № 2. С. 30-32.
References
1. Volkova A. A. Organizational аnd Economic Features оf the Enterprises оf the Service Sphere [Organizatsionno-ekonomicheskie osobennosti predpriyatii sfery servisa] // Administrative consultation [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 3 (51). P. 64-71.
2. Volkova A. A. Features of planning of activity of the enterprises of a service industry sector during the post-crisis period [Osobennosti planirovaniya deyatel'nosti predpriyatii sfery uslug v postkrizisnyi period] // News of Southwest state university [Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta]. Series: Economy. Sociology. Management. 2013. N 3. P. 111-116.
3. Volkova A. A. Features of management of development of the enterprises of service of the population [Osobennosti upravleniya razvitiem predpriyatii obsluzhivaniya naseleniya] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2011. N 6. P. 41-45.
4. Voskolovich N. A. Economy of paid services [Ekonomika platnykh uslug]. M. : UNITI-DANA, 2010. 139 p.
5. Karlovskaya E. A. The role and value of the state services in modern public administration [Rol' i znachenie gosudarstvennykh uslug v sovremennom gosudarstvennom upravlenii] : monograph. Khabarovsk : Publishing house of the Pacific State University [Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta], 2010. 179 p.
6. Karpova G. A., Horeva L. V. Classification in tourism: practice and methodology [Klassifikatsiya v turizme: praktika i metodologiya] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2012. N 2. P. 64-69.
7. Klimovich L. K., Tkachenko I. A. The role and a place of a services sector in a social production [Rol' i mesto sfery uslug v obshchestvennom proizvodstve] // Economy Questions [Voprosy ekonomiki]. 2012. N 8. P. 68-74.
8. Komarov V. Growth of national well-being and services sector [Rost narodnogo blagosostoya-niya i sfera uslug] // Economy Questions [Voprosy ekonomiki]. 2011. N 5. P. 34-39.
9. Malova M. M. The domestic market of services in the conditions of the entry of Russia into various economic communities [Otechestvennyi rynok uslug v usloviyakh vstupleniya Rossii v razlichnye ekonomicheskie soobshchestva] // News of St. Petersburg University of Economics
< and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 3.
s P. 105-107.
q 10. Pankov V. S. Evolution of the international economic relations: attempt of forecast till 2017
1 [Evolyutsiya mezhdunarodnykh ekonomicheskikh otnoshenii: popytka prognoza do 2017 go-
2 da] // Safety of Eurasia [Bezopasnost' Evrazii]. 2011. N 3. P. 266-286.
® 11. Petrov A. N., Karpova G. A., Horeva L. V. Conceptualization of approaches to formation of the complete theory of services [Kontseptualizatsiya podkhodov k formirovaniyu tselostnoi teorii uslug] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-
< Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2012. N 1. P. 40-50.
m 12. Plotnikov V. A., Gorelova T. N., Koshkina I. S. Mechanism of state and market regulation of business in a services sector [Mekhanizm gosudarstvenno-rynochnogo regulirovaniya predprinimatel'stva v sfere uslug] // Scientific notes of the St. Petersburg university of management and economy [Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i eko-nomiki]. 2012. N 1. P. 33-39.
13. Rubenstein A. Ya. Economy of public preferences. Structure and evolution of social interest [Ekonomika obshchestvennykh preferentsii. Struktura i evolyutsiya sotsial'nogo interesa]. SPb. : Aleteya, 2008. 560 p.
14. Federal target programs in the tourism sphere [Federal'nye tselevye programmy v sfere tur-izma] // Tourism: law and economy [Turizm: pravo i ekonomika]. 2008. N 2. P. 30-32.